Научная статья на тему 'Ценностные ориентации в контексте удовлетворенности отношениями с сиблингом'

Ценностные ориентации в контексте удовлетворенности отношениями с сиблингом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБЛИНГИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЯМИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SIBLINGS / SATISFACTION WITH RELATIONSHIPS / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юмкина Екатерина Анатольевна, Медведева Анна Алексеевна

В семье, где воспитывается несколько детей, помимо традиционной супружеской и детско-родительской подсистемы, выделяется подсистема сиблинговых отношений.Их уникальность заключается в том, что в течение всей жизни сиблинги способны влиять на мировосприятие и мироощущение друг друга, их взаимоотношения вносят вклад в становление личностей сиблингов. Уникальность таких взаимоотношений кроется и в том, что они начинаются в системе, где у ребенка нет возможности выбора того, какого пола будет его брат или сестра, и сколько внимания он(а) будет получать от своих родителей.В данной статье приведены результаты пилотажного исследования, посвященного изучению взаимосвязей между удовлетворенностью взаимоотношениями с сиблингом и ценностными ориентациями личности. В исследовании приняло участие 63 человека: 10 участников мужского пола, у которых есть брат, 14 участников мужского пола, у которых есть сестра, 23 участника женского пола, у которых есть брат, 16 участников женского пола, у которых есть сестра. В качестве инструмента для сбора данных использовались адаптированная методика «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» А. Н. Волковой, «Ценностные ориентации 36 (ЦО-36)» В. Н. Куницына. Анализ данных осуществлялся при помощи корреляционного анализа с применением коэффициента корреляции Пирсона (r). Результаты исследования показывают, что уровень удовлетворенности различными сторонами взаимоотношений человека со своими братьями или сестрами имеет взаимосвязи с разнообразными ценностными ориентациями, как собственными, так и ожидаемыми от сиблинга. Специфика этих взаимосвязей имеет свои особенности в подвыборках людей, имеющих однополых или разнополых сиблингов.Независимо от половой принадлежности сиблингов центральное место принадлежит сформированным ценностям собственной личности (своих потребностей, интересов, целей в жизни) и ценности семейных отношений. В парах братьев повышению удовлетворенности отношений может способствовать опора на такие ценности, как ответственность, в парах сестер ценность настоящей дружбы, равноправного партнерского отношения. В парах братьев и сестер большее значение имеет ориентация на терпеливость и принятие отличий другого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS IN THE CONTEXT OF SATISFACTION IN SIBLING RELATIONSHIPS

Ue nature of this subsystem lies in the fact that throughout their lives siblings are able to influence each other’s worldview and attitude, and their relationships contribute to the development of sibling personalities. The uniqueness of such relationships lies in the fact that they begin in a system where the child does not have the opportunity to choose the gender his sibling or to determine the amount of attention he or she will receive from his parents. This article presents the results of a pilot study on the correlation between satisfaction with sibling relationships and personal value orientations. The study involved 63 respondents: 10 male participants who have a brother, 14 male participants who have a sister, 23 female participants who have a brother, and 16 female participants who have a sister. We used the adapted method “Understanding, emotional attraction, authority” by A. N. Volkova, and “Value Orientations 36 (VO-36)” by V. N. Kunitsyna as data collection tools. Data analysis was performed by means of correlation analysis using the Pearson correlation coefficient (r). The results of the study suggest that the level of satisfaction with various aspects of an individual’s relationship with their sibling is linked with a variety of value orientations, both his/her own and expected on the part of the sibling. In addition, specific features of these relationships differ between the subsamples of respondents who have same-sex and different-sex siblings. Regardless of the sibling’s gender, the values of the self (one’s needs, interests, and goals) and the value of family relationships are at the centre of the siblings’ relationship. In order to increase the level of satisfaction in a sibling relationship, different values may need to be promoted. In pairs of brothers, responsibility may help to increase satisfaction; in pairs of sisters it is the value of true friendship and equal partnership; and in pairs of different-sex siblings, orientation towards patience and acceptance of differences is of greater importance.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации в контексте удовлетворенности отношениями с сиблингом»

Психология человека в образовании, 2020, т. 2, № 1 Psychology in Education, 2020, vol. 2, no. 1 _www.psychinedu. ru

Особенности познавательной деятельности и личности современных детей, подростков и молодежи

УДК 159.99 DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-1-68-78

Ценностные ориентации в контексте удовлетворенности

отношениями с сиблингом

Е. А. Юмкинаш, А. А. Медведева1

1 Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9

Аннотация. В семье, где воспитывается несколько детей, помимо традиционной супружеской и детско-родительской подсистемы, выделяется подсистема сиблинговых отношений.

Их уникальность заключается в том, что в течение всей жизни сиблинги способны влиять на мировосприятие и мироощущение друг друга, их взаимоотношения вносят вклад в становление личностей сиблингов. Уникальность таких взаимоотношений кроется и в том, что они начинаются в системе, где у ребенка нет возможности выбора того, какого пола будет его брат или сестра, и сколько внимания он(а) будет получать от своих родителей.

В данной статье приведены результаты пилотажного исследования, посвященного изучению взаимосвязей между удовлетворенностью взаимоотношениями с сиблингом и ценностными ориентациями личности. В исследовании приняло участие 63 человека: 10 участников мужского пола, у которых есть брат, 14 участников мужского пола, у которых есть сестра, 23 участника женского пола, у которых есть брат, 16 участников женского пола, у которых есть сестра. В качестве инструмента для сбора данных использовались адаптированная методика «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» А. Н. Волковой, «Ценностные ориентации — 36 (ЦО-36)» В. Н. Куницына. Анализ данных осуществлялся при помощи корреляционного анализа с применением коэффициента корреляции Пирсона (r). Результаты исследования показывают, что уровень удовлетворенности различными сторонами взаимоотношений человека со своими братьями или сестрами имеет взаимосвязи с разнообразными ценностными ориентациями, как собственными, так и ожидаемыми от сиблинга. Специфика этих взаимосвязей имеет свои особенности в подвыборках людей, имеющих однополых или разнополых сиблингов.

Независимо от половой принадлежности сиблингов центральное место принадлежит сформированным ценностям собственной личности (своих потребностей, интересов, целей в жизни) и ценности семейных отношений. В парах братьев повышению удовлетворенности отношений может способствовать опора на такие ценности, как ответственность, в парах сестер — ценность настоящей дружбы, равноправного партнерского отношения. В парах братьев и сестер большее значение имеет ориентация на терпеливость и принятие отличий другого.

Ключевые слова: сиблинги, удовлетворенность отношениями, ценностные ориентации.

Сведения об авторах

Екатерина Анатольевна Юмкина, SPIN-код: 1528-0964, Scopus AuthorlD: 57200223893, ORCID: 0000-0003-4539-7235, e-mail: ekaterinayum@gmail.com Анна Алексеевна Медведева, e-mail: faunafeia2009@icloud.com Для цитирования: Юмкина, Е. А., Медведева, А. А. (2020) Ценностные ориентации в контексте удовлетворенности отношениями с сиблингом. Психология человека в образовании, т. 2, № 1, с. 68-78. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-21-68-78

Получена 28 февраля 2020; прошла рецензирование 21 марта 2020; принята 6 апреля 2020.

Финансирование: Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 18-013-00904. Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Value orientations in the context of satisfaction in sibling relationships

E. A. Yumkina01, A. A. Medvedeva1

1 Saint Petersburg State University, 7/9 Universitetskaya Emb., Saint Petersburg 199034, Russia

Authors

Ekaterina A. Yumkina, SPIN: 1528-0964, Scopus AuthorlD: 57200223893, ORCID: 0000-0003-4539-7235, e-mail: ekaterinayum@gmail.com

Anna A. Medvedeva,

e-mail: faunafeia2009@icloud.com

For citation: Yumkina, E. A., Medvedeva, A. A. (2020) Value orientations in the context of satisfaction in sibling relationships. Psychology in Education, vol. 2, no. 1, pp. 68-78. DOI: 10.33910/26869527-2020-2-1-68-78

Received 28 February 2020; reviewed 21 March 2020; accepted 6 April 2020. Funding: This research and publication were funded by RFBR, grant No. 18-013-00904.

Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract. In a family with several children, in addition to the traditional matrimonial and child-parent subsystems, the sibling relationship subsystem is distinguished.

The unique nature of this subsystem lies in the fact that throughout their lives siblings are able to influence each other's worldview and attitude, and their relationships contribute to the development of sibling personalities. The uniqueness of such relationships lies in the fact that they begin in a system where the child does not have the opportunity to choose the gender his sibling or to determine the amount of attention he or she will receive from his parents. This article presents the results of a pilot study on the correlation between satisfaction with sibling relationships and personal value orientations. The study involved 63 respondents: 10 male participants who have a brother, 14 male participants who have a sister, 23 female participants who have a brother, and 16 female participants who have a sister. We used the adapted method "Understanding, emotional attraction, authority" by A. N. Volkova, and "Value Orientations — 36 (VO-36)" by V. N. Kunitsyna as data collection tools. Data analysis was performed by means of correlation analysis using the Pearson correlation coefficient (r). The results of the study suggest that the level of satisfaction with various aspects of an individual's relationship with their sibling is linked with a variety of value orientations, both his/her own and expected on the part of the sibling. In addition, specific features of these relationships differ between the subsamples of respondents who have same-sex and different-sex siblings. Regardless of the sibling's gender, the values of the self (one's needs, interests, and goals) and the value of family relationships are at the centre of the siblings' relationship. In order to increase the level of satisfaction in a sibling relationship, different values may need to be promoted. In pairs of brothers, responsibility may help to increase satisfaction; in pairs of sisters it is the value of true friendship and equal partnership; and in pairs of different-sex siblings, orientation towards patience and acceptance of differences is of greater importance.

Keywords: siblings, satisfaction with relationships, value orientations.

Проблема изучения межличностных отношений давно интересует исследователей в области психологии и смежных с ней дисциплин. В отечественной психологии ее затрагивали Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, С. Г. Якобсон, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, С. Л. Рубинштейн, а также многие другие.

Межличностные отношения всегда имеют субъект-субъектную связь, являются многообразной и относительно устойчивой системой избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Эти связи определяются во многом совместной деятельностью и ценностными ориентациями, претерпевают развитие и выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимных оценках членов

группы (Иванова 2002; Мясищев 1995; Остроухова 2015).

Одна из важных функций межличностных отношений — это определение положения человека в группе, коллективе, поэтому от того, как складываются взаимоотношения участников внутри групп, зависят и эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность людей в данном обществе (Мясищев 1995).

Н. Н. Обозов утверждает, что межличностные отношения являются не чем иным, как взаимной готовностью личности к определенному типу взаимодействия. Данное взаимодействие характеризуется эмоциональными переживаниями, которые в условиях общения или совместной деятельности могут быть положительными,

отрицательными и индифферентными (Обозов 1979, 6).

Можно сказать, что межличностные отношения людей (или взаимоотношения) определяются как субъективные связи, которые возникают в результате физического взаимодействия участников и сопровождаются эмоциональными переживаниями (симпатия, антипатия) индивидов, участвующих в процессе.

Первые межличностные отношения человека возникают в системе семьи, в этом смысле они могут быть названы родственными отношениями. Они составляют ту социальную среду, с которой ребенок впервые начинает взаимодействовать, строить свои связи с окружающими. Первые люди, с которыми общается ребенок,

— родители (Остроухова 2015). Как правило, объектом наиболее пристального внимания исследователей были отношения между родителями и детьми. В то же время важное место в становлении человека как личности играют также взаимоотношения со сверстниками. В семье эта роль принадлежит братьям и сестрам.

«Сиблингами», «сибсами» (англ. siblings, sibs

— «брат или сестра») называют одного из двух или более детей одних и тех же родителей (Остроухова 2015). Отношения между сиблингами являются уникальными по своей природе, поскольку начинаются в системе, где у ребенка нет возможности выбора, какого пола будет его брат или сестра и сколько внимания он(а) будет получать от своих родителей.

В литературе отмечено, что на особенности взаимоотношений сиблингов могут влиять различные факторы, такие как порядок появления детей в семье (Адлер 1997; Андреева 2004; Леман 2007; Лукьянченко, Аликин 2005; Кон 1980, 7), условия их проживания и воспитания (Boer, Dunn 1992), пол сиблингов (Адлер 1997), разница в возрасте сиблингов (Алмазова 2013, 143; Леман 2007; Narchal, Shukla 1986), количество детей в семье (Остроухова 2015, 60; Narchal, Shukla 1986); также во взрослом возрасте на качество отношений между братьями и сестрами может влиять территориальная близость (Алмазова 2013). Отношения между сиблингами накладывают свой отпечаток на мировоззрение детей, отражаясь в стиле взаимодействия с другими людьми. В этой связи можно сказать, что взаимоотношения сиблингов являются своего рода «тренировкой» для будущих отношений в собственной семье.

Л. Б. Шнейдер обращает внимание на то, что характер взаимоотношений братьев и сестер можно рассматривать как один из критериев успешности последующего брака. Наиболее

подготовленными в данном случае являются сиблинги в паре «брат — сестра», поскольку мальчику в данной паре приходится приспосабливаться к «женскому» поведению девочки (громкое пение, разговоры с подругами, наряды и т. д.), и он научается быть терпеливым по отношению к этому. В то же время девочка в данной паре привыкает к мужским увлечениям, беспорядку в вещах, привычкам мальчика и проявляет больше готовности их принять (Шнейдер 2000, 78). Вклад сиблинговых отношений в аспекты будущих семейных отношений каждого из партнеров отмечает и Е. В. Круглова (Круглова 2009).

Такого рода подготовка предполагает способность учесть интересы другого человека, что связано с формированием определенного ценностного отношения и нравственных понятий.

В связи с этим целью нашего пилотажного исследования стало изучение взаимосвязей ценностных ориентаций мужчин и женщин с удовлетворенностью их взаимоотношениями с сиблингом.

Мы исходили из следующих предположений:

• Ценностные ориентации личности находят выражение в удовлетворенности отношениями с сиблингом.

• Характер взаимосвязей ценностных ориентаций с удовлетворенностью отношениями с сиблингом имеет специфику в зависимости от полового состава сиб-линговой пары (брат оценивает брата, сестра — сестру, брат — сестру или сестра — брата).

• В однополых парах сиблингов удовлетворенность отношениями связана со сходством собственных и ожидаемых ценностей, тогда как в удовлетворенности отношениями в разнополых парах сиблингов проявляется дополнительность в собственных и ожидаемых оценках (в соответствии с гендерными ролями).

Теоретическую базу исследования составила концепция отношений В. Н. Мясищева, в частности, представление о трехкомпонентной структуре отношений (аффективной, когнитивной и конативной) и понятие об идейных отношениях (куда относятся и ценностные ориентации) как высшем уровне регуляции поведения человека. В русле настоящего исследования это означает, что различные стороны удовлетворенности отношениями с сиблингом опосредуются определенными ценностными смыслами. Кроме того, для объяснения возможных гендерных различий используется

ролевая теория личности (в частности, понятие гендерной роли).

Дизайн и методы исследования

Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций личности с удовлетворенностью отношениями с сиблингом.

Объект исследования: 63 человека, имеющие сиблингов (24 мужчины и 39 женщин, в возрасте от 18 до 40 лет).

Задачи исследования:

- провести диагностику удовлетворенности отношениями и ценностных ориентаций на четырех численно уравненных группах людей, имеющих сиблингов (мужчины, у которых есть брат; женщины, у которых есть брат; мужчины, у которых есть сестра; женщины, у которых есть сестра);

- выявить специфику взаимосвязей удовлетворенности взаимоотношениями с сиблингом и ценностными ориентаци-ями в выделенных подвыборках людей;

- осуществить интерпретацию обнаруженных взаимосвязей с опорой на положения теории отношений В. Н. Мясищева и ролевой теории личности.

В исследовании приняло участие 63 человека, среди которых 10 участников мужского пола в возрасте от 19 до 36 (средний возраст 25,3 года), у которых есть брат; 14 участников мужского пола, в возрасте от 18 до 40 (средний

возраст 24,8 лет), у которых есть сестра; 23 участника женского пола в возрасте от 17 до 36 (средний возраст 21,9 лет), у которых есть брат; 16 участников женского пола, в возрасте от 18 до 38 (средний возраст 22,9 лет), у которых есть сестра. Главным условием нашего исследования являлась разница в возрасте между си-блингами не больше чем 7 лет.

Для проверки выдвинутых нами предположений был использован пакет опросных методик.

Полученные результаты были подвергнуты математико-статистической обработке с использованием программы IBM SPSS Statistics 22. Обработка результатов осуществлялась при помощи корреляционного анализа с использованием коэффициента корреляции Пирсона (r). Данные были подвергнуты проверке на нормальность распределения.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам методики «ПЭА» было выявлено, что принявшие участие в исследовании в целом довольны своими отношениями с сиб-лингами. Высокие значения характерны для оценок уровня взаимопонимания (21,8 балла), эмоционального притяжения (21 балл), чуть ниже баллы по авторитетности (16,3 балла). Это говорит о том, что испытуемым нравится находиться в обществе своих братьев или сестер,

Табл. 1. Обоснование выбора методов исследования

Теоретическое понятие Методика исследования Эмпирические критерии

Удовлетворенность отношениями с сиблингом (преимущественно аффективная и когнитивная) «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность (ПЭА)» А. Н. Волковой, адаптированная для оценки взаимоотношений с сиблингом Аффективный компонент удовлетворенности — эмоциональное притяжение. Когнитивный компонент — понимание и авторитетность. Мы исходим из того, что удовлетворенность отношениями с сиблингом может быть представлена как сумма оценок взаимопонимания, эмоциональной привлекательности и значимости мнения оцениваемого для того, кто осуществляет оценку.

Ценностные ориентации личности Опросник «Ценностные ориентации — 36 (ЦО-36)» В. Н. Куницыной 36 ценностных категорий оценивались респондентами на двух бланках. В первом бланке респондент оценивал значимость тех или иных ценностей исходя из собственных предпочтений. Во втором бланке респондент оценивал значимость ценностей для его сиблинга (то есть ценностные ожидания).

они чувствуют принятие и уважение своей точки зрения, но сами чуть более критично относятся к их мнению.

По данным методики «ЦО-36», которая определяет жизненные ценности, было обнаружено, что наиболее важными общечеловеческими ценностями респондентов в настоящее время являются достижение успеха (9,6), защита семьи (9,5), здоровье (9,2), самоуважение (8,6), внутренняя гармония (8,5), понимание и доверие в семье (8,3), настоящая дружба (8,3). Вероятно, предпочтение этих смыслов можно объяснить теми жизненными задачами, которые решаются в настоящий момент: поиск своего места в жизни актуализирует важность успешности и ощущения внутренней опоры, а также понимания того, что семья и дружеские связи гарантируют чувство безопасности в случае временных неудач.

Наименее важными оказались религиозность (4,6), потакание себе (5,6), отвага (6,0), уважение старших (6,4), уважение традиций (6,7). Такой результат может объясняться тем, что в современном мире данные ценности часто не являются актуальными для молодежи. Есть мнение, что до религии, до веры во что-то сверхъестественное нужно приобрести определенный жизненный опыт, поэтому, возможно, неактуальность данной жизненной ценности среди молодежи объясняется их возрастом. Кроме того, стоит отметить, что в современном российском обществе в семьях все меньшее значение отводится религиозному воспитанию детей, а в общеобразовательных школах практически не уделяют времени теологии.

Низкие значения по ценностям «отвага» и «потакание себе» могут объясняться исходя из общей картины предпочитаемых смыслов по выборке. Так, «отвага» (понимаемая, согласно словарю Д. Н. Ушакова, как храбрость и бесстрашие) находится в логичном противопоставлении с актуальным для опрошенных молодых людей состоянием внутренней гармонии и наличием устойчивых социальных связей. Низкие баллы по шкале «потакание себе» могут объясняться тем, что российское общество содержит в себе коллективистскую составляющую, а также тем, что в российской культуре принято преодолевать себя ради получения какого-то результата.

При анализе ценностных ориентаций мы сравнивали то, как в оценке удовлетворенности отношений с сиблингом проявляются представления о собственных значимых смыслах и ожидания от брата или сестры.

Ниже рассматриваются взаимосвязи в представлениях мужчин о своих братьях (табл. 2).

Восприятие степени взаимопонимания у братьев связано с большей актуальностью ценностей «защита семьи», «ответственность» и с меньшей ориентированностью на «мир прекрасного» и «широту взглядов». Взаимопонимание с сиблингом также сопряжено с представлением респондентов об актуальности для их братьев быть полезными, терпеливыми, а также о важности эстетического отношения к миру.

При этом в восприятии взаимопонимания с братом у мужчин наблюдается стремление к меньшей уверенности в собственном самообладании (г = -0,678; р < 0,05), вероятно, в силу сравнения с братом. Возможно, брат воспринимается как более компетентный и способный содействовать развитию второго. Меньше затруднений в интерпретации поведения и намерений своего брата наблюдается в случае, когда респонденты ожидают, что их сиблинги могут быть им полезны.

Восприятие сиблингами мужского пола своих отношений с братом как отличающихся высокой степенью эмоционального притяжения сопряжено с большей актуальностью ценностей «самоуважение», «здоровье», «социальное признание», «благосостояние». Эмоциональное притяжение также связано с представлением об актуальности для брата ценностей уважения старших, заботы о себе, разнообразия жизни, мира прекрасного, терпеливости, вежливости, развитого интеллекта.

В данном случае можно выделить аспекты физической совместимости братьев. Возможно, в парах братьев мужчины оценивают себя не в последнюю очередь по физическим качествам, таким как сила, мускулистость, телосложение. При этом ориентация брата на самоуважение может играть главную роль с точки зрения понимания своей состоятельности как члена общества, как независимого и обладающего материальным благополучием мужчины.

Восприятие мужчинами своих отношений с братом как отличающихся высокой степенью взаимоуважения связано с большей актуальностью ценностей терпеливости и меньшей ориентированностью на авторитетность. В значимости мнения также находят отражение ожидания от братьев ориентации на такие смыслы, как «широта взглядов», «вежливость», «полезность», «мир прекрасного», и меньшей актуальности ценностей «зрелая любовь», «честность», «ответственность». Как мы увидим

Табл. 2. Взаимосвязи характеристик отношений мужчин с братьями в связи с собственными и ожидаемыми

ценностными ориентациями

Критерий отношения сиблингов Собственные ценностные ориентации мужчин Ожидаемые ценностные ориентации брата

Ценности ^Пирсона Ценности ^Пирсона

Защита семьи 0,678* Полезность 0,832**

Понимание Мир прекрасного -0,719* Мир прекрасного 0,653*

Широта взглядов -0,709* Терпеливость -0,784**

Ответственность 0,740*

Самоуважение 0,753* Вежливость 0,695*

Терпеливость 0,722*

Благосостояние 0,646* Наслаждение жизнью 0,715*

Эмоциональное притяжение Разнообразие жизни 0,739*

Социальное 0,682* Уважение старших 0,807**

признание Мир прекрасного 0,704*

Интеллект 0,644*

Здоровье 0,714* Здоровье 0,722*

Забота о себе 0,764*

Терпеливость -0,653* Полезность 0,677*

Мир прекрасного 0,728*

Зрелая любовь -0,706*

Отвага 0,652*

Авторитетность Честность -0,721*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторитетность -0,760* Широта взглядов 0,815**

Авторитетность 0,738*

Вежливость 0,636*

Ответственность -0,656*

Условные обозначения: * — уровень значимости р < 0,05; **

ниже, эти смыслы оказываются важными тогда, когда у мужчины есть сестра.

Таким образом, в первом приближении можно наблюдать, что в отношении мужчин к братьям присутствует определенная степень неуверенности; с другой стороны, представления насыщены ожиданиями более зрелой и компетентной в коммуникативном плане позиции сиблинга.

Следующая таблица раскрывает особенности восприятия отношений и ценностных ориента-ций молодых женщин, у которых есть сестры (табл. 3).

Удовлетворенность женщин уровнем взаимопонимания с сестрой сопряжено с большей актуальностью ценностей «настоящая дружба»,

— уровень значимости р < 0,01

«разнообразие жизни», «смысл жизни», «интересная жизнь». В оценке взаимопонимания обнаруживаются обратные связи с актуальностью мудрости (как выстраданного отношения к жизни) в представлениях опрошенных об их сестрах. Это указывает, вероятно, на большую роль эмпатического контакта между сестрами, а не глубокой рефлексии опыта их отношений. Стоит отметить, что понимание сестрами друг друга в большей степени опосредуется собственными (а не ожидаемыми от второй) ценностными смыслами.

В восприятии эмоциональной стороны отношений опрошенных женщин со своими сестрами проявились связи с такими ценностями,

Табл. 3. Взаимосвязи характеристик отношений женщин с сестрами в связи с собственными и ожидаемыми

ценностными ориентациями

Критерий отношения сиблингов Собственные ценностные ориентации женщин Ожидаемые ценностные ориентации сестры

Ценности ^Пирсона Ценности ^Пирсона

Понимание Настоящая дружба 0,635** Мудрость -0,521*

Разнообразие жизни 665**

Смысл жизни 0,510*

Интересная жизнь 0,591*

Эмоциональное притяжение Защита семьи 0,531* Забота о себе 0,573*

Уважение традиций 0,572* Выбор собственных целей 0,589*

Мир прекрасного 0,658**

Независимость 0,577* Понимание и доверие в семье 0,534*

Здоровье 0,700**

Настоящая дружба 0,591* Честность 0,566*

Удовольствие 0,610*

Понимание Благо со стояние 0,679** Самоуважение 0,581*

Терпеливость -0,583*

Авторитетность -0,560*

Условные обозначения: * — уровень значимости р < 0,05; ** — уровень значимости р < 0,01

как «защита семьи», «уважение традиций», «независимость», «настоящая дружба». При этом от сестры ожидается большая ориентация на заботу о себе, выбор собственных целей, мир прекрасного, понимание и доверие в семье, здоровье, честность, удовольствие.

В данном случае видна опора на семейные ценности («защита семьи», «уважение традиций»), но при этом есть ориентация на автономию («независимость»). Ценность «настоящая дружба» выражает важность близости и поддержки друг друга. Вероятно, в данных взаимоотношениях важна сформированность границ при общей выраженности установки на единство. От сестер женщины также ожидают автономности, что исключает возможность чрезмерной зависимости сестер друг от друга и способствует их более открытому общению.

Высокая значимость мнения сестры в глазах опрошенных респонденток обнаруживает обратные пересечения с такими ценностями, которые указывают на их зависимую позицию (меньшая актуальность ценностей «благосостояние», «терпеливость», «авторитетность»).

Таким образом, авторитетность в данных отношениях выше, когда одна из сестер находится в позиции ведомого.

Рассмотрим аспекты воспринимаемого отношения и ценностных ориентаций мужчин к сестрам (табл. 4).

В представлениях мужчин взаимопониманию с сестрами в большей степени способствует определенный перечень ожиданий, а именно значимость для сестры быть здоровой, независимой и не склонной к чрезмерной приверженности религиозным верованиям. Возможно, в данном случае понимание братом своей сестры достигается за счет уважения сестрой личностных границ брата и мировоззренческой общности.

В эмоциональном отношении сестры вызывают большую симпатию у своих братьев при актуализации у последних целого ряда ценностей: «ответственность», «мудрость», «социальная справедливость», «терпимость», «зрелая любовь», «смысл жизни», «интересная жизнь». Общее в смысловом содержании этих ценностей — это развитый самоконтроль и зрелое отно-

Табл. 4. Взаимосвязи характеристик отношений мужчин с сестрами в связи с собственными и ожидаемыми

ценностными ориентациями

Критерий отношения сиблингов Собственные ценностные ориентации мужчин Ожидаемые ценностные ориентации сестры

Ценности ^Пирсона Ценности ^Пирсона

Здоровье 0,563*

Понимание — — Независимость 0,604*

Религиозность -0,569*

Социальная справедливость 0,656*

Терпимость 0,646*

Эмоциональное притяжение Мудрость 0,744**

Зрелая любовь 0,715** — —

Смысл жизни 0,616*

Интересная жизнь 0,552*

Ответственность 0,782**

Уважение традиций 0,610*

Мудрость 0,565*

Уважение старших 0,584*

Авторитетность Внутренняя гармония 0,596* _

Терпеливость 0,591*

Отвага 0,513*

Терпимость 0,598*

Вежливость 0,720**

Условные обозначения: * — уровень значимости р < 0,05; ** — уровень значимости р < 0,01

шение к различным сторонам социальной жизни. Поэтому можно предположить, что желание брата общаться с сестрой, проводить с ней совместно время достигается за счет достаточно высокой степени его зрелости, сформирован-ности ряда этических понятий.

Уважение братьями мнения своих сестер опосредуется актуальностью для братьев ценностей «уважение традиций», «мудрость», «уважение старших», «внутренняя гармония», «терпеливость», «отвага», «терпимость». В этом перечне также выражены акценты на самоконтроле, уважении авторитетов (можно предположить, что связь с такими ценностями отсылает к посреднической роли родителей, которые могли призывать мальчика уважительно относиться к своей сестре).

Таким образом, полученные результаты отражают большую внутреннюю работу, которую

проделывает брат для того, чтобы уважать и принимать свою сестру, признавать ее мнение, разделять ее мировоззрение, интересы.

В следующей таблице раскрываются аспекты отношений и ценностных ориентаций женщин к братьям (табл. 5).

В эмоциональной привлекательности братьев для сестер сыграла роль их ориентация на благосостояние и возможность открыто выражать свои чувства (обратная связь с ценностью терпеливости). Последний аспект, вероятно, отсылает к гендерному стереотипу, согласно которому от девушек ожидается и даже приветствуется большая эмоциональность, что согласуется с обсуждавшейся выше ориентацией братьев в разнополых парах на самоконтроль.

Значимость мнения братьев в глазах сестер сопряжено с большей актуальностью ценностей здоровья и отваги. Здоровье и отвага в анали-

Табл. 5. Взаимосвязи характеристик отношений женщин с братьями в связи с собственными и ожидаемыми

ценностными ориентациями

Критерий отношения сиблингов Собственные ценностные ориентации женщин Ожидаемые ценностные ориентации брата

Ценности ^Пирсона Ценности ^Пирсона

Эмоциональное притяжение Благосостояние 0,501* — —

Терпеливость -0,475*

Авторитетность Здоровье 0,462*

Отвага 0,460*

Условные обозначения: * — уровень значимости р < 0,05; **

зируемом случае могут быть связаны со способностью девушки справиться с физическими и душевными недомоганиями, проявлять смелость и решительность в противостоянии с ними. Осознавая это, чувствуя свою уверенность, девушка может увидеть в своем брате полноценную личность.

Выводы

Проведенное исследование показало, что уровень удовлетворенности различными сторонами взаимоотношений человека со своими братьями или сестрами имеет взаимосвязи с разнообразными ценностными ориентациями.

Была обнаружена наиболее разветвленная сеть ожиданий у братьев по отношению к своим братьям. Общий смысл этих ожиданий состоит в ориентации на независимость, автономность, мужественность, то есть на классические атрибуты роли мужчины. При этом сопоставление ценностей, проявившихся в связи с различными аспектами совместимости, выявляет важность для гармоничности отношений установленной иерархии в представлении братьев о статусных позициях друг друга (когда один воспринимается как более компетентный, а второй признает это). Выяснение главенства, вероятно, служит дестабилизирующим фактором в отношениях.

В восприятии респондентками своих сестер как система ожиданий, так и собственные ценностные установки отражают ориентацию на равенство, автономность желаний и эмпати-ческий контакт. Важное место в гармонизации отношений принадлежит социальным умениям (прощению и выстраиванию партнерских отношений). Это также находит объяснение в социальных представлениях о роли женщины.

— уровень значимости р < 0,01

В восприятии разнополых пар сиблингов проявилась важность самовоспитания. В представлении братьев важную роль в отношениях с сестрами играет их ориентация на самоконтроль, зрелое и ответственное отношение к жизни. В представлении сестер большее значение имеют выражение ими своих эмоций и действенное проявление понимания и принятия своих братьев.

Согласно результатам нашего исследования, независимо от половой принадлежности сиблингов центральное место принадлежит сформированным ценностям собственной личности (своих потребностей, интересов, целей в жизни) и ценности семейных отношений. В парах братьев повышению удовлетворенности отношений может способствовать опора на такую ценность, как ответственность; в парах сестер — ценность настоящей дружбы, равноправного партнерского отношения. В парах братьев и сестер большее значение имеет ориентация на терпеливость и принятие отличий другого.

Необходимо отметить, что одно из ограничений в данной работе связано с тем, что респонденты не относились к зависимым выборкам, поэтому в дальнейшем мы хотели бы обратиться к попарному сравнительному анализу восприятия сиблингами друг друга и проверить сохранение обнаруженных тенденций.

Вторым ограничением является то, что в нашем исследовании использовались самооценочные опросники, поэтому в дальнейшем мы планируем подкрепить полученные результаты данными глубинного интервью или посмотреть компонент вербальной и невербальной совместимости в ходе наблюдения за реальным взаимодействием братьев и сестер. В этом направлении ведутся дальнейшие разработки.

Литература

Адлер, А. (1997) Наука жить. Киев: Port-Royal, 287 с.

Алмазова, О. В. (2013) Типология взаимоотношений взрослых сиблингов. Вестник Московского университета.

Серия 14: Психология, № 2, с. 134-146. Андреева, Т. В. (2004) Семейная психология. СПб.: Речь, 244 с.

Гуриева, С. Д. (ред.). (2019) Социальная психология общения: теория и практика. 2-е изд. М.: ИНФРА-М,

389 с. DOI: 10.12737/monography_5c23288728a5b4.76219099 Иванова, Н. В. (2002) Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном

образовательном учреждении. Череповец: ЧГУ, 150 с. Казанцева, Т. В. (2011) Социально-психологические детерминанты межличностных привязанностей.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., СПбГУ, 205 с. Кон, И. С. (1980) Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 255 с.

Круглова, Е. В. (2009) Стиль привязанности и отношения с романтическим партнером у сиблингов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 15, № 3, с. 127-131.

Куницына, В. Н. (2010) Методы изучения семейных ценностей и взаимодействия внутри семьи.

В кн.: В. Н. Куницына (ред.). Семья в современном мире. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, с. 42-53. Леман, К. (2007) Порядок рождения. Киев: Брайт Букс, 448 с.

Лукьянченко, Н. В., Аликин, И. А. (2005) Системная семейная психотерапия М. Боуена. Красноярск: РИО СиБУП, 95 с.

Мясищев, В. Н. (1995) Психология отношений. М.; Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 356 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обозов, Н. Н. (1979) Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 321 с.

Остроухова, А. И. (ред.). (2015) Семейное устройство детей-сиблингов. Методическое пособие по повышению профессиональной компетенции специалистов системы семейного устройства детей-сирот, служб сопровождения семей и детей. Ставрополь: Литера, 72 с. Райгородский, Д. Я. (2002) Психология семьи. Самара: БАХРАХ-М, 752 с.

Шнейдер, Л. Б. (2000) Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 512 с.

Якимова, Т. В. (2011) Особенности общения сиблингов в условиях детского дома. Культурно-историческая психология, № 4, с. 23-28.

Boer, F., Dunn, J. (eds.). (1992) Children's sibling relationships: Developmental and clinical issues. Hillsdale, NJ:

Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 165 p. Narchal, R., Shukla, J. D. (1986) Family size and its effect on personality and adjustment. Journal of Psychological Researches, vol. 30, no. 3, pp. 156-160.

References

Adler, A. (1997) Nauka zhit [The science of living]. Kiev: Port-Royal Publ., 287 p. (In Russian) Almazova, O. V. (2013) Tipologiya vzaimootnoshenij vzroslykh siblingov [The typology of relationships among adult siblings]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 2, pp. 134-146. (In Russian) Andreeva, T. V. (2004) Semejnayapsikhologiya [Familypsychology]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 244 p. (In Russian) Boer, F., Dunn, J. (eds.). (1992) Children's sibling relationships: Developmental and clinical issues. Hillsdale, NJ:

Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 165 p. (In English) Gurieva, S. D. (ed.) (2019) Sotsial'naya psikhologiya obshcheniya: teoriya i praktika [Socialpsychology of communication: Theory and practice]. 2nd ed. Moscow: INFA-M Publ., 389 p. DOI: 10.12737/monography_5c23288728a 5b4.76219099 (In Russian)

Ivanova, N. V. (2002) Formirovanie sotsial'nogo prostranstva otnoshenij rebenka v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Formation of the social space of the child's relations in a preschool educational institution]. Cherepovets: Cherepovets State University Publ., 150 p. (In Russian) Kazantseva, T. V. (2011) Sotsial'no-psikhologicheskiye determinanty mezhlichnostnoy privyazannosti [Social and psychological determinants of interpersonal attachments.]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 205 p. (In Russian) Kon, I. S. (1980) Druzhba. Etiko-psikhologicheskij ocherk [Frendships. Ethical and psychological essay]. Moscow:

Politizdat Publ., 255 p. (In Russian) Kruglova, E. V. (2009) Stil' privyazannosti i otnosheniya s romanticheskim partnerom u siblingov [The style of attachments and relationship with a romantic partner in siblings]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 15, no. 3, pp. 127-131. (In Russian)

Kunitsyna, V. N. (2010) Metody izucheniya semeynykh tsennostey i vzaimodeystviya vnutri sem'i [Methods of studying family values and interaction within the family]. In: V. N. Kunitsyna (ed.). Sem'ya v sovremennom mire [Family in the modern world]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 42-53. (In Russian)

Leman, K. (2007) Poryadok rozhdeniya [The order of birth]. Kiev: Brajt Buks Publ., 448 p. (In Russian) Luk'yanchenko, N. V., Alikin, I. A. (2005) Sistemnaya semejnaya psikhoterapiya M. Bouena [The system family psychotherapy by M. Bowen]. Krasnoyarsk: Siberian Institute of Business, Management and Psychology Publ., 95 p. (In Russian)

Myasishchev, V. N. (1995) Psikhologiya otnoshenij [Psychology of relationships]. Moscow; Voronezh: Institut

prakticheskoj psikhologii Publ.; MODEK Publ., 356 p. (In Russian) Narchal, R., Shukla, J. D. (1986) Family size and its effect on personality and adjustment. Journal of Psychological

Researches, vol. 30, no. 3, pp. 156-160. (In English) Obozov, N. N. (1979) Mezhlichnostnye otnosheniya [Interpersnal relationships]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 321 p. (In Russian)

Ostroukhova, A. I. (ed.). (2015) Semejnoe ustrojstvo detej-siblingov. Metodicheskoe posobie po povysheniyu professional'noj kompetentsii spetsialistov sistemy semejnogo ustrojstva detej-sirot, sluzhb soprovozhdeniya semej i detej [Family arrangement of sibling children. A toolkit for enhancing the professional competence of specialists in the family housing system of orphans, support services for families and children]. Stavropol: Litera Publ., 72 p. (In Russian)

Rajgorodskij, D. Ya. (2002) Psikhologiya sem'i [Psychology of family]. Samara: Bakhrakh-M Publ., 752 p. (In Russian) Shnejder, L. B. (2000) Psikhologiya semejnykh otnoshenij [Psychology of family relationships]. Moscow: Aprel'-Press

Publ.; EKSMO-Press Publ., 512 p. (In Russian) Yakimova, T. V. (2011) Osobennosti obshcheniya siblingov v usloviyakh detskogo doma [Features of sibling's communication in the conditions of an orphanage]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, no. 4, pp. 23-28. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.