Научная статья на тему 'Символика деревьев в традиционной культуре славян: бузина (род Sambucus L. )'

Символика деревьев в традиционной культуре славян: бузина (род Sambucus L. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1994
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВЯНСКАЯ ЭТНОБОТАНИКА / ФОЛЬКЛОР / МИФОЛОГИЯ / БУЗИНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агапкина Т. А.

The article treats a mythopoetic concept of elder and its magical use in Slavic traditional culture. It is stated that the Slavic beliefs and rituals have many similarities with the German ones.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tree Symbolism in Slavic Folk Culture: Elder (Sambucus L.)

The article treats a mythopoetic concept of elder and its magical use in Slavic traditional culture. It is stated that the Slavic beliefs and rituals have many similarities with the German ones.

Текст научной работы на тему «Символика деревьев в традиционной культуре славян: бузина (род Sambucus L. )»

ТЛ.Агапкина

(Институт славяноведения РАН, Москва)

Символика деревьев в традиционной культуре славян: бузина (род Sambucus L.)

Abstract:

Agapkina T.A. Tree Symbolism in Slavic Folk Culture: Elder (Sambucus L.)

The article treats a mythopoetic concept of elder and its magical use in Slavic traditional culture. It is stated that the Slavic beliefs and rituals have many similarities with the German ones.

Ключевые слова: славянская этноботаника, фольклор, мифология, бузина.

Славянские верования и ритуалы, связанные с бузиной, на протяжении последних полутора веков не раз становились предметом научного описания и обсуждения. В этой связи важно сразу же отметить, что мифология бузины более всего развита у западных славян и украинцев (^е^^щественно на Карпатах), практически не выражена в Белоруссии и России, а у южных славян мифологические верования и ритуально-мсттеские практики, связанные с бузиной, немногочисленны и порой имеют свою специфику. Поэтому не случайно, что в силу особенностей распространения этих верований наиболее активно они изучались именно в странах Западной Славии. О бузине писали П. Соботка, Э. Ма-евский, Е. Колбушовский, К. Мошиньский и др.

Если внимательно взглянуть на весь корпус имеющихся сведений (отсаний ритуалов и магических практик, верований, фольклорных упоминаний), зафиксированных в славянских источниках, то окажется, что в целом ряде регионов Западной Славии бузина как бы продолжает немецкие традиции. Напомним, что у немцев бузина была объектом всеобщего почитания; считалось, что у каждого дома должен расти куст бузины; ей нельзя было причинять никакого вреда (корчевать, рубить, жечь) и т.д. Бузина наделялась целым рядом защитных функций: верили, что туда, где растет куст бузины, не бьет гром; коровам не угрожают ведьмы; в тени бузины можно спать, не боясь змей, оводов; она широко использовалась в народной медицине и т.д.1.

На западе Славии бузина в целом ряде случаев также выполняла функции домашнего опекуна: она охраняла дом и скотину от всего злого, приносила в дом счастье, оберегала от пожара, эпидемий, колдовства. Словенцы, подобно немцам, считали, например,

488

ТА Агапкина

что, обращаясь к бузине с просьбой об излечении от какой-™будь болезни, надо, стоя под деревом, снимать шляпу2.

Однако, наверное, самым важным свидетельством отношения к бузине как к благодетельному растению и одновременно основным объяснением этому является тот факт, что бузина нашла широкое применение в народной медицине западных славян и западных украинцев. При лечении чахотки, горячки, колтуна, рожи, лихорадки, зубной боли к бузине ходили и «переносили» на нее болезни. При лихорадке чехи, мораване и лужичане обращались к бузине в заговорах, которые основаны на мотивах отсылки болезни на бузину: «Beze, posílá шё Pán Búh k tobe, abys si ty mze vzal ze шё na sebe» [Бузина, посылает меня Бог к тебе, чтобы ты взяла с меня лихорадку]3. У южных славян бузина упоминалась в формулах невозможного, которые читали при лечении лихорадки (¿розница). В Кратово (^^кедония) больной отламывал молодую веточку бузины (bazga) и сажал ее в землю вверх ногами, говоря при этом: «Къко Ье OBbj бъзеу да се фане, Тъюу и мене грозница да ме фане!» [Как эта бузина примется, так и лихорадка меня схватит!]4.

С заговорами к бузине обращались и в случае других болезней. Подобно тому как в украинских заговорах дубу и березе предлагали побрататься с человеком, чтобы избавить ребенка от ночного плача, так в польских, при зубной боли, человек «^едла-гал дружбу» бузине: «Bzuniu, bzuniu, mój bratuniu, wyswatajmy si? i zaprzyj^nmy si?. Ja ci? strzeg? od ognia palenia, a ty mnie strzez od z?bów bolenia» [Бузина, бузина, мой брат, давай посватаемся и подружимся. Я буду стеречь тебя от сожжения огнем, а ты стереги меня от зубной боли], после чего давший такое обещание не должен был ни рубить, ни сжигать бузину5.

Широкое использование бузины в медицине, безусловно, опирается на ее реальные целебные свойства, о которых давно и хорошо известно. Однако традиция обращения к бузине в заговорах и ее применение в лечебных ритуалах, которое мы наблюдаем у славян, особенно западных, скорее всего продолжают соответствующие немецкие традиции. Не зря исследователи называли бузину «^вой аптекой немецких крестьян». Немцы ходили к бузине и читали под ней заговоры при чахотке, подагре, лихорадке, зубной боли, рожистом воспалении, глистах и др.6.

Сведения о почитании бузины у западных славян содержатся в некоторых ранних источниках; в частности, о ней упоминал польский проповедник-^оним (1-я пол. XV в.), сообщая, что «с^жит также бузина против уроков <порчи. - ТА. > и

Символика деревьев в традиционной культуре славян: бузина... 489

чар»7. И действительно, бузина часто выступала в роли апотро-пея (ею оберегали людей и скотину от нечистой силы, моровых болезней, покойников и др.), как и многие другие деревья славянского «деодэария». Примечательно в этом лишь одно: использование бузины в функции оберега несравненно уже и слабее, нежели ее применение в народной медицине, хотя с другими деревьями и кустарниками обычно бывает наоборот: их апотропейный узус значительно шире народномедицинского.

Бузина применялась как оберег в календарных обрядах. Ба-натские болгары втыкали бузину (трыибъз) в окна и двери в Ду-ховские праздники, чтобы в дом не могли проникнуть духи-«ре-сарете» или самодивы8. В Закарпатье, чтобы обнаружить ведьму, которая стремится навредить человеку или скотине в канун Юрьева дня, в течение года, с одного Юрья до следующего, советовали понемногу делать каждый день борону «з бзини». На следующий год хозяин должен был поборонить ею поле, после чего к нему обязательно пришла бы местная ведьма и поклонилась ему9. В регионе Средска (Косово) надежным оберегом от вампиров и ходячих покойников считали сам куст бузины, который многие семьи с этой целью выращивали около своих домов10.

Отношение к бузине как к полезному и благодетельному растению, своего рода почитание бузины сосуществует с восприятием ее как кустарника демонического, связанного с хтониче-ским началом, нечистыми духами и т.п. вещами. И основной причиной этого, по-ввдимому, являются верования, которые описывают бузину как место обитания демонов. Поляки Жешов-ского края связывали происхождение бузины непосредственно с дьяволом: они «уверяли... что bez означавт то же, что и bies. Тот первый бес, который выбрал. котловину [нитаемую Biesnik] для обитания, посеял столько бузины, чтобы она его охраняла»11. Поляки, кашубы, жители Западной Украины считали, что под бузиной, в ее корнях, а также в самом дереве живет демоническое существо (черт, bies, дьявол, сатана, zle, dywo, дШъко, didko и др.).

В других регионах Польши и Украины бузину считали местом обитания домашних духов, опекунов хозяйства, таких как ди-дух, skrzat, duszki и др. По словацкому поверью, в красной бузине живет pikulík - домашний дух, приносящий хозяевам деньги12. Кашубы рассказывали, что краснолюдки (krásnqta) - мелкие домашние духи-по^овители - обитают в том числе в саду под бузиной и насылают сыпь на детей, которые мочатся под такими кустами13. Свидетельства о демонах около бузины из регионов Южной Славии единичны. Так, например, сербы говорили, что во время ее

490

ТА Агапкина

цветения часто видят дьявола14.

Последствия подобной «ло^шизации» демонов вокруг бузины, на или под ней были довольно разнообразными, хотя и вполне ожидаемыми.

Во-первых, бузина воспринималась как своего рода «зона контакта» с демонами и духами. В Польше (Добшшская земля) под бузиной осуществляли обмен «подоинчи», подброшенного богинками или другими демоницами, на человеческое дитя: слегка побив «подаинчу», родители оставляли его под кустом бузины, откуда краснолюдки забирали его и куда возвращали человеческое дитя15.

Во-вторых, связь бузины с демоническим началом и сформировавшийся вследствие этого негативный ореол растения, по-видимому, объясняют и тот факт, что за бузиной «з^фепились» некоторые легендарные сюжеты, касающиеся драматических событий священной истории. Подобно осине на большей части восточнославянской территории, на западе Украины и в Польше бузина воспринималась как дерево, на котором повесился Иуда16.

Впрочем, негативные ассоциации бузины касались не только легендарных сюжетов. Ее демонический ореол, с одной стороны, и некоторые природные особенности, с другой, усиливая друг друга, провоцировали отрицательное отношение к бузине, проявляющееся в разных сферах и жанрах.

Способность бузины в естественных условиях легко дичать и быстро разрастаться, образуя целые заросли (в населенных пунктах, на кладбищах, вдоль дорог и на пустошах), на уровне верований приобретает символический смысл, и в результате бузина становится символом запустения, заброшенности. Украинцы Черниговщины полагали, что если бузина растет во дворе, значит дом в упадке или скоро опустеет: «Бузина как ст^е расти, дак там двор запустуе»17. В том же значении бузина упоминается в проклятиях, см. македонское: «Зова ти на огн>инггу никнула» Ртоб у тебя в очаге выросла бузина, т.е. чтобы опустел твой дом]18.

Причастность бузины к сфере хтонического (ср. дьявола, живущего под бузиной), возможно, проливает свет еще на две области, касающиеся мифологии бузины.

Подобно вербе, бузина связывается с водой, хотя эти верования, кажется, относятся только к южным славянам. Болгары, например, считали, что там, где растет бузина, можно рыть колодцы, так как вода недалеко19. На Балканах, в Боснии и других регионах Южной Славии ветки бузины черной, бузины красной, а

Символика деревьев в традиционной культуре славян: бузина... 491

также бузину травянистую широко использовали в обрядах вызывания дождя. Ими с ног до головы укутывали ряженых персонажей «додолу» или «пеперуду», а другие участиики обрядов держали в руках букетики бузины или были украшены ею.

Кроме того, бузина фигурирует в отдельных контекстах, имеющих отношение к смерти. В частности, из ее веток в Польше делали погребальные венки20. Лужичане считали, что, когда упоминавшийся выше демон bozaglos («глас божий»), обычно сидевший на ветках растущей у дома бузины, переселялся под этот куст, это предвещало близкую смерть кого-то из домочадцев21. Связь бузины со смертью в целом для славян нетипична, зато находит широкие параллели у немцев, где она считается деревом смерти. Веткой бузины измеряли гроб; у погонщика, который вез гроб, ветка бузины служила хлыстом; ветками бузины покрывали тело покойника; в Тироле перед гробом несли «^ишый, как жизнь» крест из бузины, который затем втыкали в могилу, и т.д.22.

Почтение к этому растению, с одной стороны, и исходящая от бузины опасность, с другой, вызвали к жизни запреты корчевать, реже рубить и еще реже сжигать бузину (а также ломать ее ветки, сжигать, спать или мочиться под ней и нек. др.), запреты, имеющие поистине тотальный характер и соблюдаемые везде, где хотя бы в малой степени была выражена, проявляла себя мифология этого растения. Последствиями их нарушения становились смерть, болезни, падеж скота, реже неурожай и другие несчастья. В польском и западноукраинском фольклоре известны многочисленные былички, описывающие то, что происходит с человеком, нарушающим один из таких запретов; лейтмотивом этих быличек становится «месть» бузины. Единственным спасением для пострадавших от бузины является возвращение срубленного, сломанного или выкорчеванного кустарника или его ветвей на прежнее место, см. в западноукраинской быличке: некий Андрий срубил бузину (бзину), так как собирался ставить забор: «так зараз руки стали деревом, що ни мп1 шчо робити. Тай казау зараз пшт роскидати, так тогда му зараз стало лекше»23.

Опасной близостью к нечистой силе объясняют и запрет что-либо строить на том месте, где растет бузина. В Закарпатье рассказывали о человеке, поставившем хлев там, где был куст бузины: Юн у Дашыт поставив си господар стодолу, тей на caмi середиш на тощ був корч бзиновий; так уже якось припало. А вш корч зрубав, як стодолу ставив. Ну, шчого. Поставили, уже все готове - аж ту ему кшька ночий раз по раз приходит щось вщь вти, уже певне не що як "той", бодай скамшв; серед

492

ТА. Агапкина

ночи приходит, тей каже: "Перекигни си стодолу, бо вмреш!" I зараз шдь той чьис таки ж^шса му вмерла, i двое дтш - звичайне: то вже нечиста справа. Тогда вшь спросив си господарш, тей пе-рекингули стодолу, аж той тж поминули - тей вже шчого му не робило»24.

Рассматривая мифологию и ритуальную практику, касающуюся бузины, нельзя обойти вниманием еще две сферы традиционной культуры, точнее, магии, в которых не обошлось без ее участия. Обе они стоят несколько особняком по отношению к основному корпусу верований и ритуалов.

Любовная магия. П. Соботка писал, что в славянском песенном фольклоре бузина символизирует замужество и чувственность. У чехов и словенцев к бузине девушки обращались во время гаданий о замужестве. Вечером на святки девушка шла к бузине, трясла ее и говорила: «Tresu, tfesu bez, ozvi se mi pes, kde muj mily jest» [Трясу, трясу бузину, отзовись, пес, оттуда, где мой милый]25. Словенцы считали, что в этот момент можно увидеть суженого в кусте бузины26. У словаков в любовной магии использовался огонь из семи щепок бузины27. Обращают на себя внимание и крайне редкие у славян ассоциации бузины с непристойным поведением. Так, чехи и словаки иногда называли потаскуху panna z bezu28; те же мотивы встречаются в детских дразнилках: «Baba leze do bezu, ja tam za ni polezu, kudy baba, tudy ja, budeme tam obadva» [Баба лезет на бузину, я полезу туда за ней, куда баба, туда и я, будем там вдвоем]29.

Неслучайно, что эти немногочисленные свидетельства, сосредоточенные на самом западе славянского мира (Чехия, Моравия, Словения), находят широкие параллели в германской традиции. Согласно «Словарю немецких суеверий», распутницам ветки бузины втыкали в окна в Духов день. Бузина часто упоминается в эротических песнях. Так же, как и славяне, немецкие девушки гадали: считалось, что если девушка в Фомин день потрясет куст бузины во время благовеста, то жених появится с той стороны, откуда в этот момент залает собака. В XVI в. в процессе против ведьм в Госларе (^^сняя Саксония) упоминалось заклинание, обращенное к цветущей бузине, с помощью которого можно было завоевать любовь мужчины, и т.д.30.

Вторая область, в которой проявляет себя бузина, - магия, связанная с общественными отношениями. Нам уже приходилось писать об украинских заговорах, в основе которых -упоминание о некоем преступлении, совершенном в прошлом31. Как правило, эти преступления восходят к событиям библейской

Символика деревьев в традиционной культуре славян: бузина... 493

или культурной истории (и связаны с сюжетами об Эдипе, Иуде, Каине и Авеле и т.п.). Смысл этих заговоров состоит в том, чтобы провести аналогию между преступлениями прошлого, которые, несмотря на тяжесть содеянного, якобы завершились для их участников благополучно, и текущими событиями, которые для того, кто читает этот заговор, также должны пройти без каких-отбо последствий. Например, чтобы выиграть судебный процесс, человек накануне отправлялся к кусту бузины, где один или с партнером разыгрывал такой, например, диалог: «Добридень to6í, бузино! Чи сколов брат брата? - Сколов. - Який суд судили? - Затрется, замнется, тай так минется»32.

Конечно, велик соблазн увидеть в этом и других подобных ему заговорах отражение демонической сущности бузины и связать их с дьяволом и другими демонами, которые обитают под ней. Однако едва ли это правомерно. Скорее имеет смысл указать на редкие примеры использования бузины в судебной магии, которые, возможно, свидетельствуют о каких-то глубоких, но до настоящего времени не известных нам способах ее магического применения. Так, жители Виленской губ. полагали, что, идя в суд, надо взять с собой ветку бузины, а также хлеба и соли, и тогда дело будет выиграно33. Немецкие адвокаты, по сообщению А. Фишера, еще в XIV в. брали с собой в суд палочки из бузины - «ut vincant

in causis» [доя победы в делах]34.

***

Мы уже упоминали, что бузина как культурный символ и инструмент магии известна славянам далеко не повсеместно. Основная область его распространения - Западная Славия и примыкающая к ней Западная Украина. Такая регионализация растительного символа в данном случае не мотивирована природными факторами (бузина растет повсеместно в зонах умеренного и субтропического климата, к которым относится большая часть территории расселения славян), что заставляет искать для ее объяснения внешние причины. Поэтому мы готовы согласиться с мнением тех исследователей (E. Majewski, K. Moszynski), которые усматривали в славянских верованиях и ритуалах, связанных с бузиной, немецкое влияние. И действительно: многие аспекты этого растительного символа как бы продолжают соответствующие немецкие верования (это и широкое применение бузины в народной медицине, и обращенные к ней заговоры, и запреты, и любовная магия). Однако куда важнее другое: не единичные совпадения, а общая конфигурация символа: присутствие под бузиной некоего духа или

494

ТА Агапкина

демона как причина почтительно-настороженного к ней отношения и соблюдаемых запретов; народномедицинское применение бузины, явно превосходящее ее использование в апотропеической магии, и т.д.

Вместе с тем нельзя не заметить и отличий, главное из которых состоит в том, что если в немецкой мифологии под бузиной и в ней самой обитают по преимуществу духи дерева, духи плодородия и иные благодетельные существа, то в западнославянской и западноукраинской - преимущественно дьявол и иже с ним. Такой смысловой сдвиг приводит к изменению общей оценки дерева, и бузина начинает восприниматься как источник опасности и заповедный объект, практическое использование которого сильно ограничено. Наконец, с бузиной оказываются связаны драматические сюжеты священной истории (^ежде всего повешение Иуды), она ассоциируется с запустением и хтоническими силами и в результате окончательно переходит в разряд пробитых деревьев. Мы склонны думать, что именно это имел в виду К. Мошиньский, когда сравнивал бузину с осиной, полагая, что их объединяет один и тот же тип верований35.

Примечания

1 Handwörterbuch des deutschen Aberglaubens / Hrsg. von H. Bächtold-Stäu-bli unter Mitwirkung von E. Hoffmann-Krayer. Berlin; Leipzig, 1927-1942. Bd 4. S. 261-275.

2 Rasla je jelka do neba. Zgodbe iz nasega ljudskega herbarija / Ur. Z. Smitek, M. Kropej, R. Dapit. Radovljica, 2012. N 29.

3 Grohmann J. V. Aberglauben und Gebräuche aus Böhmen and Mähren. Prag; Leipzig, 1864. Bd 1. S. 181.

4 Simic S. Narodna medicina u Kratovu // Zbornik za narodni zivot i obiöaje Juznih Slavena. Zagreb, 1964. S. 351.

5 Archiwum Katedry Etnologii i Antropologii Kulturowej Uniwersytetu War-szawskiego. A 25, Хелмское воев.

6 Bartsch K. Sagen, Märchen und Gebräuche aus Meklenburg. Wien, 1880. Bd 2. S. 102, 366-367, 402; Wislocki H. Volksglaube und Volksbrauch der Siebenbürger Sachsen. Berlin, 1893. S. 92, 106 и т.д.

7 CzernikS. Sny i widma. Warszawa, 1971. S. 65.

8 Телбизов К, Векова-Тепбизова M. Традиционен бит и култура на банат-ските българи // Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София, 1963. Кн. 51. C. 180.

9 Франко И. JlroflOBi BipyBara на Пщпрю // ЕтноГрафтаий 36ipmnc. Львш,

1898. Т. 5. C. 211.

10 ВукановиН Т. Енциклопедща народног живота, oöiraaja и веровала у Срба на Косову и Метохщи (VI - почетак XX в.). Београд, 2001. C. 145.

Символика деревьев в традиционной культуре славян: бузина... 495

11 KotulaF. Po Rzeszowskim Podgórzu bi^dz^c. Kraków, 1974. S. 35.

12 Olejník J. Liecivost' a magická moc niektorych krov a stromov v poverovych predstavách l'udu v oblasti Vysokich Tatier // Sborník prác o tatranskom národnom parku. Bratislava, 1966. N 9. S. 198.

13 Sychta B. Slownik gwar kaszubskich na tle kultury ludowej. Warszawa; Wroclaw; Kraków; Gdañsk, 1969. T. 2. S. 236, 238.

14 ЧцкановиН В. Речник српских народних веровала о бшькама. Београд,

1985. С. 103.

15 Petrow A. Lud ziemi Dobrzyñskiej // Zbiór wiadomoáci do antropologii kra-jowej. Kraków, 1878. T. 2. S. 141.

16 Дантьченко H. Этнографические сведения о Подольской губернии. Ка-менецк-Подольский, 1869. Вып. 1. С. 16.

17 Полесский архив Института славяноведения РАН (Москва). С. Маки-шин Черниговской обл.

18 ТаноеиН Ст. Урок - уручова^ у околини Ъев^елще // Гласник Етно-графског My3eja у Београду. 1934. К&. 9. С. 36.

19 Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София, 1890. Кн. 3. С. 86. f

20 Sikora I. Swiat roslinny w kulturze ludowej i folklorze literackim // Literatura Ludowa. 1983. N 2. S. 37-38.

21 Schulenburg W. von. Wendisches Volksthum in Sage, Brauch und Sitte. Berlin, 1882. S. 145.

22 Handwörterbuch des deutschen Aberglaubens..., s.v. Holunder; FischerA. Zwyczaje pogrzebowe ludu polskiego. Lwów, 1921. S. 346-347.

23 ГнатюкВ. Знадоби до украшсько! демонольогп. Т. 2. Вип. 1 // Етнографтаий зйрник JIlbíb, 1912. Т. 33. С. 17-18 (№ 52).

24 Колеса Ф. Лкщш BipyBainM на Пщпрю // ЕтноГраф^^ний 3ÖipHHK Львт, 1898. T. 5. С. 89.

25 Cesky lid. Praha, 1891. T. 1. S. 295.

26 Kuret N. Prazniöno leto Slovencev. Celje, 1967. D. 2. S. 125-126.

27 Olejník J. Op.cit. S. 198.

28 Kostiál J. Cechisch-slovakisches erotisch-skatologisches Idiotikon // Anthro-pophyteia. 1909. Bd 6. S. 27.

29 Erben K. Prostonárodní ¡Seské písne a fikadla. Praha, 1984. S. 39.

30 Handwörterbuch des deutschen Aberglaubens. , s.v. Holunder.

31 Агапкина ТА. Восточнославянские заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М., 2010. С. 627-628.

32 Милорадович В. Украинские тайные знания и чары (^но^ш^ический очерк) // Пошана. Сборник Харьковского историко-фшологического общества. Харьков, 1909. Т. 18. С. 236, Полтавская губ.

33 Szukiewicz W. Wierzenia i praktyki ludowe // Wisla. 1903. T. 17, zesz. 4. S. 271.

34 Fischer A. Op. cit. S. 347.

35 Moszynski K. Kultura ludowa Slowian. T. 2, ч. 1. Kultura materialna. Warszawa, 1967. S. 531.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.