Научная статья на тему 'Симулякр как базисная единица нового экономического поля применительно к управлению продуктом в эпоху виртуальной экономики'

Симулякр как базисная единица нового экономического поля применительно к управлению продуктом в эпоху виртуальной экономики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Симулякр как базисная единица нового экономического поля применительно к управлению продуктом в эпоху виртуальной экономики»

Симулякр как базисная единица нового экономического поля применительно к управлению продуктом в эпоху виртуальной экономики

И.С. Самойленко,

ст. преподаватель кафедры рекламного маркетинга

Виртуальная экономика стала реальностью, требующей тем не менее конкретных производственных решений, обеспечивающих экономическую стабильность предприятию. Для принятия проактивной позиции в отношении продукта предприятию требуется обратить внимание на понятие продукта в эпоху виртуальной экономики, с учетом особенностей нового экономического пространства, утрачивающего физическую сущность и в то же время создающего собственную гиперреальность. Для этого обратим базовое понятие постмодернистской экономической теории «Симулякр» и рассмотрим возможность его применения для принятия управленческих решений.

«Симулякр» (от лат. simulare - притворяться) у разных авторов меняется в зависимости от модели применения. В контексте концепции Платона симулякр следует понимать как копию копии, след следа, удвоение удвоения, которое, также как и копия, претендует на обозначение оригинала, подлинника1. Таким образом, для Платона симулякр - это копия копии, искажающая свой прототип, а так как истинность определяется им, исходя из сходства или несходства с идеей вещи,

1 ДелезЖ. Симулякр и античная философия / Ж. Делез // Логика смысла. М., 1995. С. 333.

то симулякры лишаются онтологического статуса и осуждаются как подделки, вымыслы, призраки2.

Ж. Делез за основу своих построений берет утверждение, что оппозиция «модель-копия» более не имеет смысла. Само понятие подлинности, соответствия, модели утрачивает смысл, так как в головокружительной бездне симулякров теряется любая модель. Делез утверждает: «Все стало симулякром. Но под симулякром мы должны иметь ввиду не простую имитацию, а, скорее действие, в силу которого сама идея образца или особой позиции опровергается, отвергается. Симулякр - инстанция, включающая в себя различие как (по меньшей мере) различие двух расходящихся рядов, которыми он играет, устраняя любое подобие, чтобы с этого момента нельзя было указать на существование оригинала или копии»3. В отличие от Платона, для Делеза симулякр - это уже не просто копия копии, это фантасмагорический образ, лишенный подобия. То есть по Делезу подобие симулякра представляет лишь внешний эффект, иллюзию, на самом же деле подлинная его сущность в расхождении, становлении, вечном изменении и различии в самом себе4.

Так же, как и Делез, Бодрийяр полагает, что симуляция начинается с утопии основного принципа, утверждающего эквивалентность знака и реальности. По Бодрийяру, симулякр никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной. Если функция знака - отображать, символа - представлять, в отношении симулякра говорить о каком либо соответствии не имеет смысла.

В отличие от Делеза, который разрабатывал преимущественно онтологические аспекты симуляции, Бодрийяр сосредотачивает свое внимание на социальных сторонах этого явления и выдвигает тезис об «утрате реальности» в постмодернистскую эру, на смену которой приходит «гиперреальность». Знаки и коды больше не обмениваются на «означаемое», они замкнуты сами на себя. Самоподдержание социальной системы продолжается как симуляция, скрывающая отсутствие «глубинной реальности». В свете концепции кардинального изменения в «способе означивания» логичен вывод Бодрийяра о том, что симуляция социальности стала тотальной практикой в постмодернистскую эпоху5.

Основываясь на теориях Делеза и Бодрийяра, симулякр можно определить как знак, обретающий свое собственное бытие, творящий свою реальность, и, собственно говоря, переставший быть знаком

2 См. например: Платон. Софист / Платон // Собрание сочинений. М., 1993. Т. 2. С. 339-345.

3 Делез Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. СПб., 1998. С. 93.

4 ДелезЖ. Симулякр и античная философия / Ж. Делез // Логика смысла. М., 1995. С. 333-336.

5 Baudrillard J. Simulacra and Simulation / J. Baudrillard. — University of Michigan Press, 1994. p. 85.

по сути. Симулякр сам есть тело, но тело виртуальное. То есть он также реален, как реально любое тело, являющееся референтом, только реален он виртуально. Именно поэтому симулякр не есть знак, но он сам может быть референтом по отношению к представляющему его знаку-симулякру следующего порядка. Симулякр начинается там, где заканчивается подобие. Там же и начинается виртуальная реальность, которая есть не что иное, как пространство симулякров.

Управление процессами на основе симулякров должно учитывать виртуальный характер современной повседневности. Речь не только о массовой интернетизации общества, сколько о вовлеченности значительных групп населения в виртуальное пространство в современном обществе.

Как отмечает П. Бурдье, «среда, ассоциируемая с определенным классом условий существования, производит habitus, т. е. системы прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т. е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства»6.

Среди существенных черт габитуса и габитальных практик П. Бурдье мы выделили наиболее актуальные для данного исследования: 1) всеобщность и объективность; 2) мир образцов; 3) устойчивость и гибкость; 4) базисность для субъектности; 5) нормативный генезис; 6) исключение отклонений; 7) связь микро- и макромиров; 8) историзм; 9) взаимосвязь внешнего и внутреннего; 10) ограниченность; 11) немеханический характер; 12) единство в определенных рамках; 13) автоматизм восприятия; 14) бессознательная коммуникация; 15) гармоничность; 16) единый код; 17) коллективные изменения.

Все указанные черты габитуса и повседневных практик существенным образом влияют на эффективность тех или иных процессов.

Итак, продукт в эпоху виртуальной экономики это инфор-матизированный продукт, под которым необходимо понимать образ, создаваемый с помощью разных информационных компонентов, представляющих ценность для общества потребления и сам по себе имеющий ценность как считываемое потребителем совокупное символическое знание. Продукт в эпоху виртуальной экономики является фактически си-мулякром как базисной единицей нового экономического поля и требует иного подхода, как с точки зрения его формирования и производства, так и с точки зрения управления.

6 Bourdieu P. Structures, Habitus, Practices / P. Bourdieu // The Logic of Practice. Polity Press, 1990. Book 1.3. p. 52-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.