Научная статья на тему 'Синдром братских народов'

Синдром братских народов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мчедлов Михаил

"НГ-религии", М., 5 ноября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синдром братских народов»

Страны - члены ОИК

Организация Исламская конференция (ОИК) создана 34 года назад — 24 сентября 1969 г. как «организационное оформление идеи "третьего пути" в мировой политике и экономике». На конец сентября 2003 г. ОИК объединяет 57 государств (это почти треть от числа государств — членов ООН: последних сейчас 191).

В странах - членах ОИК, по данным за 1998 г., проживает 1231,69 млн. человек (21,1% населения мира); при этом, однако, их доля в мировом ВВП в 1998 г. составляла 5,6%, а внешний долг в 1997 г. 2 трлн. 316,6 млрд. долл. США.

В числе государств - учредителей Организации Исламская конференция — Афганистан, Алжир, Чад, Египет, Гвинея, Индонезия, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливия, Малайзия, Мали, Нигерия, Пакистан, Палестина, Саудовская Аравия, Судан. Турция и др. В 90-е годы в ОИК вступили Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Последняя по времени вступления страна

- член ОИК — Республика Кот-д'Ивуар. Если Россия станет страной

- членом ОИК, в официальном списке, составленном в алфавитном порядке, она разместится рядом с Палестиной и Катаром (Qatar). В семействе же наблюдателей она окажется в одном ряду с Боснией и Герцеговиной, Таиландом, ЦАР, Северным Кипром, Фронтом освобождения народа Моро.

Мусульманские меньшинства немусульманских стран могут направить в ОИК по одному представителю в качестве наблюдателя, тогда как представителям исламских государств предоставляется решающий голос. Строгого и четкого определения, что такое «исламское государство», Организация Исламская конференция не выработала.

«Татарский мир», М., 2003 г., № 6.

Михаил Мчедлов, доктор философских наук СИНДРОМ БРАТСКИХ НАРОДОВ

В наше политизированное время, когда обострились этнические и конфессиональные противоречия, взаимосвязь этнонацио-

нальных и религиозных факторов становится все более очевидной. Однако ее психологические, исторические и политические аспекты до сих пор не изучены. Наибольшее влияние на политическую жизнь оказывают не отдельно взятые религиозные или национальные факторы, а их симбиоз. Эту связь используют в своих интересах лидеры национальных и религиозных движений.

Очевидно, что особую актуальность данная проблема имеет для полиэтнической (около 150 этносов) и многоконфессиональной (свыше 70 религиозных течений) России. Сегодня в нашей стране активизируется деятельность как религиозных организаций, так и национальных движений, нередко приводящая к региональному сепаратизму. А ведь для нерусской части населения исторической родиной является почти половина российской территории. При анализе взаимоотношений религиозного и национального факторов неизбежно обращение к такому ключевому понятию, как традиция. На протяжении веков остаются неизменными этические и религиозные представления, на которые мало действует смена не только политического режима, но и общественной системы в целом.

Благодаря кровно -родственным связям, совместному ведению хозяйства и общему языку этническое самосознание развивается даже у членов таких первичных социальных общностей, как род и племя. Со временем чувство принадлежности к конкретному этносу приобретает более широкий и осознанный характер. Сегодня это, пожалуй, одна из самых массовых форм сознания народов России. Так, например, в ходе социологического опроса накануне введения новых паспортов большая часть респондентов высказалась за сохранение графы «национальность».

Несколько иначе обстоит дело с религиозной самоидентификацией. Приобщение народов к новым для них религиозным системам - долгий и трудный процесс. Например, христианизация древнерусского общества растянулась до ХУ-ХУ1 вв. Однако, укоренившись, новая вера начинает во многом определять национальное самосознание и быт народа. Исследования показывают, что распространение одного религиозного направления среди нескольких народов способствует сближению их культуры, быта, помогает ощутить солидарность друг с другом. Хотя речь идет о духовно-культурной солидарности, есть основания утверждать, что единая вера сказывается и на политических симпатиях. Например, в большинстве своем православная Северная Осетия не подвержена идеям сепаратизма. В

подобных ситуациях зарубежные политологи используют понятие «синдром братских народов». Укорененность религии в народной среде играет особенно важную роль в такие кризисные периоды, как война, оккупация, коренная ломка общественных устоев. История многих народов, попавших под чужеземное иго, убеждает, что сохранение традиционной религии позволяет избежать полной ассимиляции и вновь обрести свою государственность. В сегодняшней России это проявляется весьма наглядно. Деятельность российских религиозных организаций, связанная с сохранением национальной идентичности, сопровождается активным неприятием усиленно пропагандируемых установок общества потребления.

Сложности переходного периода в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе сопровождаются центробежными тенденциями и гипертрофированием национальных интересов. Однако подобные явления чаще всего отвергаются общественным сознанием. Социологические исследования свидетельствуют, что большинство верующих озабочены тем, что межнациональные конфликты могут привести к развалу российского государства. В такой ситуации очень важна позиция религиозных организаций. Ведь если к этническим конфликтам добавятся столкновения на религиозной почве, то последствия могут быть трагичными. Влиятельность каждой религиозной организации зависит от ряда обстоятельств: ее численности, исторических традиций, интегрированности в общественную культуру, специфики иерархической структуры.

Особое значение для российской действительности имеют взаимоотношения православия и ислама, двух наиболее многочисленных религиозных организаций на территории России. В настоящее время во многих православных и мусульманских изданиях проводится идея о взаимообогащающем диалоге культур, подчеркиваются традиции межрелигиозной терпимости, совместной защиты единого отечества, общего труда на благо всех российских этносов и конфессий. Интерес представляют в этой связи данные нашего мониторинга о национальном составе религиозных групп. Среди православных помимо русских (88,8%) есть и представители народов мусульманской культуры (около 1%). Соответственно среди мусульман русские составляют около 2%. Очевидно, такое сочетание национальной и конфессиональной принадлежности является следствием тесного соприкосновения православных и мусульманских народов в пределах единого Российского государства. Показательно, что, по

данным социологического опроса, идея воссоздания союзного государства встречает наибольшее одобрение в мусульманской среде.

Видимо, подобное явление объясняется тем, что последовавшие за распадом СССР межнациональные конфликты затронули прежде всего зоны исторического расселения мусульманских народов. Не случайна и поддержка подавляющим большинством мусульман (около 90%) девиза: «Россия - общий дом многих народов с равными правами, где никто не должен иметь никаких преимуществ». Это подтвердилось в 2002 г. во время вторжения в Дагестан чеченских сепаратистов. Дагестанские народы, не дожидаясь действий федерального центра, дали достойный отпор радикалам-исламистам, защитив честь государства и его целостность.

Почти в каждой религиозной системе есть положения, которые дают повод для прямо противоположных действий. Проблема сводится к тому, какие именно положения священных текстов будут взяты верующими в качестве идейных ориентиров, какое направление в религии получит возможность влиять на сознание и чувства верующих. Как показывают социологические опросы, при возникновении социальных и национальных конфликтов многие респонденты надеются на миротворческую деятельность религиозных лидеров. Правда, подобная деятельность пока мало учитывается светскими властями. Но, по данным исследований, около 60% опрошенных верят, что религия может способствовать установлению добрых отношений между представителями разных этносов. При этом треть респондентов убеждены, что глубоко верующий человек видит своего ближнего в представителе любой национальности.

Наряду с необходимостью неукоснительного соблюдения государственными органами конституционных принципов, в первую очередь равенства этноконфессиональных общностей перед законом, многое зависит от тактичного поведения должностных лиц, от взвешенного, деликатного тона устных и печатных выступлений публицистов и политиков, от позиции религиозных деятелей. Необходимо воздержаться от привнесения в религию политических компонентов, в том числе таких архаичных, как идеи монархии, шариатского суда и т.д. Разумеется, все это исключает любые попытки создания какого-либо политического образования по этноконфессиональному принципу. Наша страна сможет избегать массовых конфликтов на религиозной почве лишь при последовательном изживании любых проявле-

ний национально-культурной нетерпимости и развитии всех институтов светского демократического общества.

«НГ-религии», М., 5 ноября 2003 г.

Олег Недумов,

журналист

МУФТИИ ПОССОРИЛИСЬ ИЗ-ЗА ВАХХАБИТОВ

В исламской общине России разгорелся новый скандал. Поводом для него послужило выступление председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина на конференции «Веротерпимость - основа процветания многонациональной России», которая прошла в Москве 22 сентября 2003 г. В своем докладе исламский лидер призвал не отождествлять понятия «ваххабизм» и «экстремизм»: «Давно известно, что те люди, которые ведут войну в Чечне с федеральными войсками, занимаются террором и экстремизмом, убийствами мирного населения, в том числе и мусульманского духовенства, называя при этом себя "ваххабитами", не имеют ничего общего ни с ваххабизмом, ни с исламом. Говоря о ваххабитах, я имею в виду тех верующих, в основном молодых, которые нетрадиционно относятся к исполнению некоторых обрядов ислама или их элементов, отказываются от исполнения отдельных общепринятых предписаний религии». По мнению муфтия, речь идет о «внутрирелигиозных различиях, которые не дают никакого основания вешать на ваххабитов ярлык террориста и экстремиста, воинствующего противника современной действительности». Вместе с тем Гайнутдин подчеркивает, что появление ваххабизма привело «к расколу единого в своей сути ислама в стране, к противостоянию между самими мусульманами, нетерпимости между ними». В связи с этим муфтий призывает «наладить диалог с теми, кто не согласен с нами, а единственным путем к этому является терпимость, уважение к иным взглядам».

Выступление Равиля Гайнутдина вызвало неожиданно жесткую критику со стороны Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), который до сих пор считался ближайшим союзником Совета муфтиев России, едва ли не аффилированной с ним структурой. «С тревогой и недоумением, - говорится в документе, подписанном председателем КЦМСК муфтием Исмаилом Бердие-вым, - мы восприняли недавнее заявление главы Совета муфтиев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.