Научная статья на тему 'СИЛА (НЕО)МИФА. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ЯСМИНЫ ВОЙВОДИЧ «НЕОМИФОЛОГИЗМ В АКТУАЛЬНОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ». М.: «ФЛИНТА», 2021. 240 С.'

СИЛА (НЕО)МИФА. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ЯСМИНЫ ВОЙВОДИЧ «НЕОМИФОЛОГИЗМ В АКТУАЛЬНОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ». М.: «ФЛИНТА», 2021. 240 С. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯСМИНА ВОЙВОДИЧ / НЕОМИФОЛОГИЗМ / РУССКАЯ ПРОЗА / ПРОБЛЕМАТИКА / JASMINA VOJVODIć / NEONATOLOGIST / RUSSIAN PROSE ISSUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бенчич Жива

Монография Ясмины Войводич «Неомифологизм в актуальной русской прозе» посвящена важному, но все еще недостаточно изученному аспекту современной русской литературы. Можно с уверенностью предположить, что, благодаря оригинальности подхода к рассматриваемой проблематике, а также выбору самого материала исследования, она встретит живой отклик научного сообщества. Монография «Неомифологизм в актуальной русской прозе» содержит двенадцать глав, одна из которых служит теоретическим введением, а остальные одиннадцать поделены на три больших тематических блока, называющихся «Игра в ледяной неомиф», «Тривиализация мифа» и «Исторический неомиф».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POWER OF (NEO)MYTH REVIEW OF THE MONOGRAPH BY JASMINA VOJVODIĆ NEOMYTHOLOGISM IN ACTUAL RUSSIAN PROSE, MOSCOW: FLINTA, 2021. 240 P.

Russian writer Jasmina Vojvodić’s monograph Neomythologism in Actual Russian Prose focuses on an important but still insufficiently studied aspect of modern Russian literature. It is safe to assume that due to the originality of the approach to the problem under consideration, as well as the choice of the research material itself, it will meet a lively response from the scientific community. The monograph Neomythologism in actual Russian prose contains twelve chapters, one of which serves as a theoretical introduction, and the remaining eleven are divided into three large thematic blocks, called The Game of Ice Neomyth, Trivialization of myth and Historical Neomyth.

Текст научной работы на тему «СИЛА (НЕО)МИФА. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ЯСМИНЫ ВОЙВОДИЧ «НЕОМИФОЛОГИЗМ В АКТУАЛЬНОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ». М.: «ФЛИНТА», 2021. 240 С.»

DOI: https://doi.org/10.25146/2587-7844-2021-13-1-72

УДК 82.0

СИЛА (НЕО)МИФА.

Рецензия на монографию Ясмины войводич «Неомифологизм в актуальной русской прозе> М.: «Флинта», 2021. 240 с.

Жива бенчич (Загреб, Хорватия)

Аннотация

Монография Ясмины Войводич «Неомифологизм в актуальной русской прозе» посвящена важному, но все еще недостаточно изученному аспекту современной русской литературы. Можно с уверенностью предположить, что, благодаря оригинальности подхода к рассматриваемой проблематике, а также выбору самого материала исследования, она встретит живой отклик научного сообщества. Монография «Неомифологизм в актуальной русской прозе» содержит двенадцать глав, одна из которых служит теоретическим введением, а остальные одиннадцать поделены на три больших тематических блока, называющихся «Игра в ледяной неомиф», «Тривиализация мифа» и «Исторический неомиф».

Ключевые слова: Ясмина Войводич, неомифологизм, русская проза, проблематика.

:

,

В вводной главе читатель знакомится с понятийным аппаратом, который автор далее будет использовать в книге, причем основными его элементами являются такие понятия, как миф, неомиф, ремифологи-зация, демифологизация, неомифологизация и т.п. Помимо разъяснения содержания указанных понятий, Ясмина Войводич затрагивает также вопрос об основных различиях и сходствах, существующих между мифом и литературой, мифом и неомифом, неомифом и бриколажем, опираясь при этом на релевантную научную литературу (Р. Барт, Ю.М. Лотман, А. Успенский, К. Леви-Стросс и др.). В числе исследователей, без которых выстраивание какой бы то ни было убедительной теории неомифа было бы невозможно, - Зара Минц, Вадим Руднев и Яна Погребная: их имена упоминаются начиная с первой главы. Не оставляет автор без внимания и имена литературоведов, не пользующихся понятием неомифа, но четко обрисовывающих и детально исследующих само явление неомифологических тенденций в литературе XX в.: речь, прежде всего, идет о Е. Мелетинском, М. Элиаде, М. Соларе и Н. Ковтун. В конце вводной главы Ясмина Войводич анализирует отношение постмодернистской поэтики к мифу и приходит к выводу, что «иронизируя над мифом, постмодернизм

в тривиализированной форме включает его в постмодернистский роман <...> Обессмысливая все, даже „глубинные" истины, постмодернизм принимает миф особым образом в свои объятия, и такой миф становится неомифом, получая новое качество в структуре постмодернистского романа» (с. 10).

Первая часть монографии, состоящая из трех глав, полностью посвящена одному из наиболее значительных современных русских писателей Владимиру Сорокину, точнее, изучению неомифологического аспекта его прозы (отдельных романов и повестей). Глава под названием «Образ Сибири», в которой автор воссоздает картину сибирского пространства в русской литературе и одновременно в современном «массовом сознании», стоит особняком, подготавливая читателя к восприятию и пониманию последующих двух глав данного блока - «Сибирский Лед из „ледяной трилогии" В. Сорокина» и «Бесконечное пространство „Метели"». В первой из двух указанных глав, как и следует из названия, анализируется «ледяная» Трилогия Сорокина («Путь Бро»; «Лёд»; «23 000»): особое внимание при этом уделяется неомифологизации Сибири. Убедительности анализа способствует авторский интерпретационный горизонт, охватывающий, помимо других романов Сорокина, действие которых развертывается в сибирском пространстве («Голубое сало», «День опричника», «Сахарный Кремль», «Теллурия», «Манара-га»), постмодернистские романы со сходным «сибирским» хронотопом (например, «^.К.иЕЕ.» В. Пелевина), а также некоторые современные мифы и даже научные гипотезы о Тунгусском метеорите как исходной точке «Трилогии» Сорокина. Красной нитью через все произведения Сорокина, отмеченные неомифологизацией сибирского пространства, проходит мысль о видении Сибири как особого места, «в котором изобретаются (производятся или добываются) очень важные „вещества", от которых в некоторой степени зависит весь мир или мир „избранных"» (с. 20-21). Первая часть завершается искрометной интерпретацией Ясминой Войводич повести Сорокина «Метель».

Второй блок содержит четыре части, посвященные различным приемам трансформации мифологического содержания в неомифологическое в романах М. Степновой, В. Пелевина, Вик. Ерофеева и С. Минаева. Ясмину Войводич прежде всего интересует, каким образом «современный роман тривиализирует мифологические элементы, каким образом он творит новые мифы и играет со старыми» (с. 56). Уже по названиям отдельных глав можно увидеть, о каких приемах идет речь: «Элементы десакрализации („Хирург" М. Степновой)»; «Мифологема молодого тела („ДК.иЕЕ." В. Пелевина)»; «Тривиализация и индивидуализация мифа („Русская красавица" В. Ерофеева)»; «Гибридизация. Бытовые мифологии и современная массовая литература (романы С. Минаева)».

В первой работе аналитический взгляд автора сосредоточен на романе «Хирург» М. Степновой, точнее, на судьбе его двух нарциссоидных героев, разделенных временем и пространством, современном пластическом хирурге Хрипунове и исламистском деятеле XI в. Хасане ибн Саббахе. Тот и другой по-своему наделяют себя божественной функцией и потому служат для Ясмины

Войводич ярким примером десакрализации божественного, так что в мотиве их смерти она прозревает ироническое обыгрывание идеи Ницше о смерти Бога. Во второй части автор детально анализирует широкую палитру телесных, принципиально нестабильных конфигураций, которыми отличаются образы как человеческих, так и фантастических, неомифологических существ в романе В. Пелевина «^.К.иЕЕ.». В контексте размышлений о мифологеме молодого тела особенно интересны наблюдения автора над визуальной идентичностью героев и героинь Пелевина, оформленной в соответствии с эстетикой японских комиксов и анимации, манга и аниме. Данная глава завершается обзором различных случаев исчезновений тела как постоянного мотива прозы Пелевина.

Третья глава второго блока посвящена феномену тривиализации мифологического содержания в романе «Русская красавица» Вик. Ерофеева. Дело в том, что историю жизни главной героини романа Ясмина Войводич интерпретирует как сниженный, тривиализированный вариант жизненного пути мономифического персонажа Джозефа Кэмбелла. В последней главе автор анализирует романы С. Минаева как массовую «литературу мультиплицированного гибрида» или же как «караоке-литературу», отталкиваясь от определения данного понятия А. Генисом и Д. Угрешич.

В третьей тематической части своей книги Ясмина Войводич занимается мифологемами начала и конца, прошлого и будущего в историческом или же биографическом времени героев и героинь отдельных произведений актуальной русской прозы. Речь идет о прозе В. Сорокина, Л. Улицкой, З. Прилепи-на и Е. Водолазкина. В первой главе этого блока, называющейся «Вернуться к истокам (о документе в „ледяной трилогии" В. Сорокина)», автор анализирует в трилогии, своеобразно описывающей все важнейшие исторические события ХХ в., писательскую «игру в документальность», отстаивая посредством своих фикциональных элементов необходимость возврата к Исконному. Если этот возврат «к Свету изначальному» подразумевает отказ от письменного слова и возрождение слова устного, то, по словам автора, ссылающегося на М. Липо-вецкого, можно говорить и о разрушении литературоцентрического мифа в «ледяной трилогии» Сорокина. В главе «Мифологема счастливого будущего („Детство 45-53: а завтра будет счастье" Л. Улицкой)» автор анализирует многочисленные личные воспоминания о послевоенном детстве (1945-1953), представленные в книге Улицкой в подлинных (в большей или меньшей степени) письмах рядовых людей. Ясмине Войводич удается воссоздать безусловно идеализированное представление поколения тех лет о послевоенной жизни, точнее говоря, раскрывая механизмы индивидуальной и коллективной памяти, описать миф о послевоенном детстве как потерянном рае.

В третьей главе данного блока «Мифологема революции („Санькя" З. При-лепина)», анализируя тематическо-мотивную и сюжетную структуру романа Прилепина, автор приходит к выводу, что революцию в нем следует понимать не как переворот, но как поворот, превращение, обращение, что подразумевает

# рецензии

не коренное изменение политической системы и власти, но возврат к прошлому. Таким образом, «революция в романе представлена в исконном значении слова „обращение»"» (с. 193). Проблематика последней статьи блока и всей книги - «Начало и конец индивидуальной истории („Авиатор" Е. Водолазки-на)» - связана с главой, посвященной Л. Улицкой. Дело в том, что в обеих своих работах Ясмина Войводич задается вопросом, «каким образом общая великая история преломляется в жизни отдельно взятого человека, создавая собственную микроисторию» (с. 194).

В заключение краткого обзора выскажем предположение, что книга Ясми-ны Войводич станет новым импульсом к дальнейшим исследованиям русской литературы сквозь призму неомифологизма: точнее станет взгляд исследователя, анализирующего на новых литературных опусах. Главы данной книги не только интригуют своей проблематикой, но отличаются концептуальной четкостью, методологической системностью и широтой подхода автора. Вводя новые понятия и мотивы, Ясмина Войводич не только знакомит читателя с релевантной научной литературой, но предлагает и собственные оригинальные решения. Анализируя то или иное произведение, наряду с совокупным опусом писателя и литературной традицией, на которую опирается произведение, автор учитывает и более широкий внелитературный контекст. Поэтому не удивляют ее многочисленные экскурсы в область других видов искусства, а также других дисциплин, как, например, психология, философия, культурная антропология и т.п. Книгу Ясмины Войводич «Неомифологизм в актуальной русской прозе» в любом случае необходимо отнести к числу интересных и ценных вкладов в развитие современной русистики.

Сведения об авторе

Жива Бенчич - заслуженный профессор философского факультета, доктор филологических наук, Загребский университет (Хорватия); e-mail: zbencic@ffzg.hr

DOI: https://doi.org/10.25146/2587-7844-2021-13-1-72

THE POWER OF (NEO)MYTH Review of the monograph by Jasmina vojvodic Neomythologism in actual Russian prose, Moscow: Flinta, 2021. 240 p.

Z^ Bencic (Zagreb, Croatia)

Abstract

Russian writer Jasmina Vojvodic's monograph Neomythologism in Actual Russian Prose focuses on an important but still insufficiently studied aspect of modern Russian literature. It is safe to assume that due to the originality of the approach to the problem under consideration, as well as the choice of the research material itself, it will meet a lively response from the scientific community. The monograph Neomythologism in actual Russian prose contains twelve chapters, one of which serves as a theoretical introduction, and the remaining eleven are divided into three large thematic blocks, called The Game of Ice Neomyth, Trivialization of myth and Historical Neomyth.

Keywords: Jasmina Vojvodic, neonatologist, Russian prose issues.

About the author

Ziva Bencic - Doctor of Philology, Professor Emeritus, Department of Philosophy, University of Zagreb (Croatia); e-mail: zbencic@ffzg.hr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.