К ИСТОРИИ ИЗДАНИЯ ЕПАРХИАЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ НА ТАМБОВСКОЙ И РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛЕ (К 60-ЛЕТИЮ ВЫПУСКА)
Ю.В. Гераськин
Статья посвящена истории издания епархиальных бюллетеней в Тамбовской и Рязанской областях в конце 40-х гг. XX в. Эта смелая инициатива ряда архиереев была запрещена властью. Автор показывает сложную судьбу одного из издателей бюллетеня архиепископа Филарета, который служил в Тамбовской и Рязанской епархиях.
Ключевые слова: церковь, верующие, священник, архиепископ, журнал.
В 1948-49 гг. в Тамбовской, Рязанской, а также ряде других епархий была предпринята попытка издания периодического епархиального бюллетеня, предназначенного для информирования настоятелей храмов. Этот факт нашел свое отражение в работах местных исследователей [1-3].
Выпуск бюллетеней, предпринятый в Пензенской и Челябинской епархиях, был недолговечным. Так, епископ Челябинский и Златоустовский Ювеналий (Килин), добившись разрешения на выпуск ежемесячного бюллетеня о церковной жизни епархии, издавал его до сентября 1948 г. [3].
В Тамбовской епархии в августе 1948 г. был выпущен машинописный номер бюллетеня. Однако Совет по делам РПЦ при Совмине СССР, сославшись на то, что разрешение подобных изданий - исключительно его прерогатива, а также на отсутствие ходатайства по этому вопросу Патриарха, не разрешил дальнейшее издание. Не помогла личная встреча тамбовского архиерея Иоасафа (Журманова) с председателем Совета Г. Карповым, предложившим согласовать этот вопрос на месте. Он не возражал против подобного издания при условии, что в нем будет отражаться исключительно местная тематика. Однако тамбовский уполномоченный по делам РПЦ так и не дал своего согласия на дальнейшее издание бюллетеня. Первый номер тамбовского бюллетеня оказался последним [2].
Наибольшее количество бюллетеней было выпущено Рязанской епархией. С января по октябрь 1949 г. вышло 4 номера бюллетеня [4]. Они были исполнены в машинописном виде. Структура бюллетеней по разделам была следующая. Сначала размещались послания и призывы Святейшего патриарха, послания правящего архиерея. Затем шли
сведения о личном составе: назначения, переводы, увольнения, хиротонии, награждения. Подробным был раздел об архиерейских богослужениях в рязанских храмах. В бюллетень включались также циркулярные распоряжения владыки. Отдельно был представлен обзор епархии: хроника, объявления, некрологи. Один номер в обязательном порядке предоставлялся уполномоченному по делам РПЦ в Рязанской области.
Какую интересную информацию можно было, к примеру, почерпнуть из бюллетеня о жизни Рязанской епархии?
9 января 1949 г., на поздней литургии в Скорбященской церкви владыкой Филаретом был совершен благодарственный молебен по случаю 50-летнего юбилея регента хора П.Ф. Севостьянова и двух певцов. Владыка в сердечном приветствии к юбилярам напомнил некоторые красочные штрихи в их биографии, т. к. владыка сам был певцом церковных хоров и юбиляров знал еще в годы их молодости и расцвета.
Во время Пасхального богослужения 24 апреля 1949 г. кафедральный собор не вмещал всех молящихся. В те годы на празднике обычно присутствовало порядка 7 тыс. человек, причем храм вмещал только 5 тыс.
В мае состоялись две командировки рязанского архиерея. 7 мая он отбыл в Троице-Сергиеву Лавру для поклонения мощам Преподобного Сергия. По благословению Святейшего патриарха Алексия владыка Филарет 8 мая в сослужении старцев Лавры совершил литургию в Троицком соборе, где почивают мощи Преподобного. 28-29 мая преосвященный Филарет выезжал в г. Шацк для обзора церковной жизни. Из Шацка владыка проехал в с. Казачий Дюк, где совершил молебное пение пред иконой Божией Матери «Ахтырская».
5-6 августа, накануне и в день памяти Святых страстотерпцев Бориса и Глеба, Преосвященный Филарет в сослужении соборного притча, священников, прибывших на Престольный праздник кафедрального собора, а также гостей (знакомых владыки по служению в Тамбовской епархии): иеромонаха По-чаевской Лавры о. Иннокентия (Леоферова), настоятеля церкви г. Данкова иеромонаха Серафима (Ливадина) совершил всенощное богослужение, а в сам праздник - позднюю литургию. Проповедь читал иеромонах Серафим.
10 августа, в день прославления иконы Божией Матери «Смоленская» и Святителя Питирима Тамбовского, владыка Филарет совершил литургию в кафедральном соборе по священническому чину. 28 августа, в день праздника Успения Божией Матери, в кафедральном соборе в сослужении всего городского духовенства архиерей провел всенощное богослужение, во время которого был совершен чин погребения плащаницы Божией Матери. Богослужение проходило при громадном стечении богомольцев, торжественно, на высоком эмоциональном подъеме. Закончилось оно в 1 час ночи.
2 октября по благословению Святейшего патриарха Русская православная церковь праздновала Международный день мира. Во всех храмах епархии было совершено с подобающим торжеством всенощное богослужение и на самый праздник - литургия с крестным ходом и молебным пением: «Слава в вышних Богу и на земли мир!» Были произнесены патриотические проповеди. Молящихся было такое же количество, как по большим двунадесятым праздникам. Вдовы и сироты - жертвы Великой Отечественной войны - не могли сдержать рыданий при пении: «Вечная память на поле брани живот свой положившим» [5].
При мотивировке необходимости издания бюллетеня Тамбовской епархии перед властями владыка Иоасаф ссылался на аналогичные рязанский и пензенский проекты. Очевидно то, что владыки этих епархий общались между собой, посещали друг друга. Особое основание для посещения Тамбовской земли было у рязанского архиерея.
Владыка Филарет (Лебедев Александр Михайлович), управляющий Рязанской епархией с 9 мая 1948 г. по 27 марта 1951 г., ро-
дился в 1887 г. в Рязани в семье священника. После окончания Рязанской Духовной семинарии служил псаломщиком в Благовещенском храме г. Риги, работал учителем русского языка в городских школах. Накануне Первой мировой войны был рукоположен в иерея и до 1918 г. служил полковым священником.
После расформирования полка о. Александр вернулся в Рязань, где служил в Никольской церкви и кафедральном соборе. В 1922 г. был назначен благочинным церквей Рязанского уезда, в 1923 г. был рукоположен архиепископом Рязанским и Зарайским Борисом (Соколовым) в протоиерея [6].
В то время Рязанская епархиальная канцелярия выпускала журнал «Циркуляры», главным редактором и составителем которого был сам архиепископ Борис. Номера писались от руки, перепечатывались на машинке, а затем рассылались по благочиниям. «Циркуляры» содержали указы и распоряжения Московского патриархата, Священного синода и епархиального архиерея, материалы о текущей жизни Церкви, церковно-исторические сведения, проповеди, поучения и святоотеческое наследие. Главное же, в «Циркулярах» постоянно помещались материалы, раскрывающие еретическую суть обновленчества. В тот период обновленческий архиепископ Михаил создал обновленческое епархиальное управление и при поддержке власти выпускал газету «Церковное обновление». В архиве УФСБ России по Рязанской области сохранились 34 номера «Циркуляров». Выпуск журнала стал одной из статей обвинения, когда в 1925 г. сотрудники Рязанской епархии во главе с архиереем Борисом были привлечены к уголовной ответственности [7].
Несомненно, протоиерей Александр Лебедев не мог не знакомиться с «Циркулярами». В тот период он служил в соборе г. Михайлова. В годы коллективизации и очередного наступления на церковь служил в Туле. В 1930 г. о. Александр, обвиненный по печально известной ст. 58 п. 10 УК РСФСР, получил 3 года лагерей. В них он провел не
3, а 10 лет. Работал на строительстве Бело-моро-Балтийского канала. Был освобожден после кардинального изменения государственно-церковных отношений в разгар Великой Отечественной войны.
После освобождения о. Александр назначается к служению в храмах Тамбовской епархии, в частности в Скорбященском храме г. Мичуринска, открытого в 1944 г. Служение о. Александра настоятелем храма г. Мичуринска, благочинным церквей Мичуринского округа совпало с пребыванием на Тамбовской кафедре святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
Архиепископ Лука прибыл в Тамбов
10 февраля 1944 г. Он сразу же начал активную деятельность по возрождению церковных приходов. Реально действовал только маловместительный Покровский храм в Тамбове. Владыка Лука давал ход всем ходатайствам, полагая, что храм должен быть в каждом без исключения населенном пункте. В 1944 г. было подано 97 ходатайств верующих об открытии церквей, но только 4 было поддержано облисполкомом: в городах Мичуринске,
Моршанске, Кирсанове и с. Новоспасское Рассказовского района [2, с. 23].
Особо отстаивал владыка Лука идею открытия в Тамбове второго храма. Это давалось нелегко, поскольку местный партийносоветский аппарат относился к новой церковной политике государства как к временной тактической уступке, которая была необходима в период войны. Только в январе 1945 г. после визита в Тамбов председателя Совета по делам РПЦ Г. Карпова было принято принципиальное решение об открытии в областном центре еще одного храма - Скор-бященской церкви бывшего Вознесенского женского монастыря [2, с. 25]. Архиепископ Лука поднял перед властями также проблему передачи церкви мощей святителя Питирима, прославленного тамбовского пастыря.
26 февраля 1944 г. в послании к верующим Тамбовской епархии владыка умоляет пастырей тамбовских приходов «пасти Бо-жие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божием, но подавая пример стаду...» [2, с. 291-292].
В Тамбове архиепископ Лука начал работу над знаменитой книгой «Дух, Душа и Тело». Там же он получил Сталинскую премию 1-й степени, большую часть которой перечислил на нужды детей-сирот. В 1946 г. архиепископ Лука по благословению Святейшего патриарха отбыл на Симферополь-
скую кафедру, а на его место прибыл бывший епископ Крымский и Симферопольский Иоасаф, в миру Журманов Александр Ефремович.
В регулярных отчетах тамбовского уполномоченного в Совет по делам РПЦ отмечалась патриотическая деятельность благочинного Мичуринского округа протоиерея А.М. Лебедева и настоятеля Покровской церкви г. Тамбова И.М. Леоферова [2, с. 71].
Иоанн Леоферов принимался в должность настоятеля через покаяние и отречение от обновленчества, без наград, полученных им во время пребывания в расколе. Архиепископ Лука собственноручно составил чин принятия обновленцев в православие. Архиепископ предложил бывшим обновленцам отпустить волосы, бороду и не ходить по городу в светской одежде [8].
В январе 1945 г. протоирей Александр Лебедев вместе с находящимся с визитом в Тамбове епископом Мануилом (Лемешев-ским) выехал для участия в работе Поместного собора РПЦ. Архиепископу Луке не удалось попасть на этот Собор по причине неожиданного пищевого отравления. В 1971 г. в беседе с автором книги «Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» М. Поповским архиепископ Калининский Иннокентий (Леоферов) не исключил попытки преднамеренного отравления с целью не допустить архиепископа Луку, несогласного с процедурой предстоящих выборов Патриарха, на Собор [9].
В 1946 г. о. Александра постигло горе -он овдовел. Он часто посещает могилку супруги и завещает похоронить себя рядом с ней. 20 апреля 1948 г. протоиерея Александра Лебедева постригают в монашество под именем Филарет и возводят в сан архимандрита. Спустя полмесяца он был хиротонисан в Патриаршем Богоявленском соборе во епископа Рязанского и Касимовского. Хиротонию совершали Святейший патриарх Алексий (Си-манский), архиепископ Дмитровский Виталий и епископ Можайский Макарий [10].
Решением Совета Министров СССР от 8 июня 1946 г. было разрешено начать богослужение в закрытом перед войной Борисо-Глебском соборе Рязанской епархии. Храм снова получил статус кафедрального собора. В нем сразу же начались ремонтные работы и 27 января 1947 г. был освящен главный
престол [11, 12]. По настоятельной просьбе архиепископа Филарета перед рязанским уполномоченным по делам РПЦ на балансе Собора оставили, а не передали в Госбанк, как требовали власти, серебряную церковную утварь и икону «Успение Божией Матери», которые были доставлены из закрытых церквей в селах Октябрьское и Ивановское [13].
Рязань в 1947-1948 гг. собирает на служение в своих храмах людей, которых Господь сподобил стать великими подвижниками русского православия. Будущий Святейший патриарх Пимен (Извеков) в сане игумена около полугода нес послушание ключаря кафедрального собора. В 1947 г. был пострижен в монашество с именем Никодим студент естественного факультета Рязанского государственного педагогического института Борис Ротов [12, 14].
12 августа 1948 г. Собор посетил Святейший патриарх Алексий. Святейший патриарх и сопровождающее его духовенство приняли участие в торжественном молебне, который совершил епископ Рязанский и Касимовский Филарет [12].
1948 г. стал пиком развития Церкви в послевоенный период. В этом году Русская православная церковь широко праздновала 500-летие своей автокефалии. В Рязанской епархии действовало наибольшее число храмов за всю послевоенную историю - 87. Не было таких районов Рязанской области, из которых не поступали бы ходатайства верующих об открытии церквей. Для исполнения треб не хватало священников, поэтому по указанию владыки Филарета вводится институт разъездных священников в количестве 48 человек. Однако уже осенью 1948 г. под давлением властей Священный синод принимает решение о запрещении крестных ходов из села в село, проповедей, обращенных к детям, духовных концертов в храмах вне богослужений, печатания акафистов, посланий епископов без разрешения Синода. Считались недопустимыми даже поездки архиереев по епархии в период полевых работ [15].
В 1949 г. следует еще одна атака на Церковь. Поводом стал фельетон в номере «Правды» от 19 февраля «Саратовская купель», в котором осмеивались и осуждались «дикие нравы» Крещенского молебна водосвятия. Статья стала предметом обсуждения в Секретариате ЦК ВКП(б) и послужила
предлогом административных гонений на верующих и духовенство. Последовали запреты на «водосвятие» на водоемах без уведомления властей, совершение треб вне храма. Начался слом недействующих церквей, что породило многочисленные жалобы и ходатайства верующих в центральные инстанции. Готовилось, но, к счастью, не состоялось принятие специального «драконовского» антицерковного постановления ЦК КПСС.
Вот в таких непростых, противоречивых условиях епископ Филарет осуществлял издание бюллетеня епархии. Подобный шаг означал попытку дальнейшей легализации и упрочения позиций Русской православной церкви, начатой в 1943 г., поднятия ее статуса и престижа в глазах государства и общества. Издательская деятельность продолжалась почти год. Один экземпляр бюллетеня, подписанный лично владыкой, предназначался рязанскому уполномоченному по делам РПЦ. В архивном деле уполномоченного за 1949 г. нам не удалось обнаружить третий номер бюллетеня. Скорее всего, недостающий номер был отправлен в Совет по делам РПЦ Г. Карпову для ознакомления. После некоторого периода обсуждений и согласований было, вероятно, вынесено запрещающее решение. Как бы там ни было, издание закончилось четвертым, последним номером.
В феврале 1951 г. владыка Филарет был рукоположен в архиепископы. В марте того же года он был назначен архиепископом Рижским и Латвийским, а через год стал архиепископом Литовским и Виленским [16].
24 мая 1958 г. завершился земной путь архиепископа Филарета. 30 мая 1958 г. согласно завещанию он был похоронен в г. Мичуринске Тамбовской области. По пути к месту последнего упокоения машина с гробом усопшего на короткое время заезжала в Рязань. Здесь, в Борисо-Глебском соборе, настоятелем Борисом Скворцовым (будущим рязанским архиереем) была отслужена панихида. На похоронах в Мичуринске провожал усопшего в последний путь архиепископ Тамбовский Иоасаф. Так, в Тамбовской земле обрел вечный покой бывший рязанский архиепископ Филарет [17].
До конца не реализованный проект издания епархиальных бюллетеней в послевоенный период свидетельствовал о незавершен-
ности процесса легализации Русской православной церкви, разрешенной властью в годы военных испытаний, неустойчивости и противоречивости государственно-церковных отношений. Этот проект основывался на воле правящих архиереев и требовал смелости от его исполнителей.
1. Королева Л.А., Королев А.А. Государство и религиозные объединения во второй половине 1960-1980-х гг. (Пензенская область). М.; Пенза, 2002. С. 23.
2. Чеботарев СА. Тамбовская епархия в 40-60-е гг. XX века. Тамбов, 2004. С. 58-59.
3. Чумаченко Т. А. Бюллетень Челябинской епархии // Энциклопедия «Челябинск». Режим доступа: http://www.book-chel.ra. Загл. с экрана.
4. Государственный архив Рязанской области (далее ГАРО). Ф. Р-5629. Оп. 1. Д. 57. Л. 93-120; 135-149.
5. Мануил (Лемешевский В.В), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6. С. 429-430.
6. Периодическая печать Рязанской епархии // Рязанский Церковный Вестник. 2003. № 1. С. 46.
7. Кученкова В. Войно-Ясенецкий. Тамбов, 1944 //Новая тамбовская газета. 1995. 5 мая.
8. Поповский М. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого архиепископа и хирурга. СПб., 2002. С. 401.
9. Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1957. №7. С. 75.
10. Святые и праведники земли Рязанской / сост. Т. Веселкина. Рязань, 2000. С. 221.
11. Серафим (Питерский), иеромонах, Панкова Т.М. Борнео-Глебский собор г. Рязани. Рязань, 2001. С. 55.
12. ГАРО. Ф. Р-5629. Оп. 1. Д. 18. Л. 132-133.
13. Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коло-
менский. Человек Церкви. Издание Московской Патриархии, 1998. С. 11.
14. ГАРО. Ф. Р-5629. Оп. 1. Д. 52. Л. 30.
15. ЖМП. 1958. №5. С. 23.
16. ГАРО. Ф. Р-5629. Оп. 1. Д. 57. Л. 6-7; Л. 121.
Поступила в редакцию 14.04.2008 г.
Geraskin Y.V. On history of eparchial bulletins edition in Tambov and Ryazan regions (to the 60th anniversary of issue). This article is dedicated to history of eparchial bulletins edition in Tambov and Ryazan regions at the end of 40-ies of the 20th century. This bold initiative of some bishops was prohibited by authorities. The author shows the archbishop Philaret’s difficult life. He was one of the editors of bulletin and served in Tambov and Ryazan eparchies.
Key words: church, believers, priest, archbishop, journal.