Территория науки. 2015. № 5
недостаточным для управленческой деятельности и требует создания специально-организованных условий по их развитию.
Список литературы
1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/В.Ю. Дорошенко - 2009 г. - 31 с.
2. Практическая психология для менеджеров.-- М.: Филинъ, -2010 г. - 17 с.
3. Психологические тесты для деловых людей//П рилож. к журн. Управлени персоналом/Сост. Н.А. Литвинцева.-- М.,- 2008 г. - 351 с.
4. Министерство общего и профессионально образование Р.Ф «Основы менеджмента» изд. «Цент» - 2008 г. - 275 с.
5. Организационное поведение / учебник Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова.- М.: Экономист, - 2005 г. - 146 с.
Клевцова Н. А.
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: профессиональная среда, синдром
эмоционального выгорания, трудовая деятельность.
Key words: professional environment, burnout syndrome, labor activity.
Аннотация: в статье предпринята попытка рассмотрения вопроса эмоционального выгорания специалиста сферы «человек-человек». Дается характеристика факторов эмоционального выгорания. Предлагается интерпретация моделей эмоционального выгорания, их особенностей.
Abstract: the article attempts to address the issue of burnout professionals of "man-man". The characteristic factors of burnout. Proposed interpretation models of burnout, their features.
Трудовая деятельность определяет весь наш уклад жизни, занимая большую часть времени, отражая и формируя систему субъективных ценностей человека, создавая «социальный фон», его ближайшие и отдалённые перспективы.
Многие профессионалы замечали, что ощущение удовольствия и удовлетворения от любимой работы, общения с коллегами постепенно блекнут; результаты своего труда радуют всё меньше; перспективы профессионального роста размываются; портятся взаимоотношения с
63
Территория науки. 2015. № 5
начальством и подчинёнными; возникают проблемы в общении с родными и близкими.
Взаимосвязь человека с профессией на протяжении долгих лет изучалась сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее удовлетворенности процессом труда, профессиональной пригодности и т.д.
Таким образом, любая профессия влияет на исполнителя позитивным или негативным образом, отражаясь на характере, психоэмоциональном статусе, поведенческих и других реакциях, динамика которых, в свою очередь, определяет качество выполняемых им профессиональных действий.
Состояния утомлённости, раздражительности, конфликтности, агрессии становятся всё более длительными и плохо управляемыми. В начале трудового дня всё чаще используется волевой фактор как подстёгивающий бич, а конец его приносит чувство колоссального облегчения. Нарастает чувство внутренней неудовлетворённости, снижается требовательность к себе, качеству своего труда. Круг замыкается.
Важнейшим и наиболее ярко проявляющимся негативным фактором рассогласования профессионального взаимодействия является Синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
Исследование факторов, противостоящих профессиональному развитию, обусловливалось желанием сделать труд надежным, безопасным, созидательным, тем самым, повысив его эффективность. При этом учет индивидуально-типологических свойств человека сводился к профотбору и выработке индивидуального стиля деятельности, а также факторов, негативно сказывающиеся на профессиональном развитии.
Неблагоприятная социально-экономическая ситуация, низкая организационная культура труда, отсутствие адекватной социальнопрофессиональной мотивации, недостаточный набор профессионально важных качеств, психофизиологических свойств и др. снижает качество труда.
Вместе с этим, при проведении исследований психологи подчеркивают, что профессиональное развитие сопровождается периодами регресса, стагнации, кризисами, дезадаптацией, деформациями, а в редких случаях и профессиональной деградацией человека.
Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк, подробно описав кризисы профессионального становления личности, разделили их на две группы: нормативные (часто встречающиеся при переходе от одной
64
Территория науки. 2015. № 5
стадии профессионализации к другой) и ненормативные — вызванные психотравмирующими факторами, неблагоприятными
обстоятельствами.
К первой группе относятся следующие кризисы:
- Кризис нереализованности. Он возникает в тех случаях, когда по разным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни.
- Кризис опустошенности возникает в ситуации, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее.
- Кризис бесперспективности возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем.
Строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту нет смысла, потому что их возникновение и протекание очень индивидуально. Самое важное — своевременно, в зародыше, их усматривать и рационально из них выходить.
Т. В. Форманюк выделяет как симптомокомплекс эмоционального выгорания следующие проявления: чувство эмоционально истощения, изнеможения, дегуманизация, деперсонализация, тенденция развивать негативное отношение к субъекту деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане.
Главными признаками синдрома эмоционального выгорания являются:
- достижение индивидуального предела возможностей рационального «Я» противостоять истощению, противодействовать сгоранию, самосохраняясь;
- внутренний психологический опыт, включая чувства, установки, мотивы, ожидания;
- негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистрессы, дискомфорт, дисфункции и негативные последствия.
Социальный, личностный и фактор среды играют важную роль в формировании синдрома эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание означает опустошение еще до того, как психические ресурсы человека-деятеля естественным образом восполнились, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, являющихся неотъемлемой частью жизни.
Д.Г. Трунов отличает синдром эмоционального выгорания от профессиональной деформации. Профессиональная деформация, по его мнению, проявляется в жизненных ситуациях вне работы.
65
Территория науки. 2015. № 5
Синдром сгорания в этом плане представляется как потеря контролирующей роли «Я - профессионального» и внедрение «Я -человеческого» в область профессиональной компетенции.
Анализируя теоретико-методологическую литературу, выделяются несколько моделей формирования синдрома эмоционального выгорания:
Однофакторная модель эмоционального выгорания (Э. Пайнс, Аронсон). Согласно этой модели, СЭВ — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием.
В следующей двухфакторной модели (Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х.Сиксма) синдром эмоционального выгорания сводится к конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент - эмоциональное истощение, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй - деперсонализация, проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».
В трехфакторной модели (К. Маслач и С. Джексон) синдром эмоционального выгорания представлен трехмерным конструктом, включающим в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
В четырехфакторной модели (Л. Мимз, К. Иваниски, Р. Шваб) выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т.д.
Процессуальные модели СЭВ рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы и стадии, а также как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к индивидуумам
профессиональной деятельности. Специалист, подверженный
выгоранию, пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними, как способ преодолеть истощение. Параллельно
66
Территория науки. 2015. № 5
развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).
Список литературы
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. / В.В. Бойко. - М.: Информац. издт. дом Филин, 1996. - 256с.
2. Деркач А. А. Акмеология / А. А.Деркач, В. Г. Зазыкин. - М., 2009.-246с.
3. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. -СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
4. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. - 2002, том 23, №3. - С.85-95.
5. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 8489.
6. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального» сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С.. 57 - 63.
Ларина А.А.
ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: ценности, молодёжь, современное общество, социокультурная среда.
Key words: values, youth, modern society, socio-cultural environment.
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются основные
элементы, причины, влияющие на формирование основных ценностей современной молодежи.
Abstract: this article examines the basic elements, the causes influencing the formation of the core values of today's youth.
Современная жизнь требует кардинального изменения векового самосознания общества как следствия кардинальных изменений в экономике и производстве под влиянием научно-технической революции, изменения стиля и характера во всех сферах общественной жизни.
Социокультурная среда выступает мощным формирующим элементом целостной системы личности. В условиях социальных
67