следований по разбираемым темам. Вторая часть «Религия и права человека», хотя и представляет собой самостоятельное исследование проблемы, а также содержит интересные фрагменты касательно, например, попыток обоснования идеи прав человека на основании концепции естественного права, как нам кажется, игнорирует вопросы, стоящие на повестке дня современных стран Запада. Третья часть книги, которую можно легко рассматривать безотносительно предыдущих двух, представляет результаты эмпирического исследования, касающегося вопроса о том, влияют ли религиозные верования на отношение к двум конституционным принципам (религиозная свобода и отделение Церкви от государства), связанными с идеологией прав человека.
В заключение стоит отметить, что если данную работу рассматривать как пример эмпирического богословия, которое ван дер Вен активно развивал в ходе своей научной карьеры, то на ее основе очень сложно выделить специфику эмпирического богословия по отношению, например к социологии религии. Если рассматривать всю работу как целостное произведение, то не очень понятно, какую роль по отношению к философско-богословскому аргументу в ней играет эмпирическая работа. Если же рассматривать как целостное произведение третью часть и особенно последнюю главу, то непонятно, почему предлагаемое в этом тексте называется богословием, и в чем его отличие от упомянутой социологии религии.
И. В. Забаев (ПСТГУ)
Allen J. L., Jr. The Future Church: How Ten Trends Are Revolutionizing the Catholic Church. N. Y.: Doubleday, 2009. VIII, 469 p.
Наступление XXI века ознаменовано появлением целого ряда англоязычных исследований, посвященных описанию современного состояния Католической Церкви и векторов ее возможного развития в будущем1. Вне всякого сомнения, наиболее важное место среди них занимает книга ведущего американского католического журналиста Джона Л. Аллена Младшего2. Сразу же после публикации в ноябре 2009 г. книга вызвала огромный интерес у католической аудитории и широкое обсуждение на созданном Алленом одноименном блоге в Интернете, а также многочисленные рецензии. Самый восторженный отклик книга получила со стороны Джона О’Малли — одного из наиболее авторитетных американских
1 См., например: Weigel G. The Courage to Be Catholic: Crisis, Reform, and the Future of the Church. N. Y., 2004; Idem. God’s Choice: Pope Benedict XVI and the Future of the Catholic Church. N. Y., 2005; Gibson D. The Coming Catholic Church: How the Faithful Are Shaping a New American Catholicism. San Francisco, 2004; Oakley F., Russett B. M. Governance, Accountability, and the Future of the Catholic Church. N. Y., 2004.
2 Русскоязычному читателю Аллен известен по книге «Opus Dei: Правда и вымысел» (М., 2007).
католических историков3. Аллена называют «самым информированным, самым проницательным и наиболее объективным англоязычным комментатором нашего времени, специализирующимся на Римо-Католической Церкви»4. В США Аллен считается «самым плодовитым и широко цитируемым» католическим журналистом5. Вне всякого сомнения, любое исследование такого автора заслуживает пристального внимания.
Книга не является плодом кабинетных размышлений, в ее основе лежит многолетний опыт общения автора с представителями Католической Церкви в ходе посещения 40 стран на всех континентах. Представленный Алленом материал опирается на его многочисленные интервью с папами, епископами, священниками, богословами, политиками, социальными работниками — всеми теми, кто принимает деятельное участие в церковной жизни. При написании книги Аллен также учитывал пожелания, критические замечания и предложения, высказанные тысячами читателей его еженедельной Интернет-колонки «Обо всем католическом» (http://ncronline.org/blogs/all-things-catholic), до середины 2006 г. известной под названием «Слово из Рима» («The Word from Rome»), которая фактически стала не только источником идей для исследования, но и местом его дальнейшего обсуждения. По словам автора, книга фиксирует его идеи в определенный момент времени; именно поэтому он приглашает читателя продолжить ее рассмотрение на страницах своего блога, где обещает обращать пристальное внимание на дальнейшее развитие поставленных проблем. Называя себя именно журналистом, Аллен усматривает свою задачу лишь в том, чтобы засвидетельствовать происходящее в Католической Церкви, и не стремится убедить читателя в своей правоте. В качестве «описания», а не «предписания», книга призвана стать краеугольным камнем будущей серьезной дискуссии. Активное обсуждение стоящих перед Церковью проблем Аллен считает проявлением «динамизма католичества» («dynamism of Catholicism») — верующие помогают Церкви прийти к наилучшему осознанию своего облика.
Несмотря на широту исследования, ему присущи два ограничения — хронологическое и содержательное. Хронологически автор не выходит за рамки XXI в., считая более долгосрочные прогнозы бессмысленными. С точки же зрения содержания книга не предполагает богословских утверждений относительно внутреннего бытия Церкви. Ее задача — описать облик «Церкви XXI века», указав на присущие ей характерные признаки, которых Аллен называет четыре: всемирная, бескомпромиссная, пятидесятническая и экстравертная («Global, Uncompromising, Pentecostal, and Extroverted» (p. 4-5)). Таким образом, книга являет перспективу более широкую, чем та, которую предполагает рассмотрение стандартного общепринятого набора «проблем в Церкви».
3 O’Malley J. W A New Catholic Horizon. Recension: Allen, Jr. J. L. The Future Church // National Catholic Reporter. 2009. October 30. P. 1, 22.
4 Guillardetz R. Recension: Allen, Jr. J. L. The Future Church // America. 2009. December 7. P. 24.
5 Jordan P Cloudy Crystal Ball. Recension: Allen, Jr. J. L. The Future Church // Commonweal. 2009. November 6. P. 36.
Так, в качестве определяющих жизнь Церкви «тенденций» не заявлены ни проблемы женского священства и целибата духовенства, ни проблемы авторитета Папы Римского и демократии в Церкви. Ко всем этим темам Аллен, конечно, обращается в книге, но лишь в рамках описания более глобальных «тенденций». В целом, автор указывает на разрыв между представленными в книге десятью основными «тенденциями» и проблемами, обыкновенно поднимаемыми в западных средствах массовой информации. Не отрицая значимости этих насущных проблем, Аллен настаивает, что их центральное положение в повседневной жизни Католической Церкви зачастую преувеличивается — чтобы понять католичество, необходимо «копать глубже» (p. 9).
Итак, книга посвящена описанию «тенденций», стремительно меняющих сформировавшийся после II Ватиканского собора облик Католической Церкви. Главная задача автора — рассмотреть данные «тенденции» в свете их воздействия на последующее развитие католичества в XXI в. (p. 3), понять, почему под их влиянием Церковь все сильнее оказывается в «перевернутом» состоянии («the Church is upside down» (p. 1))6.
Книга состоит из введения и 12 глав. Последняя глава фактически является и заключением книги. В первых 10 главах описаны 10 «тенденций» — религиозных, политических и научных. Их названия вынесены в заглавия соответствующих глав — «Всемирная Церковь», «Евангелическое католичество», «Ислам», «Новая демография», «Возрастающая роль мирян», «Биотехнологическая революция», «Глобализация», «Экология», «Многополярность» и «Пятидесятниче-ство». Все эти главы имеют одинаковую структуру и состоят из двух разделов. Первый раздел — «Что происходит» — посвящен описанию ситуации, сложившейся в Церкви под влиянием той или иной «тенденции». Во втором разделе — «Что это означает» — описаны последствия каждой из «тенденций»: «несомненные», «вероятные», «возможные» и «наименее возможные».
Первая «тенденция» — «Всемирная Церковь» — указывает на стремительное распространение католичества в Южном полушарии. Именно смещение «центра тяжести с севера на юг» (p. 17) Аллен называет самым значительным событием в жизни Католической Церкви в XX в., которое во многом определило облик современного католичества: в настоящее время две трети католиков — это жители Южного полушария. Более того, к 2050 г. сразу семь из 10 самых крупных католических государств мира будут располагаться к югу от Европы и США. При этом, опередив Испанию и Польшу, в числе 10 крупнейших католических стран окажутся три африканских государства: Уганда, Нигерия и Демократическая Республика Конго. С учетом данных прогнозов и на основании детального рассмотрения основных закономерностей развития католичества к югу от европейского и североамериканского континентов Аллен утверждает, что в настоящее время Католическая Церковь находится в состоянии «не упадка», но «развития» (p. 19), которое продолжится и в дальнейшем.
6 Ключевое определение, используемое Алленом при описании современной ему Католической Церкви, — «перевернутая вверх дном Церковь» («upside-down Church» (p. 3, 10, 428, 456)).
Вторая «тенденция» — «евангелическое католичество» — обозначает проявляющееся в Католической Церкви как на уровне церковной иерархии, так и на уровне простых католиков стремление подчеркнуть католическую идентичность в ответ на вызовы секуляризованного мира. Аллен называет следующие характерные особенности «евангелического католичества»: признание первостепенной значимости традиционной католической практики; готовность открыто свидетельствовать миру собственную католическую идентичность и ее значение для культуры, общества и политики; восприятие веры в первую очередь в качестве предмета личного выбора, а не составляющей культурного наследия. При этом, как указывает автор, «евангелическое католичество», не являясь синонимом «консерватизма», все сильнее определяет, начиная с конца 70-х гг. XX в., официальную политику Католической Церкви (p. 57—58).
Предмет рассмотрения третьей главы — ислам. По мнению Аллена, в настоящее время именно отношения с исламом становятся для католичества приоритетным направлением межрелигиозного диалога, и именно ислам папа Бенедикт XVI рассматривает в качестве главного союзника Католической Церкви в борьбе с охватившими страны Запада секуляризацией, неверием и скептицизмом (p. 96—97, 106—107, 119, 139). Аллен утверждает, что в XXI в. — вне зависимости от характера развития отношений католичества и ислама —взаимодействие именно этих двух религий будет во многом определять события мировой истории (p. 98).
Четвертая «тенденция» — «новая демография». Данным термином Аллен обозначает процесс резкого падения рождаемости, под влиянием которого в XXI в. во многих частях света станет необратимым сокращение численности населения — сокращение, уже наблюдаемое в странах Западной Европы и в Японии. По мнению Аллена, «новая демография» окажет влияние и на внутреннюю жизнь Католической Церкви, создав для нее как новые проблемы, так и новые возможности для развития (p. 157).
Пятая «тенденция» — «возрастающая роль мирян». В XXI в. Аллен прогнозирует стремительный рост значения мирян в различных областях жизни католичества. Он указывает на неуклонное превращение мирян в главных действующих лиц как внутри Церкви, так и за ее пределами. Внутри Церкви миряне все чаще исполняют административные функции, ранее являвшиеся исключительно прерогативой священников. За пределами Церкви именно на мирян преимущественно возложена ответственность за «евангелизацию» культуры. Подробно рассматривая различные составляющие развития в Католической Церкви «мирского церковного служения» (lay ecclesial ministry), Аллен уделяет значительное внимание и многочисленным движениям мирян.
Шестая «тенденция» — «биотехнологическая революция». В наступившем столетии Аллен предвосхищает активное участие Католической Церкви в дискуссиях, посвященных различным составляющим биотехнологической революции, таким как клонирование живых организмов, исследование эмбриональных стволовых клеток, использование генной инженерии и генетически модифицированных организмов. Подробно рассматривая проблему соотнесения достижений биотехнологической революции с представленными в официальных до-
кументах Католической Церкви фундаментальными положениями вероучения, Аллен обращается и к наиболее противоречивым аспектам данной революции, таким как, например, «программирование гена Бога».
Седьмая «тенденция» — «глобализация». Описывая глобализационные процессы в экономической, политической и других сферах деятельности современного мира, Аллен обращается к проблемам бедности и социальной несправедливости, военных конфликтов, торговли людьми и оружием, коррупции и бюрократии, теме мигрантов и беженцев. Особое внимание он уделяет Интернету как «главному символу глобализованного мира» (р. 278), неоднократно указывает на значение католической блогосферы (р. 59, 183, 209-210, 286, 296), а также рассматривает связанные с Интернетом понятия, такие как, например, «кибердуховность» (р. 295-297). По мнению Аллена, Католическая Церковь — «древнейший глобализированный институт на земле» (р. 280), — хотя и не посвятила теме глобализации ни одного всеобъемлющего документа, тем не менее смогла представить развернутое социальное учение, позволяющее ей отвечать на вызовы современного мира (р. 261).
Восьмая «тенденция» — «экология». Указывая на возросшую экологическую ответственность как со стороны официальной Католической Церкви, так и со стороны простых католиков, Аллен предвосхищает наступление в XXI в. «эпохи зеленого католичества» (р. 299). В целом — в отличие от большинства «тенденций» — именно прогнозы Аллена в отношении экологии представляются наиболее осторожными, поскольку в XXI в. католический «энвайронментализм» будет зависеть от целого ряда труднопрогнозируемых факторов, таких как новые научные изыскания в области экологии.
Девятая «тенденция» — «многополярность» — предполагает воздействие на современное мироустройство не одного (США), но сразу нескольких центров влияния (страны БРИК — Бразилия, Россия, Индия, Китай). Аллен последовательно рассматривает возможное влияние католичества в каждой из стран БРИК, обращаясь в рамках данного рассмотрения в том числе и к перспективам межрелигиозного и экуменического диалога. В частности, он утверждает, что в XXI в. приоритетным направлением экуменических отношений для большей части католического мира станет диалог не с православием, а с пятидесятниче-ством — в первую очередь в Бразилии (р. 361). При этом Аллен, разумеется, не принижает значения католическо-православного диалога, указывая на присущее католичеству восприятие именно раскола с православием в качестве «основополагающего» и в наибольшей степени нуждающегося в уврачевании (р. 361).
Десятая, заключительная, «тенденция» — «пятидесятничество» — характеризуемое Алленом как самое быстрорастущее религиозное движение в мире. Реакцией на его распространение со стороны католичества стало католическое харизматическое возрождение. Подробно рассматривая истоки, характерные особенности, сходства и различия пятидесятничества и католического харизматического возрождения, Аллен прогнозирует в XXI в. значительный рост обоих движений по всему миру.
В целом, при прочтении книги неизбежно возникает вопрос относительно заявленного автором числа «тенденций»: почему их именно 10, а не пять или 20?
Почему возрастающая роль мирян характеризуется в качестве «тенденции», а нехватка священников или служение женщин в Церкви — нет? Предвосхищая подобные вопросы, Аллен формулирует шесть критериев, лишь сочетание которых позволяет охарактеризовать то или иное явление или событие в качестве «тенденции». Это следующие критерии: 1) влияние на жизнь всего института Церкви, а не отдельных ее частей; 2) влияние на жизнь широких масс верующих; 3) вовлеченность официальной церковной власти; 4) обладание объяснительной силой, позволяющей объяснять взаимосвязь разрозненных явлений в жизни Церкви; 5) наличие предсказательной силы; 6) идеологическая немотивирован-ность (р. 415-417).
Энциклопедический охват книги неизбежно приводит к наличию в ней масштабных обобщений, за частое обращение к которым она и критиковалась. Возможно, данная критика и справедлива. Но лишь отчасти. Ведь у Аллена обобщения не приводят ни к упрощениям, ни к схематизации. Автор не ищет простых объяснений происходящего. Например, рассматривая «Всемирную Церковь» и «евангелическое католичество», он указывает на семь «несомненных» последствий каждой из данных «тенденций», а при описании пятидесятничества называет целых 14 возможных причин его стремительного распространения. Более того, Аллен признает наличие противоречий между отдельными «тенденциями»: например, «евангелическое католичество» вступает в противоречие с возрастающей ролью мирян (р. 182, 186), глобализацией (р. 283), многополярностью (р. 351, 371), пятидесятничеством и католическим харизматическим возрождением (р. 409). Также Аллен старается избегать стереотипного восприятия отдельных явлений в жизни католичества, например взгляда на католиков исключительно как на «консерваторов» и «либералов»7. По его мнению, сложившиеся в современном католичестве отношения не ограничиваются рамками данных узких понятий, но скорее характеризуются как «трайбализм», предполагающий существование отдельных групп верующих, объединенных общими убеждениями, таких, например, как литургические традиционалисты, харизматики, реформаторы, неоконсерваторы (р. 423, 454). Полагая, что в XXI в. «трайбализм» окажется нежизнеспособным, Аллен призывает католиков мыслить глобально, действуя в интересах всей Церкви, а не отдельной ее части. «Тенденции» Аллен характеризует, как стоящие перед Церковью «новые вызовы», в свете которых католикам надлежит пересмотреть собственное видение Церкви. Противостояние «новым вызовам» потребует от верующих определенной «изобретательности». Аллен просит их мыслить и действовать «по-новому», чтобы суметь приспособиться к ситуации, когда все в Церкви будет поставлено «вверх дном» (р. 6, 456).
Представленное автором описание состояния современного католичества и перспектив его развития выглядит весьма убедительным, тем не менее отдельные его суждения в отношении православия либо нуждаются в уточнении, либо представляются достаточно спорными: например, едва ли можно согласиться с утверждением о том, что «исторически православие никогда не было миссио-
7 Например, Аллен указывает на ошибочное рассмотрение мировосприятия Бенедикта XVI в качестве «консервативного» или даже «архиконсервативного» (р. 57-58).
Символ. Париж; Москва, 2011. № 59: Нидерландская духовная литература позднего Средневековья...
нерской традицией» (p. 169—170). К православию Аллен обращается в первую очередь в связи с католическо-православными отношениями. Указывая на близость «евангелическому католичеству традиционализма православия в отношении догматических и литургических вопросов», Аллен в то же время не считает, что в XXI в. экуменический диалог между католичеством и православием окажется интенсивным (p. 170, 361).
Несмотря на то, что книга Аллена адресована в первую очередь американским католикам, она, несомненно, окажется интересной и православному читателю, который получит исчерпывающее представление об основных тенденциях развития современного католичества. Инкультурация и «обратная миссия» («reverse mission»), «горизонтальное католичество» и «горизонтальный экуменизм», «возрожденческое христианство» («Revivalist Christianity») и «управительство» (stewardship)8 — вот лишь немногие из основополагающих для западного христианства понятий, раскрываемых в данной книге.
В. А. Мякший (ПСТГУ)
Символ. Париж; М., 2011. № 59. Нидерландская духовная литература позднего Средневековья и раннего Нового времени. 317 с.
Очередной номер журнала «Символ» посвящен нидерландской духовной литературе позднего Средневековья и раннего Нового времени. Русский читатель знаком лишь с двумя фигурами, представляющими данную литературу: это — Фома Кемпийский, автор достаточно популярный в России, особенно начиная с XIX в., и Ян ван Рюйсбрук, менее известный автор, но постоянно упоминающийся в литературе, посвященной позднему Средневековью. До сих пор мы практически не имеем представления о фламандской мистике и «новом благочестии», до сих пор имена Герта Гроте, Яна ван Лёвена и многих других нам практически ни о чем не говорят. И это несмотря на то, что нидерландская литература XIV—XVII вв. оказала колоссальное влияние на духовную жизнь всего европейского континента. Нидерландскими мистиками и духовными наставниками зачитывались в Англии, Германии, Франции, Испании, Португалии, Италии. Поэтому необходимо восстановить справедливость и обратить внимание на этот важный и значимый пласт культуры, преждевременно забытой и до конца неоцененной.
Сборник состоит из трех частей. Первая из них посвящена личностям Яна ван Рюйсбрука (ок. 1293—1381), основателя августинского монастыря Гру-нендаль, и Яна ван Лёвена (ум. 1378 г.), «доброго повара» Грунендаля и последователя Рюйсбрука. Второй раздел книги посвящен «новому благочестию» («devotio moderna») и таким его представителям, как Герт Гроте (1340—1384),
8 «Управительство» — ключевое понятие современного католического «энвайронментализма», предполагающее ответственность человека за окружающий мир и окружающих его людей.