Научная статья на тему 'Символика реки в культуре хантов'

Символика реки в культуре хантов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
369
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символика реки в культуре хантов»

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 25-28

УДК 394

СИМВОЛИКА РЕКИ В КУЛЬТУРЕ ХАНТОВ

О. М. Рындина

Символический подход к культуре, в рамках которого она предстаёт как поле смыслов, определяющих модели поведения, даёт хороший исследовательский эффект в рамках этнографии и потому часто востребован. Для определения символики слова, действия, вещи особое внимание уделяется обрядово-мифологической сфере их функционирования, в которой семиотический статус знаков достигает своего максимума. В настоящей статье на основе известного и вновь собранного, главным образом в бассейне реки Тром-аган, этнографического материала предпринята попытка выявления полисемантичного образа реки в традиционной культуре хантов. Воссозданные в ходе исследования мировоззренческие функции реки в культуре хантов сведены к пяти.

Во-первых, река как структура мироздания. Для хантов характерны вертикальная и горизонтальная модели. Первая задаёт трёхуровневую упорядоченность: верхний/небесный мир, населённый высшими духами-богами - создателями мира, жизни и хранителями порядка, средний/земной, где обитают духи более низкого ранга и люди, и нижний/подземный, куда уходят души умерших, ведомые духами смерти и болезней. Вторая структура - гидрологическая, она соотносима с главной рекой Обью [1: 15-16]. Верхний мир ассоциируется в ней с истоком реки и тёплым югом, а нижний - с устьем и холодным севером. Река как пространственный архетип явственно проступает в сновидениях хантов, причём обычно она маркирует направление север-юг, но иногда и запад-восток [2: 95]. Таким образом, горизонтальная модель пространственной ориентации хантов четырёхчастна, и, возможно, на пересечении координат мыслится средний мир, воплощением которого служит приречная территория обитания народа или его локальной группы. Мировую реку исследователи считают более древней пространственной моделью, сформировавшейся у автохтонного сибирского населения, а вертикальную - привнесённой центрально-азиатской традицией [3: 171, 7: 204].

Во-вторых, в традиционном мировоззрении хантов вода мыслится как первостихия, но при этом зафиксировано много версий возникновения сущего. Несмотря на присутствие в них общих элементов, на каждой реке бытует и свой оригинальный вариант. Так, ханты, обитающие на реке Тром-аган, отдают предпочтение реке как истоку мироздания. Согласно тром-аганской версии, запечатлённой в мифологии, в качестве первостихии мыслится вода, а вмешательство бога-демиурга Торума приводит к возникновению рек. Река в традиционном мировоззрении тром-аганских хантов предстаёт результатом самого первого акта божественного созидания, и в этом выражается её определяющая роль в мироздании и системе ценностей народа.

Решил бог создать «шишечных» (т.е. сотворённых из шишек -К.Р.) людей. Смотрит... - кругом море, как же они будут охотиться, рыбу ловить, оленей пасти. Положил тогда бог ладонь свою и разделил море на пять рек: Аган, Лямин, Тром-Аган, Пим, Вах. Между реками образовалась земля. Обрадовался тогда бог. Реку Тром- Аган он назвал своим именем, как самую полноводную и богатую. На устье её холм - Торем кот мех (Божьего дома земля). Заповедал бог людям собираться на этом холме для жертвоприношений, а сына своего Сорни-кон-ики назначил смотрящим за всем материальным миром.

С тех пор реку Тром-Аган именуют священной [4].

В приведённом мифологическом сюжете, потрясающем своей архаикой и содержательностью, важен каждый нюанс. Интересен сам акт творения: Торум проецирует себя, своё анатомическое строение на творимый мир, буквально создавая его по своему подобию: наложение руки на водную первостихию определяет возникновение пяти первых рек. Среди них и Тром-Аган - самая полноводная и богатая. Принцип гомоморфизма, т.е. уподобления

строения человека и космоса, принадлежит к одному из ведущих в мифологическом сознании и в приведённом отрывке подчёркивает архаичность фабулы.

Примат реки в мировоззрении тром-аганских хантов высвечивает и акт творения земли, точнее его производность. Согласно общему обско-угорскому варианту, землю со дна мирового океана, самостоятельно или по воле Торума, достаёт птичка. У тром-аганских хантов также зафиксирован подобный вариант, а в роли помощницы демиурга выступает маленькая птичка лули. В приведённой выше версии земля появляется между реками, т.е. она - это существующее между реками, это промежуточное положение, состояние, сущность. Земля вторична по отношению к реке и подчинена ей.

В-третьих, составляя в хозяйственном контексте основу жизни народа, в мировоззренческом река символизирует саму жизнь. И эта символика прочно кодируется на подсознательном уровне, проступая во сне. Почти в каждом третьем из зафиксированных сновидений хантов присутствует образ воды, и чаще всего это речная вода. Река, как и дорога, ассоциируется с жизнью, и каково состояние реки, такова будет и жизнь. Полноводная и спокойна река во сне сулит благополучную жизнь, а заторы, пересыхание, заболачивание предвещают заболевания и даже смерть, речные перекаты предупреждают о грозящей опасности. Символично в сновидениях и поведение человека по отношению к реке: тонуть - значит заболеть, выбраться из воды - выздороветь [2: 250, 287, 105].

В-четвёртых, река традиционным сознанием хантов трактуется как вектор времени-бытия. При этом подразумевается, прежде всего, индивидуальное человеческое бытие, поскольку жизнь коллектива, т.е. культура и общество, мыслилась незыблемой, а упорядочивающие её правила были определены при творения сущего и постоянно поддерживались через систему ритуалов. Жизнь человека как динамичное начало, пребывавшее в круговороте бытия-инобытия, ассоциировалась с течением реки. Человек, согласно гидрологической модели, приходит в этот мир из верховьев мировой реки и уходит в её низовья. Отголоски данного мировоззренческого сюжета сохранились у тром-аганских хантов в виде запрета спать головой по течению реки - можно не проснуться, т.е. умереть, попасть в нижний мир, а также в ориентации головы усопшего в погребении по течению реки [5: 22].

В-пятых, река в мировоззрении и культовой практике хантов река выступает в роли сакрального центра, а обрядовые действа, разворачивающиеся здесь, становятся незыблемой нормой поведения. На каждой реке существует особо почитаемое место, которое мыслится местообитанием духа воды.

Так, возле посёлка Тугияны расположено Таил пауль с водоворотом, где традиционно поклонялись водному духу. Ежегодно 12 июля, т. е. на Петров день, одна из семей поочерёдно ездила на это место. Совершала йир - кровавое жертвоприношение, в роли жертвы раньше выступала овца, а позднее - курица. Йир устраивали исключительно мужчины, а женщины не могли присутствовать во время его проведения. Мужчины варили мясо забитой жертвы и ставили его на стол. Духу предназначался пар, а остывшее мясо - участникам обряда, причём как мужчинам, так и женщинам. Оставшиеся шкуру или перья, а также кости жертвенного животного заворачивали в кусок светлой ткани белого или голубого цвета, привязывали к стреле и пускали её в водоворот реки. Уезжая с жертвенного места, обязательно совершали на лодках 5 или 7 кругов по солнцу [6]. В настоящее время на основе обряда поклонения водяному духу Этнографический музей под открытым небом «Торум маа» проводит возле Тугиян музейный праздник, на который массово съезжаются жители со всех окрестностей, а также присутствуют иностранные гости.

Особенно сильны позиции реки как сакрального центра в картине мира тром-аганских хантов. Один из актов творения в вышеприведённом мифологическом тексте заключается в определении богами правил поведения по отношению к ним людей. Первое правило указывает главное место в пространстве, в котором будет происходить общение верховного бога Торума и людей. И этим пространством определяется устье реки Тром-Аган, точнее холм в устье - Торем кот мех.

К. М. Рындина. СИМВОЛИКА РЕКИ В КУЛЬТУРЕ ХАНТКВ

Согласно второму правилу посредником между верховным богом-творцом Торумом и людьми назначается его сын. Имена сына существенно разнятся у разных групп хантов и манси, но неизменной остаётся его посредническая функция. Сын должен наблюдать за людьми и всем сотворенным отцом миром и следить за соблюдением в нём порядка. Наибольшую популярность в обско-угорской среде получил мансийский вариант бога-сына - Мир-сусне-хум. Главное святилище, посвящённое ему, находилось в Белогорье (Троице), расположенном на Оби, в устье Иртыша. Мир-сусне-хум представляется всадником, объезжающем землю на белом коне, и в Бе-логорье хранилось его антропоморфное изображение из дерева, рядом с которым стояла фигура гуся, сделанная из железа, - орнитоморфная ипостась божества. Божественный всадник считался настолько священным, что в месте его ожидаемого прибытия на землю клали 4 металлических тарелки, в том числе и серебряные, чтобы не осквернить копыта коня [7: 144, 4: 18-19]. Среди серебряных блюд встречались изделия из сасанидского Ирана и изделия средневековых мастеров Волго-Камья [8: 121, 9: 46-48].

О троицком идоле знали и сургутские ханты, к которым причисляют и тром-аганских, но называли его Кон-ики (господин-старик) [7: 142-143]. На Тром-Агане сын Торума носит имя Сорни/Нум-кон-ики (Золотой/Верхний господин-старик), и его мифологический образ предстаёт в следующем виде.

Небесный отец Торум сказал своему младшему сыну: «Вот тебе конь и стрелы, когда будешь своих «шишечных» людей проверять, всю землю должен будешь облететь на этом коне, беленьком, маленьком, размером с зайца. Зажжёшь берестинку, и пока она горит, облетишь землю, помогая во всём людям». Сын задумался: «Смогу ли я это сделать?» Сел для пробы на коня, встряхнул его, а конь человеческим голосом говорит: «Ты в таком виде на меня не садись, ты сначала в левое ухо зайди - помойся, а затем в правое ухо зайди - хорошо покушай, а потом уж садись на меня». Так он и сделал. После всего сел на коня, зажёг берестинку, кинул в костёр и облетел землю, а когда вернулся, берестинка уже догорала.

Ханты реки Тром-Аган почитают Сорни-кон-ики как главного бога. Когда собираются для жертвоприношений, шьют для него белый халат, с левой стороны которого три полочки, а с правой - четыре, шапку богатырскую островерхую. Затем обращаются к нему со словами: «Кблетая землю, реши наши проблемы так же быстро, как ты летаешь на своём коне». Сшитый халат увозят на священное место и вешают на берёзу, поскольку это дерево является священным [4].

Третье правило общения богов/духов и человека определяло статус места общения. Согласно ему, богам-духам всеобщего и местного (родового) уровня поклонялись на особых территориях, в священных местах. Земля здесь считалась настолько сакральной, что ступать по ней можно было либо сняв обувь, либо привязав к ней берестяную подошву, очистившись водой или снегом и повернувшись три раза по солнцу.

Кроме того, существовало множество других правил, регулирующих поведение человека в повседневности. Нарушение хотя бы одного из них вызывало возмущение и гнев духов, и следовала неотвратимая кара, соизмеримая с нарушением. Табуирование поведения распространялось и на духов, и на всех созданных в ходе неоднократных попыток людей.

Родился божий человек без пупка (т.е. не рождённый женщиной, а сотворённый - К.Р.), жил он рядом с озером Нумто и Ими-лор. Тянуло его всегда на небо, не хотел жить на земле. И сказал он тогда жене: «Собирайся, мы поедем вверх, на небо. Только не бери с собой женские принадлежности, они тебе там не понадобятся». Жена подумала: «Муж всё равно не видит, положу я их тайком на нарты». И вот стали они подниматься вверх, а олени нарты вытащить не могут. В чем дело? Но муж всё понял, вытащил нож, обрубил упряжь и сказал жене: «Почему ты меня не послушала? Говорил ведь тебе не брать худых вещей, всю дорогу испортила». Покатилась нарта с обрезанной упряжью вниз, воткнулась в землю и долго-долго так стояла.

Сказал божий человек людям (т.е. рождённым женщиной - К.Р.): «Будем мы ехать семь дней, вы нас будете видеть, а на седьмой скроемся в небе, а вы поставьте жертвоприношение, я через семь лет спущусь». Прошло семь лет, люди на Тром-Агане собрались для жертвоприношения и увидели божьего человека, он спустился к ним и сказал: «Я уже старый стал, больше не появлюсь, и вы подняться не сможете, дорога вверх закрыта».

Так, в результате того, что попытались перенести материальное из земной сферы в небесную, Бог закрыл дорогу на небо [4].

Мораль мифологического сюжета очевидна: обретение дороги к вечному, священному возможно лишь при возращении к заповедям предков, их нравственным устоям и ценностям.

В-шестых, речная вода символизировала саму сакральность и в этой функции была глубоко архаична: статус более поздних символов святости передавался через их сравнение с образом речной воды. Исследователи XIX века, в частности К. Ф. Карьялайнен, отмечали особое предпочтение, отдаваемое обскими уграми изделиям из металла, прежде всего белого. Особо ценилось в качестве жертвенного подношения духам серебро - монеты, тарелки [10: 113-114]. Это положение развернули последующие исследователи и проникновение серебра связали с проникновением в Западную Сибирь иранских традиций. Вместе с тем в песнях на медвежьих игрищах сакральность белого металла передаётся через его сравнение со светом/блеском волны. Так, в песне Казымской богини поётся:

«Светлой обской волне подобную саблю,

Светлой озёрной воде подобную саблю

Я вынимаю» [11: 16].

Таким образом, блеск металла передаётся через блеск речной или озёрной волны, что свидетельствует о большей архаике мировоззренческого пласта, в котором сакральность маркировалась через свет или блеск воды, реки.

Итак, образ реки в традиционном мировоззрении хантов раскрывает самые сущностные черты в картине мира: его творение, структурирование, вектор развития во времени и пространстве, сакральный статус и важнейшие жизненные ценности человека и, следовательно, входит в разряд базовых для этнической культуры в целом.

Литература

1. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной. -М.: Наука, 1990. - 508 с.

2. Молданова, Т. Архетипы в мире сновидений хантов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - 354 с.

3. Кулемзин, В.М. Человек и природа в верованиях хантов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. - 192 с.

4. Записано от Покачевой Н.И., р. Тром-Аган, 2013 г., консультант - Песикова А.С. // Архив Русскинского Музея природы и человека им. А.П. Ядрошникова. Б/н.

5. Материалы по хантам р. Тром-Аган. Записи В.М. Кулемзина, октябрь 1975 г. Тетрадь № 2 // Архив Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского ТГУ. - № 1238-6.

6. Полевые материалы автора. Гришкина Надежда Алексеевна, г. Ханты-Мансийск (с. Тугияны), 2015.

7. Карьялайнен, К.Ф. Религия югорских народов /Пер. с нем. Н.В. Лукиной. - Т. 2. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. - 284 с.

8. Чернецов, В.Н. К вопросу о проникновении восточного серебра в Приобье // Труды Инт-та этнографии. - Нов. серия. - Т. 1. - 1947. - С. 113-134.

9. Бауло, А.В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. - 160 с.

10. Карьялайнен, К. Ф. Религия югорских народов. - Т. 2. - Пер. с немецкого Н. В. Лукиной. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. - 284 с.

11. Молданов, Т.А., Молданова, Т.А. Боги земли казымской. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 114 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.