Научная статья на тему 'Символика и морфология русских орнаментальных композиций'

Символика и морфология русских орнаментальных композиций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5911
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ОРНАМЕНТ / ВЫШИВКА / СИМВОЛИКА ОРНАМЕНТА / СОВРЕМЕННЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ ОДЕЖДЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галушка Н. В.

В работе рассматривается морфология русских орнаментальных композиций, раскрывается символика наиболее распространенных изображений. Рассматривается роль русских орнаментов на примере коллекций известных дизайнеров одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символика и морфология русских орнаментальных композиций»

УДК: 7.043

Галушка Н. В.

студентка гр. МДПИ-16 ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Научный руководитель: Григорьева М. Б.

к. искусствовед., ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

СИМВОЛИКА И МОРФОЛОГИЯ РУССКИХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

В работе рассматривается морфология русских орнаментальных композиций, раскрывается символика наиболее распространенных изображений. Рассматривается роль русских орнаментов на примере коллекций известных дизайнеров одежды.

Ключевые слова: русский орнамент, вышивка, символика орнамента, современные дизайнеры одежды.

Орнамент — это один из самых древних видов декорирования. Для наших предков орнамент играл важную обереговую роль, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, орнаменты были своего рода графическими письменами с четко закрепленными значениями каждого элемента. На территории Руси, в круг привычных мотивов крестьянской вышивки традиционно входили изображения древа жизни, птиц, коня, женской фигуры, всадника, фантастических животных, изображались архитектура, сказочные мотивы, разнообразные растительные и геометрические формы. Первоначальный смысл многих изображений забывался, а мотивы продолжали жить в орнаментальных узорах и жанровых композициях.

Для ученых и искусствоведов орнамент интересен в основном с семиотической точки зрения — историки, археологи, искусствоведы в течение долгого времени стремятся раскрыть символику изображений. Знание характерных особенностей орнамента и колорита, круга его мотивов и местных особенностей, а также исследование технических особенностей выполнения различных орнаментов являются залогом грамотного освоения народных традиций и создания на этой основе современных произведений искусства

Важной задачей исследователей русского народного искусства является изучение символики народной вышивки. Большая заслуга в раскрытии семантики древних образов принадлежит советским археологам и этнографам Калмыковой Л. Э., Юматову В. А., Ивановой А., Клюевой Т. Ю. Работы М. Ф. Пармона содержат исчерпывающие сведения об особенностях кроя и формы русского костюма, а также расположения орнаментов на отдельных элементах костюма. Изучением русских орнаментов на примере вышивки глубоко занималась Маслова Г. С. Монография данного автора «Орнамент русской народной вышивки» содержит значительный полевой материала, собранный автором во время ее экспедиций в северные районы и в среднюю полосу России.

Цель работы — проанализировать морфологию русских орнаментальных композиций, выявить семантику наиболее распространенных изображений.

Схемы изображений славянских орнаментов складывались на протяжении многих веков. За это время выработались определенные приемы их построения и перенесения на костюм или текстиль. На наш взгляд, больше всего информации о построении, элементах и цветовой гаммы славянских орнаментов дает вышивка. Вышивка является одной из ведущих областей декоративно-прикладного искусства и имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху первобытной культуры, она донесла орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров [2].

Характер и схемы изображений славянских орнаментальных композиций складывались на протяжении многих веков. За это время выработались определенные приемы построения орнаментов и перенесения их на костюм или текстиль.

Вышивка отличается высоким композиционным мастерством и сложным ритмическим строем узоров. Ей свойственно разнообразие вариантов сюжетных изображений и орнаментальных мотивов, использование всевозможных приемов шитья, умение сочетать в одном произведении разные швы и материалы [6]. Декор различается по характеру орнамента, цвету, способу нанесения, материалу и сочетанию его с фоном. Все это способствует созданию разнообразия декора в крестьянском костюме [5].

Художественно-образный язык орнамента весьма многообразен. Он выполняет декоративную задачу, но при этом он часто играет роль социальной, половозрастной характеристики, этнической принадлежности, является способом выражения народного мировоззрения [4]. Магические знаки, содержащиеся в изображениях орнамента, по мнению предков, увеличивали обережную роль одежды, служили данью кормилице-земле [6].

Для проведения анализа русского орнамента наиболее целесообразно применять тематическую классификацию, составленную Фокиной Л. В. Согласно этой классификации, выделяется геометрический, зооморфный, включая орнитоморфные мотивы, растительный и антропоморфный орнамент. Иногда выделяют еще тератологический орнамент, изображения небесных светил, предметы материальной культуры и т. д. [8, с. 5]. Эта классификация применима для первичной систематизации материала, хотя она не исчерпывает всего разнообразия орнаментальных мотивов и крайне условна, так как существуют смешанные и переходные группы орнамента. Дальнейшие исследования будем проводить, основываясь на данной классификации, изучая каждую группу орнаментов более детально.

Геометрический орнамент является составной частью сложных композиций. Геометрические мотивы теснейшим образом связаны с изображением людей и животных. Одна из основных геометрических фигур — ромб (простой, лучистый, с продленными сторонами, с крюками); иногда его заменяет квадрат, поставленный на угол. Ромбы составляют головы антропоморфных фигур, входят в состав изображений дерева, нередко украшают туловища животных или размещаются в разных местах на фоне узора. Другие очень устойчивые геометрические элементы — крестообразная фигура (разных вариантов), круг, квадрат, розетка.

Мотив креста представлен в виде прямого равноконечного, иногда с ромбическими концами или же косого креста в разных вариантах. Круг (ромб или шестигранник) часто изображался с лучистым обрамлением (в виде четырех и более пар лучей с загнутыми концами) [4].

Согласимся с мнением этнографа Калмыковой Л. Э., считающей, что простейшие из орнаментов, в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга, наподобие пиктографического рисунка, являлись условными знаками, символами солнца, и считались священными изображениями [2, с. 11].

Более сложную группу, по своей семантической структуре представляют зооморфные орнаменты. Основные виды животных в вышивке: олень (лось), кони, лев (барс). Олень часто использовался для вышивки очелья сорочек. Олени (или лоси) расположены по сторонам центральной оси — дерева и подчинены геометрическому строю орнамента. Туловище животного обычно построено па ломаных линиях, образующих острый угол внизу и соответственно треугольную выемку на спине, ноги согнуты, на голове — основной признак оленя — рога, несколько закинутые назад. Поза животного как бы застывшая. Конь — один из самых распространенных зооморфных мотивов русской вышивки. На конях часто изображали всадниц — богинь весны (Приложения, ил. 1). Сложный орнамент в виде двух симметричных всадниц верхом на конях, повернутых к древу жизни, искусствовед Маслова Г.С. называет «встречей весны» [4, с. 79].

Важным для нашего исследования является мнение Клюевой Т. Ю. утверждающей, что изображения многих животных связаны с образами древней славянской мифологии: изображения коня — символа солнца, птицы — вестника весны, радости; с эпохой феодальной Руси — единорог и, барсы и ряд растительных форм [7, с. 11].

Птица была одним из наиболее распространенных мотивов русской северной вышивки. Чаще всего образ птицы обобщен, в нем трудно определить ее вид. Птицы изображались в сложных архаических сюжетах, рядом с древом или женской фигуры, помещались на корпусах коней и под ними. Птицы могли составлять самостоятельный орнамент вышивки, если помещались попарно на подоле рубахи или платья (Приложения, ил. 2). Во многих орнитоморфных образах все же можно определить конкретный вид птиц: выделяются водоплавающие птицы, достаточно ясны петухи и куры, павлин, хищники — особенно орел и др. Водоплавающие птицы представляли водную стихию, и в то же время они были связаны с солнцем, совершавшим свой дневной путь по океану на солнечной ладье [2]. В вышивке можно различить парных голубков, сидящих на ветках или летящих среди цветочных узоров золотошвейных и тамбурных вышивок, на строчевых подзорах ХУШ-Х1Х вв. [4].

Растительный мир наиболее характерен для орнамента русской вышивки XVIII-начала XX в. Одним из распространенных мотивов русской вышивки является древо жизни. Наши предки связывали образ древа с центром вселенной. По мнению искусствоведа Масловой Г. С., причудливое с раскидистыми цветущими ветвями вечное древо жизни воплощало плодоносную силу живой природы, символ связи поколений. Ветви древа достигают неба — это правь (будущее). Ствол, где мир людей, — явь (настоящее). Корни мирового дерева находятся под землей, — это навь (прошлое) [4, с. 124]. Древо является сложным составным орнаментом. Деревья вышивались в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными, длинными ветвями, нередко с корнями (двумя или тремя) или на треугольном основании, которое можно считать корнями, изображенными обобщенно. Древо являлось центром композиции, к которому были обращены животные, птицы; дерево становилось объектом поклонения всадников или всадниц [4, с. 125]. Древо жизни могло вышиваться на различных вещах крестьянского обихода: полотенцах, простынях, скатертях, но могло применяться и в одежде мужчин (на поясах), женщин разных возрастов (головные уборы, рубахи, полотенца). Особенно часто мотив древа жизни встречается на предметах свадебного обряда: на венчальных женских и мужских рубахах, мужских головных уборах, полотенцах (Приложения, ил. 2).

Нередко в вышивке XVШ-XX вв. корни древа изображают в форме вазона. Изображения вазона часто встречался на керамических изразцах, в росписи, миниатюрах рукописей этого времени. Мотив вазона был одним из центральных в украинском народном искусстве, особенно в росписи. По сравнению со сложными и пышными украинскими вазонами в русской вышивке он выполнялся более сдержанно. Вазон вышивали с помощью простой строчки, тамбурного шва, золотым шитьем. Форма вазы могла меняться [4, с. 125]. Вазон обычно вышивался на предметах быта: на простых и свадебных полотенцах, краях скатерти.

Частым мотивом в вышивке были женская фигура и дерево, разработанные в самых различных вариантах. Изображение женщины с птицами в руках чередуется с деревом. Центральное место может занимать женщина или же, наоборот, дерево. Человеческая фигура как бы пронизана растениями, а часто и птицами, деревья же напоминают человека: опущенные ветви — руки с кистями, вверху лучистый ромб — голова [4, с. 126].

Женщина часто объединяется с деревом в одну фигуру: ее платье сливается с треугольным основанием дерева. Широкие ветви дерева сливаются с руками женщины. Этой фигуре подчинены непропорционально маленькие всадники (иногда с крестовидными головами); птицы размещены на руках-ветках и под деревом (Приложения, ил. 3). В синтезе

древа и женского персонажа изображалось божество, «в котором воплощались представления о земле рождающей и о женщине, продолжающей род» [4, с. 127].

Исследователь Юматов В. А. установил, что уже в глубокой древности у земледельческих народов образ мирового древа заменяется представлением о Вселенной в женском облике. В славянских землях древо нередко заменяли изображением рожаницы, которая представляла собой как бы сросшиеся туловищами, слитые в одно изображение две женские фигуры, имеющие две головы.

Население Севера России сохранило имя женского восточнославянского божества — Мокоши, о котором упоминается в летописи XV в. «Слово об идолах». Мокошь считалась покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и женских работ. Полотенца на люльке ребёнка обязательно содержали изображения рожаниц и Мокоши, а полотенца с изображением образов женских и мужских божеств использовали в календарной обрядности [3, с. 34].

Для большей наглядности и систематизации изученного материала составим таблицу, содержащую расшифровку символики и расположение орнаментов в общем узоре и в одежде согласно классификации.

Составленная таблица систематизирует изученный материал, позволяет наглядно изучить особенности отдельных видов орнаментов. Из таблицы видно, что отдельные элементы одной группы орнамента имеют схожую символику. Так, ромб, круг, розетка из класса геометрического орнамента считались защитными оберегами и символами солнца. Антропоморфные изображения — мокошь, рожаницы — ассоциировали с плодородием природы.

Русские орнаменты самобытны и оригинальны, они являются источником вдохновения для многих отечественных и зарубежных дизайнеров. Характерные черты национального костюма часто становятся основой для дизайнерского искусства, обыгрывающего в моделях современной одежды народные традиции и украшая костюмы вышивкой или аппликацией на основе народных орнаментов. При работе над новой коллекцией модельеры проводят исследования символики русского орнамента, чтобы затем грамотно перенести эти изображения в свои коллекции.

Знаменитый российский дизайнер Вячеслав Зайцев детально изучал особенности кроя русского традиционного костюма и орнаментики. Модельер из года в год придерживается использования деталей народного костюма, часто использует славянские орнаменты в виде вышивки или росписи на тканях (Приложения, ил. 4). Дизайнер Ольга Вильщенко в своих коллекциях объединяет русскую историю и традиции с западным культурным наследием. Итогом этого синтеза являются коллекции, наполненные «русскостью», с самобытными силуэтами и орнаментами (Приложения, ил. 5).

Таблица 1 — Символика и расположение орнаментов в общем узоре и в одежде согласно классификации.

Графическое изображение

Орнаментальный мотив

Расположение в общем узоре

Расположение на одежде и текстиле

Символика

1

2

3

4

5

Геометрический орнамент

х©

Перекрещенный крест, квадрат, ромб, круг_

Геометрический орнамент является составной частью сюжетной вышивки

Мужская одежда (края рукавов, воротник), женская одежда (рукава, воротник, подол), края полотенца

Условные знаки, символы солнца, священные изображения

Ромб (простой, лучистый, с продленными сторонами)

В виде ромбов изображаются головы антропоморфных фигур; входят в состав изображений дерева; украшают туловища животных или размещаются на фоне узора_

Мужская одежда (края рукавов, воротник), женская одежда (рукава, воротник, подол), края полотенца, скатерти

Символ солнца

Розетка (крестообразная розетка)

Розетка заменяла головы антропоморфным изображениям; розетки держат в руках основные персонажи композиций

Вышивалась на женской одежде (рукава, воротник, подол)

Символ солнца

Восьмиконечная звезда

Звезда часто представляла собой мотив на верхушке постройки, в которую помещали человеческие или идолоподобные фигуры_

Мужская одежда (края рукавов, воротник), женская одежда (рукава, воротник, подол), края полотенца

Защитный оберег

Зооморфный орнамент (включая орнитоморфные мотивы)

Олени (лоси)

Располагались по сторонам центральной оси — дерева и подчинены геометрическому строю орнамента

Очелье и подол женской сорочки, женские фартуки и полотенца

Символ красоты и солнца

Конь

Также располагались по сторонам центральной оси — дерева или являлись частью другой сложной вышивки

Простые и свадебные полотенца

Символ солнца и плодородия

ШР Павлин, петух Птицы изображаются в сложных архаических сюжетах, являются атрибутами женской фигуры, Подол женской сорочки, женские фартуки и полотенца Вестники весны, радости

помещаются на корпус коней, или являются самостоятельным узором

ж Водоплавающие птицы Помещаются на корпусах коней и под ними, а нередко как бы пронизывают всю композицию, украшая платье. Очелье женской сорочки, вышитые полотенца, скатерти Водная стихия; также водоплавающие птицы были связаны с солнцем на солнечной ладье

1 2 3 4 5

Парные голубки Голубки изображались сидящими на ветках или летящими среди цветочных узоров золотошвейных и тамбурных вышивок Свадебные полотенца Символ любви и долгого брака

Растительный орнамент

ш Простые цветы и листья Являются составной частью сложных архаических сюжетах или пронизывают всю композицию, украшая платье Женские рубашки (рукава, воротник, подол), подол платья и сарафана, фартуки и рушники Символы природы, весны

ш Мировое дерево, или древо жизни Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы. Мотив дерева это крупный узором на основной части украшаемого предмета, или узор в виде 2-3 и более и дерев (лес, Одежда мужчин (пояса), и женщин разных возрастов (головные уборы, рубахи, полотенца). Предметы свадебного обряда: венчальные женские и мужские Символ жизни, рая, связи поколений

сад) рубахи, головные уборы, полотенца

«ии» Мотив вазона Вазон являлся центром композиции, сверху и по бокам вазона вышивались простые цветы и листья, геометрические орнаменты, птицы Женские фартуки, простые и свадебные полотенца, край скатерти Символ жизни, природы

Антропоморфный орнамент

Мокошь, берегиня

Женщина часто соединяется с деревом в одну фигуру: ее платье сливается с треугольным основанием дерева. Широкие ветви дерева как бы сливаются с женской фигурой, которой подчинены маленькие всадники или животные. В поднятых руках-ветвях держит птиц. Является центром композиции или чередуется с древом жизни_

Мокошь была женским оберегом, вышивалась на поясе, передающимся по наследству, на фартуке, а также на рушниках

Мокошь считалась покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и женских работ. Были связаны с культом неба и солнца, и весеннего плодородия земли.

Рожаницы

Как бы сросшиеся туловищами, слитые в одно изображение две женские фигуры, имеющие две головы. На вышивке изображались попарно, чередуясь с изображением древа

Полотенца на люльке ребёнка обязательно содержали изображения рожаниц. Полотенца с изображением рожаниц использовали на праздники (для рожаничных пиров)_

Божество, в котором воплощались представления о земле рождающей и о женщине,

продолжающей род.

Характерной чертой использования орнамента в современных этно-коллекциях является стилизация. Традиционные русские узоры не просто копируют, а стилизуют, подчеркивая наиболее характерные черты и дополняя новыми элементами. В 2015 году Valentino выпустил модную коллекцию, вдохновленную народными русскими и украинскими костюмами. При создании этих костюмов использовалась ручная вышивка, представляющая собой стилизованные геометрические и цветочные орнаменты, древа жизни и другие узоры (Приложения, ил. 6). Тандем дизайнеров Доменико Дольче и Стефано Габбана являются поклонниками «русского» стиля и часто обращаются к нему в своих коллекциях. Подтверждением тому является коллекция Dolce & Gabbana осень-зима 2012/2013, наполненная русскими мотивами (Приложения, ил. 7). Большая часть платьев этой коллекции выполнена из плотной черной ткани, которая украшена золотой вышивкой стилизованных славянских орнаментов.

Вывод. Исходя из вышесказанного отметим, что русские орнаментальные композиции представляют обширную тему для научного исследования. Орнаментика выполняет функции социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения, содержит глубокую обереговую символику. На основе изученного материала была составлена таблица, содержащая расшифровку символики орнаментов.

Понимание семантики узора позволяет более осмысленно и целесообразно применять его в декоре современного этнического костюма. Установлено, что современные известные модельеры проводят исследования символики русского орнамента, традиционные узоры стилизуют, подчеркивая наиболее характерные черты и дополняя новыми элементами.

Литература

1. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Под ред. В. А. Юматова. — М.: Советская Россия, 1990. — 321 с.

2. Калмыкова Л. Э. Народная вышивка Тверской земли / Л. Э. Калмыкова. — Ленинград : Художник РСФСР, 1981. — 204 с.

3. Качаева М. А. Сокровища русского орнамента / М. А. Качаева. — М. : Белые альвы, 2008. — 202 с.

4. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки / Г. С. Маслова. — М. : Наука, 1978. — 209 с.

5. Пармон Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества / Ф. М. Пармон. — М. : Легпромбытиздат, 1994. — 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Северный русский народный костюм конца XIX — начала XX века / Автор текста и составитель А. Иванова. — Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства, 1993. — 44 с.

7. Тверская вышивка в собрании Загорского музея / Под ред. Т. Ю. Клюевой. — М. : Советский художник, 1982. — 250 с.

8. Фокина Л. В. Орнамент. Учебное пособие / Л. В. Фокина. — М. : Феникс, 2005. —

172 с.

Приложения

Иллюстрация 1. — Орнамент «Встреча весны» Иллюстрация 2. — Павы-птицы у древа жизни на подоле олонецкой женской рубахи на подзоре из Петербургской губернии

м ЯШШШШШШШШШШВЯЖ

Иллюстрация 3. — Синтез женской фигуры и древа в вышивке на подоле олонецкой и архангельской женских рубах

Иллюстрация 4 — Коллекции в русском стиле Вячеслава Зайцева, 2015

Иллюстрация 5. — Коллекции в русском стиле Ольги Вильщенко, 2015

Иллюстрация 6. — Русские орнаменты в коллекции Valentino, 2015

Иллюстрация 7. — Коллекция в «русском» стиле Dolce & Gabbana

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.