Научная статья на тему 'СИМВОЛЫ СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ'

СИМВОЛЫ СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
757
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СИМВОЛ / СВОБОДА / МОЛОДЕЖНАЯ СИМВОЛИКА / CULTURE / SYMBOL / FREEDOM / SYMBOLS OF YOUTH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Высоцкая Т.В., Живайкина А.А.

В данной статье рассматриваются философские аспекты символов свободы в современной культуре с акцентом на знаки и символы современной молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLS OF FREEDOM IN CONTEMPORARY CULTURE

This article discusses the philosophical aspects of the symbols of freedom in modern culture with an emphasis on the signs and symbols of modern youth

Текст научной работы на тему «СИМВОЛЫ СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ»

«Органы государственной власти в системе правозащитной деятельности на современном этапе» (Санкт-Петербург, 22.12.2017 г.) - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2018. - с. 24-28.

7. Pak Khe Sun, LubovVorona-Slivinskaya, Voskresenskaya Elena. Improvement of economic security management system of municipalities: methods of assessment // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 2017. Volume 90. / https://doi.org/10.1088/1755-1315/90/1/012073.

8. Воскресенская Е.В. Методы оценки экономической безопасности в развитии муниципальных образований: проблемы управления и права // «Государство и бизнес. Современные проблемы экономики»: материалы X Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 25-27 апреля 2018 г. / Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. - 2018. - Том 3. - с. 82-85.

УДК 008:316.34/.35]; 316.7

Высоцкая Т.В. студент 2 курса лечебный факультет ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России научный руководитель: Живайкина А.А., к.филос.н.

доцент

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, г. Саратов СИМВОЛЫ СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация: в данной статье рассматриваются философские аспекты символов свободы в современной культуре с акцентом на знаки и символы современной молодежи

Ключевые слова: культура, символ, свобода, молодежная символика

Vysoczkaya T. V. 2 year, Faculty of General Medicine Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky

Russia, Saratov Scientific adviser: Zhivaykina A.A. Candidate of Philosophical Sciences Associate Professor of the Department of Philosophy, Humanities and

Psychology

SYMBOLS OF FREEDOM IN CONTEMPORARY CULTURE

Annotation: this article discusses the philosophical aspects of the symbols of freedom in modern culture with an emphasis on the signs and symbols of modern youth

Key words: culture, symbol, freedom, symbols of youth

Символ представляет собой образ или объект, имеющий собственное содержание, и одновременно представляющий некоторое иное содержание в неразвернутой, обобщенной форме. Символ может рассматриваться как явление, занимающее промежуточное положение между знаком и моделью. Знак лишь обозначает некий объект, а собственное содержание знака можно считать ничтожным. Модель же объекта имеет определенное сходство с моделируемым объектом, может замещать исходный объект в процессе проведения исследований.

Исторически сложилось, что символы постоянно используются людьми в своей деятельности и формирование символов имеет поэтому определенную цель. Символы используют для выявления чего-то глубинного, неявного, того, что не лежит на поверхности. Если цель такого выявления отсутствует, то и символ не может существовать как элемент социальной жизни, а существует лишь то, что называется знаком и цель его существования - только обозначения объекта.

В свою очередь, символ может содержать в себе идеи и понятия разной степени абстрактности и разной степени общности. Язык символов самые абстрактные идеи способен выражать в конкретно-наглядной форме [1, С. 38].

Заметим, что важным, но отнюдь не необходимым свойством символов является их репрезентативность, а также их эстетическая привлекательность. Такое свойство символа предназначено подчеркнуть общезначимость и важность. Существенно, что зачастую эстетическая репрезентативность символа может сочетаться с его формальной простотой, что повышает возможность использования символа в разнообразных коммуникативных целях. Зачастую, как следствие коммуникативной актуальности конкретного символа, формируется его повседневный аналог, который выражен разноплановыми языковыми средствами, наиболее удобными для употребления в сфере обыденной коммуникации.

Существующая в конкретной человеческой общности система символов постоянно находится в состоянии изменения и развития. Свои системы символов присущи, как каждому историческому этапу, так и каждой культуре.

Общество также постоянно создает новые символы, но уже существующие символы, в целом, сохраняются и их не выводят из культурного поля. Такая особенность существования символов особенно проявилась в современную эпоху, в процессе формирование глобализации, как экономической, так и коммуникационной, а следовательно, и культурной.

В современном обществе произошло естественное постепенное слияние систем символов, традиционно характерных, как для европейской, так и для восточной цивилизации.

В системе символов каждой цивилизации и в системе символов

каждой субкультуры, существующей в рамках цивилизации, всегда существенное место занимали символы свободы. Необходимо отметить, что роль символов свободы в культуре цивилизации на современном этапе существенно повысилась. Причина такой переоценки состоит, на наш взгляд, в том, что, в отличие от первобытных и даже средневековых культур, ориентированных на групповые ценности, современная культура представляет каждому человеку несравненно больше именно свободы во всех направлениях его существования и участия в развитии культуры.

Необходимость четкого выявления и анализа сущности символов свободы в рамках современной культуры обязывает вначале четко установить, как мы осознаем само понятие свободы, имеющее множество трактовок, в том числе и сформулированных великими философами.

Свобода в самом общем смысле может рассматриваться как наличие возможности выбора, то есть как существование вариантов исхода конкретных событий. Таким образом, отсутствие для субъекта разных вариантов исхода события можно приравнять к отсутствию свободы. Из классических определений наиболее прогрессивным, с точки зрения развития культуры и цивилизации в целом, мы полагаем определение свободы, которое дано Клаудиусом. По его мнению, свобода состоит в праве делать всё, что не вредит другим.

Одним из наиболее интересных для анализа мы полагаем систему символов свободы современной молодежной субкультуры. Данная система символов для нас интересна именно тем, что может бесспорно являться инновационным направлением системы символов в составе современной культуры.

Знаками и символами молодежной субкультуры всегда считаются коммуникативные средства, например, изображения, жесты, словосочетания, которые способствуют закреплению в конкретной социокультурной среде или фиксируют в конкретной ситуации именно признаки дифференциации молодежи от других общественных групп и культурных сообществ. Такие знаки и символы ориентированы на восприятие представителями молодежи как знак «свои», а представителями других социокультурных групп они должны восприниматься однозначно, как относящиеся к молодежи (то есть как «чужие»).

Можно утверждать, что знаков и символов, которые считались бы постоянными маркерами именно молодежи, выявить нельзя. Можно лишь отметить, что преобладающая часть молодежных символов формируются как олицетворение той или иной формы протеста молодежи против своей зависимости от взрослой части общества. Такая зависимость обычно трактуется молодежью как признак принижения своего статуса.

Интерес в этом плане представляют результаты социальных опросов среди тинэйджеров на вопрос «Что такое свобода?» [3]. Результаты проведенного анкетирования подростков (учащихся 8-11 классов МОУ «СОШ № 8» г. Саратова) дают возможность сделать выводы, что подростки

не используют широко общепризнанных трактовок понятия свободы и трактуют свободу как элементарную независимость от общества, в целом (таково мнение 31% опрошенных подростков), и от родителей, в частности, а зачастую - как вседозволенность (27% респондентов). 4% опрошенных подростков ассоциируют свободу с отсутствием обязанностей и ответственности, т.е. по смыслу они совсем недалеко ушли от сторонников вседозволенности, только несколько отклоняются от активной

безответственности, а возможно и агрессивной позиции, к позиции пассивной безответственности.

Для определения места символов свободы в современной молодежной субкультуре можно провести анализ проявления молодежных украшений в качестве символов свободы.

Вряд ли возможно дать общую характеристику определенных видов украшений как символов, присущих современной молодежи (в том числе в связи со стратификацией молодежной субкультуры по признакам престижа, богатства и т.п.), но можно отметить распространенность в среде молодежи яркой бижутерии, а также ориентацию на традиционные специфические украшения, свойственные примитивным народам (украшения с проколом ноздрей, губ, популярность пирсинга).

На наш взгляд, символы свободы в сфере татуировок можно считать достаточно показательными именно как отражение символов свободы в современной молодежной субкультуре. В качестве тату, выступающего как символ свободы, принято использовать, например, такие символы как чайка, ворон, крылья, лошадь.

Популярные варианты молодежных тату, символизирующих свободу (по итогам соцопросов) дают возможность сделать вывод о неоднозначности символов свободы в молодежной культуре тату. Среди используемых в молодежных тату можно выделить и достаточно традиционные символы, такие как статуя свободы (21,3% респондентов) или просто слово «свобода» 11,3%), так и многочисленные варианты, например, слово «свобода», написанное иероглифами или на латыни, слова «жизнь и свобода», «свобода и сила», «свобода или смерть» и множество других вариантов [2].

Таким образом, можно отметить, что одновременно с ростом значимости свободы в молодежной среде в настоящее время нельзя четко выявить явно сформированные, широко применяемые и общепризнанные в современной молодежной среде символы свободы.

Проведенный анализ места и роли символов свободы в современной культуре, исходя из анализа символов свободы, принятых современной молодежной субкультурой позволяет сделать выводы о:

1) растущем значении в современной культуре свободы как таковой и олицетворяющих ее символов;

2) при очевидном росте ценности для молодежи самого понятия свободы символы свободы в современной молодежной субкультуре не

представляют из себя существенных инноваций и используют достаточно традиционные и достаточно лаконичные обозначения.

Использованные источники:

1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб.: Питер, 2004. - с. 38

2. Паньшина, К. Свобода воли и современная молодежь России // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/section34.html, свободный.

3. Социальное обследование «Свобода глазами подростков» [Электронный ресурс]. — Саратов: Саратовский федеральный ун-т, 2014. — Режим доступа: //http://works.doklad.ru/view/FU8DotT3pxM.html, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.