Научная статья на тему 'Синдром внезапной смерти младенцев в структуре младенческой смертности на примере Республики Коми: анализ за 1997-2014 годы'

Синдром внезапной смерти младенцев в структуре младенческой смертности на примере Республики Коми: анализ за 1997-2014 годы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Кораблева Н.Н., Кораблев А.В., Кустышев И.Г., Труфанов В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синдром внезапной смерти младенцев в структуре младенческой смертности на примере Республики Коми: анализ за 1997-2014 годы»

ТЕЗИСЫ. IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «ДЕТСКАЯ КАРДИОЛОГИЯ 2016»

2. При транзиторной ишемии миокарда новорожденных выявляются нарушения региональной сократимости миокарда, которые проявляются в виде снижения глобального систолического продольного стрейна левого желудочка.

277 ДНЕЙ И ВСЯ ЖИЗНЬ

ИГНАШИНА Е.Г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ И НЕОНАТОЛОГИИ ГБОУ ДПО КГМА МИНЗДРАВА РОССИИ, КАЗАНЬ

Цель: показать значимость и выявить частоту встречаемости врожденных аномалий развития врожденной и наследственной патологии сердечно-сосудистой системы у плода и новорожденного ребенка.

Методы: Проведен анализ результатов скринингов по ранней диагностике врожденной патологии сердечно-сосудистой системы в дородовом, перинатальном и неонатальном периодах жизни ребенка. Дородовый скрининг проводился с использованием экспертных ультразвуковых аппаратов с исследованием маркерных белков на сертифицированном анализаторе Kriptor BRAHMS. Обработка данные по программе Астрайя, по модулю FMF. Использовались катамнестические результаты кардиологического скрининга беременных и электрокардиографического скрининга новорожденных в родильных домах.

Результаты: при ретроспективном анализе кардиологического скрининга 102 000 беременных (2005-2015 гг.) выявлена впервые патология сердечно-сосудистой системы у 5% из них 24% артериальная гипертензия, 21% — нарушения ритма сердца, 19% — врожденные и приобретенные пороки сердца и сосудов и др. патология. Беременные с выявленными врожденными пороками сердца (ВПС) были ориентированы на необходимость обследования будущего ребенка на предмет ВПС. При анализе результатов дородовой диагностики 215 000 плодов (2011-2015 г.г.) начиная с 13-14 недель срока гистации, при использовании в дальнейшем, по показаниям, инвазивных методов диагностики, была выявлена врожденная и наследственная патология в 2% случаев, из них 19% — хромосомные заболевания и в 81% — аномалии развития, в том числе сочетанные с хромосомными. Из всех врожденных аномалий развития 25% составили пороки сердечно-сосудистой системы. При ретроспективном анализе электрокардиографического скрининга новорожденных в родильных домах (20012010 гг.) были зарегистрированы отклонения от норы на ЭКГ у 8-9% новорожденных. Нарушения ритма и проводимости были зарегистрированы с частотой 67 на 1000 обследованных новорожденных. С распространенностью 9,1 на 1000 детей зарегистрирован

длинный интервала QT — QTс >440 мс ^Т с = 440460 мс - 53,9%; QTс = 470-590 мс - 46,1%). Все новорожденные на этапе родильного дома не зависимо от величины интервала QT, не имели клинических критериев SLQT. При наблюдении в катамнезе у нескольких детей с WPW и другими нарушениями ритма и проводимости выявлены врожденные пороки сердца и синдром Кортагенера.

Выводы: дородовый период и ранний неонаталь-ный период в жизни плода и новорожденного ребенка — 277 дней — являются знаковым этапом, определяющим дальнейшую жизнь и развитие ребенка. Именно в это время можно диагностировать врожденную патологию сердечно-сосудистой системы, как не совместимую с жизнью (и провести своевременную элиминацию плода), так и требующую немедленной коррекции после рождения.

СИНДРОМ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ МЛАДЕНЦЕВ В СТРУКТУРЕ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ: АНАЛИЗ ЗА 1997-2014 ГОДЫ

КОРАБЛЕВА Н.Н.', КОРАБЛЕВА.В.'2, КУСТЫШЕВ И.Г.2, ТРУФАНОВ В.Н.3

1КОМИ ФИЛИАЛ ГБОУ ВПО КИРОВСКАЯ ГМА МЗ РФ, СЫКТЫВКАР

2ГУ РК «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА», СЫКТЫВКАР

Республика Коми (РК) среди всех регионов Российской Федерации в течение последних лет занимает лидирующие позиции в плане низких показателей младенческой смертности (2014 год — 5,1%с). СВС занимает третье место в структуре причин младенческой смертности (МС) в регионе в течение последних 5 лет.

Цель: изучение некоторых эпидемиологических характеристик и анализ факторов риска синдрома внезапной смерти младенцев в Республике Коми (РК) за период с 1997 по 2014г.г.

Материалы и методы: ретроспективный анализ данных журналов регистрации случаев смерти детей до года организационно-методического отдела ГУ «Республиканская детская больница», карт изучения младенческой смертности, протоколов патологоана-томического исследования.

Результаты и их обсуждение: За период с 1997 по 2014 гг. в РК в качестве заключительного пато-морфологического диагноза СВС был признан в 132 случаях из 1765 детей, умерших до года. Таким образом, в среднем 7 детей грудного возраста в РК ежегодно умирают от СВС. Совокупный показатель младенческой смертности от СВС составил 0,66±0,31%с (медиана — 0,60%с). При этом за последние 5 лет (уровень МС в регионе в среднем — 5,26±0,61%с) младенческая смертность от СВС составила 0,49±0,21%с.

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIIIPEDIATRII, 3, 2016

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ И НЕОНАТАЛЬНАЯ КАРДИОЛОГИЯ

Это сопоставимо с уровнем смерти детей первого года жизни от синдрома внезапной смерти младенцев, регистрируемым в США (0,4%с в 2013 году) и тех странах Западной Европы, которые имеют схожий уровень младенческой смертности (Латвия). Удельный вес СВС в младенческой смертности составил в среднем 8,2±4,0 %, что превышает показатель по РФ. Это, вероятно, связано с тем, что уровень оказания перинатальной помощи в РК в целом выше, чем по РФ. И дети, которые не погибли во время перинатального периода, относятся в группу высокого риска по СВС. Тенденция роста удельного веса СВС в МС четко прослеживается только с 1997 по 2002 год — более чем в 3 раза, в среднем 7,0±3,8%. При этом МС за этот период снизилась на 44%. С 2003 года удельный вес СВС не коррелировал в показателями МС и в среднем составил 9,0±4,1%. При этом МС неуклонно снижалась — к 2014 году снижение отмечено на 43%. В течение ряда лет синдром внезапной смерти младенцев выходит на 3 место после младенческой смертности от перинатальных причин и врожденных пороков развития. «Пиковыми» явились 2002, 2003 и 2008 гг., когда младенческая смертность от СВС превышала 1 %с. Удельный вес синдрома внезапной смерти в структуре постнеонатальной смертности (ПНС) повторяет тенденции, как и в структуре МС в целом. Совокупно за весь исследуемый период среди случаев смерти младенцев в постнеонатальном периоде СВС имел место в 13,9±6,2 %. Тем не менее, он значительно меньше, чем в странах с низкими показателями младенческой смертности, где случаи смерти от синдрома внезапной смерти детей грудного возраста составляют от 25 до 50 и более процентов в структуре ПНС. Среди причин ПНС синдром внезапной смерти стойко занимает 3 место, а в 2008 и 2010 году вышел на 2 место. График смертности от СВС имеет зеркальное отображение относительно графика смертности от перинатальных причин. На наш взгляд, это связано с тем, что современные неонатальные технологии позволяют выхаживать детей с тяжелой перинатальной патологией, но гибель ребенка, имеющего предрасполагающие факторы, может реализоваться в последующие критические периоды его жизни.

Выводы: СВС является одной из значимых медико-социальных проблем в Республике Коми, так как имеет место его тенденция к росту. Достаточно весомый вклад СВС в младенческую и постнеона-тальную смертность диктует необходимость дальнейшего его изучения, а также активизацию мероприятий по его профилактике.

СИНДРОМ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ МЛАДЕНЦЕВ В СТРУКТУРЕ СМЕРТНОСТИ НА ДОМУ

КОРАБЛЕВА Н.Н.', КОРАБЛЕВА.В.'2

1КОМИ ФИЛИАЛ ГБОУ ВПО КИРОВСКАЯ ГМА МЗ РФ, СЫКТЫВКАР

2ГУ РК «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА», СЫКТЫВКАР

Смерть во сне ребенка первого года жизни традиционно ассоциируется с синдромом внезапной смерти младенцев (СВС) (МКБ-10 R95). Однако, СВС - лишь часть, хотя и самая значимая, состояний, объединяемых термином «внезапная неожиданная смерть младенцев» (ВНСМ) (sudden unexpected infant death (SUID) или sudden unexpected death in infancy (SUDI)). Не менее весомую часть случаев ВНСМ составляют случайная асфиксия и удушение в кровати (W75), а также неизвестные и неопределенные случаи (R99).

Цель: изучение вклада СВС в смертность детей грудного возраста на дому в Республике Коми (РК) за период 2000-2014 гг.

Материалы и методы: ретроспективный анализ карт изучения младенческой смертности, протоколов патологоанатомического исследования, историй развития детей (ф112).

Результаты и их обсуждение: За период с 2000 по 2014 г.г. в РК отмечена тенденция к росту смертности детей первого года жизни на дому в структуре младенческой смертности (МС): с 19,2% в 2000г. до 30,2% (медиана — 27,0%). СВС занимает первое место в структуре смертности на дому, составив в среднем 38,0±15,5 % (на 2 месте — внутриутробные инфекции — 20,7±2,9 %). Нами проведен подробный анализ случаев смертности на дому детей первого года жизни в 2011 году. Выбор данного года не случаен — он демонстрирует самый низкий «вклад» СВС в младенческую смертность на дому за последние 5 лет. Всего в 2011 году в РК умерло 52 ребенка до года, из них на дому — 21 (38,2%). Структура умерших по возрасту распределилась следующим образом: дети первых четырех месяцев жизни — 72%, на 5-6 месяце — 14% и старше 6 месяцев — 14%. При направлении на аутопсию диагноз «СВС» был выставлен в 50% случаев. Синдром внезапной смерти младенцев после проведения аутопсии составил 20%, а остальные случаи расценены как генерализованная внутриутробная инфекция (ГВУИ) (50%) и острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) (10%). Подробный анализ документации случаев смерти от инфекционных причин (ГВУИ+ОРВИ) выявил, что в 36% случаев вообще не проведено изучение обстоятельств смерти (кем, где именно, в каком положении был найден ребенок, что предшествовало этому событию, принимались ли какие-либо лекарства и т.д.). Кроме того, в 43% имелись факторы «небезопасного сна младенца»: сон в одной кровати с родителями или родственниками, сон в коляске или другом месте, небезопасном для младенца, сон в положении на животе. Было выявлено, что 93% детей находились на искусственном или смешанном вскармливании,

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 3, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.