Научная статья на тему 'Символика вышивки в ценностно-мировоззренческих представлениях крестьянской семьи (на примере Олонецкой губернии второй половины ХIХ начала ХХ веков)'

Символика вышивки в ценностно-мировоззренческих представлениях крестьянской семьи (на примере Олонецкой губернии второй половины ХIХ начала ХХ веков) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
346
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символика вышивки в ценностно-мировоззренческих представлениях крестьянской семьи (на примере Олонецкой губернии второй половины ХIХ начала ХХ веков)»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ

Т.С. Буторина, Н.В. Голикова

СИМВОЛИКА ВЫШИВКИ В ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ (на примере Олонецкой губернии второй половины XIX - начала ХХ веков)

Особенностью народной педагогической культуры является использование в воспитании средств эстетики быта. В крестьянской семье Олонецкой губернии воспитание осуществлялось в соответствии с национальными ценностными приоритетами, выраженными в эстетических категориях. Ценностномировоззренческие представления крестьянской семьи обнаруживаются в семантике жилища, вышивки, одежды, предметов утвари, орудий труда. Через эстетическое отношение к материальным предметам крестьянского быта ребёнок усваивал особенности этнической картины мира.

Сущность крестьянского мировоззрения заключалась в наполненности его религиозно-мифологическим содержанием. Основой мифологии служила идея всеобщей обусловленности, а средством передачи - символ (знак). Знак в традиционной картине мира являлся фундаментальной характеристикой любого неживого и живого объектов, явления, процесса, в том числе и воспитания (передачи опыта), поскольку в нём всегда выражено ценностное отношение. Иными словами, знак, символ соответствовал определённой нравственной, эстетической ценности народа.

«В силу исторических условий своего развития деревня оказалась хранительницей народных традиций и архаичных пластов древней культуры» - пишет Б.А. Рыбаков [3, с. 18]. Традиционная культура Олонецкой губернии сочетала в себе наслоения разных исторических эпох и национальных традиций. Географически близкая, но культурно удалённая от центра, Олонецкая губерния сохранила мифологические представления финно-угров и славян, относящиеся к I тысячелетию н.э.

Наиболее яркое отражение древняя картина мира нашла в предметах эстетики быта крестьянской семьи: в вышивке, в жилище, прялках, предметах посуды, орудиях труда. Созданный руками человека микрокосм повторял древнюю, многоярусную картину мира. Нижний мир - это земля, обиталище предков; наземный мир, в кото-

ром жили люди; небесная твердь - небо со светилами, а верхнее небо образовывало жилище бога Рода, верховного повелителя Вселенной, распорядителя запасов воды. Эти символы доминировали на разных уровнях окружающего ребёнка быта и связывались с представлениями о полярности бытия, противостояния постоянно действующих сил добра и зла.

Большинство исследователей крестьянского изобразительного искусства (Т.А. Бернштам, Г. С. Маслова) подчёркивают, что народная одежда и вышивка носили «ярко выраженный знаковый характер, являясь отметкой половозрастной, социальной, этнической, профессиональной принадлежности человека» [2; 3]. Вместе с тем, украшенные изделия выполняли не только утилитарные функции, но и были одним из обязательных декоративных элементов убранства жилища во время многочисленных праздников и торжеств. Вышивке принадлежала значительная роль в земледельческих, родильных, свадебных обрядах. Вышивка являлась одним из механизмов сохранения преемственной связи между поколениями в передаче нравственной информации и смысла существования. В народном орнаменте нашли отражение наиболее важные ценности крестьянской общины, такие как жизнь, семья, дети, женщина.

Использование определённых узоров, цвета в вышивке отражало устойчивый комплекс представлений о строении мира, механизме ориентации в этом мире. Ориентация есть адекватное включение человека в пространственно-временную протяжённость, то есть в систему ценностей. Символика вышивки обеспечивала усвоение традиционной системы ценностей, а умение вышивать связывалось со знанием тайных охранительных знаков. Именно необходимость передачи и сохранения ценностных приоритетов этноса послужила причиной того, что вышивка являлась одним из самых распространенных женских занятий, она сохраняла традиционные приёмы в технике и орнаменте в течение многих столетий.

210

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

© Т.С. Буторина, Н.В. Голикова, 2007

Рассматривая особенности орнамента, следует выделить его элементы (цвет и узор), помогающие раскрыть общее в этнических системах ценностей карельского, вепсского и русского населения края.

В большинстве уездов Олонецкой губернии у русского, карельского населения женщины вышивали белым по красному полю или красным по белому. Красный цвет вышивки был связан с древними представлениями о том, что это красивый, солнечный цвет, который имеет силу защитить благополучие рода, семьи. Подтверждением этого представления является тот факт, что, красный угол в избе всегда указывал на полдень, на свет, восход, красную или Божью сторону.

В геометрических узорах вышивки северных губерний имело место олицетворение сил природы. Круг с лучистым обрамлением, кресты, розетки символизировали солнце, движение солнца. Солнце, как и красный цвет вышивки, являлся олицетворением добрых сил, источником жизни. Часто небесный свод не изображался орнаментально, но подразумевался как верхняя граница вышивки.

В основе круга с завитками, по мнению ГС. Масловой, лежал народный земледельческий календарь или месяцеслов. Внутри круга находились четыре квадрата или лепестка по числу времён года, а количество завитков составляло - двенадцать, что означало месяцы. Постепенно эта связь узора с календарём утратилась.

Ромб как символ плодородия означал землю, растение и женщину одновременно. На свадебных одеждах женщины (рубашках, головных уборах), а затем одежде первого года замужества часто повторялся один и тот же узор: ромб, разделённый крест накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из них обязательно изображалась точка. Примечательно, что на одежде детей и старух подобного орнамента не было. Ромбо-точечный узор был пронизан магией плодородия. Невестины наряды, каравай хлеба, обсыпание зерном заключало идею продолжения рода. Женщина уподоблялась земле, рождение ребёнка уподоблялось рождению нового зерна, колоса. «В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывалось не только уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожай-

ность полей, обеспечивающих это будущее счастье» - считает Б.А. Рыбаков [4, с. 44].

Северорусская вышивка сохранила дохристианские представления о Макоши - богине плодородия, рожанице, великой богине, царице Земли. Ма-кошь или Мокуша, изображалась в виде дерева, т.н. «древе жизни». Если она представала с поднятыми руками, то вышивка означала весну - Ма-кошь обращалась с просьбой к верховному богу Роду о благополучном урожае, если с опущенными руками, то осень - благословляла сбор урожая. В народных вышивках женщина - дерево часто центральная фигура, которая покровительствует людям, оберегает их, приносит благополучие, посылает растение или птицу. По сведениям Г. С. Масловой, только на Севере сохранилась вера в Макошь, которая в Великий пост якобы «обходила дома и «забирала» жертвенный клочок овечьей шерсти, специально оставленный хозяйкой» [2, с. 158]. Зубчатая линия волны также обозначала великую богиню Земли или «Мать - сырую землю».

Конь - символизировал солнце, водную стихию, необходимую растениям. У карел изображался олень (лось Хийси), приносящий счастье и веселье. Всадники на коне сопровождающие великую богиню - олицетворяли силы добра, жизни; выступали защитниками домашних животных и человека. Птица с солярными знаками на спине означала тепло, свет, сулила урожай, богатство. В орнаменте птицы также заключалась идея материнства, когда она вышивалась в окружении птенцов или с птенцами внутри.

Особое значение нашло орнаментальное изображение растений у карел, например, «четырёх-листника клевера, являвшегося символом любви и брака» [2, с. 152].

Итак, можно предположить, что вышивка имплицитно содержала в себе общественно значимые, ценностные характеристики женственности, мужественности, семейности.

Посредством геометрических символов земли (ромб, точка, клетка) своеобразно преломились представления о необходимости почитания старших, ценность преемственности поколений. Ведь земля, подземный мир являлись местом захоронения предков, которые, по мнению славянских народов, помогали взрастить посевы. Аграрный культ переплетался с культом предков в единой системе ценностей русского народа.

У карел почитание старших воспитывалось через обычай обожествления первопредка, на-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

211

шедшего отражение в вышивке хвойных деревьев. Именно хвойные деревья были древнейшими оберегами финно-угорских народов. Обычай почитания деревьев существовал у карел, вепсов, саамов в виде культа священных рощ и деревьев. В карело-финском эпосе «Калевала» божества и небесные светила обитают на деревьях: Мимер-кки - хозяйка леса, Туликки - дочь леса. Интересно, что в вышивках карел и вепсов встречаются зооморфный образ медведя, восходящий к финно-угорской мифологии. Он связывался с представлением о медведе как тотемном герое, предке, духе-покровителе, хозяине леса. Изображение медведя, сросшегося с деревом, в свадебной и святочной обрядности считалось добрым знаком, поскольку «медведь считался прародителем людей, а сосна - его матерью» [5, с. 247-248]. Подобный орнамент заключал в себе идею преемственности, благословения предками молодых поколений.

В северорусской вышивке почитание предков, идея преемственности поколений также нашла претворение в изображении деревьев и птиц. Души родителей, обитающие в деревьях и птицах, «встречались» с живыми в Троицын день почитания умерших. Символическое изображение предков в вышивке создавало феномен постоянного присутствия родительского благословения семье, потомкам. Сращение человека и дерева в русской и карельской вышивке заключало в себе и идею о взаимосвязи людей и природы, целесообразности экологически направленного ведения хозяйства и поведения.

Подобные символы солнца, женщины, плодородия, предков в более чёткой трехмерной иерархии изображались также и на прялках, орудиях труда, кухонной утвари и жилище.

Таким образом, ценностное отношение к вышивке было связано с развитым семейным укладом крестьян. Вышитые изделия карел, вепсов и русских включали в себя целый комплекс охра-

нительных знаков и изначально отражали картину мира крестьянской семьи и общины. Орнамент вышивки сохранил древнейшие фундаментальные ценности, имевшие общечеловеческую основу: ценность благополучной семьи, детей, ценность женщины - продолжательницы жизни и рода. Узоры вышивки отражали идеи связанности человека и природы, уважения к старшим, преемственности поколений.

Библиографический список

1. Голубкова О. В. Образ богини-матери в традиционной культуре Русского Севера // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (Материалы IV Междунар. науч. конф. «Рябининс-кие чтения - 2003») / Гос. ист.-архитектур. и этногр. музей-заповедник «Кижи»; Редкол.: Т.Г. Иванова (отв.ред.) и др. - Петрозаводск, 2003. - С. 160-164.

2. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала ХХ вв. - М.: Наука, 1984. - 216 с.

3. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М.: Наука, 1978. - 207 с.

4. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси /АН СССР, Отд-ние истории, Ин-т археологии. - М.: Наука, 1988. - 782 с.

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. -М.: София: Гелиос, 2002. - 586 с.

6. Сурво В. О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии // Локальные традиции в народной культуре русского Севера (Материалы IV Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения - 2003») / Гос. ист. -архитектур. и этногр. музей-заповедник «Кижи»; Редкол.: Т.Г. Иванова (отв.ред.) и др. -Петрозаводск, 2003. - С. 234-249.

7. Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи». - Петрозаводск: Гос. ист.-архитектур. и этногр. музей-заповедник «Кижи», 2004. - 95 с.

212

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.