Научная статья на тему 'СИБИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ МИНУСИНСКОГО ОКРУГА (УЕЗДА)'

СИБИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ МИНУСИНСКОГО ОКРУГА (УЕЗДА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСТВО / РЕФОРМЫ / МИНУСИНСКИЙ УЕЗД (ОКРУГ) / ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРИХОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ / СИБИРЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зыкова Юлия Александровна

Вторая половина XIX в. характеризуется изменениями в структуре и деятельности образовательных учреждений Российской империи. Образовательные реформы с середины 1860-х годов проходили на фоне активизации общественного переустройства. В Сибири эти изменения становятся особенно заметными к началу ХХ в., когда сибирская старожильческая традиционная культура и хозяйственная модель испытали трансформацию под влиянием миграционных потоков, в том числе в рамках переселенческой государственной политики. Автор на примере минусинского учительства анализирует условия осуществления педагогической деятельности, причины кадровых изменений преподавательского состава, материальное и общественное положение учителей. Особое внимание уделено организации учебного процесса и формированию педагогических кадров в Минусинском округе (уезде) Енисейской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зыкова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIBERIAN TEACHING IN THE POST-REMARK PERIOD: PUBLIC STATUS AND FINANCIAL SITUATION (ON THE EXAMPLE OF THE MINUSINSK DISTRICT (COUNTY)

The second half of the XIX century is characterized by changes in the structure and activities of educational institutions of the Russian Empire. The educational reforms of the mid-1860s took place against the background of the intensification of social reconstruction. In Siberia, these changes become especially noticeable by the beginning of the twentieth century, when the Siberian old-time traditional culture and economic model experienced a transformation under the influence of migration flows, including within the framework of the resettlement state policy. Using the example of Minusinsk teaching, the author analyzes the conditions of pedagogical activity, the reasons for personnel changes in the teaching staff, the material and social status of teachers. Special attention is paid to the organization of the educational process and the formation of teaching staff in the Minusinsk district (county) Yenisei province.

Текст научной работы на тему «СИБИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ МИНУСИНСКОГО ОКРУГА (УЕЗДА)»

References and Sources

1. Kokarev M.S., protoierej. Sistema eparhial'nogo upravleniya Russkoj Cerkvi konca XIX - nachala XX vv. (na materialah Samarskoj eparhii): diss. ... kand. teologii. - M., 2021.

2. Ivochkin D.A. Social'naya i prosvetitel'skaya deyatel'nost' Smolenskoj eparhii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. - Smolensk, 2012.

3. Ivochkin D.A., Nalyotova N.Yu. Social'noe sluzhenie i prosvetitel'stvo Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v provincii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka. (Po materialam Smolenskoj gubernii). Monografiya. - Smolensk, 2010.

4. Ivochkin D.A. Vklad arhiereev v razvitie provincial'nogo obshchestva vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka: po materialam Smolenskoj gubernii. - Smolensk, 2020.

5. Isidor (Tupikin), mitr. Zhizn' i deyatel'nost' episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo Ioanna (Sokolova): dis. ... kand. bogosloviya. - Sergiev Posad, 2018.

6. Ivochkin D.A. Obshchestvenno-religioznaya deyatel'nost' Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v Smolenskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka: avtoreferat dis. ... d-ra ist. nauk. - Saransk, 2022.

7. Speranskij I.P. Deyateli Smolenskogo kraya na pol'zu Cerkvi, obshchestvennoj blagotvoritel'nosti, nauki i narodnogo obrazovaniya // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1899. - №4. - Otdel neofic.

8. Sokolov N. Preosvyashchennyj Smolenskij Timofej v svoih otnosheniyah k raskolu i raskol'nikam Smolenskoj eparhii (1834-1858 gg.) // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1889. - №3. - Otdel neofic.

9. Ukaz Svyatejshego Sinoda ot 26 iyunya 1867 goda. Ob izmenenii izlozhennyh v stat'e 6, Vysochajshe utverzhdennogo 12 avgusta 1823 g. Polozheniya i Sv. Zak. T. XIII zav. Obshch. Prizr. - St. 1617 sposobov vspomoshchestvovaniya duhovnym licam // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1867. -№19. - Otdel ofic. - S. 229-234.

10. Rasporyazheniya eparhial'nogo nachal'stva // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1867. - №7. - Otdel ofic.

11. Gosudarstvennyj arhiv Smolenskoj oblasti. F.1. Op. 5. D. 133 (1869 g.).

12. Afonskij I., prot. Kratkij ocherk zhizni i deyatel'nosti preosvyashchennogo Iosifa, episkopa Smolenskogo // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. -1884. - №7. - Otdel neofic.

13. Pamyati episkopa Nestora // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1911. - №16. - Otdel neofic.

14. Serafim (Amel'chenkov), ierom. Bogoslovskoe obrazovanie v Rossii: Smolenskaya duhovnaya seminariya. Istoricheskij ocherk. 1728-2008. -Smolensk, 2010.

15. Tenisheva M.K. Vpechatleniya moej zhizni. - Smolensk, 2018.

16. Ivanov M.V. Drevlekhranilishche. Iz istorii Smolenskogo cerkovno-arheologicheskogo muzeya // Kraj Smolenskij. - 1996. - №7-10.

ИВОЧКИН ДЕМЬЯН АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой богословских и церковно-исторических дисциплин, Смоленская Православная Духовная Семинария (idar78@mail.ru). ЛАНГЕ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ - доцент кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин, Смоленская Православная Духовная Семинария (igumen.tarasij@yandex.ru)

IVOCHKIN, DEMYAN A. - Doctor of History, Ph.D. in Theology, Associate Professor, Head of the Department of Theological and Church-Historical Disciplines of the Smolensk Orthodox Theological Seminary.

LANGE, YURI I. - Associate Professor of the Department of Theological and Church-Historical Disciplines of the Smolensk Orthodox Theological Seminary.

УДК 94(47).072:37.091 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-3-63-68

ЗЫКОВА Ю.А.

СИБИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ МИНУСИНСКОГО ОКРУГА (УЕЗДА)

Ключевые слова: учительство, реформы, Минусинский уезд (округ), Енисейская губерния, начальная школа, приходское училище, Сибирь, система образования.

Вторая половина XIX в. характеризуется изменениями в структуре и деятельности образовательных учреждений Российской империи. Образовательные реформы с середины 1860-х годов проходили на фоне активизации общественного переустройства. В Сибири эти изменения становятся особенно заметными к началу ХХ в., когда сибирская старожильческая традиционная культура и хозяйственная модель испытали трансформацию под влиянием миграционных потоков, в том числе в рамках переселенческой государственной политики. Автор на примере минусинского учительства анализирует условия осуществления педагогической деятельности, причины кадровых изменений преподавательского состава, материальное и общественное положение учителей. Особое внимание уделено организации учебного процесса и формированию педагогических кадров в Минусинском округе (уезде) Енисейской губернии.

ZYKOVA, Y.A.

SIBERIAN TEACHING IN THE POST-REMARK PERIOD: PUBLIC STATUS AND FINANCIAL SITUATION (ON THE EXAMPLE OF THE MINUSINSK DISTRICT (COUNTY)

Key words: teaching, reforms, Minusinsky uyezd (district), Yenisei province, primary school, parish school, Siberia, education system.

The second half of the XIX century is characterized by changes in the structure and activities of educational institutions of the Russian Empire. The educational reforms of the mid-1860s took place against the background of the intensification of social reconstruction. In Siberia, these changes become especially noticeable by the beginning of the twentieth century, when the Siberian old-time traditional culture and economic model experienced a transformation under the influence of migration flows, including within the framework of the resettlement state policy. Using the example of Minusinsk teaching, the author analyzes the conditions of pedagogical activity, the reasons for personnel changes in the teaching staff, the material and social status of teachers. Special attention is paid to the organization of the educational process and the formation of teaching staff in the Minusinsk district (county) Yenisei province.

Одной из основных задач реформ в области образования 1860-1870-х гг. было создание единого образовательного пространства, в которое оказались бы вовлечены все слои населения России [1]. Необходимость всеобщего начального обучения, развития женского образования и народного просвещения, организации и интеграции национальных школ в систему российского образования ставили перед Министерством народного просвещения в качестве первоочередной задачу быстрой и качественной подготовки учительских кадров [2].

Истории формирования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в России второй половины XIX - начала XX в. посвящены исследования, как советского периода, так и последних десятилетий [3-5]. Гораздо менее активно изучались вопросы, связанные с реакцией общества на создание института учительства на местах, условиями работы учителей образовательных организаций разного уровня, региональными особенностями организации учебного процесса. Проблемы формирования социального статуса учительства, его культурной характеристики, взаимоотношений с социумом в регионе лишь относительно недавно стали предметом изучения. В этой связи, можно упомянуть работы Е.Н. Щебляковой, которая проанализировала некоторые аспекты регулирования государством социального статуса учителей Восточной Сибири, что позволяет дать оценку действий правительства в отношении позиционирования учительства, как важной составляющей социальной политики государства [6], В.А. Зверева, анализирующего причины проявлений девиантного поведения в среде школьного учительства Сибири, характеризующего негативное и позитивное влияние государства на профессиональную деятельность, общественную активность, быт учителя, рассматривающего способы противодействия государства и общества такому поведению учителей [7]. О.В. Блиновой воссоздан социокультурный облик учительства Западной Сибири [8]. Л.А. Семенова дала характеристику сословного состава учителей Восточной Сибири [9]. Таким образом, сегодня исследователями освещены лишь отдельные аспекты феномена «сибирского учительства».

Целью статьи является изучение материального, юридического и общественного статуса представителей педагогического сообщества (учительства) в Минусинском округе (уезде) Енисейской губернии.

Учебное дело в Восточной Сибири до 1860-х гг. развивалось крайне медленно. В качестве основных причин можно выделить отсутствие должной заинтересованности центральной власти в управлении учебными заведениями; нехватка учителей (недостаточно открыть школу, нужно, чтобы при ней был соответствующий учитель, в противном случае эта школа будет существовать только на бумаге); недостаток финансирования народного образования, отсутствие в обществе потребности в просвещении. Эти факторы негативно влияли и на организацию образовательной деятельности на юге Енисейской губернии.

Минусинский округ, преобразованный в 1898 г. в Минусинский уезд, наряду с общими для всех сибирских регионов политическим и экономическими условиями, обладал и некоторыми особенностями, обусловленными тем, что он был пограничным (имел общую границу с Монголией) и многонациональным - содержал в своём составе кроме русского старожильческого населения многочисленный этнический компонент из тюрко- и монголоязычных народов [10]. Кроме того, к особенностям региона можно отнести и то, что Минусинский округ на протяжении длительного исторического периода был местом нахождения ссыльнопоселенческих колоний [11]. В частности, это привело к образованию сложной конфессиональной ситуации, где с численно преобладающими православными соседствовали католики, протестанты, иудеи, мусульмане, раскольники и шаманисты. Для понимания условий, в которых работали педагоги, следует добавить, что южная часть Енисейской губернии была территорией, с самой развитой экономикой, основу которой составляли земледелие, скотоводство и золотопромышленность [12].

Структура образовательных учреждений Минусинского округа во второй половине XIX в. состояла из двух основных элементов: церковно-приходские и школы Министерства народного просвещения. Государственные образовательные учреждения в части финансирования находились в более выгодном, по сравнению с церковно-приходскими школами, положении. Однако дефицит кадров и финансирования можно объединить и рассматривать в качестве основной проблемы в формировании учебного процесса и профессионального педагогического сообщества (учительства) в регионе, в целом.

Напомним, что на первых порах учителями в сельских школах становились отставные канцелярские служащие, коллежские регистраторы, губернские секретари и пр. С 1880-х гг. учителями становились выпускники Красноярской учительской семинарии [13, с. 9-10]. Но должность сельского учителя оказывалась подходящей не для каждого, поскольку была низкооплачиваема, не давала служебных прав. Жизнь в селе устраивала не каждого семинариста. Большая часть выпускников были горожанами, крестьяне после окончания курсов, успев привыкнуть к городу, тоже не стремились возвращаться в село и считали работу сельским учителем повинностью за свое бесплатное обучение в семинарии [14, с. 9-10]. То есть должность сельского учителя была не престижна. При этом роль личности учителя на периферии могла оказывать и оказывала значительное воздействие на местное население. Причем среди семинаристов-учителей было немало таких, кто был искренне предан своему делу.

Учитель Василий Яковлевич Абаимов (1858-1923) считал, что интеллигент, работающий в деревне, должен хорошо знать нужды народа, крестьянства, быть сподвижником, который не рассчитывает на быстрый результат своей работы, а всей своей будничной деятельностью сеет среди крестьянства веру в будущую справедливость на земле. Как и многие его коллеги-учителя он верил в силу разума и знания [15, с. 3]. В.Я. Абаимов был сыном разорившегося золотопромышленника. В 1877 г. он окончил учительскую семинарию в г. Красноярске, и был назначен учителем и классным наставником в прогимназию г. Енисейска. В 1885 г. был уволен и назначен учителем в Усть-Абаканское приходское училище, со следующим перемещением в с. Шушенское. В.Я. Абаимов писал статьи для красноярской газеты «Енисей», в которых описывал быт сибирского села конца XIX в. и работу в нём передового учителя. В них Василий Яковлевич неоднократно упоминал, что к нему - учителю сельской школы - люди нередко обращались за советом, в том числе и за медицинским, поскольку считали, что образованный человек сведущ во всех сферах жизни: «... в случае болезни или какого-нибудь несчастья некому подать помощь пострадавшему. Приходится и эту помощь оказывать, сколько возможно учителю - и советом, и делом» [16, с. 5] Через печать он стал пропагандистом просвещения, доказывая, что оно должно быть повсеместным и обязательным для всех детей школьного возраста, что в селах нужны библиотеки. В Шушенском он проработал 9 лет, но, потеряв слух, навсегда был вынужден оставить школу, и уехал с семьей в Красноярск.

Профессиональная деятельность учителей зачастую зависела от их материального положения, что, в свою очередь, находилось в прямой зависимости от типа учебного заведения. Так, заработная плата учителя сельского училища составляла 360 руб. в год, учителя городского училища - 540 руб. в год, учителя высшего начального училища - 960 руб. в год [17, с. 176]. Упрекнуть в расточительности или в желании обогатиться народного учителя было сложно. В.Я. Абаимов в своей статье «К вопросу о волостных школах и учителях волостных школ» указывает на то, что учитель получает жалованье 15-30 руб.: «.чтобы поддерживать отношения с обществом, иметь определенный авторитет и уважение, нужно быть прилично, чисто одетым, бывать в обществе и хорошо себя держать, в противном случае про него скажут: «Ах, какое это жалкое существо!» и при первой возможности избавятся от него.» [18, с. 8]. Учительница из с. Абаканского Мария Николаевна Шляпина, писала о своем коллеге В.П. Стародубцеве, который жил крайне бедно (учительская зарплата в 1910-1912 гг. была 26 руб. 20 коп. в месяц) и воспитывал своих 3-х детей и 2-х чужих детей-сирот [19, с. 70], что, безусловно, говорит о нем как о человеке отзывчивом, бескорыстном, верном профессии, несмотря на нужду.

Неравномерность педагогической нагрузки на одного учителя отражалась на качестве профессиональной деятельности учителей из-за разного уровня их подготовки. В Енисейской губернии, в Минусинском округе в частности, как отмечал статс-секретарь А.Н. Куломзин во время своей поездки по Сибири в 1896-1897 гг., в Абаканском и Таштыпском училищах на одного учителя приходится до 70-80 учеников и более [20, с. 8]. Многие учителя, особенно в Восточной Сибири, получившие образование в городских училищах (по Положению 1872 г.) и в уездных училищах (по Уставу 1828 г.), обладают достаточным профессионализмом для работы в небольших школах, но им не хватает знаний, умений и приёмов, которые даются специальной подготовкой [20, с. 19].

Житель с. Сагайского Шишкин Михаил Михеевич (1888-1970 гг.) вспоминает об учительнице с. Сагайского, где он учился в школе: «Приехала ... учительница Венедиктова

Екатерина Корниловна и сестра её Мария Корниловна в 1891 году... Начали учить грамоте в арендованном доме. и дети переростки 14-15 лет начали учиться. и Венедиктовой трудно было учить таких детей грамоте особенно мальчиков, так как они разбалованы. Учили в 3 отделеньях 75 человек и крику было бестолкового очень много и много было хулиганства, за которое учительница жаловалась родителям, и родители принимали меры, и учительнице говорили, чтоб била этих перерослей детей» [21, с. 29]. По воспоминаниям М.М. Шишкина можно предположить, что учительница Венедиктова приехала в Сагайскую школу сразу после получения образования, не имея опыта работы. Учительница проработала в Сагайской школе 10 лет и её выпускниками, сдавшими экзамены, стали 42 человека. В том числе и Михаил Шишкин [21, с. 29 об]. Позднее Е.К. Венедиктова работала учительницей в Екатерининском сельском училище (1905-1909 гг.), в Кривинском одноклассном приходском училище (1911 г.), в Куренском одноклассном начальном училище (1913-1915 гг.) Минусинского уезда (округа) [22-26].

В 1902 г. в Сагайскую школу приехал новый учитель Василий Васильевич Суднишников и «... начал учить детей по всем правилам, так как он был с высшим образованием и старался учить очень замечательно» [21, с. 30]. Он ввёл дополнительный урок - гимнастику, учил детей хорошим манерам, ученики охотно слушали его на уроках, выполняли все требования, чтобы не отставать от передовых одноклассников. Учитель В.В. Суднишников пользовался уважением и учеников, и их родителей. Однако в 1907 г. он был арестован и признан политическим преступником [21, с. 30 об.].

Писатель Коптелов А.Л. в своем романе о годах, проведенных В.И. Лениным в сибирской ссылке в с. Шушенском Минусинского округа «Возгорится пламя» написал об учителе Стародубцеве, что он только после удачной женитьбы перестал употреблять алкоголь и играть в карты [27, с. 11]. После прочтения произведения многие ученики В. П. Стародубцева оставили свои отзывы-опровержения и воспоминания об учителе. По воспоминаниям его ученицы Попковой Ольги Назаровны, Владимир Петрович был строгим, но никого не наказывал, ученики его боялись, но, в то же время, любили, «... очень простой человек, ... играл с детьми, ухаживал за больными детьми, ... очень культурный человек ... был чужд к водке» [19, с. 66]. Другая его ученица Степанова Парасковья Афанасьевна писала «Его отношение к учащимся и нашим родителям было исключительно рассудительным и человечным», в качестве самого строгого наказания он применял стояние у доски [19, с. 71]. Владимир Петрович Стародубцев (1877-1924) происходил из семьи почтового служащего, после окончания Красноярской учительской семинарии в 1896 г. получил звание учителя начального училища и был направлен в село Шушенское на должность учителя приходского училища.

Впрочем, далеко не все учителя оставили о себе хорошие воспоминания. В журнале «Восточное обозрение» за 1889 г. автор пишет о труде женщины-учительницы на поприще сельской школы, когда жизнь в деревне для интеллигентной женщины «есть своего рода пытка», но это скорее переходный, временный для нее период [14, с. 9-10]. Но многое зависело и от самой учительницы.

Так, о своей учительнице М.Н. Подониной житель с. Шушенского Заверткин Дмитрий Ионикиевич вспоминал: «.в половине третьего урока, где объяснялась учительницей география ... ея любимый ухожор входит в класс с двуствольным ружьем на плече ... » [28, с. 2]. «Ухожор» захотел попить квас, и учительница отправила Митю (Д.И. Заверткина - прим. автора) домой за напитком, объясняя это тем, что его дом находится ближе остальных к школе. Учительница была увлечена веселым разговором, ученики занимались своими делами. В итоге, все закончилось конфузом: «. попил из кружки квасу когда напившись набрал в рот квасу и прыснул на учительницу. Учительница немного сбрыгнула. что ты сделал кофточку мою беленькую опрыснул мине нужно с ребятами два урока заниматься». Когда сам Митя Заверткин решил проделать то же самое, что и знакомый учительницы, с одноклассницей, испачкавшей его лицо чернилами, учительница за это выгнала ученика из класса. В ответ он взобрался на кадку, которая стояла у стены-перегородки класса (перегородка не доставала до потолка, и ему было видно весь класс), «. посмотрел где сидит учительница и собрал всю силу воздух как дунул на пыль, пыль с планки в класс в большой мере попала на смоченную квасом учительницу и ученицу при встряхивании пыли с сибя как первая, так и вторая к мокрым белым блузкам слилось полосами грязными. Причом учительница вошла в ярость и со злостью вбежала ко мне в колидор...».

Учительница схватила лучину для топки, ударила ей ученика, когда замахнулась на второй удар, тот перехватил лучину и дернул на себя, оставив в ее руке занозы. На следующий день учительница забрала у Заверткина все учебники и выгнала из школы насовсем. Родители, узнав об этом, отреагировали скептически, говоря, что не по этой причине, так по другой, все равно школу пришлось бы бросить [28, с. 4-5].

Расходы на содержание и школы и учителя возлагались на местное общество, но учить детей в школе могло не все сельское население, поскольку не все могли платить за обучение, а в крестьянской семье нужен работник. Кроме того, не проводилась комплексная работа с крестьянством о необходимости образования. Д.И. Заверткин писал, что оценивались ученики не по умственным способностям, а по материальному состоянию родителей, а потому учеников из бедных семей, несмотря на способности, ожидала в будущем эксплуатация [28, с. 5].

Приведённые примеры показывают, что процесс формирования профессионального педагогического сообщества находился ко второй половине XIX в. в своем начальном состоянии. Профессия учителя в Минусинском округе в исследуемый период была не престижной и низкооплачиваемой, что влияло на дефицит квалифицированных кадров и качество образования, соответственно. Основные факторы, способствующие его развитию, не были сформированы: культурный уровень, уровень образования учителей начальной ступени образования за редким исключением отдельных энтузиастов, преданных профессии, был не высоким, отсутствовала устойчивая система финансирования начального образования, не был накоплен положительный опыт в решении организационно-управленческих задач, отсутствовали понимание и поддержка на общественном уровне необходимости получения образования.

Следует отметить, что изменить ситуацию коренным образом до 1917 г. не удалось. Хотя попытки к этому предпринимались: создавались попечительские советы при учебных заведениях, учительские пенсионные кассы, была разработана система поощрений и награждений за многолетний труд и пр. Однако данные меры носили локальный характер, не были выстроены в систему, способную решить вопросы организации образования в Сибири. Серьезных изменений в образовании и народном просвещении удалось достичь только в советский период к концу 1920-х гг.

Литература и источники

1. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Сост. С.А. Князьков и Н.И. Сербов; Под ред. проф. С.В. Рождественского. - М.: "Польза", В. Антик и К°, 1910. - IV, 240 с.: ил.; 23.

2. Чупилко Ю.А. Педагогические кадры сельских школ: проблемы формирования и отношения с сообществом Минусинского округа Енисейской губернии (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Современная научная мысль. - 2021. - № 1. - С. 34-38.

3. Додон Л.Л. Начало педагогического образования в России // Ученые записки Магнитогорского педагогического ин-та им. Герцена. - 1957. - Т. 139.

4. Кузьмин Н.Н. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы. - Курган, 1970.

5. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. - М., 1979.

6. Щеблякова Е.Н. Государственная политика в сфере социального статуса учителей Восточной Сибири: история, опыт, проблемы // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири MagisterDixit. - 2012. - № 3. - С. 176-186.

7. ЗверевВ.А., Потеряева А.С. О девиантном поведении в среде учительства Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 214-225.

8. Блинова О.В. Социокультурный облик учительства в Западной Сибири в 1880-х - 1914 гг. Дис. ... канд. ист. наук. - Омск, 2010. - 281 с.

9. Семенова Л.А. Сословный состав учителей Восточной Сибири в первой половине XIX века // Актуальные проблемы современной науки. - 2006. - №4(30). - С. 13-14.

10. Ярхо А.И. Алтае-саянские тюрки: антропологический очерк. - Абакан, 1947. - 148 с.

11. Шолбаев О.Н. Политическая ссылка в Минусинском округе: 1825-1895 гг. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Иркутск, 25 с.

12. Федорова В.И. Енисейская губерния 1861-1917 гг.: Экономика. Общество. Культура: монография. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2016. - 344 с.

13. Восточное обозрение. - 1889. - № 5.

14. Восточное обозрение. - 1889. - № 20.

15. Историко-этнографический музей - заповедник «Шушенское» (ШМЗ). ШМЗ-НВ 4072. Абаимова М.В. Воспоминания о

B.Я. Абаимове. 1972 г.

16. ШМЗ-НВ 4073. Воспоминания об учителе Шушенской школы В.Я. Абаимова его дочери Е.В. Абаимовой-Ивановой.

17. Щеблякова Е.Н. Проблемы учительства Восточной Сибири (исторический аспект) // Вестник ИрГТУ. - 2006. - № 4 (28). -

C. 173-177.

18. ШМЗ-НВ 4099/3. В.Я. Абаимов. К вопросу о волостных школах и учителях волостных школ.

19. ШМЗ-НВ 4068/2. Абаимова Е.В. Материалы к биографии политического ссыльного учителя села Шушенского В.П. Стародубцева (1877-1924 гг.).

20. Куломзин А.Н. Потребности начального образования в Сибири: всеподданнейший доклад статс-секретаря Куломзина по поездкам в Сибирь 1896-1897 годов. - СПб.: Государственная типография, 1898. - III - 143 с.

21. ШМЗ-ОФ 10530. Шишкин Михаил Михеевич. Рукопись.

22. Памятная книжка Енисейской губернии на 1905 год. - Красноярск: Енисейский губернский статистический комитет, 1905.

23. Памятная книжка Енисейской губернии на 1909 год. - Красноярск, 1909.

24. Памятная книжка Енисейской губернии на 1911 год. - Красноярск, 1911.

25. Памятная книжка Енисейской губернии на 1913 год. - Красноярск, 1913.

26. Памятная книжка Енисейской губернии на 1915 год. - Красноярск, 1915.

27. КоптеловА.Л. Возгорится пламя [Текст]: Возгорится пламя [Текст]: Роман [о В.И. Ленине]/ [Ил.: П.Я. Караченцев]. - М.: Сов. писатель, 1970. - Т.1. - Кн.1. - 350 с.

28. ШМЗ-ОФ 10220. Воспоминания Заверткина Д.И. Рукопись.

References and Sources

1. Ocherk istorii narodnogo obrazovaniya v Rossii do epohi reform Aleksandra II / Sost. S.A. Knyaz'kov i N.I. Serbov; Pod red. prof. S.V. Rozhdestvenskogo. - M.: V'Pol'zaV, V. Antik i K°, 1910. - IV, 240 s.: il.; 23.

2. Chupilko Yu.A. Pedagogicheskie kadry sel'skih shkol: problemy formirovaniya i otnosheniya s soobshchestvom Minusinskogo okruga Enisejskoj gubernii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX vv.) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2021. - № 1. - S. 34-38.

3. Dodon L.L. Nachalo pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii // Uchenye zapiski Magnitogorskogo pedagogicheskogo in-ta im. Gercena. - 1957. -T. 139.

4. Kuz'min N.N. Uchitel'skie seminarii Rossii i ih mesto v podgotovke uchitelej nachal'noj shkoly. - Kurgan, 1970.

5. Panachin F.G. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii: Istoriko-pedagogicheskie ocherki. - M., 1979.

6. Shcheblyakova E.N. Gosudarstvennaya politika v sfere social'nogo statusa uchitelej Vostochnoj Sibiri: istoriya, opyt, problemy // Nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri MagisterDixit. - 2012. - № 3. - S. 176-186.

7. Zverev V.A., Poteryaeva A.S. O deviantnom povedenii v srede uchitel'stva Sibiri vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2011. - № 10. - S. 214-225.

8. Blinova O.V. Sociokul'turnyj oblik uchitel'stva v Zapadnoj Sibiri v 1880-h - 1914 gg. Dis. ... kand. ist. nauk. - Omsk, 2010. - 281 s.

9. Semenova L.A. Soslovnyj sostav uchitelej Vostochnoj Sibiri v pervoj polovine XIX veka // Aktual'nye problemy sovremennoj nauki. - 2006. -№4(30). - S. 13-14.

10. Yarho A.I. Altae-sayanskie tyurki: antropologicheskij ocherk. - Abakan, 1947. - 148 s.

11. Sholbaev O.N. Politicheskaya ssylka v Minusinskom okruge: 1825-1895 gg. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Irkutsk, 25 s.

12. Fedorova V.I. Enisejskaya guberniya 1861-1917 gg.: Ekonomika. Obshchestvo. Kul'tura: monografiya. - Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astafeva, 2016. - 344 s.

13. Vostochnoe obozrenie. - 1889. - № 5.

14. Vostochnoe obozrenie. - 1889. - № 20.

15. Istoriko-etnograficheskij muzej - zapovednik «Shushenskoe» (ShMZ). ShMZ-NV 4072. Abaimova M.V.Vospominaniya o V.Ya. Abaimove. 1972 g.

16. ShMZ-NV 4073. Vospominaniya ob uchitele Shushenskoj shkoly V.Ya. Abaimova ego docheri E.V. Abaimovoj-Ivanovoj.

17. Shcheblyakova E.N. Problemy uchitel'stva Vostochnoj Sibiri (istoricheskij aspekt) // Vestnik IrGTU. - 2006. - № 4 (28). - S. 173-177.

18. ShMZ-NV 4099/3. V.Ya. Abaimov. K voprosu o volostnyh shkolah i uchitelyah volostnyh shkol.

19. ShMZ-NV 4068/2. Abaimova E.V. Materialy k biografii politicheskogo ssyl'nogo uchitelya sela Shushenskogo V.P. Starodubceva (1877-1924 gg.).

20. Kulomzin A.N. Potrebnosti nachal'nogo obrazovaniya v Sibiri: vsepoddannejshij doklad stats-sekretarya Kulomzina po poezdkam v Sibir' 18961897 godov. - SPb.: Gosudarstvennaya tipografiya, 1898. - III - 143 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. ShMZ-OF 10530. Shishkin Mihail Miheevich. Rukopis'.

22. Pamyatnaya knizhka Enisejskoj gubernii na 1905 god. - Krasnoyarsk: Enisejskij gubernskij statisticheskij komitet, 1905.

23. Pamyatnaya knizhka Enisejskoj gubernii na 1909 god. - Krasnoyarsk, 1909.

24. Pamyatnaya knizhka Enisejskoj gubernii na 1911 god. - Krasnoyarsk, 1911.

25. Pamyatnaya knizhka Enisejskoj gubernii na 1913 god. - Krasnoyarsk, 1913.

26. Pamyatnaya knizhka Enisejskoj gubernii na 1915 god. - Krasnoyarsk, 1915.

27. Koptelov A.L. Vozgoritsya plamya [Tekst]: Vozgoritsya plamya [Tekst]: Roman [o V.I. Lenine]/ [Il.: P.Ya. Karachencev]. - M.: Sov. pisatel', 1970. - T.1. - Kn.1. - 350 s.

28. ShMZ-OF 10220. Vospominaniya Zavertkina D.I. Rukopis'.

ЗЫКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - заведующая отделом фондов, Музей-заповедник «Шушенское». ZYKOVA, YULIA A. - Head of the Department of Funds, Museum-Reserve "Shushenskoye" (zykova_yu@mail.ru).

УДК 94(47).072:728.1+331.452+614.822 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-3-68-73

ЧЕПЕЛЬ А.И.

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА:

НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Ключевые слова: строительное законодательство, Устав строительный, безопасность в строительстве, архитектура Санкт-Петербурга.

В статье исследуются проблемы регулирования строительной деятельности в пореформенной Российской империи. В качестве примера автор анализирует материалы, относящиеся к строительной деятельности в Санкт-Петербурге. Работа проведена с использованием архивных документов. Автор приходит к выводу, что российское законодательство пореформенного периода не успевало за изменениями в сфере строительного бизнеса. Кроме того, пробелы в законодательстве позволяли предприимчивым домовладельцам препятствовать мероприятиям властей по регулированию строительной деятельности. В результате безопасность в строительстве была недостаточной. Нарушения в процессе строительства зданий приводили к гибели строительных рабочих. Кроме того, грозящие обвалом здания парализовали жизнь некоторых городских кварталов.

CHEPEL, A.I.

PROBLEMS OF REGULATION OF CONSTRUCTION ACTIVITY IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURY: ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.