7. Левченкова О.С. Феномен чуда в русской литературной сказке. URL: http://www.philol.msu. ru/~xxcentury/st_lev4enkova.htm (дата обращения: 05.11.2012).
8. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века»: моногр. Волгоград : Перемена, 2002.
Occurrence as a factor of conflict escalation in the prose by V.P. Krapivin
There is characterized the role of occurrence in development of synthetic unity of personal and interpersonal conflicts in the works by V.P. Krapivin. This phenomenon is considered from two sides: 1) the case that transforms into fatality that implies high concept, 2) the way of expressing freedom of the author’s voice in all (fantastic and realistic) plans of narration.
Key words: V.P. Krapivin psychology of conflict, occurrence, fantasy, prose, teenager character.
А.в. Дмитрова
(ростов-на-Дону)
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АРКАНОВ ТАРО В РОМАНЕ БОРИСА ПОПЛАВСКОГО «АПОЛЛОН БЕЗОБРАЗОВ»
Рассматривается символическое значение карт Таро в романе Бориса Поплавского «Аполлон Безобразов». В первую очередь прослеживается взаимосвязь уникального алфавита карт с образами главных героев произведения.
Ключевые слова: проза Поплавского, карты Таро, мотив, образ героя, русская эмиграция.
Борис Поплавский - один из самых загадочных и таинственных поэтов русской эмиграции первой волны. Увлекавшийся восточной философией, эзотерикой и религией, он много внимания уделял разным знакам и символам. Апогеем его творчества и квинтэссенцией взглядов стали романы, написанные им незадолго до смерти. Первоначально задумывалась трилогия: «Аполлон Безобразов», «Домой с небес», «Апокалипсис Терезы». Однако свет увидели только первые два романа.
Г. Адамович, критик-эмигрант, прочитав первые части романа «Аполлон Безобразов», отмечал, что Поплавскому суждено полнее выразить себя в прозе, а не в стихах. А В. Вейд-ле, еще один современник поэта, назвал первый роман «фантастическим».
Несмотря на то, что автор закончил писать роман «Аполлон Безобразов» в 1932 г., при его жизни произведение так и не было опубликовано. К русскому читателю в полном варианте названная книга дошла только в 2000 г., когда была предпринята попытка опубликовать собрание сочинений Б. Поплавского.
Роман «Аполлон Безобразов» интересен и загадочен. Действие романа разворачивается в 20-е гг. ХХ в. в Париже. Недавно переехавший русский эмигрант Васенька живет в районе Монпарнас. Однажды он встречает Аполлона Безобразова, который изменяет его существование. Аполлон выступает для Васеньки в образе учителя, наставника, злого гения, практически Мефистофеля. Главные герои романа постоянно ведут философские беседы, пытаются разрешить вопросы бытия, рассуждая о смерти, предназначении, одиночестве, свободе.
Над этими же вопросами размышляет и сам автор в своих дневниках. Ведь, как известно, Борис Поплавский был родственником Елены Блаватской, автора «Тайной доктрины» и многих трудов по эзотерике. Он с юных лет увлекался магическими символами, что и нашло отражение в его романе. Особый интерес вызывали у него карты Таро, о чем сохранились записи в его дневниках. Кроме того, известно, что Борис Поплавский делал собственные наброски карт.
С момента обнародования Арканов Таро и по сегодняшний день не прекращаются попытки осмыслить этот уникальный алфавит. Трактаты каббалистов, труды оккультистов, натурфилософов, теософов трактовали и рассматривали карты с разных сторон, однако практически все сходились во мнении о том, что совокупность данных символов является источником мудрости и путем постижения Божественной истины. Поскольку каждая из карт представляет квинтэссенцию символов и несет определенный смысл, то заниматься подобного рода деятельностью без детального изучения Арканов писатель не мог. Подтверждением этому увлечению служит и упоминание о Великих Арканах в прозаических произведениях автора напрямую, а в поэтиче-
© Дмитрова А.В., 2013
ских - опосредованно. В.М. Жердева пишет, что Поплавский, «...подобно многим символистам, например, Белому, Ходасеичу, Блоку, создал свою зашифрованную систему образов, в основе которой в данном случае были не субъективные ощущения, а архетипические символы Арканов» [2, с. 87]. При этом исследователь обращается лишь к поэтическому наследию Поплавского. Нам же представляется интересным рассмотрение символического значения Арканов в связи с мотивной структурой романа Бориса Поплавского «Аполлон Безобразов».
Каждому из героев в романе соответствует определенная карта (или карты) Таро. Интерпретация символов Таро помогает глубже понять образы главных героев: Васеньки -«идейного бездельника», Аполлона - студента, Терезы - случайной знакомой, Зевса -эмигранта-труженика. В 11-й главе романа Поплавский пишет о том, что Аполлон Безобразов «. не записывал своих размышлений, а изображал их в курьезных символических фигурах, наподобие средневековых карт Таро. <...> Их было также двадцать две» [3, с. 152]. Именно Аполлон и определяет соответствующие его товарищам карты. Однако повествователем является Васенька, не сведущий в данном вопросе человек, потому некоторые карты он просто называет, некоторые описывает, давая читателю самому провести аналогию с одним из Арканов, что мы и сделали.
По мнению Васеньки, Безобразов больше всего любил карту «Сила» (11-й Аркан), где красивая женщина закрывает пасть льву, и другую, где молния разбивает Вавилонскую башню, т. е. вторая карта, предназначенная Аполлону и описанная повествователем, -«Башня», соответствующая 16-му Аркану.
В романе также говорится о том, что карты Терезы - «Изида» и «Повешенный», а карты Зевса - «Император» и «Солнце» (Там же, с. 152). Васеньке же нравилась карта, которую он называет «Астральный мир», однако ее описание приводит к выводу о том, что речь идет о карте «Луна», соответствующей 18-му Аркану «Отраженный свет»: «... на ней между черной и белой башнями у берега какой-то лужи с крокодилом медленно поднимались к ущербной луне блуждающие слабые огоньки» (Там же, с. 152). Итак, прояснив, какие карты имеет в виду автор, обратимся к трактовке.
11-й Аркан, который так нравился Аполлону Безобразову, трактуется следующим образом: человечество очутилось в беспомощном состоянии, утратив власть над непрерыв-
ным источником творческой жизни. Цель -взять на себя исполнение люциферической задачи индивидуального воплощения в себе Бога и осуществления Божественного замысла на Земле. Об этом писала Нина Рудникова, русская эмигрантка, исследовательница эзоте-ризма и мистицизма, в 1936 г.: «Человек в своей эволюции должен освободиться из клетки земной природы, в которую он попал» [4, с. 219]. Приписывая своему герою карту «Сила», Поплавский словно ставит перед ним жизненную задачу индивидуального воплощения Бога в себе. Аполлон, как Люцифер, уподобляет себя Творцу: пытается строить свой мир вопреки законам бытия. Кроме того, подобно библейскому Каину, он решается на убийство себе подобного, что в итоге и заставляет его спуститься с небес на землю. Пытаясь уйти от Бога как воплощения любви и жалости, Аполлон Безобразов, по сути, уходит от страданий, стремится обрести свободу. В конце концов он понимает, что эта свобода ложная. Таким образом, Аполлон в романе, помимо прочих, воплощает мотивы учительства и творимого мира.
Для понимания эволюции образа героя важно, что с Аполлоном связан 16-й Аркан, архетип которого - освобождение. Задача - слом ставших тесными рамок, преодоление всего застарелого, прорыв к свободе. При этом человек призван очистить «астральные подвалы», заполненные уродливыми картинами, и очиститься сам. В связи с ним возникают мотивы свободы и очищения. В начале романа перед нами герой, стоически борющийся с природой, пропагандирующий принцип экономии энергии, убежденный, что только ему известны все тайны человеческого бытия. Отказывающийся жить по законам этого мира, творящий свой нереальный мир, увлекающийся подземельями, мистикой и в конечном итоге попадающий в ловушку собственной концепции, Аполлон задумывается о ее несостоятельности после убийства отца Роберта. Происходит переоценка ценностей. Он впервые плачет, высвобождая эмоции, совершает нравственный прорыв. Символичным становится и то, что, когда Васенька видит его в последний раз, Аполлон идет по солнечной стороне улицы. Автор словно указывает нам на то, что герой делает свой выбор в пользу добра.
Тереза - единственный женский образ в романе, вокруг которого и разворачиваются все события. Аполлон считает, как уже отмечалось выше, что ее карты «Изида» (3-й Аркан, «Мировой разум») и «Повешенный» (12-й Аркан, «Жертва»). Обратимся к изображению
на карте 3-го Аркана: «... на кубическом камне, стоящем на отрезке шарообразной плоскости, земной поверхности, сидит женщина, собирающаяся произвести на свет. Ноги ее опираются на серп луны, готовой принять дитя <...> Вся фигура находится на фоне восходящего солнца и облечена в его лучи. Это и есть жена, облеченная в Солнце Апокалипсис» [4, с. 48]. В ненаписанном романе «Апокалипсис Терезы», возможно, в полной мере и раскрылось бы полное символическое значение данной карты относительно Терезы. Однако Мировой разум как гармония и слияние с природой присущи героине в полной мере и реализованы в романе «Аполлон Безобразов» в мотиве круга/цикла. Тереза с детства живет в гармонии с природой, она словно включена в природный цикл. Разрушает эту гармонию с миром появление Аполлона. В этом смысле Тереза уподобляется лермонтовской Тамаре, а Безобразов - Демону. Возникает ощущение, что своего героя автор писал с врубелевско-го Демона сидящего - символа неподвижности, тоски и грусти. Тереза становится его жертвой, увлеченная им, она теряет ориентиры, потому очевидно символическое значение 12-го Аркана, подзаголовок которого говорит сам за себя, - «Жертва». Задача, стоящая перед человеком, заключается в готовности пожертвовать чем-либо. Именно с именем Терезы в романе связан мотив жалости. В конце романа героиня решает перевернуть свою жизнь. Она приносит духовную жертву и направляется служить Христу, в монастырь, понимая, что ее жертва в обществе остается невостребованной.
Еще одним персонажем, с которым Аполлон ассоциирует карты Таро, стал Тихон Богомилов, он же Зевс. Его карты - «Солнце» (19-й Аркан, «Солнечный свет») и «Император» (4-й Аркан, «Космический закон»). Согласно представлениям древних, всем миром руководит четвертый «Космический закон», который упорядочивает все и учреждает закономерности. Архетипом является Отец, чья цель - создание и обеспечение порядка. Тихон Богомилов полностью соответствует данным описаниям. Концу блужданиям и обретением рая друзей герои обязаны именно Тихону, появившемуся на их жизненном пути и получившему от Безобразова прозвище Зевс. Зевс словно привел в порядок, упорядочил их жизнь. Стоит обратить внимание на то, что, называя Тихона Зевсом, Аполлон признает за ним главенствующую роль, сознавая, что Богомилов превосходит его. Именно Зевс становится опорой для героев, хранителем очага.
Не случайно одним из прототипов этого героя стал отец Тихон, он же Василий Иванович Белавин, патриарх Московский и всея Руси. После 1920-х гг. тихоновцами стали называть тех, кто был верен патриарху Тихону, боровшемуся против кровопролитных гражданских войн. Недаром в романе Тихон описывается как старец, чей лик окаймляла борода: «Борода у него, за которой он улыбался, была изумительная, не бородка, и не лопатой, а подлинно национальная бородища веником, которая, как русое сияние, со всех сторон озаряла его скуластое бесформенное лицо» [3, с. 137]. Фамилия Богомилов отсылает нас к богомильству, одному из крупнейших религиозно-социальных еретических движений на Балканах и в Малой Азии в X-XTV вв., названному по имени первого ересиарха -попа Богомила. «В его основе лежит представление о двойственности мира и о том, что тело человека - от злого творца, а душа - от доброго Бога» [1] и что Царство Сатаны на Земле продлится до Второго пришествия, когда он и его служители будут отправлены в ад. В романе есть немало подтверждений тому, что именно Тихон олицетворяет светлое начало. Кроме того, подтверждение мы находим и в трактовке карт, связанных с его образом.
Вторая карта, ассоциированная с образом Богомилова, - «Солнечный свет». Девятнадцатый принцип - это выход из безнадежных условий. Жизнеощущение человека на этом этапе - спокойствие, радость жизни. Поплав-ский пишет: «Блаженны смиренные - вот десятая православная заповедь, средоточие скитских уставов и лесного подвижничества. И не слабый, не больной, нет, именно этот широкогрудый сектант Илья Муромец тихо играл в темноте. И конечно, только он знал - почему - и прощал добродушно всех нас, и только его спокойная земляная вера спасла меня тогда от горшего зла» [3, с. 225]. Недаром именно Тихон остается с Васенькой в конечном итоге.
Васенька - единственный персонаж, с которым соотнесена только одна карта - «Луна» (18-й Аркан, «Отраженный свет»). Восемнадцатый Принцип очерчивает пути человека в его актуальном состоянии. Задачей становится смена направления, осторожное преодоление страха. Цель - возвращение к свету. Жизнеощущение - блуждание, неуверенность, тоска. В связи с этим Н. Рудникова заметила: «Он говорит нам о том, что все наши земные строительства свидетельствуют лишь об этих мечтаниях и самообманах, когда мы отражение принимаем за реальную ценность» [4, с. 325]. С Васенькой в романе связаны мотивы странни-
чества, познания, одиночества. В начале романа мы знакомимся с героем, который одиноко блуждает по городу, его душа ждет чьего-то присутствия. Он запутался в жизни и не может определить свой путь. Ему встречается человек, который, по мнению Васеньки и невдумчивого читателя, может стать проводником, Учителем, - Аполлон Безобразов. Однако карта, которую Васенька бессознательно выбирает для себя, а Поплавский вполне осознанно связывает с героем, дает нам ответ на вопрос, кто в романе может вернуть героя к свету. Не Аполлон, связанный с дьяволическим началом, способен стать истинным учителем Васеньки, а именно Тихон Богомилов, призывавший к миру и человеколюбию.
Можно сделать вывод о том, что проза Бориса Поплавского ориентирована на интеллектуального читателя, способного не только увидеть то, что лежит на поверхности, но и попытаться вникнуть в суть вещей, разгадать закодированные писателем символы. Так, целостное восприятие образов героев в романе «Аполлон Безобразов» возникает непосредственно в связи с картами Таро. Соотнося своих героев с определенными символами, По-плавский позволяет воспринять образ целостно, проследить его эволюцию, выявить связь с основными мотивами произведения.
литература
1. Богомильство. URL : http://relig.info/bogomi-ly-bogomilstvo.
2. Жердева В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции (Б. Поплавский и Г. Газданов) : дис. ... канд. филол. наук. М., 1999.
3. Поплавский Б. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 2: Аполлон Безобразов. Домой с небес: романы. М. : Согласие, 2000.
4. Рудникова Н.П. Солнечный путь. Арканы Таро. М. : Беловодье, 1995.
Symbolic meaning of Arcana Taro in the novel by Boris Poplavsky “Apollo Bezobrazov”
There is considered the symbolic meaning of the cards Taro in the novel by Boris Poplavsky ‘‘Apollo Bezobrazov". First of all there is traced the connection with the unique alphabet of cards with the images of the main characters of the novel.
Key words: prose by Poplavsky, cards of Taro, motive, character’s image, Russian emigration.
Ю.Г. СЕМикинА (волгоград)
феномен «государственного отцовства» в современной женской прозе
Описана реализация идеи отцовства в образе главы государства. Семейные модели существования проецируются на общественные отношения. Доказывается, что женщины-авторы в своих художественных произведениях анализируют причины возникновения кризиса идеи отцовства и акцентируют предпосылки трансформации модели «Отца» в «Антиотца» (ложного отца).
Ключевые слова: идея отцовства, лидер государства, кризис отцовства, гендерные стереотипы, женская проза, Отец, Антиотец.
В каждой культуре, помимо общежитейского «отец семейства», существуют представления о формах отцовства, сформировавшихся под влиянием самых различных факторов: мифолого-архетипических, восходящих к коллективному бессознательному (прародитель, праотец, отец рода человеческого); религиозных (в христианстве - Бог Отец, первая ипостась св. Троицы), социально-исторических (отец нации, отец государства) и т. п. Однако в любом случае содержание столь разномасштабных по смыслу понятий определяется иерархией ценностей, доминирующих на определенном этапе развития социума.
Особенно тема отцовства важна для понимания специфики женского творчества, поскольку (имплицитно или эксплицитно) она всегда сопрягается с семейными ценностями, относящимися к категории вечных. Однако в настоящее время женщины-авторы расширяют критериально-оценочную сферу и пытаются рассмотреть феномен отцовства в его многомерности, распространяя параметры семьи (в широком смысле слова) на общество и культуру в целом [7; 11].
В данной статье основной акцент сделан на процессе реализации идеи отцовства в образе главы государства не просто в контексте гендерной проблематики, а именно в «женском» ракурсе, который своей актуальностью существенно потеснил традиционное мужское восприятие рассматриваемого феномена. Согласно концепции М.А. Краснова, «отождествление как вождя, так и нередко главы госу-
© Семикина Ю.Г., 2013