Научная статья на тему 'Символика цвета в языке дизайна'

Символика цвета в языке дизайна Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1046
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / DESIGN / ЯЗЫК ДИЗАЙНА / DESIGN LANGUAGE / ЦВЕТ / COLOUR / ИСКУССТВО / ART / СИМВОЛИКА / SYMBOLISM / СИМВОЛИЗАЦИЯ / SYMBOLIZATION / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лазутина Татьяна Владимировна

Центральной проблемой статьи является рассмотрение языка дизайна в качестве социокультурного феномена, что обусловливает необходимость выявления специфики природы языка дизайна, понимаемого в качестве искусственного языка, насыщенного различными знакообразованиями. Доказано, что сигналы, знаки и их системы, символы заполняют смысловое поле языка дизайна. Исследуется цветовая символика, используемая в дизайнерском творчестве. Показано, что символическая природа языка дизайна реализует возможность полифонизации художественного образа дизайнерского искусства, понимаемого в качестве всеобщей категории художественного творчества и рассматриваемого как способ и результат воспроизведения реалий жизни в искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOUR SYMBOLISM IN DESIGN LANGUAGE

The article focuses on consideration of the language of design as a sociocultural phenomenon, which determines the study of specific nature of the design language interpreted as an artificial language filled with various families of signs. It is proved that signals, signs and their systems, symbols fill a semantic field of the language of design. The colour symbolism used in design works is investigated. It is shown that the symbolical nature of the design language fulfill the possibility to bring multidimensional content to an art image of the design art understood as a general category of art creativity and as a way and result of reproduction of life in the art.

Текст научной работы на тему «Символика цвета в языке дизайна»

УДК 111.08:7.042.2 Лазутина Татьяна Владимировна

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ЯЗЫКЕ ДИЗАЙНА

Аннотация:

Центральной проблемой статьи является рассмотрение языка дизайна в качестве социокультурного феномена, что обусловливает необходимость выявления специфики природы языка дизайна, понимаемого в качестве искусственного языка, насыщенного различными знакообразовани-ями. Доказано, что сигналы, знаки и их системы, символы заполняют смысловое поле языка дизайна. Исследуется цветовая символика, используемая в дизайнерском творчестве. Показано, что символическая природа языка дизайна реализует возможность полифонизации художественного образа дизайнерского искусства, понимаемого в качестве всеобщей категории художественного творчества и рассматриваемого как способ и результат воспроизведения реалий жизни в искусстве.

Ключевые слова:

дизайн, язык дизайна, цвет, искусство, символика, символизация, культура.

Lazutina Tatiana Vladimirovna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen State Oil and Gas University

COLOUR SYMBOLISM IN DESIGN LANGUAGE

Summary:

The article focuses on consideration of the language of design as a sociocultural phenomenon, which determines the study of specific nature of the design language interpreted as an artificial language filled with various families of signs. It is proved that signals, signs and their systems, symbols fill a semantic field of the language of design. The colour symbolism used in design works is investigated. It is shown that the symbolical nature of the design language fulfill the possibility to bring multidimensional content to an art image of the design art understood as a general category of art creativity and as a way and result of reproduction of life in the art.

Keywords:

design, design language, colour, art, symbolism, sym-bolization, culture.

Символичность языка дизайна порождает множественность прочтения смыслообразов дизайнерского искусства, направленного на гармонизацию эстетического и утилитарного принципов, что вызывает интерес широкого круга исследователей современной философии дизайна. Проблема изучения дизайна и его языка требует осмысления, так как дизайн через образную систему, насыщенную разнообразной символикой, в частности символами цвета, активно воздействует на становление идеологических установок человека (общества), не только отражая происходящие изменения в социокультурной сфере, но и воспитывая художественный вкус и формируя мир ценностных ориентаций.

В наши дни вопросы поиска специфики языковых средств дизайна находятся в центре интереса отечественных исследователей (Е.Г. Бердичевский, Н.П. Бесчастнов, М.С. Кухта, Р.М. Ло-бацкая, В.А. Ляшенко, М.В. Панькина, Г.И. Петрова) [1], применяющих различные методы для изучения и дальнейшего обоснования механизмов символотворчества: диалектический способ рассмотрения языка дизайна в единстве и многообразии его свойств; сравнительно-исторический метод, позволяющий выявлять соотношение динамики и статики в его развитии, обусловленных сменой стилистических приемов конкретной исторической эпохи, происходящего в дизайнерском творчестве.

Использование семиотического подхода в отношении языковых средств дизайна представляется перспективным, так как позволяет рассматривать дизайн как особый искусственный язык, где бытийствуют системы знаков (символов).

Основная цель данной статьи заключается в выявлении специфики природы языка дизайна, что вызывает потребность в анализе мира символов, используемых в дизайнерской деятельности.

Особый интерес для исследования представляет цветовая символизация, под которой понимается процесс наделения переносным значением цветовых феноменов, функционирующих в дизайнерском творчестве. Следует отметить, что цвет обладает дополнительным значением лишь в контексте определенной знаковой ситуации. К тому же чем выше культура восприятия и степень образованности субъекта дизайнерского творчества, тем большими значениями «обрастает» дизайнерский образ.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Дизайн как особая деятельность по производству культурных объектов направлен на сочетание практической целесообразности и эстетичности. В процессе своего исторического развития дизайн формирует систему художественных средств, за которыми в процессе их функционирования закрепляется символическое значение, то есть дизайн становится особым языком, элементами которого являются точка, линия, пятно, форма и другие средства выразительности.

Таким образом, язык дизайна представляет собой сложившуюся в процессе исторического развития дизайна систему художественных средств, среди выразительных (изобразительных) средств которой цвету, понимаемому в данной работе как определенное свойство тел вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого (излучаемого) ими света, обладающему следующими характеристиками: цветовой тон, то есть различные оттенки цвета; насыщенность, другими словами, степень яркости цвета; светлота - отражающая способность цветовой поверхности, принадлежит ведущая роль в формировании дизайнерских образов.

Практика свидетельствует о том, что, несмотря на то что в дизайнерском творчестве используется все многообразие символики, созданной в результате длительного процесса развития мира культуры, особое значение в дизайнерской практике придается символике цвета.

В ходе выявления социокультурных предпочтений культуры современные исследователи, в частности Г.Ю. Османкина, указывают на то, что «...синтез линий и цвета ... наиболее ярко отражает художественный процесс любого произведения и определяет его историческое значение в художественной культуре» [2]. Чем обусловлена ситуация, сложившаяся в истории искусства вообще и декоративно-прикладного в частности?

Констатируем тот факт, что различные цвета наделялись символическим значением еще в древнем искусстве (Египет, Индия, Китай и Греция), олицетворяя природные стихии (огонь, землю, воду и воздух); нередко выступая знаком творения всего сущего; выражая по преимуществу наилучшие человеческие качества, к примеру, активность, мужество, невинность, скромность; выступая знаком идеальных образований, например, истины, добра и красоты; олицетворяя богатство и власть. Современные исследования отмечают, что «древние народы делают попытку постичь законы мироздания, найти организующее место в мире» [3, с. 386], и в этом им помогает цветовая система, где «.символы становятся средством, которое позволяет "визуализировать" и конкретизировать невидимое, божественное.» [4].

Отметим, что в мире искусства христианского Средневековья и последующей за ним бунтарской эпохи Возрождения в результате смены художественной парадигмы цвет рассматривался как проявление метафизического света, который находит воплощение в природе, что влияет на продолжающееся формирование цветовых канонов изобразительного искусства.

Теоретическое осмысление цвета наиболее глубоко происходит в философии Нового времени в творчестве Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Беркли, Д. Юма, что проявит себя в дальнейшей разработке методологии дизайна.

Х1Х-ХХ века отмечены экспериментами художников-дизайнеров в области цветовосприя-тия, что отразилось в области разработки методологии художественного творчества.

В наши дни возрастает интерес к цветовой символике ввиду увеличения внимания к семиотическим проблемам языковых феноменов. Семиотика как наука о знаках и их системах все чаще проявляет интерес к феноменам художественного творчества [5; 6], а также активизируется работа по составлению специальных словарей знаков и символов, используемых в науке и искусстве [7].

Проведенное исследование дизайна и его языка свидетельствует, что процесс символизации в дизайнерском творчестве направлен на сочетание канона, проявляющегося в использовании специфических художественных приемов построения композиции, в частности цветовой символики, сохраняющей культурные традиции, и процесса модернизации, предлагающей новейшие методы работы с материалом художественной композиции. Но следует помнить, что базовой идеей в создании произведений дизайнерского творчества выступает триединство красоты, пользы и необходимости, отражающее непримиримую борьбу «старого» и «нового» в современном искусстве, сочетающем приемы новации и инновации. Динамика изменений языка дизайна свидетельствует о пополнении системы его выразительных элементов, но незыблемой остается верность художника-дизайнера принципу символизма.

Таким образом, язык дизайна - культурный феномен, он представляет продукт символической деятельности людей. Художественные образы, создаваемые посредством языка дизайна, содержат особый мир знаков и символов. В языке дизайна функционирует развитая система символических образований, где символике цвета принадлежит особая роль в формировании смыслов дизайнерского творчества. Цветовая символика отражает смену мировоззренческих ориентиров конкретной исторической эпохи, меняя образную систему дизайна.

Ссылки:

1. См.: Бердичевский Е.Г. Инновационный дизайн ювелирных изделий // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 13. С. 1-10 ; Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010. 335 с. ; Кухта М.С., Пустозерова О.Л. Влияние дизайна ювелирного украшения в этностиле на выбор материалов и технологий // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 12. С. 1-8 ; Лобацкая Р.М., Сорокина В.Е., Генеральченко П.С. Новые дизайнерские решения для создания ювелирных украшений // Там же. 2012. № 12. С. 9-30 ; Ляшенко В.А. Дизайн как социокультурный феномен // Вестник ОГУ. 2008. № 9 (91). С. 21-25 ; Панькина М.В. Эволюция принципов дизайн-проектирования: культурологический анализ // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 2 (38). С. 50-55.

2. Османкина Г.Ю. Канон изобразительного искусства египтян как синехология культуры // Омский научный вестник. 2009. № 4 (79). С. 223-226.

3. Шалимова Л.А. Социокультурные категории цветовой символики // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 385-388.

4. Там же. С. 386.

5. Ким В.В. Семиотика и научное познание: Философско-методологический анализ. Екатеринбург, 2008. 416 с.

6. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999. 704 с.

7. См.: Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Харьков, 2001 ; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997 ; Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. М., 2005 ; Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.