Научная статья на тему 'СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ("BURNOUT") КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ("BURNOUT") КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР / СТРЕСС / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ФАКТОР / "РЕЛАКСАЦИЯ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таратута И.В.

В статье представлен феномен эмоционального выгорания «burnout» как показатель профессиональной дезадаптации преподавателя. Рассматриваются характерные признаки данного синдрома, а также факторы, играющие существенную роль в эмоциональном выгорании детально представлены. В статье предложены некоторые способы преодоления рассматриваемого синдрома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Таратута И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL "BURNOUT" SYNDROME AS A MEASURE OF VOCATIONAL MALADJUSTMENT OF TEACHERS

The article provides some information on emotional «burnout» phenomenon as a measure of vocational maladjustment of teachers. The article deals with specific characters of the given syndrome. Factors playing significant role in emotional «burnout» are represented there. Some ways of emotional «burnout» coping were suggested in the article.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ("BURNOUT") КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

ответственность за результаты своей деятельности, аккуратность ведения документации. Она позволяла научить детей более продуктивному и корректному общению друг с другом, цивилизованным нормам решения конфликтных ситуаций.

Подводя итог всему выше сказанному, мы выяснили, что, безусловно, конфликты в семье отражаются на ребенке. Такие отношения наносят ему психические травмы, которые, скажутся на его характере, отношении к другим людям и к самому себе. Учитывая, что в настоящее время развитие конфликтных ситуаций в семье приобретают все более обостренный характер изучение данного вопроса остается актуальным. Мы планируем разработать и апробировать результаты опросника для родителей.

Использованные источники:

1. Плотников А. А. Психологическая профилактика девиантного поведения детей в конфликтных семьях / А.А. Плотников // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2015 - №5 — С. 111-113.

2. Семейные конфликты с участием детей. Б.Г. Херсонский и С.В. Дворяк (Электронный ресурс) http://adalin.mospsy.ru

УДК 159.9

Таратута И.В. старший преподаватель кафедра иностранных языков Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Россия, г. Тюмень

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ("BURNOUT") КАК

ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация

В статье представлен феномен эмоционального выгорания «burnout» как показатель профессиональной дезадаптации преподавателя. Рассматриваются характерные признаки данного синдрома, а также факторы, играющие существенную роль в эмоциональном выгорании детально представлены. В статье предложены некоторые способы преодоления рассматриваемого синдрома.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, личностный фактор, ролевой фактор, стресс, организационный фактор, "'релаксация".

Taratuta I. V.

senior teacher of foreign languages chair State Northern Trans-Urals Agrarian University

Russia, Tyumen

EMOTIONAL "BURNOUT" SYNDROME AS A MEASURE OF VOCATIONAL MALADJUSTMENT OF TEACHERS

Abstract

The article provides some information on emotional «burnout» phenomenon as a measure of vocational maladjustment of teachers. The article deals with specific characters of the given syndrome. Factors playing significant role in emotional «burnout» are represented there. Some ways of emotional «burnout» coping were suggested in the article.

Keywords: emotional «burnout», personality factor, role factor, stress, institutional factor, "relaxation"

Феномен эмоционального выгорания часто наблюдается у психологов, врачей, юристов, учителей, педагогов, преподавателей и др. Это явление необходимо рассматривать как определенное изменение в структуре психических регуляторов трудовой деятельности - в образе субъекта и в образе объекта труда. В процессе трудовой деятельности стресс, помимо угрозы здоровью, а часто и жизни человека, снижает успешность и качество работы, удовлетворенность работой; происходит деформация личностных качеств человека. Болезни "стресса" - сердечно-сосудистые расстройства, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушение обмена веществ, невротические состояния легко обнаружить в перечне типичных для педагога заболеваний. Профессиональная деятельность преподавателя ГАУ Северного Зауралья также отличается высокой эмоциональной нагруженностью. Палитра эмоций преподавателя разнообразна: это удовлетворение от удачно проведенного занятия, от похвалы коллег, огорчение от неудачного или сорванного занятия и т.д. [1; 3, с. 94; 5] Постоянно растущее чувство неудовлетворенности, обиды приводит к повышению риска психосоматических расстройств. У женщин эмоциональное истощение развивается активнее, чем у мужчин. Психологи выделяют несколько важных признаков эмоционального выгорания:

1) индивидуальный предел возможностей эмоционального "Я" противостоять истощению, противодействовать "выгоранию" самосохраняясь;

2) внутренний психологический опыт, который включает чувства, установки, мотивы, ожидания;

3) негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дискомфорт.

Выделяют 3 фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор: женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, чем мужчины. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку ассоциируется с развитием выгорания. Испытывающие недостаток автономии ("сверхконтролируемые") больше подвержены выгоранию. В процессе роста уровня выгорания важно определить, что является причиной стресса, и то, как

разрешаются острые ситуации. Значительно уязвимее те, кто реагирует на стресс с а агрессией, ощущая чувство соперничества,; стрессовый фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь. К "выгорающим" также можно отнести трудоголиков, увлекающихся идеалистов, ориентированных на людей и одновременно -неустойчивых, интровентированных, одержимых навязчивой идеей, авторитарных.

Ролевой фактор: при более сильно развитом "коллегиальном начале" меньше развито выгорание, хотя рабочая нагрузка может быть выше.

Организационный фактор: выгорание связано с тем, что работа может быть непрерывной в течение долгого времени, не оцениваться должным образом, иметь сложное содержание, а также с тем, что отношение руководства не соответствует содержанию работы. Развитию выгорания также способствует неопределенность или недостаток ответственности.

Для минимизирования последствий синдрома выгорания необходимо применять настроенность на спокойное, даже несколько хладнокровное состояние. Для чего необходимо расслабиться, закрыть глаза, произнести мысленно или вслух несколько фраз с настроем на спокойствие, сдержанность, отвлеченность от сложной ситуации. Если ощущается перевозбуждение, усталость, повышенная нервозность, следует проделать следующее: нужно расслабиться с закрытыми глазами и мысленно настроиться на укрепление своей нервной системы, почувствовать как увеличиваются энергетические ресурсы, как возвращается уравновешенность, мобилизуются неограниченные резервы нервной системы. Благодаря подобному действию растет физическая выносливость, мышление становится ясным, чувствуется прилив энергии.

Преодолению эмоционального выгорания способствует здоровый климат в коллективе. Необходимо понять тактику своего коллеги. Лучше всего постараться посмотреть на все происходящее его глазами, представить себя на его месте, вжиться в его образ. Мысленно подражайте его поведению, манерам, голосу и т.д., а затем смоделируйте ситуацию, в которой вам необходимо взаимодействовать. Чтобы защитить себя от нежелательного усвоения ненужных сигналов, отработанной биоэнергии других людей, содержащей негативную информацию, следует научиться избегать восприятия подобных сигналов, заранее настроиться на защиту от подобного нежелательного воздействия.

Фактически, если же человек не имеет внутренней стабильности, неустойчив, не может перестроить свое поведение в меняющейся жизни , то это ведет к тревожности, страхам, общему напряжению, скованности, застойными явлениями во внутренних органах и к болезням.

Таким образом, прогрессированию эмоционального выгорания преподавателя способствуют неопределенность ожиданий на рабочем месте, недостаток или чрезмерность ответственности. Руководство образовательных

учреждений может смягчать развитие этого явления у работников, если обеспечит им возможность профессионального роста, организует поддерживающие социальные и другие положительные мероприятия, повышающие мотивацию [2, с. 72; 4]. Руководство организации обязано способствовать организации здоровых взаимоотношений сотрудников.

Профессиональная помощь при эмоциональном выгорании преподавателя заключается в следующем:

1) "работа с выгоранием" - психотерапия (тренинги);

2) "смягчение действия организационного фактора" - организация рабочего места, "релаксация".

Использованные источники:

1. Байчук Ю.В., Перепелюк В.А. Опыт организации круглого стола, посвященного творчеству Михаила Зощенко // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 3.

2. Богданова Ю.З. Роль кафедры иностранных языков в развитии творческого потенциала студентов ГАУ Северного Зауралья // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 13 международной научно-практической конференции. - Махачкала, 30 сентября 2016 г. - С.71-72.

3. Богданова Ю.З. Творческий конкурс как форма самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 4-5 (48). - С. 9496.

4. Богданова Ю.З. Создание личного блога преподавателя Государственного аграрного университета Северного Зауралья с помощью ресурса Blogger // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72365.

5. Потапова И.Н., Таратута И.В. О проведении круглого стола "А.С.Пушкин -грани творчества" в аграрном вузе" // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4 (60).

УДК 378.1

Федотова Н. Р., к.хим.н.

доцент Зайнутдинова А. Р. ^удент, 4 курс

Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева-КАИ

Россия, г. Казань

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье описан опыт использования электронной образовательной среды на платформе «Blackboard» в течение трех лет. На примере использования созданных электронных курсов показаны возможности и преимущества электронного обучения для студентов. Показано, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.