УДК 246+7.046.3 Ы^:/^.от§/10.34680/2411-7951.2020.3(28).20
Е.Г.Балашова
СИМВОЛИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
Часто привычные образы воспринимаются нами как данность, и мы не задумываемся о том, какой глубокий богословский смысл заложен буквально в каждом элементе иконы и в возносимых перед ней молитвах. В статье раскрывается богословское значение множества элементов иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», которое сводится к четырем основным темам — 1) милосердие Спасителя, 2) исполнение ветхозаветных пророчеств и прообразований о воплощении Сына Божия от Девы, 3) почитание Богородицы как Приснодевы, вместившей в Себя Огнь Божества, и 4) владычества Божией Матери, имеющей власть отводить от людей праведную «кару Божию за беззакония наша», над всеми небесными силами, вестниками и исполнителями воли Божией.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, богословие иконы, икона Божией Матери «Неопалимая Купина», ветхозаветные пророчества, ангельские силы
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» — одна из особо чтимых на Руси, хотя в наиболее
известной иконографии она появилась относительно поздно, в XVI веке. Однако уже к началу XVII в. именно эта композиция стала общепризнанной, некоторые иконы прославились чудотворениями. На этом изводе Богородица с Богомладенцем изображена в центре восьмиконечной звезды, окруженная ангельскими силами, а также композициями-клеймами из Ветхого Завета и Откровения Иоанна Богослова.
Икона содержит множество элементов, значение которых сводится к четырем основным темам — 1) милосердие Спасителя, 2) исполнение ветхозаветных пророчеств и прообразований о воплощении Сына Божия от Девы, 3) почитание Богородицы как Приснодевы, вместившей в Себя Огнь Божества и неопально родившей Спасителя мира, и 4) владычества Божией Матери, «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», над всеми небесными силами, вестниками и исполнителями воли Божией, имеющей власть отводить от людей праведную «кару Божию за беззакония наша», как поется в акафисте перед этой иконой (икос 4).
История этого образа уходит в глубину веков. Само название «Неопалимая Купина» появляется в третьей главе книги «Исход», при описании события, когда в Неопалимой Купине — несгораемом, хоть и охваченном огнём кусте терновника, — великому пророку Моисею явился Сам Бог. Этот прообраз, по единодушному толкованию святых отцов, в полноте своей раскрылся в Новом Завете в Боговоплощении — Сын Божий родился от Приснодевы Марии. Как Божественный Огонь не опалил ветвей и листьев терновника (купины), что было выше природного естества, так же сверхъестественно Сын Божий Иисус Христос, «Огнь Божественный», возрастал во чреве Своей Пречистой Матери. Как купина осталась неопаленной, так Пресвятая Богородица смогла принять в Себя Бога и не сгореть, сохранив девство в Рождестве и по Рождестве Христовом.
По мнению святых отцов (например, святителя Василия Великого и блаженного Феодорита), Явившийся Моисею есть Сам Бог, именно второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, ибо как сказано о явлении Бога Моисею: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста» (Исх. 3:2), так и в других местах Писания Сын Божий называется Ангелом великого совета (Ис. 9:6). Поэтому наиболее древние изводы Неопалимой Купины, изображали горящий куст и происходящую из него Пресвятую Деву с образом Богомладенца Христа на Ее лоне (иконография «Знамение»). Такие образы наиболее лаконично и глубоко раскрывают богословский смысл иконы.
Для тех, кто предстоит этому образу, особенно важно, что само название «Неопалимая Купина» указывает на неизреченное Божие милосердие. Бог вочеловечился ради нашего спасения, сделал Себя причастным человеческому естеству, чтобы и мы могли соединиться с ним. Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Бог вселился в храме Девы, снисшедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества Своего, чтобы быть доступным для нас, как стал доступен и огонь тернию» [1].
Каждый раз, готовясь к таинству Святого Причащения, мы вспоминаем об опаляющем свойстве Божества и о том, что милосердием Своим Господь дает нам возможность соединиться с Ним неопально в этом величайшем Таинстве Церкви. Об этом говорится, например, в молитве св. Симеона Новго Богослова: «...радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи».
Богородица изображена на иконе держащей на левой руке Иисуса Христа. Она указывает на Своего Сына как на единственный путь спасения, поэтому такие образы Божией Матери называются «Одигитрия» — «Путеводительница». Сам Спаситель изображен с благословляющей правой рукой и свернутым свитком в левой, в данном случае означающим исполнение пророчеств.
Главным ветхозаветным прообразом неопального Рождества Спасителя от Девы, отраженном и в названии иконы, и в отдельном образе, как правило, расположенном в верхнем левом углу иконы, стало явление пророку Моисею неопалимой купины. В других углах изображаются и другие ветхозаветные сюжеты, связанные с символами Божией Матери, говорящие о прообразовательном значении Ветхого Завета.
Чаще всего в правом нижнем углу иконы помещается сюжет из книги «Бытие» о сне праотца Иакова: «Вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12). Такой «лествицей небесной» в церковных текстах именуется Сама Богородица, потому что через Нее Бог сошел на землю.
Еще один ветхозаветный сюжет, отраженный на иконе, относится к пророчеству Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень.» (Ис. 11:1-2). «Отраслью», по-церковнославянски «жезлом» от корня Иессеева Церковь именует Пресвятую Богородицу как
одну из потомков рода Давида, сына Иессеева. На иконе «Неопалимая Купина» в одном из изображений мы можем увидеть образ Спасителя в ветвях цветущего древа, у корней которого возлежит или Иессей, или пророк Исаия.
Еще одно пророчество о рождении Христа изображено, как правило, в нижнем левом углу иконы — это Непроходимые врата из видения пророка Иезекииля о святилище, в котором обитает Бог: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44:2). Образ этих врат символизирует приснодевство Божией Матери.
Иногда вместо одного из этих изображений в углу иконы можно увидеть еще один ветхозаветный образ из пророчества Исаии: «Прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих» (Ис. 6:6-7). Горящий угль символизирует Христа, а клещи стали одним из символов Богородицы. Так, этот образ появляется в разных акафистах Божией Матери — например, перед Калужской иконой: «Радуйся, клеще таинственная угля Божественнаго, Исаием провиденная».
На иконе могут быть и другие ветхозаветные прообразы Спасителя и Богородицы, а также изображения пророков, которые говорили о рождении Сына Божия от Девы.
Иногда на иконе «Неопалимая Купина» наверху в центре можно увидеть образ Господа Саваофа. При этом стоит помнить, что на Большом Московском Соборе XVII в. изображение Бога Отца было запрещено как несоответствующее православному вероучению: «Отец бо не имать плоти. Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын». [2] С начала XVII в. из-за обилия аллегорических изображений, а также нередко встречающегося образа Бога Отца, икона фактически попадает под запрет. Однако народное благочестие сохраняло почитание любимого образа Пресвятой Богородицы.
Внизу некоторых икон в центре символически изображено погребение пророка Моисея — святого провозвестника всеобщего воскресения, о чем Евангелие свидетельствует: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?» (Мк. 12:26). Иногда же именно на этом месте — «Жезл от корня Иессеева».
Ветхозаветные образы и пророчества отображены и на центральной части иконы, а именно изображениями лестницы и горы, которые Богородица держит в правой руке или под ней. О лестнице уже сказано выше. На некоторых иконах «Неопалимой Купины» верх лестницы обращен к звезде на правом плече Божией Матери, иногда — к образу Спасителя. Эта лестница — «знамение того, что Богоматерь возвела человечество от земли к небу, соединила землю с небом» [1]. В акафисте перед иконой «Неопалимая Купина» также читаем: «Радуйся, лествицею добродетелей возводящая подвижников Христовых ко вратам Царствия Небеснаго» (икос 12).
Гора же с образом храма или города на вершине ее — Небесного Иерусалима, внутри стен которого изображен Христос в царской короне, — это образ Самой Пресвятой Девы, восходящий к пророчеству Даниила. Толкуя сон Навуходоносора о разрушении огромного истукана, святой пророк Даниил сказал: «.Видел еси, яко отсечеся от горы камень без рук» (Дан. 2:45), который разрушил истукана, символизировавшего земные языческие царства. Под этим камнем Церковь с первых веков понимала Самого Христа, а «Горой нерукосечной» именовала Богородицу.
Также образ горы в Ветхом Завете святитель Иоанн Златоуст толкует как прообраз Церкви Христовой. В толковании на пророка Исаию — «Яко будет в последняя дни явлена гора Господня» (Ис. 2:2) — святитель пишет: «"Горою" же он [пророк] называет Церковь и непобедимость догматов. Как если бы бесчисленные войска нападали на горы, натягивая луки, бросая копья, подводя осадные орудия, горам они не могли бы
повредить, но сами отступили бы... так и все, воевавшие против Церкви, ее не поколебали... Будучи гонима, преследуема, терзаема бесчисленными способами, она не только не уменьшалась, но и возрастала, и само ее терпение поражало старавшихся причинить ей эти страдания». [3]. В этом смысле то, что Богородица держит в руках образ горы, говорит о сугубом уповании Церкви на молитвы, помощь и покров Божией Матери.
Изображениями на иконе утверждается особое почитание Пресвятой Богородицы как Приснодевы. Мафорий (плат, накидка) Богородицы обычно темно-красного цвета. На иконах этот цвет символизирует и божественную благодать, в которую облечена Матерь Божия, и Ее страдания и жертвенную любовь, а также царственное достоинство Ее как потомка царственного рода Давида и Матери Царя Христа. На иконе «Неопалимая Купина», в отличие от многих других икон, мафорий Богородицы также покрыт сложным волнообразным орнаментом, похожим на облака. Этот «облачный» узор символизирует, что Богоматерь уподобляется небу, «легкому облаку», на котором восседает Господь (Ис. 19:1). Традиционно мафорий Пресвятой Богородицы на иконах украшается тремя звездами — символами приснодевства Божией Матери. Иногда на иконе «Неопалимая Купина» вместо звезд изображены три лика с исходящими от их уст золотыми лучами, сохраняющие символику звезд. Фигура Богомладенца, как правило, закрывает одну из этих звезд, знаменуя вочеловечение Сына Божия. По правой руке Божией Матери видно, что на ее руках надеты поручи — символ сослужения Богородицы Главе Церкви Господу Иисусу Христу.
Богородица с Богомладенцем изображена в центре восьмилучевой звезды. Она образована двумя пересекающимися четырехконечными звездами. Одна из них — звезда зеленого или синего цвета, символизирующая листву купины, т.е. куста, который горел, не сгорая, и в целом земной, материальный мир. Другая звезда — огненно-красного цвета — являет мир небесный, духовный. Цвет ее символизирует не только огонь, но вообще Божественный свет, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Не случайно в лучах этой звезды изображены символы святых евангелистов — живые существа, описанные в видении апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Откр. 4:6-8) — ангел, лев, телец и орел. Все они изображаются с крыльями и Евангелием. Обычно на иконах или фресках они изображаются рядом с самими евангелистами, но в некоторых композициях, в том числе на «Неопалимой Купине», сохранилось их отдельное изображение. В православной традиции как символ евангелиста Матфея изображается антропоморфный Ангел, евангелиста Марка символизирует лев, евангелиста Луку — телец, а евангелиста Иоанна Богослова — орел (на старообрядческих иконах иначе).
Зеленая (синяя) звезда изображена поверх красной. Возможно, это восходит к толкованию Филона Александрийского (I в.): «Не столько огонь обнял и пожигал купину — вещество сгораемое, сколько сама купина обнимала и как бы заключала в себе огонь». [1]. Так и Пресвятая Богородица после Благовещения «как бы заключила в Себе огонь» Божества.
Все другие образы на иконе являют прославление Богородицы ангельскими силами — вестниками и исполнителями воли Божией и Его Пречистой Матери. Ангелы изображены как на фоне зеленой (или синей) звезды, так и на лепестках, как правило, разноцветных, расположенных между лучами восьмиконечной звезды.
По этому поводу весьма интересно замечание профессора князя Евгения Николаевича Трубецкого: «.От иконописца не остается скрытым и самое прекрасное изо всех световых солнечных явлений — явление небесной радуги. .Мир, собранный во Христе вокруг Богоматери, являет собою как бы многоцветную радугу. . Здесь как раз изображено преломление единого солнечного луча Божьего в многоцветный спектр ангельских чинов, собравшихся вокруг Богоматери и через Нее властвующих над стихиями мира» [4].
Звезда с образом Богородицы и окружающими Ее ангельскими силами нередко как бы обрамлена словами из 103-го псалма: «Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103:4). Об этих словах преподобный Иоанн Дамаскин пишет в «Точном изложении православной веры»: «Сам Он — Создатель и Творец Ангелов. создавший их по образу Своему бестелесною природою, как бы некоторым духом и невещественным огнем. описывая их легкость, и пламенение, и пылкость, и весьма большую проницательность, и стремительность, с какою они и желают Бога, и служат Ему <.> Они сильны и готовы к исполнению Божественной воли.» [5].
Бесплотность ангелов, их духовность на иконе «Неопалимая Купина» подчеркнута тем, что ангелы, как правило, написаны тем же цветом, что и фон, на котором они изображены. Они как бы прозрачны.
Замечательный русский ученый конца XIX в. Александр Николаевич Виноградов писал в исследовании об этой иконе: «В соответствии с различными видами своего служения ангелы на иконе имеют множество атрибутов. Ангелы — «властители стихий» (ветра, бури, дождя, снега, молнии, тепла, града, тьмы) — держат в руках чаши с огнем и снегом, сосуд с пеплом, пучки молний, трубу и другие символические знаки. Помимо ангелов стихий, Богородицу окружают и ангелы высших видов служения — олицетворения даров Святого Духа.» [6]. Эти последние названные автором ангелы как дары Духа Святого, которым надлежит почить на Мессии — Христе, упомянуты у пророка Исаии: «.и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и страхом Господним исполнится» (Ис. 11:1-3).Они изображаются с разными атрибутами — светильником, зеркалами с отраженными в них фигурами, огнем, мечом, короной и т.д.
Среди ангелов — властителей стихий, помещаемых, как правило, в лучах зеленой (синей) звезды, есть и ангел, властитель хорошей погоды, изображаемый с облаками и дугами (радугами), а также ангел с лампадой и светильником, призывающий к молитве: «Ангел Господень приносит молитву и кадило к Богу».
Остается добавить, что иконописцы по-разному изображали ангелов на этой иконе, сопровождая иногда довольно пространными и разнообразными надписаниями, иногда совмещая ангелов, олицетворяющих дары Святого Духа, и ангелов природных стихий. Например, ангел с огнем в руке, очевидно, призван напомнить молящимся о праведном воздаянии Божием за наши грехи: «Ангел Паления сиречь хотящая быти от праведного Судии поделом», и т.д.
По поводу все более увеличивающегося числа надписей на иконах с аллегорическими изображениями известный русский иконописец и богослов ХХ века Леонид Александрович Успенский писал: «Внутренний смысл многих из этих изображений. выражался в таком глубокомысленном наборе символов и аллегорий, что не только не представлял наглядной системы научения, но просто был неудобопонимаем. Отсюда обилие надписей на такого рода иконах второй половины XVI и XVII веков. <.> Не всегда и надписи были выходом из положения. .митрополит Филарет Московский, пишет по поводу иконы "Неопалимая Купина", что "в составе иконы представляется много неудоборешаемого"»1 [7].
Вместо выше названных ангелов реже на иконе бывают изображены восемь архангелов или просто ангелы без каких-либо специальных атрибутов. Нередко вокруг образа Божией Матери с Младенцем также изображают шестикрылых огненных серафимов и херувимов.
Изображение ангелов как властителей стихий призвано напомнить верующему, что в природе все подчинено Божьей воле. Словно живые разумные сущности — ангелы и духи — ветры, громы и молнии повинуются Богу и благословляют своего Творца. Об этом ясно говорится в Писании — в песни трех отроков в пещи вавилонской, которую Церковь поет за богослужением в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова: «Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, небеса, Господа.» (Дан. 3:58-59). И далее следуют такие же обращения к стихиям: «Благословите, всякий дождь и роса, Господа. все ветры. огонь и жар. холод и зной. росы и инеи. ночи и дни. свет и тьма. лед и мороз. иней и снег. благословите, молнии и облака, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (см. Дан. 3:64-73).
Иконография «Неопалимой Купины» подчеркивает, что Богородица «как Царица Небес и вечная ходатаица пред Сыном есть подательница самых разнообразных благ миру». [6] Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: "Молите Бога о нас", к одной Богоматери она употребляет слова: "Спаси нас"» [8].
Распространение почитания иконы на Руси, безусловно, связано с данной ей чудесной силой защищать дома от пожаров: «Тебе бо дадеся благодать свыше силу естества огненнаго укрощати» (акафист, икос 5). Об этом многократно поется в акафисте: «Радуйся, Благодатная, Купина Неопалимая, огненного запаления нас избавляющая». Благодаря этому икона получила распространение не только в храмах, монастырях и домах верующих, но и стала особо почитаемым образом у профессиональных пожарных.
Однако Церковь призывает помнить в первую очередь о состоянии души человека. В одном из тропарей, прославляющем эту икону, мы обращаемся к Спасителю: молитвами Богородицы «от пламене страстей избави нас и от огненных запалений град Твой сохрани.». То есть огонь ассоциируется не только с вещественным пламенем, но и с пламенем страстей. Само же огненное запаление воспринимается как вразумление, приходящее из-за наших грехов: «Радуйся, утолительнице всемогущая праведно движимаго на нас гнева Божия» (акафист, икос 3). Но не только с просьбой угасить пламень, но и о возжигании огня любви к Богу в наших сердцах мы обращаемся к Божией Матери: «.огнем Божия любве хладное сердце мое воспламени» (канон, песнь 7).
Часто привычные образы воспринимаются нами как данность, и мы даже не задумываемся о том, какой глубокий богословский смысл заложен буквально в каждом элементе иконы и в возносимых перед ней молитвах. Данная статья не претендует на полноту, но раскрывает важные моменты, который могут помочь понять и более осознанно полюбить образ Божией Матери «Неопалимая Купина».
Празднование иконе совершается 4/17 сентября, а также в 6-ю неделю по Пасхе.
1. Цит. по: Глаголев Александр, сщмч. Купина неопалимая [Электр. ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glagolev/kupina-neopalimaja/ (дата обращения: 20.01.2020).
2. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. XV. Большой Московский Собор и образ Бога Отца. С. 441-442.
3. Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 6. Кн. 1. СПб: Изд-е С.-Петербургской Духовной Академии, 1900. С. 26-28.
4. Трубецкой Евгений, князь. Два мира в древнерусской иконописи. М.: Путь (Издание автора), 1916. С. 16-17.
5. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003. С. 44-45.
6. Виноградов А.Н. Сравнительное описание и краткое объяснение иконы Приснодевы Богородицы «Неопалимыя купины» // Известия Императорского Археологического общества. СПб., 1880. Т. IX. Вып. I. С. 6.
1 «Неопалимая Купина» представляет собой одну из «богословско-дидактических» композиций, которые упоминаются в перечне изображаемых тем, данном на Соборе митрополитом Макарием.
7. Цит.: Ретковская Л.С. Вселенная в искусстве Древней Руси // Труды Госуд. Ист. музея. Памятники культуры. М., 1961. Вып. 33. С. 15.
8. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4. Аскетическая проповедь. 3-е изд. СПб., 1905. С. 428.
References
1. Qt: Glagolev Aleksandr, sshchmch. Kupina neopalimaya [Burning Bush icon]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glagolev/kupina-neopalimaja/ (accessed: 20.01.2020).
2. Uspenskiy L.A. Bogoslovie ikony Pravoslavnoy Tserkvi [Theology of the Orthodox Church icons]. Moscow, 1997. XV: Bol'shoy Moskovskiy Sobor i obraz Boga Ottsa, pp. 441-442.
3. Ioann Zlatoust, svyatitel'. Tvoreniya. T. 6. Kn. 1 [St. John Chrysostom. Creations.]. St. Petersburg, 1900, pp. 26-28.
4. Trubetskoy Evgeniy, knyaz'. Dva mira v drevnerusskoy ikonopisi [Trubetskoy Eugene, Prince. Two worlds in Old Russian iconography]. Moscow, 1916, pp. 16-17.
5. Ioann Damaskin, prepodobnyy. Tochnoe izlozhenie pravoslavnoy very [An Exact Exposition of the Orthodox Faith by St. John Damascene]. Moscow, 2003, pp. 44-45.
6. Vinogradov A.N. Sravnitel'noe opisanie i kratkoe ob"yasnenie ikony Prisnodevy Bogoroditsy "Neopalimyya kupiny" [Comparative Description and brief explanation of the Burning Bush type of Mother of God icon]. Izvestiya Imperatorskogo Arkheologicheskogo obshchestva. St. Petersburg, 1880, vol. IX, iss. I, p. 6.
7. Qt.: Retkovskaya L.S. Vselennaya v iskusstve Drevney Rusi [Universe in art of Ancient Rus]. Trudy Gosud. 1st. muzeya. Pamyatniki kul'tury. Moscow, 1961, iss. 33, p. 15.
8. Sochineniya episkopa Ignatiya Bryanchaninova, vol. 4. Asketicheskaya propoved' [Works of Bishop Ignatius Bryanchaninov. Vol. 4. Ascetic sermon]. 3-e izd. St. Petersburg, 1905, p. 428.
Balashova E.G. Symbolic content of the "Burning Bush" icon of the Mother of God icon. Images of the Mother of God are
perceived by as it is, and we do not think about what a deep theological meaning is embodied in every element of the icon of the Virgin "Burning Bush". The article reveals the theological significance of four main themes — 1) the mercy of the Savior, 2) the fulfilment of old Testament prophecies and prophecies about the incarnation of the Son of God, 3) the veneration of perpetual virginity of Mary, and 4) dominion of Mother of God over all heavenly powers, messengers and executors of God's judgement.
Keywords: Russian Orthodox Church, theology of the icon, icon of the Virgin of the "Burning Bush", old Testament prophecies, angelic powers.
Сведения об авторе. Елена Григорьевна Балашова — специалист по экспертно-аккредитационной деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации; ORCID: 0000-0001-8047-8044; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.02.2020. Принята к публикации 15.03.2020.