Научная статья на тему 'СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ ПЕДИАТРОВ'

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ ПЕДИАТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Халидуллина О.Ю., Петрушина А.Д., Ушакова С.А., Кайб И.Д., Косинова С.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ ПЕДИАТРОВ»

Раздел 1 . ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

рации на новые критерии живорождения. Коэффициент младенческой смертности на 1993 год составил 19,9 на 1000 родившихся живыми. До этого наблюдался примерно одинаковый уровень: 1990г. — 17,4%с, 1991г. - 17,8%с, 1992г. - 18,0%с. Следующий подъем показателя связан с переходом Российской Федерации на критерии живорождения по ВОЗ в 2012 году. В этом году коэффициент составил 8,6 на 1000 родившихся живыми. При этом, до 2012 года наблюдается уверенное снижение показателя: 2000г. -15,3%с, 2012г. — 8,6%с, уменьшение практически в 2 раза. На 2011 год коэффициент равнялся 7,4 на 1000 родившихся живыми. После перехода на критерии ВОЗ показатель возрос до 8,6%с.

Заключение. Прослеживается подъем уровня младенческой смертности при переходе на новые критерии. Так, на фоне стабильного снижения показатель увеличивается в 1993 году на 1,9%с по сравнению с предыдущим и на 1,2%с в 2012 году.

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Спиваковская А. Ю., Спиваковский Ю.М., Черненков Ю.В. ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов.

Введение: в рамках начавшейся в Российской Федерации в 2003 году реализации положений Болонского процесса, классическое университетское образование проходит период коренных перестроек. Эти изменения коснулись и высшего медицинского образования, где актуальные этические нормы диктуют необходимость изменений, как стиля педагогического процесса, так и механизмов его реализации.

Целью исследования было: оценить возможность использования метода командной интеллектуальной игры при изучении клинической дисциплины в медицинском ВУЗе.

Материалы и методы: используемая интеллектуальная игра построена по принципу классических викторин и состоит из нескольких раундов, содержащих 10 вопросов различного формата — от вопросов с множественным выбором, до заданий с оценкой фото и видеоматериалов, сопровождающихся постепенным повышением сложности. Процесс подготовки к игре складывается из заранее проводимого преподавателем литературного поиска и подготовки игрового материала по нескольким профильным блокам. Вопросы, включаемые в игровое пространство, полностью отвечают тематике изучаемой дисциплины. Процесс объединения в команды участников происходит без участия преподавателя в каждую игровую группу приглашается не более 4 студентов. Каждая команда выбирает себе индивидуаль-

ное название, которое не раскрывается до момента подведения итогов соревнования. Ответы подаются письменно и шифруются только названием команды, раскрытие составов которых происходит только после оглашения итогов состязания. Команды с максимальным количеством баллов получают, анонсированные до начала игры, призы. После церемонии награждения происходит общая рефлексия с разбором вопросов, вызвавших наибольшие трудности, выслушиваются предложения и замечания студентов, появившиеся во время игры. Таким образом, преподаватель после проведения игры получает информацию, на какие темы в дальнейшем требуется обратить дополнительное внимание.

Заключение: включение инновационных методик в образовательный процесс способствует не только развитию навыков логического мышления и познавательной деятельности, но также позволяет выработать у студентов навыки коллегиального приема решений. Немаловажным является и стимул профессионального роста педагога при подготовке игрового материала.

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ ПЕДИАТРОВ

Халидуллина О. Ю., Петрушина А .Д., Ушакова С.А., Кайб И. Д., Косинова С.Р., Перфилова О.В., Шайтарова А.В., Куличенко М.П.

ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, Тюмень.

Введение. Целью медицинского образования на всех уровнях обучения является подготовка врачей педиатров, обладающих знаниями и комплексными навыками, необходимыми для оказания безопасной и эффективной помощи детям. Внедрение симуля-ционных методик обучения является важной составляющей непрерывного медицинского образования (НМО).

Цель исследования. Проанализировать эффективность внедрения в образовательный процесс новых форм симуляционного обучения педиатров.

Материалы и методы. Выполнен анализ внедренных на кафедре педиатрии ИНПР ТюмГМУ форм симуляционного обучения в период 2017-2020 гг. За этот период обучены 1303 врача, из них 483 -на циклах НМО.

Результаты. С учетом потребностей педиатрического регионального здравоохранения расширен спектр образовательных программ за счет циклов НМО (18-36 часов) для педиатров: «Неотложные состояния у детей», «Паллиативная помощь детям», «Критические врожденные пороки сердца у новорожденных» и др. (всего 22 программы). Прогрессивной формой является обучение неотложной педиатрии по специально разработанным сценариям на базе Центра симуляционного обучения ТюмГМУ.

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2020; 65:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 2020; 65:(4)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

Созданные сценарии аналогичны возникающим неотложным состояниям у детей при вызове педиатра из поликлиники на дом и/или при поступлении в приемное отделение стационара, сценариям ухудшения состояния детей в стационаре 1-го уровня, побуждающих звонить в больницы 3-го уровня и др. Приложены максимальные усилия для того, чтобы сценарии были реалистичными в деталях и соответствовали клинической практике. Перед началом проводится предварительный инструктаж, в заключение — дебрифинг. Симуляционное обучение врачей гармонично встроено в утвержденные программы НМО и успешно реализуется с нарастающим итогом. Анализ результатов обучения показывает, что большинство (95%) педиатров приняли данную технологию и хотели бы продолжать обучение в данном формате, осознавая, что симуляция не заменяет «обучение у постели больного».

Заключение. Перед коллективом кафедры педиатрии ИНПР и Центра симуляционного обучения ТюмГМУ стоят задачи совершенствования достоверности среды обучения педиатров, разработки новых сценариев и образовательных программ НМО для отработки ключевых компетенций врачей педиатров и проведения межпрофессиональных тренингов.

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ

Чолоян С. Б., Павловская О.Г., Трикоменас Н. Н., Екимов А. К.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, Оренбург ГАУЗ «Детская городская клиническая больница», Оренбург

Введение. В последние десятилетия отмечается тенденция роста заболеваемости молочных зубов (МЗ) у детей.

Цель исследования — установить закономерности обращений пациентов с заболеваниями МЗ для выработки новых организационных схем профилактической работы.

Материалы и методы. Использованы данные медицинской информационной системы ДГКБ за 20152020 гг. Для анализа использовался математический метод «ориентированных деревьев с оценками».

Результаты. Были проанализированы данные обращений 3 405 детей возраста до 6 лет, из которых 1 592 (46,8%) мальчиков и 1 813 (53,2%) девочек. Установлено, что у 516 детей первым заболевшим МЗ (ЗМЗ) был 51. При этом средний возраст составил 2,72 года. Обнаружено, если первым ЗМЗ был зуб 51, то вероятнее всего вторым ЗМЗ будет либо зуб 61 (237 пациентов, со средним возрастом 2,91 года), либо зуб 52 (224 пациента), со средним возрастом 2,58 года).

У 113 пациентов наблюдалась последовательность впервые выявленных ЗМЗ 51-52-61. Средний возраст детей при обращении к стоматологу с третьим больным МЗ 61 равен 2,54 года. 66,9% случаев ЗМЗ является премоляр (П). В 29,4% случаев первым ЗМЗ ребенка является резец (Р). Лишь в 3,7% случаев первым ЗМЗ ребенка является клык (К). Среди последовательностей пяти ЗМЗ, наибольшую частоту встречаемости имела последовательность П-П-П-П-П, которая наблюдалась у 302 пациентов. Последовательность Р-Р-Р-Р-П наблюдалась у 104 пациентов. Значительно меньшую частоту встречаемости имели последовательности, в которых первым выявленным заболеванием МЗ ребенка было заболевание К.

Внимания заслуживают пациенты, у которых наблюдалась последовательность впервые выставленных диагнозов «Кариес эмали» (К02.0) и «Пульпит» (К04.0). Из 217 пациентов, которые имели указанную последовательность заболеваний, у 72 пациентов (33,2%) следующим заболеванием был «Кариес дентина» (К02.1). Если у пациента имелась последовательность заболеваний К02.1 и К02.0, то у 34,5% пациентов указанной группы через некоторое время был установлен К04.0.

Заключение. Метод «деревьев с оценками» позволяет выявить закономерности формирования заболеваний МЗ у детей и планировать профилактическую работу.

ВЛИЯНИЕ БОРЬБЫ С УГРОЗОЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ СОУТО-19 НА ПРИВИВОЧНУЮ РАБОТУ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Чолоян С. Б., Павловская О. Г., Трикоменас Н.Н., Екимов А.К.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, Оренбург ГАУЗ «Детская городская клиническая больница», Оренбург

Введение. Борьба с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 повлияла на организацию прививочной работы в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи детям. Значительно изменилась нормативно-правовая база.

Цель исследования — оценить влияние мер социальной изоляции, связанных с коронавирусом, на показатели прививочной работы в ГАУЗ «Детская городская клиническая больница г. Оренбурга» (ДГКБ).

Материалы и методы. Использованы данные медицинской информационной системы ДГКБ за 2019-2020 гг. Использованы статистический и аналитический методы исследования.

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2020; 65:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2020; 65:(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.