Научная статья на тему 'Символические знаки-четьи в речи староверов на Енисее'

Символические знаки-четьи в речи староверов на Енисее Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
779
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРОВЕРЫ В СИБИРИ / ЯЗЫК СИБИРСКИХ СТАРОВЕРОВ / ЧЕТЬИ / СИМВОЛЫ В ЯЗЫКЕ СТАРОВЕРОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бойко Евдокия Семеновна

Представлен материал о символических знаках, обозначенных словом «четьи». Знаки четьи еще никем не описаны. В процессе описания четий мы использовали гомогенный ряд: «язык религия верования обычаи поведение». Такой подход к исследованию слово «четьи» помог увидеть, что духовное и материальное в менталитете староверов слито воедино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символические знаки-четьи в речи староверов на Енисее»

Е.С. Бойко

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЗНАКИ-ЧЕТЬИ В РЕЧИ СТАРОВЕРОВ НА ЕНИСЕЕ

Староверы - это русские люди, исповедующие исконное русское Православие, которое было официальной религией на Руси до 1652 года. В 1653 году патриархом Русской Церкви был избран Никон, он с царем Алексеем Михайловичем провел реформу по обновлению Русской Церкви. Многие русские люди этого обновления не приняли. На соборе 1666—1667 года не принявших обновления отлучили от церкви, по их преследованию были изданы различные циркуляры. Многие отлученные покинули обжитые места и ушли от преследований в отдаленные уголки России. Не принявшим обновления царские чиновники в 1785 году присвоили этноним «старообрядцы», но сибиряки именуют себя «староверами», потому что соблюдаем старую веру, а чё тако обряды не знам, заметила одна безграмотная староверка в п. Южный Красноярского края. На Енисее староверы подразделяются на пять толков: австрийцы (=белокриниц-кие), беглопоповцы, единоверцы — поповцы; поморцы, стариковские (= часовенные) — беспоповцы. Объединяются староверы поповцы и беспоповцы тем, что одинаково исправляют службу, используя книги, изданные до раскола или перепечатки с них.

Материалы собраны нами в основном у беспоповцев часовенного толка, стариковских, и отчасти у прихожан австрийского, белокриницкого, толка. Слово «четьи» обычно встречается в жанре рассказа, который староверы называют «Сказание о чем-либо», например: «Сказание об одёжи», «Сказание о домашней утвари» и т. д.

Слово четьи в речи староверов употребляется в нескольких вариантах: четьи - четья (большинство), чети - четь (9 человек), четы - чета (2 человека). 10 человек отметили, что правильно надо говорить четии - четия, но мы по небрежению говорим четьи - четья, как Марья заместо Мария и друго чё.

Слово четьи (четии) имеет два значения. Первое значение в Православии общеизвестно, оно обозначает в сочетании с другим словом минея - чтение жизнеописания святого к прилучившемуся дню. Святитель Макарий (а с 1542 года — митрополит Московский и всея Руси) составил 12-томное жизнеописание всех чтимых на Руси святых, известное под названием «Великие Четии-Минеи». Второе значение этого слова нигде в научной и богословской литературе не зафиксировано. В речи же староверов на Енисее слово четьи (четии) обозначает знаки, передающие символическое значение определенного чина (= правила) православия, которые отражают различные стороны духовной и материальной культуры у староверов.

Понятие «символический смысл» в языке староверов обозначается несколькими специальными наименованиями: божественный умысел (умысал),

возводный умысел, тайный умысел, таинник, преточник, приточник, тол-

кование, умысел (умысал). Из них чаще используется термин Божественный умысел или просто умысел, а затем таинник. Термин возводный умысел хранится в тезаурусе небольшой группы староверов (6 муж. и 1 жен.), а также преточник и приточник (8 муж., 1 жен). Чаще же всего при разъяснениях зна-ков-четий староверы не пользуются указанной терминологией, а говорят: «Здесь не прямо, а друго надо понимать»; «Чё здесь - это сокрыто, это по-другому надо понимать».

О свойстве личности держать в памяти только содержание термина — дефиницию — мы уже писали, давая характеристику речи студентов, фиксируя, что запас слов-терминов в определенной отрасли знаний у студентов меньше, чем содержаний к ним [Бойко 1997 : 382]. Правомерность такого свойства тезауруса личности подтверждается как исследованиями в области диалектной речи, так и литературной. Собирая ремесленный словарь ткачей, В.Д. Бондалетов обнаружил следующее: из тысячи терминов в тезаурусе отдельного ремесленника хранится только около 200 слов, что не мешает представителям этого социума качественно работать и общаться в своем кругу. В.П. Тимофеев приводит приблизительный классический минимум для общения сообществ в зависимости от избранной темы и языковой среды, отмечая эту же особенность [Тимофеев 1971 : 57].

Знания о четиях-символах в социуме староверов на Енисее - удел избранных. Нами обследовано более семи тысяч информантов, которых по знанию Православной символики можно разделить на две неравные части. В одну входят около шести тысяч человек, которые знают, как исполняется «чин Православия», но символики его не знают. Вторую группу составляют личности, знающие о том, что чины Православия раскрываются не только в Писании, но и в иконописи, и в «ритуалах» исполнения правил Православия.

Они подразделяются на три подгруппы личностей по уровню знаний о четь-ях. В первую подгруппу входят языковые личности, знающие слово четьи и его символическое значение, а также его место в духовной и материальной культуре (27 человек). Вторую подгруппу составляют языковые личности, не употребляющие термина, но знающие дефиницию к нему, где наиболее частыми являются термины и терминологические очетания: божественный умысел (умысал), таинник и толкование. В тезаурусе личностей этой группы (105 человек) есть понимание, что и духовный, и материальный мир взаимосвязаны: «Ничё не так просто, чё в духовном и в быту, - отмечают они, - но на все божий промы-сал». Или: Все с божественным умысалом и под.

В последнюю подгруппу входят 384 человека. Они не знают слова четьи и актуализируют только какое-либо отдельное значение той или иной четьи. Но эта подгруппа языковых личностей тоже важна для исследователя, так как их высказывания подтверждают те или иные значения слова четьи.

Следует отметить, что поколение староверов, рожденных до 1920 года, проживающих на Малом Енисее или в средней части Красноярского края, более отчетливо знало о символических значениях «чинов» Православия (правил, действий, ритуалов и т. д.). Каждый седьмой мог объяснить, что обозначает та

или другая четья (= символический знак). В настоящее время только единицы имеют представление о взаимосвязи духовных и бытовых чинов и могут объяснить, почему изображены те или иные знаки на иконах, почему надо складывать именно так руки в процессе богослужения, почему надо изготавливать такого образца одежду и т. д., хотя все догматы соблюдаются как «крепкими», так и «некрепкими» староверами.

В числе наших информантов имеется и группа, так называемых «отошедших от староверов» и вернувшихся в лоно церкви. Эту группу составляют более 800 человек. Они, как правило, утратили знания о догматах ритуальной одежды, крестного знамения, о типе изготовления подрушника и т. д.

В задачи настоящего исследования входит: во-первых, описать сами знаки, выражающие четьи; во-вторых, рассмотреть их символические значения; в-третьих, указать место четий в догматах Православия; в-четвертых, актуализировать взаимосвязи духовного и бытового.

В данном исследовании используется контаминированный подход к описанию понятия четьи, потому что «коррелятивные связи языка и культуры многообразны, устойчивы и крепки, в которых складывается менталитет народа» [Толстой 1995 : 36]. Мы избираем гомогенный ряд в исследовании: язык — религия - верования - обычаи - поведение, который применял в своих исследованиях Б.Л. Уорф [Уорф 1960 : 135—140]. М.И. Зуй отметил: «Религиозное сознание принадлежит к обыденному уровню и несет на себе печать синкретизма, отражая все типы отношений, лежащих в мире культуры» [Зуй 1991 : 53].

Знаки четьи по форме соотносятся с церковнославянскими буквами, которые сходны по начертанию с геометрическими фигурами: углом, квадратом, ромбом, двумя параллельными линиями, кругом и эллипсисом. Пятеро староверов даже объяснили, почему данные знаки называются четьями, потому что читай, видь (=воспринимай), разумевай, видь друго, а не чё написано, читай, ну понимай, чё обозначат это.

Символическое значение угла «читается» в трех церковнославянских буквах: Г (= глаголь), V (= ижица), Я (= юс малый). Символический квадрат передается выносной буквой веди [в], которая пишется над словом, пропускаясь в строке, в форме квадратика — □, например: сла+ (= слаВа), гла+ (= глаВа, раздел книги), В оно+ (= в оно ВРЕМЯ - то, далекое время) и др. Идею круга передает буква он, имеющая три варианта начертания: 0,0,0, которые распределяются в трех геометрических фигурах: круга — 0, ромба — 0, эллипсиса — 0. В речи староверов эти различия заложены в соответствующих терминах: 0 — булочка, шанежка; 0 — тарка; 0 — пирожок, яичко. «Ну кады' он (=буква) шанежкой, то это -круг». «Еслиф он (=буква) таркой, то это - четырехугольник». «Он-то (=бук-ва) пирашком, как яичко, то это - вытянутай круг», — объяснили некоторые староверы (10 чел.). Остальные языковые личности знают данные термины, но связывают их только с формой хлебных изделий. Сюда надо отнести еще и треугольник, который в речи староверов называется курничком и обозначает сдобное изделие из сладкого теста, начиненного ягодой.

Таким образом, по форме можно выделить три группы четий: угол — Г,У,Я; квадрат - □; две линии (= ковчег) - II; круг - 0,0,0. Всего восемь четий, но одна четья - он (= 0) воспринимается по-разному: то ромбовидный квадрат, то круг, поэтому можно считать, что их девять. Такой подсчет не выдумка исследователя, а вывод одного из информантов: «Здесь число девять сокрыто, как в числе Песен канонов. Ить девять - это архангельское число, а восемь, вернее ОСМЬ, состоит из двух четверак и обозначает время и место. Эта так на земле, а в горних селениях друго».

Общее возводное (= символическое) значение четей, обозначающих угол (Г,У,Я) - чаша или гнева Господа, или благодати. У четии улауоль (= Г) еще три дополнительных значения: уосподь, блауовествовать и бирюзовый цвет, а у юса малого (= Я) дополнительное значение - церковь.

Общее значение у символического квадрата, обозначенного буквой веди (= □) и буквой он (= 0) - время и место. Но они могут расходиться в значениях, где веди обозначает ведать, разумевать (= быть сопричастным, понимая и делая), а четья он (= 0) передает значение Боу и белый цвет.

Четья «параллельные линии», изображенная выносной буквой како (= II), имеет значение ковчег, то есть защита от напастей и бед под покровом, вернее окормлением, Бога.

Символический круг, имеющий три варианта начертания: 0,0,0, обозначает вечность, соединенность - общность и Боу.

Четьи г, в, о передают на письме число. Две буквы - эксплицитно (открыто): гВ - «3», ОБ - «70», а три: 0, II и 0 имплицитно (скрыто), потому что значение количества здесь формируется от типа начертания. Так, вВ - строчная - это «два», кВ - это «двадцать», а число, складывающееся из количества компонентов сторон «фигуры», воспринимается как «четыре» в □ (= веди) и 0 (=он), а в II (= како) - «два».

Актуализированные возводные умыслы в четьях более полно используются на Православных иконах. Так, например, на иконе Распятие обрамление складывается из трех компонентов: наружной линии по краю иконы, затем идут квадратики, а за ними внутренняя линия (см. икону «Распятие»). Староверы (12 человек), сведующие в тайнниках (= возводных, скрытых смыслах), называют обрамление иконы словом радужье (от радуга) или ометы, где закладывается значение числа «три», ассоциируясь со Святой Тройцей. В параллельных линиях формируются три значения : 1) Боу Отец и Святой Дух; 2) ковчег (= окромление) - защита Богу Сыну, Исусу Христу; 3) две ипостаси Исуса Христа: Боуа и Человека. Квадраты обозначают, что Исус Христос вечен и ему поют славу везде и всегда, что представлено в выражении на крылосах (крыльях). Крылосы - это перекладина креста, где располагаются руки Исуса Христа. Надпись под ними звучит так: крсет9 твоем9 поклоняЖесся влёко, свтВое воскресеїніе твое2 сла1вимъ. На этой же иконе изображены и другие четьи. В нимбе (= венчике) Исуса Христа крест изображен так, что в нем отражаются различные возводные смыслы: ковчег - на каждой перекладине, изображается двумя параллельными линиями, между перекладинами - чаши, изображенные буквой ижица (=

у). Четей он в виде буквы 0 на иконе «Распятия» три: в нимбе Боуа Отца - две, наложенные друг на друга так, что получается восьмиконечная звезда, а третья чета 0 написана на животе Исуса Христа, она обведена двумя линиями, которые в совокупности обозначают 1) вечный живот (= вечную жизнь), которую дает Исус Христос своей крестной смертью, и 2) две линии - две ипостаси Исуса Христа - Бога и Человека, а 3) совокупно - Святую Троицу. На этой же иконе еще два ковчега - концы креста, где руки Исуса Христа. Их староверы еще называют кры'лосами, поэтому и плечи староверы зовут кры'льцами. Ковчег составляют и две вертикальные линии, обозначающие копие и трость. Положение стоп ног Исуса Христа изображено четьей глаголь или ижица и толкуется частью староверов как уосподь (20 человек), частью как говорит, благовеству-ет (8 человек), а частью как чаша, которую испил Исус при распятии за нас грешных. Такое положение ног, как у Исуса Христа на иконе «Распятие», обязательно для староверов в процессе стояния во время богослужения. И большинство староверов утверждает, что «надо так: по-другому - урех». На иконе «Распятие» есть и четьи он, изображенные буквой О. Их держит Боу Отец: в левой руке - земной шар с антимисом, символизирующим волю Бога Отца, заложенную в завете о спасителе, а в правой - круг, обозначающий вечность и жезл. Четья эллипсис изображена на подножии креста у правой ноги Исуса. Эта четья символизирует истекшую и запекшуюся кровь Исуса Христа в виде яйца. «Вот почему, - разъясняют некоторые староверы, - красим яйца на Пасху и только луковой шелухой. По-другому нарушается чин воспоминания крестной смерти Исуса Христа».

На этой же иконе четья юс малый использована для передачи Церквей, которые расположены на переднем плане. «Одна - одесную (= справа), другая -шую (= слева), это Церковь и Исус - первосвященник как на земле, так и на небе. Чрез него только связываются наши грехи. Как он говорил апостолам -первосвященникам из людей: “Чё свяжите, то и я свяжу, а кому нет, тому и я откажу”. Вот, смотри, этот узал у иво на животе, ну нашей жизни, он и по-казыват, что связыват урехи. Вот почему платы скалывают, а не связывают, и узал-то на иконе как “веди” и два “ковчега” рядом», - разъяснил священник из староверов австрийского толка Церкви на Малом Енисее. Церкви уже не было: ее сожгли, поэтому окормлял он паству на дому.

Квадраты, треугольники и круги являются разделителями в многочастных иконах, рассказывающих о событиях жизни Исуса Христа на земле.

Таким образом, рассмотрение четий на иконах позволяет увидеть, что чин (= правило) письма иконописи связан с использованием возводных знаков, которые находят свое место и в ритуале изготовления одежды и предметов, используемых в процессе богослужения как в церкви, так и дома.

Глухой ворот

Верх,

рубаха

Низ,

становина,

(станок,

станушка)

Рис. 1. Чертеж рубахи-становины

Теперь остановимся на изображении четий в одежде староверов для богослужения. Квадрат — веди — является основной частью одежды староверов. Так, становина — женская рубаха — состоит из двух частей: верха (рукавов, рубахи) и низа (становины, станка, станушки). Измеряется у женщины размер бедер, затем ткань складывается вдвое и строится из нее квадрат. Один идет на покрой спины, другой переда. По чину пройма для рукавов не вырезается, а пришивается прямо по линии (по мужскому типу) или, если позволит ширина материи, сразу же прямой цельнокроенный рукав. Нижняя часть тоже состоит из двух квадратов. Таким образом, формируются и ширина, и длина женской ру-бахи-становины. Длина рукава определяется по сгибу пальцев — фалангам.

Сарафан, который носит название горбач или горбун, выкраивается из двух квадратов. Размер одного квадрата определяется ростом женщины. Если длина горбача (горбуна) 1 м 20 см, то ширина его будет равняться 2 м 40 см. Посередине делается вырез — чаша и пришивается глухой воротник, а пройма делается

как веди, то есть срезают спереди и сзади по прямой столько, сколько в сумме будет нижняя линия под руками.

Рис. 2. Чертеж горбача (горбуна)

Мужская риза (ряса, кафтан) выкраивается так же, как и женская рубаха, но измерение ширины верхней части

идет тоже по бедрам, а нижняя — по ширине составляет два квадрата. Затем пришивается сборкой.

Рис. 4. Общий вид ризы сзади

Все виды ритуальной одежды для моления семеро староверов определили как четырехскутные, то есть сшитые из четырех частей. В женской рубахе-ста-новине и мужской ризе (рясе, кафтане) части отрезаны и сшиты, а в горбаче (горбуне) и мужской рубахе разделение на части имитирует пояс. «Такое обол-чение, - сказал один старовер, - заповедал нам сам Господь. Это не суесловие:

об этим толкуется в Кормчей» [Кормчая 1650 : 518-523].

У иноков и женщин обязательным элементом является четья круг: шапочка (у иноков), у женщин (замужних) - шашмура и у всех женщин - платочек, завязанный сзади и облегающий голову. На четью круг: накидывают плат (= квадратный большой платок, который складывается ковчегом). Сзади он смотрится как квадрат - веди, на плечах - глаголь, а спереди - струится божья благодать -чашами. Длина плата до конца лопаток. Всю символику раскрывать не будем, так как наше внимание сосредоточено на четьях.

В настоящее время, особенно староверы поповцы, носят платок треугольником, скалывая его булавкой под подбородком. Однако в наших материалах есть увещевания священника австрийского толка, что надо носить плат, а не платок, а то - грех.

Одежда для погребения - смертная рубаха - шьется ковчегом, то есть четьей како, а саван - эллипсисом.

Гроб называется по уставу домовиной, которая по форме является оном - пирожком (= эллипсисом). Так изображена домовина на иконе «Успения Богородицы». Крепкие староверы считают, что в современных гробах хоронить - грех, потому что они похожи на ковчеги, а мы идем к Боуу, поэтому уже небесное окормление. Могила у староверов называется гробом, она в форме ковчега, потому что здесь покоится плоть, а не душа, а вся могила - холм - чаша Господня, потому что умираем за наши грехи.

Лестовка (= четки) староверов тоже - набор четий: в ней четыре треугольника, два квадрата, один большой круг, чаша - зев лестовки, а все остальные части - ступени - ковчегами (см. Приложение). В процессе молитвы стоят так, что изображают четьи. Ноги: пятки - вместе, носки - врозь - это чаша. Руки складывают так, что вместе с плечами, раменами, символизируют чету веди. В процессе крестного знамения руки складываются четьей он на животе выше пупа, соприкасаясь концами пальцев, или на подрушнике (= коврике на полу) в ряд. Одни утверждают, что надо рядом располагать ладони, а другие - оставлять чашу - четью улауоль.

Коврик - подрушник - тоже составлен из четий. Он состоит из нижней (изнаночной) части - «земли», шьется из черного квадратного лоскута, а верхняя (лицевая) часть - «подрушник» - в целом квадрат, который поделен на части: по углам - четьи веди, по сторонам четьи - како, а в середине - тоже квадрат, но поделенный на четыре четьи - глаголь, сшитых крест-накрест.

Небольшая группа староверов усматривает четьи и в быту. Так, жилище строили как квадрат: одна изба больших размеров и без крыши (староверы-поморцы). Староверы других толков утверждают, что жилье с крышей - непогре-шительно, как Церковь, то есть четья юс а вот бани и стайки должны быть, как четья веди, а юсом - грех: баня - нечистое место, а стайки - для животных: оне не молются.

С четьями связывают (7 человек) и устройство переднего угла, места для икон, божницу. Сама божница — это треугольная полочка в углу избы, которая направлена на восток. Восток — место Бога, и самого Исуса называют иногда «Восток». Форма треугольной полочки воспринимается как четья глаголь и знаменует (= обозначает) Боу. Полочку-божницу занавешивают положком (= занавеской). Зановесочка из льна, обычно светло-голубого цвета — поднебесного. Цвет этот еще раз подчеркивает, что здесь присутствует Господь. Положок разрезают по вертикали, но не до конца, прикрепляют его на гвоздиках веревочкой, а разрез раздвигают так, что получается форма четьи юс малый. Таким образом создают Божию Церковь в домашних условиях.

Рис. 6. Божница

С формой четий связывают сведующие староверы и форму хлебных изделий, и форму посуды для приготовления хлеба. Так, сельница (сельниса) (= сосуд для просеянной муки) должна быть круглай, по-другому - грех, а плица (плйса) -ковчегом, сито - круглым, а решето - квадратным: «Через сито чистую муку пропускаем, а через решето - грязную».

По мнению крепких староверов, хлеб нужно выкатывать только булкой; булочкой и калачом; то есть круглые изделия, а по-другому грех. Это жа тело Исуса Христа, а Боу - вечнай. От и круг, ну велии он (= буква 0). «Преснушки -это пресное тесто, не на дрожжах, выкатывали по-разному. Адне делали пирожком, други - таркой, алиф курничком», - рассказывают все женщины, а

7 человек староверов (6 муж., 1 жен.) разъясняют, что это не просто так выкатывают. «Здесяка возводнай умысал. Ить хлеб-то - тело Исуса Христа, поэтому и изображаем по-божественному: кругла, квадратом, треуголкой, пирожком. Все это божии промысал». «Вот ить, - говорит другой, - почему русска печь так бьетса, да это жа указ свыше, штоб знали, што хлеб на землю Богом дается людям. От и чета жа являтса - это окромление божие, ковчег: пишшу нам дает».

В заключение отметим, что знаки четьи помогают увидеть, что духовное и материальное в менталитете староверов слито воедино и зиждется на божием промысле, что все - умысал божий, а статистический подсчет показывает, что знающих четьи, сведующих языковых личностей на Енисее немногим более

3 % от всех староверов. Это придает особую значимость фиксации лексики староверов.

Приложение

Библиографический список

1. Бойко, Е.С. К вопросу о речевой деятельности студентов / Е.С. Бойко // Методическое обеспечение учебного процесса — важный фактор в совершенствовании подготовки специалистов: материалы межвуз. науч.-прак. конф. Ч. II. — Красноярск, 1997. — С. 381—385.

2. Зуй, М.И. Онтологические предпосылки этики / М.И. Зуй // Философские науки. — 1991. — № 19.

3. Кормчая, 1650. — Без выходных данных.

4. Тимофеев, В.П. Личность и языковая среда / В.П. Тимофеев. — Шадринск, 1971. — 131 с.

5. Толстой, Н.И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н.И. Толстой. — Изд. 2-е, испр. — М.: Индрик, 1995.

6. Уорф, Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б.Л. Уорф // Новое в лингвистике. — М., 1960. — Вып. 1. — С. 135—168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.