Научная статья на тему 'Сильные и слабые стороны национальной инновационной системы России'

Сильные и слабые стороны национальной инновационной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3127
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ВЕНЧУРНЫЙ РЫНОК / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО СЕКТОРА И РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / RUSSIA’S INNOVATION SYSTEM / GOVERNANCE INNOVATION / VENTURE CAPITAL / TECHNOLOGICAL AND INNOVATIVE POLICY / STRATEGY OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN FEDERATION / THE COMPETITIVENESS AND INNOVATION SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротков Илья Георгиевич, Зубенко Вера Андреевна

В статье говорится о том, что сегодня ключевым фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности национальных экономик во всем мире стало внедрение инноваций в производство промышленных изделий, аграрной продукции и услуг. Инновационное развитие приобрело характер глобального соперничества за технологии и человеческий капитал. Цели России обеспечение высокого уровня благосостояния населения на основе перехода на инновационный путь развития и ускорения научно-технологического прогресса, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров. За прошедшие годы в России появился рынок венчурного капитала, сформировались основные элементы национальной инновационной системы (НИС). В области инноваций РФ движется по пути государственного управления развитием инноваций. Для ускорения инновационного развития страны нужно дать больше возможностей для развития частной инициативы, как это делается в странах-лидерах. Успешный опыт применения инновационного потенциала развитых стран для достижения экономического роста может служить ориентиром и для России. НИС РФ кардинально отличается от НИС развитых стран, как по степени развитости и эффективности функционирования, так и по своей организационной структуре. В основе различий лежат социальные, культурные, исторические и экономические факторы. Грамотная адаптация отдельных их элементов к российским условиям способна повысить конкурентоспособность инновационного сектора и российской экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strengths and Weaknesses of National Innovation System of the Russian Federation

Today the introduction of innovations in manufacture of industrial products, agricultural products and services has become the key factor of economic growth and competitiveness of national economies throughout the world. Innovative development has become a global competition for technology and human capital. Russia’s objectives are ensuring a high level of welfare on the basis of the transition to an innovative path of development and acceleration of scientific and technological progress, strengthening the geopolitical role of the country as one of the global leaders. Over the years, venture market has appeared and the main elements of the innovation system has formed in Russia. In the field of innovations Russian Federation moves towards state management of the innovation. To accelerate innovative development of the country, it is necessary need to give more opportunities for the development of private initiative, as it is done in the leading countries. Successful application of the use of developed countries innovative capacity for achievement economic growth can serve as a benchmark for Russia. National innovation system of the Russian Federation is fundamentally differs from NIS in developed countries, both as by the level of development and efficiency of functioning and by its organizational structure. Social, cultural, historical and economic factors are in the basis of these differences. Competent adaptation of its individual elements to the Russian conditions can improve the competitiveness of the innovation sector and the Russian economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Сильные и слабые стороны национальной инновационной системы России»

УДК 338

Сильные и слабые стороны национальной инновационной системы России

ИЛЬЯ ГЕОРГИЕВИЧ КОРОТКОВ,

соискатель, кафедра мировой экономики, экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия apismelifera@mail.ru

ЗУБЕНКО ВЕРА АНДРЕЕВНА,

канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики экономического факультета МГУ

имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

vzoubenko@yandex.ru

Аннотация. В статье говорится о том, что сегодня ключевым фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности национальных экономик во всем мире стало внедрение инноваций в производство промышленных изделий, аграрной продукции и услуг. Инновационное развитие приобрело характер глобального соперничества за технологии и человеческий капитал. Цели России — обеспечение высокого уровня благосостояния населения на основе перехода на инновационный путь развития и ускорения научно-технологического прогресса, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров. За прошедшие годы в России появился рынок венчурного капитала, сформировались основные элементы национальной инновационной системы (НИС). В области инноваций РФ движется по пути государственного управления развитием инноваций. Для ускорения инновационного развития страны нужно дать больше возможностей для развития частной инициативы, как это делается в странах-лидерах. Успешный опыт применения инновационного потенциала развитых стран для достижения экономического роста может служить ориентиром и для России. НИС РФ кардинально отличается от НИС развитых стран, как по степени развитости и эффективности функционирования, так и по своей организационной структуре. В основе различий лежат социальные, культурные, исторические и экономические факторы. Грамотная адаптация отдельных их элементов к российским условиям способна повысить конкурентоспособность инновационного сектора и российской экономики в целом.

Ключевые слова: инновационная система России; государственное управление инновациями; венчурный рынок; технологическая и инновационная политика; стратегия научно-технологического развития РФ; конкурентоспособность инновационного сектора и российской экономики.

Strengths and Weaknesses of National Innovation System of the Russian Federation

KOROTKOVI. G.,

external doctorate student international economics academic department faculty of economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia apismelifera@mail.ru

ZUBENKO V. A.,

PhD in Economics, assistant professor of international economics academic department of faculty of economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia vzoubenko@yandex.ru

Abstract. Today the introduction of innovations in manufacture of industrial products, agricultural products and services has become the key factor of economic growth and competitiveness of national economies throughout the world. Innovative development has become a global competition for technology and human capital. Russia's objectives are ensuring a high level of welfare on the basis of the transition to an innovative path of development and acceleration of scientific and technological progress, strengthening the geopolitical role of the country as one of the global leaders. Over the years, venture market has appeared and the main elements of the innovation system has formed in Russia. In the field of innovations Russian Federation moves towards state management of the innovation. To accelerate innovative development of the country, it is necessary need to give more opportunities for the development of private initiative, as it is done in the leading countries. Successful application of the use of developed countries innovative capacity for achievement economic growth can serve as a benchmark for Russia. National innovation system of the Russian Federation is fundamentally differs from NIS in developed countries, both as by the level of development and efficiency of functioning and by its organizational structure. Social, cultural, historical and economic factors are in the basis of these differences. Competent adaptation of its individual elements to the Russian conditions can improve the competitiveness of the innovation sector and the Russian economy as a whole. Key words: Russia's innovation system; governance innovation; venture capital; technological and innovative policy; strategy of scientific and technological development of Russian Federation; the competitiveness and innovation sector of the Russian economy.

Начиная с середины ХХ в. ключевым фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности национальных экономик во всем мире стало внедрение инноваций в производство промышленных изделий, аграрной продукции и услуг. Инновационное развитие приобрело характер глобального соперничества за технологии и человеческий капитал [1]. Именно в то время произошел коренной переворот в осознании перспектив развития экономик, и страны, не обладавшие значительными запасами полезных ископаемых и иных природных ресурсов и ранее не имевшие возможности конкурировать с ведущими мировыми державами, стали усиленно развивать инновационную сферу.

В тот период из государственных бюджетов стали выделяться средства на развитие фундаментальной науки и поддержку научных исследований в вузах; начали формироваться государственные структуры, ответственные за проведение научно-технической политики; крупные компании стали создавать научно-исследовательские лаборатории и центры и направлять на создание новых товаров и технологий все более существенные средства. В результате этого сложились национальные инновационные системы (НИС), основными элементами которых стали, во-первых, государственные и коммерческие организации, разрабатывающие, внедряющие и распространяющие нововведения; во-вторых, институциональная среда, т.е. совокупность законодательных

актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью организаций между собой и с другими структурными элементами национальной экономики.

И, наконец, третьим важным элементом НИС стала национальная инновационная стратегия, которая складывается из государственной стратегии и стратегии бизнеса в инновационной сфере. Активное взаимодействие всех трех базовых элементов НИС постепенно привело к формированию инновационных экономик в развитых странах. Позднее на путь инновационного развития, опираясь на опыт предшественников, встали и некоторые особенно крупные развивающиеся страны. Такое развитие было бы немыслимо без механизма свободного рынка, который обеспечивает многочисленные источники финансирования НИОКР, инициативу, конкуренцию и перераспределение ресурсов, а также без государственной научной и технологической политики в области НИС с учетом возможностей и ограничений в странах с разным уровнем развития.

Быстрый экономический рост после этого начал обеспечиваться не наращиванием объемов выпуска, а увеличением добавленной стоимости продуктов, которая, в свою очередь, зависит от инноваций, потребительских предпочтений, а также скорости реакции предпринимателей на изменение этих предпочтений. Основную роль в инновационной экономике

приобрело качество человеческого капитала, способность страны самой производить инновации либо адаптировать к своим потребностям заимствованные грамотные управленческие решения на всех уровнях. Наиболее востребованным ресурсом теперь становится творческий сотрудник, который может генерировать идеи, создавать новые продукты, грамотно применять современные технологии. Массовое внедрение инноваций в национальных экономиках ведет к постепенному исчезновению географических и национальных границ экономического пространства, становясь движущей силой прогрессирующей глобализации.

К началу ХХ1 в. стало очевидным, что отныне динамика и качество инновационной сферы определяют границы между бедными и богатыми странами, создают основу устойчивого развития и инновационного роста, являются показателями жизнеспособности и эффективности общественных институтов и социально-политических систем. Формирование НИС как основного механизма саморазвития становится главным фактором долгосрочного экономического роста как отдельных хозяйств, так и мировой экономики в целом. В долгосрочном плане конкурентоспособность страны связывается с укреплением всех звеньев национальных инновационных систем [2].

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития — обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня [3]. Для успешного продвижения по выбранному пути требуется точно выверенная, тщательно скоординированная в масштабах всей страны и сбалансированная инновационная политика. Такая политика проводится. Она разработана экспертами при участии самых широких слоев общества, сформулирована в целом ряде программных и нормативных документов и реализуется на протяжении последних лет [4].

В 2011 г. Правительство Российской Федерации утвердило основной документ, определяющий траекторию развития инновационной системы на долгосрочную перспективу — Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

За пять лет реализации Стратегии создана инфраструктура национальной инновационной системы.

В области формирования компетенций инновационной деятельности:

• реализуются практико-ориентированные программы бакалавриата, а также программы дуального образования, ориентированные на подготовку кадров в условиях реального производства с учетом современных профессиональных стандартов;

• осуществляются программы поддержки граждан, обучающихся в ведущих иностранных образовательных организациях;

• реализуются программы поддержки 15 ведущих вузов России, целью которых является вхождение в число лучших мировых университетов («5-100»);

• сформирована концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

В области формирования эффективной науки:

• ведется реорганизация государственных академий наук, создано Федеральное агентство научных организаций;

• образованы Российский научный фонд, Фонд фундаментальных исследований и Фонд перспективных исследований;

• сформирован Национальный исследовательский центр им. Е.Н. Жуковского (второй НИЦ);

• утверждена Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период.

В области формирования инфраструктуры инноваций:

• утверждены ключевые государственные программы Российской Федерации, оказывающие влияние на развитие национальной инновационной системы;

• сформирована система институтов развития в сфере инноваций (ОАО «РВК», ГК «Внешэкономбанк», ОАО «МСП Банк», Фонд «Скол-ково», Фонд «ВЭБ-Инновации», Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Роснано», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, ОАО «Росинфоком-инвест», ОАО «ЭКСАР»).

В области развития инновационного бизнеса:

• создано Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, сопро-

вождающее разработку и реализацию Национальной предпринимательской инициативы и Национальной технологической инициативы — программы мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г.;

• утверждены программы инновационного развития 60 крупнейших компаний с государственным участием;

• создано 35 технологических платформ по 13 направлениям научно-технологического развития;

• обеспечено развитие системы грантового и заемного финансирования инновационных проектов бизнеса в рамках государственных программ Российской Федерации «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а также в деятельности Фонда развития промышленности и Фонда «ВЭБ-Инновации»;

• утверждены дорожные карты по приоритетным направлениям технологического развития (информационные технологии, фотоника, производство композитных материалов, биотехнологии, инжиниринг и промышленный дизайн, внедрение инновационных технологий в отраслях ТЭК);

• приняты отраслевые планы импортозаме-щения в промышленности.

В области развития территорий инноваций:

• утверждены стратегии инновационного развития в 10 субъектах Российской Федерации;

• приоритеты реализации инновационной политики регионов отражены в стратегиях социально-экономического развития более половины субъектов Российской Федерации;

• сформировано 26 пилотных инновационных территориальных кластеров;

• создана особая экономическая зона «Инно-полис» (Татарстан);

• сформирован механизм возмещения затрат на создание технопарков и промышленных парков;

• реализуются пилотные программы стимулирования спроса на инновационные решения на региональном уровне;

• в рамках Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации поддержано создание организаций инфраструктуры в обла-

сти инноваций и промышленного производства (в 2010-2015 гг. на указанные цели выделено 8,4 млрд руб.).

Инструментом поддержки развития исследований, разработок и высокотехнологичных отраслей экономики является реализация постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 218, которое направлено на укрепление сотрудничества между вузами и предприятиями, развитие научной и образовательной деятельности в российских вузах, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских вузов для развития наукоемкого производства.

В соответствии с постановлением государственная поддержка в виде субсидий предоставляется производственным предприятиям на срок до трех лет в объеме до 100 млн руб. в год для компенсации затрат, связанных с заказом НИОКР, проводимых российскими вузами и государственными научными организациями. При этом компания — получатель субсидии с использованием результатов выполненных НИОКР создает на территории Российской Федерации новое высокотехнологическое производство. С начала реализации постановления в 2010-2015 гг. осуществлена государственная поддержка проектов, выполняемых в рамках кооперации 172 российских производственных предприятий, 87 вузов и 5 государственных научных учреждений. За первые три года реализации постановления в вузах создано и усовершенствовано 40 научных центров и лабораторий,учебно-производственных комплексов. 62 проекта (т.е. практически каждый третий проект) рассчитаны на производство импортозамещающей продукции или технологии.

Еще одним инструментом инновационного развития с 2013 г., реализуемым Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России, является создание и развитие на базе образовательных организаций высшего образования инжиниринговых центров.

В рамках данного инструмента:

• поддержано 30 инжиниринговых центров;

• создано свыше 500 высокопроизводительных рабочих мест;

• заключено более 250 договоров на оказание инжиниринговых услуг по заказам 140 организаций реального сектора экономики в объеме более 1310 млн руб.

Выручка инжиниринговых центров составляет более 2270 млн руб. при общем объеме субсидирования проектов из федерального бюджета более 1500 млн руб., объем взаимодействия с зарубежными партнерами превышает 50 млн руб.

В рамках Программы инновационного развития госкорпораций 60 крупнейших компаний с государственным участием реализуют программы инновационного развития (ПИР).

За период 2010-2013 гг. наблюдалась положительная динамика ключевых показателей, характеризующих финансирование и результативность инновационной деятельности госкомпаний (агрегированные данные за 2014 г. на текущий момент недоступны):

• увеличение финансирования исследований и разработок в 2010-2013 гг.: с 172 до 391 млрд руб.;

• прирост годовых затрат на исследования и разработки (ИР): 39% в 2011 г., 28% в 2012 г. и 17% в 2013 г.;

• изменение доли затрат на ИР в выручке: с 1,59 % в 2010 г. до 2,02% в 2013 г.;

• рост доли внебюджетного финансирования ИР: с 32% в 2010 г. до 37,9% в 2013 г.;

• прирост производительности труда (выручки на сотрудника) за 2011-2013 гг. на 63% в номинальном выражении и на 23% в реальном выражении, за вычетом добывающего сектора — 36 и 20 % соответственно;

• повышение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции: с 15,4 % в 2011 г. до 27,1% в 2013 г.;

• рост экспорта инновационной продукции с 76 до 247 млрд руб.;

• рост объемов взаимодействия со сторонними организациями в виде аутсорсинга ИР: с 34% в 2011 г. до 44% в 2013 г.;

• степень достижения плановых значений ключевых показателей эффективности, предусмотренных ПИР на 2013 г., составляет 88%;

В настоящее время компании осуществляют актуализацию ПИР с учетом ряда новых приоритетов, отвечающих сложившейся макроэкономической обстановке, а также внутренним изменениям.

Инновационные территориальные кластеры.

К настоящему времени инновационные кластеры являются точками опережающего социально-экономического развития, опирающегося на высокий научно-технологический потенциал регионов.

Начиная с 2013 г. реализация мероприятий, направленных на развитие пилотных кластеров, поддерживается за счет средств субсидий из федерального бюджета.

С 2013 по 2015 г. на эти цели было выделено 5,05 млрд руб.: в 2013 г. — 1,3 млрд руб. на поддержку 14 пилотных кластеров, в 2014 г. — 2,5 млрд руб. на поддержку 25 кластеров. В 2015 г. на предоставление субсидий было предусмотрено 1,25 млрд руб., а количество кластеров увеличилось до 26 (расположены на территории 21 субъекта Российской Федерации).

Патентно-лицензионная активность.

В 2014 г. общее количество заявок на выдачу патента Российской Федерации на изобретение, поступивших в Роспатент, составило 40 308 (в 2013 г. — 44 914), в том числе:

• от российских заявителей — 24 072 (в 2013 г. — 28 765);

• от иностранных заявителей — 16 236 (в 2013 г. — 16 149).

На выдачу патента Российской Федерации на полезную модель в 2014 г. было подано 13 952 заявки (в 2013 г. — 14 358), в том числе:

• от российских заявителей — 13 000 (в 2013 г. — 13 589);

• от иностранных заявителей — 952 (в 2013 г. — 769).

На выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец в 2014 г. было подано 5184 заявки (в 2013 г. — 4994), в том числе:

• от российских заявителей — 2200 (в 2013 г. — 1902);

• от иностранных заявителей — 2984 (в 2013 г. — 3092) [5].

Несмотря на все меры, принятые для усовершенствования национальной инновационной системы, достигнутые результаты не полностью соответствуют ожиданиям. В «Стратегии-2020» была обозначена цель: 25% продукции должны быть инновационными, а сегодня только 8% от всех отгруженных товаров, работ и услуг являются таковыми (в странах-лидерах ~15%). И это число не растет за последние 3 года, т.е. по выпуску инновационной продукции Россия отстает от поставленной цели в 3 раза.

По производительности труда в экономике Россия в целом в два и более раз отстает от стран-лидеров, и положительной динамики нет. Производительность труда в несырьевых отраслях на 18 % ниже, чем в экономике в целом. Результаты

российских инноваций все еще обладают низкой конкурентоспособностью: 0,4% — такова доля России в общем мировом экспорте высокотехнологичных товаров (правда, при этом наблюдается позитивная динамика — в 2010 г. доля России составляла 0,21%). Это в 50 раз меньше, чем у Китая, в 20 раз меньше, чем у США и в 5 раз меньше собственной цели. Китай продает 25% всего hitech в мире и 9% продают США [6].

Лучшие ли умы в России занимаются инновациями? Зарплата ученого по паритету покупательной способности на одном из последних мест в стране. Это приводит к тому, что сегодня меньшинство молодых людей выбирают для себя профессию ученого. Были бы вы рады, если ваши дети стали учеными или инженерами? В США 80 % родителей сказали «да», в России так ответили 20% родителей [6].

Развитие инноваций осуществляется в рамках разомкнутой инновационной системы. Инвестиции государства в человеческий капитал работают на конкурентоспособность чужих экономик. Россия значительно хуже способна привлекать и удерживать человеческий капитал, чем страны — лидеры инноваций. Условия создания инноваций и текущая активность в НИОКР не трансформируются в результаты в виде оформленных изобретений, а РФ значительно отстает от лидеров по количеству международных патентов при высоких государственных затратах на НИОКР и сопоставимом со странами-лидерами количестве исследователей. Наша страна устойчиво демонстрирует отрицательное сальдо технологического баланса, т.е. достаточно существенное превышение платежей за импорт технологий над поступлениями от их экспорта.

Очень низок уровень отдачи от финансирования в научные исследования с точки зрения полученных результатов. Невозможно четко описать структуру затрат на инновации в России и провести оценку качества и эффективности этих затрат. В странах — лидерах инноваций университеты становятся основными двигателями в научных исследованиях, поэтому представляется, что в России систему исследовательских институтов также нужно интегрировать с университетами.

Бизнес-проекты, выращенные локальным венчурным рынком, не находят возможностей в России и покидают страну. При приемлемом количестве стартапов (на уровне западноевропейских стран) число инновационных компаний в России

в три и более раз ниже, чем в странах-лидерах [6]. В странах ЕС в среднем 53%, а в США — около 33 % компаний считаются инновационными [7]. Более того, по данным НИУ ВШЭ, в РФ удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций снижается: если в 2000 г. он составлял 10,6%, то в 2014 г. — лишь 9,7% [8]. В существующих компаниях низкая восприимчивость к технологиям (инвестиции в нематериальные активы в России в 3-10 раз ниже, чем у лидеров), а существующий спрос удовлетворяется в основном импортом технологий, что приносит выгоду странам-производителям. В России крайне мало развит класс специальных игроков — компаний-интеграторов, способных создавать требуемые крупным компаниям комплексные технологические решения на базе инновационных разработок, что снижает возможности их использования в стране. Как низкую можно оценить инновационную активность крупных корпораций и частных предпринимателей: в Фонд «Сколково» за пять лет активной деятельности по привлечению стартапов было подано всего 8,5 тыс. заявок от предпринимателей со всей страны. Отсутствуют специальные условия и механизмы развития и поддержки компаний — «национальных чемпионов», способных эффективно конкурировать на глобальных рынках. Отсюда крайне малая доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме их экспорта, хотя формально она почти утроилась по сравнению с 2000 г., но это всего лишь 2,6% в 2014 г. [9].

Инновационная система ослаблена из-за неблагоприятной среды для инноваций, а инновационная политика не оказывает существенного влияния на государственную политику в области формирования бизнес-среды в целом. Основными проблемными областями являются:

• рынки (низкая интенсивность конкуренции, барьеры для разработки и внедрения инновационных решений, невостребованность инноваций со стороны предпринимательского сектора);

• культура (неблагоприятный культурный фон для инноваций, низкий престиж профессии ученого и искаженное отношение к предпринимательству);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• институты (слабые механизмы защиты прав собственников/инвесторов инновационных компаний и, как следствие, короткие горизонты планирования руководством компаний).

Отсутствуют единый и актуальный перечень технологических приоритетов, скоординированная технологическая и инновационная политика. Нет единого координирующего центра, который обеспечит превращение инновационной политики из набора отдельных инициатив в системный тренд, в неотъемлемую часть технологической и экономической политики.

Сейчас во всем мире наблюдается буквально взрывной рост научной сферы, за которым мы, к сожалению, явно не успеваем. По словам президента РАН В.Е. Фортова: «Одной из главных задач стратегии должно быть срочное исправление тревожной, недостойной для нас ситуации, когда рост наших публикаций за 15 лет составил всего 12% — против десятикратного роста в Китае и трехкратного в Индии. При этом по количеству статей Китай обогнал нас в 1997 г., Индия — в 2005 г., а Бразилия — в 2007 г.; нам уже в спину дышит Иран» [10].

Россия движется по пути государственного управления развитием инноваций. Очевидно, что для ускорения инновационного развития страны нужно дать больше возможностей для развития частной инициативы, как это делается в странах-лидерах.

В России есть направления научных исследований, где мы добились очевидных преимуществ, находимся на уровне мировых лидеров или не очень сильно отстаем. Потенциально наша страна может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, нанотехноло-гиях, композитных материалах, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других.

В какой степени сегодняшняя страна видит для себя инновационную экономику и модернизацию значимым приоритетом? В какой степени фундаментальные основы российской экономики — защита частной собственности, конкурен-

ция, независимая судебная система — способствуют этому?

21 января 2016 г. в Кремле на заседании Совета при Президенте по науке и образованию В. В. Путин сказал: «К концу текущего года необходимо подготовить стратегию научно-технологического развития России на долгосрочный период. Считаю, что одновременно следует выработать и конкретные практические инструменты реализации стратегии, которые позволят учитывать глобальные тенденции и вызовы, гибко реагировать на запросы общества и экономики, на новые технологии, научные знания, образовательные компетенции. Вопрос этот носит принципиальный характер. Наличие собственных передовых технологий — это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства, конкурентоспособности отечественных компаний, важное условие роста экономики и повышения качества жизни наших граждан. В этой связи считаю необходимым рассматривать стратегию научно-технологического развития как один из определяющих документов наряду со Стратегией национальной безопасности» [10].

Подводя итоги, можно отметить, что успешный опыт применения инновационного потенциала развитых стран для достижения экономического роста может служить определенным ориентиром и для России. Однако национальная инновационная система РФ кардинально отличается от НИС развитых стран не только по степени развитости и эффективности функционирования, но и по своей организационной структуре. В основе этих различий лежат социальные, культурные, исторические и экономические факторы, и простая трансплантация высокоэффективных институтов и механизмов стран-лидеров не сможет обеспечить России положительные результаты. В то же время грамотная адаптация отдельных их элементов к российским условиям способна повысить конкурентоспособность инновационного сектора и российской экономики в целом.

Литература

1. РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/NROI_RVC.pdf С. 5.

2. Зубенко В. А. Национальная инновационная система ФРГ. В кн.: Национальные инновационные системы: монография / под ред. В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 116.

3. Высшая школа экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://cluster.hse.ru/

4. Российский союз молодых ученых [Электронный ресурс]. URL: http://rosmu.ru/activity/attach/ opinions/114/doklad.pdf.

5. Сайт Правительства России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/19839/.

6. РАНХиГС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/nacionalnyj-doklad-ob-innovaciyah-rassmotreli-v-pervyj-den-gajdarovskogo-foruma-2016.

7. Молодой ученый [Электронный ресурс]. URL: http://moluch.ru/archive/52/.

8. Индикаторы инновационной деятельности: 2016: Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2016. С. 11.

9. Национальные инновационные системы: монография / под ред. В. П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 296.

10. Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51190.

References

1. RBK [RBK]. Available at: https://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/NROI_RVC.pdf p. 5 (In Russian).

2. Zubenko V. National innovative Germany system [Nacional'naja innovacionnaja sistema FRG. V kn.: Nacional'nye innovacionnye sistemy: мonografija / ed. V.P. Kolesov i M.N. Os'mova]. Moscow, MAKS Press, 2011, р. 116 (In Russian).

3. Higher School of Economics [Vysshaja shkola jekonomiki]. Available at: http://cluster.hse.ru/cluster (In Russian).

4. Russian union of young scientists [Rossijskij sojuz molodyh uchenyh]. Available at: http://rosmu. ru/activity/attach/opinions/114/doklad.pdf (In Russian).

5. Website of the Government of Russia [Sajt Pravitel'stva Rossii]. Available at: http://government.ru/info/19839/ (In Russian).

6. RANHiGS. Available at: http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/nacionalnyj-doklad-ob-innovaciyah-rassmotreli-v-pervyj-den-gajdarovskogo-foruma-2016 (In Russian).

7. Young scientist [Molodoj uchenyj]. Available at: http://moluch.ru/archive/52.

8. Indikatory innovacionnoj dejatel'nosti: 2016: Statisticheskij sbornik. Moscow, NIU VShJe, 2016, р. 11 (In Russian).

9. Nacional'nye innovacionnye sistemy: мonografija / ed. V.P. Kolesov i M.N. Os'mova. Moscow, MAKS Press, 2011, р. 296 (In Russian).

10. Prezident Rossii. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/51190 (In Russian).

Ш КНИЖНАЯ ПОЛКА

Международные расчеты: учебное пособие / О.В. Игнатова, Т.В. Белянчикова, О.А. Горбунова, А.А. Прудникова; под ред. О.В. Игнатовой. М.: Финансовый университет, 2016. 108 с.

ISBN 978-5-7942-1324-9

Учебное пособие «Международные расчеты» охватывает такие формы и методы платежа, как аккредитив и инкассо, чек и вексель, банковские платежные обязательства и банковские карты. В пособии рассматриваются валют-но-финансовые и платежные условия внешнеторговых контрактов, а также особенности применения банковских гарантий.

Издание предназначено для студентов и преподавателей в области мировых финансов и мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.