Научная статья на тему 'Символика «Плетения» в вятской (русской) обрядовой традиции'

Символика «Плетения» в вятской (русской) обрядовой традиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1097
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / СИМВОЛИКА ДЕЙСТВИЯ / CEREMONY / REGIONAL TRADITION / ACTION SYMBOLICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ширяева Наталья Станиславовна

Предлагается системный анализ символических связей в обрядовых комплексах вятской (русской) этнокультурной традиции, который позволяет определить понятие ‘плетение’ как ключевое символическое обрядовое действие. Так, символика «плетения» выступает ключевой символикой женской обрядовой прически; символическим заклинанием плодородия в обрядовых текстах годового календарного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

‘Weaving’ symbolics in Vyatka (Russian) ceremonial tradition

In the article it is offered the system analysis of symbolical communications in ceremonial complexes of Vyatka (Russian) of ethnocultural tradition which allows revealing the concept ‘weaving’ as key symbolical ceremonial action. So, the symbolics of ‘weaving’ acts as the key symbolics of a female ceremonial hairdress; as the symbolical spell of fertility in ceremonial texts of an annual calendar cycle.

Текст научной работы на тему «Символика «Плетения» в вятской (русской) обрядовой традиции»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 11 (340). Философия. Социология. Культурология. Вып. 32. С. 85-87.

Н. С. Ширяева

СИМВОЛИКА «ПЛЕТЕНИЯ.» В ВЯТСКОЙ (РУССКОЙ) ОБРЯДОВОЙ ТРАДИЦИИ

Предлагается системный анализ символических связей в обрядовых комплексах вятской (русской) этнокультурной традиции, который позволяет определить понятие 'плетение' как ключевое символическое обрядовое действие. Так, символика «плетения» выступает ключевой символикой женской обрядовой прически; символическим заклинанием плодородия в обрядовых текстах годового календарного цикла.

Ключевые слова: обряд; региональная традиция; символика действия.

Этнокультурные традиции вятского этноса являются самобытным явлением общерусской культуры. Годовой круг обрядов представляет собой целостную семантическую систему. В настоящем исследовании мы проанализируем символику «плетения» в вятской (русской) обрядовой традиции.

Зависимость от природы заставляла земледельца изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод тонких и верных наблюдений, правил, регламентирующих обрядовую традицию.

Символика «косы»

Издревле считалось, что «растения на земле, как волосы на голове», а «долгая коса - долгий лен». Поэтому женщины растили длинную косу, веря в то, что, «как ты ухаживаешь за волосами, таков и урожай будет». Человеческая плодовитость, по мнению предков, имела непосредственную связь с плодородием матери-земли.

Незамужние девушки носили одну косу -знак того, что она пока одна. Прическа девушки - коса, символизировала колосок какого-либо злака. Именно поэтому традиционно в обрядовых текстах коса называлась 'золотой' и 'льняной', 'ржаной' или 'пшеничной'. Коса плелась в три пряди, а, как известно, число три у наших предков являлось число-кодом появления Жизни. Выходя замуж, косу делили на две. Две (де-ва) косы - это символ соединения мужского и женского начал, и это соединение означало продолжение рода. Обе косы сваха укладывала вкруг головы невесты как оберег.

Таким образом, по мнению наших предков, человеческая плодовитость имела непосредственную связь с плодородием матери-земли. Ключевой символикой обрядовой женской прически является символика «плетения».

Символика «плетения» в масленичных обрядах

Последним временем года у наших предков была Зима. Масленица - обряд прощания со старым годом и заклинания плодородия в новом году.

Центральной фигурой первого обрядового дня оказывалась Масленица. На Вятке Масленицей был «наряженый» - мужик, переодетый в женский наряд. Его возили в санях по деревне и припевали ему величальные1: Дорога наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двуполтинная, Платок беленький, новомодненький, Брови черные, наведенные, Шуба синяя, ластки красные. Лапти частые, головастые! На что Масленица отвечал: Масленка-то баска, А вам - колачей связка! Смысл этого масленичного величального текста - благопожелание на новый круг Жизни. Слова 'Дуня белая' символизируют чистоту помыслов (на ее лице отражается свет от них), чистоту поступков (подразумевается, что у Масленицы и рученьки 'белые', и ноженьки 'белые').

Словосочетание 'Дуня румяная' - благо-пожелание здоровья физического (само солнце 'играет' на щечках Масленицы).

'Коса длинная, триаршинная' - пояснением в данном случае является то, что растения нашими предками понимались как волосы Земли-матушки.

Заплетание «косы» символизировало «переплетание» (соединение). Заклиная длину косы Масленицы, наши предки верили в то, что вырастут долгие льны, встанут высокие

86

Н. С. Ширяева

хлеба. Заклинание роста косы Масленицы на 'три аршина', связано с числом три как числом-кодом нарождающегося Круга Жизни.

'Лента алая, двуполтиная' - символика тройного оберега: «восьмеркой» завязан бант, алый (красный цвет) - символ жизни, а число 'два' означает пожелание «парности».

'Шубка синяя' - символ таяния снегов, заклинание воды.

'Ластки красные' - символика ласточки, несущей на крыльях Весну-красну (ластки -квадратные вставки, делающие рукава похожими на «крылья»).

'Лапти частые, головастые'. Лапти плелись из лыка. Плетение предполагает соединение горизонтальных (символизирующих мать-землю) и вертикальных (символизирующих небо-батюшку) полос. Символическое переплетание мужского и женского начала означало «разумность» мироустройства, именно поэтому лапти названы в величальной 'головастыми'.

Связка колачей, висящая на груди у Масленицы, символизировала окончившийся круглый год (колач круглый, в средине пусто). А баской на Вятке называют красивую, дородную, веселую женщину.

Таким образом, весь поэтический текст масленичной величальной являлся символическим заклинанием плодородия в новом жизненном цикле. Ключевой символикой масленичных обрядовых текстов является символика «плетения».

«Заплетание в курагодах»

Весенние хороводы на Вятке назывались «курагодами» (Уржумский уезд Вятской губернии)2. По представлениям предков, кура - пра-птица, являясь символом годового жизненного цикла, выводила цыплят - времена года. В весенних «курагодах» красны девицы заклинали плодородие: узоры хороводов (например, узор «плетень») означали «переплетение» двух линий - мужского и женского начал. Символика «плетения» присутствует и в поэтических текстах курагодов:

Заплетися плетень, заплетися!

Завивайся труба золотая!

Заиграй-ка, девка молодая!

Под 'золотой трубой' понимался золотой венец из кос на голове невесты. Символика золота - это символика «совершенного», - перететания двух начал женского и мужского.

Символика «плетения» в семицких обрядах

На Вятке седьмая неделя после Пасхи называлась семицкой3.

Зеленая (Семицкая, Троицкая) неделя была почитаемым и любимым временем у вятчан: во многих селах Вятской губернии Троица была престольным праздником.

На обширной территории Вятского края семицкий обряд с молодым деревом справлялся неодинаково. Каждый уезд, село или деревня имели свою «особинку», свой обязательный песенный и танцевальный «репертуар», притом что основные элементы обряда сохранялись. К числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его («заламыванием»), хороводные песни и игры.

Во всех деревнях Вятской губернии в среду (в одних уездах) или четверг (в других уездах) перед Троицей девушки отправлялись «завивать» березку. Семицкое действо «завивания» березки на Вятке называлось рябить, наряжать, опряжить, выряжать. В Нолин-ском (д. Ботыли) и Уржумском (с. Шурма) районах в первый день Троицы ходили «отпевать» берёзку.

Под исполнение величальных березоньке девушки, выплетая ленты из своих кос, заплетали «березовые косы»: каждая девушка, заплетая косу из ветвей березы, вплетала в нее свою ленту.

Береза моя, березонька! Береза моя белая, Береза моя кудрявая! Стоишь ты, березонька, Осередь долинушки. Под тобой, березонька, Трава шелковая. Близ тебя, березонька, Красны девушки Семик поют, Венки плетут.

В большинстве деревень Уржумского уезда Вятской губернии в среду или четверг перед троицей девушки отправлялись выбирать - «завивать» березку, а в субботу или воскресение уже с парнями ходили березку «заламывать», что должно было символизировать окончание Весны.

Верили, точно так, как березка наполнялась живой силой от матушки-земли, так и девушка брала от березки чистоту, красоту и жизнестойкость. Перенимала необходимые женские качества, готовясь превратиться из девушки-невесты в женщину-жену. Троицкая

Символика «плетения» в вятской (русской) обрядовой традиции

87

песня «Не на местечке березка да вырастала», записанная в с. Шурма Уржумского района от участниц местного хора в 1966 году (запись и нотация С. Л. Браз), исполнялась в первый день Троицы, когда шли «наряжать березку»:

1. Не при местечке берёзка, да, выраста(а-э-а) ла,

Ой да, не на месте, не на месте, да, в чистом(ы) поле.

2. Ой да, не на месте, не на месте, да, в чистом (ы) поле.

Ой да, в чистом(ы) поле, в чистом(ы) поле, да, при долине ,

3. Ой да, в чистом(ы) поле, в чистом(ы) поле, да, при долине.

При долине, при долине, при зеленой.

4. Ой да, что никто по т (у)ой дорожке не пройдет.

Что никто по т(у)ой дорожанике не пройдет,

5. Ой да, что не пройдет, не пройдет да не проедет.

Ой да, тут-то шли-прошли тор (ы) говцы да молодые

6. Ой да, тут-то шли-прошли тор (ы) говцы да молодые.

Ой да, (й) у берёзоньки коренья да {й}от-топтали.

7. У берёзоньки коренья да (й)оттоп(ы) тали,

Ой да, из пруточ(и)ков веночки да заплетали.

После того, как березка была «заплетена», девушки, взявшись за руки, «заплетали» хоровод под следующую песню:

1. Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, люли да стояла. (2)

2. Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли, люли, люли заломати. (2)

3. Срежу я с березы три пруточка,

Срежу я с березы три пруточка,

Люли, люли, люли три пруточка (2).

4. Сделаю из них я три веночка

Сделаю из них я три веночка.

Люли, люли, люли три веночка (2)4.

Обязательным элементом этого обрядового хоровода было символическое «переплетение» рук девушек на талии (так называемая «корзиночка»).

Таким образом, эти обрядовые действия, по мнению участниц семицкого обряда, должны были:

1) обеспечить продолжение круга жизни природы: «сплетание» березовых ветвей, символизирующих Весну в круге жизни природы, и девушек, символизирующих Весну в круге жизни человека;

2) обеспечить продолжение рода; как природа в лице березки прощается со своим девичеством, так и девушка должна была распрощаться с девичеством и выйти замуж.

Символика «плетения» в купальских обрядах

День летнего солнцестояния был связан с купальскими обрядами. Идея этих обрядов -торжество Солнца над Тьмой, Любви над Злом. Корень 'куп' понимался как 'соединение'. Все в эти купальские праздники «совокуплялось»: Солнце купалось в реке, Небо обнималось с Матерью-землей. Наполниться солнечным светом, теплом, плодородными соками цветущей Матери-земли было целью участников купальских обрядов. Для этого девушки ложились на землю и сплетали свои волосы с травой.

Важной составляющей купальского обрядового действа было «плетение венков». Символика формы венка - символика Круга. Вплетая в венок двенадцать разных цветков, девушки совершали символические действия:

- «вплетали» себя в «круг жизни»;

- «переплетали» свою судьбу с судьбой доброго молодца;

- «заплетали» круг новой семьи (символика «замужества).

Таким образом, исследуя символические связи в обрядовых комплексах вятской (русской) этнокультурной традиции, мы доказали, что ключевым символическим обрядовым действием было «плетение».

Примечания

1 Сказашя русскаго народа, собранныя И. П. Сахаровымъ. Народный дневникъ, праздники и обычаи. С-Петербургъ : Изд. А. С. Суворина, 1835. С. 231.

2 Энциклопедия земли вятской. Т. 8. Киров : Вятка, 2002. С. 128.

3 Вятский фольклор : легенды, сказки, загадки / сост. С. Браз. Горький : Волго-вят. книж. изд-во, 1976. С. 14.

4 Мохирев, И. Народные песни Кировской области / И. Мохирев, В. Харьков, С. Браз. М. : Музыка, 1996. С. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.