Научная статья на тему 'Изображение американского образа жизни в советском политическом плакате периода холодной войны'

Изображение американского образа жизни в советском политическом плакате периода холодной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1328
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ / ПРОПАГАНДА / "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" / POLITICAL POSTER / PROPAGANDA / COLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамедова Анастасия Октаевна

Статья посвящена обзору основных тем и приемов, использовавшихся советскими художниками-плакатистами для критики американского образа жизни в политическом плакате в период холодной войны. В работе рассмотрены различные направления этой критики: безработица, расизм, вопиющее социальное неравенство. Политический плакат как мощное средство наглядной агитации и пропаганды облекал пропагандируемые идеи в форму понятных советскому зрителю графических метафор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Depiction of the American Way of Life in Soviet Political Posters During the Cold War Period

The article covers major themes and techniques used to condemn the American way of life in Soviet political posters in the years of the Cold War. The targets for criticism were unemployment, racism and marked social inequality. Political posters were a key tool of visual agitation-propaganda operating images and metaphors that were familiar to Soviet citizens in order to convey propaganda messages.

Текст научной работы на тему «Изображение американского образа жизни в советском политическом плакате периода холодной войны»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 3

А.О. Мамедова

ИЗОБРАЖЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В СОВЕТСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛАКАТЕ ПЕРИОДА

"ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

Статья посвящена обзору основных тем и приемов, использовавшихся советскими художниками-плакатистами для критики американского образа жизни в политическом плакате в период "холодной войны". В работе рассмотрены различные направления этой критики: безработица, расизм, вопиющее социальное неравенство. Политический плакат как мощное средство наглядной агитации и пропаганды облекал пропагандируемые идеи в форму понятных советскому зрителю графических метафор.

Ключевые слова: политический плакат, пропаганда, "холодная война".

The article covers major themes and techniques used to condemn the American way of life in Soviet political posters in the years of the Cold War. The targets for criticism were unemployment, racism and marked social inequality. Political posters were a key tool of visual agitation-propaganda operating images and metaphors that were familiar to Soviet citizens in order to convey propaganda messages.

Key words: political poster, propaganda, Cold War.

После окончания Второй мировой войны, не достигнув согласия в вопросах о будущем Германии и разделении Европы на сферы влияния, бывшие союзники по антигитлеровской коалиции, СССР и США, пришли к неизбежной конфронтации. Активные действия США по усилению своего влияния (доктрина Трумэна и план Маршалла) вызывали недовольство СССР. В зародившейся "холодной войне" советская пропаганда все настойчивее стала представлять бывших союзников, в первую очередь США, в образе врага.

В конце 40-х гг. XX в. партия наметила план антиамериканской пропаганды среди населения, важным пунктом которого была дискредитация западного образа жизни. Основные направления были разработаны в "Плане мероприятий по пропаганде среди населения идей советского патриотизма" (апрель 1947 г.) и "Плане мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время" (апрель — май 1949 г.)1.

Демонстрация западного образа жизни с самой неприглядной стороны была важной составляющей советской пропаганды на про-

Мамедова Анастасия Октаевна — соискатель кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-910-467-08-52, e-mail: [email protected]

1 См.: ФатеевА.В. Образ врага в советской пропаганде 1945—1954. М., 1999. С. 8.

тяжении всего периода "холодной войны". Обличительной критике подвергались такие сферы, как безработица, социальное неравенство, расизм, права человека, судебная система и т.д.

Изображая американский образ жизни, советские художники-плакатисты использовали устоявшиеся стереотипы и символы. Мрачные небоскребы и толстые капиталисты во фраках, цилиндрах, с сигарами — таким был Запад в советском политическом плакате. К этому следует добавить еще и дубинку полицейского. В качестве главных символов Америки художники использовали знак доллара и статую Свободы. Звезда, герб СССР и красные стяги символизировали Советский Союз. Советский рабочий на плакате всегда изображался молодым и здоровым, в отличие от пожилого, обрюзгшего американского капиталиста.

Богатейший материал для исследования дала серия плакатов, построенных по принципу противопоставления "они — мы". Этот прием использовался для критики социальной несправедливости в западном обществе и таких социальных проблем, как безработица. В 1948 г. появилась серия плакатов-диптихов В. Корецкого, изображающих различные стороны жизни в капиталистических странах.

На плакате "При капитализме... при социализме!" (1948) американскому обществу с его вопиющей расовой дискриминацией противопоставлен сплоченный и дружный советский народ. На плакате "При социализме нет места безработице! При капитализме миллионы безработных рук!" (1950) показано положение рабочих на Западе и в СССР. Слева на плакате более опытный советский рабочий обучает молодого, справа — человек с табличкой на груди "Согласен на любую работу". Той же теме посвящен плакат "В странах капитализма — бесправие труда!.." ("В стране социализма — право на труд").

Убедить зрителя в том, что именно в социалистической стране человек может раскрыть свои способности и быть счастливым, — основная идея плаката "Дорога таланта. Дорогу талантам!" (1948). На левой половине, показывающей США, изображен бедный молодой человек со скрипкой. Склонив голову, он бредет по улице, освещенной огнями рекламы. На правой, в стране социализма, на сцене аккуратно одетый молодой человек играет на скрипке в сопровождении оркестра. На заднем плане виден герб СССР.

Известно, что в Советском Союзе труд являлся обязанностью всех трудоспособных граждан по действовавшей на тот момент Конституции 1936 г., провозглашавшей принцип социализма: "от каждого по его способности, каждому — по его труду". Безработица в западном обществе бичевалась как один из его пороков.

Положение простых людей на Западе в советской плакатной пропаганде рисовалось безрадостным. Несправедливое вознаграж-150

дение за труд при капитализме — довольно часто встречающаяся тема в политическом плакате послевоенного периода. В. Говорков на плакате "Кому достается национальный доход?" (1950) справа изобразил одетого в добротно сшитые пальто и шапку улыбающегося советского человека, увешанного свертками с покупками, на фоне схематично показанных завода, магазина, Дворца культуры, университета и кинотеатра. В подтверждение приводятся цифры статистики. Слева — западный рабочий, уныло пересчитывающий гроши, а за ним на мешках, лопающихся от денег, развалился в кресле капиталист под охраной пушек.

Очень показательна работа на эту тему В. Говоркова "У них лишь для богатых изобилие... (а мы стремимся к изобилию для всех)" (1957). На плакате помещен следующий текст: "Около 20 миллионов американцев не имеют средств для того, чтобы купить больше одного литра молока в месяц и потреблять более 6 кг мяса в год". На фоне небоскребов женщина с суровым видом отсчитывает монеты на молоко, выставленное на прилавке. На него жадными глазами смотрит ее маленькая дочь. За ними стоит, ухмыляясь, господин в цилиндре и с сигарой.

Следует отметить, что, в то время как этот политический плакат 1957 г. обличал социальное неравенство, агитационный плакат на сельскохозяйственную тему 1959 г. призывал догнать США по производству важнейших сельскохозяйственных продуктов. Так, плакат А. Семенко "Догоним США по производству мяса, молока и масла на душу населения" (1959) демонстрировался на Всесоюзной выставке плаката в Киеве.

В 1959 г. на выставке "Агитплакат" был представлен целый ряд плакатов, обличающих социальную несправедливость: В. Брискин "Капиталистическое распределение на душу населения", Н. Денисовский "Свобода по-капиталистически", П. Карабаев, Г. Новожилов "Там у одних богатства и права".

Плакаты на тему несправедливого распределения в капиталистическом обществе появлялись вплоть до конца 70-х гг. XX в. Совершенно удручающую картину жизни в Америке читатель мог почерпнуть из подборки плакатов и рисунков Б. Пророкова "Капитализм — общество, лишенное будущего" (1977). Больше половины работ из этой подборки рисуют тяжелые будни представителей самых необеспеченных классов в Америке: "Безработный", «Свобода демонстрации "по-американски"», "Студия на мостовой", «В "стране изобилия"», "Ему некогда учиться читать", "Дети большого города". На последнем из упомянутых плакатов изображены двое маленьких детей у мусорного бака. Главный персонаж плаката "Ему некогда учиться читать" — продавец газет, одетый в лохмотья, с тяжелой сумкой через плечо.

Плакатная пропаганда критиковала недостаточное количество школ в США. На плакате К. К. Иванова, В. Брискина "В СССР. В США" (1953) в верхней части изображена пионерка, радостно идущая в школу с букетом цветов. На ступенях школы — толпа счастливых детей. В нижней части плаката, выполненной в мрачных тонах, — одинокий ученик с учебником под мышкой пришел к заколоченным дверям школы. На плакате дается информация об увеличении строительства городских и сельских школ в СССР и о закрытии школ в США.

Еще одна тема для критики западного образа жизни — продажность и несправедливость суда в капиталистических странах, например плакат В. Корецкого "Буржуазный суд — суд богачей!" ("Советский суд — суд народа").

Вопиющим проявлением социальной несправедливости в американском обществе советская пропаганда считала расизм. На протяжении 60-х гг. и в начале 70-х гг. в советском политическом плакате на тему западного образа жизни центральное место занимало обличение расизма.

Многочисленные плакаты против расизма принадлежат В. Ко-рецкому ("При капитализме. при социализме!", "Позорное клеймо американской демократии", "Позор Америки", "Равноправия!", "Гражданские права по-американски", "Суд Линча", "Суд над человеком с черной кожей", "Суд по-американски", "Наконец-то свободен!.." (совместно с В. Соколовым)). Здесь же следует упомянуть работы Л. Ракова "И это — свобода?" (1966), А. Федотова "Расистских убийц — к ответу!" (1968), Е. Каждана "Свободу Анжеле Дэвис!" (1971). Теме расизма посвящены также работы Б. Про-рокова в подборке плакатов и рисунков "Капитализм — общество, лишенное будущего" (1977). На плакате из серии "Вот она, Америка" он изобразил плантатора, который жестоко избивает лежащего на земле чернокожего.

Достаточно часто в плакатах на эту тему встречаются изображения куклуксклановца и статуи Свободы. На плакате В. Корецкого "Позорное клеймо американской демократии" (1963) на щеке статуи Свободы, словно клякса, расположились фигуры полицейских, окруживших чернокожего. В руках одного из них петля. В работе Л. Ракова "И это — свобода?" (1966) факел статуи, расположенной в правой нижней части изображения, переходит в горящий крест, вдалеке видны толпы белых капюшонов.

Прежде чем перейти к следующей теме, следует сказать несколько слов о роли символа в плакате. Часто в советских плакатах и карикатурах олицетворением США выступал их самый известный символ — статуя Свободы. Статуя Свободы — "это один из наиболее

универсальных символов политической свободы и демократии"2. Критика американского государства и общества в советской пропаганде часто выражалась в различного рода графических экспериментах с этим символом, которые проводили советские плакатисты. Основной темой плакатов, использовавших этот символ, было отсутствие реальной свободы или ее "демонтаж" в современном американском обществе. Например, плакат Н. Долгорукова и Б. Ефимова "Свобода по-американски" (1950) имеет сложную композицию. В центре на фоне небоскребов Уолл-стрита на плечах у статуи Свободы стоит полицейский, похожий на Кинг Конга, с наручниками в одной руке и дубинкой в другой. "Свобода печати" на плакате выглядит так: американец, сидящий на мешке долларов, выпускает из свернутой в трубочку газеты уток. "Свобода мнений": судья в черных очках со знаком доллара (т.е. за деньги готовый закрыть глаза на все что угодно) зачитывает приговор. "Свобода личности": куклуксклановцы повесили чернокожего. "Свобода собраний и митингов": военные расстреливают демонстрацию под красными флагами.

Начало 50-х гг. в Америке было отмечено антикоммунистической истерией, получившей название маккартизма. В конце 40-х — начале 50-х гг. сенатор Джо Маккарти и ура-патриоты возглавляли подкомиссию сената по расследованию антиамериканской деятельности вплоть до окончания Корейской войны3.

Хотелось бы упомянуть еще одну тему в советском политическом плакате — демократия и права человека в США. Работы на эту тему появлялись на протяжении всего периода "холодной войны", среди них — Н. Долгоруков, Б. Ефимов "Свобода по-американски" (1950); Кукрыниксы "Американская свобода в руках душителей народа" (1968), "Призрачные блага демократии" (1971) (Стихи на плакате: "Призрачные блага демократии / Исчезают в штатах, словно дым. / Насаждают там законодатели / Полицейский, палочный режим"); Б. Пророков "За слово правды" (сцена обыска) (1977); Е. Каждан «США: "свобода" слова» (на переднем плане — надпись "ФБР" с ушами). Советская пропаганда обвиняла США в отсутствии свободы слова и невозможности беспрепятственно выражать свое мнение.

В 1980 г. появилась серия работ Е. Каждана, в которых демократия и гражданские свободы в США представлялись как нечто призрачное. На плакате "США. Права человека" (1980) за привлекательным золотым занавесом со звездами и монетками $ виднеется

2 Тен Ю.П. Символы России и зарубежных государств. Ростов н/Д, 2008. С. 250.

3 См.: Рукавишников В.О. Холодная война, холодный мир: общественное мнение в США и Европе о СССР, России, внешней политике и безопасности Запада. М., 2005. С. 166.

темная решетка. На его же плакате "Конституция США" (1980) в отверстие от пули в тексте Конституции смотрит дуло пистолета. В центре композиции плаката «"Демократия" США» (1980) — замочная скважина с надписью "private", а на приподнятой заслонке скважины написано "ЦРУ United States of America".

В мрачных тонах А. Житомирский изобразил права, существующие "Под сенью доллара" (1982), среди них, например, "право ночевать под мостами". По композиции и тематике плакат напоминает упомянутую выше работу Н. Долгорукова и Б. Ефимова "Свобода по-американски" (1950).

Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что советский политический плакат предлагал определенный набор стереотипов для восприятия советским обществом американского образа жизни. В конце 40-х — начале 50-х гг. в плакатах на тему западного образа жизни часто применялся прием противопоставления счастливой и обеспеченной жизни трудящихся в СССР тяжелой жизни простых людей в Америке.

В 60—70-е гг. значительное место среди плакатов, демонстрирующих советским гражданам американскую действительность, занимают антирасистские плакаты. Плакаты, обличавшие расизм, откликались на внутриполитические события в США: убийство Мартина Лютера Кинга, арест Анжелы Дэвис. По средствам выразительности антирасистские плакаты, на наш взгляд, являются самыми мрачными. В плакатах также обличались социальное неравенство и невозможность отстаивать свои права (плакаты на тему рабочих забастовок).

В последнее десятилетие "холодной войны" появляется довольно много плакатов, критикующих гражданские свободы и демократию в США. Для передачи этих понятий использовался уже не сюжет, как во многих работах на тему расизма, а символы — решетка, замочная скважина, золотая пелена, простреленная страница Конституции США.

Особенностью изображения американского образа жизни в советском политическом плакате можно считать и то, что здесь практически не было иронии или сатиры, а только последовательное обличение и бичевание пороков американского общества.

Список литературы

Рукавишников В.О. Холодная война, холодный мир: общественное мнение в США и Европе о СССР, России, внешней политике и безопасности Запада. М., 2005. Тен Ю.П. Символы России и зарубежных государств. Ростов н/Д, 2008.

Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде 1945—1954. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.