Научная статья на тему 'СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
эмоциональное выгорание / эмоциональное истощение / деперсонализация / редукция достижений / emotional burnout / emotional exhaustion / depersonalization / reduction achievements

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаталова Д.В., Нуртдинова А.А.

В статье раскрывается проблема синдрома эмоционального выгорания педагогического персонала образовательных учреждений. Представлены результаты исследования синдрома эмоционального выгорания педагогического персонала образовательных учреждений. Результаты исследования будут полезны педагогам и психологам сферы образования и тем, кто интересуется вопросами синдрома эмоционального выгорания педагогического персонала образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаталова Д.В., Нуртдинова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL SYNDROME BURNOUT OF TEACHING STAFF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article reveals the problem of emotional burnout syndrome among teaching staff of educational institutions. The results of a study of the emotional burnout syndrome of teaching staff in educational institutions are presented. The results of the study will be useful to teachers and psychologists in the field of education and those who are interested in the issues of emotional burnout syndrome among teaching staff in educational institutions.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 37 Шаталова Д.В., Нуртдинова А.А.

Шаталова Д.В.

студентка Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия)

Нуртдинова А. А.

кандидат педагогических наук Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: в статье раскрывается проблема синдрома эмоционального выгорания педагогического персонала образовательных учреждений. Представлены результаты исследования синдрома эмоционального выгорания педагогического персонала образовательных учреждений. Результаты исследования будут полезны педагогам и психологам сферы образования и тем, кто интересуется вопросами синдрома эмоционального выгорания педагогического персонала образовательных учреждений.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция достижений.

Введение.

Изучению проблемы эмоционального выгорания посвящены работы известных зарубежных и отечественных ученых: В.А. Абабков, Б.Г.Ананьев, В.В. Бойко, Р. Бурк, Н.Е. Водопьяновой, Е.П. Ильин, А.Р.Каримова, К. Кондо,

А.К. Маркова, К.Маслак, Л.М. Митина, В.Е. Орел, Б.Перлман, Г. Селье, Е.С. Старченковой, С.В. Умняшкина, Т.В. Форманюк, В.Харрисон, Э.А. Хартманн, А.Р. Хочшилд, В.Д. Шадриков и др. [Цит. по: 1, с. 35].

Проблема исследования эмоционального выгорания в последние десятилетия является достаточно острой как в сфере научных изысканий, так и в психологической практике. Это связано с высокими и динамичными требованиями со стороны общества к личности педагога, его роли в развитии и воспитании подрастающего поколения. Многочисленные исследования показыванию, что в большей степени подвержена влиянию феномена эмоционального выгорания педагогическая профессия. В первую очередь, это связано с очень высокой эмоциональной загруженностью педагогического труда, частыми и тесными социальными контактами, которые являются не сопутствующими в данной профессии, а основной деятельностью. Во-вторых, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что существенно повышает вероятность эмоционального выгорания. В целом, профессиональная деятельность педагога характеризуется большим количеством факторов, в эмоциональном плане [2, с. 30].

Данные факторы могут быть объективными и субъективными, а также могут вызывать стресс, эмоциональное напряжение, которые оказывают не благоприятное влияние на личность педагога.

Основная часть.

Анализ теоретических исследований позволил нам сделать следующий вывод о том, что эмоциональное выгорание - это сос тояние эмоционального, физического и умственного истощения, вызванное чрезмерным и длительным перенапряжением в результате работы с людьми.

Оно включает три компонента: эмоциональное истощение (усталость, апатию, безволие, отсутствие интересов, желаний и т. п.), деперсонализацию -обезличивание человека, редукцию личных достижений (умаление собственного достоинства, самокритичность). Синдром эмоционального выгорания возникает в результате рассогласования между требованиями среды и мотивационной,

эмоциональной сферами личности и затрагивает все уровни психических и психофизиологических проявлений с последовательной сменой стадий. Вышеописанный синдром представляет собой «профессиональный синдром» характерный в большей степени для профессий типа «человек-человек» [3, с. 107].

Специфика деятельности педагога предъявляет повышенные требования не только к уровню профессионального мастерства педагога, но и к его психологическим возможностям. Проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что у педагогов выгорание проявляется более интенсивно, системно и комплексно, затрагивая эмоциональный уровень, сферу отношений к себе, к окружающим и к профессии, а у преподавателей в сфере эмоций, довольно ярко и при меньшем проявлении выгорания проявляются негативные изменения в сфере отношений к себе, своим достижениям, окружающим людям и работе [4, с. 100].

Развитие выгорания у педагогов обусловлены особенностями специфики профессиональной деятельности, а также особенностями возраста контингента педагогов. У педагогов преобладают направленность на общение и одобрение в профессиональной деятельности, мотивация педагогического призвания, духовные и просоциальные ценности [5, с. 115].

Ограничениями профессии выступают: отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися), ненормированное рабочее время, низкий уровень заработной платы, повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги [6, с. 35].

Экспериментальное исследование проходило на базе Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова», г. Челябинск. В нем приняли участие 20 педагогов.

С педагогами было проведено исследование стадий эмоционального выгорания по методике «Диагностика эмоционального выгорания личности»

(В.В. Бойко). Результаты исследования по данной методике представлены на рисунке 1.

х1

о4 И

Я и о

Н

и ^

о

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

45%

40% 30%

40%

45%

40%

20%

25%

■ фаза напряжения * фаза резистенции £ фаза истощения

15%

не сформировалась в стадии

формирвоания

уровень сформированности

сформирована

Рисунок 1. Результаты исследования эмоционального выгорания педагогического персонала образовательных учреждений по методике «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко).

Согласно рисунку 1 мы видим, что стадия напряжения не сформировалась у 40% (8) человек, в стадии формирования у 40% (8) человек, уровень сформировалась не выявлен и составляет 20% (4) человек. Фаза характеризуется нервным (тревожным) напряжением, служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов: «переживания психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенности собой», «загнанности в клетку», «тревоги и депрессии».

Фаза резистенции не сформировалась у 30% (6) человек, в стадии у 45% (9) человек, сформировалась у 25% (5) человек. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится

к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений: симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», симптом «расширения сферы экономии эмоций», симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Фаза истощения не сформировалась у 45% (9) человек, в стадии у 40% (8) человек, уровень сформирована не был выявлен и составил 15% (3) человек. Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности. Фаза включает несколько симптомов: «эмоционального дефицита», «эмоциональной отстраненности», «личностной отстраненности, или деперсонализации».

С педагогами было проведено исследование эмоционального выгорания по методике «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) для учителей и преподавателей высшей школы (методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Н.Е.Водопьянова). Результаты исследования по данной методике представлены на рисунке 2.

о4 И И и

И

о

5 ^

о [2 о и

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40%

3 30%

20% 10% 0%

45%

45%

35%

35% 35% 35%

20%

30% 20%

низкии среднии высокии

уровень эмоционального выгорания

■ ■ эмоциональное истощение * деперсонализация я редукция личностных достижении

Рисунок 2. Результаты исследования эмоционального выгорания педагогического персонала образовательных учреждении по методике «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (МВ1) для учителеи и преподавателеи высшеи школы (методика К. Маслач и С. Джексон,

адаптация Н.Е. Водопьянова).

Согласно рисунку 2 мы видим, что в выборке по фазе «эмоциональное истощение» были выявлены следующие результаты: низкии уровень был выявлен у 35% (7) человек, среднии уровень у 35% (7) человек, высокии у 30% (6) человек (у сотрудников с высоким уровнем наблюдается сниженныи эмоциональныи фон).

Деперсонализация - отражает деформации в отношениях с другими людьми. По фазе «деперсонализация» были выявлены следующие результаты: низкии уровень был выявлен у 45% (9) человек, среднии уровень у 35% (7) человек, высокии у 20% (7) человек.

Редукция личных достижении - проявляется в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижении, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностеи по отношению к субъектам профессиональнои деятельности. По фазе «редукция

личных достижений» были выявлены следующие результаты: низкий уровень был выявлен у 35% (7) человек, средний уровень у 20% (4) человек, высокий у 45% (9) человек.

С педагогами было проведено исследование уровня тревожности по методике «Методика измерения уровня тревожности» (шкала Дж. Тейлора). Результаты исследования по данной методике представлены на рисунке 3.

100% 90%

0х «

И

<и «

8

¡г

о «

н о

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

35%

35%

30%

низкий

средний уровнь тревожности

высокий

Рисунок 3. Результаты исследования эмоционального выгорания педагогического персонала образовательных учреждений по методике «Методика измерения уровня тревожности» (шкала Дж. Тейлора).

Согласно рисунку 3 мы видим, что низкий уровень тревожности был выявлен у 35% (7) человек. Педагоги чувствуют себя полными сил, физически и морально здоровыми. Низкий уровень тревожности характеризуется тем, что педагоги ощущают себя комфортно и раскованно. Педагоги с пониженным уровнем тревожности часто воспринимаются окружающими как чрезмерно спокойные, в чём-то даже ленивые.

Средний уровень тревожности был выявлен у 35% (7) человек. Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Высокий уровень тревожности был выявлен у 30% (6) человек. Высокий уровень тревожности характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими людьми.

Результаты диагностики эмоционального выгорания педагогического персонала по методикам свидетельствуют о том, что:

- по методике «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) фаза напряжения не сформировалась у 40% (8) человек, в стадии формирования у 40% (8) человек, сформировалась выявлена у 20% (4) человек, фаза резистенции не сформировалась у 30% (6) человек, в стадии у 45% (9) человек, сформировалась у 25% (5) человек, фаза истощения не сформировалась у 45% (9) человек, в стадии у 40% (8) человек, уровень сформирована у15% (3) человек,

- по методике «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (МВ1) для учителей и преподавателей высшей школы (методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Н.Е.Водопьянова) по фазе «эмоциональное истощение» низкий уровень был выявлен у 35% (7) человек, средний уровень у 35% (7) человек, высокий у 30% (6) человек, по фазе «деперсонализация» низкий уровень был выявлен у 45% (9) человек, средний уровень у 35% (7) человек, высокий у 20% (7) человек, по фазе «редукция личных достижений» низкий уровень был выявлен у 35% (7) человек, средний уровень у 20% (4) человек, высокий у 45% (9) человек,

- по методике «Методика измерения уровня тревожности» (шкала Дж. Тейлора) низкий уровень тревожности у 35% (7) человек, средний уровень у 35% (7) человек, высокий уровень у 30% (6) человек.

Данные исследования выявили, что фаза напряжения сформировалась у 20% (4) человек, фаза резистенции сформировалась у 25% (5) человек, фаза истощения сформировалась у 15% (3) человек, высокии уровень по фазе «эмоциональное истощение» у 30% (6) человек, высокии уровень по фазе «деперсонализация» у 20% (7) человек, высокии уровень по фазе «редукция личных достижении» у 45% (9) человек. Следовательно, необходимо разработать и реализовать программу психолого-педагогическои коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогического персонала образовательных учреждении.

Заключение.

В заключении отметим, что под эмоциональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальнои сферы. Выгорание обычно связано с неизменнои рутинои и постоянным перенапряжением, которые выливаются в полное игнорирование своих обычных дел, неприятие и нежелание деиствовать. Эмоциональное выгорание включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что у педагогов выгорание проявляется более интенсивно, системно и комплексно, затрагивая эмоциональныи уровень, сферу отношении к себе, к окружающим и к профессии, а у преподавателеи в сфере эмоции, довольно ярко и при меньшем проявлении выгорания проявляются негативные изменения в сфере отношении к себе, своим достижениям, окружающим людям и работе.

Результаты исследования показали необходимость в разработке и реализации программы психолого-педагогическои коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогического персонала образовательных учреждении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бладыко А.В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей / А.В. Бладыко // Психология: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012. - С. 34 - 39. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/ (дата обращения: 28.04.2023);

2. Гредюшко О.П. Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы / О.П. Гредюшко // Вестник ТГППУ - 2019. - №2-3 (17-18). - С. 29-34;

3. Долгова В.И. Эмоциональное выгорание педагогов как деформации личности / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева, А.А. Кунилова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №8-1. - С. 106 - 110;

4. Кепалайте А. Особенности синдрома выгорания педагогов / А.Кепалайте // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч. практ. конф., 2013. - Т. 2. - С. 99-103;

5. Митина С.В. Проблема эмоционального выгорания преподавателя высшего учебного заведения / С.В. Митина // Ученые записки крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - Симферополь, 2017. - №4 (10). - С. 114 - 116;

6. Пряжников Н.С. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности / Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова // Вестник Московского университета. - 2014. - №4. - С.33-43

Shatalova D. V., Nurtdinova A.A.

Shatalova D.V.

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia)

Nurtdinova A.A.

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia)

EMOTIONAL SYNDROME BURNOUT OF TEACHING STAFF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: the article reveals the problem of emotional burnout syndrome among teaching staff of educational institutions. The results of a study of the emotional burnout syndrome of teaching staff in educational institutions are presented. The results of the study will be useful to teachers and psychologists in the field of education and those who are interested in the issues of emotional burnout syndrome among teaching staff in educational institutions.

Keywords: emotional burnout, emotional exhaustion, depersonalization, reduction achievements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.