СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
ЗИНЧЕНКО Олег Васильевич - канд. мед. наук, доцент, Ставропольский государственный медицинский университет. E-mail: regionar2008@yandex.ru
МУРАВЬЕВА Алла Анатольевна - канд. мед. наук, доцент, Ставропольский государственный медицинский университет. E-mail: muravyeva81@mail.ru ВЛАДИМИРОВА Оксана Владимировна - канд. мед. наук, доцент. Ставропольский государственный медицинский университет. E-mail: oxy_8181@mail.ru
Аннотация. Модернизация образования в сфере здравоохранения России сформировала новые подходы к подготовке молодых специалистов. В частности, в нашем вузе разработана методика симуляционного обучения с привлечением студентов в качестве «статистов» для моделирования различных клинических ситуаций. На наш взгляд, она является ценным инструментом совершенствования профессиональных навыков студентов медицинских вузов. Элементы данной методики применимы на различных этапах образовательной деятельности: при отработке навыков неотложной помощи, навыков оказания помощи при травмах и ранениях, а также при проведении итоговой государственной аттестации.
Ключевые слова: стандартизированный пациент, симуляционное обучение, «статист»
Для цитирования: Зинченко О.В., Муравьева А.А., Владимирова О.В. Симуляционное обучение студентов-медиков // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 166-168.
В зарубежной образовательной практике достаточно давно появилась методика обучения студентов медицинских учебных заведений на основе разыгрываемых ситуационных задач с привлечением так называемых «стандартизированных пациентов » [1]. Ими, как правило, являются актеры пенсионного возраста, прошедшие кратковременную подготовку по симуляции патологий. Работая с ними, обучающиеся самостоятельно отрабатывают навыки пропедевтики внутренних болезней, делая назначения и вырабатывая тактику лечения. Однако подобные «пациенты» не знакомы с патофизиологией развития заболевания, возможными вариантами его течения и не способны смоделировать изменение клинической картины, влияющей на различный исходролевой игры.
Изучив зарубежный опыт, мы разработали методику симуляционного обучения
студентов медицинского университета, включающую три этапа.
На первом этапе осуществляется привлечение студентов к участию в качестве «статистов » в разработанных ролевых играх. С этой целью на базе центра практических навыков Ставропольского государственного медицинского университета ежегодно создается группа «статистов», состоящая из студентов 3-го курса лечебного факультета. Подготовка группы включает в себя:
• изучение нозологии в рамках программы обучения кафедр общей и амбулаторной хирургии, анестезиологии, реаниматологии и скорой медицинской помощи с последующим обсуждением изучаемых тем с преподавателями соответствующих кафедр;
• дополнительную теоретическую подготовкув центре практических навыков
Факты, комментарии, заметки
167
с использованием мультимедийных комплексов, содержащих презентации и видеоматериалы;
• демонстрацию тематических пациентов на клинических базах кафедр;
• выработку стратегии создания симу-ляционной модели, состоящей из пациента и клинической ситуации (травма, несчастный случай и т.п.), которую необходимо переложить на «статиста» в виде аппликаци-онно-художественного макета;
• отработку «симуляционной» модели на практике в «полевых» условиях, в доступной форме позволяющей определить роль «актера» и получить информацию о моделируемой клинической ситуации.
В ходе проведения студенческой олимпиады «Асклепий » в мае 2014 г., в которой приняли участие студенты девяти медицинских вузов России, «статистами » были продемонстрированы поражающе реалистичные эффекты симуляции различных травм и несчастных случаев, позволившие участникам олимпиады продемонстрировать свои практические навыки и умения в экстремальной ситуации, приближенной к реальной действительности.
Вторым этапом подготовки студентов по разработанной методике является переход студентов из группы «статистов» в группу «инструкторов» на 4-м курсе, а в группу «статистов » набираются новые студенты 3-го курса. Подготовка группы «инструкторов » включает в себя изучение алгоритма оказания неотложной помощи при экстренных ситуациях и освоение практических навыков и манипуляций при различных неотложных состояниях.
Полученные навыки были продемонстрированы во время проведения второй студенческой олимпиады «Асклепий» в мае 2015 г. Задачей группы «инструкторов» являлась оценка реалистичности исполнения ролевой игры «статистами» и контроль (по специально разработанным «оце-
ночным листам») выполнения различных медицинских манипуляций и алгоритма неотложной помощи участниками олимпиады.
Третий этап подготовки предполагает переход студентов из группы «инструкторов» в группу аттестующихся (студенты 5-го курса).
Внедрение методики симуляционной подготовки студентов в учебный процесс показало, что модель подготовки «статистов » обладает рядом достоинств. Среди них:
• реалистичность и эмоциональность «статиста», имеющего медицинскую подготовку, позволяет смоделировать клиническую картину, приближенную к действительности;
• полный контроль преподавателем демонстрации клинической ситуации дает возможность изменить сценарий и исход любой ролевой игры;
• изучение теоретического материала в "артистической форме" позволяет в лучшей степени усваивать пройденный материал;
• привлечение в качестве «статистов» студентов вуза не требует материальных затрат.
Второй этап подготовки позволяет изучать алгоритмы оказания неотложной медицинской помощи в различных клинических ситуациях, осваивать экстренные медицинские манипуляции, а также выступать в качестве инструктора - оценивая правильность выполнения этих манипуляций другими студентами. На заключительном этапе подготовки студенты имеют возможность пройти аттестацию, продемонстрировав свои знания и умения.
Предлагаемая методика привлечения студентов в качестве «статистов» для проведения ролевых игр является ценным инструментом развития профессиональных навыков студентов медицинских вузов.
168
Высшее образование в России • № 4, 2016
Литература
ния практических умении по методике «Стандартизированный пациент» // Учебно-методическое пособие. Казань: Бриг, 2006. 44 с.
1. Булатов С.А., Хамитов Р.Ф. Практические умения и навыки. Программа освое-
Статья поступила в редакцию 29.12.15.
SIMULATION TRAINING IN MEDICAL STUDENT PREPARATION
ZINCHENKO Oleg V. - Cand. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia. E-mail: regionar2008@yandex.ru
MURAVYEVA Alla A. - Cand. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia. E-mail: muravyeva81@mail.ru
VLADIMIROVA Oksana V. - Cand. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia. E-mail: oxy_8181@mail.ru
Abstract. Modernization of Health Care in Russia formed new modern approaches in preparing future specialists in medicine. This article outlines new methods of three-stage preparation of students using simulation technics and involving the students in the role of a simulator for modeling different clinical situation cases.
The developed method of preparation and improvement of professional skills of medical students allows to study algorithms of first aid in critical cases more deeply, to learn emergency medical manipulations, to be able to evaluate the results of performed manipulations.
Elements of this method can be used in different stages of educational process: in development of practical skills in emergency care, in training to render the first aid in traumas and wounds, and in state attestation.
Keywords: professional skills of a medical student, standardized patient, simulation training, simulator
Cite as: Zinchenko, O.V., Muravyeva, A.A., Vladimirova, O.V. (2016). [Simulation Training in Medical Student Preparation]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 4 (200), pp. 166-168. (In Russ., abstract in Eng.)
1. Bulatov, S.A., Khamitov, R.F. (2006). [Practical skills. The Program of Development of Practical Skills by the Method of «Standardized Patient»]. Metodicheskie rekomendatsii [Methodical Manual]. Kazan: Brig Publ. 44 p. (In Russ.)
References
The paper was submitted 29.12.15.
g