Научная статья на тему '«Сила Вышнего осеняет с верою и благоговением прибегающих к твоему всечестному покрову…» (к 365-летию церковного прихода Покровского Собора г. Тамбова)'

«Сила Вышнего осеняет с верою и благоговением прибегающих к твоему всечестному покрову…» (к 365-летию церковного прихода Покровского Собора г. Тамбова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лисюнин В. Ф.

The article looks at the history of the oldest Church in Tambov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE 365TH ANNIVERSARY OF THE VIRGIN MARY`S PROTECTION VEIL CHURCH`S PARISH

The article looks at the history of the oldest Church in Tambov.

Текст научной работы на тему ««Сила Вышнего осеняет с верою и благоговением прибегающих к твоему всечестному покрову…» (к 365-летию церковного прихода Покровского Собора г. Тамбова)»

«СИЛА ВЫШНЕГО ОСЕНЯЕТ С ВЕРОЮ И БЛАГОГОВЕНИЕМ ПРИБЕГАЮЩИХ К ТВОЕМУ ВСЕЧЕСТНОМУ ПОКРОВУ...»

(к 365-летию церковного прихода Покровского Собора г. Тамбова)

В.Ф. Лисюнин

Lisyunin V.F. Towards the 365th anniversary of the Virgin Mary’s Protection Veil Church’s parish. The article looks at the history of the oldest Church in Tambov.

Если обратиться к истории Покровского Собора г. Тамбова и его прихода, то именно эти слова акафиста Покрова Пресвятой Богородицы очень ясно будут характеризовать то основное предназначение, которое этот древний Собор и его приход осуществляли веками. Создание Покровского прихода в 1636 году совпадает с годом основания крепости Тамбов. Поэтому, говоря о 365-летии города, нельзя забыть и о юбилее этого древнего прихода. На Руси в честь важных событий, определяющих судьбы людей, всегда возводили храмы, которые были призваны сохранять, в том числе, и благодарную историческую память людей. Первостроители будущего города видели смысл в Преображении окраины России, именуемой «диким полем», в цветущий сад, дающий благодатный плод.

Поэтому и назван был первый храм крепости Тамбов - Преображенским. Именно он с этого времени стал олицетворением сердца города Тамбова.

Покровская деревянная церковь возводилась в тот же год, что и Преображенский храм. А 1 (14) октября 1637 года, через год после начала градостроительных работ, в день Покрова Пресвятой Богородицы новый город был освящен [1]. Для освящения города был выбран именно праздник Покрова, и это было не случайно. Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы был связан с чудом, когда Божия Матерь защитила от набега сарацин своим Покровом столицу мира -Царь-град Константинополь, сохранив тем самым престол Вселенского Константинопольского патриарха и защитив символ твердыни Православной веры. Этот праздник получил большое почитание в России, где в городах обязательно стали строить храмы Покрова, которые и становились символами защиты от набегов иноверцев. Яркими примерами тому могут являться Покровский Со-

бор на реке Нерли и Покровский Собор на Красной Площади в Москве.

История и значение этих храмов убеждают в том, что храмы Покрова строились в ознаменование особых событий и становились символами городов, областей, а иногда и целого государства. В то же время Покров Пресвятой Богородицы становился не только отображением религиозного сознания, но и живым ожиданием реальной помощи в трудной судьбе пограничных городов. Интересным подтверждением сказанному является и то, что храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тамбове был построен с южной стороны крепости, откуда чаще всего и шла опасность нападения татар. Историческая память там-бовчан сохранила красивую легенду, из которой следует, что первым жителям Тамбова явилась Божия Матерь и повелела именно на этом месте построить церковь во имя Ее Покрова.

В последующие века, когда исчезает реальная военная угроза, и Тамбов становится мирным городом, у храма Покрова появляются новые функции. В ХУН-Х1Х веках расширение Тамбова в основном шло на юг, вдоль реки Цны, при этом храм Покрова становился главной строительной доминантой и центром общественной жизни. Это подтверждает тот факт, что, вместо старой сгоревшей деревянной церкви, в 1763 году была заложена каменная Покровская церковь, которая явилась первым приходским храмом города, сделанным в камне. Строительство храма велось при Епископе Пахомии, известном архиерее [2]. Именно он один из первых начал привносить в Тамбов новые стилевые архитектурные веяния, которые и стали оформлять лицо города, как губернского центра. Храм Покрова, в данном случае, является отражением этого интересного процесса, а стилевые приемы, воплощенные впервые в Покровском Соборе, и сегодня

Старо-Покровская и Ново-Покровская церковь до 1917 г.

Панорама церквей г. Тамбова с реки Цны до 1917 г.: Ново-Покровская церковь, Старо-Покровская церковь, Семинария, Казанский монастырь. (Из собрания Лисюнина В.Ф.)

являют нам эту особую воздушность, придающую храму образ корабля, парящего над городом. О значении, которое придавали Покровскому храму в городе, говорит и то, что в честь него издревле были названы - Покровская слобода, Покровская улица, площадь, а также село Покрово-Пригородное, куда в середине XIX века и была переселена Покровская слобода, и даже такие учебные заведения, как первое в Тамбове Покровское сельское училище и Покровская церковноприходская школа.

Появление учебных заведений в Покровском приходе явилось следствием активных процессов демократизации в русле подготовки крестьянской реформы (1861), когда появилась насущная потребность в создании системы народного образования. В дальнейшем на территории, относящейся к Покровскому храму, в самой близи от него строится здание приходских училищ города Тамбова имени известного мецената - купца, прихожанина Покровского храма А.И. Толмачева [3]. Во всех этих учебных заведениях, а также в Тамбовской Духовной Семинарии, которая была построена с северной стороны от храма Покрова, в первом и втором Духовных училищах состояли преподавателями священники и диаконы Покровского прихода.

Говоря о Покровской церковно-приходской школе (1885), надо заметить, что она была открыта одной из первых в Тамбове. Она славна именами многих даровитых людей. Три последних настоятеля Покровского прихода протоиереи — отец Иоанн Новоча-дов, отец Иоанн Милованов и отец Александр Савостьянов, являлись главными организаторами этой школы. Школа имела особый статус среди подобных учебных заведений, в ней преподавали самоотверженные педагоги епархии: дочери о. Иоанна Новоча-дова Мария и Софья Ивановны Новочадовы, регент Покровского храма Константин Петрович Магнитский [4]. Именно эти люди создали известный во всей епархии детский хор, а также были талантливыми организаторами различных учебных и праздничных мероприятий, в том числе и во время канонизации Преподобного Серафима Саровского (1903) и Святителя Питирима (1914) [5].

С середины XIX века наблюдается значительный рост города, при этом расширяется и Покровский приход. С 1846 года рядом с Покровской церковью был выстроен новый большой каменный трех престольный храм, посвященный празднику Покрова. Возрастая количественно, приход преображался и качественно. Внутри него сформировалась крепкая

Священнослужители Кафедрального Покровского Собора при Архиепископе Луке (1944-1946 г.г.). Слева направо: Матвей Никонорович (диакон ?); Виктор Иванович (иподиакон); прот. о. Роман Новиков; прот. о. Иоанн Леоферов (настоятель); Михаил Григорьевич Добров (протодиакон); Архиепископ Лука; Василий Иванович Малин (2-й протодиакон); прот. о. Аристарх Кедров; прот. о. Илья; отец Феодор (?)

община, на основе которой в 1908-1909 годах было организовано Покровское Церковное Братство. В него входили многие именитые люди, активные меценаты и благотворители: Нарышкины, Палеологи, купцы - Толмачевы, Аносовы, Яковлевы [6].

Братство проводило благотворительные акции: выдавало беднейшим из прихожан денежные пособия, организовывало благотворительные лекции и концерты. С начала XX века при приходе существовала, опекаемая Покровским Братством, и женская богадельня имени госпожи Масловой [7].

Прихожанами Покровского храма были многие именитые люди не только Тамбовщины, но и всей России. Близ Покровского храма долгое время проживал известный церковный краевед протоиерей Стефан Бе-резнеговский, другой же церковный краевед, протоиерей Георгий Хитров, служил в Покровской церкви, где говорил удивительные проповеди о Божьей Матери. Бывал здесь и великий русский композитор С.В. Рахманинов. На углу улицы Большой (Советской) и улицы Покровской проживали аристократические семейства Нарышкиных и Чичериных, а на улице Лермонтовской, напротив Покровских храмов, жил известный ученый, изобретатель лампочки накаливания Ладыгин [8].

С начала русско-японской войны (1904) древнему Покровскому храму возвращалось его прежнее назначение: быть символом защиты и покровительства Божией Матери перед лицом надвигающихся опасностей, войн и революций. В 1904 году храм был передан в пользование военного ведомства и в народе стал называться Солдатской церковью, при этом главный престол храма временно (после ремонта) был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери. С этого времени, вплоть до революции 1917 года, Старо-Пок-ровский храм, а также Покровский приход, для которого оставлен был Ново-Покровский храм, активно участвовали в сборе пожертвований на нужды армии [8].

Революция 1917 года перечеркнула весь прежний ход истории. Особенно безжалостна она была к главному светильнику Отечества -Церкви, которая в глубинах своих сокровищниц веками сохраняла и преумножала традиции и силы всего русского народа. Местью за Антоновское крестьянское восстание со стороны новых властей были не только жестокие репрессии, но и разрушения храмов

Тамбовщины. Чудом сохранившаяся, Старо-Покровская церковь стала единственно не разрушенным приходским храмом в Тамбове. Хотя этот храм и был закрыт, как Солдатская церковь, и в течение 35 лет использовался в виде заводского общежития и склада, именно ему, Храму-воину, вновь предстояло возродить к жизни церковное служение на Тамбовской земле. Потребность в церковном служении появилась сразу же с началом Великой Отечественной войны. В 1943 году 13-14 октября на праздник Покрова и был открыт Покровский храм. Несмотря на сложную ситуацию, в которой этому храму приходилось существовать в годы советской власти, создавалась приходская община, находились силы, способные сохранить храм от разрушений. Так было, например, в годы хрущевского правления, когда многие церкви подверглись разрушению. Покровский же Собор именно в это время был признан памятником архитектуры республиканского значения [9].

Всегда в наиболее тревожные и важные для государства моменты истории появляются высоко-духовные личности, олицетворяющие созидательное начало эпохи. Такими значимыми личностями, освятившими рубежи 50-летнего кафедрального служения Покровского Собора, явились архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и архиепископ Евгений (Ждан).

Именно владыка Лука начал возрождение (1943-1946 годы) Покровского храма. При нем храм получает статус Кафедрального Собора. Будучи и святителем, и хирургом-целителем душ и телес страждущих - владыка Лука стремился вернуть тамбовчанам их утраченные традиции, их историческую память о Великом прошлом. Следуя этому принципу, владыка освящает нижний храм Собора в честь Преподобного Серафима Саровского - первого всероссийски прославленного Тамбовского святого. При владыке Луке возрождается почитание Тамбовской иконы Божией Матери, собираются образы почитаемых Тамбовских святых и сведения об утраченных святынях Тамбовщины. По благословению архиепископа Луки в Покровском Соборе начал работать над созданием великолепных резных иконостасов искусный мастер - Емельян Александрович Сычев [10].

Новым этапом не только в истории страны, но и церкви, явились 90-е годы XX века.

Это время в Тамбовской епархии обозначено благодатным служением архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, который, продолжая дело владыки Луки, всемерно старается возродить лучшие традиции Тамбовской епархии. Владыкой Евгением обретаются мощи заступника Тамбовской земли -Святителя Питирима, которые в забвении долгие годы сохранялись в Тамбовском областном краеведческом музее, а теперь уже в Покровском соборе были возвращены к почитанию.

В рамках подготовки в юбилею 1000-летия Крещения Руси в 1988 году был полностью реконструирован Покровский Собор: покрыты росписью стены и сусальным золотом главки Собора. В честь новопрославленного Тамбовского Святого - Феофана Затворника Вышенского - был наречен крестильный храм Покровского Собора.

Приезд в Тамбов в 1993 году Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II обозначил завершение кафедрального служения Покровского Собора. В это время мощи Святителя Питирима, а вместе с тем и статус кафедрального Собора были перенесены в Преображенский, который в своем прежнем качестве был возвращен Тамбовской епархии. За Покровским же Собором сохранилось почетное право называться соборным храмом города.

Своеобразным отражением значения Покровского Собора в истории Тамбовщины является сегодня и заложенная Владыкой Евгением традиция ежегодно совершать от Покровского Собора праздничный Пасхальный крестный ход по городу. Этот крестный ход является видимым напоминанием того недавнего прошлого, когда из стен Покровского храма пошло возрождение всей Тамбовской епархии. Закономерность соверше-

ния городского Пасхального крестного хода из Покровского Собора подтверждается и древностью событий, ведь первые крестные ходы в Тамбове, установленные Святителем Питиримом, были, видимо, проведены именно к Покровской церкви, престольный праздник которой является праздником рождения города, его сохранения и защиты [10, с. 10].

Особый статус Покровского Собора, его роль в истории и культуре города Тамбова в юбилейный год 365-летия вновь обретают высокое символическое значение и осознаются общественностью, о чем свидетельствует и факт возвращения прежнего названия улице Покровской (Кронштадской в советское время). А значит, вместе с этим, постепенно начинает возвращаться историческая память, свидетельствующая о великом служении Церкви не только на благо отдельного города, но и всей России.

1. Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов, 1918. Вып. 58. С. 148-151.

2. Хитрое Г.В. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 276.

3. Тамбовские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1900. №42. С. 1070.

4. Покровская в г. Тамбове церковно-приходская школа: исторический очерк за 20 лет ее существования / Сост. М.И. Новочадова. Тамбов, 1906. С. 28-30.

5. ТЕВ. 1914. № 7. С. 240-242.

6. ТЕВ. 1913. №7-8. С. 81.

7. Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1913 год. Тамбов, 1913. С. 79.

8. ТЕВ. 1904. № 10. С. 259.

9. Государственный архив Тамбовской области. Ф.Р. 5220. Оп. 1. Д. 164 (960). С. 13.

10. Лисюнин В.Ф. История Покровского Собора города Тамбова. Тамбов, 2001. С. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.