Научная статья на тему 'Символика нательных знаков (тату, пирсинг, скарификация) в контексте молодежных субкультур'

Символика нательных знаков (тату, пирсинг, скарификация) в контексте молодежных субкультур Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4223
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / ЗНАК / ТАТУ / ПИРСИНГ / СКАРИФИКАЦИЯ / СУБКУЛЬТУРЫ / МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / СИМВОЛИКА СУБКУЛЬТУР / ТЕЛО / SYMBOL / MARK / TATTOO / PIERCING / SCARIFICATION / SUBCULTURES / YOUTH SUBCULTURES / THE SYMBOLISM OF SUBCULTURES / THE BODY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мельникова Людмила Алексеевна

В статье рассмотрена символика нательных знаков (тату, пирсинг, скарификация) представителей молодежных субкультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLS SIGNS (TATTOOS, PIERCIGS, SCARIFICATION) IN THE CONTEXT OF YOUTH SUBCULTURES

The article considers the symbolism of special signs (tattoos, piercings, scarification), representatives of youth subcultures.

Текст научной работы на тему «Символика нательных знаков (тату, пирсинг, скарификация) в контексте молодежных субкультур»

СИМВОЛИКА НАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ (ТАТУ, ПИРСИНГ, СКАРИФИКАЦИЯ) В КОНТЕКСТЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Людмила Алексеевна Мельникова

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 690014, г.

Владивосток, ул. Гоголя 41, старший преподаватель кафедры сервиса и моды, тел. 8 9024808927, e-mail: cepheay@rambler.ru

В статье рассмотрена символика нательных знаков (тату, пирсинг, скарификация) представителей молодежных субкультур.

Ключевые слова: символ, знак, тату, пирсинг, скарификация, субкультуры,

молодежные субкультуры, символика субкультур, тело.

SYMBOLS SIGNS (TATTOOS, PIERCIGS, SCARIFICATION) IN THE CONTEXT OF YOUTH SUBCULTURES

Lyudmila Alex. Melnikova

Vladivostok State University of Economy and Service, 41 Gogolya str., Vladivostok, 690014, Russia, tel. 8 9024808927, e-mail: cepheay@rambler.ru

The article considers the symbolism of special signs (tattoos, piercings, scarification), representatives of youth subcultures.

Key word: symbol, mark, tattoo, piercing, scarification, subcultures, youth subcultures, the symbolism of subcultures, the body.

В истории человеческой культуры происходит непрерывное ускорение предметного, природного и социального мира в контексте реальности образнознаковых систем. Эта реальность образно-знаковых систем, определяя пространство человеческой культуры и выступая средой обитания человека, дает ему, с одной стороны, средства психического воздействия на других людей, с другой - средства преобразования собственной психики. В свою очередь, личность, отражающая условия развития и бытия в реальности образнознаковых систем выступает как условие психического развития и бытия человека на всех его исторических и возрастных этапах.

Заслуживает внимания точка зрения Г.Г. Гадамера на содержание понятия «знак», «символ» поскольку в дальнейшем исследовании анализируются некоторые положения с позиций символического значения татуировок. «Иногда можно встретить утверждение, что знаки - это то, что отличает человека от животного мира. Определение знака в качестве водораздела между поведением животных и человека, на наш взгляд, - результат смешивания понятий знака и символа» [1, С. 266-323]. И далее автор отмечает, что знак - это материальный предмет (явление, событие) выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для

приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и её разнообразную -математическую, статистическую, логическую - обработку. Символ - одно из самых многозначительных понятий в культуре. Символ в культуре -универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия. «Я называю символом всякую структуру значения, - писал П. Рикер, - где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле» [2, С.3-18]. Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом.

Прежде чем определить значение нательных знаков (татуировок, пирсинга, скарификации) в образно-знаковой системе, необходимо охарактеризовать системы знаков. Интересную и убедительную классификацию приводит В. Мухина в разделе «Условия психического развития» своей работы «Возрастная психология. Феноменология развития» [3], где к основным относит следующие:

Знаки-признаки - запримета, метка, отличие, все, почему узнают что-либо. Это внешнее обнаружение чего-либо, обозначение признаком присутствия конкретного предмета или явления. Признак сигнализирует о предмете, явлении. Знаки-признаки составляют содержание опыта человека в жизни, являются наиболее простыми и первичными по отношению к знаковой культуре человека. Знаки-признаки - богатейшая область человеческой культуры, которая присутствует в ней не только в сфере предметов, не только в сфере отношений человека с миром, но и в сфере языка.

Знаки-копии (iconic sins- иконические знаки) - это воспроизведение, несущее в себе элементы сходства с обозначаемым. Таковы результаты изобразительной деятельности человека - графические и живописные изображения, скульптура, фотографии, схемы, географические и астрономические карты и др. Знаки-копии воспроизводят в своей материальной структуре важнейшие чувственно ощутимые свойства предмета - форму, цвет, пропорции и т.д.. В родовой культуре знаки-копии чаще всего изображали тотемных животных - волка, медведя, оленя, лису, ворона, коня или антропоморфных духов, идолов. Природные стихии - солнце, месяц, огонь, растения, вода - также имеют своё выражение в знаках-копиях, используемых в ритуальных действиях, а затем ставших элементами народной изобразительной культуры (орнаменты в домостроении, вышивки рушников, покрывал, одежды, а также все многообразие оберег).

Знаки-символы - это знаки, обозначающие отношения народов, слоев общества или групп, утверждающие что-то. Так, гербы - отличительные знаки государства, сословия, города - материально представленные символы, изображения которых располагаются на флагах, денежных знаках, печатях и т.д. Знаки-символы появились, так же как и другие знаки в родовой культуре. Тотемы, амулеты, обереги стали знаками-символами, защищающими человека от опасностей, скрывающихся в окружающем мире. Всему природному, реально существующему человек придавал символическое значение. Присутствие знаков-символов в человеческой культуре бесчисленно, они создают реалии знакового пространства, в котором живет человек, определяют специфику психического развития человека и психологию его поведения в современном ему обществе. Одна наиболее архаичных форм знаков - тотемы. Тотемы и поныне сохранились у отдельных этнических групп не только в Африке, Латинской Америке, но и на Севере России.

К знакам- символам относится и татуировка (пирсинг, скарификация). Можно предположить, что она довольно рано приобрела символическую окраску и к родовому строю уже широко использовалась в обрядовой практике. В самых древних формах взаимодействия людей, через культурно-исторические лабиринты взаимовлияния, визуальная система в коммуникации имеет во всех культурах множество закономерных символов, форм, знаков, которые обладают своими разработанными значениями, и ритуализованы для своего жизненного оборота среди человеческого сообщества. Этот культурно-исторический арсенал необходим при осуществлении общественного функционирования в жизнедеятельности, а также с точки зрения прогнозирования этих результатов [4, с. 261].

Визуальные знаки внешнего облика человека играют особую роль в общении и межличностном познании. Они являются важным средством (инструментом) невербального общения, реализующим аффективнокоммуникативную, регуляторно-коммуникативную и информационнокоммуникативную функции, становятся главными источниками визуальной информации о человеке, индикаторами его личности. Значения отдельных визуальных знаков интерпретируются взаимосвязано: пополняя друг друга, либо порождая новую информацию, либо оказываясь малозначимым нюансом общения. Кинетические знаки чаще всего являются психосемиотической определяющей в визуальном тексте общения. При нейтральной или позитивной информации, передаваемой ими, эту роль выполняют знаки «габитуса» или «костюма». Визуальные средства невербального общения, репрезентируясь в функции индикации социально-психологических характеристик человека, становятся инструментом самоподачи своего образа в общении. Коммуникативная сторона - неотъемлемая часть каждого общества. Коммуникативные характеристики это те особенности общения, которые дают группе возможность обособления внутри основной культуры - подчеркивает исследовательница знаков общения Е.А. Петрова [5].

Чаще всего татуировки рассматриваются в рамках этнической их принадлежности, признавая, однако, факт наличия глубинного,

фундаментального основания данного явления. Г. Б. Бедненко в публикации «Символический смысл татуировки» ссылается на Леви-Строса, который считал, что татуировки для сохранившихся к открытию Нового Света первобытных племен были способом окультуривания человека путем отделения себя от «естественного» животного мира. Как и одежда, татуировка была способна выделить homo sapiens из царства животных, отделить также «человека» от «варвара, дикаря». «Биологический индивид становится

социальным субъектом, отмечает Г.Б. Бедненко, окрашивая свое тело рисунком или надевая соответствующую одежду. Таким образом, одной из первых функций татуировки была и остаётся в субкультурах - социализация. Обратим также внимание на её фактическую функцию подтверждения континуальности индивида, своеобразную замену или экстернализацию осознания себя как «континуальности Эго» [6].

Несомненно, функция социализации доказывается многими фактами. Нательные знаки у древнейших людей выполняли скорее информативную (указывали знак племени, рода, социальный статус обладателя), охранительную (против бед, болезней, несчастий), и магическую функции. Декоративную они приобрели значительно позже, утверждает Ю. В. Рычкова [7, c.5].

В каждой культуре существует определенная норма, некий стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей и свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном и желательном [8, С.315]. Общеизвестно, что стандарты существования человека в данной группе транслировались обрядами и праздниками. У данного способа передачи законов и правил были две стороны. Одна из них касалась передачей жестко регламентированных стандартов поведения, которая предполагала сложные манипулирования телом. Сюда относятся обряды инициаций, похорон, вступления в брак. Именно эти периоды существования человека отмечались и татуированием, которое подчеркивало принадлежность к группе, полу, возрасту, отличали статус человека в сообществе.

В рамках мифологического мировоззрения вызревает и символическая характеристика татуировок. По мнению Лотмана Ю.М. в русской культуре возможно бурное развитие магических знаков, используемых в ритуалах и использующих простейшие геометрические фигуры: круг, крест, параллельные линии, треугольник и основные цвета. Каждая эпоха имеет свои символы, которые отражают человеческую идеологию мировоззрение как совокупность идей и взглядов, отношение людей к миру: к окружающей природе,

предметному миру, друг к другу. Символы служат стабилизации или изменению общественных отношений.

Символика татуировок имеет двойную направленность, с одной стороны она определенным образом влияет на окружающих и вместе с тем, она в наибольшей степени психологически влияет на самого носителя татуировок. Это возможно связано с тем обстоятельством, что исторически субъекты развивались в сторону приобретения своей идентичности. В монографии «Исторический субъект в поисках своего Я» Шабага А.В. представляет этот

процесс следующим образом. Он подразделят этот процесс на три периода. К первому он относит такие состояния общества, когда все определяло принадлежности (Ты чей?). Во второй период все зависело от покровительства (Под чьей ты защитой ты находишься?). И третий период, который, по мнению автора, распространяется и на наше время, начинают преобладать отношения (С чем ты себя соотносишь?) [9, С.33].

Современный исторический этап характеризуется индустриальной культурой. Индустриальное развитие, все повышающийся темп жизни, технократическая идеология не дают человеку удовлетворить свои специфические потребности в общении, уединении, принадлежности, сообщности и так далее. В традиционных обществах дефицит общения, эмоциональности во многом преодолевался в коллективных ритуалах. Важнейшим следствием их была психотерапевтическая компенсация, состоявшая в коммуникации, объединении людей, преодолении одиночества, тревожности, отчужденности, дававшая ощущение принадлежности к группе. В современную эпоху преодоление дефицита общения, эмоционального отчуждения, чувство общности люди приобретают в субкультурах разной направленности. А символическим связующим звеном является татуировка как знак принадлежности. Наличие таких татуировок помогает достижению большей условности во внутриорганическом функционировании человека и интеграции между человеком и внешним миром.

Как все явления культуры татуировка прошла определенный исторически обусловленный путь изменений, связанных с различными социальноэкономическими условиями. Изменения коснулись мотивов, содержания и техники нанесения рисунков, социального статуса её приверженцев. Рассмотрим ряд положений, и выводов, существующих в настоящее время, о той части социума, которая активно использует татуировку как определенный маркер. Эти группы обозначены в социологии, которая в основном и исследует эти группы, как молодежные субкультуры.

По мнению В. А. Гришина субкультуру следует рассматривать через призму определенных способов человеческой жизнедеятельности, проявляющейся во внешней (объектированной) и внутренней (субъектированной) предметности, характеризующей довольно устойчивую степень нравственно-психологического отчуждения, проявляющегося в отношениях к другим людям, в системе социальных норм и институтов, к духовным ценностям и обществу в целом [10].

Человеческое тело, форма и манера движения, его визуальные атрибуты отражают как психологическое содержание личности, так и культурную среду, которая способствует развитию специфических, этнических, национальных и социальных характеристик. Однако, все эти факторы, которые составляют индивидуальность, становятся уязвимыми под влиянием стрессогенных факторов, которые порождают установку на развитие того стиля телесного поведения и визуальных проявлений, в которых человек находит возможность воплотить свои представления.

Эти стрессогенные факторы существуют во все времена, во всех сообществах, которые чаще всего выражаются в форме проблемы «отцов и детей», в проблеме старшего и молодого поколения [11]. Данное явление уходит корнями в обычай, отделяя девочек и мальчиков в племенном обществе на период инициации, превращая тем самым эти группы в определенные субкультуры, с определенными способами поведения и закрытости от остального сообщества. Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес. Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо идеи, достаточно часто проявляет склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. Она пытается изменить пространство, в котором существует, эстетизировать его с позиции ее представлений о прекрасном. Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. В молодежной субкультуре нередко слияние границ между игрой и деятельностью. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов субкультурных групп. Как в театральном искусстве, так и деятельности молодежных групп существует некоторая драматургия. Отдельные исследователи считают, что эта драматургия складывается их различных письменных источников, близких по идеологии молодежным субкультурным группам.

Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субгрупп (хиппи, панки, рокеры, металлисты) находит свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле, включающем не только особенности поведенческих норм, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах.

Знаки внешнего облика человека функционируют в общении опосредованно активностью самого субъекта, который выбирает из порожденных полем культуры те знаки, которые отвечают его представлениям, соответствуют условиям общения и целям его деятельности. В этом плане все визуальные проявления человека вольно или невольно есть его самоутверждение. Соответственно, зрительно воспринимаемая информация о человеке и от человека, передается визуальными знаками трех визуальнокоммуникативных систем: габитуса (физический облик, анатомические

особенности лица, других частей тела, конституция и пр.), костюма (социальное оформление внешности: одежда, обувь, украшение, аксессуары, прическа, очки и пр.), кинесики (любые значащие движения: мимика, жестикуляция, походка, позы) [12]. Так как в данной статье рассматриваются роль и функции нательных знаковых элементов внешнего облика человека в общении, в отношении молодежных субкультур можно сказать, что визуальный аспект (татуировка, пирсинг, скарификация и т.д.) является главным «опознавательным элементом» в среде приверженцев. Таким образом, они отождествляют себя с группой и

находят себе подобных в основной культуре. Основные положения данной работы заключаются в следующем:

- Символика субкультуры имеет в ней основное значение, поскольку она не мода, а принадлежность ритуала. Она требует самого пристального изучения, так как содержит достаточно четкие показатели неблагополучия в молодежной среде. По символике всегда можно однозначно определить политические пристрастия её носителя и культурную доминанту среду, к которой он принадлежит.

- Яркая символика почти всегда свидетельствует о склонности той или иной молодежной консорции к насильственным действиям. При этом следует подчеркнуть, что яркая внешность представителей субкультур - не естественная агрессивность молодости, а скорее - мимикрия под вкусы большинства. Вызывающая внешность этой категории молодежи - следование «мировым» стандартам. В рамках этого стандарта становятся неразличимы национальные и культурные особенности, а культура полностью поглощается цивилизацией. Парадоксальность данного вывода заключается в том, что насилие связанно с культурой ровно настолько, насколько заклеймённый всеми «мир цвета хаки» связан с национальными особенностями того или иного этноса, и настолько военная форма разнообразнее униформы привычной одежды обывателей.

- Агрессивная татуировка связана с культом силы доминирования не глупость. История всех политически ангажированных молодежных объединений говорит о том, что ярко выраженный армейский стиль не пропадает никогда, его носители смещаются в сторону более радикальных групп прямого действия. Воин в истории - фигура сакральная, коллективное бессознательное тщательно хранит эту память. Архетип бойца привлекателен для молодости, которой имманентно присуще агрессивность. Насилие -трансляция себя вовне, целям такой трансляции служат и внешние атрибуты.

- Радикально-эстетические, не скованные жесткой дисциплиной

субкультуры своими сюжетами и рисунками проявляют скорее свои внутренние искания и неудовлетворенности существования в обществе. Татуировка (пирсинг, скарификация) - это попытка добавить себе тех качеств, которые прибавляют им уверенности. Скорее всего, здесь большую роль играет феномен внушения и социально-психологического «заражения» [13, с. 189] через вытатуированный рисунок, образ которого несет для человека магический смысл: орел - знак гордости, независимости и благородства; бабочка

ассоциируется например у эмо с духовностью; дракон - сила, тайна, мудрость и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гадамер Г.Г.. Актуальность прекрасного. - М., Искусство, 1991. Философы ХХ в. Кн. 3. 2009 С.266-323.

2. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Изд. центр «Academia», 1995, С. 3 — 18

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

4. Привалова В. М. Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической картине мира// Известия Самарского научного центра РАН. Том 12.-2010.- № 3 - С.255-263

5. Петрова Е.Н. Знаки общения. - М.ГНОМ и Д, 2000.- 254 с.

6. Бедненко Г. Б. Символический смысл татуировки.-http://pryahi.indeep.ru/mythology/research/tattoo.html

7. Ю. В. Рычкова. Стильные тату от А до Я: Искусство удивлять, соблазнять, шокировать.-М.: РИПОЛ классик, 2005.-192 с.: ил.

8. Белик А.А. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии. -М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005. - с. 420

9. 9.Шабага А.В. Исторический субъект в поисках своего Я.- М.: Изд. РУДН, 2009. -

с. 524

10. Гришин В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде. // Общественные, самодеятельные движения. М., 1990.

11. Хренов Н. А. Культура. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры.- Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 167-180. С. 174

12. Петрова Е.А. Знаки общения. Серия визуальная психосемиотика. М.: ГНОМ иД,

2001.

13. Никитин В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд. - М.: Когито-Центр, 2006. - с. 320

© Л.А. Мельникова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.