Научная статья на тему 'СИМВОЛИКА ГОЛУБЯ МИРА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ'

СИМВОЛИКА ГОЛУБЯ МИРА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
892
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМБЛЕМАТИКА / ПАЦИФИЗМ / РАДУГА МИРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА / ОЛИМПИЙСКАЯ СИМВОЛИКА / ВСЕМИРНОЕ ДВИЖЕНИЕ СТОРОННИКОВ МИРА / П. ПИКАССО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Душенко Константин Васильевич

Современная миротворческая символика голубя восходит к XVIII-XIX вв. В качестве самостоятельной политической эмблемы голубь мира появляется после Версальского мира (1919). В советской печати вплоть до середины 1930-х годов это скорее чужая эмблема, за которой кроется милитаристская сущность буржуазного строя. Но со 2-й пол. 1940-х годов голубь мира становится в ряд таких символов, как красная звезда или серп и молот. К этому времени голубь с оливковой ветвью или без нее уже регулярно встречался в самых различных странах в качестве политической эмблемы. Ее дальнейшее стремительное распространение было связано с просоветским движением сторонников мира и рисунками Пикассо, созданными в рамках этого движения. Утрачивая связь с религиозной традицией, голубь мира становится универсальным символом миротворчества и пацифизма. Нередко он выступает вместе с радугой мира. Олимпийское движение положило начало символическому использованию не эмблематических, а живых голубей. Этот ритуал был подхвачен всемирными фестивалями молодежи и студентов и, возможно, повлиял на возникновение нового обычая в РПЦ - выпускать белых голубей после литургии в праздник Благовещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL AND VISUAL SYMBOLISM OF THE PEACE DOVE IN MODERN TIMES

Modem peacekeeping symbolism of a dove dates back to the 18 th-19 th centuries. As an independent political emblem, the peace dove appears after the Peace of Versailles (1919). In the Soviet press until the mid-1930 s, it was rather a foreign emblem an alien emblem, behind which lies the militaristic essence of the bourgeois system. But from the 2 nd floor. 1940 s, the peace dove has become one of the symbols such as the red star or the hammer and sickle. By this time, the dove, with or without an olive branch, was already regularly encountered in various countries as a political emblem. Its further rapid spread was due to the peace movement and Picasso drawings created within this movement. Losing connection with religious tradition, the peace dove becomes a universal symbol of peacemaking and pacifism. The Olympic Movement marked the beginning of the symbolic use of not emblematic, but live pigeons. This ritual was picked up by world festivals of youth and students and may have influenced the emergence of a new custom in the Russian Orthodox Church, namely, to release white doves after the liturgy on the feast of the Annunciation.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИКА ГОЛУБЯ МИРА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ»

СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ

DOI: 10.31249/hoc/2023.01.15

Душенко К.В.* СИМВОЛИКА ГОЛУБЯ МИРА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ1

Аннотация. Современная миротворческая символика голубя восходит к ХУШ-Х1Х вв. В качестве самостоятельной политической эмблемы голубь мира появляется после Версальского мира (1919). В советской печати вплоть до середины 1930-х годов это скорее чужая эмблема, за которой кроется милитаристская сущность буржуазного строя. Но со 2-й пол. 1940-х годов голубь мира становится в ряд таких символов, как красная звезда или серп и молот. К этому времени голубь с оливковой ветвью или без нее уже регулярно встречался в самых различных странах в качестве политической эмблемы. Ее дальнейшее стремительное распространение было связано с просоветским движением сторонников мира и рисунками Пикассо, созданными в рамках этого движения. Утрачивая связь с религиозной традицией, голубь мира становится универсальным символом миротворчества и пацифизма. Нередко он выступает вместе с радугой мира. Олимпийское движение положило начало символическому использованию не эмблематических, а живых голубей. Этот ритуал был подхвачен все-

* Душенко Константин Васильевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН. Москва, Россия, e-mail: kdushenko@nln.ru

Dushenko Konstantin Vasiljevich - PhD in Historical science, senior researcher of the Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: kdushenko@nln.ru

1 Ранняя история этого символа рассмотрена в нашей статье «Символика голубя мира от Античности до Нового времени», опубликованной в предыдущем номере «Вестника культурологии».

мирными фестивалями молодежи и студентов и, возможно, повлиял на возникновение нового обычая в РПЦ - выпускать белых голубей после литургии в праздник Благовещения.

Ключевые слова: эмблематика; пацифизм; радуга мира; политическая карикатура; олимпийская символика; Всемирное движение сторонников мира; П. Пикассо.

Получена: 15.07.2022 Принята к печати: 30.07.2022

Konstantin Dushenko Symbolism of the Peace Dove in Modern Times

Abstract. Modern peacekeeping symbolism of a dove dates back to the 18 th-19 th centuries. As an independent political emblem, the peace dove appears after the Peace of Versailles (1919). In the Soviet press until the mid-1930 s, it was rather a foreign emblem an alien emblem, behind which lies the militaristic essence of the bourgeois system. But from the 2 nd floor. 1940 s, the peace dove has become one of the symbols such as the red star or the hammer and sickle. By this time, the dove, with or without an olive branch, was already regularly encountered in various countries as a political emblem. Its further rapid spread was due to the peace movement and Picasso drawings created within this movement. Losing connection with religious tradition, the peace dove becomes a universal symbol of peacemaking and pacifism. The Olympic Movement marked the beginning of the symbolic use of not emblematic, but live pigeons. This ritual was picked up by world festivals of youth and students and may have influenced the emergence of a new custom in the Russian Orthodox Church, namely, to release white doves after the liturgy on the feast of the Annunciation.

Keywords: Emblematics; pacifism; rainbow of the world; political caricature; Olympic symbols; World Peace Movement; P. Picasso.

Received: 15.07.2022 Accepted: 30.07.2022

Для цитирования: Душенко К.В. Символика голубя мира в Новейшее время // Вестник культурологии. - 2023. - № 1(104). - С. 261282. DOI: 10.31249/hoc/2023.01.15

Рождение символа

Символика голубя мира складывалась в процессе взаимодействия нескольких мотивов, принадлежавших двум традициям: во-первых, иудеохристианской (голубь из Ноева ковчега и голубь как символ Св. Духа), во-вторых, античной (оливковая ветвь, голуби Венеры в шлеме Марса). Выражение «голубь мира» вошло в язык в XVII в. Поначалу сакральное и политическое значения метафоры выступали в тесной связи; с XVIII в. она стала использоваться также в собственно политическом смысле. Тогда же голубь с оливковой ветвью появляется на карикатурах, что означало, в сущности, десакрализацию символа. Вербальная символика пацифистской Лиги всеобщего братства, основанной в 1846 г., предвосхищала символику просоветского движения сторонников мира. Однако в политическом языке XIX и начала ХХ в. голубь был прежде всего символом миротворческой дипломатии, а не пацифизма в собственном смысле слова.

Вплоть до начала XX в. голубь как вестник мира изображался всегда с оливковой ветвью и, как правило, в соседстве с другими визуальными символами. Важным шагом на пути его превращения в совершенно самостоятельную, универсальную и легко узнаваемую политическую эмблему стало его появление на почтовых марках1.

В 1919 г. в Японии была выпущена серия марок в ознаменование Версальского мира. На двух из них изображен белый голубь без атрибутов, но ветви оливы представлены в орнаменте; на двух других он сидит на оливковой ветви [рис. 1].

Рис. 1. Японская марка в ознаменование окончания Первой мировой войны (1919)

1 Обширное собрание таких марок представлено на сетевом форуме филателистов «Голуби как символы мира» [Doves As Symbols ... ].

На швейцарской марке, выпущенной к Женевской конференции по разоружению 1932 г., голубь с оливковой веткой в клюве сидит на сломанном мече [рис. 2]. На французской марке 1934 г. (худож. Ж.Г. Даранье) голубь в полете держит в клюве большую оливковую ветвь.

Рис. 2. Почтовая марка Швейцарии в честь конференции по разоружению в Женеве

(1932)

По случаю Дня Лиги Наций, отмечавшегося в Голландии 18 мая 1932 г., была выпущена марка, известная под названием «Печать мира» (нидерл. Vredeszegel). Голубь вписан здесь в гексаграмму, от которой исходят к земле по пяти лучей с двух сторон [рис. 3]. В описаниях марки гексаграмма именуется «звездой мира», а лучи толкуются как сияние звезды над пятью континентами. Голубь изображен анфас, с раскинутыми крыльями, без ветви. В таком виде это уже не голубь из ковчега, а символ Св. Духа, от которого на иконах часто исходит сияние. (Автор дизайна марки П.А.Х. Хофман много работал в области религиозного искусства.) Наименование «Печать мира», возможно, отсылает к масонскому символу «Печать Соломона»: гексаграмма, вписанная в круг.

Рис. 3. Почтовая марка «Печать мира» (Голландия, 1932)

Довоенная советская печать

В декабре 1919 г. «белый» публицист писал о советско-эстонских переговорах в Юрьеве (Тарту): «Голубь мира, прилетев из Москвы и побывав в Юрьеве, невольно для себя превратился в живого носителя заразы. <...> Ему невдомек, что изворотливый, жестокий ум московского коршуна стремится использовать его как агента "мировой революции"» [Бережанский, 1919].

В советской печати вплоть до середины 1930-х годов голубь мира скорее чужая эмблема, за которой кроется милитаристская сущность буржуазного строя. В стихотворении Валерия Брюсова «Над картой Европы 1922 г.» образ голубя мира служит обличению взаимной вражды в послеверсальской Европе:

Где мечты? Везде пределы, Каждый с каждым снова враг; Голубь мира поседелый Брошен был весной в овраг.

Это - Крон седобородый Говорит веками нам: Суждено спаять народы Только красным знаменам.

[Брюсов, 1922, с. 60]

На карикатуре в «Правде» от 1 января 1927 г. голубь с оливковой ветвью в клюве парит над лесом штыков, на котором написано «Капитализм». Текст: «Странно, я так популярен здесь, и, несмотря на это, не могу найти места для отдыха». Отметим, что тот же образ встречался в передовице английской газеты, опубликованной незадолго до Крымской войны: «Голубь мира едва ли смог бы слететь с неба, не наткнувшись на острие штыка» [Peace at ..., 1853, p. 98].

Под саркастическим заглавием «Голуби мира» были изданы очерки и репортажи Ивана Микитенко о Западной Европе (1929-1930).

Настороженное отношение к эмблеме вытекало из тогдашнего отношения коммунистов к пацифизму. На VI конгрессе Коминтерна (1928) было предложено вести «самую ожесточенную политическую и

пропагандистскую борьбу против пацифизма» [Мир / Peace, 1993, с. 255]. А в статье «Огонька» о Женевской конференции по разоружению 1932 г. говорилось: «Пацифистский яд струится из речей делегатов капиталистических стран, <...> из передовых статей и корреспон-денций "демократической", фашистской и социал-фашистской печати» [Зверев, 1932, с. 10].

Тем не менее Советский Союз принял активное участие в Женевской конференции, а два года спустя, после прихода Гитлера к власти, вступил в Лигу Наций. Теперь уже Коминтерн считал необходимым «вовлечение пацифистских организаций и их сторонников в ряды единого фронта борьбы за мир» (Резолюция VII конгресса Коминтерна от 20 августа 1935 г.) [Мир / Peace, 1993, с. 256].

На плакате «Фашизм - это война» (1936, худож. В. Дени и Н. Долгоруков) немецкий фашист в образе обезьяны пронзает штыком голубя. Стихотворный текст Демьяна Бедного начинался со слов: «Штыком пронзенный "голубь мира" - / Фашистских планов первый шаг» [Бедный, 1957, с. 337].

В годы Великой Отечественной войны символика голубя мира временно уходит из советской печати. Стоит, однако, отметить неожиданное - квазирелигиозное - использование «голубиной» символики у Демьяна Бедного, автора множества антирелигиозных агиток. 9 января 1943 г. в «Комсомольской правде» появилось его стихотворение «Месть» с подзаголовком «Легенда». Здесь убитый под Сталинградом мальчик превращается в мстителя, «воскрешенного любовью народной»; по ночам он встает из могилы и идет навстречу немецкому фронту. Мальчик отмечен особым знаком: «Белый голубь сидит / На плече его левом». Фашистские пули его не берут, и врагов охватывает мистический ужас - всюду является перед ними «мальчик с голубем белым на левом плече» [Бедный, 1957, с. 40].

Между тем белый голубь - обычный символ Св. Духа, а также чистой (праведной) души. На Цареградский иконе Божьей Матери, известной на Руси во множестве позднейших списков, младенец Иисус держит белого голубя в левой руке. Тот же сюжет изображен на Коневской иконе (XIV в.); отсюда ее второе название - Голубицкая.

Современная политическая эмблема

В 1945-1947 гг. голубь многократно изображался на марках как символ установления мира. Такие марки были выпущены в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Румынии, Болгарии, Корее, Иордании, Бразилии. К открытию Парижской мирной конференции (июль 1946) во Франции была выпущена серия из двух марок. На одной из них девушка держит голубя без ветви, а ветка представлена в орнаменте; на другой раскрытые ладони выпускают голубя в полет, и это первое известное нам изображение голубя мира без мотива оливковой ветви. Однако стремительное распространение этой эмблемы по всему миру было связано прежде всего с движением сторонников мира, организованным СССР в 1949 г., и рисунками Пабло Пикассо, созданными в рамках этого движения.

Голубка Пикассо впервые появилась на плакате к I Всемирному конгрессу сторонников мира (Париж, апрель 1949 г.). Идея сделать голубя символом Конгресса не принадлежала Пикассо. Первым проектом плаката был рисунок Андре Фужерона «Раненый голубь» (La Colombe Poignardée), появившийся в печати в декабре 1948 г. Но Луи Арагон, увидев в мастерской Пикассо литографию голубя, сказал: «Вот наш плакат: голубь мира» [Orozco, 2018, p. 252]. Эта литография представляла собой реалистическое изображение голубя, сидящего на земле [рис. 4].

CONGRES MONDIAL DES PAKTiSAWS

DE LA PAIX

SAllT: PIEÏCI, 20it Ji ETiÎAVKli У>," PARIS

Рис. 4. Плакат к I Всемирному конгрессу сторонников мира (Париж, 1949)

На плакате Пикассо ко II Всемирному конгрессу сторонников мира (Шеффилд и Варшава, ноябрь 1950) изображен летящий голубь без ветви [рис. 5]. Несколько раньше Пикассо нарисовал плакат для Встречи франко-итальянской дружбы в Ницце за запрет атомного оружия (август 1950 г.). Здесь девушка держит голубя на ладони, а в центре плаката помещена оливковая ветвь. Этот голубь намного ближе к условному, эмблематическому, чем голуби на двух описанных выше плакатах.

Рис. 5. Рисунок Пикассо для плаката ко II Всемирному конгрессу сторонников мира

(Лондон, 1950)

На плакате к III Всемирному конгрессу сторонников мира (Вена, декабрь 1952) голубь парит над земным шаром. Автором плаката был испанский художник-коммунист Жозеп Ренау Беренгер.

В 1949-1952 гг. во многих социалистических странах были выпущены марки с голубем мира, чаще всего по мотивам плакатов Пикассо. На болгарской марке 1949 г. голубя с ветвью пускает в полет Сталин.

Популяризации этого образа способствовали всемирные фестивали молодежи и студентов. Голубь изображен на плакате Будапештского фестиваля (август 1949 г.), на эмблемах Берлинского, Бухарестского и Варшавского фестивалей (1951, 1953, 1955).

В советской печати голубь мира нередко именовался «голубем Пикассо». Со временем изображение голубя на рисунках Пикассо становилось все лаконичнее, приближаясь к графическому знаку. На рисунке 1957 г. голубь держит в клюве веточку с цветами (шелкография на шейном платке к Московскому фестивалю). На литографии, известной под названием «Голубой голубь» (декабрь 1961), летящий голубь изображен с оливковой веточкой [рис. 6]. На плакате к Все-

-4

мирному конгрессу за всеобщее разоружение и мир (Москва, 1962) голубь с оливковой ветвью сидит на груде сломанного оружия (образ, встречавшийся на швейцарской марке 1932 г.). Ныне «голубь (голубка) Пикассо» чаще всего ассоциируется с рисунком 1961 г.; многие из позднейших эмблем с голубем мира представляют собой вариации голубок Пикассо.

С 1950 г. движение сторонников мира начинает использовать голубой флаг с белым голубем; нередко он именуется «флагом мира». Упоминания о нем встречаются вплоть до нашего временихотя этот флаг, по-видимому, так и не стал официальным символом движения.

Судя по частоте упоминаний в советской печати (согласно электронной базе East View), с 1949 г. голубь мира становится в ряд таких символов, как красная звезда или серп и молот. На местных выборах 1951-1952 гг. в Италии голубь мира фактически заменил серп и молот в качестве символа ряда коммунистических и социалистических групп [Mariuzzo, 2010, p. 30]. Этот феномен отмечен в романе чешского писателя Милана Кундеры «Бессмертие» (1990): «...Все, что осталось от Маркса, уже давно являет собою <... > лишь ряд суггестивных образов <...> (улыбающийся рабочий с молотом, белый человек, держащий за руку желтого и черного, голубь мира, взмывающий в поднебесье <...>)» [Кундера, 1994, с. 57]. «Маркс» здесь - метонимия позднеком-мунистической идеологии; самому Марксу символ голубя мира был чужд.

Рис. 6. Литография Пикассо «Голубой голубь» (1961)

1 Этот флаг использовался, например, в Волгограде 21 сентября 2019 г., в ходе акции по случаю международного Дня мира.

В постсоветской России образ голубя мира утрачивает связь с коммунистической символикой. 16 апреля 2003 г. в московском храме Христа Спасителя состоялась антивоенная благотворительная акция «Путем мира, а не силой оружия». Поводом для нее стала война в Ираке, а основными лозунгами: «Мы знаем, что такое война», «Сегодня промолчим - завтра будет поздно», «Мир без войны». Здесь же была вручена премия «Голубь мира» патриарху Алексию II, председателю Госдумы Г. Селезневу и врачу Л. Рошалю \

В 2005 г., на 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, в Мраморном зале Московского вокзала (Петербург) установили памятный знак «Голубь мира»: позолоченный голубь с оливковой ветвью в клюве держит в лапах свиток с печатью города. В надписи на вделанной в стену доске пояснялось: «Голубь - древний символ мира и согласия, вестник благих замыслов и добрых свершений».

28 июля 2012 г. в Бендерах (Приднестровье) был установлен памятный знак в честь миротворческого контингента РФ: голубь мира с оливковой ветвью взлетает с острия меча, а помогают ему руки миротворца.

***

Просоветское движение сторонников мира предполагало, что угроза миру исходит исключительно со стороны Запада, и прежде всего со стороны США. Противники СССР утверждали обратное. «...Уверяют, будто голубка мира напоминает пресловутого троянского коня», - сообщал Илья Эренбург в «Открытом письме писателям Запада» («Литературная газета», 5 апреля 1950 г.) [Эренбург, 1986, с. 279]. Он, вероятно, имел в виду выражение «троянский голубь», появившееся не позднее 1949 г. (фр. la colombe de Troie, нем. die Trojanische Taube, англ. Trojan dove). В политической пропаганде этот образ использовался уже в начале Второй мировой войны. На карикатуре «Деревянный голубь», опубликованной в лондонском «Панче» от 27 дек. 1939 г., Гитлер с Герингом стоят у подножия огромного голубя, установленного на танковых гусеницах; из амбразуры его деревянной обшивки торчит пушка.

1 Премия была учреждена международным общественным фондом «Мир без войны», о деятельности которого больше ничего не известно.

На плакате французской антикоммунистической организации «Мир и свобода» (1950) бронированный голубь с оливковой веточкой в клюве и серпом и молотом на оперении несет атомную бомбу. Подпись: «Голубь, который ВЗРЫВАЕТ» (La colombe qui fait BOOM) [рис. 7]. На другом плакате с той же подписью изображен танк в виде белого голубя с советской символикой. На плакате под названием «Мерзкий голубок» (Jojo la colombe, 1952) изображен Сталин в виде бандита. В правой руке у него табличка с надписью «Мир», в левой -устрашающий боевой цеп с шипами, белый голубь на поводке привязан к его поясу.

Рис. 7. «Голубь, который ВЗРЫВАЕТ», французский плакат (1951)

Те же образы использовались в коммунистической печати по отношению к западному блоку. Левая итальянская газета II Рае8е публиковала карикатуры, на которых президент США Гарри Трумэн в виде охотника целится в голубя мира [Магш220, 2010, р. 32]. (Этот карикатурный сюжет восходит к XVIII в.) «Премьер-министр Франции г. Бидо взял на себя нелегкий труд - перекрасить мрачный фасад агрессивного Атлантического блока в идиллические миролюбивые тона, - писала "Литературная газета" в 1950 г. - Отныне символом этого блока, уверяет г. Бидо, должно быть изображение голубя. <...> Его "голубь мира" держит в клюве не пальмовую ветвь1, а атомную бомбу» [Мдивани, 1950].

В сугубо позитивном контексте голубь мира с атомной бомбой изображен на карикатуре Карла Сомдала «Сохраняя лицо», опубликованной через несколько дней после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки («Чикаго трибюн», 12 августа 1945 г.). В клюве у голубя оливко-

1 О смешении пальмовой ветви с оливковой см. ниже, в разделе «Пальмовая ветвь и радуга мира».

вая ветвь, на крыльях написано «Мир», устрашенный японец в окопе выбрасывает белый флаг капитуляции [рис. 8]. С этой карикатурой неожиданно перекликается замечание И.В. Курчатова в ноябре 1955 г., после испытания в СССР мощной водородной бомбы: «Теперь война невозможна. На корпусе каждой водородной бомбы следует нарисовать голубя мира» (по воспоминаниям Л.В. Альтшулера) [Аль-тшулер, 2011, с. 437].

Рис. 8. Карл Сомдал, карикатура «Сохраняя лицо» (1945) (фрагмент)

***

Варлам Шаламов заметил: «Голубь мира, рисованный Пикассо, -это ведь сознательно выбранная заправилами движения церковная эмблема с тем, чтобы не оттолкнуть религиозных людей, которых еще так много, а им, организаторам, - все равно» (письмо к Н.А. Кастальской, конец 1955 г.) [Шаламов, 2004, с. 563].

Шаламов был не вполне точен; как мы видели, голубь и до Пикассо нередко использовался в качестве светской эмблемы. По мере своего распространения символ голубя мира все больше утрачивал связь с христианской традицией. Стокгольмское воззвание 1950 г. с требованием запрета ядерного оружия адресовалось «всем людям доброй воли всего мира». В оригинале, написанном Ф.Ж. Кюри по-французски, - hommes de bonne volonté; этот оборот взят из традиционного (католического) перевода Нового Завета. Связь этого выражения со славословием ангелов при рождении Иисуса (Лк. 2:14) наиболее ясно осознавалась в католических странах, а всего менее - в СССР. С 1949 г. в СССР становятся обычными лозунги «Мир - миру!» (с 1951 г. - «Ми-

ру - мир!») и «Мир всему миру». Их связь с православной Великой ектенией [см.: Душенко, 2019, с. 358-359] также не осознавалась огромным большинством населения.

Тем не менее на исходе 1960-х годов Всеволод Кочетов, писатель-коммунист сталинской закалки, подверг символ голубя мира критике за его пацифизм и его религиозные корни. Один из героев памфлетного романа Кочетова «Чего же ты хочешь?» (1969) наставляет сына: «Вы беспечны, вы слишком поверили сиренам миролюбия - и зарубежным, и нашим отечественным. Эмблемой вашей стал библейский голубь с пальмовой ветвью в клюве. Кто только вам его подсунул вместо серпа и молота? Голубь - это же из Библии, он не из марксизма» [Кочетов, 1969, с. 68].

Живые голуби как символ

Живые голуби в качестве символа мира появились на Олимпийских играх. Олимпийское движение задумывалось как миротворческое. Уже на I Играх в Афинах (1896) кто-то выпустил в воздух белых голубей, когда победитель марафона, Спиридон Луис, пересекал финишную черту. Символическое значение этой акции неясно1; церемониал Игр ее не предусматривал. Сообщения о том, что голубей выпускали на церемонии открытия или закрытия Афинских игр, по-видимому, недостоверны [Young, 2003, p. 153, 229]. На следующих Играх (Париж, 1900) голубей выпускали лишь для того, чтобы стрелять по ним из винтовки в ходе состязаний.

Официальным ритуал выпускания голубей стал на церемонии открытия Олимпиады в Антверпене (1920). После минуты молчания в память спортсменов, погибших в Первой мировой войне, в небо запустили две тысячи голубей, к лапкам которых были привязаны разно-

1 В популярной литературе встречается утверждение, будто в Античности голубей использовали для сообщения о победителях Олимпийских игр. По-видимому, единственный такой случай описан у Клавдия Элиана («Пестрые рассказы», IX, 2), причем Элиан не уверен в его достоверности. «Какое-то видение, говорят, в тот же день возвестило отцу Тавростена, жившему в Эгине, о победе сына в Олимпии. По словам других, юноша взял с собой голубку <...> а после своей победы повязал ей красную тряпочку и выпустил птицу на свободу. Она устремилась к птенцам и за один день проделала путь <...> в Эгину» [Элиан Клавдий, 1963, с. 67].

цветные ленты. При открытии Берлинской Олимпиады 1936 г. было выпущено уже 30 тыс. голубей. Этот ритуал был упразднен после того, как несколько голубей сгорели в чаше с олимпийским огнем при открытии игр в Сеуле (1988). На зимней Олимпиаде в Турине (2006) голубь мира был сложен из тел акробатов в белом.

На уличном параде 21 октября 1946 г. в честь открытия Первого Каннского кинофестиваля Советский Союз представляла колесница, на которой высилась сотканная из цветов Кремлевская башня. Когда колесница проезжала мимо главной трибуны, из башни вылетели 16 белых голубей. По словам режиссера Ф. Эрмлера, «все газеты мира писали <... > что было бы хорошо, если [бы] эти белые голуби - символ шестнадцати советских республик1 - сели на зеленые столы Мирной конференции в Париже» [Эрмлер, 1947, с. 170].

С 1951 г. выпускание белых голубей становится обычным элементом программы фестивалей молодежи и студентов. Для фильма-репортажа о Берлинском фестивале («Мы за мир», 1951) была написана получившая широкую известность песня «Летите, голуби» (слова М. Матусовского, муз. И. Дунаевского):

Летите, голуби, летите, Для вас нигде преграды нет. Несите, голуби, несите Народам мира наш привет.

Апофеозом этого ритуала стал Московский фестиваль 1957 г. На церемониях его открытия и закрытия на стадионе «Лужники» было выпущено 25 тыс. белых голубей2, что потребовало двух лет подготовки. Позднее выпускание голубей практиковалось на самых различных мероприятиях и празднествах, вплоть до нашего времени, в частности, по случаю международного Дня мира (21 сентября). 24 июня 2020 г. в 12:00 по всей стране были выпущены тысячи голубей в ознаменование годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

В 1995 г. православное общество «Радонеж» предложило выпускать белых голубей после литургии в праздник Благовещения

1 Включая Карело-Финскую, которая тогда имела статус союзной.

2 Называлась также цифра 34 тыс. (по числу участников) и более высокие цифры.

(7 апреля / 25 марта по ст. стилю). С этого времени после литургии в Благовещенском соборе Кремля патриарх выпускает голубей со ступенек собора [рис. 9]. То же происходит во многих других храмах. Представители общества «Радонеж» утверждали, что возрождают старый обычай, забытый в годы советской власти [Бубенцова, 2015].

Рис. 9. Патриарх Алексий II выпускает голубей после литургии в Благовещенском соборе Кремля (1998). Фото Сергея Власова

В России и других восточнославянских странах птиц на волю выпускали во время весенних праздников - чаще всего на Благовещение, а в некоторых местностях на Пасху [Зеленин, 2004]. В известном стихотворении Пушкина «На волю птичку выпускаю...» (1823) под «светлым праздником весны» имеется в виду Пасха. Однако прежде этот обычай не был церковным и не связывался с «голубиной» символикой. Выпускали на волю небольших певчих птиц - чижей, синиц, щеглов, жаворонков и т.д. Алексий II, хорошо знакомый с этим обычаем, вместе с голубями выпускал на волю и семь синичек.

Этот обряд, вероятно, дохристианского происхождения; его аналоги известны во многих культурах. Согласно одному из сохранившихся заговоров эпохи Новоассирийского царства (Х-У1 вв. до н.э.), в первый день нового года, который в Месопотамии обычно приходился на март по юлианскому календарю, нужно было выпустить на волю голубя и голубку. «В основе обряда - магическое тождество: как человек выпускает птиц из несвободы, так боги и вышестоящие инстанции выпускают благо человека из зажатых кулаков» [Емельянов, 2012, с. 102].

В России под влиянием христианства этот обычай нередко истолковывался как символ освобождения души: «... получившая из твоих рук свободу птица станет твоим предстателем перед Богом» [Никитина, 2006, с. 225; цит. по: Емельянов, 2012, с. 109].

Выбор «Радонежем» голубя вместо певчих птиц был, конечно, продиктован прежде всего тем, что в иконографии белый голубь символизирует Св. Дух, в том числе в сценах Благовещения. Но идея использовать живых голубей в качестве символа возникла, как можно предположить, не без влияния советского обычая выпускать голубей в качестве вестников мира.

Пальмовая ветвь и радуга мира

На современных эмблемах миротворчества иногда изображается голубь с пальмовой ветвью, а в описаниях старинных изобразительных сюжетов оливковая ветвь порой именуется пальмовой. Это результат контаминации различных символов.

В Античности пальмовая ветвь - символ победы, и уже следствием победы является мир, заключенный на условиях победителя. Эта символика сохраняла актуальность вплоть до XIX в. Один из барельефов Триумфальной арки в Париже представляет собой аллегорию Прессбургского мира (1805); богиня победы Ника изображена здесь с пальмовой ветвью в руке.

В Новом Завете пальмовая ветвь знаменует въезд Иисуса в Иерусалим, когда «множество народа <...> взяли пальмовые ветви» и вышли ему навстречу» (Ин. 12:13), т.е. встретили его как триумфатора. В Апокалипсисе «великое множество людей <...> из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9). Здесь ветви толкуются обычно как символ победы над дьяволом или духа над плотью. В иконографии они также могли символизировать рай и вечную жизнь.

В повествовании о потопе «знамением завета» названа радуга (Быт. 9:13). В качестве знака примирения Бога с людьми она нередко упоминалась в богословии. В христианской иконографии радуга изображалась вместе с голубем, хотя этот сюжет был довольно редок. На мозаичном своде ортодоксального баптистерия Равенны (2-я пол. V -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начало VI в.) изображено крещение в Иордане; на Иисуса слетает голубь, а вверху раскинулась радуга. На мозаике в венецианском соборе Св. Марка (Х1-ХП вв.) голубь вылетает из ковчега, над которым раскинулась радуга [рис. 10].

Рис. 10. Ной и его семья выходят из ковчега. Мозаика Собора Св. Марка (Венеция, XI-XII вв.)

Ранним и уникальным по замыслу примером изображения радуги как миротворческого символа служит российская наградная медаль «В память Ништадтского мира» (1721). Над Ноевым ковчегом летит голубь с масличной ветвью в клюве1; силуэты Петербурга и Стокгольма на заднем плане соединены радугой, над радугой надпись: «Союзом мира связуемы». Кроме наградной, были изготовлены и памятные медали с тем же изображением. На них надписи сделаны на латыни, в том числе: Neopoli post belli in septentrione diluvium -«В Ништадте после потопа Северной войны».

С конца XVII в. в европейских языках появляется выражение «радуга мира» (фр. l'arc de la paix, нем. der Bogen des Friedens, англ. the bow of peace). Первоначально оно использовалось в сугубо религиозном контексте, а затем также и в политическом. Символика радуги, олицетворяющей «дражайший, вселюбезный Мир», занимает видное место в оде Василия Петрова «На торжество мира 1793 года» [Петров, 1811, с. 117]. О «радуге мира» говорилось в стихотворении Державина «Радуга», написанном в разгар войны с Наполеоном (1806) [Державин, 1987, с. 365]. В канун Парижского конгресса 1856 г., положившего конец Крымской войне, «Северная пчела» писала: «На горизонте

1 В описаниях медали говорится о «пальмовой ветви», но это ошибка.

277

показалась радуга мира, приветствуемая всеми друзьями цивилизации...» [цит. по: Маркс, Энгельс, 1958, с. 622]. Во всех этих случаях радуга - символ миротворчества, но не пацифизма.

Зато у французского социалиста Жана Жореса радуга мира выступает именно в качестве пацифистского символа: «Война - это однообразие, монотонность, угрюмость; "Радуга мира" со всеми ее переливами разнообразнее, чем кричащий контраст между черной грозовой тучей и молнией» («Мир и социализм», 1905) [Jaurès, 1931, p. 259].

В советской печати упоминания о радуге мира появляются в послевоенные годы - разумеется, без религиозных коннотаций: «Когда-то радуга считалась в народе знаком надежды. Прошла война, недолго стояла радуга мира над сожженной землей <...>» (В. Шкловский, «В некотором государстве...», 1948) [Шкловский, 1985, с. 227]; «...Чтобы радуга мира всегда, вечно озаряла жизнь человечества» [Ермилов, 1950, с. 217].

К III Всемирному конгрессу сторонников мира (Вена, 1952) Пикассо создал плакат с изображением голубя, летящего над радугой. Этот плакат не был принят организаторами. Голубь над радугой появился лишь на плакате Пикассо, который французская компартия выпустила к Парижской встрече в верхах по разоружению в мае 1960 г. [Orozco, 2018, p. 267]. У Пикассо радуга уже не «знамение завета», а символ единства народов мира.

Та же идея - многоцветие как символ единства человечества - реализована на плакате Пикассо для Берлинского фестиваля молодежи (1951). Здесь голубь, летящий с веточкой в клюве, окружен четырьмя профилями - белым, черным, красным и желтым. Символом Московского фестиваля (1957) стал, наряду с голубем, земной шар с пятью разноцветными лепестками-континентами (худож. К. Кузгинов). Этот образ был подсказан олимпийской эмблемой, предложенной Пьером де Кубертеном в 1913 г., - пять переплетенных олимпийских колец. По мысли де Кубертена, цветные кольца в сочетании с белым фоном объединяли цвета различных национальных флагов. После Второй мировой войны кольца стали истолковывать как символ единства пяти континентов.

На плакатах Пикассо радуга семицветная. Такой ее стали представлять себе лишь после Ньютона; в старинной иконографии радуга

трех- или четырехполосная. В последние десятилетия семь цветов радуги часто соседствуют с голубем мира. С 1978 г. семицветная радуга и голубь мира изображаются на борту судов Rainbow Warrior («Воин радуги»). Они принадлежат организации Greenpeace, боровшейся, в частности, против испытаний ядерного оружия в Тихом океане. Этот символ нередко ошибочно смешивают с символом ЛГТБ-сообщества -шестиполосным радужным флагом, принятым в качестве международного в 1985 г.

Исследования

Душенко К.В. Русская история в изречениях и цитатах: 2300 цитат от призвания варягов до наших дней : справочник. - Москва : Азбука-Аттикус, 2019. - 543 с.

Емельянов В.В. Ассиро-вавилонский обряд выпускания птиц (дополнение к статье В.К. Шилейко «Родная старина») // Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени. - Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2012. - С. 99-110.

Зеленин Д.К. Выпускать птиц на волю // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. - Москва : Индрик, 2004. - С. 237-242.

Никитина А.В. Благовещенские обычаи с птицами у русских и болгар // «Морфология праздника» : К 110-летию со дня рождения В.Я. Проппа : Доклады научной конференции 12-14 мая 2005 г. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2006. -С. 219-232.

MariuzzoA. Stalin and the Dove: Left Pacifist Language and Choices of Expression between the Popular Front and the Korean War (1948-1953) // Modern Italy. - [Cambridge], 2010. - Vol. 15, N. 1, February. - P. 21-35. - DOI: 10.1080/13532940903375373.

OrozcoM. Picasso Lithographer and Activist. - 2018. - 423 p. - URL: https://www.academia.edu/36544351/Picasso_lithographer_and_activist (дата обращения: 5.05.2022).

YoungD.C. The Modern Olympics: A Struggle for Revival. - Baltimore ; London : Johns Hopkins University Press, 2003. - 272 p.

Источники

Альтшулер Л.В. Экстремальные состояния Льва Альтшулера : избр. труды, документы, воспоминания / под ред. и с предисл. Б.Л. Альтшулера, В.Е. Фортова. -Москва : Физматлит, 2011. - 615 с.

Бедный Д. Стихотворения и поэмы. - Москва : Сов. писатель, 1957. - 416 с.

Бережанский Н. Голубиная контрабанда // Сегодня. - Рига, 1919. - 9 дек. - С. 1.

Брюсов В.Я. Дали: Стихи 1922 года. - Москва : Гос. изд-во, 1922. - 87 с.

Бубенцова Н. «Сейчас вылетит птичка» // Сайт prichod.ru. - 2015. - 07.04. - URL: https://prichod.ru/parishioners-on-the-feasts/bogoroditsa/21246/ (дата обращения: 5.05.2022).

Державин Г.Р. Сочинения. - Москва : Худож. лит., 1987. - 502 с.

Ермилов В.В. Советская литература - борец за мир // Новый мир. - Москва, 1950. -№ 10. - С. 180-234.

Зверев М. Женева в кругу противоречий // Огонек. - 1932. - № 6, 29 фев. - С. 1011.

Кочетов В.А. Чего же ты хочешь? // Роман-газета. - Москва, 1969. - Октябрь, № 9. - С. 11-136.

Кундера М. Бессмертие : роман / пер. Н. Шульгиной // Иностранная литература. -Москва, 1994. - № 10. - С. 5-162.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 30 т. - Изд. 2-е. - Москва : Политиздат, 1958. -Т. 11. - 787 с.

Мдивани Г. Генерал Брэди и компания // Литературная газета. - 1950. - 19 апр. -

С. 4.

Мир / Peace: Альтернативы войне от античности до конца второй мировой войны. Антология. - Москва : Наука, 1993. - 348 с.

Петров В.П. Сочинения. - Санкт-Петербург : Медицинская тип., 1811. - Ч. 2. -275 с.

Шаламов В. Т. Воспоминания, записные книжки, переписка, следственные дела. -Москва : Эксмо, 2004. - 1066 с.

Шкловский В.Б. За 60 лет: работы о кино. - Москва : Искусство, 1985. - 572 с.

Элиан Клавдий. Пестрые рассказы / пер. С.В. Поляковой. - Ленинград : Изд-во АН СССР, 1963. - 185 с.

Эренбург И. Собрание сочинений : в 8 т. - Москва : Худож. лит., 1986. - Т. 6. -621 с.

Эренбург И. Люди, годы, жизнь: воспоминания : в 3 т. - Москва : Сов. писатель, 1990. - Т. 1. - 634 с.

Эрмлер Ф. Париж и Канны (Заметки участника кинофестиваля) // Звезда. - Ленинград, 1947. - № 1. - С. 169-173.

Doves As Symbols Of Peace [Сетевой форум ]. - URL: https://www.stampcommunity.org/topic.asp?T0PIC_ID=50970&whichpage=1 (дата обращения: 5.05.2022).

Jaurès J. Œuvres: La paix menacée (1903-1906). - Paris : Rieder, 1931. - 476 p.

Peace at any Price: [Editorial] // Eliza Cook's Journal. - London, 1853. - № 215, June 11 th. - P. 97-99.

References

Dushenko, K.V. Russkaya istoriya v izrecheniyah i citatah: 2300 citat ot prizvaniya varyagov do nashih dnej. Spravochnik [Russian history in sayings and quotations: 2300 quotations from the calling of the Varangians to the present day. Reference Book]. Moscow, Azbuka-Attikus Publ., 2019, 543 pp. (In Russ.)

Emel'yanov, V.V. Assiro-vavilonskij obryad vypuskaniya ptic (dopolnenie k stat'e V.K. Shilejko «Rodnaya starina») [Assyro-Babylonian Rite of Release of Birds (addition to the article by V.K. Shileiko "Native antiquity")]. In Bestiarij II. Zoomorfizmy Azii:

dvizhenie vo vremeni [Bestiary II. Asian Zoomorphisms: Movement in Time]. Saint Petersburg, MAE RAN Publ., 2012, pp. 99-110. (In Russ.)

Mariuzzo, A. Stalin and the Dove: Left Pacifist Language and Choices of Expression between the Popular Front and the Korean War (1948-1953). In Modern Italy. [Cambridge], 2010, vol. 15, no. 1, February. pp. 21-35. DOI: 10.1080/13532940903375373.

Nikitina, A.V. Blagoveshchenskie obychai s pticami u russkih i bolgar [Annunciation Customs with Birds among Russians and Bulgarians]. In «Mofologiya prazdnika». K 110-letiyu so dnya rozhdeniya V. Ya. Proppa. Doklady nauchnoj konferencii 12-14 maya 2005 g. ["Holiday Morphology". To the 110 th Anniversary of the Birth of V. Ya. Propp. Reports of the Scientific Conference May 12-14, 2005]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo S.-Peterburgskogo universiteta Publ., 2006, pp. 219-232. (In Russ.)

Orozco, M. Picasso Lithographer and Activist. © 2018, 423 pp. URL: https://www.academia.edu/36544351/Picasso_lithographer_and_activist (accessed 5 May 2022).

Young, D.C. The Modern Olympics: A Struggle for Revival. Baltimore; London: Johns Hopkins University Press, 2003, 272 pp.

Zelenin, D.K. Vypuskat' ptic na volyu [Release Birds into the Wild]. In Zelenin D.K. Izbrannye trudy. Stat'i po duhovnoj kul'ture 1934-1954 [Selected Works. Articles on Spiritual Culture 1934-1954]. Moscow, Indrik Publ., 2004, pp. 237-242. (In Russ.)

Список иллюстраций

Рис. 1. Японская марка в ознаменование

окончания Первой мировой войны (1919). - URL: https://www.stampcommunity. org/uploaded/Kris%20Rascher/20160922_Scannen0002_opt3.jpg

Рис. 2. Почтовая марка Швейцарии в честь конференции по разоружению в Женеве (1932). - URL: https://thumbs.dreamstime.com/z/divnoe-stavropol-territory-russia-postage-stamp-switzerland-world-disarmament-conference-geneva-peace-dove-broken-sword-186507757.jpg

Рис. 3. Почтовая марка «Печать мира» (Голландия, 1932). - URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/Postzegel_1933_vredeszegel.jpg

Рис. 4. Плакат к I Всемирному конгрессу сторонников мира (Париж, 1949). -URL: https://i.pinimg.com/564x/f0/79/a9/f079a9b4cfc48ae7e6c5470b335238c5.jpg

Рис. 5. Рисунок Пикассо для плаката ко II Всемирному конгрессу сторонников мира (Лондон, 1950). - URL: http://picassolive.ru/wp-content/uploads/2012/12/Pablo-Picasso_La-Colombe-en-Vol_1950.jpg

Рис. 6. Литография Пикассо «Голубой голубь» (1961). - URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/57/Pablo-picasso-blue-dove.jpg

Рис. 7. «Голубь, который ВЗРЫВАЕТ», французский плакат (1951). - URL: https://images.radio-canada.ca/q_auto,w_null/v1/ici-premiere/perso/histo-colombe-paix-et-liberte-propagande-anticommuniste.jpg

Рис. 8. Карл Сомдал, карикатура «Сохраняя лицо» (1945) (фрагмент). - URL: https://historymartinez.files.wordpress.com/2017/02/dove-with-bomb.jpg

Рис. 9. Патриарх Алексий II выпускает голубей после литургии в Благовещенском соборе Кремля (1998). Фото Сергея Власова. - URL: https://foto.patriarchia.ru/patriarch/svyateyshiy-patriarkh-moskovskiy-i-vseya-rusi-aleksiy-ii/fotografii-svyateyshego-patriarkha-moskovskogo-i-vseya-rusi-aleksiya-ii-raznykh-let/

Рис. 10. Ной и его семья выходят из ковчега. Мозаика Собора Св. Марка (Венеция, XI-XII вв.). - URL: https://lutheranreformation.org/wp-content/uploads/2017/07/noah-and-rainbow.jpg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.