СИМВОЛИКА ВЛАСТИ — ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Омельченко В. В.1
Ключевые слова: внешнее управление, глобальное управление, мировое управление, надгосударственное управление, управление, классификация, образы, символы, смыслы.
Аннотация
Цель работы: систематизация и классификация видов управления объектами и процессами с определением роли и места государственного и надгосударственного управления, исследование механизма реализации бесструктурного управления с использованием символики власти.
Методы: системный анализ, комплексные методы общей теории классификации реальности.
Результаты: рассмотрены методологические вопросы надгосударственного управления как высшей формы глобального внешнего управления; проведена классификация видов управления объектами и процессами; исследован механизм реализации бесструктурного государственного и надгосударственного видов управления; обоснована роль символики власти как универсальной формы отражения и реализации бесструктурного управления обществом, государствами; рассмотрены структурные, бесструктурные, внутренние, внешние, религиозные, сакральные, национальные и государственные виды символики с приведением конкретных исторических примеров использования знаковых символов информационного обеспечения системы бесструктурного государственного и надгосударственного управления; сделаны прагматические выводы.
РО!: 10.21681/1994-1404-2024-2-152-169
Введение
Традиционно при кибернетическом подходе любое управление объектами и процессами рассматривается как функция системы с обратными связями2 [7]. При современном системном подходе к управлению используются несколько другие принципы3 [5—7, 12], но два эти подхода весьма близки друг к другу, поэтому в дальнейшем используем их оба, рассматривая как единый системно-кибернетический подход (рис. 1).
В зависимости от природы и особенностей функциональных элементов системы управления существуют различные виды и типы управления, множество которых можно представить двумя классами: частные (конкретные, локальные, региональные) и общие (абстрактные, надгосударственные, внешние, мировые, глобальные). При этом чем выше уровень обобщения
2 Словарь по кибернетике / Под ред. акад. АН СССР В.М. Глушкова. К. : Украинская советская энциклопедия, 1979. 624 с.
3 Омельченко В.В. Структурно-логический метод обобщения и анализа данных и знаний // Изв. РАН. Теория и системы управления. 1998. № 5. С. 96—105.
(абстрактности, масштаба) рассмотрения, тем больше возникает вопросов по методологии управления. Именно поэтому предметом современной теории управления является рассмотрение только конкретных объектов и процессов, рассматриваемых как система, которыми можно управлять при выполнении соответствующих фундаментальных условий наблюдаемости и управляемости [2, 5, 6, 19].
Появление и исследование новых общих видов управления, таких как надгосударственное, внешнее, мировое, глобальное, концептуальное, бесструктурное и др., сегодня находится весьма в противоречивом состоянии. С одной стороны, необходимость такого управления не отрицается, а становится всё более актуальным и важным. С другой стороны, предлагаемые, в основном учеными социально-гуманитарных наук, подходы к решению рассматриваемой проблемы вызывают серьёзную академическую критику представителей точных наук. Действительно, до настоящего времени даже нет установившихся понятий по определениям общих видов управления, отсутствует какая-либо их классификация [3, 4, 17].
1 Омельченко Виктор Валентинович, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, государственный советник Российской Федерации 1 класса, советник секретариата научно-технического совета АО «ВПК «НПО машиностроения», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
^ Исходное множество видов и типов управления объектами, процессами или явлениями ^
С
Теория управления объектами, процессами или явлениями
3
Степень обобщения
А.
Прикладная теория управления объектами, процессами или явлениями
Общая теория управления объектами, процессами или явлениями
Подход к исследованию
Теоретические основы кибернетического подхода к описанию и представлению систем управления
Теоретические основы системного подхода к описанию и представлению систем управления
}
Принципы
Обратной связи
Анализ по входам и выходам
}
Принципы
Целостности Цели Двойственности Целостности
Общие положения
1. Управление - важнейшее свойство любой системы (развития, движения, управления и др.).
2. Представление объекта, процесса или явления в виде системы.
3. Рассмотрение структуры и функций системы, определяемых поставленными целями.
4. Цикличность управления объектами, процессами или явлениями
5. Обеспечение фундаментальных условий наблюдаемости и управляемости.
Рис. 1. Структурно-логическая схема теоретических основ управления объектами, процессами
или явлениями
По мнению автора, концепция таких общих видов управления должна быть доработана до научной теории, которая может составить часть общей теории управления объектами и процессами. При этом методами исследования могут быть метод системного анализа [5, 7] и методы общей теории классификации и систематизации объектов, процессов и явлений реальности4 [11, 12].
Классификация видов и типов управления объектами, процессами и (или) явлениями
С целью систематизации различных видов и типов управления проведем их общую классификацию, которую представим на рис. 2. Затемнением на рисунке обозначены рассматриваемые в статье виды управления в общей классификации.
Исходное множество видов управления по основанию «среда управления» разделим на два класса управления: в природной и социальной среде. Последний класс в зависимости от основания «зависимость от предмета» подразделяется на подклассы:
4 Омельченко В.В. Структурно-логический метод обобщения и анализа данных и знаний // Изв. РАН. Теория и системы управления. 1998. № 5. С. 96—105.
1) зависимые от природы управляемого объекта или процесса — конкретные (частные, прикладные) виды управления;
2) не зависимые (инвариантные) от природы управляемого объекта или процесса — концептуальные (обобщенные, универсальные) виды управления.
В первом случае — это управление, которое ориентировано только на конкретный предметный объект или процесс. Таких видов или типов управления может быть сколько угодно, например, управление в различных сферах человеческой деятельности. Этот первый класс по основанию классификации «предмет управления» подразделяется на подклассы предметного управления: экономикой, военным делом, социологией, экологией, научной, научно-технической деятельностью и др. В свою очередь, в рамках каждой предметной области существует множество частных видов и типов управления, например, подкласс управление экономикой по основанию «объект управления» подразделяется на следующие уровни управления: предприятия, производственные и технологические процессы, экономические риски и др.
На ещё более низких уровнях такого специального управления подкласс управление предприятиями по основанию «вид отрасли» подразделяется на подклассы: автомобилестроение, нефтепереработка, горнодо-
Исходное множество видов и типов управления объектами, процессами или явлениями
Среда управления
V
( Виды и типы управления в природной среде
Л Зависимость от предмета
_I
Виды и типы управления в социальной среде
Конкретные (частные, прикладные) виды управления, зависимые от природы управляемого объекта или процесса
Предмет управления
Экономика
Военное дело
[ Социология
Объект управления
Управление предприятием
Управление процессами
Экология
Концептуальные (обобщенные, универсальные) виды управления, независимые от природы управляемого объекта
_ внешнее / внутреннее
'Государственное (внут-^ ренн ее) управление , Надгосударственное (внешнее, Л мировое, глобальное) управление.
Управление рисками
Л
Структурное управление
(^Бесструктур4
ное (^управление
Структурное управление
Бесструктурное управление
Государственное концептуальное управление
Надосударственное концептуальное управление
В отраслях: автомобилестроение, нефтепереработка, горнодобывающая промышленность, химическая переработка, электростанции и др.
Управление на основе идеи замысла с использованием символики власти и силы
Рис. 2. Классификация видов и типов управления объектами и процессами
т
Внешняя среда
Система управления
2. Управляютая подсистема
(органы управления)
I
3. Информационная подсистема (сбор, переработка информации, доведение управляющих воздействий)
I
±
1. Управляемая подсистема
(управляемый объект, процесс или явление)
У(1)
Состояние
ф Управляющие воздействия - внутренние (системные) ^ Обратные связи - внутренние (системные)
Рис. 3. Типовая структурно-логическая схема закрытой системы управления
Виды и типы управления
бывающая промышленность, химическая переработка, электростанции и др.
Второй класс независимых от природы управляемого объекта или процесса концептуальных видов управления подразделяется на противоположные подклассы: государственное внутреннее (федеральное и местное самоуправление) и надгосударственное (внешнее) управление, структурное и бесструктурное управление.
Типовая структурно-логическая модель управления
В общем случае все типы и виды систем управления могут быть двух классов:
1) закрытые системы или автономные, независимые от внешнего надсистемного управления, что характерно для класса технических систем управления;
2) открытые системы или зависимые от внешнего надсистемного управления, что характерно для класса
Система внешнего (надгосударственного) управления
Управляющая подсистема (органы власти иностранных государств, международных организаций, мировое правительство и др.)
т
I
Информационная подсистема (сбор, переработка информации, доведение управляющих воздействий)
т
Внешняя среда
Система государственного управления
2. Управляющая подсистема
(органы государственной власти)
±
3. Информационная подсистема (сбор, переработка информации, доведение управляющих воздействий)
±
Управляемая подсистема (государство или дела государства)
У(()
Состояние
* I
Виды
надгосударственного (над системного, внешнего) управления
Виды государственного (системного, внутреннего) управления
Управляющие воздействия - внутренние (системные) и внешние (надсистемные) Обратные связи - внутренние (системные) и внешние (надсистемные)
Рис. 4. Структурно-логическая схема открытого государственного управления
организационных или организационно-технических систем управления.
С позиций системно-кибернетического подхода любая система управления, любого вида или типа управления, достаточно полно описывается тройкой системных сущностей или следующих функциональных подсистем: управляющей, управляемой и информационной. Пример типовой структурно-логической модели закрытой системы управления, содержащей минимальное количество необходимых функциональных элементов и независимой (инвариантной) от вида или типа управления, приведён на рис. 3.
Типовая структурно-логическая модель открытой организационной системы управления на примере государственного вида управления приведена на рис. 4 и включает:
1) управляемую подсистему — государство или, согласно Конституции РФ, «дела государства» (ст. 32);
2) управляющую подсистему — органы государственной власти, включая законодательную, исполнительную и судебную системы (там же, ст. 10);
3) информационную подсистему — сбора, переработки информации и доведения управляющих (регулирующих) воздействий-предписаний, которая также представляет собой принципиально необходимый функциональный элемент обратной связи в системе государственного управления.
Такая государственная система является открытой, так как содержит соответствующие информационные
связи с другой внешней системой высшего уровня, которая является надсистемой или системой надгосударственного управления, для которой одним из объектов управления или управляемой функциональной подсистемой является система государственного управления. Степень управляемости надгосударственного управления (условия наблюдаемости и управляемости) определяется содержанием и влиянием управляющих воздействий на управляемый объект («дела государства»).
Таким образом, рассматриваемое взаимосвязанное двухконтурное управление представляется как государственное (внутреннее, системное, нижнее) и надгосударственное (внешнее, надсистемное, высшее) управление. Оба контура управления с позиций теории управления по своей сути сводятся к обеспечению выполнения фундаментальных условий наблюдаемости и управляемости. При этом в соответствии с Основным законом России в первом контуре управляемым объектом (подсистемой) является государство или «дела государства», во втором контуре — сама система государственного управления.
Очевидно, что во втором случае государство теряет свою независимость (суверенитет), которая согласно Стратегии национальной безопасности РФ5 может быть
5 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // СПС «Консуль-тантПлюс».
Управляющая подсистема мирового управления (органы управления)
США и их союзники, транснациональные корпорации, иностранные, религиозные и другие организации
Глобальные международные организации (ООН, ВТО, МВФ, ВОЗ и др.)
Международные организации (ЕС, 07 или «Большая семерка» и др.)
I
1
Информационная подсистема мирового управления
Информационное обеспечение бесструктурного управления (концептуальные и символические формы передачи информации)
Информационное обеспечение структурного управления (классические формы сбора, переработки и передачи информации)
^ ^ Управляющие воздействия - внутренние (системные) и внешние (надсистемные) ^ —► Обратные связи - внешние (надсистемные) и внутренние (системные)
Рис. 5. Механизм реализации мирового управления с выделением глобальных органов управления и видов
разделения информационного обеспечения
экономической, политической, культурной и др. Реальные угрозы исходят со стороны США и их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных и других организаций. Соответствующие деструктивные информационно-психологические воздействия [10] усиливают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного и исторического суверенитета. На рис. 5 представлены взаимосвязь контуров государственного и надгосударственного управления с выделенными классами надгосударственной власти недружественных стран и организаций.
Надгосударственное управление — это внешнее управление государством (обществом) с целью достижения внешних концептуальных целей. К основным видам негосударственного управления можно отнести следующие: мировое, глобальное, международное, концептуальное.
Механизм реализации надгосударственного управления
Из всех видов управления в приведенной классификации основное внимание в дальнейшем уделим государственному и надгосударственному управлению и, прежде всего, тем видам управления, которые можно отнести к бесструктурным. В соответствие с этим, механизм и символику надгосударственной власти и управления представим на рис. 6.
В общем случае, надгосударственная бесструктурная власть — это власть идеи, замысла, поэтому основным объектом такого управления является гражданин (общество), его миропонимание и мировоззрение. В зависимости от степени структуризации надгосударственного управления оно может быть как структурным, так и бесструктурным. В первом случае применяются следующие виды управляющих воздействий:
1) материальные, или воздействия так называемой «жесткой силы»: санкции, провокации, интервенции, войны и др.;
2) информационные, или воздействия «мягкой силы»6: на СМИ, культуру, идеологию, предысторию и историю и др.
Исторически понятия «жесткая» и «мягкая» силы являются важнейшими инструментами внешней политики любого государства мира.
Впервые термины «жесткая» и «мягкая» силы получили нормативно-правовое закрепление в Концепции внешней политики РФ 2013 г.7 В частности, в Концепции сказано: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится «мягкая сила» — комплексный инструментарий решения внешнепо-
6 «Мягкая сила» — комплекс внешнеполитических методов и инструментов, предполагающих способность влиять на другие государства и добиваться желаемых результатов через сотрудничество и формирование положительного образа стороны влияния. См.: Большая Российская энциклопедия. М. : БРЭ, 2017 (электронная версия).
7 Концепции внешней политики Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 12 февраля 2013 г. // СПС «Кодекс».
с
Надгосударственная (внешняя, мировая, глобальная, международная) власть над людьми и
госуда рствами
С
Степень структуризации
Надгосударственное структурное управление (управление «жесткой» силы)
Надгосударственное бесструктурное управление (управление «мягкой» силы)
Жесткие управляющие воздействия (информационно-материальные)
^Санкции^Провокации^ ^Интервенции^
с
Специальные военные операции
^ ^ Войны ^
Мягкие воздействия (информационно-психологические)
( СМИ ) ^ Культура ^
^ История ^
Воздействие через религию (религиозная символика)
Воздействие на нацию (национальная символика)
Воздействие на сакральном уровне(символика)
С
±
Миропонимание и мировоззрение общества - как объект мирового управления
(управляемая подсистема)
]
А) Механизм реализации надгосударственного управления
С
Исходное множество символов власти и управления
3
V
Масштаб представления
Множество локальных (частных) символов власти
А.
Множество глобальных (общих, концептуальных) символов власти
^ Структурные символы
С
Религиозные символы
^ Национальные символы ^Государственные символы
С
Положительные (позитивные) концептуальные символы
Бесструктурные символы ^ ^ Сакральные символы ^ Интернацональные символы^ ^ Межцунарожные символы ^
Отрицательные (негативные) концептуальные символы
Б) Систематизация символов власти и управления верхнего уровня Рис. 6. Механизм и символика надгосударственной власти и управления
литическихзадач...» (п. 20). В Концепции определено и место «мягкой силы» во внешней политике, а также содержание данного термина во внешнем надгосудар-ственном управлении.
Надгосударственное бесструктурное управление (управление «мягкой» силы) обеспечивается путем целенаправленного комплексного информационно-психологического воздействия: на СМИ, историю, культуру государства, а также на религию (религиозная символика), на нацию или этнос (национальная символика), на сакральном уровне (сакральная символика) и др. С целью более полного представления символики власти и управления верхнего уровня, систематизация представлена (см. рис. 3, Б) следующими классами символов: структурные и бесструктурные, религиозные и сакральные, национальные и интернациональные,
государственные и международные, положительные и отрицательные.
Основные свойства указанных частных и общих видов (классов) управления приведены в таблице.
Из всех типов и видов управления в приведенной классификации далее рассмотрим только надгосудар-ственное управление и основные его разновидности. Для этого приведем следующую систематизацию предметно-ориентированных видов надгосударственного управления обществом и государствами (рис. 7).
Мягкое надгосударственное управление на рис. 7 представлено рядом предметно-ориентированных направлений, которые согласно Стратегии национальной безопасности РФ определяют национальные интересы страны и её стратегические национальные приоритеты, из которых приведем основные:
Таблица
Сравнительная характеристика частных и общих видов управления по принципу двоичности
противоположных сущностей
Свойства власти(основание классификации) Вид (тип) управления
Частные виды управления (внутреннее и др.) Общие виды управления (внешнее, мировое и др.)
1. Масштаб власти Локальное(региональное) управление Глобальное управление
2. Концептуальность власти Предметно-ориентированное Концептуальное управление (образно-смысловое)
3. Структурированность управления Структурированное управление Бесструктурное управление
4. Масштаб планирования Тактическое управление (оперативно-тактическое) Стратегическое управление
5.Срочность управления Краткосрочное управление Долгосрочное управление
6. Цикличность управления Управление с короткими и средними циклами Управление со средними и длинными циклами
7. Степень участия человека Объективное управление Субъективное управление
8. Уровень власти Управление нижнего уровня Управление верхнего уровня
9. Условия наблюдаемости и управляемости Управление с количественными оценками наблюдаемости Управление с качественными оценками наблюдаемости и управляемости
10. Функции и этапы государственного управления Явно выражены и представлены в законодательстве Не выражены или не четко (размыто), в законодательстве представлены частично
11. Оценка качества власти Эффективное управление (неэффективное) Рациональное управление(нерациональное)
12. Законодательная власть Законодательное регулирование Единое государственное или надгосударственное управление
12. Исполнительная власть Исполнительное управление
13. Судебная власть Судебное регулирование
^ Надгосударственное управление обществом, государствами )
Жесткость управления
1 1
Мягкое надгосударственное управление ^ (управление с позиций «мягкой» силы) г Жесткое надгосударственное управление (управление с позиций «жесткой» силы)
Специальные военные операции, . Объект управления военные конфликты, войны
Методология миропонимания реальности
История общества и государства
Е
Идеология общества и государства
Л '
Глобальная образовательная политика
Раздел истории
т
Здоровье, медицина, демография
Под управлением ВОЗ 1
Глобальное природоохранное управление
Хронология исторических процессов
Древняя история общества
и государства
' '
Современная история общества и государства
Изменение древнерусскогого летоисчисления на годоисчисление от рождества Христова
Игнорирование государством и его институтами (РАН и др.) исторических сведений, свидетельств и артефактов по древней хронологии Руси
Рис. 7. Классификация типов и видов мягкого надгосударственного управления по предметно-
ориентированным направлениям
1) развитие безопасного информационного пространства [8, 9], защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;
2) укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;
3) охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата и др.
В нижней части рис. 7 раскрыто и систематизировано одно из таких важных направлений — история. Как представлено в Стратегии, на фоне кризиса западной либеральной модели активизировались деструктивные информационно-психологические воздействия на население России по целенаправленному искажению как её истории, так и мировой истории в целом, с пересмотром и искажением взглядов на роль и место России в ней. Особенно подвергаются негативным воздействиям и нападкам культурно-исторические ценности, участились попытки фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти. То есть усилилось информационное соперничество (противоборство) [8—10].
Знаковые символы — универсальная форма отражения сущности власти и управления
Знаковые символы силы и могущества, включая современную государственную символику (двуглавый орёл, всадник, поражающий копьем дракона и др.), являются универсальной формой отражения вектора концептуальной государственной власти. Множество других символов, несущих те или иные значимые образы и смыслы (концепты) и внедряемых в сознание людей, служат информационной и духовной поддержкой правящей государственной власти, которая приняла соответствующие знаковые символы силы и могущества государства.
Суть бесструктурного управления обществом на базе применения символики состоит в том, что в общественное сознание внедряются те знаковые идеи и символы, которые несут определенные образы значимых образов (стереотипов) восприятия реальности — с позиций субъективных нравственных категорий добра и зла. Это могут быть самые различные символы, отражающие нормы поведения человека с ружьём или без; ритуалы, религиозные представления, политические пристрастия и др., которые позволяют человеку самостоятельно определиться с отношением к тем или иным деяниям правящей власти.
Удивительно, но мыслители древности не только обладали концептуальными знаниями, но и понимали суть бесструктурного управления реальностью на основе применения знаковых (системных, сакральных, религиозных, национальных, государственных и др.) символов. Ибо «знаки и символы правят миром, а не
слово и закон» (по мотивам трактата Конфуция «Аналекты», 480 год до н. э.).
Несмотря на большое разнообразие и многообразие в символиках разных стран, следует заметить, что не бывает однозначных символов. Даже многие слова русскоязычной лексики являются многозначными. Символ или знаковый образ потому и символ, что отражает определенную глубинную суть и концентрацию концептуальных знаний о реальности. Другими словами, это такие образы в коллективном бессознательном [9, 10], которые увязывают материальный (видимый, обусловленный) мир и мир нематериальный (невидимый, необусловленный).
Каждое общество (племя, народ, царство, государство, цивилизация и др.) несет в себе определенные знаковые символы, отражающие соответствующие сакральные формы и смыслы, которые на концептуальном уровне сознательного, а также и бессознательного (уровни подсознательного, психо-эмоционального и коллективно-бессознательного) влияют на деяния всех её субъектов, способствуя их объединению для достижения тех или иных целей, как положительных, так и отрицательных.
Структурные и бесструктурные символы власти и управления
К классу бесструктурного управления можно отнести следующие виды управления: внешнее, мировое, глобальное, концептуальное. Кроме того, сюда же можно отнести и некоторые виды внутреннего или государственного управления.
Классический пример бесструктурного управления из глубокой древности — это целевое управление людьми (племенами, родами, народами, царствами, империями, государствами-цивилизациями и др.) на основе принципов существующих учений о добре и зле. На этих принципах концептуального знания и построены, собственно, логика и механизм бесструктурной власти и правления (управления) человеческим обществом.
В бесструктурном управлении фактор обусловленности в виду использования субъективных понятий и категорий как таковой отсутствует, поэтому такое управление является невидимым (условие наблюдаемости невыполнимо). Соответственно, реализация его основных функций по достижению заданных субъективных целей также осуществляется субъективно, с ориентацией на знаковые образы и смыслы субъективного описания и представления реальности. Вот почему символика власти является одной из главных форм реализации бесструктурных видов управления. Символика власти, включающая знаковые символы силы и могущества, является информационным основанием любого бесструктурного управления. С целью осознания сущности бесструктурной власти и роли знаковой символики в государственном и надгосударственном
управлении рассмотрим символику власти по выделенным на рис. 4 и в таблице видам власти.
Механизм реализации негосударственного (мирового, глобального, международного, концептуального) управления в общем случае может быть представлен двумя противоположными и взаимодополняющими способами:
1) структурное управление, для которого характерно применение традиционного информационного обеспечения с использованием классических форм сбора, обработки и передачи информации;
2) бесструктурное управление, для которого характерно применение информационного обеспечения с использованием концептуальных (на уровне идей) и символических (на уровне применения различной символики) форм передачи информации.
Структурное управление — вид управления, при котором управляющие воздействия передаются от органа управления к объекту управления (исполнителю) адресно в рамках определенной организационной структуры. Структурное управление подразумевает наделение конкретных исполнителей определенным предназначением, выполняемыми функциями, ответственностью, ресурсами (в том числе полномочиями), а также сроками решения поставленных задач (рис. 8). За невыполнение или ненадлежащее выполнение задач и функций такого структурного управления следует наказание, поэтому такое управление можно отнести к классу управления «жесткой силы». Классический пример — вооруженные силы любой страны и воинский устав. Другой противоположный вид управления — это бесструктурный, или класс управления «мягкой силы».
Управляющая подсистема (орган власти) структурного управления
3
Информационная подсистема структурного управления
Характеристика
1. Определенное предназначение - цели управления.
2. Функции управления (сбор, переработка информации, доведение управляющих воздействий).
3. Ответственность за результаты управления.
4. Ресурсы (в том числе полномочия).
5. Сроки решения поставленных задач управления
-С
1
¡ъ
с
Управляемая подсистема (объект, человек, общество) структурного управления А) Пример структурного управления
Управляющая подсистема (орган власти) бесструктурного управления
Т
Информационная подсистема бесструктурного управления
крестьянам...
Характеристика
1. Предназначение - отсутствует
2. Функции управления - отсутствуют
3. Ответственность - только личная
4. Ресурсы - в основном личные.
5. Сроки решения задач - отсутствуют или размыты (нечеткие).
6. Форма передачи информации - символы
ч
Управляемая подсистема (объект, человек, общество) бесструктурного
управления
>
Б) Пример бесструктурного управления
Рис. 8. Характеристика структурного (А) и бесструктурного (Б) управления
С
Религиозная символика концептуальной власти
Ж
Иудаизм * Ислам _Ж_
Система христианского концептуального управления
Управляющая подсистема христианского концептуального управления (церковный орган управления)
Информационная подсистема христианского концептуального управления Библия - Священное писание христиан, как источник информации, знаний
Религиозная символика концептуальной власти христианской веры
Ростовщический процент
Господа и рабы
Власть от Бога
ТТ1"
Словесная (вербальная) форма представления информации Православные Католический/
Управляемая подсистема концептуального управления (объект управления)
^ Миропонимание и мировоззрение христиан разных стран ^
х:
Рис. 9. Религиозная символика концептуальной власти в христианской традиции
Бесструктурное управление — вид управления, при котором управляющие воздействия передаются от органа управления к объекту управления в виде идеи или образа (символа, смыслов).
В этом случае никто никого ни к чему не обязывает, не наделяет ни ответственностью, ни ресурсами, ни полномочиями, нет также и наказания за невыполнение. Это форма информационно-психологического воздействия на «широкие массы» общества (государства) с целью повышения их осознанности в чем-либо, формирования убеждений, ценностей, мнений, настроений. Такой вид управления основан на предположении, что исполнители, восприняв и осознав полученную информацию, будут действовать более целенаправленно и эффективно, проявлять инициативу, будут делать то, что нужно, и так, как нужно.
Главный смысл бесструктурного управления — распространение соответствующей информации. Оно имеет гораздо более широкий охват воздействия, чем структурное, так как не привязано к конкретным объектам управления (исполнителям), но его исполнителями могут стать все или почти все, кто эту информацию получает, даже не подозревая об этом. Это тот удивительный случай, когда идея (символ) овладевает массами (рис. 8, Б). Человек как существо общественное живет в реальности бесструктурного управления. Это — глобальное информационное поле, создаваемое книгами, газетами, журналами, радио, телевидением, театром,
кинофильмами, всемирной информационно-телекоммуникационной сетью и др.
Религиозная символика власти и управления
Каждая религия имеет множество самых различных символов веры, которые играют основополагающую роль, с одной стороны, в представлении основных догматов этой религии, с другой стороны, в доведении соответствующей информации до всех людей с целью привлечения их к своей вере. Последнее, по сути, и является важным функциональным элементом концептуального управления верующими с позиций «мягкой силы». Поэтому религиозную символику церковной концептуальной (власти на примере христианской веры) представим также в виде системной троицы — трёх взаимосвязанных в системе сущностей или функциональных подсистем: управляющей, управляемой и информационной (рис. 9).
Информационная подсистема христианского концептуального управления включает:
1) Библию (55 книг-произведений) — Священное Писание христиан как источник информации, знаний и догматов христианской веры;
2) религиозную символику концептуальной власти христианской веры, которая отражает её догматы в вербальной (словесной) форме представления информации и в виде символов.
Управляющая подсистема национального бесструктурного управления
(орган управления)
т * '
С N
Информационная подсистема национального бесструктурного управления
Предыстория государства Германия )
Национальная символика бесструктурной власти фашистской Германии
' «Проснись, Германия!!!» - ^ ^ как национальная идея Свастика- как национальный ^ символ фашистской власти ^
V >
ч А У >г
с Управляемая подсистема национального бесструктурного управления (объект управления)
Миропонимание и мировоззрение населения Германии ^ Государство Германия ^
\ У
Рис. 10. Национальная символика концептуальной власти в Ггрмании в период между двумя мировыми
войнами
Так, известный библейский догмат «господа и рабы», весьма востребованный в рабовладельческом или капиталистическом обществе, несет в себе определенные образы и смыслы не только понятий «господин» и «раб», но и соответствующих отношений между ними. Например, известное требование для христиан: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» (Библия. Первое послание к Тимофею. Гл. 6:1).
Другой известный библейский догмат «вся власть от Бога» и пример из Библии для концептуальной власти, силы далеко не «мягкой»: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным» (Откровение Иоанна Богослова. Гл. 2:26, 27). Даже на угрозу Понтия Пилата, что он имеет власть распять любого нарушителя, Иисус отвечал: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Евангелие от Иоанна. Гл.19:11).
Национальная символика власти и управления
Национальный символ — отличительный знаковый образ, олицетворяющий государство или национальное сообщество, служащий для самоидентификации народа (нации) и чувственно принятый им. Приведем исторические примеры проявления таких знаковых национальных символов (рис. 10):
1) вербальный (словесный) символ, состоящий всего из двух слов «Германия, проснись!», который, появившийся как бы ниоткуда, впоследствии стал националь-
ной идеей и тем самым мобилизовал народ Германии на развязывание Второй мировой войны;
2) геометрический символ — свастика, известный с глубокой древности как солярный сакральный символ движения (вращения) у индоевропейской семьи народов, который был взят на вооружение Германией как национальный символ фашистской власти.
Как известно, весьма наивную реплику «Проснись, Германия!!!» отыскал в какой-то второсортной пьесе один из лидеров нацистской Германии Йозеф Геббельс, ранее неудавшийся литератор, доктор искусствоведческих наук. Никто уж и не помнил, по какому случаю она была произнесена, что за пьеса, но именно под этим лозунгом, ставшим знаковым символом возрождения могущества Германии, к власти пришел фашизм, со всеми вытекающими последствиями. Сам по себе указанный символ не является символом власти, однако умелое наполнение его соответствующими национальными образами и смыслами позволило кардинально преобразовать страну и в целом всю объединенную Европу, направив её на крестовый поход против Советского Союза.
Сакральная символика власти при бесструктурном управлении
Знаковые символы силы власти и могущества, включая современную государственную символику разных стран, являются универсальной формой отражения вектора государственной власти. Следует заметить, что большинство известных знаковых символов не являются символами власти, а на смысловом уровне несут
Г Предыстория государства США - как история непрерывных войн )
-Ф-
Сакральная символика глобальной (концептуальной) власти в США - «гегемона»
«ФРС США - инструмент порабощения людей» Лик статуи «Свободы» Лик богини тьмы и мрака Гэкаты
Глобальное валютно-финансовое управление (Бреттон-Вудская система
управления)
Глобально блоковое военное управление (НАТО и др.)
Под личиной «СВОБОДЫ И ДЕМОКРАТИИ» скрывается её истинная сущность
государства агрессора и паразита
Развязанные США войны (201 из 248), произошедших в 153 регионах мира с конца Второй мировой войны до 2001 года (при этом не учтены развязанные американцами
войны на Ближнем Востоке). Результат: катастрофические последствия, массовые жертвы, повреждение объектов, экологические кризисы и пр.
Рис. 11. Сакральная символика концептуальной власти в США и её смыслы
в себе знания системного, концептуального и сакрального характера. Вместе с тем их применение для бесструктурного управления человеческим обществом с позиций категории зла позволяет добиться соответствующих негативных результатов. Таких исторических примеров множество. Например, древний солярный символ свастика в древнерусской традиции, в индуизме, буддизме, с одной стороны, и свастика как нацистский символ — это совершенно противоположные символы, несущие разные полярные смыслы, в первом случае добро, во втором — зло.
Весьма показательна сравнительная оценка символики противоположных мировоззренческих систем, представленных противостоящими государствами-цивилизациями добра и зла. В первом случае это символика современной России — «Всадник, поражающий копьём дракона», знаковый древнерусский символ спасения от темных сил (сил тьмы и мрака). Во втором случае это символика США — «доллар» как ми-
ровая валюта с ростовщическим процентом, обеспечиваемая Федеральной резервной системой (ФРС) США, в основе которого лежит ветхозаветный знаковый символ порабощения всех народов мира «золотой телец».
Сакральный символ — отличительный знаковый образ, олицетворяющий скрытую (теневую) систему власти некоторой группы людей, общества или государства. К таким символам можно отнести значимые символы государства-цивилизации США и в целом коллективного Запада — «статуя Свободы» и символ ФРС (рис. 11).
Обратим внимание на скрытый или сакральный прототип символа «Свободы» — древняя богиня тьмы и мрака Геката, их лики подобны близнецам-сёстрам. Для ведающих — это далеко не случайное совпадение, отражающее личину (лик) и его сакральную суть. Получается, что знаковый символ США и вся короткая и мрачная история этого государства-агрессора проходит под знаком символа тьмы и мрака, ибо это един-
Предыстория России на Русской земле - символика и смыслы
Хетский двуглавый орёл в камне - 4 тысячи лет назад
Герб России XXI век н. э
Хеттский бог грозы Пирва (древнерусский Перун) поражает копьем демона-змея (XVIII век до н. э.)
XXI век н. э.
Символика государственной власти в России
Двуглавый орёл
Всадник, поражающий копьем дракона
Рис. 12. Государственная символика бесструктурной государственной власти России
ственная страна, применившая (без необходимости) оружие массового поражения против мирных японских городов и развязавшая множество войн и катастроф по всему миру. Полученные результаты такого управления ужасны: массовые человеческие жертвы, катастрофические последствия, повреждение инфраструктурных и культурных объектов, экологические кризисы и др.
Весьма характерны для США и виды используемых глобальных систем управления, включая валютно-фи-нансовое управление (Бреттон-Вудская система) — в финансовой сфере, глобально-блоковое управление (НАТО) — в военной сфере и др. Так основным фундаментом Бреттон-Вудской системы финансового управления является ничем не обеспеченная национальная валюта (доллар), механизм использования которой через ФРС и систему центральных банков обеспечивает не только тотальную зависимость всех стран мира от США, но и устойчиво гарантирует фундаментальные кризисы в мире со всеми вытекающими последствиями.
То есть под личиной «свободы и демократии», которая привлекательна только внешне, скрывается её истинное лицо — суть этой капиталистической власти (империалистическая, олигархическая и др.), которая ориентирована только на паразитический образ бытия за счёт колонизации и эксплуатации всех остальных представителей человечества, и, как следствие, — непрерывно развязываемые по всему миру войны и геноцид. Отсюда и соответствующая символика такой паразитической власти: «золотой телец», «ссудный процент», «золотой миллиард» и «свобода-демократия» с ликом богини мрака.
Государственная символика власти бесструктурного управления
Государственная символика бесструктурной государственной власти в России представлена двумя знаковыми символами: двуглавый орёл и всадник, побеждающий копьём дракона, которые имеют древнюю предысторию (рис. 12).
Древнерусская (ведическая, авестийская)
традиция праведного формирования мировоззрения (истинного нравственного кода)
Добрые побуждения
Добрые слова
Добрые дела
Древнерусская традиция неправедного формирования мировоззрения человека
Злые побуждения
Злые побуждения
Злые слова у
Добрые слова
Злые дела
Злые дела
Единые принципы правления для всех
Принцип правды
Принцип безопасности
Принцип гармонии с Природой
Принцип
открытости^
Принцип благополучия
Страны оси добра - объединенный Юг (Россия, Китай, Иран, Индия и др.)
Принцип
лжи
Различные принципы правления
Принципы благополучия, безопасности для избранных
Принцип {неравенства^
Принцип
закрытости
Страны оси зла - объединенный Запад (США, Европа и др.)
Рис. 13. Обобщенная структура мирового управления миром (судьбой человечества)
В хеттской8 традиции известен дракон-змей (демон-змей) по имени Иллуянка, которого, в конечном счете, в жестком поединке побеждает хеттский бог грозы по имени Пирва с древнерусским родовым корнем ПРВ. Такой же родовой корень в словах первый, право, Бог Перун, мир ПРАВИ и др. Изображение символа сохранилось на хетто-лувийском барельефе из Малатьи (Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре, Турция)9. Более подробно древность государственной символики России доказывается в [15].
Правильное понимание сущности государственной символики позволяет правильно осознать не только онтологию бесструктурного государственного управления, но и оказывает значительную помощь в формировании и развитии тождественного (адекватного) общественного самосознания граждан, пробуждении патриотических чувств.
8 Хетты — индоевропейский народ бронзового века, живший в Малой Азии и основавший там Хеттское царство (около 1800 г. до н. э.).
9 Мифы народов мира. Энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев. М. : Сов. энциклопедия, 1980. 1147 с. (Электронное издание).
Глобальная символика власти в бесструктурном управлении
Суммируя вышесказанное, можно получить обобщенную структуру глобального правления или управления миром, которая с глубокой древности представляется по принципу двоицы противоположных сущностей в виде модели глобального мирового управления в двухполярном мире (рис. 13). Древнерусское сакральное слово ПРАВЬ лежит в основе важных ключевых слов править (прав/ить), управлять (у/прав/ лять), правитель (прав/итель), правительство (прав/ ительство) и др.
Любое царство, государство или цивилизация характеризуется той или иной системой правления (управления) в различных сферах деятельности (экономика, политика, образование, здравоохранение и др.). От качества функционирования этой системы мирового правления зависит не только текущее состояние государства (цивилизации), но и направленность его изменения, которая в общем случае сводится к следующему результату:
1) восхождение (возрождение, развитие, подъём, эволюция);
2) нисхождение (разложение, деградация, упадок, инволюция).
В зависимости от нравственного выбора человека (общества) между добром и злом, мировое правление или управление подразделяется на два класса управления:
1) единой (объединённой, общей) судьбы человечества;
2) разъединенной (разделённой) судьбы человечества.
Как отмечал академик РАН А.М. Сергеев, «идеология, вообще говоря, должна строиться на тех ценностях, которые объединяют нас»10. Вместе с тем на фоне глобального кризиса идеологии современного этапа бытия мирового сообщества преобладают тенденции второго класса мирового управления, следствием чего являются мировые кризисы и обострение ситуации в мире. В этом плане весьма важными являются инициативы Председателя КНР Си Цзиньпина о необходимости реформы глобального управления с целью изменения тенденций развития мирового сообщества. Руководство реформой системы глобального управления теперь стало одним из десяти ключевых принципов в системе взглядов Си Цзиньпина на китайскую внешнюю политику11.
В древнерусской, ведической, авестийской традициях человеческие сообщества (племена, города, царства, государства, империи) выделялись по разным принципам правления, которые в концептуальном плане представлялись в словесной (вербальной) символике, с соответствующими образами и смыслами (см. рис. 11):
1) «добрые помыслы ^ добрые слова ^ добрые дела»;
2) «злые помыслы ^ лживые (злые) слова ^ нечестивые (злые) дела»;
3) «злые помыслы ^ добрые слова ^ нечестивые (злые) дела».
Первый основополагающий принцип мировоззрения — основа традиционных духовно-нравственных ценностей народа Древней Руси — являлся ключевым принципом мировоззрения арийской цивилизации, сущность которого частично представлена в Авесте [1], а также в ведической литературе и в древнерусских писаниях [13]. Сегодня такое мировоззрение сохранилось в буддизме — религиозно-философском учении (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшем около VI в. до н. э. в Древней Индии, а также частично в мировых религиях.
Второй принцип мировоззрения, включающий известное порочное явление в человеческом обще-
10 Сергеев А.М. Выступление на форуме «Молодежь и наука» 16 мая 2021 г. URL: https://ria.ru/20210516/obrazovanie-1732526039. html?utmsource=yxnews&utm_medium (дата обращения: 17.05.23).
11 Си Цзиньпин. Во имя открытости, толерантности, взаимосвязанности и совместного развития в мире : Программное выступление на церемонии открытия 3-го Форума международного сотрудничества «Один пояс и один путь» (18 октября 2023 г., Пекин). URL: https://rus. yidaiyilu.gov.cn/news/news/334507.htm (дата обращения: 10.12.2023).
стве — ростовщичество, представлен в Священных писаниях («ссудный процент» — в Библии, Торе), а также в масонской программе [18], которая успешно внедряется во многих государствах мира.
Третий принцип — знаковый образ «лукавого века» — реализуется полным ходом, путем построения индустриально-информационного общества безудержного потребления товаров массового производства и услуг массовой культуры — реалии сегодняшнего дня. Человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов. Успешно внедряется вторичная по отношению к мировоззрению безудержного потребления и законодательная база гражданского общества с торжеством «законов греховных», которые осуждаются в священных писаниях мировых религий. К таким «греховным законам» можно отнести, например, закон об однополых браках. Подмена понятий — это плавный переход от правды к кривде, от истины ко лжи, от добра к злу. Подмена знаковых символов и смыслов мировоззрения — это уже смена парадигмы, измена, переворот, предательство праведных идеалов, веры праведной наших предков, это разрушение фундамента культурного суверенитета, подрыв основ государственности. Такой пересмотр устоявшихся многовековых базовых норм морали и переход от добра к злу — это путь саморазрушения общества.
Заключение
Таким образом, исследование символики власти и правления как основы информационного обеспечения государственного и надгосударственного управления позволили сделать следующие выводы:
1. Символика власти, составляющая основу информационного обеспечения бесструктурных видов правления, является универсальной формой реализации государственного и надгосударственного управления, основной целью которых является формирование соответствия с категориями добра и зла соответствующего миропонимания и мировоззрения субъектов (человека, общества) — объекта управления.
2. Надгосударственное управление для любого государства должно рассматриваться с позиций безусловного обеспечения его безопасности и независимости (суверенитета), включая все виды национальной безопасности и независимости, включая: общественную, информационную, правовую, экологическую, международную, политическую, экономическую, культурно-историческую, военную, финансовую, энергетическую, продовольственную, биологическую, химическую и др. [10].
3. Состав и структура информационного обеспечения государственного и надгосударственного управления должны описываться и представляться в базах данных и знаний соответствующих функциональных подсистем управления с учетом разделения на структурные и бесструктурные виды правления рассматриваемой системы государственного управления.
Рецензент: Запольский Сергей Васильевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Литература
1. Авеста. Закон против дэвов (Видевдат) / Адаптированный перевод, исследование и комментарии Э.В. Ртве-ладзе, А.Х. Саидова, Е.В. Абдуллаева. СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2008. 301 с.
2. Воронов А.А. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость. М. : Наука, 1979. 336 с.
3. Глобальное управление: кризис или трансформация? // Мировое развитие. Вып. 22 / Под ред. А.А. Алешина, Ю.А. Барониной, А.Р. Борисовой и др. М. : ИМЭМО РАН, 2021. 225 с.
4. Глобальное управление: возможности и риски / Отв. ред. В.Г. Барановский, Н.И. Иванова. М. : ИМЭМО РАН, 2015. 315 с.
5. Ловцов Д.А. Информационная теория эргасистем: Тезаурус. М. : Наука, 2005. 248 с. ISBN 5-02-033779-Х.
6. Ловцов Д.А. Информационная теория эргасистем : монография. М. : РГУП, 2021. 314 с. ISBN 978-5-93916-887-8.
7. Ловцов Д.А. Системный анализ. Часть. 1. Теоретические основы. М. : РГУП, 2018. 224 с. ISBN 978-5-93916-701-7.
8. Ловцов Д.А. Теория защищенности информации в эргасистемах : монография. М. : РГУП, 2021. 273 с. ISBN 9785-93916-896-0.
9. Ловцов Д.А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере : монография. М. : РГУП, 2016. 316 с. ISBN 978-5-93916-505-1.
10. Ловцов Д.А., Сергеев Н.А. Управление безопасностью эргасистем : монография / Под ред. Д.А. Ловцова. 2-е изд., испр. и доп. М. : РАУ-Университет, 2001. 224 с.
11. Омельченко В.В. Общая теория классификации. Часть I. Основы системологии познания действительности // Предисл. Д.А. Ловцова. М. : Книжный мир, 2008. 466 с.; изд. 2-е, испр. и доп. М. : КнигИздат, 2024. 770 с.; Часть II. Теоретико-множественные основания // Предисл. Д.А. Ловцова. М. : Кн. дом «Либроком», 2010. 296 с.
12. Омельченко В.В. Основы систематизации. М. : URSS, 2011. 479 с.
13. Омельченко В.В. Голубиная книга: Знаки, образы, числа, слова, смыслы. М. : Ленанд, 2019. 624 с.
14. Омельченко В.В. Государственное управление национальными ресурсами на концептуальном уровне — образы и смыслы государственной символики // Вестник РУДН. Сер. Государственное и муниципальное управление. 2021. № 3. Т. 8. С. 239—255.
15. Омельченко В.В. Всадник, поражающий копьем дракона: Знаки, образы, числа, слова, смыслы. М., 2022. 332 с.; изд. 2-е, испр. и доп. М. : КнигИздат, 2023. 478 с.
16. Омельченко В.В. Символ как универсальная и информационно-ёмкая форма отражения обобщенных знаний о реальности // Ежегодник «Россия: Тенденции и перспективы развития». Вып. 18. Часть 2 : XXII Национ. науч. конф. с междунар. участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» (14—16 февраля 2023 г.) М. : ИНИОН РАН, 2023. С. 487—496.
17. Полулях Д.С. Какая теория глобального управления нам нужна? // Глобальное управление: кризис или трансформация? // Мировое развитие. Вып. 22 / Под ред. А.А. Алешина, Ю.А. Барониной, А.Р. Борисовой и др. М. : ИМЭМО РАН, 2021. С. 4—11.
18. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеров-ской символической философии. М. : Эксмо; СПб. : Мидгард, 2007. 864 с.
19. Lоvtsоv D.A. Informational Indexes of Efficiency of Control Systems for Complex Dinamic Objects // Automation and Remote Control, 1994. V. 55. No 12. Part 2. Pp. 1824 -1829.
DISCUSSION PODIUM
THE SYMBOLISM OF POWER AS THE INFORMATION BASIS FOR PUBLIC ADMINISTRATION
Viktor Omel'chenko, Dr.Sc. (Technology), Professor, Honoured Figure of Science and Technology of the Russian Federation, State Councillor of the 1st Class of the Russian Federation, Advisor to the Secretariat of the Board for Science and Technology of the AO (JSC) "VPK "NPO Mashinostroeniia", Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Keywords: external administration, global administration, worldwide administration, supranational administration, administration, classification, images, symbols, meanings.
Abstract
Purpose of the study: systematisation and classification of types of administration of objects and processes together with the identification of the role and place of national and supranational administration, studying the mechanism of implementing unstructured administration using the symbolism of power.
Methods used in the study: system analysis, multi-aspect methods of the general theory of classification of reality.
Study findings: methodological questions ofsupranational administration as the top form of global external administration were considered. A classification of types of administration of objects and processes was carried out. The mechanism of implementing unstructured national and supranational administration was studied. A justification is given for the role of the symbolism of power as a universal form of reflection and implementation of unstructured administration of society and countries. Structured, unstructured, internal, external, religious, sacral, ethnical and national types of symbolism were considered, and specific historical examples of using symbols of information support for the system of unstructured national and supranational administration were given. Practical conclusions were drawn.
References
1. Avesta. Zakon protiv devov (Videvdat). Adaptirovannyi perevod, issledovanie i kommentarii E.V. Rtveladze, A.Kh. Saidova, E.V. Abdullaeva. SPb. : Izd-vo Politekh. un-ta, 2008. 301 pp.
2. Voronov A.A. Ustoichivost, upravliaemost, nabliudaemost'. M. : Nauka, 1979. 336 pp.
3. Global'noe upravlenie: krizis ili transformatsiia? Mirovoe razvitie. Vyp. 22. Pod red. A.A. Aleshina, lu.A. Baroninoi, A.R. Borisovoi i dr. M. : IMEMO RAN, 2021. 225 pp.
4. Global'noe upravlenie: vozmozhnosti i riski. Otv. red. V.G. Baranovskii, N.I. Ivanova. M. : IMEMO RAN, 2015. 315 pp.
5. Lovtsov D.A. Informatsionnaia teoriia ergasistem: Tezaurus. M. : Nauka, 2005. 248 pp. ISBN 5-02-033779-Kh.
6. Lovtsov D.A. Informatsionnaia teoriia ergasistem : monografiia. M. : RGUP, 2021. 314 pp. ISBN 978-5-93916-887-8.
7. Lovtsov D.A. Sistemnyi analiz. Chast. 1. Teoreticheskie osnovy. M. : RGUP, 2018. 224 pp. ISBN 978-5-93916-701-7.
8. Lovtsov D.A. Teoriia zashchishchennosti informatsii v ergasistemakh : monografiia. M. : RGUP, 2021. 273 pp. ISBN 9785-93916-896-0.
9. Lovtsov D.A. Sistemologiia pravovogo regulirovaniia informatsionnykh otnoshenii v infosfere : monografiia. M. : RGUP, 2016. 316 pp. ISBN 978-5-93916-505-1.
10. Lovtsov D.A., Sergeev N.A. Upravlenie bezopasnost'iu ergasistem : monografiia. Pod red. D.A. Lovtsova. 2-e izd., ispr. i dop. M. : RAU-Universitet, 2001. 224 c.
11. Omel'chenko V.V. Obshchaia teoriia klassifikatsii. Chast' I. Osnovy sistemologii poznaniia deistvitel'nosti. Predisl. D.A. Lovtsova. M. : Knizhnyi mir, 2008. 466 pp.; izd. 2-e, ispr. i dop. M. : KnigIzdat, 2024. 770 pp.; Chast' II. Teoretiko-mnozhestvennye osnovaniia. Predisl. D.A. Lovtsova. M. : Kn. dom "Librokom" 2010. 296 pp.
12. Omel'chenko V.V. Osnovy sistematizatsii. M. : URSS, 2011. 479 pp.
13. Omel'chenko V.V. Golubinaia kniga: Znaki, obrazy, chisla, slova, smysly. M. : Lenand, 2019. 624 pp.
14. Omel'chenko V.V. Gosudarstvennoe upravlenie natsional'nymi resursami na kontseptual'nom urovne - obrazy i smysly gosudarstvennoi simvoliki. Vestnik RUDN. Ser. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie, 2021, No. 3, t. 8, pp. 239-255.
15. Omel'chenko V.V. Vsadnik, porazhaiushchii kop'em drakona: Znaki, obrazy, chisla, slova, smysly. M., 2022. 332 pp.; izd. 2-e, ispr. i dop. M. : KnigIzdat, 2023. 478 pp.
16. Omel'chenko V.V. Simvol kak universal'naia i informatsionno-emkaia forma otrazheniia obobshchennykh znanii o real'nosti. Ezhegodnik "Rossiia: Tendentsii i perspektivy razvitiia". Vyp. 18. Chast' 2 : XXII Natsion. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem "Modernizatsiia Rossii: prioritety, problemy, resheniia" (14-16 fevralia 2023 g.) M. : INION RAN, 2023, pp. 487-496.
17. Poluliakh D.S. Kakaia teoriia global'nogo upravleniia nam nuzhna?. Global'noe upravlenie: krizis ili transformatsiia? Mirovoe razvitie. Vyp. 22. Pod red. A.A. Aleshina, Iu.A. Baroninoi, A.R. Borisovoi i dr. M. : IMEMO RAN, 2021, pp. 4-11.
18. Kholl M.P. Entsiklopedicheskoe izlozhenie masonskoi, germeticheskoi, kabbalisticheskoi i rozenkreitserovskoi simvolicheskoi filosofii. M. : Eksmo; SPb. : Midgard, 2007. 864 pp.
19. Lovtsov D.A. Informational Indexes of Efficiency of Control Systems for Complex Dinamic Objects. Automation and Remote Control, 1994. V. 55. No 12. Part 2. Pp. 1824-1829.