Научная статья на тему 'Сиблинговый контекст в психотерапии'

Сиблинговый контекст в психотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

325
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психотерапия / сиблинги / сиблинговые отношения / сиблинговая матрица. / psychotherapy / siblings / sibling relationships / sibling matrix

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баскаева Оксана Васильевна

Дан краткий обзор разработки сиблинговой тематики в области зарубежной психотерапии и клинической психологии от А. Адлера до наших дней. Представлен вклад индивидуальной психологии в развитие теории и практики психотерапии с акцентом на личностное развитие сиблингов и их отношения. Подчеркивается уникальность сиблинговых связей и их значимость для адаптации и благополучия на протяжении всей жизни. Вместе с тем показано, что одной из проблем групповой работы с пациентами является относительное игнорирование потенциальной роли сиблингов в терапии; не уделяется достаточного внимания поддерживающим моделям поведения сиблингов и их возможному влиянию на личностный рост клиента. Отношения сиблингов, их роль в психотерапии и групповой динамике также рассматриваются в рамках фундаментальной для группового анализа концепции сиблинговой матрицы, которой придерживается психотерапевт и групповой аналитик В. Паркер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sibling context in psychotherapy

A brief overview of the development of sibling topics in the field of foreign psychotherapy and clinical psychology from A. Adler to the present day is given. The contribution of individual psychology to the development of theory and practice of psychotherapy with an emphasis on the personal development of siblings and their relationships is presented. The uniqueness of sibling bonds and their importance for adaptation and well-being throughout life are emphasized. At the same time, it is shown that one of the problems of group work is the relative disregard for the potential role of siblings in therapy; not enough attention is paid to the supportive behaviors of siblings and their possible influence on the personal growth of the patient. The role of sibling relationships in psychotherapy and group dynamics is also considered within the framework of the fundamental concept of the sibling matrix, which the psychotherapist and group analyst V. Parker adheres to.

Текст научной работы на тему «Сиблинговый контекст в психотерапии»

Сиблинговый контекст в психотерапии

Баскаева Оксана Васильевна (Москва) Психологический институт Российской академии образования baskaeva. oksana@gmail. com

Аннотация. Дан краткий обзор разработки сиблинговой тематики в области зарубежной психотерапии и клинической психологии от А. Адлера до наших дней. Представлен вклад индивидуальной психологии в развитие теории и практики психотерапии с акцентом на личностное развитие сиблингов и их отношения. Подчеркивается уникальность сиблинговых связей и их значимость для адаптации и благополучия на протяжении всей жизни. Вместе с тем показано, что одной из проблем групповой работы с пациентами является относительное игнорирование потенциальной роли сиблингов в терапии; не уделяется достаточного внимания поддерживающим моделям поведения сиблингов и их возможному влиянию на личностный рост клиента. Отношения сиблингов, их роль в психотерапии и групповой динамике также рассматриваются в рамках фундаментальной для группового анализа концепции сиблинговой матрицы, которой придерживается психотерапевт и групповой аналитик В. Паркер.

Ключевые слова: психотерапия, сиблинги, сиблинговые отношения, сиблинговая матрица.

Sibling context in psychotherapy

Oksana V. Baskaeva (Moscow) Psychological Institute RAE

Abstract. A brief overview of the development of sibling topics in the field of foreign psychotherapy and clinical psychology from A. Adler to the present day is given. The contribution of individual psychology to the development of theory and practice of psychotherapy with an emphasis on the personal development of siblings and their relationships is presented. The uniqueness of sibling bonds and their importance for adaptation and well-being throughout life are emphasized. At the same time, it is shown that one of the problems of group work is the relative disregard for the potential role of siblings in therapy; not enough attention is paid to the supportive behaviors of siblings and their possible influence on the personal growth of the patient. The role of sibling relationships in psychotherapy and group dynamics is also considered within the framework of the fundamental concept of the sibling matrix, which the psychotherapist and group analyst V. Parker adheres to.

Keywords: psychotherapy, siblings, sibling relationships, sibling matrix.

Сиблинговая тематика с самого момента своего возникновения развивалась в рамках разных научных направлений и теоретических моделей. Ранние исследования связаны с интересом к факторам, от которых зависит качество отношений детей, воспитывающихся в одной семье, и к влиянию сиблингов на развитие друг друга.

В русле психоаналитической традиции наиболее заметный вклад в разработку сиблинговых исследований принадлежит А. Адлеру, который в своей теории индивидуальной психологии сделал сиблингов центральными фигурами в жизни семьи и связал порядок рождения детей с особенностями их личности [1]. Адлер также отмечал своеобразие характеристик ребенка в зависимости от полового состава сиблинговой группы.

Дети, имеющие общих родителей и воспитывающиеся вместе, тем не менее растут в разных условиях, каждый ребенок окружен особой атмосферой [2]. В процессе взросления сиблинги, являющиеся соперниками в борьбе за семейные ресурсы, вовлекаются в процесс дифференциации (деидентификации). Чтобы ослабить конкуренцию, дети из одной семьи осваивают разные семейные ниши, развивая в себе качества, отличающие их от брата или сестры.

Учитывая порядок рождения при разборе клинических случаев, Адлер в то же время подчеркивал, что в конечном счете все определяется тем, каким образом пациент трактует происходящие в его жизни события [3].

Являясь самыми длительными межличностными отношениями в жизни большинства людей, сиблинговые связи способствуют когнитивному, эмоциональному и социальному развитию детей [4], [5], вместе с тем они могут быть конфликтными и привести к экстернализированным и интернализированным личностным расстройствам [6]. Сиблинговые отношения значимы для адаптации и благополучия на разных возрастных этапах: в детстве и подростничестве [7], [8]; ранней взрослости [9]; среднем и пожилом возрасте [10], [11].

В то же время в ряде руководств по групповой психотерапии не обнаруживается упоминания о сиблингах [12]. Специалисты в этой области не проявляют достаточного внимания к моделям поддерживающего поведения сиблингов и их возможному влиянию на личностный рост пациентов. Вероятно, такое положение дел можно до некоторой степени объяснить традицией: в прошлом главным влиянием на личность в семье клиницисты считали соперничество детей [13].

Бодански [14], изучая историю пациентки в процессе психоанализа, пришел к выводу о потенциально поддерживающей роли сиблингов. Он подчеркивал, что клиницисты часто пренебрегают позитивными сиблинговыми отношениями, охотнее ссылаясь на негативные, например, зависть и конкуренцию.

В ходе терапевтических воздействий необходимо показывать позитивные влияния членов группы друг на друга с точки зрения их прошлого опыта с сиблингами [12]. В ходе интервенции терапевт может активно озвучивать процесс взаимопомощи пациентов, подводя их таким образом к выявлению параллелей с ранее пережитым с братом или сестрой опытом. Полезно также рассмотрение спонтанных историй о сиблинговой помощи в детстве, о том, что происходило между детьми, когда родители отсутствовали, о поведении старшего сиблинга -все это призвано сдвинуть фокус с негативных сиблинговых воздействий в виде враждебности и соперничества и расширить взгляды пациентов на собственное развитие.

Наиболее свежее исследование сиблинговых отношений как в значительной степени игнорируемой части семейной динамики представила психотерапевт и групповой аналитик В. Паркер [15]. Отношения сиблингов, их роль в психотерапии и групповой динамике раскрываются на богатом клиническом материале в рамках фундаментальной для группового анализа концепции матрицы. Понятие «матрица» используется для описания глубоких скрытых связей, объединяющих нас в группы. Ее можно представить как некое транзитное пространство между сиблингами, поддерживаемое во времени взаимными мыслями и эмоциями и связывающее сиблингов чувством принадлежности. Сиблинговая матрица является фундаментальной и неотъемлемой частью человеческого самосознания. Исследование ее природы означает раскрытие того, каким образом формируется наше отношение к родителям, брачные и служебные связи, как складывается вся наша жизнь в целом. Осознание присутствия сиблингов в собственном внутреннем мире позволяет избавиться от укоренившихся пагубных паттернов и восстановить сиблинговую теплоту и близость.

Литература

1. The individual psychology of Alfred Adler / - Oxford, England: Basic Books, Inc., 1956. - 503c.

2. Адлер А. Наука жить: пер. с англ. / А. Адлер. - Киев: Port-Royal, 1997. - 228 c.

3. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов: пер. с англ. / Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 448 с.

4. Yucel D. Do Siblings Matter? The Effect of Siblings on Socio-Emotional Development and Educational Aspirations among Early Adolescents / Yucel D., Yuan A.V. // Child Indicators Research - 2015. - Т. 8 - № 3 - С.671-697.

5. Dunn J. Siblings and Socialization. New York, NY, US: The Guilford Press, 2007. - 309-327с.

6. Buist K.L. Sibling relationship quality and psychopathology of children and adolescents: A metaanalysis / Buist K.L., Dekovic M., Prinzie P. // Clinical Psychology Review - 2013. - Т. 33 - № 1 -С.97-106.

7. McHale S.M. Sibling Relationships and Influences in Childhood and Adolescence / McHale S.M., Updegraff K.A., Whiteman S.D. // Journal of marriage and the family - 2012. - T. 74 - № 5 - C. 913-930.

8. Feinberg M.E. The Third Rail of Family Systems: Sibling Relationships, Mental and Behavioral Health, and Preventive Intervention in Childhood and Adolescence / Feinberg M.E., Solmeyer A.R., McHale S.M. // Clinical Child and Family Psychology Review - 2012. - T. 15 - № 1 - C. 43-57.

9. Milevsky A. Compensatory patterns of sibling support in emerging adulthood: Variations in loneliness, self-esteem, depression and life satisfaction // Journal of Social and Personal Relationships

- 2005. - T. 22 - № 6 - C. 743-755.

10. Gilligan M. Family Networks and Psychological Well-Being in Midlife / Gilligan M., Suitor J., Nam S., Routh B., Rurka M., Con G. // Social Sciences - 2017. - T. 6 - № 3 - C. 94.

11. Stocker C.M. Sibling relationships in older adulthood: Links with loneliness and well-being / Stocker C.M., Gilligan M., Klopack E.T., Conger K.J., Lanthier R.P., Neppl T.K., O'Neal C.W., Wickrama K.A.S. // Journal of Family Psychology - 2020. - T. 34 - № 2 - C. 175-185.

12. Walter N. Stone Thinking About Our Work: Siblings / Walter N. Stone // Group - 2014. - T. 38

- № 4 - C. 347.

13. Dunn J. Sibling Relationships in Early Childhood / Dunn J. // Child Development - 1983. - T. 54

- № 4 - C. 787.

14. Bodansky R. Release from Developmental Arrest - Early Childhood Trauma: The Case of Mrs. E / Bodansky R. // Psychoanalytic Inquiry - 2014. - T. 34 - № 3 - C. 191-203.

15. Parker V.A group-analytic exploration of the sibling matrix: How siblings shape our lives / V. Parker - New York, NY, US: Routledge/Taylor & Francis Group, 2020. - 141 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.