■ верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, в том числе верхнего предела долга по государственным и муниципальным гарантиям;
■ иные показатели бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В пояснительной записке к проекту бюджета должны быть отражены основные направления налоговой и бюджетной политики, предложена оценка ожидаемого исполнения бюджета и прогноз консолидированных бюджетов.
Проект федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации составляются сроком на три года - очередной финансовый и плановый период. Однако стоит отметить, что проект этих бюджетов в 2015 году был составлен только на очередной финансовый год, то есть 2016 год, что связано с неопределенностью экономической обстановки, но уже в 2017 году проект бюджетов составляется на три года. Проект бюджетов муниципальных образований составляются сроком на один год (очередной финансовый год) или три года (очередной финансовый год и плановый период) согласно муниципальным правовым актам представительных органов муниципальных образований. В случае если проект бюджета был разработан на один год, что местная администрация составляет среднесрочный финансовый план [2].
Список литературы / References
1. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: (принята всенар. голосованием 12.12.1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
И КЛАССИФИКАЦИЯ Финогенова Е.А. Email: [email protected]
Финогенова Евгения Алексеевна — студент, кафедра корпоративного управления и финансов, факультет корпоративной экономики и предпринимательства, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск
Аннотация: в настоящее время, в период глобализации и научно-технического прогресса, происходит быстрое изменение внешней среды, поэтому компании вынуждены приспосабливаться к этим изменениям. Такое изменение внешней среды способствовало усилению интеграционных процессов. В конечном итоге преимущество интеграции проявляется в появлении синергетического эффекта. В статье затрагивается проблема синергетического эффекта, как нового направления в исследовании, рассматриваются различные подходы иностранных и отечественных экономистов к определению «синергетический эффект», а также некоторые варианты классификации эффекта синергии. Ключевые слова: синергетика, синергетический эффект, синергизм, виды синергетического эффекта.
SYNERGETIC EFFECT: APPROACHES TO DEFINITION AND CLASSIFICATION Finogenova E.A.
Finogenova Evgeniia Alekseevna — Student, DEPARTMENT OF CORPORATE GOVERNANCE AND FINANCE, FACULTY OF CORPORATE ECONOMICS AND ENTREPRENEURSHIP, NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, NOVOSIBIRSK
Abstract: currently, during the period of globalization and scientific and technological progress, there is a rapid change in the external environment, so companies are forced to adapt to these changes. Such a change in the external environment contributed to the intensification of integration processes. Ultimately, the advantage of integration is manifested in the appearance of a synergistic effect. The article touches on the problem of the synergetic effect as a new direction in the study, examines the different approaches offoreign and domestic economists to the definition of a "synergistic effect," as well as some options for classifying the synergy effect.
Keywords: synergetic, synergetic effect, synergism, types of synergistic effect.
УДК 330.101
В настоящее время активно происходят изменения во внешней среде, появляются новые современные инновации и инновационные подходы в процессе управления бизнесом. Деловая среда стала изменчивой и непредсказуемой, что требует новых взглядов и инструментов в управлении организациями: традиционные модели управления бизнесом требуют «замены», принятия нестандартных управленческих решений и подходов.
Быстрое изменение внешней среды способствовало усилению интеграционных процессов. При разработке инвестиционной политики в сложных, интегрированных структурах, по сравнению с обособленной компанией, добавляется еще один этап - определение приоритетов развития по отношению к отдельным компаниям (элементам системы бизнеса). Решение о равномерном (пропорциональном) развитии всех компаний, входящих в систему, или неравномерном развитии, определяют структуру системы бизнеса в будущем [7]. Интеграция позволяет повысить эффективность деятельности организаций, усилить конкурентоспособность, а также способствует росту инвестиционной привлекательности. В конечном итоге преимущество интеграции проявляется в появлении синергетического эффекта.
Вообще, данное понятие появляется на Западе в 1969 году. Создателем современного синергетического направления и изобретателем термина «синергетика» является профессор Штутгартского университета и директор Института теоретической физики и синергетики Герман Хакен. По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонент или подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой. Основная идея синергетики заключается в том, что сложные системы качественно меняют свое макроскопическое состояние в результате изменений, происходящих на микроуровне [6].
Термин синергия греческого происхождения и состоит из двух составных частей: «syn» - «вместе», «ergeia» - «труд» [7]. В силу новизны данной сферы знаний сущность синергетического эффекта рассматривается в одностороннем смысле, что не дает возможности раскрыть весь потенциал данного эффекта для повышения результативности деятельности организации.
Единого подхода к определению синергетического эффекта нет. Например, И. Адизес говорил, что синергетический эффект - эффект повышения результативности за счет использования, взаимодействия и взаимосвязи различных видов финансовых инструментов в инновационной деятельности интегрированных организаций. Ч. Барнард считал, что системный эффект, характеризующий систему объемов свойств, позволяющих превысить сумму свойств отдельных составляющих системы. Российские авторы, например, Л.З. Абдокова определяет синергетический эффект, как результате сочетания, соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта или эмерджентности, то есть возникновения новых качеств полученной системы [1, 2, 3].
Другими словами, синергию можно определить, как своего рода, кооперацию, взаимосвязанные и координированные действия, которые способны проявляться в форме стратегического партнерства, взаимовыгодного сотрудничества, слияния и кооперативного взаимодействия.
Многие авторы отождествляют понятие синергетического эффекта с понятиями интеграции и кооперации деятельности. Также эффект синергии могут определять в виде равенств: «1+1=3», «2+2>4» и «2+2+ +синергетический эффект = 5».
Таким образом, синергетический эффект - это результирующий эффект, который проявляется в возрастании эффективности бизнес-процессов организации в процессе взаимодействия, интеграции, слияния разрозненных процессов в мощную, слаженную систему. Синергетический эффект является универсальной категорией, который имеет ряд аспектов, в том числе экономический.
Понятие и виды синергетического эффекта стимулируют руководство организации детально и всесторонне рассматривать и находить конкурентные преимущества деятельности своей организации. Существует ряд классификаций синергетических эффектов.
Классик экономической синергетики И. Ансофф выделяет следующие виды синергетических эффектов:
• торговый (имеет место в случае, если товары поставляются по одним и тем же каналам распределения, их разработкой руководит одна и та же администрация или если они хранятся на одном складе);
• операционный (является результатом более высокой степени использования производственных мощностей и персонала, распределения накладных расходов, преимуществ общих направлений обучения и закупок крупных партий товаров);
• инвестиционный (могут быть следствием совместного использования заводского оборудования, общих запасов сырья, перемещения данных инженерных разработок с одного товара на другой, эксплуатации общего оборудования);
• управленческий (данный тип синергизма во многом определяет общий положительный эффект, хотя фактор менеджмента представлен в ряду компонентов прибыли в неявной форме) [5].
В отличие от И. Ансоффа, который выделяет 4 вида синергетического эффекта, У. Пурше классифицирует синергетические эффекты по 3 направлениям:
• универсальные (данный вид эффектов обычно доступен любой рациональной компании-покупателю, обладающей компетентным менеджментом и необходимыми ресурсами);
• специфические (доступны лишь некоторым компаниям-покупателям, обычно действующим в той же отрасли, что и поглощаемая компания);
• уникальные (достижимы при конкретных сделках, их сложно систематизировать и классифицировать) [6].
Существуют и другие классификации синергетических эффектов. Так, исходя из количества взаимодействующих субъектов выделяют следующие группы синергетических эффектов:
• бинарные (во взаимосвязи участвуют 2 субъекта);
• тернарные (во взаимосвязи участвуют 3 субъекта);
• тетранарные (во взаимосвязи участвуют 4 субъекта);
• многофакторные (во взаимосвязи участвуют субъекты, которые в своем составе имеют систему связанных субъектов).
По месту нахождения субъектов, у которых происходит взаимодействие, синергетический эффект может подразделяться на:
• внутренний (возникает внутри предприятия);
• внешний национальный (возникает между предприятием и субъектом за его пределами, но в границах одного государства);
• внешний международный (возникает между предприятием и субъектами, находящимися за пределами государства) [4].
По знаку результата синергетические эффекты подразделяются на положительные и отрицательные эффекты. При этом, эффект синергии как положительный, так и отрицательный может возникнуть в результате взаимодействия всех составных элементов и факторов организации [1]. Так, если элементы и факторы не взаимодействуют друг с другом, то, естественно, возникает отрицательный синергетический эффект (например, отсутствие опыта и уровня подготовки сотрудников и наличие современного оборудования несет отрицательный эффект), в противном случае, если есть взаимодействие - положительный.
Но в настоящее время наиболее популярной является классификация синергетических эффектов на финансовые и операционные. Операционная синергия - экономия на операционных расходах за счет объединения служб маркетинга, учета, сбыта, упрочнению позиции фирмы на рынке, торговой марки, экономия за счет эффекта масштаба. Финансовая синергия - экономия за счет изменения источников финансирования, стоимости финансирования и прочих выгод. Если эффект операционной синергии предполагает снижение управленческих и коммерческих расходов, экономию на затратах на проведение научно-исследовательских работ, увеличение рыночной ниши и объемов продаж и т.д., то финансовая синергия характеризуется снижением финансовых издержек по привлечению заемного капитала, ростом доходности инвестиционных проектов, возможностью снижения налоговых платежей на свои свободные денежные потоки [8].
Таким образом, классификация синергетических эффектов широка и разнообразна. Однако наибольший интерес представляет разделение эффекта синергии на финансовые и операционные, поскольку именно они рассматривают влияние различных финансовых инструментов на повышение эффективности деятельности организации.
Список литературы / References
1 Абдокова Л.З. Синергетический эффект как результат эффективного управления // Фундаментальные исследования, 2016. № 10. С. 581-584.
2 Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует / И. Адизес. М.: «Альпина Паблишер», 2014. 272 с.
3 Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации / Ч. Барнард. М.: Социум. ИРИСМ, 2012. 28 с.
4 Боровинский Д.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции (современные методики расчетов) / Д.В. Боровинский,
B.В. Куимов. Красноярск: СФУ, 2014. 172 с.
5 Журова Л.И. Подходы к оценке синергетического эффекта корпоративной системы // Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2016. № 3. С. 26-31.
6 Коречков Ю.В., Джиоев О.В. Синергетический эффект интеграционных процессов и мультипликация инвестиций в интегрированных организациях // Науковедение, 2015. № 2.
C. 101-109.
7 Николаева Н.Ю., Васильева Н.С. Обоснование выбора критерия для принятия инвестиционных решений в системах бизнеса // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 9 (27). С. 84-86.
8 Финогенова Е.А. Эффективность реструктуризации предприятий // Вестник науки и образования, 2016. № 11 (12). С. 61-63.