Научная статья на тему 'СИМВОЛИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — КАК ФОРМА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ'

СИМВОЛИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — КАК ФОРМА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
власть / глобальное управление / государственное управление / классификация / концепция / концептуальное управление / мировое управление / образы / символы / смыслы / управление. / power / global governance / public administration / classification / concept / conceptual governance / world governance / images / symbols / meanings / governance.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — В В. Омельченко

Рассматриваются основы концептуального управления государством и обществом как высшей формы государственного управления, включая классификации видов и типов управления объектами и процессами, определение роли и места концептуального управления, механизм его реализации. Обосновывается роль символики как универсальной формы отражения и реализации бесструктурного концептуального управления обществом, государством. Рассмотрены различные виды символики и приведены конкретные исторические примеры использования знаковых символов информационного обеспечения подсистемы бесструктурного концептуального управления государствами, в том числе видов символики: национальной, религиозной, сакральной, государственной, мировой. Рассмотрена государственная символика современной России, в том числе знаковые символы «двуглавый орел» и «всадник, поражающий копьём дракона», проведено обоснование их древнейшей истории с ветхозаветных времён, сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLS OF STATE POWER AS A FORM OF CONCEPTUAL MANAGEMENT OF OBJECTS AND PROCESSES

The fundamentals of conceptual management of the state and society as the highest form of public administration are considered, including classifications of types and types of management of objects and processes, definition of the role and place of conceptual management, the mechanism of its implementation. The role of symbolism as a universal form of reflection and realization of structureless conceptual management of society and the state is substantiated. Various types of symbols are considered and specific historical examples of the use of iconic symbols of information support for the subsystem of structureless conceptual management of states, including types of symbols: national, religious, sacred, state, world. The article considers the state symbols of modern Russia, including the iconic symbols «double-headed eagle» and «horseman striking a dragon with a spear», substantiates their ancient history from Old Testament times, and draws conclusions.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — КАК ФОРМА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ»

УДК 32

В.В. Омельченко

доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, государственный советник Российской Федерации 1 класса, советник секретариата научно-технического совета АО «ВПК «НПО машиностроения»

СИМВОЛИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ -КАК ФОРМА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ

V.V. Omelchenko

Doctor of Technical Sciences, Professor, Honored Worker of Science and Technology of the Russian Federation, State Adviser of the Russian Federation 1st class, Adviser to the Secretariat of the Scientific and Technical Council of JSC NPO Mashinostroeniya

E-mail: [email protected]

SYMBOLS OF STATE POWER AS A FORM OF CONCEPTUAL MANAGEMENT OF OBJECTS AND PROCESSES

Аннотация. Рассматриваются основы концептуального управления государством и обществом как высшей формы государственного управления, включая классификации видов и типов управления объектами и процессами, определение роли и места концептуального управления, механизм его реализации. Обосновывается роль символики как универсальной формы отражения и реализации бесструктурного концептуального управления обществом, государством. Рассмотрены различные виды символики и приведены конкретные исторические примеры использования знаковых символов информационного обеспечения подсистемы бесструктурного концептуального управления государствами, в том числе видов символики: национальной, религиозной, сакральной, государственной, мировой. Рассмотрена государственная символика современной России, в том числе знаковые символы «двуглавый орел» и «всадник, поражающий копьём дракона», проведено обоснование их древнейшей истории с ветхозаветных времён, сделаны выводы.

Ключевые слова: власть, глобальное управление, государственное управление, классификация, концепция, концептуальное управление, мировое управление, образы, символы, смыслы, управление.

Abstract. The fundamentals of conceptual management of the state and society as the highest form of public administration are considered, including classifications of types and types of management of objects and processes, definition of the role and place of conceptual management, the mechanism of its implementation. The role of symbolism as a universal form of reflection and realization of structureless conceptual management of society and the state is substantiated. Various types of symbols are considered and specific historical examples of the use of iconic symbols of information support for the subsystem of structureless conceptual management of states, including types of symbols: national, religious, sacred, state, world. The article considers the state symbols of modern Russia, including the iconic symbols «double-headed eagle» and «horseman striking a dragon with a spear», substantiates their ancient history from Old Testament times, and draws conclusions.

Key words: power, global governance, public administration, classification, concept, conceptual governance, world governance, images, symbols, meanings, governance.

Традиционно при системном подходе любое управление объектами и процессами рассматривается как система с обратными связями. В зависимости от природы и особенностей функциональных элементов этой системы существуют различные

виды и типы управления, множество которых можно представить двумя классами — частные (конкретные, локальные, региональные) и общие (абстрактные, надгосударственные, внешние, мировые, глобальные). При этом чем выше уровень

обобщения (абстрактности, масштаба) рассмотрения, тем больше возникает вопросов по методологии управления. Именно поэтому предметом современной теории управления является рассмотрение конкретных объектов и процессов, рассматриваемых как система, которыми можно управлять при выполнении соответствующих фундаментальных условий наблюдаемости и управляемости [4; 20].

Появление и исследование новых общих видов управления, таких как концептуальное, надгосударственное, внешнее, мировое, глобальное, бесструктурное и др. сегодня находятся в весьма противоречивом состоянии. С одной стороны, необходимость такого управления не отрицается, а становится всё более актуальной. С другой стороны, предлагаемые в основном учеными гуманитарных наук подходы к решению рассматриваемой проблемы вызывают серьёзную академическую критику представителей точных наук. Действительно, до настоящего времени даже нет установившихся понятий по определениям общих видов управления, отсутствуют какая- либо их классификация [5; 6; 17].

С нашей точки зрения, концепция таких общих видов управления должна быть доработана до научной теории, которая может составить часть общей теории управления объектами и процессами.

Настоящая статья посвящена систематизации и классификации видов управления объектами и процессами с определением роли и места концептуального управления и исследованием его механизма реализации с использованием символики власти.

Методы исследования: общая теории классификации и систематизации объектов, процессов и явлений реальности [1012].

1. Государственное(внутреннее) и надгосударственное (внешнее управление)

Под внутренним управлением понимаем государственное управление как управление внутри системы управления. Соответственно под внешним управлением понимаем надгосударственное управле-

ние, к которому можно отнести следующие виды управления: внешнее, мировое, глобальное, международное, концептуальное, бесструктурное и др.

С позиций системно-кибернетического подхода любая система управления достаточно полно описывается тройкой системных сущностей или следующих подсистем: управляющей, управляемой и информационной [20]. В соответствие с этим представим структурно-логическую схему государственного управления, содержащую минимальное количество необходимых функциональных элементов (рис. 1):

1) управляемая подсистема — государство или согласно Конституции России «дела государства»;

2) управляющая подсистема — органы государственной власти, включая законодательную, исполнительную и судебную (там же, статья 10);

3) информационная подсистема — подсистема сбора, переработки информации и доведения управляющих решений (регулирования), представляющая собой принципиально необходимый функциональный элемент обратной связи в системе государственного управления.

Такая государственная система является открытой (рис. 1), т.е. с наличием соответствующих информационных связей с другой внешней системой высшего уровня, которая является надсистемой или системой надгосударственного управления, для которой одним из объектов управления или управляемой подсистемой является государственная система управления (нижняя часть рис. 1).

Пояснения внутренних и внешних системных связей между выделенными функциональными элементами приведены в нижней части рис. 1.

Надгосударственное управление — это внешнее управление государством (обществом) с целью достижения внешних концептуальных целей. К основным видам негосударственного управления можно отнести следующие: концептуальное, мировое, глобальное, международное.

Таким образом, рассматриваемое взаимосвязанное двухконтурное управление представляется как государственное

(внутреннее, системное, нижнее) и над-государственное (внешнее, надсистемное, высшее) управление. Оба контура управления с позиций теории управления по своей сути сводятся к обеспечению выполнения фундаментальных условий наблюдаемости и управляемости. При этом в соответствие с основным законом России в первом контуре управляемым объектом (подсистемой) является государство или дела государства, а во втором контуре — само государственное управление. Очевидно, что во втором случае государство теряет свою независимость (суверенитет), которая согласно Стратегии национальной безопас-

ности Российской Федерации1 может быть экономической, политической, культурной и др. Степень управляемости надгосу-дарственного управления (условия наблюдаемости и управляемости) определяется содержанием и влиянием управляющих воздействий на управляемый объект (дела государства).

С целью систематизации различных видов и типов управления, проведем их общую классификацию, которую представим на рис. 2. Затемнением на этом рисунке обозначены рассматриваемые в статье виды управления в общей классификации.

\ \ Управляющие воздействия - внутренние (системные) и внешние (надсистемные) ф ^ Обратные связи - внутренние (системные) и внешние (надсистемные)

Рис. 1. Структурно-логическая схема открытого государственного управления

Исходное множество видов и типов управления объектами, процессами или явлениями

V

Среда управления

I

Г Виды и типы управления в природной среде ) ^ Виды и типы управления в социальной среде

Зависимость от предмета

Конкретные (частные, прикладные) виды управления, зависимые от природы управляемого объекта или процесса

Концептуальные (обобщенные, универсальные) виды управления, независимые от природы управляемого объекта

С

I

Предмет управления

т

V

вне шне е / в нут ре ннее

1

Экономика

Военное дело

Социология

Экология

Объект управления

Государственное (внутреннее) управление

'

Структурное управление

т

^Бесструкгур ное управление

Надгосударственное (внешнее, мировое, глобальное) управление

Структурное управление

Управление предприятием

Управление процессами

Управление рисками

"75Г-

Бесструктурное . управление

В отраслях: автомобилестроение, нефтепереработка, горнодобывающая промышленность, химическая переработка, электростанции и др.

Государственное ^ ( Надосударственное концептуальное концептуальное

управление ) ^ управление

Управление на основе идеи замысла с использованием символики впасти и сипы

Рис. 2. Классификация видов и типов управления объектами и процессами

1 Утверждено Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. 32 ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Том 15 № 3 (44) 2024

Исходное множество видов управления по основанию «среда управления» разделим на два класса управления — в природной и в социальной среде. Последний класс в зависимости от основания «зависимость от предмета» подразделяется на подклассы:

1) зависимые от природы управляемого объекта или процесса — конкретные (частные, прикладные) виды управления;

2) независимые (инвариантные) от природы управляемого объекта или процесса — концептуальные (обобщенные, универсальные) виды управления.

В первом случае — это управление, которое ориентировано только на конкретный предметный объект или процесс. Таких видов или типов управления может быть сколько угодно, например, управление в различных сферах человеческой деятельности. Этот первый класс по основанию «предмет управления» подразделяется на подклассы предметного управления — экономикой, военным делом, социологией, экологией и др. В свою очередь, в рамках каждой предметной сферы существуют множество частных видов и типов управления, например, подкласс управление экономикой по основанию «объект управления» подразделяется на следующие уровни управления: предприятия, производственные и технологические процессы, управление экономическими рисками и др. На более низких уровнях такого специального управления подкласс управление предприятиями по основанию «вид отрасли» подразделяется на подклассы: автомобилестроение, нефтепереработка, горнодобывающая промышленность, химическая переработка, электростанции и др.

Второй класс независимых от природы управляемого объекта или процесса концептуальных видов управления подразделяется на противоположные подклассы: государственное внутреннее (федеральное и местное самоуправление) и надгосудар-ственное (внешнее) управление, структурное и бесструктурное управление.

Механизм реализации концептуального управления и используемая при этом

символика представлены на рис. 3. В общем случае концептуальная власть — это власть идеи, замысла, поэтому основным объектом такого управления является человек (общество), его миропонимание имировоззрение. В зависимости от степени структуризации концептуального управления, оно может быть как структурным, так и бесструктурным. Механизм реализации управления в общем случае может быть представлен двумя противоположными и взаимодополняющими способами:

1) структурное управление, для которого характерно применение традиционного информационного обеспечения с использованием классических форм сбора, переработки и передачи информации;

2) бесструктурное управление, для которого характерно применение информационного обеспечения с использованием концептуальных и символических форм передачи информации. К классу бесструктурного управления однозначно можно отнести следующие виды управления: внешнее, мировое, глобальное, концептуальное. Кроме того, сюда же можно отнести и некоторые виды внутреннего или государственного управления.

Структурное управление — вид управления, при котором управляющие воздействия передаются от органа управления к объекту управления (исполнителю) адресно в рамках определенной структуры (организационной, информационной). Структурное управление подразумевает наделение конкретных исполнителей определенным предназначением, выполняемыми функциями, ответственностью, ресурсами (в том числе полномочиями), а также сроками решения поставленных задач (рис. 3).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение задач и функций такого структурного управления следует наказание, поэтому такое управление можно отнести к так называемому классу управлений «жесткой силы». Другой противоположный вид управления — это бесструктурный или класс управления «мягкой силы».

Б) Систематизация символов концептуальной власти и управления Рис. 3. Механизм концептуального управления и его символика проявления

Бесструктурное управление — вид управления, при котором управляющие воздействия передаются от органа управления к объекту управления в виде идеи или образа (символа, смыслов). В этом случае никто никого ни к чему не обязывает, не наделяет ни ответственностью, ни ресурсами, ни полномочиями, нет также и наказания за невыполнение. Поэтому такой вид информационного воздействия на население страны, можно назвать воздействием «мягкой

силы»2. Это форма информационно-психологического воздействия на «широкие массы» общества (государства) с целью повышения их осознанности в чем-либо, формирования мнений, убеждений, настроений, ценностей. Такой вид концептуально-бесструктурного управления основан на предположении, что исполнители, восприняв и осознав полученную информацию, будут действовать более точно, более эффективно, будут проявлять инициативу, будут делать то, что нужно,

2 Мягкая сила — комплекс внешнеполитических методов и инструментов, предполагающих способность влиять на другие государства и добиваться желаемых результатов через сотрудничество и формирование положительного образа стороны влияния [2].

и так, как нужно. Главный смысл такого «мягкого» управления — распространение соответствующей информации. Оно имеет гораздо более широкий охват воздействия, чем традиционное структурное управление, так как не привязано к конкретным объектам управления (исполнителям), но его исполнителями могут стать все или почти все, кто эту информацию получает, даже не подозревая об этом. Это тот удивительный случай, когда идея (символ) овладевает массами. Человек, как существо общественное, живет в реальности такого бесструктурного управления. Это глобальное информационное поле, создаваемое книгами, газетами, журналами, радио, телевидением, театром, кинофильмами, всемирной сетью и другими средствами информационного воздействия, которые отражаются в ёмком и образно-смысловом представлении в соответствующей символике.

Исторически понятия «жесткая» и «мягкая» силы, соответственно основанные на структурном и бесструктурном управлении, являются важнейшими инструментами внешней политики любого государства мира. Впервые термины «жесткая» и «мягкая» силы получили нормативно-правовое закрепление в Концепции внешней политики РФ, утверждённой президентом В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. Так, в этом документе сказано, что «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы»« (пункт 9).

В общем случае надгосударственное бесструктурное («мягкой» силы) управление обеспечивается путем комплексного воздействия на разных уровнях власти, в том числе (рис. 3 Б): структурные и бесструктурные, религиозные и сакральные, национальные и интернациональные, государственные и международные, положительные и отрицательные. Рассмотрим приведенную символику более подробно.

2. Знаковые символы — универсальная форма отражения концептуальных смыслов власти и управления

Символика власти, включающая знаковые символы силы и могущества, явля-

ется информационным основанием любого бесструктурного управления. Знаковые символы силы и могущества, включая современную государственную символику (двуглавый орёл, всадник, поражающий копьем дракона), являются универсальной формой отражения вектора концептуальной государственной власти. Множество других символов, несущих те или иные значимые образы, смыслы и внедряемых в сознание людей, служит информационной и духовной поддержкой правящей государственной власти, которая приняла соответствующие знаковые символы силы и могущества государства.

Суть бесструктурного управления обществом на базе применения символики состоит в том, что в общественное сознание внедряются те знаковые идеи и символы, которые несут определенные образы значимых образов (стереотипов) восприятия реальности — с позиций нравственных категорий добра и зла. Это могут быть самые различные символы, отражающие нормы поведения человека с ружьём или без, ритуалы, религиозные представления, политические пристрастия и другие, которые либо позволяют человеку самостоятельно определиться с отношением к тем или иным деяниям правящей власти.

Удивительно, но мыслители древности не только обладали концептуальными знаниями, но и понимали суть бесструктурного управления реальностью на основе применения знаковых (системных, сакральных, религиозных, национальных, государственных и др.) символов. Ибо «Знаки и символы правят миром, а не слово и не закон» (Кун Цю. Конфуций, 480 год до н.э.).

Несмотря на большое разнообразие и многообразие в символиках разных стран, следует отметить, что не бывает однозначных символов. Символ или знаковый образ по определению являются многозначными. Символ (знаковый образ) потому и символ, что отражает какую-то глубинную суть и концентрацию концептуальных знаний о реальности. Другими словами, это такие образы в коллективном бессознательном, которые увязывают материальный (видимый, обусловленный) мир и мир нематериальный (невидимый, необусловленный).

2.1. Структурные и бесструктурные символы власти и управления

Характеристики концептуального структурного и бесструктурного видов управления, которые весьма различаются между собой, представлены на рис. 4.

Каждое общество (царство, государство, цивилизация) несет в себе определенные знаковые символы, отражающие соответствующие формы и смыслы, которые на концептуальном уровне сознательного, а также и бессознательного (уровни подсознательного, психоэмоционального и коллективно-бессознательного) влияют на деяния всех её субъектов, способствуя их объединению для достижения тех или иных целей как положительных, так и отрицательных. Классический пример бесструктурного управления из глубокой древности — это целевое управление людьми (племенами, народами, царствами, империями, государствами-цивилизациями) с позиций субъективных категорий добра и зла. На этом принципе концептуального знания, собственно, и построена логика и механизм бесструктурной власти и правления (управления) человеческим обществом, в основе которой лежит учение о добре и зле.

В бесструктурном управлении фактор обусловленности в виду использования субъективных понятий и категорий как таковой отсутствует, отсюда такое управление является невидимым (условие наблюдаемости невыполнимо). Соответственно, реализация его основных функций по достижению заданных субъективных целей также осуществляется субъективно с ориентацией на знаковые образы и смыслы субъективного описания и представления реальности. Вот почему символика власти является одной из главных форм реализации бесструктурных видов управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.2. Религиозная символика власти

и управления

Каждая религия имеет множество самых различных символов веры и власти, которые, с одной стороны, играют основополагающую роль в представлении ос-

новных догматов этой религии, с другой стороны, в доведении соответствующей информации до всех людей с целью привлечения их к своей вере. Последнее, по сути, и является важным функциональным элементом концептуального воздействия на верующих с позиций «мягкой силы» [2], что хорошо реализуется технологиями бесструктурного управления.

В соответствии в этим религиозную символику власти и управления на примере христианской религии представим в виде системной троицы или подсистем: управляющей, управляемой и информационной (рис. 5). Информационная подсистема управления включает:

1) Библию — Священное писание христиан как источник информации, знаний и догматов христианской веры;

2) религиозную символику концептуальной власти христианской веры, которая отражает её догматы в словесной (вербальной) форме представления информации и в виде символов.

Так, известный библейский догмат «господа и рабы», весьма востребованный в рабовладельческом или капиталистическом обществе, несет в себе определенные образы и смыслы не только понятий «господин» и «раб», но и соответствующих отношений между ними. Например, известное требование для христиан: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» (Библия. Первое послание к Тимофею. Гл. 6:1).

Другой известный библейский догмат «вся власть от Бога» и пример из Библии для концептуальной власти далеко не «мягкой силы»: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным» (Откровение Иоанна Богослова. Гл. 2:26, 27). Даже на угрозу Понтия Пилата, что он имеет власть распять любого нарушителя, Иисус отвечал: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Евангелие от Иоанна. Гл. 19:11).

Таким образом, христианская традиция, не являясь государственной или обязательной, оказывает значительное влия-

ние в поддержке любой государственной власти, что в нашей истории и приводило к различным религиозным войнам, в том

числе между христианами разных государств и разных многочисленных разделённых течений в христианстве.

Б) Пример концептуально-бесструктурного управления Рис. 4. Характеристика концептуального структурного (А) и бесструктурного (Б) видов управления

Совершенно другую картину мы видим в древних религиях народов индоевропейской семьи, в частности — современной Индии с её многобожием и множеством разных религий, терпимо (толерантно) относящихся друг к другу.

Ответ на этот вопрос дает анализ истоков древних религий. Систему управления обществом индоевропейской семьи народов представим в виде системной тро-

ицы — трёх взаимосвязанных в системе сущностей или подсистем (рис. 6):

1) управляющая — это священнослужители Древней Руси (волхвы), Древней Индии (брахманы), Древней Персии (маги);

2) управляемая — это миропонимание и мировоззрение человека, общества, народов индоевропейской семьи;

3) информационная подсистема.

Последняя включает следующие основные блоки:

1) древнерусские, ведические, авестийские летописи и письменные памятники — источники веры, информации, знаний народов индоевропейской семьи;

2) древнерусская, ведическая, авестийская традиции четырёх сущностного мироустройства — миры духов ПРАВЯ, НАВИ и людей ЯВИ, СЛАВЯ, и как отражение этого в символике древнерусского православного креста (рис. 6) и под высшим началом власти — четверовластия 3, характерного для славян и в целом всей индоевропейской семьи народов;

3) культурно-нравственное ориентиры человека на пути духовного развития, которые представлены соответствующим алгоритмом:

добрые побуждения ° добрые помыслы ° добрые слова ° (1)

добрые дела»,

4) основные пути духовного развития человека, к которым относятся пути человека-воина:

— силы — физического совершенствования (путь Факира или «дхармы добродетельных [воинов]» [8]);

— духа — эмоционально-духовного совершенствования (путь Монаха), «путь освобождения существ от материальной природы» [3];

— познания — разумного (интеллектуального) совершенствования, путь мудрости, путь Йогина [3];

— света — достигший божественного сознания, духовного проникновения (тибетского «пробуждения»), древнерусской благодати. Это путь Просветленного или «[путь достижения] высшего успеха» [Законы Ману]), путь «освобождения» или «путь к абсолютному Духу» [3].

где символ

логическии знак следования;

Рис. 5. Религиозная символика концептуальной власти и управления в христианской традиции

3 Четверовластие (греч. — тетрархия) — управленье страною сам-четвёрт, и где, под высшим началом, устроено четыре четверовластника [7].

Рис. 6. Религиозная символика концептуальной власти в традициях народов индоевропейской семьи

2.3. Национальная символика власти и управления

Национальный символ — отличительный знаковый образ, олицетворяющий государство или национальное сообщество, служащий для самоидентификации народа (нации) и чувственно принятый им. Приведем исторический пример проявления такого знакового символа, состоящего всего из двух слов, который став национальной идеей мобилизовал народ Германии на проведение Второй мировой войны (рис. 7).

Как известно, один неудавшийся литератор, доктор искусствоведческих наук, ставший одним из лидеров нацистской Германии П.Й. Геббельс отыскал в какой-то второсортной пьесе весьма наивную реплику «Проснись, Германия!!!». Никто уж и не помнил, по какому случаю она была произнесена, что за пьеса. Но имен-

но под этим лозунгом, ставшим знаковым символом возрождения могущества Германии, к власти пришел фашизм, со всеми вытекающими последствиями. Сам по себе указанный символ не является символом власти, однако умелое наполнение его соответствующими национальными образами и смыслами, позволило кардинально преобразовать страну и в целом всю объединенную Европу, направив её на крестовый поход против СССР.

2.4. Сакральная символика власти при бесструктурном управлении

Знаковые символы силы власти и могущества, включая современную государственную символику разных стран, являются универсальной формой отражения вектора государственной власти. Следует отметить, что большинство известных

знаковых символов не являются символами власти, а на смысловом уровне несут в себе знания системного, концептуального и сакрального характера. Вместе с тем, их применение для бесструктурного управления человеческим обществом с позиций категории зла, позволяет добиться соответствующих негативных результатов. Таких исторических примеров — множество. Например, древний солярный символ свастика в древнерусской традиции, в индуизме, буддизме, с одной стороны, и свастика как нацистский символ, это совершенно противоречивые символы, несущие разные полярные смыслы, соответственно в первом случае добро, во втором — зло.

Весьма показательна сравнительная оценка символики противоположных мировоззренческих систем, представленных в противостоящих государствах-цивилизациях добра и зла. В первом случае это символика современной России «Всадник, поражающий копьём дракона» — знаковый древнерусский символ спасения от темных сил (сил тьмы и мрака). Во втором случае это символика США «доллар» — как мировая валюта с ростовщическим процентом, обеспечиваемая ФРС США, в основе которых лежит ветхозаветный зна-

ковый символ порабощения всех народов мира «золотой телец».

Сакральный символ — отличительный знаковый образ, олицетворяющий скрытую (теневую) систему власти некоторой группы людей, общества или государства. К таким символам можно отнести значимые символы государства-цивилизации США и в целом коллективного Запада — «статуя Свободы» и символ ФРС (рис. 8).

Обратим внимание на скрытый или сакральный прототип символа «Свободы» — древняя богиня тьмы и мрака Геката, лики которых подобны близнецам-сёстрам. Для ведающих это далеко не случайное совпадение, отражающее личину (лик) и его сакральную суть. Получается, что знаковый символ США и вся короткая и мрачная история этого государства-агрессора, проходит под знаком символа тьмы и мрака, ибо это единственная страна, применившая оружие массового поражения над мирными городами и развязавшая столько войн и катастроф по всему миру. Полученные результаты такого управления ужасны — катастрофические последствия, массовые человеческие жертвы, повреждение инфраструктурных и культурных объектов, экологические кризисы и др.

Рис. 7. Национальная символика концептуальной власти в Германии в период между двумя мировыми войнами

Рис. 8. Сакральная символика концептуальной власти в США

и её смыслы

Таким образом, под личиной «свобода и демократия», которая привлекательна только внешне, скрывается её истинное лицо — суть этой капиталистической власти (империалистический, олигархический и др.), которая ориентирована только на паразитический образ бытия, за счёт колонизации и эксплуатации всех остальных представителей человечества, как следствие — непрерывно развязываемые по всему миру войны и геноцид. Отсюда и соответствующая символика такой паразитической власти: «золотой телец», «ростовщический процент», «золотой миллиард» и др.

2.5. Государственная символика власти

в бесструктурном управлении

Символы государственной власти несут те или иные значимые образы, смыслы, которые внедряются в сознание людей и служат информационной и духовно-

нравственной поддержкой правящей государственной власти. Суть такого государственного бесструктурного управления на базе применения символики состоит в том, что в общественное сознание внедряются те знаковые символы, которые несут определенные значимые образы (стереотипы) восприятия реальности — с позиций духовно-нравственных ценностей, в основе которых лежат категории добра и зла. Это могут быть самые различные символы, отражающие нормы поведения человека с ружьём или без, ритуалы, религиозные представления, политические пристрастия и другие, которые либо позволяют человеку самостоятельно определиться с отношением к тем или иным деяниям правящей власти.

Государственная символика бесструктурной государственной власти в России представлена двумя знаковыми символами: двуглавый орёл и всадник, побеждающий копьём дракона, которые имеют древнюю предысторию (рис. 9 вверху).

В хеттской4 традиции (Хеттское царство) ХУШ-ХШ века до н.э. известен дракон-змей (демон-змей) по имени Ил-луянка, которого, в конечном счете, в жестком поединке побеждает хеттский бог грозы по имени Пирва с древнерусским родовым корнем ПРВ. Такой же родовой корень в словах первый, право, бог Перун, мир ПРАВИ. Изображение символа сохранилось на хетто-лувийском барельефе из Малатьи, Анкара. Музей [9].

Более подробно древность государственной символики доказывается в литературе [15].Правильное понимание сущности государственной символики позволяет правильно осознать не только онтологию бесструктурного государственного управления, но и оказывает значительную помощь в формировании и развитии тождественного (адекватного) общественного самосознания граждан, пробуждении патриотических чувств.

Рис. 9. Государственная символика бесструктурной государственной власти России

2.6. Глобальная символика мировой власти в бесструктурном управлении

Таким образом, обобщая полученные результаты, приведем обобщенную струк-

туру глобального правления или управления миром, которая с глубокой древности представляется по принципу двоицы противоположных сущностей в виде модели глобального мирового управления в двух-полярном мире (рис. 10).

4 Хетты — индоевропейский народ бронзового века, живший в Малой Азии, где он основал Хеттское царство (около 1800 до н.э.).

С

3

Глобальная власть правления (управления) судьбой человечества

т

Восхождение (возрождение, развитие, эволюция) - единый ключевой принцип правления праведных народов

Результат правления

Нисхождение (вырождение, деградация, инволюция) - принцип правления неправедных (избранных)народов «золотого миллиарда»

-X-*-'

г Выбор между добром и злом

С Глобальное управление единой | Глобальное управление разъединенной

V Собъединёной) судьбой человечества \ (разделённой) судьбой человечества

V У

__/

Древнерусская традиция неправедного формирования мировоззрения человека

Злые ^ С Злые ^ С Злые ^ побуждения^) Пслова! ^ дела

Злые _

побуждения

Древнерусская (ведическая, авестийская)

традиция праведного формирования мировоззрения (истинного нравственного кода)

Добрые побуждения

Добрые слова

Добрые дела

г

V

( Злые ^

Единые принципы правления для всех

П рин ци п правды

Принцип безопасности

Принцип гармонии с Природой

Принцип

открытости •---'

Принцип благополучия

Принцип

лжи

Добрые _ ______

слова ) П. дела I

У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^\

Различные принципы правления

Принципы благополучия, безопасности для избранных

Принцип

неравенства

Принцип

закрытости

Страны оси добра - объединенный Юг (Россия, Китай, Иран, Индия и др.)

Рис. 10. Обобщенная структура системы мирового управления судьбой человечества

Страны оси зла - объединенный Запад (США, Европа и др.)

Древнерусское сакральное слово ПРАВЬ лежит в основе важных ключевых слов править (прав/ить), управлять (у/ прав/лять), правитель (прав/итель), правительство (прав/ительство) и др.

Любое царство, государство или цивилизация характеризуется той или иной системой правления (управления) в различных сферах деятельности (экономика, политика, образование, здравоохранение и др.). От качества функционирования этой системы правления зависит не только текущее состояние государства (цивилизации), но и направленность его изменения, которая в общем случае сводится к следующему результату:

1) восхождение (возрождение, развитие, подъём, эволюция);

2) нисхождение (разложение, деградация, упадок, инволюция).

В зависимости от нравственного выбора человека (общества) между добром и злом, мировое правление подразделяется на два класса управления:

1) единой (объединённой, общей) судьбы человечества;

2) разъединенной (разделённой) судьбы человечества.

«Идеология, вообще говоря, должна строиться на тех ценностях, которые объединяют нас» — отмечал академик РАН А.М. Сергеев [18]. Вместе с тем, на фоне глобального кризиса идеологии современного этапа бытия мирового сообщества преобладают тенденции второго класса мирового управления, следствием чего являются мировые кризисы и обострение ситуации в мире. В этом плане весьма важными являются инициативы Председателя КНР Си Цзиньпина о необходимости реформы глобального управления с целью изменения тенденций развития мирового сообщества. Руководство реформой системы глобального управления теперь стало одним из десяти ключевых принципов в системе взглядов Си Цзиньпина на китайскую внешнюю политику [19].

Первый основополагающий принцип мировоззрения (1) — основа традиционных духовно-нравственных ценностей народа Древней Руси, являлся ключевым принципом мировоззрения арийской цивилизации, сущность которого частично представлена в Авесте [1], а также в ведической литературе и в древнерусских писаниях [13]. Сегодня такое мировоззрение сохранилось в буддизме — религиозно-философском учении (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи) возникшее около VI века до нашей эры в Древней Индии, а также частично в мировых религиях.

Второй принцип мировоззрения «злые помыслы ° слова ° дела», включающий известное порочное явление в человеческом обществе ростовщичество, представлен в Священных писаниях (синодальный перевод Библии, Тора), а также в масонской программе5, которая успешно внедряется во многих государствах мира.

Третий принцип «злые помыслы ° добрые слова ° нечестивые дела», — знаковый образ «лукавого века» реализуется полным ходом путем построения индустриально-информационного общества безудержного потребления товаров массового производства и услуг массовой культуры — реалии сегодняшнего дня. Человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов. Успешно внедряется вторичная по отношению к мировоззрению безудержного потребления и законодательная база гражданского общества с торжеством «законов греховных», которые осуждаются в Священных писаниях мировых религий. К таким «греховным законам», без сомнения можно отнести, например, закон «Об однополых браках» и др. Подмена понятий — это плавный переход от правды к кривде, от истины ко лжи, от добра к злу. Подмена знаковых символов и смыслов мировоззрения — это уже смена парадигмы, измена, переворот, предательство праведных идеалов, веры праведной наших предков, это разрушение фундамента культурного суверенитета, подрыв основ государственности. Такой пересмотр усто-

явшихся многовековых базовых норм морали от добра к злу — это путь саморазрушения общества.

Заключение

Таким образом, исследование символики власти и правления как основы информационного обеспечения государственного и надгосударственного управления позволило сделать следующие выводы.

1. Символика власти, составляющая основу информационного обеспечения бесструктурных видов правления, является универсальной формой реализации государственного и надгосударственного управления, основной целью которых является формирование в соответствии с категориями добра и зла соответствующего миропонимания и мировоззрения субъектов (человека, общества) — объекта управления.

2. Надгосударственное управление для любого государства должно рассматриваться с позиций безусловного обеспечения его безопасности и независимости (суверенитета), включая все виды национальной безопасности и независимости, в том числе общественную, информационную, экологическую, международную, политическую, экономическую, культурно-историческую, военную, финансовую, энергетическую, продовольственную, биологическую, химическую и др.

3. Состав и структура информационного обеспечения государственного и надгосударственного управления должны описываться и представляться в соответствующих базах данных и знаний с учетом разделения на структурные и бесструктурные виды правления рассматриваемой системы управления.

Список литературы

1. Авеста. «Закон против дэвов» (Видевдат) / адапт. пер., исследование и комм. Э.В. Ртве-

5 Масон (франц.) — член масонства, тайного масонского общества, принявшего название каменщиков или строителей [21]. Жидомасон — масон ростовщик, поклоняющийся «золотому тельцу».

ладзе, А.Х. Саидова, Е.В. Абдуллаева. — СПб.: Изд-во Политех. университета, 2008. — 301 с.

2. Большая Российская энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2017. (электронная версия).

3. Бхагавад-Гита в русских переводах. Академический: В.Г. Эрмана, (завершён в 1999 г., опубликован в 2009 г.); стихотворный академический: В.С. Семенцова (1985 г.); буквальный и литературный: Б.Л. Смирнова (1956 г.); стихотворный: В.И. Тихвинского и Ю.М. Густя-кова (2011 г.); перевод Прабхупады (2006 г.). http://bhagavadgita.ru/gita_01.htm

4. ВороновАА. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость. — М.: Наука, 1979. — 336 с.

5. Глобальное управление: кризис или трансформация? (Мировое развитие. Вып. 22) / под ред. А.А. Алешина, Ю.А. Барониной, А.Р. Борисовой и др. — М.: ИМЭМО РАН, 2021. — 225 с.

6. Глобальное управление: возможности и риски / отв. ред. В.Г. Барановский, Н.И. Иванова. — М.: ИМЭМО РАН. 2015 — 315 с.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: РИПОЛ классик, 2011. (Золотая коллекция).

8. Законы Ману / пер. с санскрита С.Д. Эльма-новича, проверенный и исправленный Г.Ф. Ильиным. — М.: Наука — глав. ред. восточной литературы НИЦ «Ладомир», 1992. — 362 с.

9. Мифы народов мира. Энциклопедия / Электронное издание. Гл. ред. С.А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 1147 с.

10. Омельченко В.В. Структурно-логический метод обобщения и анализа данных и знаний // Известия РАН. Теория и системы управления. — М., 1998. — № 5. — С. 96-105.

11. Омельченко В.В. Общая теория классификации. Ч. I. Основы системологии познания действительности. — М.: ООО «ИПЦ Маска», 2008. — 466 с.; 2-е изд., испр. и доп. — М.: КнигИздат, 2024. — 770 с.; Ч. 2. Теоретико-множественные основания / предисл. Д.А. Ловцова. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 296 с.

12. Омельченко В.В. Основы систематизации: В 2 ч. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 480 с.

13. Омельченко В.В. Голубиная книга: Знаки, образы, числа, слова, смыслы. — М.: ЛЕНАНД, 2019. — 624 с.

14. Омельченко В.В. Государственное управление национальными ресурсами на концептуальном уровне — образы и смыслы государственной

символики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. — М., 2021. — Т. 8. — № 3. — С. 239-255.

15. Омельченко В.В. Всадник, поражающий копьем дракона: знаки, образы, числа, слова, смыслы. — М., 2022. — 332 с.; 2-е изд., испр. и доп. — М.: КнигИздат, 2023. — 478 с.

16. Омельченко В.В. Символ как универсальная и информационно-емкая форма отражения обобщенных знаний о реальности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 18: Материалы XXII Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения». Ч. 2 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В.И. Герасимов. — М., 2023. — Ч. 2. — С. 487-496.

17. ПолуляхД.С. Какая теория глобального управления нам нужна? // Глобальное управление: кризис или трансформация? (Мировое развитие. Вып. 22) / под ред. А.А. Алешина, Ю.А. Барониной, А.Р. Борисовой и др. — М.: ИМЭМО РАН, 2021. — С. 4-11.

18. СергеевА.М. Выступление на форуме «Молодежь и наука» 16.05.2021 г. // https:// ria.ru/20210516/obrazovanie-1732526039. html?utmsource=yxnews&utm_medium (дата обращения: 17.05.2021).

19. Си Цзиньпин. Во имя открытости, толерантности, взаимосвязанности и совместного развития в мире. Программное выступление на церемонии открытия 3 Форума международного сотрудничества «Один пояс и один путь» (18 октября 2023 г., Пекин). — Полный текст программного выступления Си Цзиньпина на церемонии открытия 3-го Форума высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Пояса и пути» на портале «Один пояс, один путь». 2023-10-19 16:08:41 Источник: Агентство Синь-хуа. URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/news/ news/334507.htm (дата обращения: 10.12.2023.

20. Словарь по кибернетике / под ред. академика АН СССР В.М. Глушкова,; глав. ред. Украинской советской энциклопедии. — Киев, 1979. — 624 с.

21. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / пер. с англ. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. — 864 с. (Гиганты мысли).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.