ность стала сокращаться, и летом 2000 года наблюдалась лишь одна пара (у кирхи на улице Гагарина). В последующие годы встр ечать кольчатых горлиц в Печорах больше не приходилось.
В деревне Дубровы и её окрестностях я начал регулярные наблюдения за птицами с 1987 года и с перерывами веду до настоящего времени. Залётные кольчатые горлицы были отмечены мною 4 раза.
6 мая 1996 одна птица активно ворковала на столбе ЛЭП в пределах населённого пункта. 28 мая 1997 горлица ворковала на проводах у Дома культуры в деревне Дубровы. 5 мая 1998 в деревне видел птицу, сидящую на проводах. Последний раз кольчатая горлица наблюдалась в Дубровах 29 апреля 2001 - сидела на столбе ЛЭП у магазина.
Литер атур а
Бардин А.В. 2001. История появления кольчатой горлицы Streptopelia decaocto в городе
Печоры Псковской области // Рус. орнитол. журн. 10 (141): 345-348. Благосклонов К.Н. (1978) 2016. Кольчатая горлица Streptopelia decaocto в европейской
части России // Рус. орнитол. журн. 25 (1254): 725-728. Борисов В.В., Урядова Л.П., Щеблыкина Л.С. 1993. Охраняемые и редкие виды птиц
Псковской области // Краеведение и охрана природы. Псков: 150-153. Кошелев А.И. 1993. Кольчатая горлица - Streptopelia decaocto (Frivaldzky, 1838) // Птицы России и сопредельных регионов: Рябкообразные. Голубеобразные. Кукушкооб-разные. Совообразные. М.: 118-131. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1361: 4311-4314
Синантропные тенденции и современная роль чайковых птиц в заповедных орнитоценозах
И.П.Татаринкова, Ю.В.Краснов
Второе издание. Первая публикация в 1984*
Темой настоящей статьи является влияние хозяйственной деятельности человека (в основном морского рыбного промысла) на некоторые стороны биологии большой морской Larus marinus и серебристой L. argentatus чаек на островах и побережье Мурмана.
В течение двух десятилетий после Второй мировой войны интенсивное рыболовство обеспечивало чайкам постоянное наличие массового корма в виде рыбных отбросов с рыбообрабатывающих судов. Благо-
* Татаринкова И.П., Краснов Ю.В. 1984. Синантропные тенденции и современная роль чайковых птиц в заповедных орнитоценозах IIПроблемы охраны природы в бассейне Белого моря. Мурманск: 28-30.
получие зимовок обеспечивалось большим количеством пищевых отбросов на городских свалках. Благодаря этому общая численность круп -ных чаек в Северной Атлантике значительно увеличилась (Татарин-кова 1974). Поскольку Баренцево море находится на границе с Северной Атлантикой, это явление коснулось островов заповедника и было ещё более усилено охраной гнездовий чаек от браконьерства. Особенно значительно возросла численность чаек на Айновых островах — с 4000 особей в 1962 году до 16000 в 1976-1978 годах (в 4 раза); на Семи островах с 4000 крупных чаек в начале 1960-х годов до 7500 особей в 1969 году (в 2 раза).
Одновременно с ростом численности чаек наблюдалось усиление воздействия их на биоценоз островов и, в частности, на орнитоценоз. Крупные чайки являются полифагами с сильной склонностью к хищничеству и способностью специализироваться на добывании определённых кормов. При высокой численности они становятся весьма опас -ными врагами для других видов, уничтожая яйца, птенцов или взрослых птиц. Так, из-за хищничества чаек на Айновых островах заметно сократилась численность тупиков Fratercula arctica и гагарок Alca torda, ежегодно гибла значительная часть выводков гаги Somateris mol-lissima и птенцов самих чаек. Все эти жертвы составляли всего около 5% кормов чаек; около 16% составляли корма, собираемые на литорали. Основным кормом — около 80% встречаемости — являлась рыба.
В последнее десятилетие положение с кормами заметно изменилось. Летний промысел рыбы в Баренцевом море стал нерентабельным и резко сократился. Отсутствие в гнездовой период основных кормов при -вело к заметным изменениям в жизни чаек. Стало наблюдаться массовое негнездование, значительно возросла гибель птенцов от каннибализма, а соответственно существенно уменьшилась и продуктивность популяций. В последние годы на Айновых островах до возраста слётков доживает только несколько десятков, птенцов, на Семи островах часто наблюдается полная гибель птенцов. В кормах чаек резко увеличилась доля пищевых отходов. Так, в последние годы на Айновых островах доля рыбных кормов в питании чаек снизилась с 80 до 35 -45%, а доля пищевых отходов возросла с 1 -2 до 60%.
Крупные чайки Айновых и Семи островов в пищевом отношении находятся в значительно разных условиях. Различна не только численность, но и плотность обитания: на Айновых островах на 1 га суши приходится около 60 птиц, на Семи островах — 2 особи. На Семи островах имеется несколько крупных свалок, кроме того, какое -то количество чаек способны прокормить птичьи базары. На Айновых островах добыть сколько-нибудь значительное количество корма на суше невоз -можно, а свалки находятся в нескольких десятках километров от островов. Рыба в питании чаек на Семи островах всегда занимала мень-
шее место, чем на Айновых. Л.О.Белопольский (1957) по материалам 1935-1951 годов сообщает, что на Айновых островах встречаемость рыбы в желудках крупных чаек составляла около 60%, на Семи островах -около 40%. Пищевые отходы на Семи островах составляли около 1% встречаемости, птицы — около 7%. В 1981 году на Семи островах объекты хищничества — птицы и яйца — составили 39%, пищевые отходы — около 36%, рыба встречалась в единичных погадках. Хорошо стала заметна пищевая специализация чаек. Корма птиц, гнездящихся на контрольной площадке, довольно далеко от базаров, на 36% состояли из пищевых отходов и на 18% из объектов хищничества. У птиц, гнездящихся вблизи базаров, большую долю кормов — 41% — составляли яйца и птицы, пищевые отходы встречались в 17% погадок.
Наблюдениями на Айновых островах установлено, что в течение всего гнездового периода одна чайка из пары должна постоянно пр и-сутствовать на гнездовом участке, охраняя яйца и птенцов от хищничества других чаек. На добывание корма каждая чайка может тратить не более 12 ч в сутки. В годы благополучного положения с кормами взрослая чайка кормилась в среднем не менее 10 ч в сутки. В условиях дефицита рыбных кормов, когда чайка должна лететь за пищевыми отходами за 30-50 км, неизбежны нарушения временного баланса. Пищевые отходы обладают значительно меньшей калорийностью, чем рыба, и большинство птенцов гибнет от голода или от хищничества других чаек в первые же дни после вылупления. Взрослые чайки от голода не гибнут, но отсутствие молодых птиц, которые должны возме -щать естественную гибель старых, уже начинает определять снижение численности чаек на островах.
Изменилось и размещение чаек в весенне-летний период. В прежние годы после прилёта весной и перед отлётом осенью чайки держались в зверосовхозах, где у клеток с пушными зверями они всегда могли подобрать некоторое количество корма. В последние годы значительное число чаек — в основном серебристых — стало держаться в зверосовхозах и на заливе у города Мурманска всё лето. Так, в июле 1978 года у двух зверосовхозов возле Мурманска было учтено около 6 тыс. серебристых чаек. В июле 1981 года здесь же было учтено около 10 тыс. серебристых чаек. Единичные чайки из общей массы пытались гнездиться на окраинах зверосовхоза. Авиаучёт чаек на Мурмане в июле 1981 года показал, что на местах гнездования в это время находилось около 60% от всех учтённых взрослых серебристых чаек, вдали от мест гнездования — около 40%. Большие морские чайки больше привязаны к местам размножения. В значительном количестве в зверосовхозах они держатся только весной и осенью.
Численность моевки Rissa tridactyla на Мурмане в последние годы увеличивается. В 1950 -х годах на Семи островах гнездилось от 6 до
9 тыс. птиц, в 1970-х годах численность их возросла до 16-17 тыс. По-видимому, отсутствие рыбного промысла на моевке отрицательно не сказывается, так как она может переходить на питание ракообразными, а в последние годы на Баренцевом море отмечено значительное увеличение численности креветок. Этот же вид корма позволяет сохраняться на довольно высоком уровне и численности полярных крачек Sterna paradisaea.
Количество сизых чаек Larus canus на заповедных островах Мур-мана невелико, продуктивность их популяций низка. Но решающим фактором в ограничении численности сизых чаек является не дефицит корма, а хищническая деятельность крупных чаек.
Таким образом, крупные чайки — большая морская и серебристая — реагируют на изменения, вносимые в окружающую среду хозяйственной деятельностью человека, изменением своей численности, экологии и роли в орнитоценозе. Мелкие чайковые — моевки, сизые чайки, полярные крачки — меньше зависят непосредственно от хозяйственной деятельности человека, но страдают от хищничества крупных чаек.
Литер атур а
Белопольский Л.О. 1957. Экология морских колониальных птиц Баренцева моря. М.;
Л.: 1-460.
Татаринкова И.П. 1974. Чайки и заповедность // Охота и охот. хоз-во 4: 20-21.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1361: 4314-4319
Зимняя фауна птиц верховьев реки Текес (Центральный Тянь-Шань)
А.А.Винокуров
Второе издание. Первая публикация в 1960*
Материал для настоящей статьи собран автором в феврале, ноябре и декабре 1956 и в январе-феврале 1957 года в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. Наблюдения проводились преимущественно в долинах реки Текес и её притоков Нарынкол, Баянкол и Большой Кокпак, т.е. на высоте от 1700 до 3200 м над уровнем моря.
Долина реки Текес расположена в степной зоне, чем и определяется характер её растительности. Местами долина занята под посевы
* Винокуров A.A. 1960. Зимняя фауна птиц верховьев р. Текес (Центральный Тянь-Шань) IIОрнитология 3: 362-365.