Научная статья на тему 'Символико-мифологические аспекты образа дерева в русской народной традиции'

Символико-мифологические аспекты образа дерева в русской народной традиции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
768
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА ДЕРЕВА / МИРОВОЕ ДРЕВО / ВСЕЛЕННАЯ / МАТЕРИНСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кругликова Вероника Павловна

В данной статье обозначены основные культурные символы, архетипы и ассоциации, имеющие семантическую связь с образом дерева в русской народной культуре как цельной семиотической системе. В качестве самого принципа связанности рассматривается мифологический комплекс «материнства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLICAL AND MYTHOLOGICAL ASPECTS OF A TREE IMAGE IN THE RUSSIAN NATIONAL TRADITION

The basic cultural symbols, archetypes and the associations having a semantic link with the image of a tree in the Russian national culture as an integral semiotic system are shown in the given paper. The mythological complex of «Motherhood» is considered as the principle of coherence.

Текст научной работы на тему «Символико-мифологические аспекты образа дерева в русской народной традиции»

УДК 398+16

КРУГЛИКОВА Вероника Павловна, соискатель кафедры музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета. Автор одной научной публикации

СИМВОЛИКО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА ДЕРЕВА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ

В данной статье обозначены основные культурные символы, архетипы и ассоциации, имеющие семантическую связь с образом дерева в русской народной культуре как цельной семиотической системе. В качестве самого принципа связанности рассматривается мифологический комплекс «материнства».

Семантика дерева, мировое древо, Вселенная, материнство

Традиционная культура русского народа, основанная на языческом синкретизме, представляет собой цельную семиотическую систему, каждый элемент которой соотнесен со всеми другими элементами, и все они, воспри-нимаясь человеком в синкретической слитности с Космосом, «участвуют в единой всеобъемлющей метафоре»1. Отсутствие каких-либо сугубо утилитарных процессов, не охваченных сакральным сознанием, разделения на мир предметов, объектов и мир символов и знаков, позволяет использовать в качестве семиотических средств миф, ритуал, жилище, пищу, одежду, социальные институты, системы родства, элементы природного мира и т.д. Все эти культурные символы, все процессы бытия включены в единую общую структуру значений, благодаря чему возможны цепочки соответствий самых различных конфигура-ций2. Простейший способ семантизации, как отмечал А.Л. Топорков, заключается в том, что предмет наделяется символическим значением на основе его отдельных характеристик по структуре, форме, качеству и т.д.3 Примером тому может служить образ дерева и связанные с ним символико-мифологические спектры

значений и смыслов, плавно переходящих друг в друга и образующих замкнутый круг. Данная статья посвящена основным из них, фигурирующим в русской народной традиции и составляющим один семантический ряд: Дерево - Вселенная - Человек - Земля - Дом.

Образ дерева - один из центральных архаических первообразов в мировой культуре -известен как Мировое Древо и его варианты: Древо Жизни (податель жизненной энергии, силы, здоровья, физического благосостояния) и Древо Познания (податель знания, понимания, пособник духовного роста). Он «прорастал» через тысячелетние пласты истории многих народов, в т.ч. и славян, отражая глубоко укоренившиеся в мифологическом сознании понятия.

Мировое Древо в качестве модели Вселенной, космического дома скрепляет собой все фрагменты картины мира, отражает структуру, сокровенные качества Мироздания, его параметры, в числе прочих включающие количественные характеристики: единство, дуальность, трехступенчатость и четырехчастность.

Воздвижение мировой вертикали, отделяющей друг от друга Небо и Землю и обеспечива-

ющей существование мирового пространства, является центральным моментом космизации мира. В сознании древних людей одновременно с образом Мирового Древа (крона - Небо, ствол и корни - Земля с Подземельем и Водами) возникла разветвленная система противопоставлений (бинарных оппозиций). Однако дуальность - это еще и симметрия антиподов (небесное-земное, верх-низ, свет-тьма и т.д.). Простая логическая схема в виде трехступенчатого вертикального деления Мира, последовавшего за фундаментальным дуалистическим подходом к рассмотрению Вселенной, дает более четкое разграничение: с кроной дерева соотносятся Верхний, Небесный мир богов, небесные светила, птицы и пчелы; с корнями дерева соотносятся Нижний, Подземный мир, «утроба земли», «воды», хтонические существа (змеи, драконы и пр.), мифические вилы-русалки, предки-тотемы (волк, медведь), а также водоплавающие птицы и животные; со стволом Древа - «срединный» земной мир людей и большинства животных.

В аграрной культуре Мировое Древо как космическая вертикаль, с одной стороны, традиционно является фаллическим символом и в этом плане относится к мужскому небесному началу, с другой - мифологема Мирового Древа теснейшим образом связана с женским началом. В данной статье женское рождающее начало рассматривается как основополагающее для данного семантического ряда.

Свой вклад в формирование мифологемы растительной вертикали внесли те ассоциации, которые лежали в основе слияния образов антропоморфной богини и дерева. Изначально в архаической культуре главенствующая роль в идее плодородия принадлежала Небу в лице Великой Богини Неба (Небесной Владычицы). В ряде космогоний господствует представление о мире как космическом человеческом теле4. В контексте антропоморфных моделей космогенеза отождествление образов человека и мировой вертикали формировало архетип трехъярусного Мирового Древа.

По вертикали человека, как и Древо, можно условно поделить на три уровня, что демон-

стрирует единство макро- и микрокосма. Голова символизирует Верхний божественный мир; плечи и грудь - мир Срединный, земной; живот человека - система пищеварения и размножения - означает «утробу земли» и относится, как и ноги, к Нижнему миру. Традиционный русский женский костюм во многом демонстрировал эту тройственную структуру мироздания, о чем свидетельствует исследование Л.В. Каршиновой5. В своем костюме крестьянка уподоблялась «вселенской богине».

Постепенно, в ходе трансформаций мировоззренческих парадигм в мифологическом сознании богиня утрачивает антропоморфные черты и превращается в сложное Древо, пережиточно сохраняющее рудименты частей человеческого тела и особую отмеченность его «животворящего центра».

С развитием земледелия и постепенной смены мировоззрения роль богини-женщины стала принадлежать Земле, для архаических обществ это была, главным образом, родовая территория, представлявшаяся универсальной Праматерью (Прародительницей), дающей жизнь всему сущему, и даже, как писал В.Н. Топоров, «способная, по воззрениям древних, зачинать и “рожать из себя” самостоятельно без участия мужского начала»6. Отсюда такие образы, как «Мать-Сыра-Земля», «Родина-мать». Воплощение мистической целостности Мира, совершенной связи Небес и Вод через Землю-плодоносицу как раз и видится в изображении Вселенной в виде растительного символа. У многих народов представление о богине-земле было близко соотнесено с образом дерева, поэтому образ богини-дерева считается одной из универсалий в религиях Древнего мира. Это также довольно распространенный сюжет в традиционных русских вышивках.

В аграрной культуре культ дерева - это культ материнской силы, рождающей и поддерживающей жизнь земли, воплощенной в дереве. Мифологема «материнства», по утверждению Т.Б. Щепанской, воспринималась как выражение репродуктивного и коммуникативного принципов. Это определило ее особую роль в русской этнической культуре, где

«материнство» (в коммуникативном смысле -связь «мать-дети») играло роль базовой связи - первичной, неразрушимой матрицы для прочих межличностных отношений. Оно воспринималось как выражение самого принципа связанности - основы социально-культурного бытия7.

Культурный символ Древа как «центра мира» неизменно претендует на статус точки соприкосновения имманентного и трансцендентного. Если по вертикали осуществляется дифференциация трех мировых зон, то горизонтальная структура («тень» Древа) формирует восприятие пространства как качественно неоднородного, разделяя его на «свое» (освоенное, родное, священное, упорядоченное) и «чужое» (неосвоенное, хаотичное и потенциально опасное) . В этом проявлялось первичное дуальное позиционирование.

Мифологизация пространства воплощает представление о «своем» мире как о центре, со всех сторон окруженном «иным» миром. Ведя оседлый образ жизни, человек создавал свою «малую вселенную», свой космос, стремясь жить в священном пространстве и как можно ближе к центру мироздания. Как известно, малый мир земледельца связан с образом дома-избы. Переход к оседлости и возникновение самых первых земляных жилищ характеризует стремление зарыться в землю, вернуться под защиту земли, обрести родовое единство с матерью. Первые же оседлые поселения, возникшие в пору становления земледельческой культуры, являют собой архаический вариант уже известных нам форм поместного усадебного быта (XVIII-XІX века), живущих роевой жизнью усадьбы-гнезда, где изначально в одном доме обитал один род - большая семья из нескольких поколений, включая стариков и несколько молодых семей, для которых этот дом одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением, будучи разделен внутри на отсе-ки9. Такие длинные «дома-корабля», а затем и более конструктивно-развитые дома-избы, крестьянские и дворянские усадьбы воспроизводят представление о доме как центре со-

циального мироздания. Дом, подобно Мировому Древу, - это точка, вокруг которой все вращается и на которой сходятся или от которой расходятся силовые линии; это источник и средоточие жизни, центр вселенской миро-колицы. В весенне-летнее время это центр исхода, развертывание мира, откуда крестьянин выезжает на сельскохозяйственные работы и куда возвращается после праведных трудов; в зимнее время вся Вселенная для крестьянина сворачивается до пределов избы, усадьбы. И в антропологическом плане детство - это развертывание жизни из избы в мир, а старость -свертывание мира в пределы избы10.

Восприятие дома в качестве модели вселенной нашло отражение в русских заговорах, где некое строение - изба, храм, баня - входит в круг сакральных образов (оно стоит среди моря или на о. Буяне) и порой обладает космическими характеристиками: «...в море-окияне стоит беседа дубовая от востока и до запада, от лета и до севера, на той на беседы дубовой стоит престол злат.»11. Действительно, конструктивные части определенного типа избы символизируют единение трех миров: небо -крыша, земля - пол, подземелье - подпол или погреб. Как образ мира изба несет в себе черты всеобщего подобия: облика животных (на курьих ножках, с петушком или коньком наверху), растений (дерево) и человека (воплощается в названиях ее отдельных частей).

Обратим внимание на антропологический образ дома: фасад называли лицом, окно - оком, устье - устами, основание - ногами, тыльную сторону - задом. Обрамления окон именовали наличниками, украшающими лицо. Доску, прикрывающую соединение (переход сруба во фронтон), - лобной доской, а сам фронтон -челом, наряд же вокруг него - очельем. Избу, как живую, наряжали резьбой. Само же строительство дома в архаическом сознании приравнивалось к рождению человека.

В некоторых культурах жилище разделяется на женскую и мужскую часть, что отражает представления о дуальной структуре мироздания. Однако в целом дом связывается с женским началом, материнским лоном.

В духовном плане он может рассматриваться как хранилище родовой мудрости, традиции. И опять же, именно женщина хранит «золотой фонд» генов своего рода, племени, нации и является носительницей древнего знания, мудрости, мифов и легенд своего народа, передавая их детям.

Дом, как закрытое место, символизировал женщину, был местом женщины (в отличие от поля - мужского, открытого пространства). И здесь ее предметное окружение, как «говорящая среда», содержит определенное сакральное значение. Полая утварь (горшки, миски, кувшины, корыта, бадьи, ступа, квашня и т.д.), челноки и иглы с ушком (развилкой), прялки-рогульки, разного рода магические приспособления (например, дырка в скамье, щель) связаны с символикой материнства (родов), женского сообщества и «бабьего» статуса. Практическое, как и магическое использование предметов с отверстием, полостью, развилкой, предполагает операцию пронимания (протаскивания, погружения в отверстие), которая должна была обеспечивать воспроизводство жизни и выполняла ярко выраженные коммуникативные функции. Таким образом, почти все женские занятия (хранение и приготовление пищи, рукоделия, стирка) и предметное окружение женщины были пронизаны символикой порождения жизни, маркируя дом как «рождающее, материнское» пространство.

Взаимозаменяемость символического изображения дерева, земли, деревянного дома и женщины - важнейшая составляющая пред-

ставлений о домашнем очаге, тепле, уюте, защищенности, о природе и назначении жилища в целом. В фундаментальном труде П.А. Сапронова, посвященном русской культуре IX-XX веков, очень точно подмечена привязанность русского человека к дереву, к созданию своего жилья и всякого рода утвари и оборудования из дерева. Человек сближал свою жизнь с деревом, не только окруженный им, но и соединенный, так сказать, с самой субстанцией дерева. Человек ел деревянной ложкой из деревянной посуды, носил деревянную обувь - лапти, спал на дереве и т.д. Дерево и окружало человека, даже обволакивало его, и входило внутрь как пища при поедании древесных плодов. Это указывает на близость к дереву, сродненность с ним. Поэтому, создав себе деревянный дом, русский человек укрывался в нем как в материнском лоне12.

На родной земле, в родном доме проходила, как правило, жизнь нескольких поколений. Поэтому в дереве, в земле, в доме, как и в человеке, заключена живая, неразрывная связь прошлого, настоящего и будущего.

В целом же, вариативность мифологем, архетипов, ассоциаций, относящихся к образу дерева, в русской народной традиции велика. В данной статье обозначены лишь некоторые сюжетно-тематические моменты замысла, опорные элементы семантики. В заключении можно еще раз указать на то, что образы дерева, вселенной, дома, земли и женщины, согласно представлениям и обрядам русского народа, относятся к одному семантическому кругу.

Примечания

1 Сегал Д.М. Мир вещей и семиотика // ДИ. 1986. № 4. С. 39.

2 Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.,1989. С. 71.

3 Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Там же. С. 91.

4 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2006. С. 212.

5 Каршинова Л.В. Русский народный костюм. М., 2005.

6 Топоров В.Н. Об индоевропейской заговорной традиции (избранные главы) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993. С. 74.

7 Там же.

8 Щепанская Т.Б. Пронимальная символика // Женщины и вещественный мир культуры у народов России и Европы // Сб. МАЭ XLVII. СПб., 1999. С. 149.

9 Домников С.Д. Мать-земля и царь-город: Россия как традиционное общество. М., 2002. С. 47.

10 Там же. С. 160.

11 Срезневский В.И. Сборник заговоров по списку 2-ой четверти XVII в. // Его же. Описание рукописей и книг, собранных для Имп. АН в Олонецком крае. СПб., 1913. С. 511.

12 Сапронов П.А. Русская культура IX-XX вв. СПб., 2005. С. 61-62.

Kruglikova Veronika

SYMBOLICAL AND MYTHOLOGICAL ASPECTS OF A TREE IMAGE IN THE RUSSIAN NATIONAL TRADITION

The basic cultural symbols, archetypes and the associations having a semantic link with the image of a tree in the Russian national culture as an integral semiotic system are shown in the given paper. The mythological complex of «Motherhood» is considered as the principle of coherence.

Контактная информация: e-mail: [email protected], [email protected]

Рецензент - Кондратова Г.А., доктор философских наук, доцент кафедры отечественной истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.