Информация
Симпозиум «Развитие личности: социокультурный и возрастной аспекты» на IV съезде Российского психологического общества «Психология - будущему России»
С 17 по 21 сентября в Ростове-на-Дону на базе Южного федерального университета прошел IV съезд Российского психологического общества «Психология - будущему России». Ключевым вопросом, обсуждаемым на съезде, стало рассмотрение связи психологии с современным обществом и обсуждение ее прикладных аспектов.
В работе съезда приняли участие более 1500 авторитетных отечественных ученых-психологов, признанных специалистов в области психологической теории и практики из 89 городов России. Среди них академики РАН, академики РАО, 230 докторов наук. В качестве почетных гостей присутствовали известные ученые из Белоруссии, Украины, Казахстана, стран Прибалтики.
Организаторами съезда выступили Российское психологическое общество, Южный федеральный университет, факультет психологии ЮФУ, существенную поддержку в проведении оказал Южно-Российский фонд развития толерантности.
Программа съезда включала 16 направлений, около 100 симпозиумов, круглые столы, где были рассмотрены актуальные вопросы психологической теории и практики, мастер-классов, выставка достижений практической психологии. В рамках съезда была проведена первая молодежная школа Российского психологического общества.
19 сентября 2007 года в рамках направления «Психология развития» IV съезда Российского психологического общества был проведен симпозиум «Развитие личности: социокультурный и возрастной аспекты». Сопредседатели: В.С. Мухина (Москва), А.С. Обухов (Москва), А.В. Черная (Ростов-на-Дону). На заседании присутствовало около 50 человек.
Симпозиум был направлен на обсуждение проблем развития личности как культурно-исторического феномена и психологической реальности, феноменологии развития и бытия личности в различных социокультурных контекстах и на всех этапах онтогенеза, в экстремальных ситуациях и в обыденных условиях.
Работу симпозиума открыл доклад В.С. Мухиной (академик РАО, д.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологии развития МПГУ, гл. редактор журнала «Развитие личности», Москва) «Человек в своем возрасте и за его пределами». В докладе было представлено концептуальное видение человека в контексте его самосознания. Психологическое время выделено как значимое звено структуры самосознания, которое несет в себе как ин-
дивидуальное прошлое, настоящее и будущее, так и социально-историческое прошлое и футуролого-мифологическое будущее, определяемое Великим полем общественного сознания (идеополем). Отмечалось, что у развитого человека психологическое время интегрировано в бесконечное прошлое и проектирует будущее. Жизнь человека в психологическом плане может происходить во многом за пределами реального астрономического времени, что является достижением личностного развития. Особое внимание в докладе было уделено понятию «пора», которое во многом через социокультурные нормативы формирует психологическое время личности и переживание человеком своего возраста. Категория «пора» через анализ ее социокультурного значения и смыслового бытования в языке была определена значимым понятием возрастной психологии и психологии развития. Культурно-исторические детерминанты выводят человека за пределы астрономического времени, вводя категории вечности, жизни после смерти, исторического сознания, проектирования будущего и др.
В докладе было показано, как через знаковые опоры, задающие чувство времени, происходит формирование у человека индивидуального переживания времени во взаимосвязи с социокультурными контекстами развития. В докладе, а также в его обусуждении был поднят вопрос об особенностях деформации психологического времени в зависимости от ситуации (нормальной и экстремальной; на разных возрастных этапах; во взаимосвязи с этнокультурными нормами и ожиданиями; в ситуации пожизненного заключения и др.). В обсуждении также раскрывались различные вопросы деформации психологического времени личности: лишение будущего разрушает личность (на материале исследований пожизненно заключенных); трагические события порождают психологическое капсулирова-ние (на материале работы по оказанию психологической помощи людям, пережившим трагические события - землетрясение в Спитаке, теракты в Буденовске, Беслане и др.); неразвитость индивидуального прошлого у детей вне семьи (на материале исследований, проводимых в детских домах).
В докладе Р.М. Чумичевой (д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии Педагогического института ЮФУ, Ростов-на-Дону) «Профилактика межэтнических конфликтов в образовательном пространстве вуза» обсуждалась проблема создания условий, снижающих межэтническую напряженность в полиэтническом регионе. На основе эмпирических исследований было выявлено, что межэтническая напряженность более выражена в малых городах. Также отмечалось, что при конфликтной ситуации на бытовой почве актуализируется проблема эт-ничности в сознании сторон конфликтной ситуации. В качестве основных направлений профилактики межэтнической напряженности в вузе были выделены: создание контролируемых ситуаций столкновения ценностных ориентаций для выработки толерантного отношения к иному; развитие самоуправления, направленного на решение задач, требующих выхода на позицию конструктивного взаимодействия; развитие познавательного интереса к культурному пространству своего и других этносов.
В докладе А.В. Черной (к.психол.н., докторант кафедры психологии развития МПГУ, зав. кафедрой детской психологии Института педагоги-
ки и психологии Педагогического института ЮФУ, Ростов-на-Дону) «Развитие личности в контексте традиций игровой культуры: опыт теоретической реконструкции» показывалось как передаваемые посредством традиций игровой культуры формы и способы игрового освоения мира создают условия, которые неизменно развивают человека как личность. Традиции игровой культуры в единстве конкретно-исторического и эт-носпецифического воплощений создают условия развития внутреннего психологического пространства личности, которое несет в себе контекст общественного опыта, преломляемый индивидуальным сознанием конкретного человека и формирующий его уникальный потенциал. В традициях игровой культуры объективирован исторически обобщенный опыт игрового освоения человеком реалий предметного, образно-знакового, природного, социально-нормативного мира. Каждая из этих реалий, представленная в поле традиций игровой культуры, задает логику развития личности через контекст исторически складывающихся следующих условий. Традиции игровой культуры влияют на формирование механизмов развития и социального бытия личности. В игровой практике в условиях групповых и индивидуальных взаимодействий человек овладевает идентификацией и обособлением как способами установления социальных отношений. Идентификация и обособление, трансформируясь во все сферы культурного пространства реалий предметного, природного, образно-знакового, социально-нормативного мира, выступают условием развития и бытия личности. Традиции игровой культуры реализуют специфические социально и личностно значимые функции, создающие условия развития личности: социализирующие, развлекательные, рекреационные, релаксирующие, тренинговые, психотерапевтические и мн. др.
В докладе А.С. Обухова (к.психол.н., доцент кафедры психологии развития МПГУ, Москва) «Психологические особенности сопровождения человека в современных условиях преемственности традиционных культур» были представлены обобщения на основе экспедиционных исследований 1995-2007 годов в моноэтнические селения различных этносов России (русские, алтайцы, осетины, балкарцы, башкиры, буряты, эвенки и др.). В докладе было представлено, как современные условия преемственности традиционных культур задают систему сопровождения человека как социальной единицы и уникальной личности, выраженную в: опорных значимых образах этнической картины мира; специфике содержательного наполнения образа себя в мире (самосознания); обиходной культуре и обрядовых системах, определяющих характер сопряженности индивидуального человека с родом, этносом, окружающими реалиями бытия на каждом этапе жизненного пути; психологическом и социальном статусе индивидуального человека, включенного в этническую общность, в зависимости от гендерного, возрастного, родового положения и индивидуальных проявлений; оценочном отношении (позитивном, протестном и др.) к своим традициям и социокультурной общности, консолидирующим и укрепляющим мы-идентичность и я-идентичность. Отмечалось, что социализация человека в традиционной культуре происходит по мак-сималистической модели картины мира («или/или»), выстроенной через
систему бинарных оппозиций опорных образов и смыслов. В обсуждении был поднят вопрос особенностей этнического самосознания личности в условиях моноэтнических селений (в отличие от полиэтнических).
В докладе С.А. Богомаза (д.психол.н., профессор кафедры генетической и клинической психологии Томского государственного университета, Томск) «Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей» была представлена попытка эмпирического исследования наличия у человека значимых целей и устремлений в жизни в их связи. Выявлялись отличительные черты молодых людей с высокой и низкой целеустремленностью и связностью целей и устремлений. Было показано, что целеустремленность молодых людей, сочетаемая с их низкой ригидностью (личностной гибкостью) и наличием смыслов в жизни, является важной детерминантой достижения ими высокого уровня социально-психологической адаптированности в современной социальной ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности. Отмечалось, что связность целей и устремлений может рассматриваться как важное условие готовности к личностным изменениям.
В докладе Е.П. Крищенко (к.психол.н., доцент кафедры детской психологии факультета педагогики и практической психологии Педагогического института ЮФУ, Ростов-на-Дону) «Некоторые особенности взросления в ранней юности» взросление рассматривалось как процесс расширения границ между человеком и миром, позволяющим субъекту выйти за привычные границы своих возможностей, то здесь необходимо остановиться на таком субъектном феномене, как доверие к себе. В докладе были представлены результаты эмпирического исследования особенностей изменения отношения к себе и значимым другим на этапе окончания школы и поступления в вуз. Выявлено, что доверие к себе как динамическая характеристика взросления представляет собой полноценное овладение субъектом самим собой в умении самостоятельно ставить и достигать поставленных целей, действовать в соответствии с ними и самостоятельно строить жизненную стратегию в соответствии с внутренними личностными смыслами.
С.В. Мелков (аспирант кафедры психологии развития МПГУ, Москва) в докладе «Специфика становления самосознания гомосексуалов» говорил об особенностях развития личности и самосознания гомосексуалов в условиях сексуальной стигматизации. В ситуации стигматизации гомосексуа-лов задает противоречивые ценностные ориентации и амбивалентную самоидентификацию, что может приводить к маргинализации, инфантилиза-ции и увеличению вероятности суицида. Отмечалось, что при формировании гомосексуальной идентичности происходит апробация различных стратегий преодоления сексуальной стигмы. Многие стратегии носят переходный характер на пути интеграции сексуальности в общую структуру личности. При этом существует опасность фиксации на сексуальной сфере. Наиболее ярко это выражается в стратегии позиционирования ложной гетеросексуальной идентичности через гиперсоответствие гендерным нормам или в утрировании гендерных норм в напускной манерности, выражающимся в пародировании стереотипных гомосексуальных типажей через вербальную экспрессию и поведение. Для преодоления сексуальной стиг-
мы и достижения целостности личности необходима серьезная внутренняя работа по самосозиданию и саморазвитию во всех сферах человеческого бытия. В этом случае на первом плане при взаимодействии с миром и с другими людьми будет выступать уникальная личность, не акцентуирующая стереотипы той или иной сексуальной идентичности.
На секции также были заслушаны и обсуждены доклады С.В. Зогра-бян (аспирантка Курского государственного университета, Курск) «Исследование влияния речевого поведения учителя на формирование представления о самом себе у младшего школьника» и Д.А. Чубарь (аспирантка факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва) «Формирование романтической привязанности в юности».
Материал подготовил Алексей Обухов