Самойлов Сергей Федорович
Выявление лиц, принадлежащих к леворадикальным субкультурам, по атрибутике и символике
Предлагаются способы выявления радикальных групп, разделяющих левокоммунистичекую и анархистскую идеологию. Автор рассматривает возможность выявления лиц, принадлежащих к различным леворадикальным субкультурам, по внешнему виду и используемым ими символам.
Ключевые слова: леворадикальные субкультуры, атрибутика, леворадикальная символика, идеология, анархистские идеологии.
The identification of persons belonging to radical left subcultures on the trappings and symbols
The article is devoted to the ways to identify radical groups that divide left-Communist and anarchist ideology. The specificity of the author's approach to the solution of the problem is to identify persons belonging to different left-wing subcultures in appearance and the symbols used by them.
Key words: leftist subculture, attributes, leftist symbols, ideology, anarchist ideology.
Для успешного выявления лиц, принадлежащих к леворадикальной субкультуре, необходимо помнить о том, что их внешний вид и модели поведения не являются случайными, а выступают закономерными проявлениями высокой степени включенности в радикальную идеологию и выполняют ряд функций:
демонстративную, позволяющую представителям леворадикальной идеологии демонстрировать приверженность контркультурным ценностям, призванным заменить собой ценности и модели поведения нормальной культуры;
самоидентификационную, позволяющую участникам леворадикального движения отождествить себя с процессом реализации определенных леворадикальных идей;
компенсаторную, позволяющую посредством внешнего вида, ведения определенного образа жизни и выполнения конкретных действий осуществлять выход отрицательных эмоций.
Средствами реализации указанных функций служат внешний вид, символика, атрибутика, сленг, музыка, проведение досуга участников леворадикального движения.
По степени включенности в леворадикальную среду представителей различных идеологий подразделяют на левых коммунистов, «новых левых», анархистов, также выделяют представителей нескольких молодежных субкультур, таких как панки, реперы, скинхеды.
Внешние признаки принадлежности к этому движению весьма разнообразны. Одновремен-
но с этим следует помнить, что далеко не все представители данных субкультур разделяют леворадикальные взгляды и не все члены леворадикальных партий и движений соблюдают типичный партийный дресс-код. Например, в одном из визуальных социологических исследований, проведенном Дмитрием Громовым среди участников молодежных леворадикальных партий, приводятся следующие данные. В 2006 г. камуфляжную одежду носят 15% членов национал-большевистской партии (НБП) и примерно столько же членов Авангарда коммунистической молодежи (АКМ), тогда как 25% молодых людей, состоящих в Союзе коммунистической молодежи (СКМ), посещают партийные собрания в костюмах. Отсюда автор исследования делает вывод о том, что представители организационного уровня леворадикальной среды редко носят «типичную» одежду [1].
По этой причине для верного определения принадлежности лица к леворадикальной среде большое значение имеет, в каких условиях находится участник субкультуры. Например, находясь в рядах демонстрантов, молодой леворадикал может быть одет так, чтобы подчеркнуть свою решимость бороться с социальной несправедливостью и быть готовым к столкновению с идеологическими противниками и сотрудниками полиции. И напротив, находясь в повседневных условиях, леворадикал, особенно если он не принадлежит к какой-либо молодежной субкультуре, трудноотличим от обычных граждан. По этой причине представляется целесообразным кратко охарактеризо-
90
вать основные стили одежды, которые могут встретиться в леворадикальной среде:
бойцовский стиль, предполагающий одежду, не сковывающую движения, платки, скрывающие лицо и способные снизить воздействие слезоточивого газа, капюшоны, позволяющие слиться с толпой и резко менять внешний вид, спортивная или утяжеленная обувь, ношение тяжелых металлических элементов, например цепей, которые можно применить в драках, и т.д.;
милитаристский стиль, для которого характерно сочетание гражданской и военной одежды, призванный подчеркнуть воинственный настрой леворадикалов и представителей ряда субкультур; при этом он редко применяется при проведении протестных акций;
демократический стиль, характерный для интеллигенции и студенчества и призванный подчеркнуть пренебрежительное отношение к материальным благам и служение какой-либо идее.
Из изложенного можно сделать вывод о том, что определение принадлежности лица к леворадикальной среде достаточно сложная задача. По этой причине нужно рассмотреть особенности внешнего вида представителей субкультур, входящих в состав леворадикальной среды. Вначале рассмотрим внешний вид представителей наиболее эпатажной молодежной субкультуры - анархо-панков. Важнейшими признаками внешнего вида представителей панк-культуры в целом и анархо-панков в частности являются:
эпатажная стрижка с выбритыми висками и с закрепленными лаком, а иногда окрашенными в яркие цвета волосами - знаменитый «ирокез»;
майки с анархистской символикой, например изображение большой буквы «А» в круге или знак «пацифи»;
свитшоты, лонгсливы и футболки фирмы Conwers;
майки с логотипами музыкальных групп, исполняющих музыку в стиле панк или анархо-панк, такими как Sex Pistols, The Exploited, Crass и Chumbawamba;
облегающие, подвернутые или заправленные в обувь джинсы либо рваные джинсы с цепями;
кожаные куртки-косухи, как правило, оформленные в «мертвом» стиле, предполагающем наличие плотных рядов заклепок, иногда изображающих погоны, использование металлических изображений черепов;
кожаные браслеты и ошейники с шипами; кеды белого или красного цвета фирмы Conwers.
Необходимо учитывать, что в субкультуре анархо-панков приветствуется принцип «сделай сам», который призван оказать сопротивление капитализму и потребительской культуре современного общества. По этой причине в среде анархо-панков имеет место самостоятельное изготовление символики, различного рода атрибутики и даже одежды, получившее наименование DIY.
Другой значительной группой леворадикальной молодежи следует признать два направления субкультуры скинхедов - раш-скинхедов и шарпов. Во внешнем облике данных субкультур есть много общих черт с их ближайшими идеологическими противниками - нс-скинхедами. Вместе с тем существует и ряд принципиальных различий в одежде и атрибутике леворадикальных скинхедов. Важнейшими элементами одежды представителей данных молодежных субкультур являются:
короткие стрижки, но, как правило, не бритые головы;
подтяжки для брюк, типичные для всех скинхедов (у раш-скинов они красного цвета);
клетчатые рубашки различных цветов фирмы Ben Sherman, тенниски фирмы Fred Perry;
куртки в стиле Harrington различных фирм, как правило, темных цветов;
майки с портретами известных революционеров (Ленина, Фиделя Кастро, Че Гевары, Нельсона Манделлы);
свитшоты, лонгсливы, футболки с тремя помещенными внутрь лаврового венка красными или белыми стрелами, символизирующие либеральные ценности - свободу, равенство и братство;
характерные для всех скинхедов джинсы Levi's 501, но с узкими, а не широкими, как у нс-скинхедов, подкатами;
берцы Dr. Martens, указывающие на принципиальное идеологическое отличие их носителя от нс-скинхедов посредством наличия в них красных шнурков.
Помимо анархо-панков и скинхедов к леворадикальной среде могут примыкать представители субкультуры рэперов, для которых характерен следующий внешний вид:
принцип «сочетания несочетаемого», проявляющийся в соединении классических пиджаков и спортивной формы;
бейсбольные кепки как с изогнутым, так и с прямым козырьком, чаще темных, но иногда и ярких цветов;
очки различных размеров, форм, цветов; футболки, как правило, на размер больше; различные украшения: медальоны, цепочки и серьги;
91
широкие штаны цвета хаки, символизирующие «городской милитаризм»; яркие и массивные кроссовки. Представители перечисленных выше субкультур могут принимать участие в движении «АнтиФа», при этом при проведении акций они стремятся одеваться одинаково и неприметно. В целом внешний вид участников протестных акций данного леворадикального движения можно описать следующим образом: шапки-маски, закрывающие лицо; шейные платки, часто с анархистской символикой, применяемые, в том числе, и как защита от слезоточивого газа;
худи темных цветов, позволяющие посредством капюшона скрывать лицо и сливаться с толпой;
свитшоты, лонгсливы, футболки с анархистской и антифашистской символикой, такой как знак анархизма, «пацифи», «три стрелы», перечеркнутая свастика, перечеркнутые фасции, греческий шлем;
значки с указанной выше символикой; тяжелые ботинки фирм Grinders и Dr. Martens.
В завершение краткого обзора внешнего вида представителей леворадикальной среды необходимо подчеркнуть, что, хотя в настоящее время он трудноотличим от повседневного вида молодежи, у него есть ряд признаков, позволяющих выделить наиболее радикально настроенных лиц, при определенных обстоятельствах способных создать угрозу правопорядку и безопасности.
Леворадикальное движение в целом и российское леворадикальное движение в частности имеют достаточно долгую историю и устоявшуюся систему символов, которая в зависимости от происходящих в обществе идеологических, социально-политических и организационных событий претерпевает определенные изменения. Несмотря на эти изменения, сложился достаточно устойчивый язык знаков, позволяющий посредством цветовой гаммы и набора определенных символов, с одной стороны, отличать левую идеологию от других видов политических идеологий, а с другой - фиксировать идеологические различия, существующие внутри этого радикального движения. Одна из специфических особенностей левой символики в целом заключается в том, что в ней доминирует универсальный момент. Это обусловлено тем, что левая идеология носит классовый и вместе с тем наднациональный характер. В силу данного обстоятельства левые во всех странах мира используют примерно одни и те
же легкоузнаваемые символы. При этом внутри движения наблюдаются существенные различия между символиками левого коммунизма и анархизма. Так, левый коммунизм использует во флагах, как правило, красный цвет, красные или желтые звезды, серп и молот, тогда как в анархизме флаги и звезды либо черного цвета, либо представлены сочетанием черного и какого-либо другого цвета. Рассмотрим символику основных направлений леворадикализма более подробно, начиная с символики лево-коммунистических организаций.
Используемый всеми коммунистическими партиями, организациями и движениями красный флаг означает кровь эксплуатируемых классов всех стран и исторических эпох, пролитую в борьбе за свободу и социальную справедливость. Красный флаг использовался в качестве символа во время различных социальных восстаний начиная с раннего Средневековья, но устойчивым символом левых политических сил стал со времени Великой французской революции. Поднятый над парижской ратушей красный флаг означал угрозу революции и призывал граждан к ее защите, а позднее стал партийным знаменем якобинцев. Окончательно красное знамя стало символом левого движения во время многочисленных европейских революций XIX столетия, особенно после восстания Парижской коммуны 1871 г. Первый факт использования красного флага в России во время социальных протестов был зафиксирован при восстании крестьян в селе Кандиевка Пензенской губернии в 1861 г. В свою очередь, российскими рабочими красный флаг был впервые использован во время демонстрации у Казанского собора в Петербурге в 1876 г. Окончательно символом левых сил в России красный флаг стал в 1898 г., когда был утвержден в качестве партийного флага РСДРП. После Октябрьского переворота в 1917 г. красное полотнище стало выполнять роль государственного флага. В 1918 г. появился красный флаг с аббревиатурой РСФСР. С образованием СССР в качестве его государственного символа было утверждено красное полотнище с изображением золотых серпа, молота и пятиконечной звезды в верхнем левом углу.
Пятиконечная звезда, называемая «марсовой звездой», т.е. звездой бога Марса, первоначально символизировала гармонию пяти стихий и благоденствие земледельцев и символом левого движения стала достаточно поздно. В коммунистическом движении красная, реже желтая «марсова звезда» на крас-
92
ном фоне стала символизировать единство трудящихся пяти континентов в их борьбе за свободу. С 1918 г. красная звезда в желтой окантовке с молотом и плугом становится символом Рабоче-крестьянской Красной армии. Позднее в центре звезды стали изображаться серп и молот.
Серп и молот, символизирующие союз крестьян и рабочих, стали использоваться в коммунистическом движении с июля 1918 г., после постановлений советского правительства и V Съезда Советов, и заменили собой использовавшиеся ранее в качестве герба Советского государства плуг и молот. Автором символа был художник Евгений Камзолкин, работавший над созданием плаката ко Дню солидарности трудящихся. До этого молот широко применялся как символ рабочего класса, а общепризнанного символа крестьянства найдено не было, помимо серпа использовались коса и плуг. Позднее серп и молот стали символами не только Советского государства, но и коммунистического движения во многих странах мира. Применение серпа и молота в троцкизме имеет свою специфику, которая заключается в том, что данный символ сочетается с цифрой «4», указывающей на IV Интернационал, объединяющий организации, стоящие на троцкистских позициях. Помимо различных направлений коммунизма серп и молот иногда используют анархистские группы, но при этом данные символы всегда находятся в характерном для анархизма символическом контексте. В организациях, разделяющих национал-большевистскую идеологию, данный символ сочетается с элементами национал-социалистической символики.
Также часто употребляемыми в коммунистической символике элементами следует признать аббревиатуры политических партий и портреты вождей коммунистического движения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а также И.В. Сталина, Э. Че Гевары.
Символика российских леворадикальных организаций имеет свои особенности. Как правило, умеренные левые партии подчеркивают отказ от радикальных идей следующими способами:
наряду с традиционным для своей идеологии красным цветом, увеличивают долю желтого цвета;
вносят элементы государственной российской символики;
используют символику социал-демократии, в частности розу в руке;
сочетают элементы символики левой и правой идеологии.
Леворадикальные партии часто применяют следующие способы подчеркивания бескомпромиссности своей борьбы:
использование черной звезды со сжатым кулаком на красном фоне применяется троцкистской революционной рабочей партией;
помещение контура автомата Калашникова в красную звезду с черной окантовкой характерно для Авангарда красной молодежи;
помещение на партийную символику портрета Че Гевары используется Революционным коммунистическим союзом молодежи РКСМ(б).
При анализе лево-коммунистической символики следует учитывать тот факт, что она находит широкое применение в среде новых левых и антиглобалистов, идеологически занимающих срединное положение между крайними полюсами леворадикальной среды. Например, сжатый кулак, широко применяемый в троцкистской символике, используется и антиглобалистскими организациями, в частности Российским социальным форумом, где он вписан в красный лучистый круг. Не менее широко антиглобалисты применяют красное знамя, красную пятиконечную звезду и портрет Че Гевары. В целом, антиглобалистская символика носит синтетический характер, соединяя в себе элементы левокоммунистической и анархической символики.
В отличие от коммунистической традиции анархизм практически с начала своего идеологического оформления стал использовать черный цвет. В частности, главным символом анархизма является черный флаг, впервые использованный во время Лионского восстания во Франции в 1831 г. В анархистском движении черный цвет рассматривается в качестве символа свободы, мудрости и вечности. Днем черного знамени в анархизме признано 21 ноября - день подавления первого Лионского восстания ткачей. Таким образом, черный цвет знамени символизирует скорбь по погибшим борцам за построение справедливого социального общества.
В идеологическом отношении анархизм не представляет собой единое целое, он распадается на целый ряд направлений, и все они используют свою модификацию черного знамени. Каждая из этих модификаций представляет собой полотнище, разделенное по диагонали на две части. Нижняя часть, как правило, окрашена в черный цвет, тогда как верхняя - в различные цвета, каждый из которых соотнесен с конкретным направлением идеологии анархизма. Наиболее известными флагами анархизма являются:
93
красно-черный флаг - символ анархо-ком-мунизма;
черно-зеленый флаг - символ анархо-синдикализма;
черно-желтый флаг - символ анархо-капита-лизма;
черно-пурпурный флаг - символ анархо-феминизма;
черно-белый флаг - символ анархо-паци-физма;
черно-лиловый флаг - символ квир-анархиз-ма1 [2].
Другим известным символом анархизма служит буква «А» в круге. Как правило, «А» в круге имеет белый цвет и изображается на фоне черного либо черно-цветного знамени. Изначально круг обозначал греческое слово «порядок», которое вместе с буквой «А», обозначающей слово «Анархия», образует известную фразу французского идеолога анархизма Прудона: «Анархия - мать порядка». Одно из первых применений данного символа встречается в символике испанского федерального совета международной рабочей ассоциации, входившего в состав первого Интернационала.
Свою популярность в среде анархистов данный символ приобрел после гражданской войны в Испании 1936-1939 гг., в которой анархисты принимали активное участие. Позднее буква «А» в круге стала приниматься в качестве официального символа различными национальными организациями анархистов. Так, в 1956 г. она стала символом Брюссельской организации Alliance Ourriere Anarchiste (АОА), а в 1964 г. - французской организации «Либертар-ная Молодежь» (Jeunesse Libertaire).
Для правильного понимания значения «А» в круге в анархизме следует различать: «А, вписанное в круг» и «А, выходящее за пределы круга». Первый символ принадлежит к политическому, а второй к социальному анархизму. «А, выходящее за пределы круга» получило распространение в 70-е гг. в панк-культуре. В дальнейшем «А, выходящее за пределы круга» стало применяться в анархистском движении, что встречает неприятие со стороны политически организованных анархистов [3, с. 27].
Третьим по популярности анархистским символом следует признать анархистский черный крест, представляющий собой черный равносторонний греческий крест, увенчанный сжатым кулаком. Данный символ является соединением символа борьбы с эмблемой красного креста, символизирующей гуманность и милосердие. Анархистский черный крест впер-
1 Квир-анархизм рассматривает гендерное и сексуальное угнетение как санкционируемое и поддерживаемое государством и капиталом.
вые появился в дореволюционной России как символ организации, борющейся за права политических заключенных. В настоящее время данный знак является символом борьбы анархизма за ликвидацию всех тюрем.
Помимо указанных наиболее популярных символов в анархизме существует достаточно большое количество знаков и символов, важнейшими из которых являются:
деревянный башмак «Сабо» - символизирует промышленный саботаж;
«Веселый Роджер» - черный флаг с черепом и перекрещенными внизу костями, заимствованный анархистами у пиратов, служит указанием на пиратскую колонию Либерталию, существовавшую по легенде на острове Мадагаскар в начале XVIII в.;
«Ешь богатых!» - вариант «веселого Роджера», на котором кости под черепом заменены вилкой и ножом;
черная кошка - символ стачечного движения, используемый анархистами-синдикалистами по причине созвучия слов «забастовка» «walkout» и «дикая кошка» «wild cat».
Движение «АнтиФа» в силу включенности в него большого числа групп, стоящих на различных идеологических позициях, применяет достаточно большое число символов, в том числе и анархистского характера. Наиболее известными из них являются:
круг с черным и красным знаменем; круг с красным и черным знаменем; круг с красным и черным изображениями коктейлей Молотова;
круг с красным и черным изображениями лопат;
изображение буквы «А» с красной звездой посередине;
круг с изображением мегафона. Также требует рассмотрения символика различных межрегиональных и региональных анархистских организаций, которая отражает специфику идеологии того или иного политического объединения. В настоящий момент важнейшими организациями анархистов являются: «Конфедерация Революционных Анархо-Синдикалистов» (КРАС-МАТ), символом которой служит эмблема красного цвета с изображенным по центру рукопожатием и аббревиатурой КРАС; эмблема выражает принцип взаимопомощи в рабочем синдикалистском движении;
Ассоциация движения анархистов (АДА), в качестве своих символов использующая красное знамя с черно-белой эмблемой, в центре которой находится буква «А», и надписью: «Ассоциация движения анархистов»; рядом с эмблемой изо-
94
бражается черный флаг, древком которого служит ствол винтовки с примкнутым штыком; кроме того, ассоциация использует в качестве символа аббревиатуру из черных букв «АДА»;
Федерация анархистов-коммунистов (ФАК) использует в качестве символа диагональные красно-черные флаги с различными коммунистическими символами, например с серпом и молотом;
Ассоциация свободных социалистов-анархистов (АССА) использует в качестве символа флаг из красной и черных полос, а также черный флаг с зеленым тузом пик.
Помимо данных крупных организаций существуют многочисленные региональные и городские организации анархистов, в частности:
1. Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М, 2014.
2. URL: https://sites.google.com/View/anarchizm/ главная/символика
3. Бааль Н.Б. Социально-философский анализ развития молодежных экстремистских организаций в постсоветской России // История государства и права. 2008. № 18. C. 24-28.
Альянс казанских анархистов (АКА), использующий в качестве символа черный флаг с зеленой полосой у древка;
Движение иркутских анархистов (ДИАНА), использующее в качестве символа черное знамя с горизонтальным перевернутым белым луком и двумя стрелами, направленными вверх.
В завершение краткого анализа символики леворадикальных организаций следует подчеркнуть, что она имеет ярко выраженный социальный, а не национальный, как праворадикальная символика, характер. Кроме того, набор леворадикальных цветов и символов более ограничен, нежели в праворадикализме, что делает леворадикальную символику более узнаваемой.
1. Zubok Yu.A. Youth extremism: essence, forms of manifestation, tendencies. Moscow, 2014.
2. URL: https://sites.google.com/View/anarchizm/ glavnaya/simvolika
3. Baal N.B. Socio-philosophical analysis of the development of youth extremist organizations in post-Soviet Russia // History of state and law. 2008. № 18. P. 24-28.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Самойлов Сергей Федорович, доктор философских наук, профессор, начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583957.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583957.
95