Научная статья на тему '«Сибирское барокко» в ансамблях с классицистическим декором деревянных гражданских домостроений г. Иркутска'

«Сибирское барокко» в ансамблях с классицистическим декором деревянных гражданских домостроений г. Иркутска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
322
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Зарубина Наталия Александровна, Меерович Марк Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Сибирское барокко» в ансамблях с классицистическим декором деревянных гражданских домостроений г. Иркутска»

Н.А. Зарубина, М.Г. Меерович, г. Иркутск «сибирское барокко» в ансамблях с классицистическим декором деревянных гражданских домостроений Г. ИРКУТСКА

Характерной особенностью иркутского деревянного «барокко» является то, что «чистое» барокко как таковое отсутствует. Нет зданий, полностью представленных в этом стиле. «Барочные» элементы декоративного оформления практически во всех выявленных и обследованных сооружениях располагаются на классицистических фасадах, стилистически «чужих» им. таким образом, если в иркутских деревянных домостроениях представлен «чистый» классицизм3, то стиль барокко встречается исключительно в сочетании с другими стилями, слагая единый художественно-образный ансамбль. часто встречается смешение трех стилей:

а) барокко,

б) классицизма,

в) древнерусского языческого («неорусского»).

это яркая и уникальная отличительная черта «иркутского барокко».

Классицистический стиль в иркутское гражданское строительство привнесли альбомы образцовых фасадов, присылаемые в Иркутск с 1809 по 1820 г. чертежи строго регламентировали пропорции и членения главного фасада, оставляя на усмотрение жильцов выбор строительного материала и декоративного убранства. Образцовые чертежи предписывали слишком большие габариты окон в сравнении с более мелкими традиционными, вызванными климатическими особенностями. В результате в 1811 г. после прошения генерал-губернатора было получено разрешение на небольшие отступления от проектов образцовых фасадов. «В этот период появились новые типы деревянных зданий, таких, например, как жилые дома с торговыми лавками, дома с мезонином, с центральным колонным портиком, с антресолями и т.п. И если тип дома с мезонином прижился на иркутской земле, дал некоторые разновидности и воспроизводился в более позднее время, то домов с центральным портиком, распространенных в других местах, было не так много и впоследствии они не повторялись. тип дома с антресолями также получил со временем наибольшее распространение» [1].

Декоративные ансамбли, сформированные местными мастерами с использованием форм «иркутского барокко», основаны на комбинаторике элементов разных стилей, как в конструктивном, так и декоративном решении. Например, декоративное убранство фасада дома декабриста С.П. трубецкого (ул. Дзержинского, 64) представляет собой смешение трех стилей:

а) классицизма (строгие классицистические наличники с прямым профилированным сандриком);

б) древнерусского (древнерусские кокошники в оформлении фриза);

в) барокко (встречные волюты в оформлении плоскости фасада).

Барочные волюты представляют собой простую гибкую форму, в кольцах-заверше-

3 См. статью в настоящем сборнике: Меерович М.Г. шесть декоративных стилей деревянного Иркут-

ска.

рис. 1. Дом С.П. Трубецкого (ул. Дзержинского, 64). Фасад, фрагмент резьбы (фотографии из архива службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области)

ниях которых размещены лаконичные розетки в виде цветка. Завитки соединены между собой перевязанным веерообразным элементом (рис. 1).

Другой пример - дом декабриста С.Г. Волконского (пер. Волконского, 10). Крупный двухэтажный особняк с симметричной композицией главного фасада, решенного в трактовке классических каменных форм, совмещает классицистические и «барочные» элементы (встречные волюты в оформлении прямого сандрика) (рис. 2). По своему

рис. 2. Дом С.Г. Волконского (пер. Волконского, 10). Фрагмент фасада, оконный проем, фрагменты наличников окон (фотографии В. Асманкиной)

характеру завитки схожи с валютами декора дома С.П. Трубецкого, но в данном примере волюты завиты в спираль, подчеркнутую орнаментом растительного происхождения.

Несколько иную трактовку получают волюты в оформлении наличников дома по ул. Борцов Революции, 6. Данный особняк - один из наиболее ярких памятников в деревянном зодчестве Иркутска, по декоративному решению не имеющий аналогов в застройке города. Фасад выполнен в строгих классицистических формах, с применением элементов, имитирующих каменную архитектуру - ризалиты, триглифы с каплями, модульоны. Особенно оригинальны наличники окон: прямой сандрик украшен высоким кокошником, по контуру которого располагаются плавно изогнутые встречные волюты. В центре - веерообразные пальметты, между которыми вырезано кольцо, пересеченное жезлом (рис. 3).

рис. 3. Дом по ул. Борцов Революции, 6. Окно, наличник (фотографии из архива службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области)

Применение мотивов волютных завитков в оформлении наличника встречается еще на двух памятниках, выполненных в стиле классицизм. Это дома по ул. Декабрьских Событий, 74 (рис. 4) и ул. Красных Мадьяр, 82 (рис. 5). Последний, к сожалению, утрачен.

В обозначенных примерах стилизованные встречные волюты располагаются на лобанях наличников окон. «Уникальная резьба выполнена с тончайшей проработкой деталей, что более свойственно декорации мебели, чем наружному оформлению зданий» [2]. Элементы на лобанях наличников обоих памятников схожи по характеру расположения и технике исполнения: отчетливо прослеживается растительное происхождение орнамента, умело сплетенного в форме завитков, объединенных центральным элементом в виде пальметты (ул. Декабрьских Событий, 74) и встречных побегов растения (ул. Красных Мадьяр, 82).

По характеру применения барочных волют в декоративном убранстве наличников особняком стоят памятники по ул. Карла Либкнехта, 31 и ул. Тимирязева, 45а (рис. 6). Здесь мы обнаруживаем характерные для иркутских домостроений XIX - начала XX в. наличники с барочным рисунком сандриков. В вышеуказанных примерах встреч-

рис. 4. Дом по ул. Декабрьских Событий, 74. Окно, фрагмент резьбы наличника

(фотографии В. Асманкиной)

рис. 5. Дом по ул. Красных Мадьяр, 82. Наличник, фрагмент резьбы наличника (фотографии из личного архива Е.Р. Ладейщиковой)

ные волюты являлись дополнительным элементом к уже существующему сандрику. В данных же памятниках встречные волюты выступают в качестве самостоятельного элемента - они являются сандриком наличника.

Особняк по ул. Карла Либкнехта, 31 - ярчайший памятник деревянного зодчества Иркутска, «построенный не позднее середины XIX в. и представляющий допожарную эпоху (1879 г.) городской архитектуры. В нем воедино собраны все отличительные особенности иркутского деревянного зодчества. В объемном построении нашли отражение местные традиции, а композиция фасадов отражает требования образцовых проектов» [3]. Декоративное убранство выполнено с особой тщательностью с применением классицистических элементов - модульонов,

рис. 6. Дома по ул. Карла Либкнехта, 31 и ул. Тимирязева, 45а (фотографии из архива службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области)

рис. 7. Дом по ул. Карла Либкнехта, 31. Окно (фотография И. Бержинского), наличник (фотография Н. Зарубиной)

триглифов, розеток. Главный интерес представляют наличники окон с барочным сандриком (рис. 7). Так как данный памятник - самый ранний из сохранившихся с «барочным» декором домостроений Иркутска, можно предположить, что данный вид сандрика является одной из первых модификаций волютных наличников. Пожар 1879 г., уничтоживший всю застройку центральной части города, не дает возможности определить, каким был первоначальный облик «барочных» наверший оконных проемов деревянных домостроений Иркутска.

Наличник окна дома по ул. Карла Либкнехта, 31 представляет собой невысокую гладкую лобань, завершенную плавно изогнутыми профилированными встречными волютами, являющимися сандриком. Характер встречных волют простой, пологий. В центральной части они объединены лаконичной розеткой, практически лишенной какого-либо декора. По обеим сторонам лобани расположены плоские завиткообразные элементы.

Дом декабриста П.А. Муханова по ул. Тимирязева, 45а также является зданием, декоративное убранство которого в целом решено в классицистическом стиле, но с «барочными» волютами в завершении наличника (рис. 8). Особняк выстроен в 1853 г. и по

Рис. 8. Дом декабриста П.А. Муханова (ул. Тимирязева, 45а).

Окно, наличник (фотографии Н. Зарубиной)

фасадному решению относится к образцовым. Здесь присутствует вариант «барочного» наличника с простым изогнутым профилированным сандриком в виде двух встречных волют, в завитках которых расположены резные классицистические розетки. Волюты также объединены лаконичным центральным элементом.

Все вышеупомянутые ярчайшие памятники деревянного зодчества Иркутска были выстроены примерно в один и тот же период - 40-е - 50-е гг. XIX в. В декоративном убранстве каждого из указанных примеров «барочный» элемент - волютные завитки - представлены в различных модификациях и использованы главным образом в оформлении наличников окон.

Дом по ул. Карла Либкнехта, 31, самый ранний из перечисленных памятников, указывает на то, что в деревянном декоре «барочные» волюты присутствуют как са-

мостоятельный элемент. А в приведенных нами других примерах (пер. Волконского, 10, ул. Борцов Революции, 6, ул. Декабрьских Событий, 74, ул. Красных Мадьяр, 82), «барочные» элементы выступают в роли дополняющих классицистический декоративный ансамбль.

Таким образом, можно говорить о «двойной функции» волютных завитков в декоративном убранстве иркутских домостроений на ранних этапах их появления и развития:

а) главной - в виде самостоятельного «барочного» сандрика, являющегося прототипом появления барочных элементов в декоре наверший оконных проемов;

б) второстепенной, дополняющей основной декор оконного проема в стилистике классицизма.

Установить, какая «функция» была первичной, не представляется возможным из-за пожара 1879 г. Можно предположить, что волютные завитки появились сначала в качестве дополнительного украшения дома, а затем они развились в самостоятельный сандрик. На рассмотренном временном промежутке (40-е - 50-е гг. XIX в.) они могли существовать вместе. Позднее волютный сандрик займет главенствующее положение в декоративном убранстве фасадов, потеснив дополняющую «функцию» завитков. Ее отголоски мы можем видеть в декоре домов по ул. Пятой Армии, 51, ул. Декабрьских Событий, 70 (рис. 9), где встречные завитки представлены в упрощенном варианте в виде растительных побегов. В качестве дополнительного навершия на классицистическом наличнике завитки также встречаются в оформлении оконных проемов домов в пер. Черемховском, 8, по ул. Софьи Перовской, 22, ул. Тимирязева, 39а (рис. 10). Встречные волюты схожи лишь по расположению - характер орнамента во всех трех примерах различный.

Рис. 9. Наличники окон домов по ул. Пятой Армии, 51 (фотография В. Шишканова) и ул. Декабрьских Событий, 70 (фотография Н. Зарубиной)

Рис. 10. Наличники окон домов в пер. Черемховском, 8, по ул. Софьи Перовской, 22, ул. Тимирязева, 39а (фотографии Н. Зарубиной)

Стиль «иркутское барокко» является своеобразным проявлением стиля «сибирское барокко». Его элементы составляют с другими стилями разнообразные художественно-декоративные ансамбли, являющиеся уникальной чертой исторической деревянной гражданской архитектуры г. Иркутска XIX - начала XX в.

Литература

1. Иркутск деревянный. Альбом-путеводитель / Фото И. Бержинского, текст Л.Г. Басиной, А.Н. Гаращенко, И.В. Калининой, Е.Р. Ладейщиковой. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2010. - С. 17.

2. Там же. С. 116.

3. Там же. С. 134.

Н.А. Зарубина, М.Г. Меерович, г. Иркутск «СИБИРСКОЕ БАРОККО» В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ Г. ИРКУТСКА XIX В.

«Сибирское барокко» - термин, обозначающий одно из стилистических направлений в декорировании каменных культовых сооружений на территории Сибири (рис. 1). В отношении деревянной гражданской архитектуры г. Иркутска XIX в. данный термин используется для выделения особого вида оконных наличников с сандриком в виде двух встречных волют и акротерия (рис. 2).

Крестовоздвиженская церковьг 1747-1758 гг. Владимирская церковь, 1775 г.

Рис. 1. «Сибирское барокко» в архитектуре каменных культовых зданий г. Иркутска XVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.