Научная статья на тему 'Зимняя фауна птиц верховьев реки Текес (Центральный Тянь-Шань)'

Зимняя фауна птиц верховьев реки Текес (Центральный Тянь-Шань) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Винокуров Ардалион Алексеевич

Второе издание. Первая публикация: Винокуров A.A. 1960. Зимняя фауна птиц верховьев р. Текес (Центральный Тянь-Шань) // Орнитология 3: 362-365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зимняя фауна птиц верховьев реки Текес (Центральный Тянь-Шань)»

9 тыс. птиц, в 1970-х годах численность их возросла до 16-17 тыс. По-видимому, отсутствие рыбного промысла на моевке отрицательно не сказывается, так как она может переходить на питание ракообразными, а в последние годы на Баренцевом море отмечено значительное увеличение численности креветок. Этот же вид корма позволяет сохраняться на довольно высоком уровне и численности полярных крачек Sterna paradisaea.

Количество сизых чаек Larus canus на заповедных островах Мур-мана невелико, продуктивность их популяций низка. Но решающим фактором в ограничении численности сизых чаек является не дефицит корма, а хищническая деятельность крупных чаек.

Таким образом, крупные чайки — большая морская и серебристая — реагируют на изменения, вносимые в окружающую среду хозяйственной деятельностью человека, изменением своей численности, экологии и роли в орнитоценозе. Мелкие чайковые — моевки, сизые чайки, полярные крачки — меньше зависят непосредственно от хозяйственной деятельности человека, но страдают от хищничества крупных чаек.

Литер атур а

Белопольский Л.О. 1957. Экология морских колониальных птиц Баренцева моря. М.;

Л.: 1-460.

Татаринкова И.П. 1974. Чайки и заповедность // Охота и охот. хоз-во 4: 20-21.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1361: 4314-4319

Зимняя фауна птиц верховьев реки Текес (Центральный Тянь-Шань)

А.А.Винокуров

Второе издание. Первая публикация в 1960*

Материал для настоящей статьи собран автором в феврале, ноябре и декабре 1956 и в январе-феврале 1957 года в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. Наблюдения проводились преимущественно в долинах реки Текес и её притоков Нарынкол, Баянкол и Большой Кокпак, т.е. на высоте от 1700 до 3200 м над уровнем моря.

Долина реки Текес расположена в степной зоне, чем и определяется характер её растительности. Местами долина занята под посевы

* Винокуров A.A. 1960. Зимняя фауна птиц верховьев р. Текес (Центральный Тянь-Шань) IIОрнитология 3: 362-365.

зерновых. Здесь же расположены почти все населённые пункты района и развалины старых поселений. Значительная часть поймы заболочена и покрыта обширными зарослями ивняков, берёзы, облепихи, барбариса, шиповника, караганы и др., местами встречаются тростники. Небольшие тугаи попадаются по ущельям рек Нарынкол, Баянкол и Большой Кокпак.

Выше степи, с высоты 1900-2100 м н.у.м. начинаются еловые леса, причём пояс лиственных лесов здесь не выражен. Ельники перемежаются с лугами, скалистыми обнажениями и зарослями стелющейся арчи. По дну ущелий растут ивняки, шиповник, малина, чёрная смородина, барбарис, местами с примесью молодых ёлок. С высоты 18002900 м н.у.м. начинаются разреженные ельники с зарослями стелющейся арчи, которые сменяются лугами или нагорными степями. Значительного развития здесь достигают обнажения скал и осыпи.

Зима в исследованном районе характеризуется обильными снегопадами и частыми колебаниями температуры, иногда даже на протяжении одних суток: температура колеблется от минус 2 -3° до минус 20-30°С. Горные ручьи и речки не замерзают, а на реках Текес и Баянкол остаются широкие полыньи.

Вследствие интенсивной инсоляции небольшие участки по берегам рек и в предгорье часто обнажены, а солнечные склоны лишены снега даже на высоте 2500-3200 м н.у.м. Однако значительная часть территории, особенно на полях и в ельниках, равно как и все северные склоны, покрыта снегом.

Несмотря на суровую зиму, в исследованной части Центрального Тянь-Шаня, отличающейся разнообразием ландшафтов и стаций, регулярно зимует более 50 видов птиц.

Однако площадь, пригодная для их жизни, по сравнению с летним периодом, зимой только сокращается, в связи с чем различные биотопы используются птицами неравномерно. Основными местообитаниями птиц в зимний период (ноябрь-февраль) служат: 1) в поясе ельников древесно-кустарниковые заросли по дну ущелий, берегам рек и ручьёв; 2) тугайники в долине Текеса и в низовьях Баянкола; 3) ельники с зарослями кустарников и арчи по опушкам; 4) населённые пункты и другие постройки человека (фермы, зимовки, загоны для скота и т.д.) и 5) обнажённые от снега участки склонов южной экспозиции с выходами скал, россыпями и кустарниками (арча, карагана).

Меньше всего птиц держится зимой в покрытых снегом и почти лишённых корма степях и на полях в долине реки Текес.

Зимняя авифауна высокогорья (участки нагорных степей, альпийские луга, скалы и россыпи) довольно бедна. Лишь изредка здесь можно увидеть бородача Gypaetus barbatus, беркута Aquila chrysaetos, чёрного грифа Aegypius monachus, белоголового сипа Gyps fulvus и ворона

Corvus corax. Однако эти птицы часто спускаются и в долины. Специфична для этого пояса альпийская галка Pyrrhocorax graculus, но и она здесь довольно редка. Клушицы Pyrrhocorax pyrrhocorax, которые стайками по 10-20 особей довольно часто встречаются у выходов скал и на обнажённых от снега склонах, зимой нередко спускаются в долины, но не ниже средней части пояса ельников. Здесь же должны зимовать жемчужные вьюрки Leucosticte brandti и альпийские завирушки Prunella collaris (Шнитников, 1949), но нам они зимой не попадались; немногочисленны здесь и альпийские вьюрки Montifringilla nivalis.

Ближе к верхней границе ельников и в зарослях стелющейся арчи у россыпей встречаются улары Tetraogallus himalayensis и кеклики Alectoris chukar, последние, впрочем, по каменистым участкам с кустар -никами спускаются и в долины.

Зимняя авифауна ельников представлена довольно многими оседлыми видами: чёрная синица Parus ater rufipectus, джунгарская гаичка Parus songarus, кедровка Nucifraga caryocatactes rothschildi, клёст-еловик Loxia curvirostra tianschanica, желтоголовый королёк Regulus regulus tristis, трёхпалый дятел Picoides tridactylus tianschanicus, пищуха Certhia familiaris tianschanica, крапивник Troglodytes troglodytes tianschanicus, тетерев Lyrurus tetrix mongolus, ястребиная сова Surnia ulula, филин Bubo bubo и мохноногий сыч Aegolius funereus. Из перечисленных видов только одиночные филины и сычи изредка залетают зимой в тугаи долины реки Tекес. По опушкам ельников, особенно в местах, где имеются заросли кустарников и арчи, часто можно встретить сорок Pica pica, розовых чечевиц Carpodacus rhodochlamys, рыже-спинных горихвосток Phoenicurus erythronotus, стайки арчевых дубоносов Mycerobas carnipes и изредка черногорлых завирушек Prunella atrogularis.

Наиболее богата зимняя авифауна древесно-кустарниковых зарослей в ущельях и прилегающих солнцепёчных склонов с обнажениями скал. Кроме специфичных для этих местообитаний красношапочного вьюрка Serinus pusillus и тяньшанской белой лазоревки Parus cyanus tianschanicus, здесь зимуют арчевые дубоносы, рыжеспинные и крас-нобрюхие Phoenicurus erythrogaster горихвостки, горные овсянки Emberiza cia, а у незамерзающих родников и ручьёв — обыкновенные оляпки Cinclus cinclus и горные дупели Gallinago solitaria. В поисках корма сюда залетают грифы, сипы, бородачи и беркуты. Несомненно здесь же зимуют, но нами не отмечены, ястреб-перепелятник Accipiter nisus и балобан Falco cherrug. Из прилётных птиц на опушках ельников встречаются изредка только зяблики Fringilla с. coelebs.

Многие из птиц, обитающих в горных ущельях, спускаются зимой ещё ниже, в тугаи долины Tекес и низовьев Баянкола. Здесь довольно обычны краснобрюхие горихвостки и розовые чечевицы, фазаны Pha-

sianus colchicus, много сорок и чёрных ворон Corvus corone orientalis, иногда можно встретить седоголовых щеглов Carduelis caniceps paro-panisi, чёрных дроздов Turdus merula, горных овсянок и редко - расписную синичку Leptopoecile sophiae. На границе с полями держатся стайки даурских куропаток Perdix dauurica.

Кроме перечисленные выше оседлых, в тугаях зимует много пр и-лётных видов: обыкновенные Emberiza citrinella и белошапочные E. leucocephalus овсянки, чернозобые дрозды Turdus ruficollis atrogularis, сибирские щеглы Carduelis carduelis major, серые вороны Corvus cornix sharpii, изредка зяблики и серые сорокопуты Lanius excubitor homeyeri. До 1956 года в тугаях регулярно зимовал ястреб -тетеревятник Accipiter gentilis (личное сообщение Л.В.Жирнова), однако нами он не отмечен.

На полыньях рек Текес и Баянкол изредка можно встретить крякв Anas platyrhynchos (самцов), гоголей Bucephala clangula, больших крохалей Mergus merganser, а на берегу (у полыней) горного дупеля.

Специфичен для тугайных зарослей лишь фазан Phasianus colchicus mongolicus; остальные виды птиц встречаются и в других стациях.

Наибольшая плотность авифауны наблюдается зимой в населённых пунктах. Помимо оседлых птиц, тяготеющих к поселениям (полевые Passer montanus и домовые P. domesticus воробьи, чёрные вороны, сороки и галки Corvus monedula), здесь встречаются рогатые жаворонки Eremophila alpestris, седоголовые щеглы, сизые голуби Columba livia, а из прилётных — серые вороны, обыкновенные и белошапочные овсянки, грачи Corvus frugilegus, зяблики и обыкновенные чечётки Acanthis flammea. Специфичны для населённых пунктов полевые и домовые воробьи.

Тысячные стаи галок и ворон кормятся в окрестностях посёлков и скотоводческих ферм. Однако многие птицы, обитающие днём близ человеческого жилья, на ночь улетают в тугаи, что особенно характерно для сорок.

У разбросанных по долинам зимовок и загонов для скота встречаются преимущественно те же птицы, что и в окружающих биотопах, но особенно многочисленны здесь гималайские вьюрки Leucosticte nemori-cola altaica и сороки, а на вытоптанных скотом участках — скалистые голуби Columbarupestris turkestanica. Поблизости от зимовок нередко можно встретить беркута, бородача, грифа; 23 января 1957 Э.Б.Дубровским отмечена пустельга Falco tinnunculus. У зимовок, расположенных в нижней части долин, держатся немногие чёрные вороны.

Беднее всего птицами степная часть долины реки Текес. Здесь лишь изредка, у кустиков чия, можно встретить рогатых жаворонков, обыкновенных, белошапочных и красноухих Emberiza cioides овсянок. Гораздо больше этих птиц держится близ дорог, у которых встречаются также серые и чёрные вороны и сизые голуби.

Вороны и голуби (сизые, реже скалистые) часто встречаются также у скирд соломы. Изредка над долиной можно заметить пролетающего беркута, грифа или ворона.

* * *

Таким образом, несмотря на суровые климатические условия, зимняя авифауна исследуемого района довольно разнообразна (свыше 50 видов). Она, однако, представлена в основном местными, спускающимися в долины из высокогорья формами (около 80%); лишь около 30% видов птиц прикочёвывает сюда на зимовку из более северных районов. Из последних — утиные, а также грачи встречаются, видимо, не каждый год. Характерно, что из прилётных птиц лишь зяблик изредка поднимается по долинам в пояс ельников, остальные не выходят за пределы степной зоны.

Состав авифауны всю зиму (ноябрь-февраль) весьма постоянен. Резкие потепления или, наоборот, похолодания и бураны вызывают лишь небольшие перемещения зимующих птиц в пределах изучаемого района (преимущественно вертикального характера или же с одних склонов на другие), но не влекут за собой появления новых видов или откочёвку зимующих птиц. Исключение составляют обыкновенные чечётки и зяблики, которые появляются в долине реки Текес преимущест -венно во второй половине зимы (на осеннем пролёте они отсутствуют).

Характерно, что большинство видов птиц (57%), в том числе почти все прилётные, относятся к растительноядным, а некоторые, питающиеся летом насекомыми, переходят зимой на растительный корм в виде ягод облепихи, барбариса и семян цветковых растений. Из таких птиц прежде всего нужно назвать краснобрюхую и рыжеспинную горихвосток и черногорлую завирушку.

Падальники и «всеядные» птицы (преимущественно врановые) составляют 17% общего числа видов, хищные птицы — 10%. Насекомоядные (12%) представлены исключительно оседлыми птицами ельников,

а питающиеся преимущественно животным кормом, как обыкновенная

_ «-» _ -к

оляпка и горный дупель, связаны с незамерзающими источниками .

Следует указать, что зимняя авифауна исследуемого района не -сравненно беднее, чем Иссык-Кульской котловины, расположенной всего лишь на 100 м ниже долины реки Текес.

Водоплавающие и околоводные птицы (гусиные, чайки, кулики), довольно многочисленные на Иссык-Куле (Пятков 1957; Спангенберг, Степанян 1958), за редкими исключениями, не зимуют в долине Текеса из-за отсутствия подходящих для них местообитаний. Большее значение имеет климатическая разница в этих районах: в Иссык-Кульской котловине зима мягче, чем в исследованном нами районе. Наличие

* Мы не включаем в эту группу утиных, которые зимуют нерегулярно.

) 18 Рус. орнитол. журн. 2016. Том 25. Экспресс-выпуск № 1361

постоянного снежного покрова в долине Текеса объясняет отсутствие здесь жаворонков (за исключением рогатого), нормально зимующих в Иссык-Кульской котловине, особенно в её западной части (Спанген-берг, Степанян 1958). Это относится в полной мере к хищникам -мио-фагам и к некоторым другим птицам.

В заключение необходимо перечислить виды птиц, являющиеся фоновыми в различных биотопах. В степной части долины реки Текес, особенно у дорог, это — обыкновенные овсянки и, в меньшей степени, чёрные вороны; в населённых пунктах и их окрестностях — полевые воробьи и чёрные вороны; в тугаях — сороки; в ельниках — чёрные синицы. В горных долинах наиболее многочисленны розовые чечевицы и гималайские вьюрки; в верхней части субальпийской и в альпийской зоне — клушицы.

Литер атур а

Пятков Ф.Ф. 1957. Зимовки водоплавающих птиц на Иссык-Куле. Фрунзе: 1-111. Спангенберг Е.П., Степанян Л.С. 1958. Материалы по зимовкам птиц в некоторых

южных районах СССР // Учён. .зап. Орехово-Зуев. пед. ин-та 11: 167-174. Шнитников В.Н. 1949. Птицы Семиречья. М.; Л.: 1-665.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1361: 4319

Краснозобая казарка Rufibrenta ruficollis в устье реки Белой (левый приток Камы)

С.Г.Приклонский

Второе издание. Первая публикация в 1976*

24 апреля 1956 охотником А.Усмановым из стаи гусей в 15 -20 птиц добыты 2 краснозобые казарки Rufibrenta ruficollis. Он сообщил мне, что встречать этих птиц ранее за почти 40-летнюю охотничью практику в этих местах ему не приходилось. Здесь же 3 мая мы наблюдали 4 краснозобых казарок, пролетавших над разливом реки Белой в северо -восточном направлении. Весной (апрель-май) 1957 и 1958 годов так же, как осенью (сентябрь-октябрь) 1956-1958 годов краснозобых казарок в устье Белой мы не отмечали.

Ю ^

* Приклонский С.Г. 1976. Краткие сообщения о краснозобой казарке // Тр. Окского заповедника 13: 58-59. Рус. орнитол. журн. 2016. Том 25. Экспресс-выпуск № 1361 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.