Научная статья на тему 'Символ. Париж; М. , 2011. № 59. Нидерландская духовная литература позднего Средневековья и раннего Нового времени. 317 с'

Символ. Париж; М. , 2011. № 59. Нидерландская духовная литература позднего Средневековья и раннего Нового времени. 317 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
199
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символ. Париж; М. , 2011. № 59. Нидерландская духовная литература позднего Средневековья и раннего Нового времени. 317 с»

нерской традицией» (p. 169—170). К православию Аллен обращается в первую очередь в связи с католическо-православными отношениями. Указывая на близость «евангелическому католичеству традиционализма православия в отношении догматических и литургических вопросов», Аллен в то же время не считает, что в XXI в. экуменический диалог между католичеством и православием окажется интенсивным (p. 170, 361).

Несмотря на то, что книга Аллена адресована в первую очередь американским католикам, она, несомненно, окажется интересной и православному читателю, который получит исчерпывающее представление об основных тенденциях развития современного католичества. Инкультурация и «обратная миссия» («reverse mission»), «горизонтальное католичество» и «горизонтальный экуменизм», «возрожденческое христианство» («Revivalist Christianity») и «управительство» (stewardship)8 — вот лишь немногие из основополагающих для западного христианства понятий, раскрываемых в данной книге.

В. А. Мякшин (ПСТГУ)

Символ. Париж; М., 2011. № 59. Нидерландская духовная литература позднего Средневековья и раннего Нового времени. 317 с.

Очередной номер журнала «Символ» посвящен нидерландской духовной литературе позднего Средневековья и раннего Нового времени. Русский читатель знаком лишь с двумя фигурами, представляющими данную литературу: это — Фома Кемпийский, автор достаточно популярный в России, особенно начиная с XIX в., и Ян ван Рюйсбрук, менее известный автор, но постоянно упоминающийся в литературе, посвященной позднему Средневековью. До сих пор мы практически не имеем представления о фламандской мистике и «новом благочестии», до сих пор имена Герта Гроте, Яна ван Лёвена и многих других нам практически ни о чем не говорят. И это несмотря на то, что нидерландская литература ХГУ—ХУП вв. оказала колоссальное влияние на духовную жизнь всего европейского континента. Нидерландскими мистиками и духовными наставниками зачитывались в Англии, Германии, Франции, Испании, Португалии, Италии. Поэтому необходимо восстановить справедливость и обратить внимание на этот важный и значимый пласт культуры, преждевременно забытой и до конца неоцененной.

Сборник состоит из трех частей. Первая из них посвящена личностям Яна ван Рюйсбрука (ок. 1293—1381), основателя августинского монастыря Гру-нендаль, и Яна ван Лёвена (ум. 1378 г.), «доброго повара» Грунендаля и последователя Рюйсбрука. Второй раздел книги посвящен «новому благочестию» («ёеуойо шоёегпа») и таким его представителям, как Герт Гроте (1340—1384),

8 «Управительство» — ключевое понятие современного католического «энвайронментализма», предполагающее ответственность человека за окружающий мир и окружающих его людей.

основатель движения, и Фома Кемпийский (1379/1380—1471 гг.). Наконец, в третьей части публикуется перевод анонимного трактата «Евангельская Жемчужина», который является «шедевром нидерландской духовной литературы, синтезировавшим в себе многие идеи и сюжеты, восходящие к Августину, немецкой рейнской мистике, бегинскому движению, Яну ван Рюйсбруку и «новому благочестию».

Первый раздел книги открывается статьей М. Л. Хорькова «Ян ван Рюй-сбрук: удивительное и реальное в жизни великого фламандского мистика» (с. 9—74). В этой статье автор описывает жизнь и творчество Рюйсбрука, а также описывает основные линии рецепции его сочинений в XIV—XVII вв. Вниманию читателя предлагается перевод небольшой работы Рюйсбрука «Книга прояснений» (с. 75—93), которая была написана автором на склоне лет, в 1362 г. для картузианской общины в Херне. Это произведение — самое ясное по структуре и наиболее концептуальное из всех работ автора. Ключевая тема, которую пытается прояснить Рюсбрук, это — соединение человека с Богом. Картузианцы из Херне неверно поняли его мысль, выраженную в более раннем произведении («Духовный брак») и попросили учителя разъяснить им этот вопрос.

Следующие материалы первой части посвящены другому насельнику Гру-нендаля — Яну ван Лёвену (с. 94—129). М. Л. Хорьков характеризует стиль писателя и выявляет его богословские воззрения. Далее следуют избранные фрагменты из его работ, посвященные определенным темам: «О человеке внешнем и человеке внутреннем», «О духовно и внутренне нецеломудренных людях», «Семь пунктов о том, как руководствоваться совестью». После переводов следует статья известного нидерландского филолога Корнелиса де Фойса «Майстер Экхарт и нидерландская мистика», которая имеет приложение «Ян ван Лёвен о Майстере Экхарте» (где собраны его наиболее красочные пассажи, извлеченные из трех основных его работ, направленные против Экхарта).

Второй раздел книги посвящен движению «новое благочестие», возникшему в северных провинциях Нидерландов в конце XIV в. и охватившему к середине XV в. южные Нидерланды и Германию. Раздел открывается статьей голландского исследователя К. де Бера «Духовность Герта Гроте на основании свидетельств о его жизни и его сочинений» (с. 133—180). Статья представляет собой избранные главы диссертации, которая, несмотря на свой семидесятилетний возраст, остается наиболее фундаментальным систематическим исследованием богословия Герта Гроте, целиком опирающимся как на опубликованные, так и на неопубликованные средневековые памятники. В статье достаточно подробно говорится о жизни, сочинениях и воззрениях основателя «нового благочестия». Автор, опираясь на сочинения Гроте, выявляет ключевые моменты в его богословии: учение о совершенстве, роль и место внешних упражнений, учение о грехе, средства очищения и избавления от грехов, воззрения автора на прельщение, «духовную сухость» и боязливость, а также рассматривает эсхатологические представления, темы молитвенной жизни и подражания Христу. Статья М. Логутовой «Фома Кемпийский и “новое благочестие”» (с. 181—259) посвящена личности, творчеству и учению самого известного в России представителе движения.

В третьем разделе публикуется анонимный трактат «Евангельская жемчужина», предваряемый статьей М. Л. Хорькова «Трактат “Евангельская жемчужина” и рецепция позднесредневековой нижнерейнской мистики в контексте духовной культуры раннего Нового времени» (с. 263—276). В статье рассматриваются три версии памятника и вопрос о возможном авторстве, выделяются основные концептуальные элементы произведения. Наконец заканчивается номер переводом избранных глав «Евангельской жемчужины» (с. 277—315).

Данный сборник дает возможность по-новому взглянуть на духовность позднего Средневековья и раннего Нового времени и будет весьма полезен всем исследователям западной христианской культуры и благочестия.

Иерей Е. Шилов (ПСТГУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.