Научная статья на тему 'Типология «Барочных» сандриков наличников оконных проемов в деревянной гражданской архитектуре г. Иркутска XIX в'

Типология «Барочных» сандриков наличников оконных проемов в деревянной гражданской архитектуре г. Иркутска XIX в Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
282
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Зарубина Наталия Александровна, Меерович Марк Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология «Барочных» сандриков наличников оконных проемов в деревянной гражданской архитектуре г. Иркутска XIX в»

рис. 7. Подоконная доска второго типа. Схема, примеры: ул. Дзержинского, 70, ул. Декабрьских Событий, 77а, ул. Кайская, 4 (фотографии Н. Зарубиной)

рис. 8. Подоконная доска третьего типа. Схема, примеры: ул. Горького, 6 (фотография В. Асманкиной), ул. Володарского, 6, ул. Бабушкина, 2 (фотографии Н. Зарубиной)

рис. 9. Подоконная доска четвертого типа. Схема, примеры: ул. Декабристов, 14, ул. Декабрьских Событий, 30, ул. Карла Либкнехта, 26 (фотографии Н. Зарубиной)

ков с центральным элементом (или без него) (рис. 8). Это наиболее распространенный в иркутской деревянной гражданской архитектуре тип подоконной доски.

Четвертый тип - подоконная доска криволинейного профиля с накладной объемной резьбой. Характер декора усложняется, встречные завитки приобретают детальную проработку, добавляются элементы растительного происхождения (рис. 9).

Наличие этих весьма специфических по своему оформлению декоративных элементов, присутствующих в деревянной гражданской архитектуре г. Иркутска XIX в. (сандриков, лобаней, подоконных досок) дает основание к отнесению данного художественного феномена к отдельной разновидности стиля «сибирское барокко» - «иркутское барокко».

Н.А. Зарубина, М.Г. Меерович, г. Иркутск типология «барочных» сандриков наличников оконных проемов в деревянной гражданской АРХИТЕКТУРЕ Г. ИРКУТСКА XIX В.

Важнейшей задачей изучения «сибирского барокко» в деревянной гражданской архитектуре г. Иркутска XIX в. для определения его местной специфики (стилистического

направления, именуемого «иркутское барокко») является выявление типов наиболее характерных элементов данного локального стиля - сандриков наличников оконных проемов. эта работа была проведена впервые в истории изучения стиля «сибирское (иркутское) барокко» в деревянном зодчестве г. Иркутска. Все разновидности сандриков были схематизированы и систематизированы по формальным признакам.

Главным отличительным элементом, характеризирующим «барочный» стиль наличников, являются встречные завитки волют. Они расположены по контуру сандрика и связаны между собой центральным элементом - акротерием. По характеру сандрика, завитков и акротерия в результате исследования были выделены восемь типов «барочных» наличников. Каждому из них присвоено условное название и дана краткая характеристика.

Первый тип - простой, криволинейный, профилированный сандрик. Характер волюты плоский, лаконичный. Центральный элемент выдержан в строгих формах, практически не имеет декора (рис. 1). Образцом данного типа является сандрик наличника дома по ул. Карла Либкнехта, 31. Подобный элемент с незначительными изменениями в пластике и характере волют встречается также в декоративном убранстве домов по ул. Седова, 16, ул. Ремесленная, 37 и др.

Рис. 1. Наличник первого типа. Схема, примеры: ул. Карла Либкнехта, 31 (фотография Н. Зарубиной), ул. Седова, 16 (фотография А. Матвеевой), ул. Ремесленная, 37

(фотография Н. Зарубиной)

Второй тип - простой, криволинейный, профилированный сандрик с резными розетками. Характер центрального элемента, в сравнении с первым типом, практически не претерпевает изменений (рис. 2). Отличие - в появлении в центре волютных завершений резных классицистических розеток. Образцом данного типа является сандрик наличника дома по ул. Тимирязева, 45а. Подобное сочетание элементов встречается в декоративном убранстве домов по ул. Грязнова, 17а и ул. Лапина, 31а. Розетки в данных примерах практически идентичны, меняется только степень изогнутости сандрика.

Третий тип - простой, криволинейный, профилированный сандрик с «плетенкой» между завитками волют. Между завитками встречных волют размещается резной элемент в виде двух переплетающихся колец. центральный элемент лаконичен, не имеет другого декора (рис. 3).

Вышеуказанные типы можно считать первичными (исходными) вариантами появления «барочных» наличников в декоративном убранстве жилых деревянных домов г. Иркутска. По сравнению со следующими, более развитыми типами, они не получили широкого распространения.

Рис. 2. Наличник второго типа. Схема, примеры: ул. Тимирязева, 45а, ул. Грязнова, 17а, ул. Лапина, 31а (фотографии Н. Зарубиной)

Рис. 3. Наличник третьего типа. Схема, примеры: ул. Фурье, 13 (фотография Н. Зарубиной), ул. Бабушкина, 17а (фотография А. Матвеевой), ул. Декабрьских Событий, 26

(фотография Н. Зарубиной)

Рис. 4. Наличник четвертого типа. Схема, примеры: ул. Халтурина, 1/1, ул.25-го Октября, 8,

ул. Кожова, 38а (фотографии Н. Зарубиной)

Рис. 5. Наличник пятого типа. Схема, примеры: ул. Тимирязева, 21, ул. Грязнова, 22, ул. Седова, 13 (фотографии Н. Зарубиной)

Четвертый тип - усложненный криволинейный профилированный сандрик ступенчатой формы. Волютные завитки, в отличие от ранних модификаций, приобретают иную трактовку - представляют собой более разомкнутую спираль и при этом немного набирают массу. Центральный элемент усложняется, становится больше по размеру. В его оформлении появляются детали растительного происхождения - в некоторых примерах в завершении можно увидеть элемент, который позднее разовьется в резной акантовый лист (рис. 4).

Пятый тип - развитый усложненный криволинейный профилированный сандрик ступенчатой формы. Сандрик этого типа остается профилированным, ступенчатым, с незначительно отличающимися вариациями количества и размера полочек. Завитки волют приобретают более детальную проработку, продолжают набирать массу. Центральный элемент усложняется, отчетливо прослеживается наличие растительных мотивов в его украшении. Характерной чертой данного типа является появление навершия акротерия в виде примитивного прообраза акантового листа («прото-акант»). Нижняя часть декорирована стилизованным элементом рокайльного орнамента (рис. 5).

Шестой тип - развитый усложненный криволинейный профилированный сандрик ступенчатой формы с объемной проработкой завитков волют. Для этого типа характерна развитая объемная проработка завитков встречных волют. Акротерий приобретает детализированную проработку и включает в себя оформление в виде стилизованных бутонов цветов. Венчающей частью центрального элемента становится деталь картуша. Нижняя часть впервые представлена в виде перевернутого бутона лилии. Между завитками встречных волют - четырехлепестковая розетка. Примеров такого типа наличника всего той (пис. 6У

Рис. 6. Наличник шестого типа. Схема, примеры: ул. Карла Либкнехта, 26, 25 (фотография А. Матвеевой), ул. Каландаришвили, 3 (фотография Н. Зарубиной)

Рис. 7. Наличник седьмого типа. Схема, примеры: ул. 2-я Железнодорожная, 38, ул. Киевская, 11а (фотографии Н. Зарубиной), ул. Франк-Каменецкого, 25 (фотография В. Асманкиной)

Седьмой тип - развитый усложненный криволинейный профилированный сандрик ступенчатой формы с объемной проработкой завитков волют и акантовым листом. В этом типе сандрик сохраняет свое ступенчатое строение, остается профилированным, и при этом в разных образцах можно также наблюдать различные варианты количества и размеров полочек. Волюты увеличиваются в радиусе, набирают массу, сохраняют объемную проработку завитков. Характерной чертой данного типа является появляющийся в качестве завершающего элемента акротерия акантовый лист - более проработанный, чем в четвертом и пятом типах наличников, но все еще далекий от своей более поздней развитой модификации. Остальные детали центрального элемента сохраняют свои растительные формы (рис. 7). В зависимости от вариаций состава деталей акротерия, данный тип наличника имеет множество подтипов.

Восьмой тип - развитый усложненный криволинейный профилированный сандрик ступенчатой формы с объемной проработкой завитков волют и модифицированным акантовым листом. Данный тип наличников относится к сложному виду высокорельефной домовой резьбы. Сандрик остается ступенчатым, профилированным, варьируется количество и размер полочек. Характер волют и акротерия усложняется, становится еще более проработанным. Завитки волют достигают своего апогея, становясь пышными и более объемными. В центральном элементе сохраняются детали растительного происхождения - преимущественно бутоны цветов. Они, как и волюты, набирают большую массу. Акантовый лист в завершении акротерия обретает усложненную модификацию, становясь более резным и изящным. Данный тип наличника - кульминация развития «барочной» стилистики в оформлении оконных проемов деревянных домов г. Иркутска (рис 8).

Рис. 8. Наличник восьмого типа. Схема, примеры: ул. Степана Разина, 35 (фотография В. Асманкиной), ул. Володарского, 6, ул. Баррикад, 15 (фотографии Н. Зарубиной)

Рис. 9. Примеры наличников, по своим признакам не составляющих обособленной группы: ул. Освобождения, 74, ул. Потанина, 8, ул. Ушаковская, 3 (фотографии Н. Зарубиной)

Следует указать на наличие некоторого числа вариаций наличников (рис. 9), которые по своим признакам не составляют обособленной группы и не могут быть отнесены ни к одному из вышеописанных типов.

Предположительно причиной появления этих разновидностей является возросшая популярность «барочных» завитков в оформлении оконных проемов и одновременно недоступная для простых горожан дорогостоящая объемная резьба. Желание же украсить свой дом именно такими формами и привело в конечном итоге к возникновению упрощенных (примитивных) вариантов «барочных» сандриков.

Построение типологии «барочных» элементов декоративного убранства деревянной гражданкой архитектуры г. Иркутска XIX в. позволяет перейти к решению задачи установления хронологических зависимостей их трансформации и замещения одними разновидностями других. И, таким образом, к выявлению причин происхождения, общего характера эволюции и особенностей модификации стиля «сибирское (иркутское) барокко».

М.Г. Меерович, г. Иркутск

ДРЕВНЕРУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ СТИЛЬ В ДЕКОРЕ ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Г. ИРКУТСКА

Древнерусский языческий стиль декора, которым украшены многие иркутские дома, несет архаические обрядно-мифологические представления, связанные с земледельческим культом. Он содержит приводимые Б.А. Рыбаковым в трудах «Язычество древних славян» (1981 г.) и «Язычество древней Руси» (1987 г.) религиозно-магические символы: солнца, воды, семян, поля, прорастающих растений и т.п. В иркутском декоре все они объединены в единую смысловую систему и предстают перед нами в логически упорядоченном виде. Опираясь на труды Б.А. Рыбакова, можно утверждать, что обнаруживаемые на самом верху наличников окон полукруг посредине и еще два четвертинка кругов по краям символизируют небесное светило в трех состояниях ежедневного ритмически повторяющегося цикла солнцехода: 1) восход, 2) полдень, 3) закат (рис. 1, 2).

Рис. 1. Иркутск. Наличник дома ул. Марата, 62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.