ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
111
2014. Вып. 4
УДК 82: 821.512.145,82:801.6 Н.М. Юсупова
СИМВОЛИЗАЦИЯ В ТАТАРСКОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛА XX ВЕКА
В статье устанавливаются формыи специфика символизации в татарской поэзии начала ХХ века, акцентируется внимание на их использование в роли символа как структурообразующего компонента. Основной целью является изучениеособенностей символизации как одного из принципов художественного мышления на материале знаковых поэтических произведений данного периода. Научная новизна определяется иным подходом к изучению проблемы:выявляются релевантные национальной культуре формы символизации в рамках модернистской художественной парадигмы, определяются принципы художественного обобщения явлений. В качестве доминирующих предпосылок выделяются литературно-эстетический, общественно-философский и культурологический аспекты.Сделан вывод о том, что символы в татарской поэзии являются национально-специфичными, их семантика формируется культурными, литературными и культурно-историческими кодами.
Ключевые слова: символ, символизация, художественное мышление, татарская поэзия, модернистская парадигма.
Татарская поэзия начала ХХ в. характеризуется появлением на литературной арене необычных для татарской словесности художественных явлений, активным поиском новых средств художественной выразительности, усилением символического мышления и созданием нетрадиционных произведений. Появляются новые художественные течения, к числу которых относится и символизм, ставший предметом внимания современных ученых.Символизм в татарской литературе, будучи типологически сходным с символизмом в русской и европейской поэзии, имеет отличительные особенности: своеобразие татарского символизма проявляется, прежде всего, в релевантных типу культуры особенностях мышления.
В европейской литературоведческой мысли символ выступает как онтолого-гносеологическая категория. В структуре символа современные философы выделяют форму (морфему) и содержание (метаморфему) [11. С. 6].Смысл символического образа, по мнению В.Р. Аминевой, «не находя семантически адекватного себе выражения, обнаруживает себя через семантические реалии, куда менее значительные, чем он сам» [1. С. 109]. Л.В. Уваров, указывает на характер связи абстрактного и конкретного в процессе символизации: символы, по мнению ученого, играют важную роль в работе сознания человека и в его практической жизни, способствуют более четкому восприятию абстрактных понятий и закреплению их в сознании [13. С. 106], вызывают в сознании различные ассоциации, которые, в свою очередь, дают представление о конкретных вещах [14. С. 14-15].
Условно-метафорическая образность в арабо-мусульманской культуре является доминирующей в художественном мышлении, отсюда и особенности символизации, на которые обращают внимание исследователи.По мнению Массиньона [8. С. 58], для структуры искусства мусульманских народов в целом характерно символическое единство. Ш. Шукуров отмечает «существование особого состояния внутреннего мира человека, в результате чего взыскующий Истины преодолевает возникший перед ним символический образ преграды-завесы» [16. С. 253]. Ученый указывает на то, что, «ислам, в отличие от соседствующих и предшествующих культур, не знал поклонного символического образа. Ислам - это культура, метафорически прозревающая свое Бытие, свой истинный смысл и истинную форму» [15. С. 112]. В восточной философской и литературоведческой мысли смысловая многомерность символа понимаетсякак явление таинственно скрытое.
Татарская литература, генетически связанная с литературой арабо-мусульманского Востока, сохраняет и характерные для последней особенности символизации. Смысл символического образа в татарской поэзии возникает как взаимодополнение различных значений, что позволяет говорить о множественности смысловых пластов в структуре символа. Как отмечает В.Р.Аминева, «в восточных литературах, под влиянием которых сформировалась и татарская литература, каждая деталь самоценна и несет в себе общую идею; она синтетична, тесно связана с сюжетом и идейно-философским замыслом произведения в целом, непосредственно выражает авторскую мысль и активно участвует в создании и раскрытии идейно-эстетического замысла писателя [1. С. 67]. Таким образом, характерные для татарской литературы символы создают «особый язык» и дают представления о национальных традициях, национальном менталитете, мировоззрении, отражают национальное своеобразие, специфику татарской культуры, обеспечивая вариативность смысловых нюансов.
2014. Вып. 4
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Символы в татарской литературе начала XX в. формируют систему, в которой можно выделить типы символических образов. Так Д.Ф.Загидуллина выделяет четыре типа образов-символов: 1) образы-символы, определяющие своеобразие творчества конкретного писателя, определенные предметы, пейзажные явления, использованные в качестве символа; 2) легендарно-мифологические образы, наделяемые символическим значением; 3) неомифологические образы-символы; 4) исторические личности как символы [4. С. 21]. Кроме того, как и в русской литературе, «сложные и разнообразные повторы - аллетирации, внутренние рифмы, анафоры, гармония, поднявшись до уровня поэтической доминанты, превращаются в символический образ»[7. С. 21].
Со второй половине 1900-х гг. татарские поэты активно используют эстетические возможности символизации. Во-первых, это было продолжением традиций символизации средневековой восточной литературы, сохранившихся, несмотря на активизацию диалога с русской и европейской литературами. Татарскими учеными проанализировано эстетическое содержание символической образности средневековых памятников татарской литературы,написанных под влиянием восточного романтизма (Кул Гали «Сказание о Юсуфе», С. Сараи «Сохаил и Гульдерсен», Котб «Хосрау и Ширин» и т.д.) [9. С. 166-167].
Во-вторых, в татарской поэзии начала XX века присутствуют суфийские культурные коды, в первую очередь, как трансформированные устойчивые суфийские символы. В подобном ключе суфийская поэзия становится основой символического мышления, в татарской поэзии начала ХХ века суфийские символыобретают «светское» содержание,начинают служить основным средством изложения философской концепции, оценки жизни и бытия. Об этом, в частности, на примере творчества Дардменда пишет А.М. Саяпова, полагая, что именно «суфийская символика становится исходной точкой мышления поэта» [10. С. 74-75].
В татарской поэзии начала ХХ века возникает целый пласт поэтических произведений, в которых обнаруживаются суфийские символы, формирующие смысловую двуплановость: «Жэй yi^» («Солнца не жди...»), «Караб» («Корабль»), «Без» («Мы»), «БYЗлэрем маналмадым» («Не сумел я окропить савана»), «Хэят» («Хаят»), «Ятам кай чаклары моцлап...» («В тоске я лежу порой...»), «Тиц булырмы йолдыз тулган айга...» («Разве сравнится звёздочка с полной луной...») Дардменда, «Гый-шык бу, йа?..» («О, эта любовь»), «Алла гыйшкына» («К божественной любви»), «Сееклемнец кабер ташында» («На могильный камень любимой.») Г.Тукая, «Нигэ бу шэмнэр CYнэ» («Почему гаснут свечи») Х.Габидова и т.д. Например, в стихотворении «Разве сравнится звёздочка с полной луной...» в рамках суфийской эстетики, на первый план выходит «луна-красавица-Бог» [2. С. 351], а стремящаяся к нему звезда трактуется как влюбленный в Бога суфий. Таким образом, традиционная лунар-но-астральная символика позволяет выразить лирическое переживание божественной любви.
В-третьих, символизация как художественное явление заметнее всего проявляется в рамках модернистской художественной парадигмы, в первую очередь, в символизме. К восприятию и творческому осмыслению символов способствует выработка новых художественных, модернистских приёмов в литературе. Эстетические поиски татарских модернистов были созвучны художественным поискам русских символистов. Ещё в 1893 году Д. Мережковский в своей лекции «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» отмечал, что пути обновления русской литературы, в первую очередь, связаны с «утверждением символов как доминанты поэтической выразительности в искусстве и обращением к мистическому содержанию - скрытому духу» [7. С. 5]. Татарских поэтов модернистской ориентации тоже интересовала проблема духа: модернистские течения были ориентированы именно на раскрытие психологического состояния человека. По мнению Д. За-гидуллиной, на активизацию символизма большое влияние оказало увлечение литературной общественности широко распространенным в литературе Западной Европы психологизмом. Исследовательница отмечает, что «символы как одно из отражений психологизма отвечают исканиям писателями путей усиления силы воздействия литературы» [3. С. 246].
В-четвертых, особенностью развития модернистской художественной парадигмы в татарской литературе начала XX века является ее взаимодействие с другими художественными системами: романтизмом, просветительским реализмом. Общим для указанных художественных систем является повышенный интерес к теме судьбы татарской нации. Символические образы во многих произведениях выступают в контексте этой темы. Новые процессы, происшедшие в общественно-философской мысли начала ХХ века обусловливаются усилением национальных идей и настроений в обществе. В подобном ракурсе наиболее важными условиями преобразований объявляются национальное единство, свобода личности, свобода слова, постижение достижений других народов на благо развития татарской нации, актуальной становится будущее татарской нации, что предполагает определения места и роли татар в Российском и мировом сообществе. Вслед за этим общей тенденцией в татарском
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Символизация в татарской поэзии начала ХХ века
113
2014. Вып. 4
словесном искусстве становится повышенный интерес к национальным проблемам. В таких условиях культурного обновления и роста национального самосознания образ-символы обогащаются национальным содержанием и помогают оценить национальную жизнь. Во многих лирических и лиро-эпических произведениях данного периода символы выступают средством выражения авторской позиции к национальным вопросам, доминирующим становится концепт этнической идентификации.
Татарские литераторы считают, что литература должна служить европеизации татар, сохраняя при этом национальный менталитет. Например, в поэме «Баллада» («Орда», 1917) Г. Рахима татарский народ символизируется через мифологического татарского парня. В поэме «Айсылу» (1916) Ф. Бурнаша героиня выступает как символ татарского народа, а образ мудрого старца - как спаситель нации. В этом плане поэма созвучна произведению М. Гафури «Девушка-булгаркаАйсылу» (1910). Такая же тенденция наблюдается и во многих лирических произведениях начала ХХ века. Возьмем к примеру стихотворение Г.Тукая «^цел йолдызы» («Моя звезда», 1909), где лирический герой страдает из-за низости мира. В структуре текста «святая звезда», с одной стороны, воспринимается как национальный идеал, с другой передает любовь поэта к татарской нации, своему народу.Во многих произведениях поэта «лирический герой позиционирует себя как сына нации» [5. С. 40-48].
Кроме того, в мировой литературе возникновение символизма рассматривается как результат «кризиса сознания» и кризиса культуры. В то время этому кризису способствуют потеря актуальности традиционных религиозных ценностей, пошатнувшаяся вера в науку, в рационалистическое мышление [7. С. 4]. В этих условиях символ выступает как совокупность новых ценностей, как средство «культурного возрождения». Опираясь на философию Шопенгауэра, Вл. Соловьёва, Н. Бердяева, Л. Шестова, поэты, отрицая существующие постоянные ценности, пытаются изменить общество путем создания идеальной модели мира и такая модель строится при помощи символов. Исходя из философии агностицизма, в мировой литературе модернисты конечной целью своего творчества ставят выработку концепции «свободной личности», идеи устремленности [3. С. 244]. Все эти философские концепции, направленные на свободу личности, являются актуальными и для татарской общественности, стремящейся построить новую модель жизни, свободное национальное общество. В подобном ключе образ-символы способствуют возникновению философской идеи о создании образцовой модели новой жизни, татарский мир начинает проповедовать идею духовной свободы нации.
Наконец, укажем на еще одну особенность художественного мышления у символистов - синтетизм. В русском символизме синтетизм - одно из проявлений эстетического императива целостности, философским основанием которого была идея Всеединства Вл. Соловьева [7. С. 290]. И. Азизян определяет идею синтеза как основополагающую для символизма и отмечает, что «синтез в общетеоретическом плане обосновывался как синтез разума и интуиции, как синтез различных культурных начал, виделся принципом «единства культур» человечества: соединением начал фольклора, мусульманского Востока и христианского Запада, наконец, синтезом разных известных истории мировой литературы художественных форм и «систем» [12. С. 25].Синтез в символизме - многоаспектное явление: синтез разума и интуиции в художественном творчестве, синтез различных культурных начал, понимаемый в контексте идеи «единства культур» человечества (синтез «восточного» и «западного» начал), наконец, синтез разных известных истории мировой литературы художественных форм и «систем» [12. С. 25]. В татарской поэзии начала XX века синтетизмпредставлен сходными проявлениями. В символистских произведениях обнаруживается синтез фольклора (переосмысленные традиционные мифологические образы, выступающие как символы), средневековой восточной и суфийской поэзии, образов, восходящих к европейской литературе и философии [6. С. 18], романтическая символика, «взятая из арсенала суфийской литературы и превратившаяся в национальную традицию, становится своеобразным художественным приемом» [18. С. 93].
Такая тенденция ярко проявляется в творчестве Дардменда. В таких его стихотворениях как «Ж;эй Yтте» («Солнца не жди...»), «Караб» («Корабль»), «Без» («Мы»), «БYЗлэрем маналмадым» («Не сумел я окропить савана»), «Хэят» («Хаят»), «Ятам кай чаклары моцлап...» («В тоске я лежу порой...»), «Тиц булырмы йолдыз тулган айга...» («Разве звёздочка сравнится с полной луной...») в символических образах синтетически соединяются различные художественные пласты. Например, в стихотворении«Шагыйрьгэ» («К поэту»)Дардменд обращается к парным суфийским символам «цветок / соловей». Именно они в структуре текста объединяют «религиозное» и «восточное» содержание. В рамках суфийской картины мира на первый план выходит оппозиция Бог / человек или истина / ложь. В таком ракурсе соловей воспринимается как суфий, вставший на путь познания Бога. Как все суфийские поэты, Дардменд «посредством различных образов-символов выражает идею единства макрокосмоса и микрокосмоса» [17. С. 220]. По мнению поэта, только человек с чистой душой и со-
2014. Вып. 4
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
вестью может приблизиться к Богу - макрокосмосу. А в рамках восточной эстетики цветок трактуется как красота, соловей - поэт, и стихотворение наполняется «светским» содержанием: поэт должен стремиться к красоте, воспевать её.
Таким образом, в татарской поэзии начала XX в. символизация, как один из принципов художественного мышления, получает широкое распространение, прежде всего, в рамках модернисткой художественной парадигмы. Не создав, подобно русским символистам, теорию символа, татарские поэты активно используют символы в своих произведениях. Эти образы национально-специфичны: их семантика формируется, с одной стороны, культурными и литературными кодами, с другой -культурно-историческим контекстом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аминева В.Р. Типы диалогических отношений между национальными литературами. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2010. 476 с.
2. Бертельс Е.Э. Избранные труды: в 3 т. М.: Наука, 1965. Т.3: Суфизм и суфийская литература. 560 с.
3. ЗаЬидуллина Д. Эдэбият кануннары hэм заман. Казан: Татар. кит. нэшр., 2000. 271 б.
4. Заhидуллина Д. Модернизм hэм XX йез башы татар прозасы. Казан: Татар. кит. нэшр., 2003. 255 б.
5. Ибрагимов М.И. Национальная идентичность и теория автора (на примере книги стихов Г. Тукая «Пища души» // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2013. Вып. 4. С. 142-146.
6. Йосыпова Н.М. ХХ гасыр татар шигъриятендэ символлар. Казан: Казан ун-ты нэшр., 2011. 120 б.
7. Колобаева Л. Русский символизм. М.: Изд -во Моск. ун-та, 2000. 296 с.
8. Массиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература. М.: Наука, 1978. С. 54-60.
9. Памятники литературной мысли Востока. М.: ИМЛИ РАН, 2004. 464 с.
10. Саяпова А.М. Дардменд и проблема символизма в татарской литературе. Казань: «Алма-Лит», 2006. 246 с.
11. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван: Издательство АН Арм.ССР, 1980. 226 с.
12. Символизм в авангарде / Рос.акад. наук и др.; [Отв. ред., сост. Г.Ф.Коваленко].М.: Наука, 2003. 442 с.
13. Уваров Л. В. Образ, символ, знак (Анализ современного гносеологического символизма). Минск: Наука и техника, 1967. 120 с.
14. Уваров Л. В. Символизация в познании. Минск: Наука и техника, 1971. 128 с.
15. Шукуров Ш.М. Об изображении пророка Мухаммеда и проблеме сокрытия Лика в средневековой культуре Ислама // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 1989. С. 252-267.
16. Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. М.: Алетейа, 1999. 248 с.
17. Юсупов А.Ф., Юсупова Н.М. Суфизм в средневековой татарской культуре: роль, особенности и модели мира // Филологические науки. Вопросытеорииипрактики. 2012. № 5. С. 219-222.
18. Юсупова Н.М. Трансформация суфийской символики в поэзии о Г. Тукае // Учен. записки Казан. гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2008. Т. 150, кн. 8. С. 90-95.
Поступила в редакцию 17.07.14
N.M. Yusupova
SYMBOLIZATION IN TATAR POETRY OF THE EARLY XX CENTURY
The article defines the types and specific symbolization in Tatar poetry of the early twentieth century, it is focused on their use in the role of symbol as a structure component. The main objective is to study the features of symbolization as one of the principles of creative thinking on the material of the sentinel poetry of the period. The scientific novelty is determined by a different approach to the study of this problem: there are identified relevant national culture forms of symbolization within the modernist artistic paradigm, revealed the principles of artistic generalization phenomena. As the dominant literary prerequisites there are stood out literary and aesthetic, socio-philosophical and cultural aspects. It is concluded that the characters in Tatar poetry are nationally-specific, their semantics is formed by cultural, literary, historical and cultural codes.
Keywords: symbol, symbolization, artistic thinking, Tatar poetry, modernist paradigm.
Юсупова Нурфия Марсовна, кандидат филологических наук, доцент
ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) ф университет
420021, Россия, г. Казань, ул. Татарстан, 2 E-mail: [email protected]
Yusupova N.M.,
Candidate of Philology, Associate Professor
h Kazan (Volga region) Federal University 420021, Russia, Kazan, Tatarstan st., 2 E-mail: [email protected]