Научная статья на тему 'СИМВОЛИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОБРАЗА НИКОЛАЯ МОЖАЙСКОГО В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ'

СИМВОЛИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОБРАЗА НИКОЛАЯ МОЖАЙСКОГО В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЙ МОЖАЙСКИЙ / СИМВОЛ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РЕЛИГИЯ / ИКОНА / МОСКВА / ПАМЯТНИК / ЛУБЯНСКАЯ ПЛОЩАДЬ / NIKOLAY MOZHAISKIY / SYMBOL / POLITICAL PROCESS / RELIGION / ICON / MOSCOW / MONUMENT / LUBYANKA SQUARE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Журавлев В.Е.

В статье рассматривается роль цивилизации, истории, культуры, религии, мифа в современно мире с точки зрения политологии. Кратко охарактеризованы взгляды И. Канта, Г. Гегеля, Э. Кассирера, Дж. Кемпбелла, К. Леви-Строс, В. Дильтея, В. Парето, П. Сорокина, Т. Парсонса, и других известных исследователей. Так же речь идет о значении иконы и храма в русской политической истории. На историческом материале рассматривается генезис образа Николая Можайского. Отмечается, что образ Николы Можайского имел удивительную популярность в российском обществе. Русские войска выходили в поход из Кремля под покровительством Николая Можайского. По Деулинскому перемирию 1618 г. с Речью Посполитой, наряду с вопросами территориальных изменений и престолонаследия, принципиально стоял вопрос о возвращении иконы Николая Можайского, захваченной поляками в Можайске. В 1937 г. во время празднований 20-летия Октябрьской революции икона св. Николая заделана слоем штукатурки. И только 4 ноября 2010 г. икона Николая Можайского была открыта после реставрации. Анализ фактов показывает, что существует культурная, историческая, идеологическая и логистическая связь между иконой Николая Можайского, Никольской башней, Никольской улицей и Лубянской площадью Москвы. Учитывая, что политическая история Российского государства, Москвы, Кремля, Никольской башни, Красной площади, Никольской улицы и Лубянской площади тесно связано с образом Николая Можайского, а также наличие композиционной архитектурной целесообразности, автор предлагает установить на Лубянской площади памятник Николаю Можайскому как защитнику и покровителю России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYMBOLIC ROLE OF THE IMAGE OF NIKOLAI MOZHAISKY IN THE POLITICAL PROCESS OF RUSSIA

The article examines the role of civilization, history, culture, religion, and myth in the modern world from the point of view of political science. The views of I. Kant, G. Hegel, E. Cassirer, J. Campbell, K. Levi-Strauss, V. Dilthey, V. Pareto, P. Sorokin, T. Parsons, and other well-known researchers are briefly described. It also concerns the significance of the icon and the temple in Russian political history. The historical material is used to examine the Genesis of the image of Nikolai Mozhaisk. It is noted that the image of Nikola Mozhaisky was surprisingly popular in Russian society. Russian troops participated in the campaign from the Kremlin under the patronage of Nicholas Mozhaiskogo. According to the Deulinsky truce of 1618 with The Polish-Lithuanian Commonwealth, along with issues of territorial changes and succession, the question of the return of the icon of Nicholas Mozhaisk, captured by the poles in Mozhaisk, was fundamentally raised. In 1937, during the celebrations of the 20th anniversary of the October revolution, the icon of St. The wall is covered with a layer of plaster. And only on November 4, 2010, the icon of Nicholas Mozhaisk was opened after restoration. The analysis of facts shows that there is a cultural, historical, ideological and logistical connection between the icon of Nikolai Mozhaisk, Nikolskaya tower, Nikolskaya street and Lubyanskaya square in Moscow. Given that the political history of the Russian state, Moscow, the Kremlin, the Nikolskaya tower, red square, Nikolskaya street and Lubyanskaya square is closely connected with the image of Nikolai Mozhaysky, as well as the presence of compositional architectural expediency, the author suggests installing a monument to Nikolai Mozhaysky as the defender and patron of Russia on Lubyanskaya square.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОБРАЗА НИКОЛАЯ МОЖАЙСКОГО В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ»

жающихся вооруженных конфликтов, сложной ситуации с экономикой в мире (особенно на фоне борьбы с пандемией коронавируса и другими факторами) и сокращением общих гуманитарных возможностей, в ближайшее время не просматривается.

Списоки литературы

1. Report of the Secretary-General on the Work of the Organization (2019). — URL: https://www. un.org/annualreport/files/2019/09/Annual-report-SG-2019-EN-Complete-Web.pdf.

2. UNDESA. Population Facts. — URL: https:// www.un.org/en/development/desa/population/ migration/publications/populationfacts/docs/ MigrationStock2019_PopFacts_2019-04.pdf.

3. UNHCR. Figures at a Glance. — URL: https:// www.unhcr.org/figures-at-a-glance.html.

4. UN A/RES/70/59. In safety and dignity: addressing large movements of refugees and migrants. Report of the UN Secretary-General. — URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc. asp?symbol=A/70/59&Lang=E.

5. UNA/RES/70/1. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. — URL: https://www.un.org/ga/search/view_ doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E.

6. UNA/RES/71/1. New York Declaration for Refugees and Migrants. — URL: https://www. un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/ RES/71/1&Lang=R.

7. Global Compact for Safe, Orderly and Regular Migration. — URL: https://undocs.org/en/A/ CONF.231/3.

8. UNA/RES/73/12 (Part II). Global compact on Refugees. Report of the United Nations High Commissioner for Refugees. — URL: https:// undocs.org/ru/A/73/12(PartII).

УДК 322

В.Е. Журавлев,

кандидат социологических наук, доцент, Институт мировых цивилизаций, г. Москва

СИМВОЛИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОБРАЗА НИКОЛАЯ МОЖАЙСКОГО В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ

V.E. Zhuravlev,

PhD in Social Science, Docent, Institute of World Civilizations, Moscow E-mail: proektru1@yandex.ru

THE SYMBOLIC ROLE OF THE IMAGE OF NIKOLAI MOZHAISKY IN THE POLITICAL PROCESS OF RUSSIA

Аннотация. В статье рассматривается роль цивилизации, истории, культуры, религии, мифа в современно мире с точки зрения политологии. Кратко охарактеризованы взгляды И. Канта, Г. Гегеля, Э. Кассирера, Дж. Кемпбелла, К. Леви-Строс, В. Дильтея, В. Парето, П. Сорокина, Т. Пар-сонса, и других известных исследователей. Так же речь идет о значении иконы и храма в русской политической истории. На историческом материале рассматривается генезис образа Николая Можайского. Отмечается, что образ Николы Можайского имел удивительную популярность в российском обществе. Русские войска выходили в поход из Кремля под покровительством Николая Можайского. По Деулинскому перемирию 1618 г. с Речью Посполитой, наряду с вопросами территориальных изменений и престолонаследия, принципиально стоял вопрос о возвращении иконы Николая Можайского, захваченной поляками в Можайске. В 1937 г. во время празднований 20-летия Октябрьской революции икона св. Николая заделана слоем штукатурки. И только 4 ноября 2010 г. икона Николая Можайского была открыта после реставрации. Анализ фактов показывает, что существует культурная, историческая, идеологическая и логистическая связь между иконой Николая Можайского, Никольской башней, Никольской улицей и Лубянской площадью Москвы. Учитывая, что политическая история Российского государства, Москвы, Кремля, Никольской башни, Красной площади, Никольской улицы и Лубянской площади тесно

связано с образом Николая Можайского, а также наличие композиционной архитектурной целесообразности, автор предлагает установить на Лубянской площади памятник Николаю Можайскому как защитнику и покровителю России.

Ключевые слова: Николай Можайский, символ, политический процесс, религия, икона, Москва, памятник, Лубянская площадь.

Abstract. The article examines the role of civilization, history, culture, religion, and myth in the modern world from the point of view of political science. The views of I. Kant, G. Hegel, E. Cassirer, J. Campbell, K. Levi-Strauss, V. Dilthey, V. Pareto, P. Sorokin, T. Parsons, and other well-known researchers are briefly described. It also concerns the significance of the icon and the temple in Russian political history. The historical material is used to examine the Genesis of the image of Nikolai Mozhaisk. It is noted that the image of Nikola Mozhaisky was surprisingly popular in Russian society. Russian troops participated in the campaign from the Kremlin under the patronage of Nicholas Mozhaiskogo. According to the Deulinsky truce of 1618 with The Polish-Lithuanian Commonwealth, along with issues of territorial changes and succession, the question of the return of the icon of Nicholas Mozhaisk, captured by the poles in Mozhaisk, was fundamentally raised. In 1937, during the celebrations of the 20th anniversary of the October revolution, the icon of St. The wall is covered with a layer of plaster. And only on November 4, 2010, the icon of Nicholas Mozhaisk was opened after restoration. The analysis of facts shows that there is a cultural, historical, ideological and logistical connection between the icon of Nikolai Mozhaisk, Nikolskaya tower, Nikolskaya street and Lubyanskaya square in Moscow. Given that the political history of the Russian state, Moscow, the Kremlin, the Nikolskaya tower, red square, Nikolskaya street and Lubyanskaya square is closely connected with the image of Nikolai Mozhaysky, as well as the presence of compositional architectural expediency, the author suggests installing a monument to Nikolai Mozhaysky as the defender and patron of Russia on Lubyanskaya square.

Key words: Nikolay Mozhaiskiy, symbol, political process, religion, icon, Moscow, monument, Lubyanka square.

Как известно, святитель Николай жил во второй половине III — первой половине IV века, был архиепископом малоазий-ского города Миры в Ликии. Почитание св. Николая было широко распространено в Византии, а позднее и на Руси [12]. В классическом варианте св. Николай изображается в полный рост с книгой и платом, однако на иконе Никольской башни Московского Кремля он с мечом и храмом в разведенных руках. Как, когда и почему возникло такое изображение св. Николая?

Прежде чем начать исследование образа Николая Можайского, остановимся на значении цивилизации, истории, культуры, религии, мифа в современном мире с точки зрения философов, культурологов и социологов.

К цивилизационным основам, по мнению И. Гердера в работе «Идеи к философии», относятся такие составляющие как язык, государство, семья, религию, искусство, наука и др.

И. Кант рассматривал мировую историю как процесс морального совершенст-

вования человечества. Человечество в ходе исторического процесса стремится к достижению этического идеала.

Культура, по общему определению, это совокупность ценностей, определяющих мышление и поведение членов общества. Семиотический (знаковый) метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы, где знак это предмет, который несет в себе определенный смысл. Символы представляют собой знаки с глубоким идейным содержанием. Знак-символ, прямо или ассоциативно, связан с содержанием, которое он несет. Таким образом происходит корреляция символа и смысла. Спецификой символа является указание на сверхреальное. Иногда говорят, что символ представляет субстанциальное тождество идеи и вещи.

По утверждению Э. Кассирера, человек это «символическое животное», который живет в мире символов, а не вещей.

Наряду с повседневной реальностью в человеке происходит взаимодействие с психологическими и мистическими явлениями, которые выходят за границы обыч-

ной рутины. Это находит свое отражение в культуре и мифах.

Как отмечал Дж. Кемпбелл, мифы это высвобождающая энергия, жизненно-мотивирующая и направляющая сила.

По мнению Р. Петтаццони, в мифе одновременно существуют разные типы человеческого мышления, содержащие логичность и нелогичность, рациональность и иррациональность. Миф всегда связан с глубокими экзистенциальными переживаниями.

К. Леви-Строс показал, что мистические элементы мифов, которые на первый взгляд воспринимаются как иррациональные, повествуют о жизни со всеми присущими ей противоречиями.

У. Стеннер пришел к выводу, что мифы являются источником смыслов и ценностей, формируя мировоззрение человека. В современном мире, на первый взгляд рациональном и эмпирическом, миф по-прежнему присутствует как аксиологическая, гносеологическая и идеологическая основа.

Идеология это не просто система идей, но, как отмечал У. Лемберт, система побуждающая, стимулирующая и направляющую человеческое поведение. В этом отношении идеология является организующей формой общественной жизни.

По мнению В. Дильтея, гуманитарные науки изучают свободную деятельность человека, в котором разум, чувство и воля слиты воедино, где нет разделения субъекта и объекта, личности и истории. Человек, изучая историю, старается понять мотивы деятельности людей другой эпохи через обращение к памятникам культуры.

Г. Риккерт рассматривал историю как процесс осознания и воплощения ценностей, имеющих свое отражение в культуре.

Философия истории, познающая тенденции развития народа или цивилизации, дает интерпретацию смысла истории и целей.

Г. Зиммель отмечал, что в искусстве, в символике церковной и религиозной жизни, в системах научных формул, своеобразие сфер чистой видимости связаны с глубиной и целостностью полной реальности. Искусство открывает тайну жизни, где в самодостаточной игре форм строится

и переживается смысл и воздействие глубочайшей реальности, но без самой этой реальности.

В. Парето считал, что идеология — что теоретическая форма маскировки и сокрытия нелогического характера действия, которая часто облечена в демагогические одежды.

Л. Леви-Брюль полагал, что в архаичных культурах люди в определенных обстоятельствах не проводят границу между возможным и невероятным, реальным и воображаемым, объективным и мистическим. Для них существует только мистически-реальный мир, которому они со-причастны, их стремление жить в тесном единстве с ним.

Приобретением или утратой чего-то очень существенного является сугубо эмпирический, так называемый научный, взгляд на мир?

По мнению Г. Гегеля в «Философии истории», история разумна. Государство есть божественная идея, существующая на земле. Общее, которое проявляющееся и познающееся в государстве, составляет образование нации. Содержание конкретной действительности, которою является государство, есть дух народа. Религия — область, в которой народ выражает свое определение того, что он считает истинным. В научном методе заключается требование, чтобы существенное отделялось от несущественного. Но для того чтобы иметь возможность делать это, нужно знать существенное. Принципы духов народов в преемстве сами являются моментами единого всеобщего духа. Все, что было в прошлом, не потеряно, так как идея оказывается налицо, дух бессмертен, то есть существует теперь [2].

В работе «Социальная система и культура» Т. Парсонс указывал, что высшим уровнем проблем, связанных со значением, является уровень концепций предельной реальности в религиозно-философском смысле. Этот уровень касается главных предпосылок, из которых вырастают неэмпирические компоненты общей системы убеждений каждой культуры. Этот уровень следует охарактеризовать как предел познаваемого. Общая идея порядка должна быть расширена путем конкретизации

объекта, наделенного узаконенным авторитетом, который на высшем уровне значения может выступить как воля божества или своего рода диалектика истории [8].

В рассматриваемом контексте показательна история, приведенная в повести Н. Лескова «Соборяне».

Туберезову приходит на память легенда, прямо касающаяся этого источника, который, по преданию, имеет особенное, чудесное происхождение. Чистый прозрачный водоем ключа похож на врытую в землю хрустальную вазу. Образование этой котловины приписывают громовой стреле. Она пала с небес и проникла здесь в недра земли, и опять по совершенно особенному случаю. Тут будто бы некогда, разумеется, очень давно, пал изнемогший в бою русский витязь, а его одного отовсюду облегла несметная сила неверных. Погибель была неизбежна; и витязь взмолился Христу, чтобы Спаситель избавил его от позорного плена, и предание гласит, что в то же мгновение из под чистого неба вниз стрекнула стрела и взвилась опять кверху, и грянул гром, и кони татарские пали на колени и сбросили своих всадников, а когда те поднялись и встали, то витязя не было, и на месте, где он стоял, гремя и сверкая алмазной пеной, бил вверх высокою струей ключ студеной воды, сердито рвал ребра оврага и серебристым ручьем разбегался вдали по зеленому лугу. Родник почитают все чудесным, и поверье гласит, что в воде его кроется чудотворная сила, которую будто бы знают даже звери и птицы. Это всем ведомо, про это все знают, потому что тут всегдашнее таинственное Ратая веры. Здесь вера творит чудеса, и оттого все здесь так сильно и крепко, от вершины столетнего дуба до гриба, который ютится при его корне. Даже, по-видимому, совершенно умершее здесь оживает; вон тонкая сухая орешина; ее опалила молонья, но на ее кожуре выше корня, как зеленым воском, выведен «Петров крест», и отсюда опять пойдет новая жизнь. А в грозу здесь, говорят, бывает не шутка [6; с. 364].

«Аще не уверите, ниже имати разуме-ти».

Самое время вспомнить о значении иконы и храма в русской истории. Христианство, особенно в Православной традиции, это, прежде всего, религия откровения, то есть духовного опыта, обретенного через небесный дар. Икона находится в основе древнерусской живописи и является передачей христианского образа при помощи изобразительных средств. Иконы изначально привозили из Византии, с них делали списки, затем на Руси появились свои школы иконописи. В свете православного сознания икона является символом, символизирующим единение земного и небесного, истины эмпирической и истины абсолютной.

Другой важнейший христианский символ храм. Храм не просто здание, предназначенное для общественного богослужения, он имеет глубокое значение. Христианский храм символизирует Вселенную, Царство Небесное и человека, в котором живет Дух Божий. Главное место в храме алтарь, на престоле которого невидимо пребывает Господь. В православной архитектуре доминирует крестово-ку-польный храм, отличительными чертами которого являются строгая центричность, высокое подкупольное пространство, устремленность к небу, органическое сочетание с окружающим природным ландшафтом [1].

Теперь становится понятнее значение, которое вкладывалось в образ Николы Можайского с мечом и храмом в разведенных руках на Никольской башни Московского Кремля. Он символизировал Небесную защиту Москвы, России, Вселенной от вражеского нападения. Учитывая глубокий символизм данного образа, уместно вспомнить исследователя религии Р. Генона, в чьей работе «Царство количества и знамения» хаос отождествляется с мраком, который стремится поглотить созданный светом творения космос. В результате человечество теряет духовный, сущностный характер и попадает в «царство количества» материального мира [3].

Но каков генезис образа Николая Можайского? Почему он оказался в московском Кремле, и какое место занял в русской истории и истории Москвы?

Изначально данный образ св. Николая связан со старинным русским городом Мо-

жайском [5]. Согласно легенде, Можайск был осажден войском татар, и в это время над городским храмом в воздухе было явление св. Николая с мечом в одной руке и собором, обнесенным стеной, в другой. Татары бежали от города, а его жители вскоре изготовили деревянную статую святого. Так в XIV в. появился образ Николая Можайского. Он имел удивительную популярность в российском обществе. И это имеет историческое объяснение — Московское государство в первой половине XVI в. имело тяжелые многочисленные вооруженные конфликты с Казанским ханством, Крымским ханством и Великим княжеством литовским. Тогда и появилась на воротах Никольской башни икона Николая Можайского, как символ защиты Москвы и всего русского государства. Боевые действия порой разворачивались вблизи Москвы. Русские войска выходили в поход из Кремля под покровительством Николая Можайского. В районе Никольских ворот находились места постоянной дислокации стрелецкого караула.

4 ноября 1612 г. через Никольские и Спасские ворота в Кремль вошло народное ополчение во главе Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым, освободившее Москву от польского гарнизона.

Летом 1618 г. в районе Можайска проходили ожесточенные бои с польско-литовскими войсками, которые существенно задержали их очередной поход на Москву. При последующем отступлении от Москвы интервенты забрали икону св. Николая, захваченную в Можайске. Удивительное дело, по Деулинскому перемирию, наряду с вопросами территориальных изменений и престолонаследия, принципиально стоял вопрос о возвращении иконы Николая Можайского, что и было достигнуто.

В 1707 г. царем Петром I проводилась реконструкция оборонительных сооружений Кремля в связи с угрозой Москве шведских войск. Возле Никольской башни соорудили оборонительный редут.

В 1805-1806 гг. башня была реконструирована, при этом икону св. Николая поместили в специальную раму.

В 1812 г. французские войска при отступлении из Москвы организовали подрыв многих сооружений Кремля, в том чи-

сле Арсенала и стоящей рядом Никольской башни. Однако икона удивительным образом сохранилась. Император Александр I после восстановительных работ распорядился установить мраморную доску со следующим текстом.

В 1812 г., во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля; но чудесною силою Божией св. образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, а не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещею остались невредимыми. Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих [10].

В течение XIX в. ворота Никольской башни были одним из главных проездных мест Кремля. Во время коронации башня украшалась щитами, цветными фонарями и гирляндами, а стены — гербами Российской империи.

В ходе вооруженного противостояния в Москве в октябре 1917 г. Никольская башня сильно пострадала от артиллерийского обстрела, однако икона не была существенно повреждена.

В 1937 г. во время празднований 20-летия Октябрьской революции икона св. Николая заделана слоем штукатурки.

И только 4 ноября 2010 г. икона Николая Можайского была открыта после реставрации, освящена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, и возращена на свое историческое место [4].

Образ св. Николая тесно связан с Москвой не только посредством Никольской башни и иконой Николая Можайского. Так, Никольская улица, которая располагается на древней Владимирской дороге, соединявшей Москву с Ростовом Великим, Суздалем и Владимиром, получила свое название от монастыря Николы Старого, основанным в 1390 г. С 1530-х гг. вторую границу улицы образовала стена Китай-города (еще одна крепость Москвы), с Владимирскими воротами. Через Владимирские ворота был проезд с Никольской улицы на Лубянскую площадь. Вдоль Никольской шли крестные ходы к Владимирской цер-

кви и Сретенскому монастырю в память спасения от орд Тамерлана, от золотор-дынского хана Ахмета, от крымского хана Махмет-Гирея, торжественные шествия в честь Петровских побед, коронаций Елизаветы и Екатерины. Во второй половине XIX в. Никольская улица стала деловым центром. В 1935 г. Никольскую улицу переименовали в улицу им. 25 Октября. В 1990 г. улице вернули прежнее название — Никольская.

Так же можно утверждать, что существует прямая связь между иконой Николая Можайского, Никольской башней, Никольской улицей и Лубянской площадью [12].

По одной из версий, название Лубянка впервые упомянуто в летописи в 1480 г. когда Иван III приказал новгородцам, выселенным в Москву после падения республики, селиться в этом месте. В XVII в. здесь находилась стрелецкая слобода Стремянного полка. В XVIII в. Лубянка была заселена в основном мелкими чиновниками, купцами, ремесленниками. На рубеже XVIII-XIX в. она превратилась в аристократический район Москвы, в котором проживали Голицыны, Волконские, Долгорукие, Хованские и др. известные фамилии. В середине XIX в. Лубянская площадь это транспортное, деловое и торговое пространство. В 1835 г. в центре площади открыт фонтан по проекту скульптора Витали, названный Никольским. Он представлял собой четыре фигуры мальчиков, держащих большую чашу и олицетворявших реки Волгу, Днепр, Дон и Неву. В 1897-1898 гг. по проекту академика А. Иванова на площади было возведено здание страхового общества «Россия», строившееся изначально как доходный дом. В 1918 г., после переезда большевистского правительства из Петрограда в Москву, несколько зданий на Лубянке, в том числе здание страхового общества «Россия», перешли в распоряжение Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). 20 ноября 1926 г. президиум Московского Совета постановил переименовать Лубянскую площадь и улицу Большую Лубянку в площадь и улицу им. Дзержинского — основателя советской службы государственной безопасности. В 1958 г. на Лубянской площади, где до 1934 г. работал Никольский фонтан, был

установлен памятник Феликсу Дзержинскому. По оценкам экспертов, памятник оказался весьма удачным и придавал композиционную цельность архитектуре в этом центре Москвы. В 1990 г. на фоне политических изменений площади возвращено прежнее название — Лубянская площадь. В августе 1991 г. памятник Дзержинскому на Лубянской площади был демонтирован. В 1990-2000 гг. неоднократно звучали призывы к возвращению памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь. Однако политизация вопроса приводила к тому, что решение по возвращению памятника так и не было принято [12].

К чему здесь эти с одной стороны абстрактные, а с другой — достаточно конкретные и предметные рассуждения? Вслед за авторитетными исследователями автор полагает, что историческая преемственность непосредственно связана с преемственностью социокультурных символов; историю разрывать нельзя, поскольку это ведет к потере цивилизационной идентичности.

Отечественный классик социологии П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. В результате развития образуются культурные сверхсистемы. Социальную действительность это социокультурная реальность, которая включает чувства, рациональный интеллект и сверхрациональную интицию. Отсюда три формы истины — чувственная (красота), духовная (вера) и рациональная (разум).

Современные отечественные исследователи (например — в коллективной монографии «Политические изменения в глобальном мире: теоретико-методологические проблемы анализа и прогнозирования») также справедливо отмечают, что мировоззренческий, этический выбор становится ключевым фактором, задающим вектор развития современного общества [9]. Социокультурный подход исходит из понимания неразрывности личности, общества и культуры и нацелен на выявление культурных мотиваций общественного и политического развития. Мир духа, духовного идеала остается главным оплотом автономии и свободы личности в социальном пространстве отчуждения. Экзи-

стенциальное самоопределение становится не только личным жизненным выбором, но и источником социальных изменений.

С учетом всего вышесказанного, учитывая, что история Российского государства, Москвы, Кремля, Никольской башни, Красной площади, Никольской улицы и Лубянской площади тесно связано с образом Николая Можайского, а также наличие композиционной архитектурной идеи, полагаю, целесообразно установить на Лубянской площади памятник Николаю Можайскому как защитнику и покровителю России.

Могут возникнуть вопросы, а нет ли антагонистических противоречий между образом «железного Феликса» и образом Николая Можайского? Отмечу, что оба символа несут основную экзистенциальную идею защиты страны. Отрицание третьего значения со стороны двух других значений означают комплементарность последних. Нейтрализация угрозы безопасности страны, на которую направлены оба символических образа, предполагает, что при объективном рассмотрении они являются комплементарными, то есть дополняют друг друга.

Так может выглядеть памятник Николаю Можайскому на Лубянской площади Москвы (рисунок автора).

Список литературы

1. Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV вв. — М.: Искусство, 1980. — 267 с.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. — СПб.: «Наука», 2000. — 480 с.

3. Генон Рене. Царство количества и знамения времени / Пер. с фр. — М.: Беловодье, 1994. — С.304.

4. Киприн ВАСкопин В.В. Вновь открытый образ. Об иконе святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля // Московский журнал. История государства Российского. — 2012. — Вып. 8.

5. Кондратьев И.И. История Можайского кремля. — М.: ТАУС, 2010. — 232 с.

6. Лесков Н.С. Соборяне // На краю света. — М.: Сретен. монастырь, 2003. — 988 с.

7. Преподобный Николай Чудотворец: Жизнь, чудеса, святыни / Е.В. Щеглова. — М.: Эксмо, 2014. — 208 с.

8. Парсонс Т. Роль идей в социальном действии // О социальных системах. — М.: Академический проект, 2002. — 832 с.

9. Политические изменения в глобальном мире: теоретико-методологические проблемы анализа и прогнозирования / Редкол.: И.С. Семенен-ко (отв. ред.), В.В. Лапкин, В.И. Пантин. — М.: ИМЭМО РАН, 2014, — 218 с.

10. Романюк С. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — [Электронный ресурс] — Режим

доступа: https://www.litres.ru/sergey-romanuk/ serdce-moskvy-ot-kremlya-do-belogo-goroda/ chitat-onlayn/page-6/ (дата обращения: 06.04.2020).

11. Черный ВД. Архитектура в древнерусском изобразительном искусстве // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ. — 2016.

12. Что раньше располагалось на Лубянской площади. Полная история Лубянской площади. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://1kingvape.ru/dizajjn-interera/chto-ranshe-raspolagalos-na-lubyanskoi-ploshchadi-polnaya-istoriya.html (дата обращения: 06.04.2020).

УДК 327

А.Й. Элез,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Центр изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН

ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ АФРИКИ К ЮГУ ОТ САХАРЫ

AI. Elez.

PhD in Philosophy Sciences, Senior Research Fellow, Centre for Tropical African Studies, Institute for African Studies,

Russian Academy of Sciences E-mail: ajelez@yandex.ru

RESULTS OF WORLD WAR II AND MODERN HISTORY OF SUB-SAHARAN AFRICA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Вторая мировая война оказала заметное воздействие на историю Африки. Во-первых, часть Африки в течение продолжительного времени была театром военных действий, ареной борьбы между колониальными державами. Во-вторых (это касается уже и стран Африки к югу от Сахары), одним из итогов второй мировой войны является, по общему признанию, крушение колониальной системы империализма в послевоенные годы. В-третьих, наследие Нюрнбергского процесса (в первую очередь — решения, принятые Международным военным трибуналом) оказало немалое влияние на последующие правовые процессы и решения в мире, в том числе в странах Африки южнее Сахары. Геноцид 1994 года в Руанде и его правовые последствия — наиболее показательный в Африке пример того, в какой мере соблюдаются и в какой оказываются преодоленными или отброшенными те постулаты международного права, которые формировались деятельностью и решениями Международного Военного Трибунала. Кроме государственных чиновников и военных деятелей, в число главных преступников, осужденных Международным трибуналом по Руанде, вошли наиболее активные пропагандисты геноцида из числа руководителей средств массовой информации. Статья посвящена влиянию уроков Нюрнбергского процесса на развитие международного права применительно к Африке южнее Сахары, прежде всего к Руанде.

Ключевые слова: Нюрнбергский процесс, Руанда, геноцид, хуту, тутси, средства массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.