СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Юсупов Кахрамон Мухиддинович
Андижанский государственный медицинсий институт Атаджанова Насиба Нуманджановна Жакбарова Мухаррам Шавкатовна
Андижанский техникум общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино
На современном этапе симуляционные технологии в медицине являются оптимальным форматом обучения с выраженным акцентом на освоение практических умений и навыков. Поэтому закономерно, что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний. Именно состояние клинической подготовки студента характеризуется, на наш взгляд, как очень сложный и «больной» вопрос в работе любого вуза независимо от его статуса и величины.
Ключевые слова: симуляционное обучение, симуляторы, учащиеся, больной.
SIMULATION TRAINING AS A MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN THE PRACTICAL TRAINING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS
At the present stage, simulation technologies in medicine are the optimal teaching format with a pronounced emphasis on the development of practical skills. Therefore, it is natural that one of the main directions in the field of higher medical education is the need to significantly strengthen the practical aspect of training future doctors while maintaining the proper level of theoretical knowledge. It is the state of the student's clinical training that is characterized, in our opinion, as a very difficult and "sore" issue in the work of any university, regardless of its status and size.
Key words: simulation training, simulators, students, patient.
СИМУЛЯЦИОН ТАЪЛИМ- ТИББИЁТ ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИ ТАЛАБАЛАРИНИ АМАЛИЙ ТАЙЁРЛАШДАГИ ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯСИ
СИФАТИДА
Тиббиётда симуляцион технологияларнинг хозирги бос;ичи - бу амалий куникмаларни ривожлантиришга аник; ургу берадиган оптимал укитиш шакли. Шу сабабли, олий тиббий таълим сохасидаги асосий йуналишлардан бири, назарий билимларнинг тегишли даражасини са;лаб, келажакда шифокорларни тайёрлашнинг амалий йуналишини сезиларли даражага кучайтириш зарурати эканлиги табиийдир. Айнан талабаларнинг клиник тайёргарлик холати, бизнинг фикримизча, хар кандай олий таълим муасасасининг ма;оми ва хажмидан катъий назар, жуда кийин ва "огрикли" масала сифатида тавсифланади.
Калит сузлар: симуляцион укитиш, тренажёрлар, талабалар, бемор.
Появление возможностей симуляционного образования студентов является перспективным и необходимым направлением. Симуляционное обучение - это достаточно новая образовательная методика, которая применяется в медицине. Использование в здравоохранении симуляторов является безопасным для пациентов, позволяет моделировать различные критические ситуации в условиях, приближенных к реальным.
Реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, процессы реформирования и модернизации отрасли выявили с особой остротой проблему профессиональной подготовки медицинских работников.
Повсеместно в отрасли ощущается острый дефицит специалистов высокой квалификации. Поэтому закономерно что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний.
Именно состояние клинической подготовки студента характеризуется, на наш взгляд, как очень сложный и «больной» вопрос в работе любого вуза независимо от его статуса и величины. С одной стороны, нарастающие требования новых государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям выпускников, а с другой, нерешенные проблемы клинических кафедр, которые испытывают общеизвестные трудности в своей работе, - во многом затрудняют подготовку специалистов уже на начальных этапах клинического обучения.
При прохождении клинических дисциплин далеко не всегда осуществляется полноценный разбор каждого из курируемых больных и уж тем более контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом объективного обследования пациента. В реальной клинике эта ситуация усугубляется отсутствием индивидуальной обеспеченности студентов тематическими больными и вынужденной работой в группе. В последние годы ситуация усугубляется повсеместным внедрением в клиниках рыночных отношений и изменениями в законодательной базе.
В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как разумное и необходимое направление в учебном процессе. Это мы хотим подчеркнуть именно для студентов, начиная с I курса, а не только для отдельных групп врачей-ординаторов.
В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки обучающихся во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски.
Методики симуляционного обучения в медицине известны уже давно, в частности в анестезиологии манекены применяются с 80-х годов ХХвека. Использование симуляторов, манекенов, фантомов позволяет многократно отрабатывать определенные упражнения и действия при обеспечении своевременных, подробных профессиональных инструкций в ходе работы.
Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося. Однако в доступной нам литературе мы нашли мало убедительных данных об использовании симуляторов в линейных программах обучения студентов. Новые государственные образовательные стандарты, «подзаконные» акты совершенно не определяют роль и место симуляционного обучения в учебном процессе, не определена методика и дидактика обучения.
Каждый ВУЗ, двигающийся в этом направлении на свой «страх и риск» решает сейчас вопросы комплектования и организации работы симуляционного обучения, нередко испытывая сопротивление даже в своих коллективах - недостаточно развита еще доказательная база эффективности применения симуляторов, высока их стоимость, значительны временные затраты и сопротивление переменам, но процесс создания центров симуляционного обучения осуществляется, в том числе и в медицинских вузах.
Важным разделом симуляционного обучения студентов является формирование клинического мышления и отработка навыков оказания помощи при критических состояниях. Одним из оптимальных вариантов является работе на роботе - симуляторе «МЕТИмэн», который разработан с учётом новейших достижений медицинской
симуляции. В симуляторе заложены клинические сценарии, в том числе описание места действия, например, приемный покой больницы, состояние пациента, необходимое оборудование и медикаменты. Робот наделён необходимыми функциями, моделирующие реального пациента (различные виды дыхания, характеристики пульса, голос), он обладает автоматической реакцией на внешние воздействия (введение медикаментов, подача кислорода и т.д.), манипуляции. В программе заложена фармакологическая библиотека, что позволяет роботу реагировать на введение препаратов. При запуске определённого сценария у манекена выставляются параметры, соответствующие данному заболеванию или неотложному состоянию. Дальнейшее развитие сценария происходит автоматически и зависит от ответа обучающегося.
Цель симуляции - применение и закрепление полученных теоретических знаний неотложной медицины. Применение робота позволяет отработать в виртуальных условиях лечение пациентов в критических состояниях. Для этого созданы сценарии симуляции: инфаркт миокарда и острый коронарный синдром, тромбоэмболия лёгочной артерии, гипертонический криз, острое нарушение мозгового кровообращения, шок различной этиологии, комы, судорожный синдром. Эти состояния могут инсценироваться отдельно, либо в комплексе. Накануне студенты получают перечень тем занятия, с целью повторения теоретических знаний. В начале занятия проводится короткое входное тестирование для определения уровня теоретической подготовки, как правило, это написание алгоритма оказания помощи. В начале инструктор зачитывает клинический случай и начинается работа в виртуальной клинике.
В симуляции участвуют два студента. Во время симуляции ведётся видеозапись. Обучающиеся должны сформулировать предварительный диагноз, провести обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация), оценить данные дополнительных методов исследования (ЭКГ, показатели пульса, артериального давления, чрескожного насыщения гемоглобина кислородом, температуру и т.д.).
В зависимости от полученных данных назначается лечение: препарат, доза, способ введения; различные методы кислородотерапии, в случае необходимости проведение искусственной вентиляции лёгких, сердечно-лёгочной реанимации. В конце симуляции формулируется структурированный клинический диагноз.
Важным этапом обучения является просмотр видеозаписи симуляции самими участниками. При этом они видят себя со стороны, критически относятся к своей работе, анализируют сделанные ошибки. Кульминацией является дебрифинг, который позволяет провести анализ симуляции, выделить положительные моменты в работе самими участниками и их коллегами, а также акцентировать внимание на слабые стороны в их работе. В это время молодые врачи осознают всю важность работе, понимая, что успех лечения пациента полностью зависит от профессионального мастерства врача. Наряду с этим делается акцент на формировании коммуникативных навыков, умению работать в команде, выявлению лидерских способностей в группе.
В результате освоения симуляционного курса у студентов сформируются общекультурные и профессиональные компетенции, которые помогут стать ему квалифицированным специалистом [1,2].
На современном этапе симуляционные технологии в медицине являются оптимальным форматом обучения с выраженным акцентом на освоение практических умений и навыков. Поэтому закономерно, что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления
практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний.
Именно состояние клинической подготовки студента характеризуется, на наш взгляд, как очень сложный и «больной» вопрос в работе любого вуза независимо от его статуса и величины. С одной стороны, нарастающие требования новых государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям выпускников, а с другой - нерешенные проблемы клинических кафедр, которые испытывают общеизвестные трудности в своей работе, во многом затрудняют подготовку специалистов уже на начальных этапах клинического обучения. В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как разумное и необходимое направление в учебном процессе. Это мы хотим подчеркнуть именно для студентов, начиная с I курса, а не только для отдельных групп врачей-ординаторов [3,4].
Для студентов младших курсов медицинский уход является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления и поэтому требует такого же серьезного освоения студентами врачебных специальностей, как и все другие элементы лечебной деятельности. До изучения клинических дисциплин студенты должны ознакомиться и освоить необходимые манипуляции и процедуры медицинского ухода, уметь оказать неотложную доврачебную помощь.
Сегодня освоение большинства навыков, манипуляций, особенно сопряженных с риском осложнений при их проведении, возможно лишь в теоретическом формате. И при этом каждый выпускник ВУЗа обязан достаточно уверенно осуществлять целый ряд технических приемов, направленных, прежде всего, на спасение жизни. В связи с этим возникла потребность создания и широкого внедрения инновационного подхода к обучению и профессиональной переподготовке персонала. Традиционная система практической подготовки в сфере здравоохранения имеет ряд недостатков, которые нивелируются при симуляционном обучении.
В существующих законах и стандартах, регламентирующих подготовку медицинских работников, говорится о том, что практическая подготовка студентов обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности под контролем работников образовательных организаций. Пациент должен быть проинформирован и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. Получить согласие пациента на участие в оказании ему медицинской помощи студентов становится всё труднее. С внедрением в клиниках рыночных отношений и изменениями в законодательной базе в ходе подготовки специалистов необходимо перераспределить учебное время таким образом, чтобы между теоретической подготовкой и участием в осуществлении медицинской деятельности появились обязательные модули симуляционного обучения.
Высокие современные требования к освоению практических навыков студентами-медиками, к актуализации учебного материала и приближению образовательной среды к новой среде практического здравоохранения делают виртуальные технологии в медицинском образовании ключевым направлением развития высшей медицинской школы.
Практико-ориентированная направленность учебного процесса в медицинских техникумах, использование активных методов обучения, к которым относится симуляционное обучение, являются основой овладения учащимися профессиональными знаниями, навыками и умениями, создают предпосылки для готовности к трудовой деятельности и успешной профессиональной адаптации
будущих специалистов на рабочем месте в УЗ. На наш взгляд, одной из наиболее эффективных технологий обучения, способствующей приобретению практического опыта для будущей профессиональной деятельности во время обучения в медицинских техникумах, является симуляционное обучение.
Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что, в настоящее время имеются единичные научные исследования данного направления, описаны некоторые теоретические и методико-педагогические аспекты симуляционного обучения, однако отсутствует комплексный подход к моделированию процесса симуляционного обучения.
Симуляционное обучение позволяет обогатить или заместить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной ситуации, имеющей место в реальном мире в полной интерактивной манере. Основными методами являются: демонстрация, тренинг, решение клинических ситуационных задач, деловая игра. Важным преимуществом является возможность выполнения отдельных медицинских манипуляций либо их элементов многократно до достижения высокого уровня качества их выполения. Симуляционному обучению должна предшествовать теоретическая подготовка учащихся с развитием у них навыков клинического мышления.
Выделены следующие элементы симуляционного обучения:
а) овладение медицинскими навыками (манипуляциями): по уходу за пациентом (смена нательного и постельного белья, обработка полости рта, профилактика пролежней и др.); связанных с функциональной диагностикой (измерение артериального давления, пульса, температуры тела, подсчет количества дыхательных движений и др.); связанных с клиническими навыками (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца, подача увлажненного кислорода, выполнение инъекций и др.);
б) решение ситуационных задач;
в) деловые производственные игры;
г) работа с симуляционными пациентами.
Применение симуляционного обучения в медицинских техникумах способствует формированию у учащихся устойчивых практических навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности, что благоприятно отражается на их последующей профессиональной адаптации в УЗ.
Благодаря особенностям учебного процесса профессиональная адаптация начинается с первых дней обучения в медицинском техникуме. Ранее нами были выделены три этапа профессиональной адаптации в зависимости от получаемой квалификации: доклинический; клинический; производственный. Каждый из выделенных этапов имеет свои особенности и возможности для реализации в них отдельных элементов симуляционного обучения.
Исходя из анализа литературных данных, установлено, что имеются отдельные исследования данного направления, описаны некоторые теоретические и методико-педагогические аспекты симуляционного обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Турчина Ж.Е., Шарова О.Я., Нор О.В., Черемисина А.В., Битковская В.Г. Симуляционное обучение, как современная образовательная технология в практической подготовке студентов младших курсов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.
2. Панова И.А., Малышкина А.И., Чаша Т.В., Шилова Н.А. Симуляционно-тренинговые центры - новое направление в подготовке врачебных кадров в акушерстве и
неонатологии.//Тезисы первой всероссийской конференции по симуляционному обучению в медицине критических состояний с международным участием.- Москва. -2012.- С.69 - 72.
3. Свистунов А.А. Перспективы развития симуляционного обучения в системе профессионального медицинского образования // Материалы съезда Р0С0МЕД-2012.-М., 2012,-С.68.
4. Щедрина ТТ. Особенности подготовки студентов медицинского техникума в условиях применения симуляционного обучения. В: Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф; 2016 февр; Краснодар, РФ: Новация; 2016. с. 232-235.