Научная статья на тему 'СИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ” У ЛИЦ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ'

СИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ” У ЛИЦ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To study the specific features of the burnout syndrome (BOS) in communicative professional workers, the authors examined 138 communicative workers (94 females and 44 males); of them there were 51 physical education masters, 43 elementary school teachers, 20 consulting shop assistants, and 24 legal officers. BOS was detected in more than two thirds of elementary school teachers and more than a third of physical education masters, consulting shop assistants, legal officers, and practitioners. The completely developed BOS was most frequently encountered in elementary school teachers (in every four individuals), slightly less frequently in practitioners, consulting shop assistants, and legal officers (in every ten persons). The highest BOS levels were observed in elementary school teachers having a service length of less than 5 years and in legal officers and practitioners having a service length of more than 10 years. The paper provides evidence for the expediency of complex preventive measures for the representatives of these professions and for psychological support of their professional activities.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ” У ЛИЦ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ»

гической нормы и ниже (включая ЖЕЛ), чем в трех других сравниваемых группах (/> < 0,05). Достоверных различий клинических и функциональных показателей в зависимости от характера профессиональной деятельности выявлено не было.

Выраженность симптомов бронхолегочной патологии у рабочих, занятых в добыче медно-нике-левой руды, возрастала с увеличением продолжительности работы (табл. 3). Обследованные лица со стажем работы 6—14 лет чаще по сравнению с лицами со стажем до 5 лет предъявляли жалобы на утренний кашель сухой и с выделением мокроты, затрудненное дыхание, у них аускультативно чаше определялось жесткое дыхание. При стаже работы 15 лет и более выраженность клинической симптоматики нарастала, аускультативно чаще выявлялись жесткое дыхание и сухие рассеянные свистящие и жужжащие хрипы (р < 0,05). С увеличением стажа работы росли показатели распространенности ХБ и ХОБЛ. При длительности работы до 5 лет распространенность ХБ была 20,5%, 6—14 лет — 29,1%, 15 лет и более — 34,1%. Для ХОБЛ эти показатели составили соответственно 2,8; 3,3 и 6,5%.

На показатели распространенности ХБ существенно влияло курение и его интенсивность. ХБ диагностировался у 39,3% курящих и только у 4,3% некурящих работников. При АК > 10 пачек в год, который считается достоверным фактором риска формирования бронхолегочных заболеваний [1], ХБ определялся у 56,1%, а при АК < 10 пачек в год — у 22,1% обследованных.

Таким образом, проведенные исследования показали, что для рабочих, занятых подземной добычей медно-никелевой руды со средним стажем работы 10 лет и условиями труда класса 3 степени 2— 3, характерно:

1) формирование у более чем четверти работников ХБ с умеренно выраженными клиническими симптомами и без стабильных нарушений ФВД, который существенно не сказывается на профессиональной трудоспособности даже при выполнении работ, связанных с тяжелой физической нагрузкой;

2) формирование ХОБЛ, значительно ограничивающей профессиональную работоспособность, происходит только у 3% данного контингента работников; БА (атопическая, легкого течения) в фазе стойкой ремиссии выявляется у 1,5% обследованных лиц, развивается до начала работы, ее редкие обострения не связаны с профессиональными вредностями.

Для раннего проведения профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий среди рабочих, занятых подземной добычей медно-никеле-вой руды, целесообразно выделение группы риска (стадия ПБ), которая по клиническим и функциональным признакам существенно отличается как от здоровых лиц, так и от больных с уже сформировавшимися ХБ и ХОБЛ.

Л итература

1. Палеев Н. Р., Ильченко В. А. // Болезни органов дыхания: Руководство для врачей. — М., 1990. — Т. 3. - С. 110-119.

2. Попондопуло А. Н., Карпу шин С. С., Бродягин Н. А. // Гиг. и сан. - 1987. - № 5. - С. 81-82.

3. Попондопуло А. Н. Физиолого-гигиеническая характеристика условий труда при интенсификации подземной добычи полезных ископаемых на Крайнем Севере: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1992.

4. Хроническая обструктивная болезнь легких: Практическое руководство для врачей. — М., 2004.

5. Хронический бронхит и обструктивная болезнь легких / Под ред. А. Н. Кокосова. — СПб., 2002.

Поступила 02.04.07

Summary. Examinations were made in 220 male workers exposed to dust-gas (low-silicon dioxide, nitric oxides, and carbon oxide) mixture, physical exercises, and cooling microclimate on deep-mined output of copper-nickel ore. Twenty-eight per cent of the workers were found to have evolving chronic bronchitis that did not substantially affect the patients' working capacity; 3.2% had chronic obstructive pulmonary disease and 1.4% had asthma that had developed before the onset of professional activity. 32.3% of the examinees were ascertained to have individual clinicofunctional disorders that permit their identification as a bronchopulmonary disease risk group to carry out early preventive and rehabilitative measures.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.62:616-092:612.821

П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова

СИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ" У ЛИЦ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ

Северный государственный медицинский университет, Архангельск

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [5].

К профессиональным факторам риска СЭВ наиболее часто относят "помогающие", альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям. Наиболее подвержены СЭВ люди коммуникативных профессий — врачи,

педагоги, управленцы, менеджеры, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, спасатели. СЭВ у них описан достаточно часто (от 30 до 90% работающих) [3, 4, 6, 9, 14].

У работников коммуникативной сферы со временем возникает неудовлетворенность работой, потеря смысла профессиональной деятельности, нарушение отношений между людьми, неудачи, отсутствие эмпатии (способности сочувствовать), формализация отношений и, как следствие, различные психосоматические заболевания [13].

гнена и санитария 3/2008

Таблица 1

Особенности встречаемости СЭВ среди сотрудников коммуникативной сферы,%

Не сфор- СЭВ в ста- Сформи-

Контингент мирован- дии фор- ровавший-

ный СЭВ мирования ся СЭВ

Учителя физической культуры 43,2 52,9 3,9

Учителя начальных классов 27,9 48,8 23,3

Продавцы-консультанты 50 40 10

Сотрудники юридических спе-

циальностей 54,5 37,5 8.3

Работники практических спе-

циальностей 57,1 28,6 14,3

Предрасполагает к СЭВ работа с "тяжелыми" клиентами. В медицине это геронтологические, онкологические больные, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями. В последнее время концепция СЭВ расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен (программисты) [8, 10].

Педагогическая профессия — одна из подверженных влиянию СЭВ. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. Следствие этого — снижение эффективности профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие СЭВ педагога [2, 11, 12].

СЭВ подвержены сотрудники правоохранительных органов, особенно те, кто постоянно находится на передовой линии борьбы с преступностью. Это постовые, участковые, оперативные работники, сотрудники охранных ведомств. У этой группы постоянное психологическое и физиологическое напряжение закономерным образом приводит к невротизации [7].

Целью исследования явилось изучение особенностей СЭВ у лиц коммуникативных профессий.

Материалы и методы

Обследовано 138 работников коммуникативных специальностей (94 женщины и 44 мужчины); из них 51 — учителя физической культуры, 43 — учителя начальных классов, 20 — продавцы-консультанты и 24 — сотрудники юридических специальностей (сотрудники правоохранительных органов и охранники). В фуппе учителей физической культуры возраст составил 25,76 ± 0,82 года, учителей начальных классов — 31,72 ± 0,71, продавцов-консультантов — 22,32 ± 1,15, сотрудников юридических специальностей — 26 ± 0,62 года. Стаж работы по профессии составил в группе учителей физической культуры 3,91 ± 0,37 года, учителей начальных классов — 11,88 ± 0,84, продавцов-консультантов — 1,67 ± 0,29, сотрудников юридических специальностей — 5,21 ± 0,71.

Группу сравнения составил 21 человек практических специальностей (слесари, водители, сварщики, повара) (13 мужчин и 8 женщин), средний возраст — 25,01 ± 0,95 года, стаж работы — 7,03 ± 1,09 года.

Применялись клинико-анамнестический и экс-периментально-психологический методы исследо-

вания, а также анкетирование. В работе использовали "Методику диагностики уровня эмоционального выгорания" В. В. Бойко [1]. Определяли сумму баллов для каждого из 12 симптомов "выгорания" и подсчитывали сумму показателей по каждой из 3 фаз ("напряжения", "резистенции", "истощения"), находили итоговый показатель СЭВ. Показатель выраженности каждого симптома оценивали следующим образом: 9 баллов и менее — не сложившийся симптом; 10—15 — складывающийся, 16 баллов и более — сложившийся симптом. Показатели по фазам СЭВ оценивали как 36 и менее баллов — фаза не сформировалась, 37—60 — в стадии формирования, 61 балл и более — сформировавшаяся фаза.

Среди учителей физической культуры 60,8% составили лица женского пола, 39,2% — мужского; несмотря на достоверно более старший возраст лиц мужского пола {р < 0,01), стаж работы учителей физической культуры достоверно не различался.

Как среди учителей начальных классов, так и среди продавцов-консультантов все обследуемые были лицами женского пола, среди работников юридических специальностей — мужского. Среди работников практических специальностей средний возраст мужчин был выше, чем женщин (р < 0,01), так же, как и стаж работы (р < 0,001).

Полученные данные обрабатывали статистически на IBM с использованием программы STATIS-TICA 6.0.

Результаты и обсуждение

Анализ результатов по опроснику В. В. Бойко показал (табл. 1), что более 1/2 учителей физической культуры имели СЭВ, при этом 4% полностью сформировавшийся. У более 2/3 учителей начальных классов был отмечен СЭВ, при этом у каждого четвертого — сформировавшийся.

СЭВ наблюдался у 1/2 продавцов-консультантов, причем у каждого десятого — сформировавшийся. Среди сотрудников юридических специаль-

Таблица 2

Особенности различных фаз СЭВ у сотрудников коммуникативной сферы, %

Не сформи- Фаза в ста- Сформиро-

Контингент Фаза ровалась фа- дии форми- вавшаяся

за рования фаза

54,9 41,2 3,9

31,4 37,3 31,4

56,9 35,3 7,8

44.2 32,6 23,2

23.3 23,2 54,5 44,2 37,2 18,6 40 50 10 30 45 25 50 40 10 66,6 16,7 16,7 25 41,7 33,3

70,8 20,8 8,4

76,2 9,5 14,3

9,5 76,2 14,3

71.4 14,3 14,3

Учителя физической культуры

Учителя начальных классов

Продавцы-консультанты

Работники юридических специальностей Работники практических специальностей

Напряжение

Резистенция

Истощение

Напряжение

Резистенция

Истощение

Напряжение

Резистенция

Истощение

Напряжение

Резистенция

Истощение

Напряжение Резистенция Истощение

ностей СЭВ имелся более чем у 1/2 (у 8% — сформировавшийся). Более чем у половины работников практических специальностей обнаруживался СЭВ (у 14% — сформировавшийся). Таким образом, можно сказать, что наиболее часто СЭВ встречался у учителей начальных классов.

Анализ особенностей различных фаз СЭВ у сотрудников коммуникативных профессий показал некоторые их особенности в зависимости от профессиональной принадлежности (табл. 2). Фаза напряжения, являющаяся предвестником и "запускающим механизмом" в формировании СЭВ, была сформированной у 1/4 педагогов начальных классов, 1/6 работников юридических и практических специальностей, 1/10 продавцов-консультантов; наиболее редко она встречалась у учителей физической культуры.

Фаза резистенции, говорящая о сопротивлении нарастающему стрессу, была сформирована у более чем 1/2 учителей начальных классов, 1/3 сотрудников юридических специальностей и учителей физической культуры и 1/4 продавцов-консультантов.

Фаза истощения была выработана у каждого пятого учителя начальных классов и у каждого шестого работника практических специальностей. Наиболее редко данная фаза встречалась у учителей физической культуры и работников юридических специальностей.

Анализ отдельных симптомов СЭВ у обследуемых выявил следующие особенности (табл. 3). Учителя начальных классов имели достоверно более высокие показатели симптома переживания психотравмирующих обстоятельств по сравнению с работниками практических специальностей (р < 0,05), что проявлялось усилением осознания психотравмирующих факторов в их профессиональной деятельности.

По симптомам тревоги и депрессии самые высокие показатели прослеживались у учителей начальных классов, работников практических специальностей и учителей физической культуры.

Показатели неадекватного избирательного эмоционального реагирования были самыми высокими во всех группах по сравнению с остальными симптомами СЭВ и достоверно не различались.

Эмоционально-нравственная дезориентация самой высокой была у учителей начальных классов и работников практических специальностей. Обследуемые не проявляли должного эмоционального отношения к своим подопечным (ученикам, клиентам) и могли допускать грубости или отсутствие внимания к подопечным, при этом рационализировали свои поступки и приписывали вину за такое отношение тем, с кем общаются, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину. Учителя начальных классов имели более высокие показатели по эмоционально-нравственной дезориентации по сравнению с учителями физической культуры (р < 0,01), продавцами-консультантами (р < 0,001) и работниками юридических специальностей (р < 0,01), работники практических специальностей — по сравнению с учителями физической культуры (/? < 0,001), продавцами-консультантами (р < 0,001) и работниками юридических специальностей (р < 0,01).

3

4 ю

« X

I

г

и >. м

ш

о ЗЕ

о

С

||

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 о = С

и 2 §

| С

1 5 и

Я

ев

е

• • • •

«о «о « К

Г- о\

N0 V© СЧ ГО

О —

+1 -Н +1 -Н

^ О. ОО гт

«л гч гч —

оо г-Г о\ оС

г

г :

о — ГЦ — о о

-н +1 -н -н -н +)

— — гч) — чо оо

о — — ОО РЦ

-Ч- —с

Г- ОО ЧО —

-Н +1 +1 -н

Оч Оч ОО «П

3 . .

г ! !

№ Г1 оо \о Оч

О Оч Г--^ N0 «П ГЦ

-Н -Н +1 +1 +1 +1

Гч Оч св - и о

-Н +1 +1 -н

— г-^

Оч" Оч

о о о о +1 +1 -Н +1

о « Л о\

+1

чо » г- 5 ГО тГ ч- 00 « «о ЧО Г- Оч чО — ГО г» ■ч- Л

— о* — гч —Г о" •И

+1 -н •н +1 •и +) -н -н +1 ■н ■н

ГО <ч" ГО но ■ч-о" 00 оо" оч чо тг Р-Г ГО —" ОО Оч <Л 5 ' 1 гч г-*

+1 -Н -Н +1 +1 +1

^ - ОО N ^

Г^ 00^ ОО^ ^ ЧО

«X" гч о" — о во

_ о — — — —' -Н +1 -Н +) -Н -Н

Г4- оо г-« оо оо

г г

N гч -Н

Оч О* +1

-Н ■ч-

О -Н

Оч

2 а

£

I «

о

X и и V X

« О

§ 5 1 § II

ОО ОЧ

о" •Н

3

■н

го

Т*

о о

о" -Н го

в 5

I V

„ с ; и

• X

о |

у I

^ 3

I

I 9

М

«л ; о X

£

* &

^ о

8 " &§

3 Ё

8 I

° У 8 §

к а 5 О

Е я 11

а о.

ч- с

5 В

09

-о и

I

го

1> X X я V

0) и

35 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х Е С £

I

5?

гиена и санитария 3/2008

Самые высокие показатели по симптому расширения сферы экономии эмоций отмечались у учителей начальных классов, что указывает на то, что у педагогов не возникало желания общаться дома с родными, с приятелями, знакомыми из-за того, что они уставали от контактов на работе.

Симптом редукции профессиональных обязанностей, проявляющийся в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, был достаточно высоким во всех профессиональных группах.

Самые высокие показатели эмоционального дефицита, свидетельствующие о том, что работник не в состоянии эмоционально откликнуться на проблемы клиентов, отмечались у работников практических специальностей по сравнению с показателями учителей физической культуры {р < 0,05) и сотрудников юридических специальностей (/><0,01).

Самые высокие показатели по эмоциональной отстраненности были характерны для продавцов-консультантов и сотрудников юридических специальностей. Обследуемые данных групп почти полностью исключали эмоции из сферы своей профессиональной деятельности и их почти ничто не волновало, не вызывало у них эмоционального отклика, что свидетельствовало о развитии у них личностной деформации. Работники практических специальностей имели более высокие показатели эмоциональной отстраненности по сравнению с учителями физической культуры (р < 0,05), продавца-ми-консультантами (р < 0,01), сотрудниками юридических специальностей (р < 0,01).

Показатели деперсонализации, характеризующей личностную отстраненность, были самыми высокими у учителей начальных классов (достоверное различие с показателями работников практических специальностей, р < 0,05).

У учителей начальных классов наблюдались самые высокие показатели по психосоматическим и соматовегетативным нарушениям по сравнению с показателями учителей физической культуры (р < 0,001), работников юридических (р < 0,001) и практических специальностей (р < 0,05), продавцов-консультантов (р < 0,01), т. е. они испытывали нарушения на уровне психического и физического самочувствия.

Учителя начальных классов имели достоверно более высокие общие показатели СЭВ (табл. 4) по сравнению с учителями физической культуры (Р < 0,05).

Фаза напряжения была также более высокой у учителей начальных классов по сравнению с учителями физкультуры (/? < 0,01). В то же время фаза истощения у учителей начальных классов была вы-

ше по сравнению не только с учителями физической культуры (р < 0,05), но и с работниками юридических (р<0,01) и практических специальностей (р < 0,05).

Общий показатель СЭВ и показатели по фазам у учителей физической культуры в зависимости от стажа трудовой деятельности не различались.

Среди учителей начальных классов самые высокие показатели СЭВ наблюдались у лиц со стажем до 5 лет и достоверно более низкие у лиц со стажем 5—10 лет (р < 0,01) и более 10 лет (р < 0,05), что говорит о наибольшей опасности для формирования СЭВ первых 5 лет трудовой деятельности в данной профессиональной группе. Скорее всего снижение показателей СЭВ учителей начальных классов с увеличением стажа может говорить об их дальнейшей адаптации или смене профессии лицами с выраженным СЭВ. Среди педагогов начальной школы более высокими были показатели фазы напряжения у имеющих стаж до 5 лет работы, та же тенденция наблюдалась и по фазам резистенции и истощения. В то же время можно отметить, что фаза резистенции и истощения была ниже улиц со стажем 5—10 лет по сравнению со стажем более 10 лет.

Работники юридических специальностей со стажем более 10 лет имели самые высокие общие показатели СЭВ по сравнению с лицами со стажем работы до 5 лет (р < 0,01) и 5—10 лет (/> < 0,001). Можно отметить, что сотрудники юридических специальностей со стажем 5—10 лет имели несколько меньшие показатели, чем лица, имеющие стаж до 5 лет, что говорит об их адаптации к трудовой деятельности. У работников юридических специальностей более высокие показатели по фазе напряжения были у лиц со стажем более 10 лет, та же тенденция наблюдалась и по фазам резистенции и истощения. Можно отметить, что по фазам напряжения и истощения сотрудники со стажем 5— 10 лет имели более низкие показатели, чем лица со стажем до 5 лет, что свидетельствует об их адаптации к профессии.

Подобная тенденция наблюдалась и у работников практических специальностей. Работники практических специальностей со стажем 10 лет и более имели более высокие показатели СЭВ, чем сотрудники со стажем до 5 лет (р < 0,001) и 5— 10 лет (р < 0,001), что говорит о формировании отрицательного отношения к труду после 10 лет работы.

Учителя начальных классов со стажем до 5 лет имели самые высокие показатели фазы напряжения, достоверно большие, чем у учителей физической культуры {р < 0,01) и работников практических специальностей (р < 0,01). Педагоги со стажем 5—10 лет имели более высокие показатели фа-

Таблица 4

Средние показатели различных фаз СЭВ у лиц, работающих в коммуникативной сфере, баллы (М ± т)

Фаза Учителя физической культуры Учителя начальных классов Продавцы-консультанты Работники юридических специальностей Работники практических специальностей

Напряжения Резистенции Истощения Общий показатель 31,47 ± 2,12е** 48,67 ± 2,63 33,47 ± 3,47б* 113,41 ± 6,196* 42,37 ± 3,7*** 55,56 ± 3,14 43,83 ± 3,83"'**" 138,04 ± 10,34" 36,80 ± 4,61 47,41 ± 3,89 35,71 ± 3,88 120,01 ± 6,85 33,17 ± 4,72 49,33 ± 3,93 29,42 ± 4,54®** 116,25 ± 12,62 34,29 ± 4,14 49,02 ± 1,93 33,28 ± 4,386* 116,57 ± 9,58

зы напряжения по сравнению с сотрудниками юридических (р < 0,05) и практических специальностей (р < 0,001). В то же время среди работников всех специальностей со стажем более 10 лет самые высокие показатели наблюдались у педагогов начальной школы.

Фаза резистенции, говорящая о сопротивлении стрессу, была самой высокой у учителей начальных классов по сравнению с учителями физической культуры (р < 0,001), продавцами-консультантами (р < 0,001), работниками юридических (р < 0,001) и практических специальностей (р < 0,01). Среди сотрудников, имеющих стаж 5—10 и более 10 лет, показатели фаз резистенции достоверно не различались.

Анализ половых различий показал, что у учителей физической культуры показатели СЭВ не различались в зависимости от пола. Мужчины практических специальностей имели более высокие показатели фаз напряжения (р < 0,05), истощения (р < 0,05), общий показатель СЭВ (р < 0,05) по сравнению с женщинами (р < 0,05). Среди женщин самые высокие показатели по фазам напряжения (р < 0,05) и истощения {р < 0,05) наблюдались у учителей начальных классов по сравнению с женщинами других специальностей.

Исходя из полученных результатов, можно заключить, что лица коммуникативных профессий подвержены формированию СЭВ. Также он может возникнуть и у работающих в некоммуникативной сфере (работники практических специальностей). В связи с этим целесообразно проведение комплексных профилактических мероприятий представителям данных профессий, а также психологическое сопровождение их профессиональной деятельности.

Литература

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996.

2. Борисова М. В. // Вопр. психол. — 2005. — № 2. — С. 96-104.

3. Водопьянова Н. Е. // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. — СПб., 2003. - С. 276-282.

4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. В. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб., 2005.

5. Макарова Г. А. // Психотерапия. — 2003. — № 11. —

С [g_20

6. Орел В. Ё // Психол. журн. - 2001. - Т. 22, № 1.

- С. 90-101.

7. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел: Метод, пособие. — М., 2004.

8. Ронгинская Т. И. Ц Психол. журн. — 2002. — Т. 23, № 3. - С. 85-95.

9. Сидоров П. И., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Психосоматическая медицина: Руководство для врачей. — М., 2006.

10. Скугаревская М. М. // Мед. новости. — 2002. — № 7.

- С. 3-9.

11. Форманюк Т. В. И Вопр. психол. — 1994. — № 6. — С. 57-63.

12. Щавелева М. А. // Пробл. психол. и эргономики. — 2003. - Вып. 3. - С. 68-69.

13. Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: Формирование, профилактика, коррекция. — Киев, 2004.

14. Maslach С., Schaufeli W. В., Leiter М. Р. // Ann. Rev. Psychol. - 2001. - Vol. 52. - P. 397-421

Поступила 06.04.07

Summary. To study the specific features of the burnout syndrome (BOS) in communicative professional workers, the authors examined 138 communicative workers (94 females and 44 males); of them there were 51 physical education masters, 43 elementary school teachers, 20 consulting shop assistants, and 24 legal officers.

BOS was detected in more than two thirds of elementary school teachers and more than a third of physical education masters, consulting shop assistants, legal officers, and practitioners. The completely developed BOS was most frequently encountered in elementary school teachers (in every four individuals), slightly less frequently in practitioners, consulting shop assistants, and legal officers (in every ten persons). The highest BOS levels were observed in elementary school teachers having a service length of less than 5 years and in legal officers and practitioners having a service length of more than 10 years.

The paper provides evidence for the expediency of complex preventive measures for the representatives of these professions and for psychological support of their professional activities.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.632:546.491:612.017.1.064

Г. М. Бодиенкова, И. Б. Фоминых, С. И. Курчевенко

ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА РАБОТАЮЩИХ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ РТУТИ

АФ-НИИ медицины труда и экологии человека ГУ НЦ ВСНЦ СО РАМН, Ангарск

Значение ртути как одного из приоритетных экотоксикантов, оказывающих воздействие на работающих в условиях производства, является актуальным и в настоящее время. Клиника отравления ртутью и ее соединениями достаточно полно освещена в современной литературе. Известно, что ртуть обладает выраженными кумулятивными свойствами. Наиболее выражено накопление ртути в почках, головном мозге, печени. При этом чувствительность клеток к токсическому действию

ртути различна. Наиболее выраженный эффект наблюдается в клетках центральной нервной системы [1,3]. Не исключено, что ранние формы нейроток-сического действия малых доз ртути на работающих могут в основном оставаться клинически незаметными. Это осложняет выявление и описание профессионально обусловленных воздействием ртути нарушений нервной, эндокринной и иммунной систем, которые работают как единый структурно-функциональный блок. Неблагоприятное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.