Научная статья на тему 'Символо-знаковые системы региональной культуры Забайкалья'

Символо-знаковые системы региональной культуры Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
293
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СИМВОЛЫ И ЗНАКИ / ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬ-ТУРНЫЕ СИСТЕМЫ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / REGIONAL CULTURE / SYMBOLS AND SIGNS / ETHNIC SELF-IDENTIFICATION / SOCIO-CULTURAL SYSTEMS / TRANS-BAIKAL REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Филиппова Надежда Павловна

Рассматриваются символо-знаковые системы культуры Забайкалья, которые являются своеобразным маркером региона, его отличительной чертой. Главными знаковыми системами культуры определены геокультура, этнокультура и особый тип личности «Сибиряк-забайкалец». Знание и изучение семиозиса культуры позволяет найти ориентиры для моделирования системы ценностей культуры будущего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systems of Symbols and Signs of regional Trans-baikal Culture

The article considers systems of symbols and signs of Trans-baikal culture which are original token of the region, its distinguishing peculiarity. Main sign systems of culture are determined by geoculture, ethnic culture and special type of a person Siberian-Trans-baikal. knowledge and study of culture semiosis makes it possible to find principles for future culture value system modelling

Текст научной работы на тему «Символо-знаковые системы региональной культуры Забайкалья»

УДК 008. 001 (571.54/55)

Филиппова Надежда Павловна

Filippova Nadezhda

СИМВОЛО-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

SYSTEMS OF SYMBOLS AND SIGNS OF REGIONAL TRANS-BAIKAL CULTURE

Рассматриваются символо-знаковые системы культуры Забайкалья, которые являются своеобразным маркером региона, его отличительной чертой. Гпавными знаковыми системами культуры определены геокультура, этнокультура и особый тип личности «Сибиряк-забайкалец». Знание и изучение семиозиса культуры позволяет найти ориентиры для моделирования системы ценностей культуры будущего

The article considers systems of symbols and signs of Trans-baikal culture which are original token of the region, its distinguishing peculiarity. Main sign systems of culture are determined by geoculture, ethnic culture and special type of a person - "Siberian-Trans-baikal". knowledge and study of culture semiosis makes it possible to find principles for future culture value system modelling

Ключевые слова: региональная культура, символы и Key words: regional culture, symbols and signs, ethnic self-

знаки, этническая самоидентификация, социокуль- identification, socio-cultural systems, Trans-baikal region турные системы, Забайкальский регион

Историческая память, причастность к культуре предков, к исконным корням своим воскрешается в старых символах, которые важны нам, прежде всего, как памятники прошлого. Нам также важно проследить динамику изменения понимания и значимости многих символов и знаков в региональной культуре.

Прочитав символы и знаки культуры прошлого нашего региона и сопоставив их с общей картиной культуры России и мира, мы можем смоделировать состояние культуры будущего нашего региона.

Как отмечают Н. Соболева, В. Артамонов: «... к символам «не своей эпохи» надо относиться осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и принципы их возникновения, их эволюция помогают не только всесторонне представить

исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, «расшифровке» мировоззрения человека прошлого, раскрыть закономерности его мышления, смысл его поступков, вплотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоёв российского общества, его менталитета (склада ума, мышления) -вопросам недостаточно изученным, но очень важным» [10; С. 6].

Региональные символы и символика рассматривают репрезентирующее региональное сообщество, закрепленное в социальном и ментальном пространстве и служащее знаками его консолидации: те человеческие типы, которые объединяют в себе характерные черты личности, воспитанной в определенной среде, исторических условиях, на данной территории и имеющие официальную символику [8; С.10].

Каждый регион имеет свою социокультурную систему, которая состоит из набора специфических символов и знаков, присущих только данному краю, области, району.

Символо-знаковая система конкретного региона, а в данном случае, Забайкалья, включает определенный набор характеристик: исторических, геополитических, этнографических, топонимических и т.д.

Согласно определению К.М. Хоруженко, который отмечает, что символо-знаковую систему региона определяет этнографическая символика - термины этнографии, социологии и культурологии, служащие для обозначения комплекса тех элементов и явлений материальной и духовной культуры, в рамках этнической части культуры этноса, которые помимо своей непосредственной функциональной роли - удовлетворение тех или иных нужд своих носителей - выполняют также этноразличительную функцию и служат определенными метками, которые обозначают принадлежность данного индивида к той или иной этнической общности и отличают его от представителей другой [12; С. 374].

С данным определением мы можем согласиться при условии, что здесь должен присутствовать еще один немаловажный компонент. Такая система является своеобразным исторически сложившимся культурно-кодовым текстом региональной культуры, в котором на протяжении длительного времени в силу сложившихся исторических обстоятельств сформировался целый семиотический комплекс понятий символического означивания культурного пространства. Таким образом, мы можем говорить о историко-культурном комплексе подходов к рассмотрению этнических символов и знаков, являющемся основополагающим для региональной культуры Забайкалья.

Знаковые системы региональных культур как основополагающие: космоприродные, или естественные (геокультура, этнокульту-ра); религиозные (шаманизм, ламаизм, буд-

дизм, христианство, ислам, иудаизм); изографические (наглядно-образные символы в изобразительном искусстве, письменность, жилище, костюм, прикладное творчество народов).

Определяющими факторами данного подхода будут являться понятия, такие как природосообразность и культуросообраз-ность, которые позволяют нам рассматривать особенность символо-знаковой картины культуры Забайкалья.

Опираясь на исследования специалистов по проблемам изучения региональной культуры (Г.А. Аванесовой, В.Л. Кургузова, А.О. Бороноева, И.Я. Мурзиной, Н.В. Сверку-новой и А.В. Спиридоновой), можно выявить несколько подходов к проблеме региональной культуры.

Анализ своеобразия культур регионов по территориальному признаку, его истории, хозяйственной деятельности, духовных черт особенно важен для таких стран, как Россия, которая составляет сложный пространственный организм, что нельзя рассматривать как монообъект. Мы можем выделить такие административно-территориальные регионы за

пределами Урала, как Сибирь, Красноярский край, Прибайкалье, Забайкальский край, Дальний Восток. Для каждого из этих регионов присуща своя локальная история, судьба, этнические представительства, специфический набор символов и знаков, маркирующих региональную культуру. Едины они будут в одном - у них общая историческая судьба с Россией. Для выявления индивидуальных, специфических черт культуры необходим семиотический подход, он в большей степени позволяет выявить процессы идентификации. Поэтому аспекты изучения региональной культуры могут иметь следующие подходы:

1) региональная культура как культура полинациональная. При таком подходе в региональной культуре маркером является культура автохтонных народов, а регион рассматривается в качестве территории, на которой возникла и развивалась автохтонная культура, т.е. регион продуцирует особый тип культуры

[7; С. 23]. В статье речь идет о культуре народов Забайкалья - эвенков, бурят, старожилов, семейских, которые составили базу современного социокультурного состояния региона;

2) региональная культура с гетерогенной основой - в данном контексте рассматривается русская культура как основа, сохраняющая базовую культуру для формирования культурного пространства региона;

3) культурное пространство Забайкальского региона - пространство поликуль-турного и поликонфессионального взаимодействия и одновременного развития духовного опыта народов Восточной Сибири;

4) региональная культура как культура, сохраняющая в себе основы материнской, а в границах России русской культуры, но при воздействии на нее других культур и разных факторов, приобретает индивидуальные черты, местный колорит;

5) местный колорит региональной культуре придают системы специфических, семиотических комплексов, к которым относятся гео-природные, историко-культурные, этно-конфес-сиональные, социально-экономические, антропосоставляющие и этнолингвистические черты региона, что будет, в конечном счете, составлять его менталитет. Дополнением местного колорирования будут микросообщества (например, жены декабристов, ссыльные революционеры), культуры социальных групп (забайкальское казачество, староверы, семейские), профессиональные (художники, актеры, музыканты), субкультуры;

6) самобытность культуры забайкальского края состоит не только в том, что это особый этнический тип, но и в том, что он соединил в себе противоположные культуры Востока и Запада, реализованные через образ жизни, ментальность его народов, это пространство поликультурного взаимодействия и результат синхронного формирования и развития духовного опыта народов Восточной Сибири.

Рассматривая Россию как перекресток культур, известные философы, историки и культурологи приходят к осознанию, что

.единство свободных народов Евразии невозможно на чисто идеологической основе, без поисков понимания между верующими разных исповеданий [5; С. 18].

Таким образом, из различных подходов изучения региональной культуры для характеристики мы выделяем символическое культурное пространство - Забайкалье, где есть необходимые атрибуты символо-знакового обозначения: территория, географические и климатические условия, этнокультурные системы, определяющие менталитет и историю формирования.

Региональная культура выполняет для локальной территории те же функции, что и «материнская» для всей страны: человекотворческую, созидая определенный тип личности; регулятивную, выступая регулятором общественных отношений (на уровне устоявшихся местных норм и принятых законов); аксиологическую, формируя систему ценностей, опираясь как на традиции «пришлых людей», так и на традиции местных жителей; символическую, наполняя пространство жизни символами; коммуникативную, осуществляя связь времен, поколений, культур.

Данные функции являются интегрирующими индикаторами региональной культуры. Забайкалье - это особый регион, где происходит встреча различных этносов и культур как по крупным цивилизационным моделям (Россия, Китай, Монголия), так и в рамках единой цивилизационной системы (Бурятия Восточного Забайкалья - Монголия - Тибет).

Историкокультурная характеристика знаковых систем представлена историческими процессами, фактами, событиями, происходящими на территории региона. Опыт описания историко-культурного пространства широко представлен забайкальскими исследователями [4; С. 17].

История формирования культуры края с древнейших времен наполнялась семиотическим корпусом знаний. Так, например, известные в истории и археологии артефакты «олен-ные камни», скульптура головы медведя, изго-

товленная из позвонка шерстистого носорога, «жезл начальника» из рога оленя, украшенный богатым меандровым орнаментом, являясь памятником культуры забайкальских кроманьонцев, составляют культурные знаки края. Стоянки и могильники, которые являются важным источником изучения того или иного этноса, проливают дополнительный свет на их духовные ценности, различные символы и знаки, отражающие самобытность и «инаковость» различных культур, динамику культурологических событий. Забайкальский «человек культурный» обозначил свое место пребывания стоянками и следами своей хозяйственной деятельности. Современные названия древних стоянок являются семиотическими мостами во времени между культурой древнейших времен и современной культурой. Сегодня они имеют свое название: Алханай, Дворцы, Титовская сопка, Сухотино, Толбага, Шилкинская пещера, Егоркина гора, поселение у озер Кулькисон и Харга, Кристинкина пещера и многие другие [6; С. 9].

Знаковым явлением формирования культуры края историки считают процесс создания монгольской государственности, который происходил на территории Юж. Забайкалья и сопредельных районов Монголии. В Забайкалье с того времени осталось немало памятников, связанных с именем Чингисхана (чаша Чингисхана, миф-легенда о его захоронении в русле реки Онон и т.д.).

В связи с этим важно отметить, что своеобразием культурной идентификации является ярко выраженная связь с местом жизни, его особенностями, с природой в ее величии и разнообразии. По наблюдениям исследователей, особенно значимо зафиксирована связь человека с природой, ее различными проявлениями и пониманием их для жизни человека, ее мифологизация. Излюбленные природные места отдыха забайкальцев берега Ингоды, Кенона, Арея, Арахлея, гора Алханай и мн. др. - овеяны мифологическими преданиями, дающими надежду на исцеление.

В современном состоянии культуры За-

байкалья большое влияние имеют языческие верования и традиции коренных жителей. Язычество, как факт проявления культуры в современной интерпретации, присутствует равно как славянское (вера в заговор, гадания, празднования Святок, Масленицы и др.), так и бурятское, эвенкийское (шаманско-религиоз-ный синкретизм, обоо, тайлаганы, кормление духов). Современное язычество включает в себя поклонение матери-природе, ее силам, единство человека и природы, по сравнению с конфессиональными образованиями, например, с христианством [3; С. 6]. На примере сохранившегося шаманизма можно проследить языческое благоговейное поклонение матери-природе, которое стало знаковым явлением в культуре Сибири и Забайкалья.

К моменту «демократической колонизации» Сибири на этой территории проживали не менее 40 этнических родоплеменных групп. В дальнейшем формированию сибирского этноса, его этнокультуры, способствовала обоюдная социально-экономическая и культурная ассимиляция. В данном случае речь идет о социально-трудовом и культурном сближении русских с аборигенами и наоборот. Этот тип населения региона получил название «русско-сибирский», который обладает региональными физическими и ментальными чертами. Консолидирующей чертой полиэтничной культуры становится взаимная толерантность, религиозный синкретизм, компромиссность.

Формирование культуры Забайкалья проходит через несколько знаковых этапов. Ранние упоминания в письменных источниках о земле Даурской начинают появляться в первой половине XVII в. Во второй половине XVII в. уже сложилась целая система острогов. В 1689 г. подписан Нерчинский договор с Китаем о территориальном разграничении; 1708 г. Даурия входит в состав 8 губерний России; 1851 г. - учреждение Забайкальской области, затем 1920-е гг. - ДВР; в 1937 г. - образование Читинской области, и с 2008 г. новое образование - Забайкальский край.

Геокультурная характеристика необхо-

дима для осознания культурного ландшафта региона. Роль гео-, биоклиматической среды играет значительную роль в истории культуры. Изучение археологических открытий дало возможность сделать выводы об основных способах хозяйственной деятельности народов (охота, собирательство, рыболовство), заселявших регион и позволивших выжить в сложных климатических условиях. Необходимо учесть, что формирование поверхности земли, наступление ледников повлекло за собой изменение климата, повлияло на ход развития культуры, а тесное общение с природой, использование её ресурсов привело к адаптации народов, способных выживать в суровых условиях. Суровость климата и пространства Сибири научили население ценить общение, взаимопомощь, формировали коллективистские представления, которые стали основой сибирской ментальности. Еще одно меткое наблюдение, сделанное культурологом В.Л. Кургузовым, о влиянии русской зимы и холода на формирование менталитета народа и исторических событий в России [5; С. 18]. Геопри-родной особенностью является большое количество солнечных дней в году, поэтому часто можно встретить устойчивое словосочетание -«Солнечное Забайкалье», которое становится образным символом края. Таким образом, природные условия региона «продиктовали» особенности определенных черт культуры, в том числе национальных типов одежды, традиционной пищи и способствовали формированию комплекса символо-знаковых единиц культуры региона.

Значимый семиотический фактор, который будет встречен исследователем культуры Забайкалья - это народы, населяющие край. Всего на территории Забайкальского края проживает около 300 этнических представителей. Об особенностях полиэтничности культуры Забайкалья историк М.В. Константинов пишет: «В порядке подтверждения значения понятия «забайкальцы» отметим, что в Забайкалье практически не пользуются словом «сибиряки». Понятие «забайкальцы» не только озна-

чает местожительство в Забайкалье, а забайкальцам присущ особый менталитет, то есть особо сложившаяся социальная психология.» [13; С. 387].

Исследователь Н.В. Сверкунова отмечает следующие характерные признаки «сибир-ства»: гостеприимство, хлебосольство, щедрость, миролюбие, милосердие, религиозность, нравственность, трудолюбие, зажиточность, обилие продуктов питания, чистота и опрятность (причем опрятность - «коренная добродетель сибиряков», чаще всего упоминаемое качество), независимость характера, чувство собственного достоинства, гордость, насмешливость, юмор, хитрость.

Следует отметить, что культурологическое понятие «этнический характер» является дополнительным семиотическим, ментальным компонентом идентификации и формирует другой, специфический тип личности забайкальца, но уже с «сибирским характером».

Как утверждает Н.В. Сверкунова, «сибирский характер» - индикатор сибирской идентичности в современных условиях, .это, скорее, не аналог характера землепроходца, а большое слово, полуметафора, фрагмент и недоминирующая переменная, которая вобрала в себя «осколки» типа; о последнем же в наше время речи идти не может: слишком изменилось как население Сибири, так и России; и то, и другое приобрело новые социальные качества, формируемые соответственно новому социальному строю. «Сибирский характер» сегодня выступает символом сибирской самобытности, постепенно исчезающей, - пишет автор [9; С. 321]. С доводом можно отчасти согласиться. Процессы глобализации не миновали Сибири, и Забайкалья, в частности. Поэтому можно отметить, что глобализация и усиление международных миграций привели к увеличению доли смешанных браков и, соответственно, числа людей с двойной или даже множественной идентичностью.

Региональная характеристика культуры будет не полной без человека - творца символов и человека, ставшего символом. Герои,

чьи имена стали основой духовной составляющей, знаковым семиозисом истории края, её культуры. Имена, которые символизируют историю культуры России и Забайкалья на разных этапах: Чингисхан, Александр Невский, Ермак, протопоп Аввакум, Е. Хабаров, П. Бекетов, Г. Цибиков; имена декабристов (С.Г. Волконский, И.И. Горбачевский, Д.И. Завалишин и др.); каторжан, народовольцев, революционеров, отбывавших ссылку и поселение (Н.Г. Чернышевский, А.А. Костюшко-Григорович, В.К. Курнатовский и др.); имена героев гражданской войны (С. Лазо, П.Н. Журавлев и др.) и ВОВ (П.Г. Карелин, Г.С. Кочетков и др.), ге-роев-современников, участников военных действий в «горячих точках». Именами героев названы объекты культуры, улицы, площади городов региона. Таким образом, народ сохраняет часть своей культуры, память о людях, которые вписали свою страницу в историю края (сравним безликое название «Пятый мик-

1. Ассамблея народов Забайкалья /Текст]. -Чита, 2004. - С. 21-22.

2. Балабанов, В.Ф. История земли Даурской [Текст]/ В.Ф. Балабанов. - Чита; 2003. - 400 с.

3. Бороноев, А.О. Территориальная ментальность и проблемы социокультурного развития региона [Текст] /А.О. Боронаев // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. - СПб., 2007. - С. 11.

4. Записки путешественников и исследователей (вторая половина XVII-XVIII вв.) [Текст]. - Новосибирск, 2007. - С. 4-17.

5. Кургузов, В.Л. Теоретические аспекты менталитета и смыслополагание бытия [Текст] //Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. - СПб., 2007. - С. 18.

6. Константинов, А.В. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года) [Текст] /А.В. Константинов, Н.Н. Константинова и др. - Чита: ЗабГПУ, 2002. - 248 с.

7. Ляпкина, Т.Ф. Архитектоника культурного пространства Восточной Сибири (кон. XVII -

рорайон»). Есть и так называемые незримые герои, но их имена «на слуху», они более известны в узких кругах элитарной и интеллигентской культуры - это имена ученых, врачей, учителей, актеров и музыкантов, замечательных хозяйственников. Они скромно участвуют в культурном строительстве, но страна пока «ценит» других героев «звезд шоу-мира».

Таким образом, без осмысления систем семиотического корпуса знаний культуры региона, без изучения их своеобразия невозможен поиск путей социокультурного развития Забайкальского края. Полиэтнический характер формирования культуры Забайкалья становится значимым явлением в общегосударственной культурной политике, наиболее показательным позитивным примером благополучного сосуществования народов, компактно проживающих на территории Забайкалья на современном этапе.

_________________________________Литература

нач. XX вв.) [Текст]: автореф. д-ра культурологии /Т.Ф. Ляпкина. - СПб., 2007. - С. 23.

8. Мурзина, И.Я. Феномен региональной культуры: бытие и самопознание [Текст] / И.Я. Мурзина. - Екатеринбург, 2004. - С. 10.

9. Сверкунова, Н.В. Исследование региональной идентичности: исторический аспект [Текст] / Н.В. Сверкунова // Социология и социальная антропология: межвузов. сб.; под. ред. В Д. Виноградова и В.В. Козловского. -СПб., 1997. - С. 321-327.

10. Соболева, Н.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России [Текст] / Н.А. Соболева, В.А. Артамонов. - М., 1993. - С. 6.

11. Страницы древней истории Забайкалья [Текст]/сост. ИЮ, Портнягина. - Чита, 2002.

12. Хоруженко К.М. Культурологический словарь [Текст]/К.М. Хоруженко. - М., 2000. - С. 374.

13. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область [Текст]: в 2 т. Т. 2 - Новосибирск, 2004. -С. 387.

Коротко об авторе____________________________________

Филиппова Н.П., доцент кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии, Читинский государственный университет (ЧитГУ) FilippovaNP25@rambler.ru

Научные интересы: культура и искусство, культура региона, семиотика, символо-знаковые системы в мировой культуре

___________________________________Briefly about author

Filippova N, Assistant Professor of Social Anthropology, Religion Studies and Philosophy Department, Chita State University (ChSU)

Scientific interests: culture and art, culture of the region, semiotics, systems of symbols and signs in the world culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.