систематизация и комплексный анализ истоков
происхождения фундаментального понятия
«право»
Омельченко В. В.'
Ключевые слова: отражение, государство, власть, закон, право, истоки, концептуальная модель правления, восхождение, нисхождение, образы, править, смыслы, субъекты и объекты права.
Аннотация.
Цель работы: рассмотрение исторических и онтологических основ важного системного понятия «право», его роли и места в государственном управлении.
Методы: комплексные аналитические и экспертные методы систематизации и общей теории классификации объектов, процессов и явлений реальности (мира, действительности, бытия), а также методы комплексного анализа корневой системы и образно-смыслового содержания слов древнерусского языка и письменных памятников мировой культуры.
Результаты: проведен анализ использования древнерусского родового корня ПРВЪ или ПРАВЪ, лежащего в основе рассматриваемого слова «право», и его знаковых образов и смыслов в русском языке, с этой целью приведена систематизация отражений родового корня на классы тождеслов живого великорусского языка, а также основных отражений древнерусского слова ПРАВЪ и его смыслов по универсальным и предметно-ориентированным направлениям; сделан вывод, о том, что образы и смыслы рассматриваемого знакового древнерусского родового корня, как и образованных с его помощью большого множества слов живого великорусского языка, являются исключительно важными для передачи знаний (сведений, информации) как по описанию реальности, так и по установлению правовых основ изменения и управлению этой реальностью.
Р01: 10.21681/1994-1404-2022-2-80-92 Введение
Настоящая статья является дальнейшим продолжением работ по выявлению, систематизации и комплексному анализу истоков происхождения комплексного фундаментального понятия правление (управление) [7] и его функциональных составляющих: предвидение (прогнозирование) [12, 13], надзор и контроль [14, 15].
Выявление и анализ истоков происхождения фундаментального понятия право следует начинать с глубокой древности. Так, еще в Ветхом завете Библии приводятся различные виды права, в том числе: «Господне право» и «права» человека («право первородства», «право родственника», «право жаловаться», «право наследства», «право выкупа» и др.).
В далекие ветхозаветные времена в древних мифах и писаниях мы встречаем богов смерти и правосудия (Яма), «Я произведу суд по правде» (Яхве или Саваоф, Псалом 74), «правда и суд — основание престола Его» (Псалом 96).
Выявление истоков рассматриваемого древнего понятия предполагает проведение логико-исторического исследования корневой системы слова «право» с распознаванием и анализом соответствующих образов и смыслов. В рассматриваемом случае речь идет о так называемом концептуальном праве — правлении или управлении государством (царством), основанном на применении основополагающих знаковых образов и смыслов культурных и исторических традиций общества. В этом плане целью работы является рассмотрение исторических и онтологических основ важного системного понятия «право», которое является одним из двух предметов нашего журнала, а также его роли и места в государственном управлении.
Для этого представляется необходимым использовать комплексные аналитические и экспертные методы систематизации и общей теории классификации объектов, процессов и явлений реальности (мира, действительности, бытия) [8—10, 16, 17], а также методы комплексного анализа корневой системы и образно-смыслового содержания слов древнерусского языка и письменных памятников мировой культуры [18].
1 Омельченко Виктор Валентинович, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, государственный советник Российской Федерации 1-го класса, советник секретариата научно-технического совета АО «ВПК «НПО машиностроения», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
3
Древнерусский родовой корень ПРВ в слове право с корнем прав
Вид родового слова - часть речи
Существительное право - ланная кем-либо, или признанная обычаем власть, сила, воля, свобода действия (■ N Прилагательное правый С N Глагол править Наречие право - ^ уверенье в истине чего-либо V У
1 \ 1
Тождесловы (синонимы) однокоренные простые
Бесправие (безправие), бесправность, бесправный, вправить, взаправду, вправе, вправлять, , выправка, вправка, вправо, выправить, выправка, выправление, доправить, доправлять, заправить, заправлять, исправить, исправлять, направ ить, направлять, направление, неправ да, отправ ить, отправлять, отправ ление, пере права, пере правиться, поправлять, -ся, прав яться (перм.), правда, правдивый, правдитель, правдовать, праведник, праведь, праведчик, правеж (арх.), правежный, правежник, -ница, правила, -ло, правильце, правильно, правик, правильник, правильщик, -щица, править, правитель, -ница, правительствовать, правка, правление, правленье, правность, правина (церковное), правительство, прав о, прав ость, прав ота, прав ский, правый, прав уха, правша, правшина (пск), правший (вологодск), правщик, правчий, приправлять, -ить, проправлять. -ить, расправа, расправлять, -ить, -ся, справлять, -ить, -ся, управлять, управленье, управление, управленец, ^прав ляющий и др.__
Тождесловы (синонимы) однокоренные сложные
Антиправительственный, градоправитель, гуртоправ, домоправитель, оправдать, правдивость, -ый, праводушие, правовед, -ец, правоведение, правоверие, -ный, -ство, правдолюбие, -ый, правдолюб, -ица, праведность, -ый, правдоподобность, правдоречивость, правоверие, правомерие, правомудрие, правомыслие, правописание, правотолюбие, православие, -ый, правоспособность, правосудие, праворукий и др._
Тождесловы разнокоренные
Авторитет, аксиома, безвинный, бесспорный, важный, верно, вероятие, верховенство, веский и др.
Рис. 1. Систематизация отражений родового древнерусского корня ПРВ (ПРАВ)
на классы тождеслов
Анализ образрв и смыслов древнерусского родового корня ПРАВЬ в слове«право»
В живом великорусском языке [рассматриваемое? понятие право (прав/о) означает [5]:
1) наречие — уверенье в истине чего-либо, сок ра-щенно пра, истинно, воистину, ей-ей, справидливо, уверяю. Например, «Право, меня там не было!»;
2) существительное — данная кем-либо или признанная обычаем власть, сила, воля, свобода действия; власть и воля в условных пределах. Например, «Ему дано право карать и миловать».
Для понимания онтологии понятия «право» древние мыслители использовали принцип двоицы противоположных, соразмерных (симметричных) и равновесных сущностей. Например, право и бесправие (без/правие), правый и левый, объекты (реальность) и субъекты (человек, Бог) права.
В основе понятия «право» лежит ключевой родовой древнерусский корень/слово ПРВЪ или ПРАВЪ. Так, например, этот родовой корень лежит в основе таких важных слов-понятий в жизнедеятельности человеческого общества, как править (прав/ить), правитель (прав/
итзль), правительство (прав/ительство), правда (прав/да), право (прав/о), православие (прав/о/слав/ие), справедливость (с/прав/едливалть) и др. Лежащий в ос-новедревнерусского слова управление родовой корень ПРВЪ является ключевым родовым понятием, которое образует в русском языке [10] большое множество родственных тождественных слов, или тождеслов. Логическая структура словообразования этих производных слов представляет собой некоторую универсальную классификационную подсистему, входящую в классификационную систему десятичной системы исчисления в древнерусском языке. В рамках этой классификационной системы существуют различные основания (признаки систематизации), среди которых можно выделить следующие:
• вид буквы в слове (родовом корне ПРВЪ) — систематизация на классы тождественных (родственных) слов;
• вид родового слова (части речи) — систематизация на классы слов: существительные, глаголы, прилагательные и наречия;
• следование букв алфавита (буквица) — алфавитная классификация;
Правда (истина), неправда (кривда,
лож^^идр-
В древнерусском языке и письменных памятниках мировой культуры
Правила,
Законы, космические и правомочия земные (права) и др
. ПРАВЪ /БЕЗПРАВЪ - как базовые духовно-нравственные /безнравственные категории права/безправия
ус
Процессы (операции) установления права
Родовой корень/слово ПРВЪ или ПРАВЪ в слове ] «право»
( Правление (управление), регулирование
Государственное управление
Наличие ростовщичества
Федеральное, муниципальное управление
Социально-ориентированное общество
Общинное или общественное (социалистическое, коммунистическое) устройство
;
Социально неориентированное общество
Праведы, православие и др.
Отношения права)
о ^
Равноправие, справедливость и др.
2. Субъект прав а гражданин/гарант
Частное (рабовладельческое,
феодальное, капиталистическое) устройство
Человек, управ, управленец, правитель (властелин, государь, царь, президент) и др.
Управа, правительство, (государство, царство) и др.
Рис. 1. Систематизация отражений ¡родового древнерусского корня ПРВ (ПРАВ)
на классы тождеслов
• смысловая тождественность — тождество по смыслу родоеого корн я ПРВ (тождесловы одно-коренные и рознокоренные, простые и сложные);
• вид региона Руот (княжестно, земли, губерния, волость) — региональная влассификацня на клтсоы слов: архангельское, новгородское, моско вские, псковские, сибирские, тамбовские и др.
Учитывая множественность различных слов, которые тождественны по тому или иному признаку понятия «управление» в словарном запасе древнерусского языка, представляется целесообразным проводить их систематизацию. Один из вариантов классификации древнерусского корня ПРВЪ (ПРАВЪ) при порождении множества тождеслов, приведенных в [5], представлен на рис. 1.
С целью углубленной систематизации рассматриваемых понятий рассмотрим основные отражения древнерусского корня/слова ПРВЪ (ПРАВЪ) и его смыслов по следующим универсальным и предметно-ориентированным направлениям (рис. 2):
1) процессы (операции) установления права — это процессы правления (управления) объектами права (реальностью) и их регулирования, например, правление, управление, царствование, властвование и др. (сегодня этот процесс осуществляется в государственном управлении на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, в муниципальном управлении, в том числе в различных сферах: социально-экономической, политической, военной, международной и др. Государственное управление по основанию «наличие ростовщичества» подразделяется на два противоположных класса общественного устройства: социально-ориентированное и социально-неориентированное);
2) субъент права, напмимер, человек, гражданин, управ, управленец, правитель (властелин, государь, царь, президент) и др.;
3) органмзационнан структура права, например, управа, прьвительство, (государство, царство) и др.;
4Т (отношения права или правовые (юридические) отношения, определяемые законодательством и основные права субъектов права;
5) наука и вера права, например, правоведенье, -ведство, законоведенье, наука права, правословие, ученье о правах и законах, юриспруденция; правоверие, -верство, исповеданье правой, истинной веры; правовед, -ведец, юрист, изучавший правоведенье [5]; во втором случае — это праведы (праведная вера), православие (ведическое, христианское), правоверие (христианское, исламское) и др.;
6) нормы права — совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения субъектов права;
7) законы ПРАВИ и права — это совокупность космических и земных законов (в первом случае — это универсальные и всеобщие законы (двоично-троичного мироустройства, причинно-следственных связей, перемен или циклического изменения реальности и др.); во втором — это законы государства (конституции, постановления и пр.), относящиеся к какой-либо стороне общественного устройства, жизни и деятельности общества);
8) образы и смыслы права — рассматриваются в древнерусском языке и в письменных памятниках мировой культуры (в первом случае образы и смыслы формируются по правилам словообразования простых
и сложных слов, например, первая часть сложных слов со значением «относящийся к праву, правовой» это: правозаступничество, правоотношения, правоохранительный, правопорядок, правопреемство, правосудие и др.);
9) базовые духовно-нравственные категории ПРА-ВО/БЕЗПРАВИЕ, например, правда (истина), неправда (кривда, ложь) и др. Эти категории, положенные в основу целеполагания и политики государства, определяют тип государственного устройства, направленность его развития и особенности государственного управления.
В предложенной систематизации на рис. 2 зеленым цветом выделены вопросы, которые будут в дальнейшем рассмотрены более подробно.
Применение древнерусского родового корня ПРВ (ПРАВЬ), его знаковых образов и смыслов в письменных памятниках мировой культуры
Лежащий в основе понятия «право» (прав/о) родовой корень/слово прав образует в древнерусском языке большое количество производных родственных слов по наличию этого единого родового корня.
Анализ древних писаний показывает, что рассматриваемое слово широко используется во всех письменных памятниках, в том числе ведического, авестийского, древнерусского собраний, а также во всех Священных Писаниях мира. Распределение древнерусских родовых корней-слов ПРАВЪ и ИСТИНЪ в некоторых ведических собраниях представлено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение родовых корней-слов в ведических собраниях
Наименование древнего письменного памятника Количество употреблений родового корня-слова
ПРАВЪ* ИСТИНЪ Итого**
1.Ригведа[20] 768 263 1031
2. Бхагавад-Гита [2] 20 12 32
3. Законы Ману [6] 438 27 465
*Правда, праведный, править, право, управление и др.
**Количество употреблений родового корня-слова подсчитано только в самом источнике (без комментариев, пояснений и др.).
Распределение древнерусских родовых корней-слов ПРАВЪ и ИСТИНЪ в некоторых авестийских собраниях представлено в табл. 2.
Таблица 2
Распределение родовых корней-слов в авестийских собраниях
Наименование древнего письменного памятника Количество употреблений родового корня-слова в тексте памятника/в комментариях
ПРАВЪ ИСТИНЪ Итого
1. Авеста [1] 111 / 215 16 / 7 127/222
2. Яшт1 129 44 173
Распределение древнерусских родовых корней-слов ПРАВЪ и ИСТИНЪ в некоторых древнерусских собраниях представлено в табл. 3.
Таблица 3
Распределение родовых корней-слов в древнерусских писаниях
Наименование древнего письменного памятника Количество употреблений родового корня-слова
ПРАВЪ ИСТИНЪ Итого
1. Велесова книга [4] 42 15 57
2. Повесть временных лет [19] 540 44 588
Распределение древнерусских родовых корней-слов ПРАВЪ и ИСТИНЪ в Священных Писаниях представлено в табл. 4.
1 Гимн Ахура-Мазде (Яшт1, «Ормазд-яшт»); 2. Гимн Ардви-Суре (Яшт 5, «Ардвисур-яшт»); 3. Гимн Хварно (Яшт 19, «3амъяд-яшт»); 4. Гимн Солнцу (Яшт 6, «Хуршед-яшт»); 5. Фравардин-Яшт (Гимн Предкам) — 13-й Яшт Авесты; 6. Авеста (Яшт 17- «Ард-яшт»); 6. Гимн Хварно (Яшт 19, «3амъяд-яшт»).
Таблица 4
Распределение родовых корней-слов в Священных Писаниях
Наименование древнего письменного памятника Количество употреблений родового корня-слова
ПРАВЪ ИСТИНЪ Итого
1. Тора2 127 8 135
2. Библия (синодальный вариант) 1659 430 2 089
3. Коран (перевод И.В. Пороховой) 633 1 235 1 868
Как видно из распределения количества использования рассматриваемых родовых корней в различных письменных памятниках мировой культуры, приведенные слова и понятия являются исключительно востребованными и необходимыми для отражения самых разных ситуаций в человеческой деятельности и, прежде всего, применительно к существительному и наречию — право.
Отсюда применение древнерусского родового корня ПРАВЪ, лежащего в основе слова «право», а также его знаковых образов и смыслов в письменных памятниках мировой культуры является чрезвычайно востребованным и повсеместным. Так, в Библии древнерусский родовой корень ПРАВЪ употреблен 1 659 раз, фактически, по два раза на каждой странице Священного Писания. Соответственно в Повести временных лет родовой корень ПРАВЪ употреблен (включая введение и именной указатель) 340 раз. В Ригведе — 768 раз. Это такие важные и значимые слова, как: «правда», «праведный», «правдолюбие», «правило», «право», «правильный», «правитель», «правление», «православие», «правоверие», «правый», «управление», «направление», «правомерность», «равноправие» и др. Это говорит о том, что все образы и смыслы этого знакового древнерусского родового корня, как и образованных с его помощью большого множества слов живого великорусского языка, являются исключительно важными для передачи знаний (сведений, информации) как по описанию реальности, так и по управлению этой реальностью.
ПРАВЬ — знаковый родовой корень живого великорусского языка
Рассмотрим структурно-логическую основу знакового в древнерусском языке слова ПРАВЪ или П/РА/ВЪ. Как мы видим, в его основе лежит ключевой родовой корень-слово РА, имеющий сакральные знаки, образы, смыслы древнего учения ариев (ариев-русов). Однако в статье мы будем рассматривать это сакральное понятие РА совершенно с других позиций — как базовый родовой корень, являющийся основанием соответствующего направления (ветви древа) классификационной системы слов русского языка. В этом случае, используя только словарный запас [5], получим следующий
2 Тора с русским переводом / Редактор русского перевода П. Гиль.
Иерусалим: Шамир, 1993.
упрощенный фрагмент классификационной системы русских слов на основе родового корня РА, раскрытый только по одному из сотен и тысяч направлений (ветвей) классификации (рис. 3).
Представленная часть (фрагмент) общей классификационной системы слов русского языка отражает всего лишь одну из многочисленных её ветвей, как показывают исследования, строго проведенной по всем принципам и правилам систематизации [16, 17]. Только этот приведенный фрагмент классификаций русских слов объединяет и упорядочивает в рамках общей многоуровневой и разветвленной классификационной системы русского языка многие десятки тысяч русских слов. В «Слове о полку Игореве» [21] (объем исходного текста всего 7 страниц стандартным текстом формата 4), родовой корень РА применяется 159 раз! В том числе в таких важных словах, как: «братие», «врата», «град», «драгыя», «здрави», «забралы», «корабль», «крас-ныя», «правитъ», «разлука», «разумети», «рана», «рано», «рати», «ратные», «страдаше», «страна», «Новеградъ», «старого Владимера», «храбрые». По каждому из направлений на соответствующем уровне приведенной классификации слов (ветви большого дерева) также можно построить свою конкретную систематизацию (ветви малого дерева).
В свою очередь, по каждому из направлений на соответствующем уровне приведенной классификации слов также можно построить свою конкретную систематизацию. В качестве примера приведем фрагмент классификационной системы русских слов на основе родового корня ПРА (рис. 4).
Такая систематизация в русском языке объединяет десятки и сотни тысяч слов, содержащих базовый родовой корень РА, многие из которых несут в себе самые разные знания (образы и смыслы), в том числе о древнейшей истории земли нашей Русской. Именно такие древние слова «подобно окаменелостям, часто сохраняют в себе древнейшие идеи и факты языка» — так утверждал известный индийский исследователь Б.Г. Тилак (1856—1920) [22, с. 80].
Соблюдение субъектами права (человек, семья, государство) законов ПРАВИ и права в земном бытие (мир ЯВИ) — путь восхождения (возрождения, развития, эволюции) или, как говорили наши отцы-основатели земли Русской, путь в светлый мир ПРАВИ [4, 23]. Нарушение субъектами права законов ПРАВИ в земном бытии — путь нисхождения (низ/хождения — вырожде-
РА - базовый родовой корень, являющийся основанием соответствующего направления (ветви древа) классификационной системы слов русского языка
т
По 1-й букве после родового корня
(раб) (РАБ) (РА^ (РАД) (РА^ (РАЖ ® (РАИ (РАИ I РАК И РАЛ
лад лжллл
Направления классификации 1-го уровня
_По 2-й букве после родового корня,
(раса) (расе) (раск) (расМ (расс) (расЛ (расы (расх) (расш (расч) ( расш ) (расщх)
у^ч пг У^Ч
По 3-й букве после родового корня
Т
Направления классификации 2-го уровня
(рАСС а) (РАССб)(РАСС^(РАСС^(РАССк)(РАССл)(рассм)(расси) (расст) (РАССы)
С
ич ич у^ч
Направления классификации 3-го уровня
По 4-й букве после
J
РАССАЖ РАССАЛ
(рассал)
РАССАХ~) И
расста )^рассте
Направления классификации
Рассаживать,
рассажать,
рассаживаться,
рассажено,
рассаживанье,
рассажанье,
рассаживатель,
рассажатель и т.д.
4-го уровня
^ с2
x
x
РАССТИ
5(Р
родового корня
(рАССТЛ ]| РАССТО
1
(расстаб
") (расстан (расстат
По 5-й букве после
(РАССТУ
родового корня
(РАССТОи)(рАССТОР
4а'
с
1
РАССТОЯ)
Направления классификации 5-го уровня
Расставлять, расставить, расстанавливать, расстановление, расстановочно, расстановление, расстановка, расстановчиво, расстановочный, рсстанавливатель, расстановлятель, расстоновитель, -ница, расстановщик, -щица, расстановивший и т.д.
Рис. 3. Фрагмент классификационной системы русских слов на основе родавого корня РА
ния, деградации, распада) или путь в темный (нижний) мир НАВИ.
К базовым законам ПРАВИ или космических законов, как влндуео из Велесовой нниги н других древ-ненусских писаний, можно отнестн универсальные и всеобщие законы: двоично-троичного мироустройства реальности,ц иклсчесного изменения реальности; про-чинно-следствинн ых связей (воздаяння,кармы), срав-ления (управления) реальностью и др. В ведическом собрании это космические законы или законы Рита [20].
Так уже на ранних этапах развития человеческого общества (первобытнообщинное илр «аграрное»4 устройство)мы видим егосистему управления реальностью (субъекты и объекты правления):
• на концептуальном (глобальное, систениом) уровне — субъекты зрасленъя волхвы (пророки, брахманы), знающие космические законы ПРАВИ и курирующие земные законы права;
4 «Аграрное общество» — по систематизации Д. Белла [23].
• на оперативно-тактическом уровне — вожди (руководители) общественных групп (племен, древних народов, княжеств, царств, государств). В основе правсения такой системы травления (управления) стояла, прежде всего, цель выживания общества, да и всё целеполагание правления в целом было оснввано на досиижении этой важной цели, которая достигалась выполнением! рада подцелей, преимущественно вя1соконравственного характера. Это забота о ближних, бережное отношение к природе, почитание высшихсгл и выполнение космичевкихзаконо в ПРММ.
Весьма показательно, что на рассматриваемом! этапе развития человечества (первобытнтобщинное общество, бесклассовый «первобытный коммунизм» и при ранних формах древнегиперборейской и веди-чесзой государственности) пртктически отсутствовали классовые антагонизмы. Однако уже при переходе общества к рабовладельческой общественно-экономической формации (ОЭФ) возникает антагонизм между
РА - базовый родовой корень, являющийся основанием соответствующего направления (ветви древа) классификационной системы слов русского языка
По 1-й букве перед родовым корнем
(ПРА) .ФРА 1 [ ШРА ■ ■ ■
Направления классификации 1-уровня
По 1-й букве после родового корня
(прав) (пра^ (пра,^ (прай) (прак) (прал) (прам) (прар) (пра^(пра^(прач) (пращ)
^^ ^4 74 ^4 74 ■ ■ xxxxx
По 2-й букве после родового корня
Направления классификации 2-уровня
(права)(правд)(праве)(прАВ^(прав^(правл) (правм) (право) (правщ (правы!
74 74
Направления
и4 74"^ 74 74
классификации 3-уровня
По 3-й букве
74 74
после родового корня
(правед) (правел) (правер) (правов)(правом)(право п) (право р)(правос) (правот
Направления классификации
Праведы,
праведный,
праведно,
праведение,
праведомство,
праведство,
праведить и т.д.
74 74 и4
4-уровня
По 4-й букве после■
правове || правовоГправовы
9
зс
т5*
родового корня
правосл правост правосу
~)(правосу)
Направления классификации Д^/ 5-уровня
Правовед, правовера, правоверный, Православие, православный, правоверие, правовер, и т.д. православить, православно и т.д.
74 74"
Рис. 4. Фрагмент классификационной системы русских слов на основе родового корня ПРА
клапсами рабавладельцев и рабов, при переходе к феодальной ОЭФ возникает антагонизм между классами феодалов и (крепостного) крестьянства. В индустриальном или напиталичтическои общрстве существуеи тотальное противостояниетрудящихся (рабочего класса с крестьянством) и класса капиталистов.
Зканае косхи ческих знконов ПТАВИ и земных законов права требовало определенных умственных усилий и соответствующего обучения, поэтому в древности далеко не все субъекты права имел и такие зна-нвя.Для вынолоекия неподготовленными людьми этих законов и успешного их процветания в своем земном бытии отцы-основатели земли Русской придумали обобщающее и замечательное правило поведения человека и управления реальностью, суть которого представляет собой тро йку (трои цу) п рич инно-следствен-ных деяний субъекта права: «праведные побуждения и помыслы — праведные слова — праведные дела». В
зороастрийской трвдиеии (чревнепхрсидской Авесте) это правило сохранилось в виде троицы: «добрые помыслы, добрые слова, добрые дела» [1].
Если наоало человека, его истоки возрождения н соа новлвния нааинаются с идеалинтго (побужчения, мысли, помыслы, с одной стороны, и духовные качества, с другой стороны), то заканчиваются материальным (плоть, материя, деяния). Так и воплощаются мысли в деяния человеческие или осуществляется переход из нематериальноро (идеального)в материалтное. Отсюда следует, что если побуждения и помышления внутреннего мира человека скверные, нечистые или нечестивые, то деяния его такие же, и наоборот — чистые и светлые мысли однозначно ведут к соответствующим светлым деяниям человека. Из соотношения мира идей (идеального, духовного) и мира вещей (вещественного, материального) следует четверица системных причинно-следственных сущностей изменения реальности:
Цели (побуждения) ^ помыслы ^ слова ^ дела, (1)
где «^» — логический знак следования сущностей или функциональных элементов четверицы изменения реальности.
Эту четверицу можно рассматривать как концептуальную модель изменения (правления, управления) реальности. Дальнейшее рассмотрение этой концептуальной модели представляется важным с использованием категорий: причины и следствия; пространства и времени; нравственности.
Причины и следствия. Логика реализации (1) строго определяется причинно-следственными связями, что вполне очевидно и не требует пояснений.
Время и пространство. Первые функциональные элементы модели (1), побуждения (чувства) и помыслы (мысли), в общем случае имеют вневременное значение и надпространственное положение, т. е. эти категории не ограничены в жизненном цикле субъекта права (ПРАВИ) ничем, ни временем, ни пространством. Однажды возникнув (зародившись) в субъекте, эти сущности многократно проявляются всегда в текущем мгновении времени жизни этого субъекта. Последующие функциональные элементы модели слова и дела уже имеют временное значение и пространственное положение, при этом они по отношению к первым элементам всегда проявляются в будущем времени. На концептуальном уровне последние сущности модели (1), слова и дела, — это то, что нас сейчас окружает, это реальность (внутренний и внешний миры человека), которые сформированы (сотворены, материализованы) в прошлом первыми двумя сущностями модели: побуждениями и помыслами. А вот новая (будущая) реальность по отношению к настоящему — она только начинает формироваться в настоящем времени первыми сущностями модели.
То есть субъект права (человек, семья, государство) рассматривается как творец будущего — изменения реальности (материального мира), которую он создает (осуществляя изменение) в каждом текущем мгновении своего времени жизненного цикла (бытия). Вот уникальный и чудесный дар Божий человеку: наши мысли в настоящем текущем времени материализуются в наших будущих словах и делах (событиях). Роль человека в этом творении будущего находится в его руках, он может мудро и эффективно изменять объекты и процессы реальности в соответствии с его целепола-ганием. Другими словами, человек может эффективно или неэффективно править (управлять) реальностью, а также и быть безвольным сторонним наблюдателем.
Категория нравственности. В основе логики реализации концептуальной модели (1) лежит ключевое понятие нравственность (нрав/ственность) — от родового древнерусского корня НРВ или нрав5. Отсюда
5 Нрав — древнерусское слово, мужского рода, означающее одну половину или одно из двух основных свойств духа человека: ум и нрав слитно образуют дух (душу, в высшем значении); к нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и др., а к уму: разум, рассудок, память и др. [5].
слово «нравственный» (нрав/ственный) означает противоположное понятию телесному, плотскому: духовный, душевный [5]. В древнерусской традиции нравственный быт человека важнее быта вещественного. Нрав, относящийся к одной половине духовного быта, противоположен умственному, но составляет общее с ним духовное начало: к умственному относятся категории истина и ложь; к нравственному — категории добро и зло. Именно поэтому понятие нравственность в любой деятельности человека или общества — это всегда выбор между добром и злом. Выбор стороны добра — это всегда нравственно, выбор зла — безнравственно.
Уровень развития нравственности и культуры в человеческом обществе определяют знаковые смыслы и соответствующее содержание проявленных основных функциональных элементов культурно-нравственного кода в бытии человеческом. Этот код на концептуальном уровне определяет смысл и содержание помыслов и деяний человеческих. В этом представлении и нравственность, и культура не только влияют, как это принято полагать, но и определяют концептуальные основания гармоничного бытия человечества, которое не должно противоречить как природным (физическим) законам мироздания, так и нравственно-духовным законам развития человека и человечества. Именно об этом и говорит древнерусская мудрость: «Не то хорошо, что хорошо, а то, что нравно» [5].
В этой сакральной, универсальной четверице функциональных элементов концептуальной модели правления (1), которая может рассматриваться как культурно-нравственный код субъектов права и ПРАВИ, формируется и воплощается система истинных и реальных ценностей в противовес системе ложных и мнимых ценностей. Здесь идея, мысль, помыслы являются первичными и определяющими субстанциями в подсознании и сознании человека.
Нравственность и культура общества, в котором растет и изменяется человек, формируют по логике культурно-нравственного кода его внутренний духовный мир, который является многогранным или многосторонним. А каждая грань (сторона) — это принятая человеком конкретная психологическая установка из целей (побуждений, мотиваций) и помыслов, которые проявляются в виде слов и дел (деяний) человека в процессе управления реальностью. Другими словами, в проявленных деяниях человека скрываются его побуждения (мотивы) и помыслы, которые определяют его внутренний мир.
Каждая национальность имеет свой культурно-нравственный код мироощущения и поведения. Другими словами, вокруг каждого кода собираются те люди, которые являются его носителями. Ведь подобное притягивается к подобному, отсюда особенности характера людей разной национальности. Например, существует общественное мнение, что англосаксы (Англия, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия) — это, прежде всего, материальная выгода и эгоизм, поляки
— гоиор и чванливость, немцы — педантичность и пунктуальность, еереи — расчетливость, ростовщичество, русские — совесть и смекалка.
Следовательно, рассматриваемая коацептуальная модель (1) изменения реальности представлена дво-иаей прртиеополажных, сораемерных и раваовесных сущностей мироощущения и представления субъекта права (ПРАВИ):
1) внутренний (невидимым) мир субъекта права, который представлен причинно-следственным проявлением двух сущностей:
• целеполаганге деиний субъекта пеава — как система этач еских и нравственнын аатегорнй аело-века, которая включает две подсистемы противо-
положных и соразмерных (симметричных)целе й: праведные и неправедные цели;
• помыслы — как мысли неизреченные и невопло-щ енные;
2) внешний (видимый) мис субъекта права, котарый представлен причанно-следственным проявлением двух сущностей:
• слова — как мысли изреченные и воплощенные;
• дела — как мыслн, воплощеиные в деяниях человеческих.
Пример формирования пространства целей, по-буждекий (мотсвации) человека на осноне ираведных пбразов и соответствующих нравственных категорий Ригведы [20] представлен на рис. 5.
( Добро ^ ^Чистота) ( Правд^ (Истина) (Благо) ( Честь) ( Любовь^ ( Мудрость)
✓ ' ^Молчание)
( Смирение ( Непорочность
х \ / у ^ \ / у
\ V 'у
/ /
/ / /
-. ^ Цели, побуждения г-\
( Воздержанность )----^((мотивация) субъектов пра ------( Трудолюбие )
4-' и ПРАВИ — 4-'
У У у'
У У
уу
Смелость )
юдло
✓ / ^ / У
у
у
/ N
/ X
N ч ч \ ч ч ч ч-ч
ч
бялюби
Вожде
русос
сэ - Пространство светлых (чистых) побуждений и помыслов целеполагания
- Пространство темных (нечестивых) побуждений и помыслов целеполагания
Рис. 4. Пространство нравственных категорий права и бесправия в целеполагании субъектов права и ПРАВИ согласно Велесовой книге
Отсюда концептуальную модель праведного правления реальностью (праведных деяний субъектов права и ПРАВИ в мире ЯВИ) в соответстеии справед-ноП (православной) вероК аснователей земл и Рунской мпжно представить ченверицей функциональных элементов культурно-нравственного кода, находящихся в гармоничная кричинно-следственныхотношениях: Чистые гили (побукденля) —е чистые пкмыслы — — праведные слова — добрые дела. (2)
Соответственно, концептуальную модель неправедного правления реальностью (бесправи я) мажно представить четверицей негармоничных причинно-следственных отношений:
Нечистые цели (побуждения) — нечистые помыслы — неправедные слова — злые дела. (3)
Праведность или чистота любых деяний человека определяется, прежде всего, чистотой его побуждений (мотивов) и поставленных целей. Древнерусское слово побужденье означает: побудка, действие по глаголу «побуждать», и побуждающая сила, причина. Согласно причинно-следственным связям проявления четвери-
цы сущностей (2), чем более чисты внутренние побуждения (мотивы, цели) у человека (субъекта права), тем более чисты и блаиородней его номыслы, следовотель-но, благородней проявляются его поиывы в виде снов к дел (поступкое).Даже еали и произошли накладки или ошибки в процессе последующей реализации добрых дел, само по се(5е Нормирьвание, принятие и (зеалнза-ция человеком чистых побуждений и мотивов уже ве-ликоеблаго и дорогогостоит. Вспомним древнерусскую поговорку «Иной побуждается желаньем добра, другой суетностьюо [5].«Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» сказано в Библии (Книга притчей Соломоновых, 20:5).
С другой стороны, любое изначальное нарушение нравственной четверицы (2) несет в себе противоположные негативные образы и смыслы. Например, если побуждения человека (субъекта права) корыстны, то и дела его будут корыстными и нечестивыми. Даже если при корыстных побуждениях и получаются внешние проявления этого человека привлекательными и даже благородными, на самом деле они нечистые, неправед-
ные. «Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!», — сказано в Писании (Псалтирь 9:24, 25). Вот почему во всех Священных Писаниях и религиях мира вопрос отношения к ростовщичеству является ключевым и системообразующим при формировании общества и выбора того или иного государственного устройства.
Таким образом, наличие у конкретного человека только праведных побуждений и помыслов согласно первой части соотношения (2) уже говорит о том, что этот человек или субъект права высокого уровня духовного развития. Следовательно, такой человек всегда будет говорить не только праведные слова, но и творить праведные дела — вторая часть соотношения (2). Такой человек не испытывает потребности как-то себя утвердить, возвыситься над ближними или оправдаться перед кем-либо, потому что это все категории проявления слабости, которые не свойственны человеку высокого уровня духовного развития, сильного человека. Только слабый человек допускает проявления своих слабостей, поэтому и внешние его проявления соответствующие, он всегда громко говорит, кричит, всегда доказывает свою правоту, пытается тем самым себя как-то утвердить, возвысить, оправдать и др. Другими словами, человек высокой духовной культуры, для которого соотношение (2) выступает как закон, становится смиренным и неспособным даже подумать плохо о ком-нибудь из ближних, в том числе неведомых ему.
Меру истинности или подлинности задает мысль и осмысление человеком реальности. Однако такое осмысление находится в зависимости от качества чувственного мира человека, влияющего на формирование его побуждений (мотиваций) и помыслов, которые могут быть как праведные, так и неправедные. В первом случае человек понимает и принимает реальность как таковую, объективно свершившуюся, с чувством доверия и благодарности, даже если она ему приносит боль и страдание. Во втором случае человек не понимает реальности, т. е. воспринимает реальность не истинно, через призму своего эгоистического внутреннего мира, следствием чего является его неприятие объективной реальности как таковой, отсюда проявление недовольства и агрессии. Применительно к ближнему во втором случае человек при осмысливании реальности с позиции своего эгоизма всегда в ближнем видит негатив (недостатки) и опасность для своих личных интересов.
В первом случае, при чистых побуждениях и помыслах, ближний воспринимается как тот, у которого можно чему-то научиться, кому бы можно было быть полезным. Другими словами, когда внутренний духовный мир человека наполнен положительными образами и смыслами, он начинает правильно (истинно) видеть эту причинно-следственную логику проявления реальности бытия. Вот почему даже подумать о ком-то плохо — уже нанесение вреда своему ближнему, ведь мысли
материализуются, а это уже проявление зла, агрессии. Особенно опасно становится, когда значительное количество людей допускают негативные мысли, что ведет к разного рода негативным резонансным проявлениям в энергоинформационной сфере земли. Это крайне негативно влияет на психику людей и ведет к саморазрушению и вырождению человека, общества, государства. Такие проявления — это нарушение законов гармонии бытия, законов права и ПРАВИ. Вот почему наши древние предки возвели эти требования праведности (2) к человеку в ранг закона и праведной веры.
В соответствии с нравственной четверицей бытия человека (2) идеальное (идея, мысль, помыслы) становится материальным (вещью, делом) с санкции слова. Соответственно, праведное слово требует тождественной ему реакции — праведного деяния (дела). Идея здесь выступает как мысль неизреченная, соответственно слово — как мысль изреченная. «Сказанное словцо — серебряное, несказанное — золотое» — гласит народная древнерусская мудрость [5]. В древнерусском языке изрекать или вествовать — что-то кому-то извещать, уведомлять, подавать весть или вещевать, вещать (вещ/ать) — дословно вещь есть или вещи быть [5].
Слово как мысль: изреченная или извещенная, определяет нечто материальное — вещь, выхватывая ее как луч света из тьмы бессловесности. С другой стороны, то же самое слово, находясь на границе между идеальным и материальным, связывает конкретную вещь с находящейся выше его идеей. Тем самым осуществляется в рамках рассматриваемой четверичной системы идеализация или одухотворение этой вещи (деяния). Оба эти полюса с особой рельефностью обозначены в древних писаниях ведического собрания, особенно в Ригведе и Бгахавад-Гите. Хотя инерция сознания иного типа, нежели ведическое, как отмечают Т.Я. Елизаренкова и В.Н. Топоров в «Мире вещей по данным Ригведы», ставит «многочисленные преграды на пути к узреванию этих полюсов и всей той ситуации, которая определяется ими» [20, том 2].
Заключение
Таким образом, существует взаимно однозначное соответствие между идеальным (душа, мысли, помыслы) и материальным (плоть, материя, вещи, деяния). Это соответствие носит универсальный и всеобщий характер, т. е., по сути, является законом Природы (материальный мир), законом Духа (духовный мир) и законом Бытия человека, в котором проявляется диалектика взаимного сочетания духовного и материального, которое и проявляется во всех процессах управления реальностью, в том числе при государственном управлении и в процессе информационной деятельности [7] как деятельности по целесообразному изменению как материального, так и духовного мира в соответствии с рассмотренной с концептуальной моделью (1) — (3) изменения реальности.
Любое современное или древнее государство характеризуется той или иной системой правления (управления) в различных сферах деятельности (экономика, политика, военное дело и др.). Выполнение космических законов ПРАВИ и формирование «по образу и подобию» земных законов права определяет качество или эффективность функционирования этой системы правления, определяющего не только текущее состояние государства, но и направленность изменения его состояния, которое в общем случае сводится к следующей двоице системных сущностей:
1) восхождение (развитие, возрождение, подъём, расцвет, могущество) — описывается концептуальной моделью праведного управления реальностью (2);
2) нисхождение (разложение, деградация, увядание, упадок, разорение, нищета) — описывается концептуальной моделью неправедного управления реальностью (3).
Эта двоица противоположных, соразмерных (симметричных) и равновесных универсальных сущностей изменения реальности в объединении и обобщении составляют третью сущность, или нечто единое как закон устроения системы и гармонии человеческого бытия. Эта суть или древнерусское «троякое знанье», в основе которой лежит тройка (троица, тризна, ведическая тримурти, индийская трилока, китайская триграмма, европейская триада и пр.) системных сущностей, является единой, универсальной и всеобщей. Однако формы проявления этой сути (законов ПРАВИ) являются разнообразными и многообразными, т. е. в своем проявлении множественными и бесконечными.
Понимание этих концептуальных положений фундаментального понятия «право» позволяет глубже
понять истоки и суть эффективного концептуального изменения (правления) реальности вообще и эффективного государственного управления в частности. Именно об этом и говорит великий поэт в своём бессмертном произведении «Евгений Онегин», характеризуя восходящее состояние государства с эффективным государственным управлением:
И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.
В этих простых словах и видении того, «как государство богатеет», гениально изложена суть эффективного государственного правления (управления), которое не противоречит объективным космическим законам ПРАВИ и субъективным земным законам права в государстве.
Система государственного управления во всех сферах его деятельности определяется, прежде всего, культурными, историческими традициями и мировоззрением населения этого государства. При этом мировоззрение, основанное на выполнении объективных законов ПРАВИ, его основополагающие принципы, знаковые образы и смыслы, прежде всего в политической сфере, определяют как систему эффективного государственного управления во всех сферах его деятельности, так и законодательную базу права, вторичную по отношению к ним.
Рецензент: Алексеев Владимир Витальевич, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент
РАЕН, заведующий кафедрой информационных систем и защиты информации Тамбовского государственного
технического университета, г. Тамбов.
E-mail: [email protected]
Литература
1. Авеста. «Закон против дэвов» (Видевдат) / Адаптир. перевод, исследование и комментарии Э.В. Ртвеладзе, А.Х. Саидова, Е.В. Абдуллаева. СПб. : Изд-во Политех. Ун-та, 2008. 301 с.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М. : Academia, 2004. 944 с.
3. Бхактиведанты С.П.А.Ч. Бхагавад-Гита «как она есть». М. : Школа ведической культуры, 2006. 601 с.
4. Велесова книга / Пер. С. Лесной. М. : Потаённое АПИ, 2009. 140 с.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. М. : РИПОЛ классик, 2011.
6. Законы Ману / Пер. с санскрита С.Д. Эльмановича, провер. и исправл. Г.Ф. Ильиным. М. : Наука — глав. ред. восточ. лит-ры НИЦ «Ладомир», 1992. 362 с.
7. Ловцов Д.А. Информационная теория эргасистем. Тезаурус : монография. М. : Наука, 2005. 248 c. ISBN 5-02-033779-X.
8. Ловцов Д.А. Системный анализ. Часть. 1. Теоретические основы. М. : РГУП, 2018. 224 с. ISBN 978-5-93916-701-7.
9. Ловцов Д.А. Системология правового регулирования: исторические аспекты развития // История государства и права. 2009. № 18. С. 9—12.
10. Ловцов Д.А. Системология научных исследований. М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2018. 76 с. ISBN 978-590167-53-3.
11. Ловцов Д.А., Бернацкая А.В. Русский язык и культура речи. 2-е изд., доп. и испр. М. : Форум, 2018. 156 с.
12. Омельченко В.В. Прогнозирование объектов или процессов: исторические и логические аспекты // Вестник АКСОР. 2013. № 4. С. 63—71.
13. Омельченко В.В. Прогнозирование как важнейшая функция управления: Историко-логический анализ древних писаний и древнерусского языка // Вестник РУДН. Серия «Государственное и муниципальное управление». 2014. № 2. С. 85—102.
14. Омельченко В.В. Систематизация и анализ истоков происхождения ключевых понятий государственного управления «надзор» и «контроль» // Вестник РУДН. Серия «Государственное и муниципальное управление». 2016. № 1. С. 7—19.
15. Омельченко В.В. Систематизация и анализ истоков происхождения ключевых понятий государственного управления надзор, контроль и аудит // Государственный аудит. Право. Экономика. 2016. № 1. С. 28—36.
16. Омельченко В.В. Общая теория классификации. В 2-х ч. Часть I. Основы системологии познания действительности. М. : ИПЦ «Маска», 2008. 466 с.; Часть II. Теоретико-множественные основания // Предисл. Д.А. Ловцова. М. : Кн. дом «Либроком», 2010. 296 с.
17. Омельченко В.В. Основы систематизации. М. : Кн. дом «Либроком», 2012. 480 с.
18. Омельченко В.В. Методические аспекты комплексного анализа корневой системы разных языков // Вестник РУДН. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2015. № 3. С. 146—158.
19. Повесть временных лет / Отв. ред. О.А. Платонов. М. : Ин-т русск. цивилиз., Родная страна, 2014. 544 с.
20. Ригведа. В 3-х т. / Пер. и подг-ка изд. Т.Я. Елизаренковой. М. : Наука, 1999. 559 с.
21. Слово о пьлкй Игоревй, Игорй сына Св&гьславлй, внйка Ольгова (Повесть о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова) / Пер. и подг-ка древнерус. текста Д. С. Лихачёва. М. : Изд. Дом Мещерякова, 2013. 104 с.
22. Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах / Пер. с индийского Н.Р. Гусевой. М. : Фаир-пресс. 2001. 263 с.
23. Экспертиза Велесовой книги. История, лингвистика, ДНК-генеалогия. В 3-х тт. / под общ. ред. А.А. Клёсова. М. : Концептуал, 2015.
a systematisation and integrative analysis of the origins of the fundamental concept of "law"
Victor Omel'chenko6
Keywords: reflection, state, power, law, origins, conceptual model of governing, ascension, descent, images, govern, meanings, subjects and objects of law.
Abstract.
Purpose of the work: considering the historical and ontological basics of the important systemic concept of law, its role and place in public administration.
Methods used: integrative analytical and expert methods of systematisation and general theory of classification of objects, processes and phenomena of reality (the world, reality, being), as well as methods of integrative analysis of the root system and the figurative and semantic content of the words of the Old Russian language and written monuments of world culture.
Results obtained. An analysis of use of the Old Russian generic root PRVh or PRAVh from which the Russian word "pravo" ["law"] under consideration stems, and its symbolic images and meanings in the Russian language is carried out. To this end, a systematisation of the reflections of this generic root into classes of identical words of the living Great Russian language is given, as well as the main reflections of the Old Russian word PRAVh and its meanings along universal and subject oriented lines. A conclusion is drawn that the images and meanings of the considered Old Russian symbolic root, as well as a large number of words of the living Great Russian language formed using it, are extremely important for the transfer of knowledge (information) both in describing reality and establishing the legal foundations for change and control of this reality.
References
1. Avesta. "Zakon protiv devov" (Videvdat). Adaptir. perevod, issledovanie i kommentarii E.V. Rtveladze, A.Kh. Saidova, E.V. Abdullaeva. SPb. : Izd-vo Politekh. Un-ta, 2008. 301 pp.
2. Bell D. Griadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt sotsial'nogo prognozirovaniia. M. : Academia, 2004. 944 pp.
6 Victor Omel'chenko, Dr.Sc. (Technology), Professor, Honoured Figure of Science and Technology of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, State Councillor of the 1st Class of the Russian Federation, Advisor to the Secretariat of the Board for Science and Technology of the AO [JSC] "VPK "NPO Mashinostroeniia", Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
3. Bkhaktivedanty S.P.A.Ch. Bkhagavad-Gita "kak ona est'". M. : Shkola vedicheskoi kul'tury, 2006. 601 pp.
4. Velesova kniga. Per. S. Lesnoi. M. : Potaennoe API, 2009. 140 pp.
5. Dal' V.I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka: V 4 tt. M. : RIPOL klassik, 2011.
6. Zakony Manu. Per. s sanskrita S.D. El'manovicha, prover. i ispravl. G.F. Il'inym. M. : Nauka - glav. red. vostoch. lit-ry NITs "Ladomir" 1992. 362 pp.
7. Lovtsov D.A. Informatsionnaia teoriia ergasistem. Tezaurus : monografiia. M. : Nauka, 2005. 248 c. ISBN 5-02-033779-X.
8. Lovtsov D.A. Sistemnyi analiz. Chast'. 1. Teoreticheskie osnovy. M. : RGUP, 2018. 224 pp. ISBN 978-5-93916-701-7.
9. Lovtsov D.A. Sistemologiia pravovogo regulirovaniia: istoricheskie aspekty razvitiia. Istoriia gosudarstva i prava, 2009, No. 18, pp. 9-12.
10. Lovtsov D.A. Sistemologiia nauchnykh issledovanii. M. : FBU NTsPI pri Miniuste Rossii, 2018. 76 pp. ISBN 978-5-9016753-3.
11. Lovtsov D.A., Bernatskaia A.V. Russkii iazyk i kul'tura rechi. 2-e izd., dop. i ispr. M. : Forum, 2018. 156 pp.
12. Omel'chenko V.V. Prognozirovanie ob"ektov ili protsessov: istoricheskie i logicheskie aspekty. Vestnik AKSOR, 2013, No. 4, pp. 63-71.
13. Omel'chenko V.V. Prognozirovanie kak vazhneishaia funktsiia upravleniia: Istoriko-logicheskii analiz drevnikh pisanii i drevnerusskogo iazyka. Vestnik RUDN. Seriia "Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie" 2014, No. 2, pp. 85-102.
14. Omel'chenko V.V. Sistematizatsiia i analiz istokov proiskhozhdeniia kliuchevykh poniatii gosudarstvennogo upravleniia "nadzor" i "kontrol'". Vestnik RUDN. Seriia "Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie", 2016, No. 1, pp. 7-19.
15. Omel'chenko V.V. Sistematizatsiia i analiz istokov proiskhozhdeniia kliuchevykh poniatii gosudarstvennogo upravleniia nadzor, kontrol' i audit. Gosudarstvennyi audit. Pravo. Ekonomika, 2016, No. 1, pp. 28-36.
16. Omel'chenko V.V. Obshchaia teoriia klassifikatsii. V 2-kh ch. Chast' I. Osnovy sistemologii poznaniia deistvitel'nosti. M. : IPTs "Maska", 2008. 466 pp.; Chast' II. Teoretiko-mnozhestvennye osnovaniia. Predisl. D.A. Lovtsova. M. : Kn. dom "Librokom", 2010. 296 pp.
17. Omel'chenko V.V. Osnovy sistematizatsii. M. : Kn. dom "Librokom", 2012. 480 pp.
18. Omel'chenko V.V. Metodicheskie aspekty kompleksnogo analiza kornevoi sistemy raznykh iazykov. Vestnik RUDN. Seriia "Teoriia iazyka. Semiotika. Semantika", 2015, No. 3, pp. 146-158.
19. Povest' vremennykh let. Otv. red. O.A. Platonov. M. : In-t russk. tsiviliz., Rodnaia strana, 2014. 544 pp.
20. Rigveda. V 3-kh t., per. i podg-ka izd. T.Ia. Elizarenkovoi. M. : Nauka, 1999. 559 pp.
21. Slovo o p"lkou Igoreve, Igoria syna Sviat"slavlia, vnouka Ol'gova (Povest' o pokhode Igorevom, Igoria, syna Sviatoslavova, vnuka Olegova). Per. i podg-ka drevnerus. teksta D. S. Likhacheva. M. : Izd. Dom Meshcheriakova, 2013. 104 pp.
22. Tilak B.G. Arkticheskaia rodina v Vedakh. Per. s indiiskogo N.R. Gusevoi. M. : Fair-press, 2001. 263 pp.
23. Ekspertiza Velesovoi knigi. Istoriia, lingvistika, DNK-genealogiia. V 3-kh tt., pod obshch. red. A.A. Klesova. M. : Kontseptual, 2015.