Научная статья на тему 'Символы войны и мира в советском политическом плакате и карикатуре периода “холодной войны”'

Символы войны и мира в советском политическом плакате и карикатуре периода “холодной войны” Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2498
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ / КАРИКАТУРА / СИМВОЛ / ПРОПАГАНДА / “ХОЛОДНАЯ ВОЙНА” / POLITICAL POSTER / CARICATURE / SYMBOL / PROPAGANDA / COLD WAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамедова Анастасия Октаевна

В статье рассматриваются знаково-символические элементы, использовавшиеся при создании советских политических плакатов и карикатур, посвященных борьбе за мир, против “поджигателей войны”. Язык советской визуальной пропаганды сложился еще до начала “холодной войны”, однако художники находили все новые графические решения для создания образов и сюжетов на злободневные международные темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Symbols of War and Peace in Soviet Political Posters and Cartoons of the Cold War Period

The article deals with the key symbols used in Soviet political posters and caricatures dedicated to asserting the Soviet Union’s struggle for peace and to lampooning the war-mongers during the Cold War period. The imagery of Soviet visual propaganda had fully developed before the Cold War. Nevertheless, Soviet caricaturists found new ways to treat such lasting topics as the USSR’s peace campaigns as well as current affairs in international politics.

Текст научной работы на тему «Символы войны и мира в советском политическом плакате и карикатуре периода “холодной войны”»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1

ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ

А.О. Мамедова

СИМВОЛЫ ВОЙНЫ И МИРА В СОВЕТСКОМ

ПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛАКАТЕ И КАРИКАТУРЕ

ПЕРИОДА "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

В статье рассматриваются знаково-символические элементы, использовавшиеся при создании советских политических плакатов и карикатур, посвященных борьбе за мир, против "поджигателей войны". Язык советской визуальной пропаганды сложился еще до начала "холодной войны", однако художники находили все новые графические решения для создания образов и сюжетов на злободневные международные темы.

Ключевые слова: политический плакат, карикатура, символ, пропаганда, "холодная война".

The article deals with the key symbols used in Soviet political posters and caricatures dedicated to asserting the Soviet Union's struggle for peace and to lampooning the war-mongers during the Cold War period. The imagery of Soviet visual propaganda had fully developed before the Cold War. Nevertheless, Soviet caricaturists found new ways to treat such lasting topics as the USSR's peace campaigns as well as current affairs in international politics.

Key words: political poster, caricature, symbol, propaganda, Cold War.

Важными средствами визуальной пропаганды в Советском Союзе на протяжении всей его истории являлись политический плакат и карикатура. И хотя в 60-е гг. прошлого столетия плакат как главное средство визуальной коммуникации уступил место телевидению, он не утратил своего пропагандистского значения, о чем свидетельствовали выставки с участием советских и зарубежных художников1, книги и статьи о значении плаката и карикатуры, написанные самими художниками2, многочисленные брошюры в помощь агитатору.

Газетные статьи на политические темы часто сопровождались острыми карикатурами. Колыбелью советской политической карикатуры Б. Ефимов назвал газету "Правда". Карикатуры печатались в "Известиях", "Труде", журнале "Крокодил".

Мамедова Анастасия Октаевна — соискатель кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-910-467-08-52, e-mail: [email protected]

1 См.: Бабурина Н., Вашик К. Реальность утопии: искусство русского плаката XX в. М., 2004. С. 300.

2 См.: Ефимов Б.Е. Основы понимания карикатуры. М., 1961.

Плакат и карикатура, передавая информацию в наглядной художественной форме, давали однозначную оценку событию. Основанная на психологическом восприятии, информация выражалась различными способами. Мы остановимся на некоторых символических образах, использовавшихся в плакатах и карикатурах периода "холодной войны", и рассмотрим, как эти символы, приобретя новый смысл, стали концентрированным выражением целого комплекса представлений о "холодной войне".

Символ является одним из самых многозначных понятий в культурологии. Плакату многозначность не свойственна. Сложная символика не отвечает его главному требованию — доступность и понятность образов. В связи с этим символика в плакате упрощена. Задача художника — создать такой образ, который, не являясь трафаретом или штампом, привлекал бы внимание, был понятен и хорошо запоминался3. В качестве примера можно привести знаменитую карикатуру Б. Пророкова "Американская свобода" (1957), где из печальных глаз статуи Свободы выглядывают двое полицейских, дубинка одного из них — словно тяжелая слеза, готовая скатиться по каменной щеке. Сила и яркость сатирического образа явно выделяют эту карикатуру среди подобных произведений.

Б. Ефимов в своей книге "Основы понимания карикатуры" защищал традиционные сатирические образы-метафоры, в которых видел своего рода сатирическую терминологию, а не трафарет, среди которых британский лев, дядя Сэм, поджигатель войны с атомной бомбой в зубах, германский реваншист в рогатом шлеме4. Ефимов сравнил их с "шахматными фигурами" карикатуристов, посредством которых разыгрываются сатирические положения, новые в зависимости от политических событий и фактов. А некоторые традиционные сюжетные решения он сравнивал с крылатыми выражениями и поговорками фельетонистов.

Некоторые символические образы, часто использовавшиеся в советской визуальной пропаганде, насчитывают несколько сотен лет. Они являются олицетворением страны или ее народа и хорошо узнаваемы, например Марианна во фригийской шапочке — символ Франции, дядюшка Сэм и статуя Свободы — США, Джон Булль и лев — Великобритании5. В период "холодной войны" в визуальной пропаганде получили широкое распространение такие символы, как голубь мира, атомная, а позже водородная и нейтронная бомбы. Их появлению способствовали события, происходившие в мире после Второй мировой войны.

3 См.: Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М., 1987.

4 См.: Ефимов Б.Е. Указ. соч. С. 58.

5 Там же.

Разделение Европы на сферы влияния, создание блока НАТО, гонка вооружений вызвали стремление людей разных стран объединиться в борьбе за мир, за ядерное разоружение. В 1949 г. в Париже состоялся Первый Всемирный конгресс сторонников мира, символом которого была выбрана голубка Пикассо. Позднее Пикассо создал еще несколько вариантов этого изображения, а голубь мира стал узнаваемым символом во многих странах. Отношение к нему было разным, антикоммунистически настроенные группы использовали его в своей пропаганде для критики советской политики. Так, в качестве примера можно привести плакаты французской антикоммунистической группы "Paix et Liberté" — "Голубка, которая делает бум" ("La colombe qui fait boum", 1950) и "Голубка дяди Джо" ("Jo-Jo-la colombe", 1951). На первом плакате голубь мира превращается в советский танк, на втором И.В. Сталин в образе участника демонстрации в защиту мира выглядывает из-за угла с булавой и голубем на привязи. В СССР голубь мира до конца 80-х гг. XX в. оставался символом миролюбивой политики. Он также встречается на плакатах, посвященных VI и XII фестивалям молодежи, которые проходили в Москве в 1957 и 1985 гг.

Говоря о политическом плакате, следует отметить, что голубь мира часто символизировал Советский Союз и его миролюбивую политику в противовес империалистической политике Запада. В качестве примера можно привести агитплакат "Пословица народная проста: шкодливому коту не уберечь хвоста!" (худ. В.И. Говорков, стихи Н.Ф. Князева, 1960). Плакат в сатирической форме обличает провалившуюся миссию самолета-разведчика У-2, сбитого над Свердловском 1 мая 1960 г. На крылечке в русском стиле сидит довольный голубь мира. Вниз летит черный кот в шлеме US с отрубленным ракетой хвостом "шпионаж". Сам плакат очень похож на детский рисунок, а кот изображен карикатурно. Побитый кот с отрубленным хвостом — метафора провала американского разведывательного полета, голубь на крыльце символизирует миролюбивую политику СССР, границы и воздушное пространство которого надежно охраняются советскими ракетами.

Голубь мира в советском плакате изображался и как маска американской политики, например на плакате Б. Ефимова «Вашингтонская "голубка"» (1953). Совместными усилиями капиталист и двое военных пытаются "нарядить" американскую бомбу голубем мира — надевают на нее голубиную голову с пальмовой веткой в клюве и надписью «"миролюбивые" фразы», приклеивают лапки, втыкают в хвост белые перья. Текст на плакате гласит: "Хоть маскируют и хитро, / Не спрячут подлое нутро!"

Противоположностью голубю в плакате и карикатуре часто выступал стервятник, символизировавший США и политику импе-112

риализма. На агитплакате "Сумеет советский испытанный меч любому стервятнику крылья отсечь!" (худ. В.М. Брискин, стихи Н.Ф. Князева, 1960) сбитые с интервалом в два месяца американские самолеты-шпионы У-2 и РБ-47 изображены в виде изрубленных на куски стервятников. Весь передний план занимает могучая фигура советского воина с грозно поднятым мечом. На агитплакате "Две цели, две программы, / Два пути — / Пусть видит мир, / Каким путем идти!" (худ. Б. Ефимов, стихи М. Раскатова, 1985) в виде голубя мира изображена советская орбитальная станция с крыльями — солнечными батареями, на которых написано "За звездный мир" и "За мирный космос". Голубь гордо и уверенно парит над миром, а его пытается догнать и уничтожить дядя Сэм — стервятник с крыльями в виде ракет, на которых написано «Программа "звездных войн"», и ракетой-дубинкой в руках, увенчанной черепом.

Голубка Пикассо была довольно распространенным, но не единственным символом в плакатах на тему борьбы за мир. Центральное место в нескольких плакатах 70-х гг. XX в. на эту тему занимает изображение скульптуры "Первые ласточки" советского литовского скульптора Юозаса Микенаса, в частности в листе "Мир" В. Конюхова (1974). "Первые ласточки" — это скульптура женщины с оливковой ветвью, выпускающей в полет вереницу ласточек. Скульптура, созданная в 1964 г., была посвящена успехам страны в освоении космоса.

Очень часто в советских плакатах и карикатурах рассматриваемого периода атрибутом агрессоров, главным образом США, была пальмовая ветвь, маскирующая их внешнюю политику. Типичный пример — плакат В.И. Говоркова "Фразы и... базы" (1952). На нем американский военный с пластырем на голове отмечает флажками на карте Европы американские базы, а из заднего кармана его брюк маленький пропагандист в микрофон кричит о мире, обороне и разоружении, размахивая пальмовой ветвью, в которой запуталась атомная бомба. Другой плакат "Пальмовая ветвь по-вашингтонски" (А. Бондарь, 1984) предельно лаконичен. На белом фоне крупным планом изображена пальмовая ветвь, листья которой, осыпаясь, превращаются в американские бомбардировщики.

Для визуализации понятия "холодная война" художники использовали как традиционные метафоры, так и новые образы. Иллюстрацией первых служат сюжеты таких известных плакатов, как "Не балуй!" (В. Говорков, 1948), где дяде Сэму — поджигателю войны с факелом и бомбой — грозит пальцем советский солдат; "Фразы и. базы" (В. Говорков, 1952), на котором американский военный стоит у карты, утыканной флажками, обозначающими американские военные базы в разных странах по периметру СССР; "Народы

мира ждут!" (В. Говорков, 1962), на котором дядя Сэм за столом переговоров отказывается подписать предложение по разоружению. Политическое и военное руководство США объявляется антагонистом, главной причиной "холодной войны".

В то же время складывались и новые образы, приобретавшие символическое значение. Чтобы передать абстрактное понятие "холодная война", советские художники-сатирики выработали несколько образов: скелет, ужасный снеговик, безобразная старуха. Особенно интересен в этом отношении альбом рисунков М. Абрамова и Б. Ефимова "Во имя мира"6, посвященный поездке Н.С. Хрущева в США в 1959 г. Главным отрицательным персонажем этих рисунков была "холодная война" — безобразный снеговик в черных очках, с хвостовиком бомбы вместо ведерка на голове. Ее подручные — воротилы военного бизнеса, натовские генералы, реакционные журналисты и реваншисты. На рисунке "Не заглядывайся на других!" "холодная война" изображена в виде старой стервозной спутницы американского капиталиста, засмотревшегося на витрину магазина "Взаимовыгодная торговля с СССР", зайти в который их приглашает милая девушка "Дружба". В своей речи на заседании Генеральной Ассамблеи ООН Н.С. Хрущев уподобил «противоестественное состояние "холодной войны"» эпидемиям чумы и холеры, что нашло отражение в рисунке "Вредоносные бациллы" Б. Ефимова из упомянутого альбома. Позади символической фигуры земного шара, склонившегося над микроскопом, представлены образцы возбудителей этих болезней. Так, возбудители "холодной войны" здесь изображены в виде знаков доллара и свастик.

Альбом завершается рисунком "По-шахтерски", где сам Н.С. Хрущев расправляется со снеговиком — "холодной войной" с помощью отбойного молотка.

Совершенно иначе изображена "холодная война" в агитплакате "Их спутник и его спутница" (худ. Л.Я. Елькович, стихи С.А. Швецова, 1961), обличающем космический шпионаж. Текст на плакате гласит: "...По небу полуночи спутник летел / И песню зловещую пел. / Направленный ввысь Пентагоном, / Космическим был он шпионом". Американскому спутнику с фотоаппаратом в руках, в котором отражается завод, художник придал хорошо знакомые советскому зрителю черты американского военного — старый, зловещее выражение лица, пилотка, черные очки. Спутница — "холодная война" — скелет в каске с косой.

В качестве символов в плакате нередко выступали и хорошо известные зрителю архитектурные сооружения. Для Советского

6 См.: Абрамов М., Ефимов Б. Во имя мира. К поездке Н.С. Хрущева в США: Альбом рисунков. М., 1959.

Союза это главным образом башни Кремля, а с середины 70-х гг. на плакатах, посвященных миролюбивой политике СССР и солидарности с отдельными странами, все чаще стало появляться здание СЭВ — "дом-книжка". На плакате "СЭВ: плоды сотрудничества" (А. Рудкович, 1975) здание превратилось в ствол дерева, крона которого состоит из флагов стран-участниц, а его плоды — это фотографии построенных в результате сотрудничества заводов, кораблей, электростанций, автобусов. Символами внешней политики США были Пентагон и Капитолий. Так, на плакате А. Браза "Не допустить!" (1982) Пентагон превратился в кисть механической руки с фалангами — нейтронными бомбами, которая тянется к карте Европы.

Итак, риторика "холодной войны" в советском политическом плакате и карикатуре — это, как правило, противопоставление по принципу "мы — они" образа жизни, внешней и внутренней политики. В советской визуальной пропаганде сложился ряд символов и метафор как для представления миролюбивых сил, так и для обозначения различного рода агрессоров, противников мира. Главным символом миролюбивых сил в советском плакате был белый голубь мира. Со второй половины 70-х гг. XX в. в советских плакатах, выполненных в жанре фотомонтажа, где использовались фотографии западных демонстраций в защиту мира, стал появляться "Пацифик". Как самостоятельный символ он очень редко встречается в советских плакатах 80-х гг. Символом "поджигателей войны" был чадящий факел, особенно в плакатах конца 40—50-х гг. Главным же символом нависшей над миром опасности выступала атомная (водородная, нейтронная) бомба. Состояние "холодной войны" в визуальной пропаганде передавалось с помощью метафоры, а также новых знаково-символических элементов. Архитектурные сооружения также получали идеологическую окраску, становясь воплощением политики страны, которую они олицетворяли.

Список литературы

Абрамов М., Ефимов Б. Во имя мира. К поездке Н.С. Хрущева в США.

Альбом рисунков. М., 1959. Бабурина Н., Вашик К. Реальность утопии: искусство русского плаката

XX в. М., 2004. Ефимов Б.Е. Основы понимания карикатуры. М., 1961. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.