УДК 371 14.15.07
Н.С. Николаев
ПРИНЦИП ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
Статья посвящена вопросам повышения качества образования за счет применения процессного подхода к управлению образованием. Основное внимание уделяется ключевому элементу системы - выпускающей кафедре, которая и должна организовывать работу по подготовке специалистов требуемого заказчиком профиля. Иначе говоря, кафедра должна готовить специалистов не так, как она это умеет, а так, как требуется заказчику.
Изучение, качество, образование, обучение, процесс, показатель, управление.
The article is devoted to the question of improving the quality of education based on the usage of the process approach to education management. The main attention is paid to the key element of the system - the graduating department which should organize the work on preparing the specialists of the required profile. In other words, the department should prepare the specialists according to requirements of the customer.
Studying, quality, education, teaching, process, index, management.
Конституция Российской Федерации определяет образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» [2, ст. 43]. В образовательном процессе происходит усвоение человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
К.Д. Ушинский описывает образование в виде здания, которое базируется на знания, умения и навыки, на основе которых формируются мировоззрение, кругозор, работоспособность, профориентация и др. и достигается определенное развитие личности [4, с. 98]. Совершенно очевидно, что знания, умения и навыки формируются у человека в процессе обучения.
В педагогической литературе обучение трактуется как процесс усвоения знаний и получения на их основе навыков, умений и способов познавательной деятельности человека. Это двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподаватель), так и обучаемый (ученик) в их совместной деятельности. В процессе обучения реализуются его цели: общеобразовательные, воспитательные и развивающие. В результате достижения этих целей у обучаемых формируются некоторые умения и навыки, увеличивающиеся в дальнейшем в процессе работы после окончания вуза.
Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения.
Существует много определений понятий «обучение», «образование», «качество образования» и т.п. Изучением форм организации обучения в наше время занимались И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев, Г. Куписевич. Отдельные формы организации обучения и аспекты нашли свое отражение в работах М.И. Махмутова, Г.Д. Кирилловой, В.П.
Стрезикозина, И.М. Чередова, польского дидакта В. Оконя и др.
Приведенные в статье определения, по мнению автора, в наибольшей степени отображают проблемы, рассматриваемые в данной ситуации.
Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности:
1) носитель знаний,
2) передача знаний,
3) получатель знаний,
4) восприимчивость методик передачи знаний,
5) фундаментальность знаний,
6) востребованность полученных знаний,
7) получение новых знаний.
Качество образования, как понятие относительное, имеет два аспекта: первый - это соответствие стандартам или спецификации, второй - соответствие запросам потребителя [3, с. 2].
Первое «соответствие» часто означает «соответствие цели или применению». Иногда его называют качеством с точки зрения производителя. Под качеством продукции или услуги производитель понимает постоянно отвечающую требованиям стандартов или спецификации производимую им продукцию или оказываемую им услугу. Качество демонстрируется производителем в виде системы, известной как система гарантии качества, которая дает возможность постоянно производить продукцию, услуги, соответствующие определенному стандарту или спецификации. Продукция демонстрирует качество столько времени, сколько этого от нее требует производитель.
Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:
- понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;
- ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;
- постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
Стандарты ИСО серии 9000 определяют восемь принципов менеджмента качества, важнейших среди которых является процессный подход. При реализации процессного подхода к системе менеджмента качества в образовании необходимо учитывать схему взаимодействия различных органов власти, интересы которых лежат в области образования. Достижения теории и практики менеджмента качества с полным основанием могут применяться при создании системы менеджмента качества в образовательных структурах.
Для системы менеджмента качества в образовании применимы следующие принципы:
- ориентация на потребителя;
- учет ситуации на рынке образовательных услуг;
- учет ситуации на рынке труда;
- лидерство руководителя;
- вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников;
- процессный подход к менеджменту;
- системный подход к менеджменту;
- обоснованное принятие управленческих решений;
- постоянное улучшение деятельности учебного учреждения.
Гарантия качества или управление качеством, решаемое, в первую очередь, путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что, в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции.
В общем случае необходимо формировать систему, включающую все процессы, так или иначе задействованные в образовании (основные, вспомогательные, управления, развития ит.д.). Мы рассматриваем только основные, непосредственно формирующие знания, умения и навыки.
В соответствии с вышесказанным, все дисциплины, преподаваемые за время обучения по специальности, можно разделить на три группы: гуманитарные, естественнонаучные и специальные дисциплины. На базе этих групп можно спроектировать структурнологическую схему, определяющую связь между процессами изучения отдельных дисциплин и взаимодействие этих процессов. Вариант структурно-логической схемы, разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Менеджмент организации», приведен на рис. 1.
і 1
Инфраструктура и необходимые ресурсы
Рис. 1. Структурно-логическая схема обучения студента-менеджера (бакалавра)
Представленная на рис. 1 модель построена в полном соответствии модели процесса обучения студентов по ГОСТ Р 52614.2 - 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 в сфере образования» в части обучения студентов дисциплинам, определяемым Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 521500 «Менеджмент».
Для эффективной реализации процессов обучения необходимо, прежде всего, правильно ими управлять. Существует множество методов реализации управления, один из которых представлен на рис. 2.
Рис. 2. Управление процессом обучения
Очевидно, что определяющим эффективность и результативность процесса обучения является управление им многими сторонами (ректором и проректорами, дирекциями институтов, обучающими и выпускающей кафедрой), но, в первую очередь, выпускающей кафедрой. Именно она является владельцем интегрированного процесса обучения, и на нее возлагается ответственность за обучение студентов в целом. Именно она является «синхронизирующим генератором», обеспечивающим координацию работы по обучению всех кафедр и обеспечивающей, таким образом, качество обучения в целом [1, разд. 4]. Следует отметить, что приведенная модель рекомендуется стандартом ГОСТ Р 52614.2 - 2006, но не всегда реализуется на кафедрах в силу влияния самых различных причин (недостаточная подготовка преподавательского состава - особенно -его неопытность, недостаточность финансовых ресурсов, необходимых для совершенствования материально-технической базы кафедр и пр.).
Представленная на рис. 2 модель процесса управления обучением является, на наш взгляд, моделью, которой необходимо придерживаться при организации обучения по всем дисциплинам любой специальности. Однако, в первую очередь, эта модель характеризует роль выпускающей кафедры, так как в блоке «Управление» основную работу по организации процесса обучения в целом должна проводить именно она. В связи с этим обстоятельством выпускающая кафедра разрабатывает методологию обучения по специальности в виде организацию деятельности всех кафедр, участвующих в этом процессе. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко опреде-
ленными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления - временной структурой (исходя из пары категорий диалектики «временное и логическое»).
Для этого на выпускающей кафедре разрабатывается структурно-логическая схема подготовки студентов по выбранной специальности в виде, например, БЯ -модели (модель: сущность - связь) и определяются общие для всех кафедр принципы и алгоритмы изучения дисциплины, позволяющие средне одаренному студенту существенно повысить вероятность решения определенного класса задач в отсутствие преподавателя. Кроме того, на кафедре разрабатываются методики входного контроля, осуществляемого в начале изучения очередной дисциплины. Входной контроль проводится по тесту, разработанному на кафедре по Г осудар-ственному или Университетскому образовательному стандарту по дисциплине, с обязательным уведомлением кафедры, на которой читалась предшествующая дисциплина. Разработанные тесты согласовываются с такими кафедрами.
На кафедре менеджмента этим проблемам уделяется большое внимание, однако следует отметить, что разработка некоторых вопросов пока неудовлетворительна. Например, проблемы, связанные с измерением качества образования. Основная оценка качества проводится путем тестирования по системе ФЕПО, которая далеко не совершенна и требует доработки и т.п.
При проведении входного контроля преподаватель, его осуществляющий, в обязательном порядке должен учитывать основные закономерности забывания, выявленные немецким ученым Г. Эббингаузом [5, с. 15], который установил ряд закономерностей:
- основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием - в этот период теряется наибольший объем материала;
- осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее;
- трудность заучивания пропорциональна объему материала: с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается;
- заучивание в целом эффективнее заучивания по частям;
- если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.
Закономерности, выявленные Г. Эббингаузом, можно дополнить следующим фактом: опытный специалист, получив новую информацию по своей предметной области, встраивает ее в уже сформированный в его сознании контекст и запоминает гораздо лучше, чем посторонний человек.
После проведения входного контроля по разработанному на кафедре тесту его результаты анализируются средствами и инструментами математической статистики, обсуждаются на кафедре и доводятся до преподавателя, который читал предшествующую дисциплину. Этим преподавателем разрабатываются необходимые корректирующие или предупреждающие мероприятия.
В процессе изучения дисциплины ведущим преподавателем разрабатываются три группы показателей: показатели качества изучения очередных разделов и
тем дисциплины (Ккр), показатели качества дисциплины в целом (Ккд) и показатели удовлетворенности потребителя (КкП), т.е. преподавателя, который будет читать последующую дисциплину. Естественно, что показатели удовлетворенности должны разрабатываться с участием этого преподавателя. Кроме того, показатели Ккд должны быть не хуже, чем показатели КкП.
Таким образом, основная ответственность за формирование процесса подготовки студента по той или иной специальности лежит на выпускающей кафедре, которая должна выступать в роли «синхронизирующего генератора», обеспечивающего качество подготовки в целом. Выпускающая кафедра является «владельцем» процесса обучения в целом, а его участники - это кафедры, на которых преподаются те или иные дисциплины. Для обеспечения требуемого качества ректорат
обязан делегировать выпускающей кафедре право приобретать ресурсы, необходимые для организации процесса обучения.
Литература
1. ГОСТ Р 52614.2 - 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 в сфере образования».
2. Конституция РФ. - М., 2008.
3. Николаев, Н.С. Синхронизация работы кафедр в процессе обучения / С.Н. Николаев // Вестник ЧГУ. - 2009. -№ 4. - С. 5 - 8.
4. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. - М., 1988. - Т. 3.
5. Эббингауз, Г. Ассоциативная психология / Г. Эббин-гауз. - М., 2003.
УДК 796.011.1
А.Ю. Осипов, Л А. Гольм, СА. Михайлова
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Сегодня большое количество выпускников высших учебных заведений имеют различные заболевания, что, несомненно, сказывается на их последующей профессиональной деятельности. Исправить сложившуюся ситуацию могут правильно сформированные профессиональные компетенции. Основная роль в формировании необходимых компетенций должна принадлежать, по мнению авторов, кафедрам физической культуры вузов.
Здоровьесбережение, студенты, физическая культура, компетенции, двигательная активность.
Today a large number of graduates of higher educational institutions have different diseases that affect their further professional activity. Correctly formed professional competence can improve the current situation. The role in formation of the necessary competence should belong, in opinion of authors, to the departments of physical culture of the higher education institution.
Health protection, students, physical culture, competence, physical activity.
Введение. На сегодняшний день формирование и развитие у будущих выпускников здоровьесберегающих компетенций является актуальным и социально значимым педагогическим процессом. Доказано, что сохранение и укрепление здоровья специалистов и профессионалов высокого уровня в различных отраслях напрямую влияет на стабильность и результаты их работы. Несомненно, что ведущая роль в данном педагогическом процессе подготовки специалистов должна принадлежать образовательным учреждениям различного типа, в первую очередь, высшим учебным заведениям. В наше время молодой специалист, вышедший из стен вуза, должен в совершенстве владеть всеми необходимыми здоровьесберегающими компетенциями. По мнению Е.А. Юговой, данные компетенции - это комплекс систематизированных знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии здоровья. В этот комплекс также входят знания и умения по разработке и использованию действенных программ сохранения своего здоровья, как в быту, так и в профессиональной деятельности [10, с. 214].
К сожалению, вслед за В.К. Бальсевичем авторы вынуждены признать, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях наблюдается недостаток действенных программ здоровьесбережения [1, с. 2]. По оценкам специалистов до 70 % студентов вузов в той или иной мере не являются здоровыми людьми. За последние 10 лет число студентов с отклонениями в состоянии здоровья постоянно увеличивается. Ежегодно по состоянию здоровья в специальные медицинские группы на разных факультетах зачисляют от 10 до 35 % обучающихся. Увеличение роста заболеваемости среди студенческой молодежи отмечают многие ученые, исследующие данную проблему [3, с. 12]. Подобную картину сегодня можно наблюдать практически в каждом высшем учебном заведении, за исключением физкультурноспортивных вузов.
Значительное количество научно-исследовательских работ свидетельствует, что у студентов от курса к курсу увеличивается частота хронической патологии, и, в первую очередь, это связано с переходом функциональных отклонений в хронические заболевания. Кроме того, на старших курсах отмечается