Научная статья на тему '«Сибирское барокко» в деревянной гражданской архитектуре г. Иркутска XIX в'

«Сибирское барокко» в деревянной гражданской архитектуре г. Иркутска XIX в Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
501
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зарубина Наталия Александровна, Меерович Марк Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Сибирское барокко» в деревянной гражданской архитектуре г. Иркутска XIX в»

Стиль «иркутское барокко» является своеобразным проявлением стиля «сибирское барокко». Его элементы составляют с другими стилями разнообразные художественно-декоративные ансамбли, являющиеся уникальной чертой исторической деревянной гражданской архитектуры г. Иркутска XIX - начала XX в.

Литература

1. Иркутск деревянный. Альбом-путеводитель / Фото И. Бержинского, текст Л.Г. Басиной, А.Н. Гаращенко, И.В. Калининой, Е.Р. Ладейщиковой. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2010. - С. 17.

2. Там же. С. 116.

3. Там же. С. 134.

Н.А. Зарубина, М.Г. Меерович, г. Иркутск «сибирское барокко» в деревянной гражданской архитектуре Г. ИРКУТСКА XIX В.

«Сибирское барокко» - термин, обозначающий одно из стилистических направлений в декорировании каменных культовых сооружений на территории Сибири (рис. 1). В отношении деревянной гражданской архитектуры г. Иркутска XIX в. данный термин используется для выделения особого вида оконных наличников с сандриком в виде двух встречных волют и акротерия (рис. 2).

Крестовоздвиженская церковьг 1747-1758 гг. Владимирская церковь, 1775 г.

рис. 1. «Сибирское барокко» в архитектуре каменных культовых зданий г. Иркутска ХУШ в.

ул. Карла Либкнехта, 31 ул. Фурье, 13

ул. Тимирязева, 21 ул. Володарского, 6

рис. 2. «Сибирское барокко» в деревянной гражданской архитектуре г. Иркутска XIX в. -оконные наличники с сандриком в виде двух встречных волют и акротерия.

Декоративное убранство деревянной гражданской архитектуры г. Иркутска в стилистике барокко до настоящего времени углубленно не изучалось и не систематизировалось. В работах таких исследователей, как Б.И. Оглы [4], Э.Г Павлюченкова [5],

Н.М. Полунина [6], А.В. Корзун [3], отмечаются прежде всего характерные особенности объемно-планировочных решений иркутских деревянных домов, при этом указывается на разнообразие их декоративного убранства и встречаются упоминания о наличниках в стиле «сибирское барокко». Но четкая характеристика данного стилистического направления, описание вариаций форм декора, а также возможных причин его возникновения и генезиса не приводятся. До сих пор не выявлена типология барочных наличников деревянных домостроений г. Иркутска, отсутствуют обобщающие классификации. В числе работ, посвященных деревянному наследию г. Иркутска, следует указать на коллективный труд Л.Г. Басиной, А.Н. Гаращенко, И.В. Калининой, Е.Р. Ладейщико-вой [2] Это издание содержит богатый материал, описывающий основные особенности объемно-планировочного и декоративного решения сооружений - наиболее ярких представителей самобытной деревянной гражданской архитектуры г. Иркутска. Это наиболее полное собрание базовой информации по истории характерных деревянных домов Иркутска. Необходимо также отметить уникальное исследование архитектора Е.Ю. Барановского [1], который в ходе обследования деревянной застройки Иркутска, организованного Госреставрацией для составления научной документации по созданию мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске», провел работу по формированию типологии деревянных домостроений Иркутска. Но, следует подчеркнуть, что отличительными признаками для типологического упорядочивания в работе Барановского являлась планировочная структура зданий и связанная с ней их объемно-пространственная композиция. Специфика же декоративного убранства при разработке типологии совершенно не учитывалась.

Подобный подход характерен для отечественной традиции изучения объектов культурного наследия, в которой основополагающими факторами определения ценности здания являются прежде всего такие характеристики, как:

а) историческая ценность,

б) ансамблевость,

в) уникальность места расположения,

г) объемно-планировочное решение,

д) конструктивное решение и пр.

Декор относится к характеристикам вторичного значения. В результате статус памятников обретает незначительное количество сооружений, даже в случае наличий у отсеянных объектов уникальных декоративных черт.

С нашей точки зрения, при изучении феномена «деревянного барокко», преимущественно для выявления причин его происхождения и особенностей генезиса в формах деревянной архитектуры, изучаться должны не столько памятники, сколько, прежде всего, рядовая деревянная застройка. Именно она, на наш взгляд, является ценнейшим материалом, позволяющим сохранить уникальный облик исторической деревянной среды г. Иркутска.

Для выделения конкретного материала исследования (зданий, относящихся к стилистике «сибирского барокко») и сравнительно-сопоставительного анализа декоративных ансамблей различной стилистической направленности, была осуществлена фотофиксация объектов сохранившейся рядовой деревянной застройки Иркутска. По каждому объекту сформирован следующий перечень фотоматериалов:

а) фасад (по возможности с четырех сторон),

б) подкарнизный декор,

в) фриз,

г) крыльцо (дверь),

д) окно,

е) балкон (если имелся),

ж) отдельные детали декоративного убранства.

Сформированная фотографическая база составила 1061 объект4. В ходе предпро-ектного анализа было выявлено, что около сотни домов имеют в своем оформлении «барочные» мотивы: 78 объектов в центральной части города, 5 - в предместье Глазково и 15 - в предместье Рабочее. Это примерно 90% сохранившихся на данный момент деревянных средовых объектов, относящихся к стилю «сибирское барокко».

Исследование решало задачу выявления характерных мест расположения барочного декора на фасадах домов. Для этого был проведен стилистический анализ каждой из частей фасада - карниза, фриза, оконных и дверных проемов, общего поля стены - и обобщены характерные художественно-образные признаки декоративных элементов, располагающихся на этих частях фасада (рис. 3). В результате выявлена особенность расположения «барочных» элементов на фасадах деревянных домов - они присутствуют лишь в оформлении оконных и, реже, дверных проемов. Другие части фасадов иркутских деревянных домов, содержащих «барочные» формы, декорированы элементами, относящимися к иным стилям - классицизму, древнерусскому, восточному и т.п.

4 В формировании базы принимала участие аспирантка каф. архитектурного проектирования Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета В.А. Асманкина.

ул. Киевская, 17а (фото Н.Зарубиной) ул. Дзержинского, 396 (фото Н.Зарубиной)

ул. КЛибкнехта, 31 (фото Н.Зарубиной) ул. Дзержинского, 626 (фото Н.Зарубиной)

рис. 3. Места расположения элементов декоративного убранства в стилистике барокко на фасадах деревянных домостроений г. Иркутска XIX в.

«Барочные» элементы соседствуют с этими стилями, формируя единый художественно-образный ансамбль.

Литература

1. Барановский, Е.Ю. О типологии жилых домов Иркутска / Е.Ю. Барановский // Земля Иркутская. - 2002. - №1 (18) - с. 23, 29.

2. Иркутск деревянный. Альбом-путеводитель / Фото И. Бержинского, текст Л.Г. Басиной, А.Н. Гаращенко, И.В. Калининой, Е.Р. Ладейщиковой. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2010. - 160 с.

3. Корзун, А. Традиции деревянной жилой застройки Иркутска / А. Корзун // Земля Иркутская. - 2001. - №16. - С. 25-28.

4. Оглы, Б.И. Иркутск: о планировке и архитектуре города / Б.И. Оглы. - Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во., 1982. - 112 с.

5. Павлюченкова, Э.Г. Иркутск уходящий: о декоре деревянных и каменных домов /

Э.Г. Павлюченкова. - Иркутск: Оттиск, 2008. - 70 с.

6. Полунина, Н.И. Живая старина Приангарья / Н.И. Полунина. - М.: Искусство, 1990. -174 с.

Н.А. Зарубина, М.Г. Меерович, г. Иркутск СИСТЕМАТИЗАЦИЯ БАроЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ окоННЫХ проемов в деревянной гражданской архитектуре Г. ИРКУТСКА XIX В.

Значимой задачей изучения специфики деревянного «сибирского барокко» является выявление образно-стилистических черт декора всего комплекса элементов «барочного» декоративного убранства: а) лобаней наличников, б) ставней окон, в) подоконных досок и пр.

В ходе проведенного исследования были рассмотрены разновидности лобаней с точки зрения их декорирования. Выделено пять типов. Каждому дано условное название и краткая содержательная характеристика.

Первый тип - «гладкая» лобань. Поле лобани пустое, декор не применяется (рис. 1). Одна из самых распространенных вариаций лобани. Высота доски наличника может быть различной.

рис. 1. Лобань первого типа. Схема, примеры: ул. Бабушкина, 2, ул. Бабушкина, 19а, ул. Баррикад, 31 (фотографии Н. Зарубиной)

Второй тип - обрамленная лобань. Поле лобани украшается тонкими «поясками», частично повторяющими форму сандрика (рис. 2).

Третий тип - лобань с розетками. В качестве декора на лобани появляются розетки различных видов, обычно в количестве двух штук (рис. 3). Ниже приведены примеры лобани с розетками двух модификаций: а) резными розетками (ул. Декабристов, 14) б) розетками-«шишечками» (ул. Каландаришвили, 1; ул. Каландаришвили, 3).

Четвертый тип - лобань с накладными деталями «языческого» стиля. Украшена накладными деталями в «языческом» стиле - знаками: а) вспаханного поля, б) семени (рис. 4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.