Синергетическая модель
конкурентных преимуществ предприятия
А. Ф. Уваров,
к. э. н., проректор по экономике, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
С. В. Денисов,
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, аспирант Отделения кафедры ЮНЕСКО
Н. А. Оленичева,
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, аспирант Отделения кафедры ЮНЕСКО
Предлагается синергетическая модель конкурентных преимуществ предприятия позволяющая разработать конкурентные преимущества микроуровня экономической системы, обеспечивающих превосходство инновационного предприятия в разные периоды времени.
Проблема конкурентных преимуществ как факторов, обеспечивающих превосходство страны, региона, предприятия и т. п. изучалась с самых ранних этапов становления экономической науки и была сопряжена с такой традиционной для нее проблемой как конкурентная борьба в условиях ограниченности ресурсов. Однако, изменение условий конкуренции, переоценка и поиск новых источников конкурентных преимуществ, позволяющих социально-экономической системе выходить на более высокие уровни развития, должны отражаться и в современной экономической науке.
В настоящее время перед экономической наукой стоит сложная задача формирования методологии обеспечения конкурентных преимуществ, учитывающей постиндустриальные тенденции, а также российскую действительность. Методологические аспекты обеспечения конкурентных преимуществ прежде всего разрабатывались применительно к макроуровню экономической системы. Конкурентные преимущества макроуровня агрегируются в понятие конкурентоспособности национальной экономики, что определяет место и престиж страны в мировом сообществе, уровень и качество жизни населения. Изучение подходов к конкурентоспособности и конкурентным преимуществам на макроуровне остается значимым, во-первых, для решения прикладных проблем, связанных с Россией. Низкая конкурентоспособность современной российской экономики порождена прежними условиями хозяйствования, а также объективными трудностями переходного периода и субъективными ошибками в проводимой экономической политике.
Synergetic model of enterprise competitive advantages is proposed, which allows to develop competitive advantages of a micro level business system. These advantages lead to superiority of innovation enterprise in various periods of time.
Значимость макроуровневых подходов определяется их применимостью к следующему уровню в иерархии конкурентных полей — мезоуровню. Выделение мезоуровня как особого конкурентного поля позволяет учитывать важные в постиндустриальном аспекте глубинные составляющие конкурентных преимуществ, которые не достаточно заметны на макроуровне, а также рассматривать различные сетевые структуры, являющиеся подсистемами среднего уровня экономической иерархии. В качестве субъектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности мезоуровня и формирование сильных, устойчивых конкурентных преимуществ, выступают региональная администрация, деловые и общественные региональные силы, представляющие сложившуюся систему управления. В связи с чем регион можно считать «эпицентром конкурентоспособности» национальной экономики. Соответственно, необходимо анализировать региональные факторы, способствующие конкурентоспособности товаров и услуг, которые должны учитываться органами власти на местах при разработке моделей экономического поведения.
В связи с трудностями российских реформ 1990х гг., с необходимостью рассматрения проблем и методологии инновационного развития, определяющих деятельность отечественной промышленности и товаропроизводителей, большое значение приобретает разработка конкурентных преимуществ микроуровня экономической системы [1]. В исследованиях отечественных ученых-экономистов, таких как Ю. П. Адлер, Г. А. Барышева, В. Л. Белоусов, Г. Д. Ковалев, О. В. Козловская, И. М. Лифиц,
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
Л. Н. Оголева, В. В. Окрепилов, Ю. М. Осипов, А. Г. Поршнев, Р. А. Фатхутдинов, А. Ю. Юданов и др. освещаются методологические основы и инструментальные средства инновационного управления конкурентоспособностью продукции, но в них, как и в ряде других публикаций, в недостаточной степени раскрываются вопросы формирования объективных конкурентных преимуществ микроуровня (предприятий, отраслей, комплексов и т. п.) на современном этапе.
Конкурентные преимущества предприятия — это уникальные осязаемые и неосязаемые активы, которыми оно владеет, те сферы деятельности, которые стратегически важны для его бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Конкурентные преимущества существуют тогда, когда вы можете получить прибыль выше средней для фирм данной отрасли или сегмента рынка. Осязаемые ресурсы или материальные активы — это физические и финансовые активы предприятия, которые отражены в бухгалтерском балансе (основные фонды, денежные средства и т. д.). Неосязаемые ресурсы или нематериальные активы — это, как правило, качественные характеристики предприятия. Сюда входят не связанные с людьми неосязаемые активы — торговая марка, престиж, имидж предприятия и неосязаемые человеческие ресурсы — квалификация персонала, опыт, компетенция, известность управленческой команды, в общем, человеческий капитал. Формы конкурентных преимуществ — самые разнообразные в зависимости от специфики отрасли и рынка. Главное требование — отличие от конкурентов должно быть реальным, выразительным, существенным. Конкурентные преимущества являются основой стратегии любой фирмы и должны быть защищены (способы защиты — монополия, секретность и т. д.). Фирма, как правило, должна иметь несколько (четыре-пять) конкурентных преимуществ из следующего
ряда: известное имя; мастерство и опыт работников; высокое качество услуг; индивидуальный контакт с клиентами; ориентация на потребителя, его запросы и пожелания; эффективная реклама и благоприятные условия для продажи услуг; развитая сеть филиалов, приемных пунктов; выгодное местоположение; хорошая материальная база (персонал, деньги, оборудование); комплекс дополнительных услуг; стратегии обеспечения конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и, как правило, дорогостоящим процессом. Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов (рис. 1).
Для сохранения или, наоборот, изменения конкурентных преимуществ в связи с изменениями конкурентной среды и предпочтений потребителей необходим постоянный мониторинг действий конкурентов и отслеживание изменений потребительских предпочтений.
Конкурентные преимущества предприятия в отрасли определяются широтой целевого рынка. Поэтому перед выбором одной из общих стратегий предприятие должно определить ряд ограничивающих факторов: ассортиментный набор продуктов, который оно будет производить, а также тип потенциальных покупателей; планируемые каналы распределения продукции; регион, в котором оно будет продавать продукцию, а также ряд смежных отраслей, в которых собирается конкурировать. При этом предприятие может выбрать массовый рынок или узкую рыночную нишу. Комбинируя целевые рынки с основными стратегиями, предприятие расширяет область выбора стратегий. Когда стратегии минимизации затрат и дифференциации продукции нацелены на массовый рынок, они называются лидерством в
. Источники конкурентных преимуществ:
• преимущества высокого ранга (наличие
у предприятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентов, долговременных НИОК^ развитого маркетинга, новейших технологий, современного менеджмента, долговременных связей с покупателями);
• преимущества низкого ранга (связанные с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья)
2. Очевидность источников конкурентных преимуществ (дешевое сырье, определенная технология, зависимость от конкретного поставщика)
Конкурентные преимущества
3. Отказ от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового (создает барьеры для имитаторов)
4. Инновации Для удержания лидирующего положения сроки внедрения инноваций должны, по крайней мере, равняться срокам их возможного повторения конкурентами или превосходить их. Инновационный процесс позволяет предприятию переходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого ранга и увеличить число их источников
Рис. 1. Факторы сохранения конкурентных преимуществ предприятия
Рис. 2. Графическая интерпретация синергетической модели конкурентных преимуществ предприятия, где (Р1 , Р2 ,..., Рп — цена продукции (услуг); О1 , О2.., 0^ — качество продукции (услуг); КП — показатель уровня (количества и качества) конкурентных преимуществ предприятия в разные периоды времени; Рй1в, Рй2в,..., Рй^, Рз1н, Рз1н,..., Р^1н — максимальная и минимальная цена, соответственно, которую готов заплатить потребитель; 0й1н, 0й2н,..., 0йпН, 051в, 0^1в,..., 051в — нижний и верхний предельный уровень качества продукции производителя; М1в, М2в,.., Мпв, М1н, М2н,..., Мпн — максимальный и минимальный уровень конкурентоспособности продукции (услуг) производителя; ^, $2,..., $п — кривые рыночной стратегии производителя; й1, й2,..., йп — кривые потребительского поведения
издержках и дифференциацией продукции соответственно. Но когда эти же стратегии нацелены на рыночную нишу, они называются фокусированием.
Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей расширения его ресурсов. Именно внутренняя среда предприятия во многом определяет выполнимость выбранной стратегии. Существует множество путей стратегий предприятия: производственная, товарная, ценовая и т. п., в основе которых лежат конкурентные преимущества, например:
1. Стратегия низкой себестоимости, но не обязательно низкой цены (конкурентные преимущества за счет низких по сравнению с конкурентами издержек производства).
2. Стратегия дифференциации услуг, т. е. приспособление их к нуждам определенных групп потребителей.
3. Стратегия первопроходца (фирмы инновационного типа, предлагающие новые виды услуг). При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли, в которой работает предприятие. Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются: лидерство в издерж-
ках (себестоимости продукции); дифференциация продукции; фокусирование (концентрация); ранний выход на рынок (стратегия первопроходца); синергизм.
Первые три направления М. Портер [1] называет базовыми стратегиями, имея в виду их универсальную применимость. Но в принципе могут быть и другие направления достижения конкурентных преимуществ. Так, основой стратегии может быть характеристика бизнеса — инновационный, синергетический.
В настоящей работе рассматривается в качестве стратегии инновационная характеристика бизнеса, когда конкурентные преимущества формируются исходя:
> из стратегии удержания лидирующего положения предприятия на рынке товаров и услуг, когда инновационный процесс позволяет предприятию переходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого ранга и увеличивать число их источников (наличие у предприятия квалифицированного персонала, патентов и новейших технологий, долговременных НИОКР, современного менеджмента и маркетинга на основе оценки уровней конкурентоспособности производимых товаров и услуг в сравнении с конкурентами);
> дифференциации цен на продукцию и услуги, т. е. приспособления их к нуждам определенных групп потребителей.
Для формирования конкурентных преимуществ инновационной политики предприятия эффективно
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
применение эконометрической модели потребительского поведения и рыночной стратегии производителя «цена - качество» [1]. Предлагается синергетическая модель конкурентных преимуществ предприятия (рис. 2), методологически основанная на этой модели, в которой желания и бюджетные ограничения потребителя находятся в определенной функциональной взаимосвязи с производственными возможностями производителя (капиталом, людьми, материалами, технологией и информацией). Она графически интерпретируется с моделью «цена - качество», но представляет собой объемный процесс, третьей координатой которого является показатель уровня конкурентных преимуществ предприятия в зависимости от периода его деятельности.
Выполняются исследования по созданию алгоритмов оценки цены и качества продукции (услуг) в зависимости от величины показателя уровня (количества и качества) конкурентных преимуществ предприятия в разные периоды времени для моделирования синергетического эффекта деятельности инновационного предприятия.
Литература
1. Ю. М. Осипов. Конкурентоспособность наукоемкой машиностроительной продукции: экономика и менеджмент. Томск, Изд-во ТУСУР, 2002.
2. M. Porter. What is strategy? Harvard Business Review, November-December, 1996.